НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Кировского районного суда г. Екатеринбурга (Свердловская область) от 19.12.2023 № 2-6787/2023

Дело №2-6787/2023

66RS0002-01-2023-005985-41

Мотивированное решение изготовлено 19 декабря 2023 года

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Екатеринбург 12 декабря 2023 года

Кировский районный суд г. Екатеринбурга в составе председательствующего судьи Войт А.В., при помощнике судьи Ксинтарис Н.И., с участием истца Титовой И.А., представителя ответчика Белоусовой Ю.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Титовой Ирины Александровны к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации поСвердловской области оперерасчете пенсии,

УСТАНОВИЛ:

Титова И.А. обратилась в суд с вышеуказанным иском, в обоснование которого указала, что 16 августа 2017 года истцу назначена досрочная страховая пенсия по старости по п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». 19 декабря 2019 года у истца родился ребенок. Истец обратилась в Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации поСвердловской области (далее – Отделение) по вопросу выдачи ребенку СНИЛС. Любое обращение, устное или письменное, должно быть зарегистрировано. Регистрация СНИЛС ребенка осуществлена 15 января 2020 года. Выдачу СНИЛС производил специалист Гузеева Е.Ю. При обращении в Пенсионный фонд истцом представлено свидетельство о рождении ребенка. Сотрудник ответчика не уведомил истца о том, что при рождении ребенка у истца возникает право на получение надбавки на иждивенца в соответствии с ч. 3 ст. 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». При этом в программном комплексе «Клиентская служба» при регистрации заявления истца просматривается информация, что на день получения СНИЛС истец является получателем досрочной страховой пенсии по старости. Однако ввиду халатного бездействия ответчика истец с января 2020 по август 2022 года не получала фиксированную выплату в повышенном размере.

С учетом уточнения требований просит возложить на Отделение обязанность осуществить перерасчет пенсии с учетом иждивенца с 01 февраля 2020 года, осуществить доплату недополученных сумм с 01 февраля 2020 по август 2022 года.

Истец Титова И.А. в судебном заседании на удовлетворении требований настаивала. Указала, что в январе 2020 года обратилась за получением СНИЛС на ребенка. Спросила специалиста, не положены ли ей выплаты как пенсионеру в связи с рождением ребенка. Считает указанное устным обращением. Специалист пояснила, что ничего не положено. Поэтому с заявлением о перерасчете пенсии не подавала. После в 2022 году узнала, что фиксированная выплата повышается при наличии иждивенца. Никто в пенсионном фонде не дал необходимых разъяснений, в связи с чем больше двух лет она не получала пенсию в повышенном размере.

Представитель ответчика ***9 действующая на основании доверенности, представила отзыв на исковое заявление /л.д. 25-27/, согласно которому Отделение возражает против удовлетворения требований. Законодательством Российской Федерации предусмотрен строго заявительный характер перерасчета размера страховых пенсий, а также установлены сроки такого перерасчета. Впервые с заявлением о перерасчете Титова И.А. обратилась 30 августа 2022 года, представив свидетельство о рождении сына. До указанной даты заявления о перерасчет пенсии не подавалось. Пенсионный фонд Российской Федерации оказывает большое количество государственных услуг, на каждую из которых принят Административный регламент. Так, утвержден Административный регламент предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации государственной услуги по приему от граждан анкет в целях регистрации в системе индивидуального (персонифицированного) учета, в том числе по приему от зарегистрированных лиц заявлений об изменении анкетных данных, содержащихся в индивидуальном лицевом счете, или о выдаче документа, подтверждающего регистрацию в системе индивидуального (персонифицированного) учета. Это услуга по получению СНИЛС. Административным регламентом предусмотрено, что включает в себя предоставление данной услуги. Иные действия не осуществляются. Государственная услуга по установлению страховых пенсий, накопительной пенсии и пенсий по государственному пенсионному обеспечению – это иная государственная услуга. Должностные лица обязаны разъяснять заявителям, обратившимся на прием, те вопросы, которые относятся к той или иной государственной услуге, за которой обратился гражданин. Информация о том, что фиксированная выплата к страховой пенсии выплачивается в повышенном размере при условии наличия иждивенцев, является открытой, предназначенной для всеобщего обозрения.

