Дело № 2а-5251/2023 КОПИЯ
УИД- 66RS0003-01-2023-004351-93
РЕШЕНИЕИменем Российской Федерации
11 сентября 2023 годаКировский районный суд г. Екатеринбурга в составе: председательствующего судьи Шимковой Е.А., рассмотрев в упрощенном (письменном) производстве дело по административному иску Инспекции Федеральной налоговой службы России по Кировскому району г.Екатеринбурга к ФИО1 о взыскании обязательных платежей и санкций, пени,
установил:
Инспекция Федеральной налоговой службы России по Кировскому району г.Екатеринбурга (далее также – административный истец, налоговый орган) обратилась в суд с административным исковым заявлением, в котором указано, чтоЗубарева Ева Витальевна, *** г.р., ИНН *** (далее – ответчик, налогоплательщик), состоит на налоговом учете в качестве налогоплательщика. Налоговый орган, получив в порядке п. 4 ст. 85 НК РФ, сведения от регистрирующих органов о принадлежности ответчику недвижимого имущества, исчислил сумму налога за 2017-2020 гг. на имущество физических лиц. Информация об объектах налогообложения, суммах налога и сроке уплаты была в налоговых уведомлениях, направленных в адрес ответчика. В связи с неисполнением обязанности по уплате, ответчику были начислены пени и направлены требования с указанием суммы недоимки по налогу и пени, сроку уплаты. В связи с неисполнением обязанности по уплате в срок, установленный в требованиях, налоговый орган обращается за взысканием недоимки в судебном порядке. Инспекция обращалась к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании с ответчика указанной недоимки, которое было удовлетворено, ИФНС был выдан судебный приказ №2а-693/2023 от 20.03.2023, который был отменен по заявлению ответчика определением мирового судьи от 11.04.2023. Задолженность не погашена, что послужило основанием для обращения в суд с настоящим административным иском.
На основании изложенного, истец просит взыскать с ответчика в доход бюджетов задолженностьв общей сумме 3833,30 руб., в том числе: налог на имущество физических лиц в сумме: налог – 3818 руб., пени – 15,30 руб.
Дело назначено к рассмотрению в упрощенном (письменном) производстве на основании статьи 291 Кодекса административного судопроизводства (далее – КАС РФ).
Информация о рассмотрении дела своевременно размещена в открытом доступе в сети «интернет» на официальном сайте суда.
Стороны извещены надлежащим образом.
Административным ответчиком был представлен письменный отзыв на иск (л.д.50-71), согласно которого, налоговые уведомления и требования об уплате задолженности она не получала; по делам № 2а-693/2023, 2а-980/2023 судом исследовались платежные документы об оплате налогов за 2020 и 2021 гг. и установлен факт отсутствия в личном кабинете налогоплательщика уведомления за 2019 год; налог за 2019 год оплачен после получения настоящего искового заявления; считает, что срок принудительного взыскания задолженности истек; просит не рассматривать дело в порядке упрощенного производства (л.д.66), а также привлечь к участию в деле в качестве законного представителя/заинтересованного лица ***2 (л.д.68). В связи с указанным просит отказать в удовлетворении требований в полном объеме, поскольку, задолженность за 2019-2021 гг. оплачена, а за 2017, 2018 гг. – пропущен срок на ее взыскание, а также вынести в адрес ИФНС частное определение за нарушение законодательства о налогах в виде не направления налоговых уведомлений и требований в адрес налогоплательщика (л.д.96-98).
От административного истца поступили письменные возражения на отзыв ответчика (л.д.72-74, 101-104, 107), согласно которых, налоговые уведомления и требования направлялись налогоплательщику почтовыми отправлениями по адресам регистрации, имеющимся у ИФНС из УФМС; суммы произведенной ответчиком уплаты учтены на ее ЕНС в счет погашения задолженности, имеющейся за предыдущие налоговые периоды. Просит иск удовлетворить.
Разрешая ходатайства административного ответчика о переходе к рассмотрению дела по общим правилам административного судопроизводства, о привлечении к участию в дело ее законного представителя/заинтересованного лица ***2, суд не находит оснований для их удовлетворения, в виду следующего.