В судебном заседании представитель ответчика ***6 также пояснила, что обращение за получением СНИЛС зарегистрировано в программном комплексе Фронт-Офис, которая не взаимодействует с программными комплексами для страховых пенсий. Обращения относительно страховых пенсий находятся в компетенции клиентских служб. Обращений истца о перерасчете пенсии до 30 августа 2022 года не было. Просит в удовлетворении требований отказать.

Заслушав истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела, заслушав показания свидетеля, оценив доказательства каждое в отдельности и все в совокупности, суд приходит к следующему.

Из материалов дела следует, никем не оспаривается, что истец Титова И.А. с 16 августа 2017 года является получателем досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Федеральный закон № 400-ФЗ) /л.д. 32/.

19 декабря 2019 года у истца родился ребенок – сын ***7 /л.д. 80/.

15 января 2020 года Титова И.А. как законный представитель ***7 обратилась в УПФР в Кировском районе г. Екатеринбурга за получением свидетельства о страховом номере индивидуального лицевого счета (СНИЛС) на своего сына ***7

30 августа 2022 года истец обратилась в Отделение с заявлением о перерасчете размера пенсии, а именно размера фиксированной выплаты (ч. 8 ст. 18 Федерального закона № 400-ФЗ) в связи с наличием нетрудоспособного члена семьи, находящегося на иждивении /л.д. 78-79/. Перерасчет размера фиксированной выплаты произведен с 01 сентября 2022 года /л.д. 68/.

Согласно ст. 17 Федерального закона № 400-ФЗ лицам (за исключением лиц, указанных в части 3.1 настоящей статьи), на иждивении которых находятся нетрудоспособные члены семьи, указанные в пунктах 1, 3 и 4 части 2 статьи 10 настоящего Федерального закона, повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности устанавливается в сумме, равной одной третьей суммы, предусмотренной частью 1 статьи 16 настоящего Федерального закона, на каждого нетрудоспособного члена семьи, но не более чем на трех нетрудоспособных членов семьи (часть 3).

В соответствии с ч. 8 ст. 18 Федерального закона № 400-ФЗ, в случае достижения пенсионером возраста 80 лет, установления I группы инвалидности или изменения группы инвалидности, изменения количества нетрудоспособных членов семьи или категории получателей страховой пенсии по случаю потери кормильца либо в случае приобретения необходимого календарного стажа работы в районах Крайнего Севера и (или) приравненных к ним местностях и (или) страхового стажа, дающих право на установление повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости или к страховой пенсии по инвалидности в связи с работой в районах Крайнего Севера и (или) приравненных к ним местностях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, переезда пенсионера на новое место жительства в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности, в другие районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности, в которых установлены иные районные коэффициенты, выезда пенсионера за пределы районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей на новое место жительства, приобретения необходимого календарного стажа работы в сельском хозяйстве, дающего право на установление повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости или к страховой пенсии по инвалидности в связи с работой в сельском хозяйстве, предусмотренного настоящим Федеральным законом, переезда пенсионера на новое место жительства в сельскую местность, оставления работы и (или) иной деятельности либо поступления на такую работу и (или) осуществления иной деятельности, в период которой застрахованное лицо подлежит обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», производится соответствующий перерасчет размера фиксированной выплаты к страховой пенсии.

Согласно ч. 1 и 2 ст. 23 Федерального закона № 400-ФЗ перерасчет размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии, за исключением случаев, предусмотренных частями 4 и 5 настоящей статьи, производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчете размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии в сторону увеличения.

Заявление пенсионера о перерасчете размера страховой пенсии принимается при условии одновременного представления им необходимых для такого перерасчета документов, подлежащих представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона.

Аналогичное положение установлено Правилам обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами «О страховых пенсиях», «О накопительной пенсии» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», утвержденными Приказом Минтруда России от 05 августа 2021 года № 546н.

Согласно п.п. 47, 48 и 49 указанных Правил перерасчет размера установленной пенсии в сторону увеличения производится на основании заявления о перерасчете размера пенсии, принятого территориальным органом Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом «О страховых пенсиях» и Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».

Заявление о перерасчете размера пенсии и документы, необходимые для такого перерасчета, подаются в территориальный орган Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по выбору заявителя.

Заявление о перерасчете размера пенсии принимается территориальным органом Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации при условии представления всех документов, необходимых для такого перерасчета, обязанность по представлению которых возложена на заявителя.

Законодательно предусмотрен заявительный характер для перерасчета размера страховых пенсий и сроки такого перерасчета. Установлена обязанность заявителя по предоставлению документов, необходимых для такого перерасчета.

Заявление Титовой И.А. с предоставлением документа, подтверждающего наличие основания для перерасчета в сторону увеличения фиксированной выплаты – свидетельства о рождении ребенка, подано в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации 30 августа 2022 года. Перерасчет произведен с 01 сентября 2022 года.

Каких-либо доказательств тому, что заявление с приложением необходимого документа для перерасчета подано ранее, чем 30 августа 2022 года, суду не представлено.

Действительно, 15 января 2020 года Титова И.А. обратилась в УПФР в Кировском районе г. Екатеринбурга за получением свидетельства о страховом номере индивидуального лицевого счета (СНИЛС) на своего сына ***7

Согласно Перечню государственных услуг, предоставляемых Пенсионным фондом Российской Федерации, утвержденному распоряжением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 12 июля 2018 года № 352р, действовавшим до 16 февраля 2023 года, Пенсионный фонд Российской Федерации оказывает 43 государственные услуги, в том числе по приему от граждан анкет в целях регистрации в системе обязательного пенсионного страхования, в том числе по приему от застрахованных лиц заявлений об обмене или о выдаче дубликата страхового свидетельства и по установлению страховых пенсий, накопительной пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению.

Постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 12 февраля 2019 года № 39п утвержден Административный регламент предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации государственной услуги по приему от граждан анкет в целях регистрации в системе обязательного пенсионного страхования, в том числе по приему от застрахованных лиц заявлений об обмене или о выдаче дубликата страхового свидетельства, который действовал до 25 июля 2020 года, то есть на момент обращения Титовой И.А. за получением свидетельства о страховом номере индивидуального лицевого счета (СНИЛС).

Согласно п. 40 указанного Административного регламента, при обращении гражданина в территориальный орган ПФР за государственной услугой предоставление государственной услуги включает в себя следующие административные процедуры:

прием и регистрация заявления и документов, необходимых для предоставления государственной услуги;

ввод и передача данных гражданина, содержащихся в заявлении, в программно-технические комплексы системы персонифицированного учета, их обработка и принятие решения о результате предоставления государственной услуги;

предоставление информации о результате оказания государственной услуги;

исправление допущенных опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления государственной услуги документах.

Данный перечень в рамках данной государственной услуги является исчерпывающим.

Обязанности совершить иные действия в рамках оказания государственной услуги по приему от граждан анкет в целях регистрации в системе обязательного пенсионного страхования не установлено.

Постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 23 января 2019 года № 16п утвержден Административный регламент предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации государственной услуги по установлению страховых пенсий, накопительной пенсии и пенсий по государственному пенсионному обеспечению.

Государственная услуга по перерасчету перерасчет размера пенсии, в том числе по перерасчету фиксированной выплаты регламентирована иным Административным регламентом. Государственные услуги по приему от граждан анкет в целях регистрации в системе обязательного пенсионного страхования и по установлению страховых пенсий, накопительной пенсии и пенсий по государственному пенсионному обеспечению имеют различное регулирование, предоставление данных государственных услуг включает в себя разные административные процедуры, результат предоставления данных государственных услуг также является различным.

Кроме того, согласно пояснениям представителя ответчика и представленным скриншотам, для работы с анкетами в целях регистрации в системе обязательного пенсионного страхования регистрация обращений производится в программном комплексе «Фронт-Офис» /л.д. 81/. Данный программный комплекс работает только с такими обращениями, не связан с обращениями по страховым пенсиям.

Допрошенная в судебном заседании в качестве свидетеля Свидетель №1 суду пояснила, что в настоящее время является специалистом отдела мер социальной поддержки семьям с детьми № *** В 2020 году работала в отделе персонифицированного учета – оформление и выдача СНИЛС. Истца не помнит. Также пояснила, что при работе в программном комплексе «Фронт-Офис» отсутствует возможность посмотреть, является ли заявитель пенсионером. Каждый специалист имеет возможность работать в той программе, которая соответствует его обязанностям, и не имеет доступа к иным программам. При приеме анкет для выдачи СНИЛС копия свидетельства о рождении ребенка у заявителя не берется.