Как разъяснено в пункте 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.12.2020 N 42 "О применении норм Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административных дел в порядке упрощенного (письменного) производства" судам следует иметь в виду, что определение о рассмотрении дела по общим правилам административного судопроизводства может быть вынесено при наличии оснований, указанных в части 7 статьи 292 КАС РФ, в частности, в следующих случаях:
для правильного разрешения административного дела необходимо истребовать доказательства;
невозможно осуществить обмен доказательствами между сторонами в сроки, предусмотренные частью 5.1 статьи 292 КАС РФ, даже после их продления судом (например, в случае представления в суд обоснованного заявления стороны о невозможности получения ею почтовой корреспонденции в соответствующие сроки);
необходимо привлечь к участию в деле заинтересованных лиц;
сторонами выражены намерения к заключению соглашения о примирении (статьи 94.2, 137.1, часть 5.1, пункт 2 части 7 статьи 292 КАС РФ).
Для рассмотрения в порядке упрощенного (письменного) производства административного иска о взыскании обязательных платежей и санкций на сумму, не превышающую двадцати тысяч рублей, не являются безусловными препятствиями такие обстоятельства, как пропуск срока обращения в суд с административным иском при наличии заявления о восстановлении данного срока, представление административным ответчиком возражений относительно рассмотрения административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства. При этом, если в представленных в суд возражениях содержатся достоверные сведения об иных обстоятельствах, препятствующих рассмотрению дела в порядке упрощенного (письменного) производства, суд переходит к рассмотрению дела по общим правилам административного судопроизводства (например, в случаях, когда возникает необходимость в допросе свидетеля или доказательством по делу являются документы, содержащие сведения, составляющие государственную тайну).
В силу части 7 статьи 292Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд выносит определение о рассмотрении дела по общим правилам административного судопроизводства, если установлено, что административное дело не подлежит рассмотрению в порядке упрощенного (письменного) производства, в ходе рассмотрения дела в порядке упрощенного (письменного) производства принят встречный административный иск, который не может быть рассмотрен по правилам, установленным настоящей главой, либо если суд, в том числе по ходатайству одной из сторон, пришел к выводу о том, что:
1) порядок упрощенного (письменного) производства может привести к разглашению государственной тайны;
2) необходимо выяснить дополнительные обстоятельства или исследовать дополнительные доказательства, а также провести осмотр и исследование доказательств по месту их нахождения, назначить экспертизу или заслушать свидетельские показания;
3) заявленное требование связано с иными требованиями, в том числе к другим лицам, или судебным актом, принятым по данному делу, могут быть нарушены права и законные интересы других лиц.
В силу части 1 статьи 47 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации под заинтересованным лицом понимается лицо, права и обязанности которого могут быть затронуты при разрешении административного дела.
Согласно части 3 статьи 5 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации права, свободы и законные интересы граждан, которые не достигли возраста восемнадцати лет, граждан, которые ограничены в дееспособности и не могут согласно законодательству самостоятельно участвовать в административных делах, возникающих из спорных административных и иных публичных правоотношений, защищают в судебном процессе их законные представители - родители, усыновители, опекуны, попечители или иные лица, которым это право предоставлено федеральным законом. В случае необходимости суд может привлечь этих граждан к участию в рассмотрении административного дела.
В силу части 3 статьи 54 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации права и законные интересы граждан, ограниченных в дееспособности, граждан, которые не достигли возраста восемнадцати лет, могут защищать в судебном процессе представители или законные представители - родители, усыновители, попечители или иные лица, которым это право предоставлено федеральным законом. Законные представители совершают от имени представляемых ими лиц все процессуальные действия, право совершения которых принадлежит представляемым лицам, с ограничениями, предусмотренными федеральными законами. Законные представители могут поручить ведение административного дела в суде избранному ими представителю. В случае, если настоящим Кодексом предусмотрено обязательное участие представителя в судебном процессе, законные представители обязаны поручить ведение административного дела в суде лицу, избранному ими в качестве представителя.