Оценивая указанные доказательства в совокупности с показаниями свидетеля, не доверять которым у суда оснований не имеется, суд приходит к выводу о том, что при подаче анкеты для получения СНИЛС на ребенка специалист в силу своих обязанностей не знал и не должен был знать о том, что заявитель как законный представитель ребенка, является пенсионером.

Относительно того, что при обращении за выдачей СНИЛС истец устно обратилась к специалисту с обращением относительно того, изменится ли размер ее пенсии в связи с рождением ребенка, то согласно сведениям, предоставленным Отделением, - «учет обращений», впервые обращение с заявлением о перерасчете размера фиксированной выплаты зарегистрировано 30 августа 2022 года /л.д. 82-86/. При этом всего с 2017 года зарегистрировано 16 обращений Титовой И.А., в том числе обращений в период с января 2020 года (обращение за СНИЛС) по август 2022 года (обращение за перерасчетом размера фиксированной выплаты), как устных, так и письменных, электронных.

Доказательств обращения устного относительно перерасчета размера фиксированной выплаты не имеется.

Более того, законодательно не предусмотрена подача устного обращения для перерасчета размера фиксированной выплаты. Необходима подача заявления с предоставлением документов, подтверждающих наличие оснований для перерасчета, в данном случае свидетельства о рождении ребенка, которые у Отделения отсутствуют.

В соответствии с п.п. 1, 2, 9 и 11 Положения о Пенсионном фонде Российской Федерации, утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года № 2122-I (действовавшем до 31 декабря 2022 года), Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет государственное управление финансами пенсионного обеспечения в Российской Федерации. Пенсионный фонд Российской Федерации и его денежные средства находятся в государственной собственности Российской Федерации. Пенсионный фонд Российской Федерации ведет свою деятельность через региональные отделения.

Кроме того Пенсионный фонд Российской Федерации обеспечивает разъяснительную работу среди населения по вопросам, относящимся к компетенции Пенсионного фонда Российской Федерации (п. 3 Положения).

На Пенсионный фонд Российской Федерации возложена обязанность по реализации социальной политики Российской Федерации в области государственного пенсионного обеспечения. В рамках исполнения таких обязанностей Пенсионный фонд Российской Федерации и его региональные отделения также обеспечивают разъяснительную работу среди населения по вопросам, относящимся к компетенции Пенсионного фонда Российской Федерации.

Следовательно, при обращении гражданина в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по вопросам пенсионного обеспечения гражданин имеет право на получение от пенсионного органа информации о его правах, в том числе о возможности получения мер социальной защиты (поддержки), возникающих в связи с жизненным событием, по поводу которых он обратился в пенсионный орган, и этому праву корреспондирует обязанность пенсионного органа предоставить гражданину указанную информацию.

При этом указанные положения применительно к установлению факта неполучения страховой пенсии (фиксированной выплаты в повышенном размере) гражданина по определенному основанию именно по вине пенсионного органа подлежат оценке в каждом конкретном случае с учетом порядка реализации права на пенсионное обеспечение каждого вида, наличия/отсутствия у пенсионного органа необходимых сведений о возможности реализации гражданином определенного права на пенсионное обеспечение, которые должны основываться в том числе на материалах пенсионного дела.

Суду не представлены доказательства наличия вины Отделения в том, что заявление о перерасчете размера фиксированной выплаты подано истцом 30 августа 2022 года, а не в январе 2020 года.

Действуя разумно и добросовестно, истец могла в установленном порядке реализовать свое право на перерасчет размера фиксированной выплаты, при том, что нормативные акты, устанавливающие право получения фиксированной выплаты в повышенном размере в связи с наличием иждивенца, опубликованы для всеобщего сведения. Так, положения Федерального закона № 400-ФЗ прямо предусматривают перерасчет на основании заявления пенсионера размера фиксированной выплаты при наличии на иждивении нетрудоспособного члена семьи. Данные положения общедоступны, не имеют каких-либо ограничений.

При указанных обстоятельствах оснований для удовлетворения требований истца о возложении на Отделение обязанность осуществить перерасчет пенсии с учетом иждивенца с 01 февраля 2020 года, осуществить доплату недополученных сумм с 01 февраля 2020 по август 2022 года не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

исковые требования Титовой Ирины Александровны к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации поСвердловской области оперерасчете пенсии оставить без удовлетворения.

Решение суда может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения подачей апелляционной жалобы через Кировский районный суд г. Екатеринбурга.

Судья А.В. Войт