В данном случае судом административный ответчик – *** г.р., следовательно, на момент рассмотрения дела достиг совершеннолетия, ***2 представляет интереы ФИО1, как законный представитель по настоящему делу в силу закона, поскольку, на момент подачи настоящего иска ей еще не исполнилось 18 лет, в частности, знакомился с материалами дела (л.д.71). Следовательно, какого-либо отдельного процессуального решения о его допуске к участию в деле в качестве такового не требуется и, тем более, указанное не свидетельствует о необходимости перехода к рассмотрению делапо общим правилам административного судопроизводства.
Отсутствует необходимость в привлечении его к участию в деле в качестве заинтересованного лица, поскольку, на его права и обязанности данное решениене повлияет.
Более того, сторонами представлены суду письменные возражения и отзывы, а также доказательства, которые суд исследует при рассмотрении дела и указанные обстоятельства не являются безусловным основанием для перехода к рассмотрению дела по общим правилам административного судопроизводства, а, значит, удовлетворения ходатайства об этом.
В связи с указанным, дело рассмотрено в упрощенном (письменном) порядке
Исследовав материалы настоящего дела, а также материалы дела № 2а-693/2023 по заявлению ИФНС России по Кировскому району г. Екатеринбурга о выдаче судебного приказа, суд приходит к следующему.
В силу пункта 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации (также – НК РФ) рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.
Согласно статье 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (также – КАС РФ) органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций (ч.1).
Статьей 57 Конституции Российской Федерации, закреплена обязанность каждого уплачивать законно установленные налоги и сборы.
В силу части 1 статьи 3, пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее также - НК РФ) каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы.
В силу ст. 15 Налогового кодекса Российской Федерации налог на имущество физических лиц относятся к местным налогам.
Налог на имущество физических лиц,согласно статье 399 Налогового кодекса Российской Федерации, устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) определяют налоговые ставки в пределах, установленных настоящей главой, и особенности определения налоговой базы в соответствии с настоящей главой.
В силу статьи 400 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.
Согласно пункту 1 статьи 401 Налогового кодекса Российской Федерации, объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество жилой дом; квартира, комната; 3) гараж, машино-место; 4) единый недвижимый комплекс; 5) объект незавершенного строительства; 6) иные здание, строение, сооружение, помещение.
В силу ст. 403 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей (п.1). Налоговая база в отношении квартиры, части жилого дома определяется как ее кадастровая стоимость, уменьшенная на величину кадастровой стоимости 20 квадратных метров общей площади этой квартиры, части жилого дома (п.3). Налоговая база в отношении жилого дома определяется как его кадастровая стоимость, уменьшенная на величину кадастровой стоимости 50 квадратных метров общей площади этого жилого дома (п.5). Налоговая база в отношении единого недвижимого комплекса, в состав которого входит хотя бы один жилой дом, определяется как его кадастровая стоимость, уменьшенная на один миллион рублей (п.6).
Согласно п. 2 ст. 406 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, нормативными правовыми актами представительного органа федеральной территории "Сириус") в размерах, не превышающих:
1) 0,1 процента в отношении:
жилых домов, частей жилых домов, квартир, частей квартир, комнат;
объектов незавершенного строительства в случае, если проектируемым назначением таких объектов является жилой дом;
единых недвижимых комплексов, в состав которых входит хотя бы один жилой дом;
гаражей и машино-мест, в том числе расположенных в объектах налогообложения, указанных в подпункте 2 настоящего пункта;
хозяйственных строений или сооружений, площадь каждого из которых не превышает 50 квадратных метров и которые расположены на земельных участках для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства;
2) 2 процентов в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 настоящего Кодекса, в отношении объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 настоящего Кодекса, а также в отношении объектов налогообложения, кадастровая стоимость каждого из которых превышает 300 миллионов рублей.
3) 0,5 процента в отношении прочих объектов налогообложения.
В соответствии с п. 1 ст. 408 Налогового кодекса Российской Федерации сумма налога исчисляется налоговыми органами по истечении налогового периода отдельно по каждому объекту налогообложения как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Согласно ст. 409 Налогового кодекса Российской Федерации налог подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Налогоплательщики - физические лица уплачивают налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом (п. 4 ст. 397 НК РФ).
Налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления (абз. 3 п. 2).
В случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления (п. 4 ст. 57 НК РФ).
Судом установлено, что ИФНС получены сведения в порядке п. 4 ст. 85 НК РФ о том, что ответчику на праве собственности принадлежит следующее имущество:
- квартира КН *** по адресу: ***, доля в праве – 7/10, период владения с 10.07.2008.
Следовательно, на основании положений статьи 400 НК РФ ответчик является плательщиком налога на имущество физических лиц.
Налоговый орган, руководствуясь положениями ч. 2, 3 ст. 52, ст. 408 НК РФ исчислил в отношении указанного недвижимого имущества сумму имущественного налога за 2017-2020 гг.: 2989 руб. за 2017 г., 3204 руб. за 2018 г., 3 347 руб. за 2019 г., 2861 руб. за 2020 г.
Объект налогообложения, расчет налога указаны в налоговых уведомлениях №23682088 от 29.08.2018, № 81546082 от 23.08.2019, № 68508798 от 01.09.2020, №27450420 от 01.09.2021, которые, вопреки доводам административного ответчика, направлялись в адрес налогоплательщика почтой.
В частности, налоговое уведомление №23682088 от 29.08.2018 направлялось в адрес места жительства административного ответчика: *** (ФИО2).Согласнообщедоступному сайту«ПочтаРоссии»почтовоеотправление вручено адресату 27 сентября 2018 года; налоговое уведомление № 81546082 от 23.08.2019 направлялосьпо тому же адресу(ФИО2), в связи с истечением срока хранения 23 октября 2019 года выслано обратно отправителю; налоговое уведомление № 68508798 от 01.09.2020 направлялось по тому же адресу(ФИО2), в связи с неудачной попыткой вручения 27 октября 2020 г. выслано обратно отправителю; налоговое уведомление № 27450420 от 01.09.2021 направлялось в адрес места жительства административного ответчика: *** (ФИО2), в связи с истечением срока хранения 07 декабря 2021 года выслано обратно отправителю.
Вместе с тем, как следует из сведений УФМС, ФИО1 с 02.12.2020 зарегистрирована по адресу: ***, следовательно, налоговое уведомление № 68508798 от 01.09.2020 (налог за 2019 год) направлено не по адресу регистрации налогоплательщика.
Суд, проверив расчет за каждый налоговый период, признает его арифметически верным.
В связи с неуплатойналогов в сроки, установленные в уведомлениях, а также установленные законом, ответчику на основании ст. 75 НК РФ были начислены пени.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога (подпункт 1 и 3 пункта 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации).
В соответствии с п. 2 ст. 69 Налогового кодекса Российской Федерации при наличии у налогоплательщика недоимки, ему направляется требование об уплате налога.
Правила, установленные настоящей статьей, применяются также в отношении сроков направления требований об уплате сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, предусмотренных главой 9 настоящего Кодекса (п.3).
По правилам ст. 69, 70 НК РФ налогоплательщику были направлены требования об уплате задолженности: № 45414 от 07.02.2019 (срок исполнения – до 02.04.2019), № 27814 от 31.01.2020 (срок исполнения – до 25.03.2020), № 9795 от 15.02.2021 (срок исполнения до – 02.04.2021), № 96208 от 23.12.2021 (срок исполнения – до 11.02.2022).
Так, требование № 27814 от 31.01.2020 направлено в адрес места жительства административного ответчика: *** (ФИО2), в связи с неудачной попыткой вручения 19 марта 2020 года выслано обратно отправителю; требование № 9795 от 15.02.2021 направлено в тот же адрес места жительства административного ответчика (ФИО2), вручено адресату 01 марта 2021 года; требование № 96208 от 23.12.2021 направлено в адрес места жительства административного ответчика: *** (ФИО2), в связи с неудачной попыткой вручения 02 февраля 2022 года выслано обратно отправителю.
Таким образом, довод административного ответчика о том, что ИФНС нарушила положения налогового законодательства и не направляла в ее адрес ни налоговые уведомления, ни требования, не нашел своего подтверждения и опровергается материалами дела (л.д.16-30).
Так, согласно представленным административным ответчиком платежным документам (л.д.53-54), задолженность по налогу на имущество за 2019 год в сумме 980 руб. погашена 25.07.2023, за 2020 год в сумме 2861 руб. – 03.04.2023. Также представлены платежные документы об оплате налога на имущество за 2021 год в сумме 2861 руб. – 03.04.2023, за 2022 год в сумме 2 861 руб. – 03.04.2023.
Согласно письменному отзыву ИФНС на возражения ответчика, суммы, уплаченные ответчиком, погасили задолженность за налоговый период 2017-2018 гг., а также частично за 2019 год.
Как указывает ИФНС в иске, в сроки, установленные в требованиях, задолженность была уплачена частично; текущая сумма недоимки (по состоянию на дату подачи иска – 21.07.2023) составляет: за 2019 год – 957 руб., за 2020 год – 2861 руб., пени – 15,30 руб.; в связи с оплатой от 25.07.2023 в размере 980 руб., текущая недоимка составляет: налог за 2020 год в сумме 2838 руб. (зачтена сумма 23 руб. из 2861 руб. оплаченных), пени – 15,30 руб.
Согласно пункту 1 статьи 48 НК РФ, в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании.
Заявление подается в отношении всех требований об уплате, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи заявления о взыскании в суд.
Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей/10 000 руб. (с 23.12.2020), за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.
Пунктом 2 настоящей статьи, установлено, что заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей/10000 руб. (с 23.12.2020), налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей/10 000 руб. (с 23.12.2020).
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей/10000 руб. (с 23.12.2020), налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
Согласно ст. 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
Как следует из материалов дела № 2а-693/2023, Инспекция 13.03.2023 обратилась к мировому судье судебного участка № 6 Кировского судебного района г.Екатеринбурга с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании задолженности.
20.03.2023 мировым судьей вынесен судебный приказ № 2а-693/2023 о взыскании задолженности, заявленной в настоящем иске.
Определением мирового судьи от 11.04.2023 судебный приказ был отменен.
В силу п. 3 ст. 48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
С настоящим иском о взыскании задолженности истец обратился 21.07.2023, что в установленный срок.
Вместе с тем, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных в настоящем иске требований, в виду следующего.
Согласно статье 17.1 КАС РФ мировой судья рассматривает заявления о вынесении судебного приказа по требованиям о взыскании обязательных платежей и санкций в порядке, установленном главой 11.1 КАС РФ.
По смыслу положений главы 11.1 КАС РФ вопросы соблюдения налоговым органом срока обращения в суд для получения судебного приказа, установленного в пункте 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, не подлежат проверке при рассмотрении соответствующего процессуального вопроса мировым судьей.
Такое право предоставлено только Арбитражному суду, о чем прямо разъяснено в пункте 26 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 декабря 2016 года N 62, согласно которому истечение сроков на судебное взыскание обязательных платежей и санкций, в частности срока, установленного в пункте 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, является препятствием для выдачи арбитражным судом судебного приказа.
Вместе с тем вопрос восстановления пропущенного срока в компетенцию мирового судьи при выдаче судебного приказа не входит.
Согласно позиции Конституционного суда Российской Федерации, нарушение срока на обращение за выдачей судебного приказа не должно приводить к нарушению совокупных сроков, установленных ст. 48 НК РФ и ст.286 КАС РФ.
В данном случае, срок на обращение к мировому судье налоговым органом пропущен по требованию № 45414 (налог за 2017 год в сумме 2989 руб., пени – 49,86 руб.), который истек до 03.10.2019 (общая сумма недоимки превышала 3000 руб.) и по требованию № 27814 (налог за 2018 год в сумме 3204 руб., пени – 39,72 руб.), который истек 25.09.2020 (общая сумма недоимки превышала 3000 руб.).
ИФНС не заявлено ходатайство о восстановлении пропущенного срока на обращение к мировому судье.
В силу ст. 286 КАС РФ, ст. 48 НК РФ, пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций, может быть восстановлен судом.
Кроме того, указанный срок может быть восстановлен только в исключительных случаях, когда суд признает уважительными причины его пропуска по обстоятельствам, объективно исключающим возможность подачи заявления в установленный срок.
Судом при рассмотрении дела таких уважительных причин также не установлено.
Согласно правовой позиции Конституционного суда Российской Федерации, принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, осуществляться не может (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 22 марта 2012 года № 479-О-О).
Таким образом, срок обращения к мировому судье с административными исковыми требованиями о взыскании с ответчика задолженности по налогу на имущество физических лиц за расчетный период 2017 и 2018 гг. административным истцом пропущен и уважительных причин для его восстановления не имеется.
Кроме того, не имеется оснований и для взыскания оставшейся суммы задолженности, заявленной, как первоначально в иске, так и в письменном отзыве ИФНС, в виду того, что административным ответчиком представлены надлежащие доказательства факта оплаты задолженности с указанием назначения платежа непосредственно «имущественный налог» и конкретного налогового периода.
Как указывает сторона истца, согласно ФЗ от 14.07.2022 №263-ФЗ (ред. от 28.12.2022) «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации» изменен порядок исполнения обязанности по уплате налога, страховых взносов, сборов. В соответствии с п. 8 ст. 45 НК РФ принадлежность сумм денежных средств, перечисленных и (или) признаваемых в качестве единого налогового платежа, определяется налоговыми органами на основании учтенной на едином налоговом счете налогоплательщика суммы его совокупной обязанности с соблюдением следующей последовательности: 1) недоимка – начиная с наиболее раннего момента ее выявления; 2) налоги, авансовые платежи, сборы, страховые взносы – с момента возникновения обязанности по уплате; 3) пени; 4) проценты; 5) штрафы. Таким образом, при погашении задолженность по обязательным платежам уплачивается недоимка, начиная с наиболее раннего момента ее выявления.
Вместе с тем, указанные обстоятельства не дают ИФНС право на самостоятельный зачет поступивших от налогоплательщика сумм в счет погашения задолженности в период судебного спора, как и то, что зачет должен производиться в ту задолженность, по которой налоговым органом не утрачена возможность ее принудительного взыскания.
Иное противоречит действующему законодательству, нарушает права и законные интересы налогоплательщика.
При таких обстоятельствах, учитывая, что ИФНС утрачено право на погашение задолженности за 2017 и 2018 гг. по налогу на имущество физических лиц за счет произведенных ответчиком платежей 03.04.2023 и 25.07.2023, а административным ответчиком произведена оплата 03.04.2023 в сумме 2861 руб., 25.07.2023 в сумме 980 руб. с указанием назначения платежа – имущественный налог за 2019 и 2020 гг., что в общей сумме составляет 3841 руб., следовательно, учитывая, что при подаче иска ИФНС просил взыскать с ответчика задолженность в общей сумме 3 833,30 руб., суд считает, что поступивший в Единый налоговый счет ФИО1 платеж подлежит учету в качестве исполнения ею настоящих исковых требований и никак иначе.
В связи с указанным, в удовлетворении исковых требований суд отказывает.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 227, 175-186, 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление Инспекции Федеральной налоговой службы России по Кировскому району г. Екатеринбурга к ФИО1 о взыскании обязательных платежей и санкций, пени – оставить без удовлетворения в полном объеме.
Решение суда, принятое по результатам рассмотрения административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства, может быть обжаловано в апелляционном порядке в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.
Суд по ходатайству заинтересованного лица выносит определение об отмене решения суда, принятого им в порядке упрощенного (письменного) производства, и о возобновлении рассмотрения административного дела по общим правилам административного судопроизводства, если после принятия решения поступят возражения относительно применения порядка упрощенного (письменного) производства лица, имеющего право на заявление таких возражений, или новые доказательства по административному делу, направленные в установленный законом срок, либо если в течение двух месяцев после принятия решения в суд поступит заявление лица, не привлеченного к участию в деле, свидетельствующее о наличии оснований для отмены решения суда, предусмотренных пунктом 4 части 1 статьи 310 настоящего Кодекса.
Судья /подпись/Е.А. Шимкова