НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Кировского областного суда (Кировская область) от 16.04.2019 № 77-150/19

Судья Жолобова Т.А. Дело № 77-150/2019

Р Е Ш Е Н И Е

г. Киров 16 апреля 2019 года

Судья Кировского областного суда Степанова Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по жалобе Береснева Ю.Н. на постановление заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Кировской области Макарова Э.И. № от 20 декабря 2018 года, решение судьи Октябрьского районного суда г. Кирова от 4 марта 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении директора Кировского областного государственного казенного учреждения «Управление капитального строительства» Береснева Ю.Н.,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Кировской области Макарова Э.И. № от 20 декабря 2018 года директор Кировского областного государственного казенного учреждения «Управление капитального строительства» (далее – КОГКУ «Управление капитального строительства») Береснев Ю.Н. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 20000 рублей.

По результатам рассмотрения жалобы Береснева Ю.Н. на вышеуказанное постановление, решением судьи Октябрьского районного суда г. Кирова от 4 марта 2019 года постановление № от 20 декабря 2018 года оставлено без изменения.

С данным решением не согласился директор КОГКУ «Управление капитального строительства» Береснев Ю.Н. В жалобе, поданной в Кировский областной суд, просит решение судьи районного суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отмене постановления № от 20 декабря 2018 года и прекращении производства по делу. В обоснование доводов жалобы указывает, что распоряжение Правительства Российской Федерации от 19.08.2017 № о распределении субсидий из федерального бюджета субъекту Кировская область и соглашение от 08.11.2017 не содержат указания на наличие у заказчика обязанности проходить государственную экспертизу изменений в проектно-сметную документацию, внесенных в процессе строительства Детского космического центра и не влияющих на конструктивную надежность и безопасность данного объекта. Не соглашаясь с выводом суда о нецелевом использовании бюджетных средств, указывает, что выделенная субсидия направлена исключительно на установленные соглашением цели - завершение строительства объекта капитального строительства. Работы выполнены в соответствии с локальными сметами и в пределах общей сметной стоимости строительства объекта. Считает, что в данном случае имеет место нарушение порядка и условий предоставления и расходования субсидий, ответственность за которое предусмотрена статьей 15.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В возражениях на жалобу заместитель руководителя Управления Федерального казначейства по Кировской области Макаров Э.И. полагал, что направление средств субсидии на оплату работ, не предусмотренных проектно-сметной документацией, имеющей положительное экспертное заключение ФАУ «Главгосэкспертиза России», образует объективную сторону вменяемого административного правонарушения. Указал на законность и обоснованность оспариваемых постановления должностного лица и судебного решения, отсутствие оснований для удовлетворения жалобы.

Береснев Ю.Н. в судебное заседание не явился, просил о рассмотрении дела в его отсутствие.

В соответствии со статьей 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях считаю возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося лица.

Выслушав защитника директора КОГКУ «Управление капитального строительства» Береснева Ю.Н. Куклину Д.П., поддержавшую требования и доводы жалобы, заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Кировской области Макарова Э.И. и представителей Рыкову А.В., Костяеву Н.А., полагавших решение судьи районного суда законным и обоснованным, а жалобу – не подлежащей удовлетворению, изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы и возражений на жалобу, прихожу к следующему.

В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в направлении средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплате денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, или в направлении средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, на цели, не соответствующие целям, определенным договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния, в виде административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет.

Частью 1 статьи 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.

Как усматривается из оспариваемого постановления, на основании приказа Управления Федерального казначейства по Кировской области от 11.01.2018 № , в КОГКУ «Управление капитального строительства» проведена плановая выездная проверка соблюдения условий предоставления и использования средств из федерального бюджета на капитальные вложения в объекты государственной (муниципальной) собственности субъектов Российской Федерации в рамках подпрограммы «Искусство» государственной программы Российской Федерации «Развитие культуры и туризма» на 2013-2020 годы, за период: с 01.01.2014 по 14.03.2018.

Согласно распределению субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование капитальных вложений в объекты государственной (муниципальной) собственности субъектов Российской Федерации в рамках государственной программы Российской Федерации «Развитие культуры и туризма» на 2013 - 2020 годы, выделенных из резервного фонда Правительства Российской Федерации, утвержденному распоряжением Правительства Российской Федерации от 19.08.2017 № , из федерального бюджета бюджету Кировской области предоставлена субсидия на завершение строительства и оборудование Детского космического центра в г. Кирове (<адрес>) в размере <данные изъяты> тыс. руб.

В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 19.08.2017 № , постановлением Правительства Российской Федерации от 05.12.2013 № «Об утверждении Правил формирования, предоставления и определения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование строительства (реконструкции) объектов культуры центров культурного развития государственной собственности субъектов Российской Федерации, не включенных в федеральные целевые программы, бюджетные инвестиции в которые осуществляются из бюджетов субъектов Российской Федерации, и (или) па предоставление соответствующих субсидий из бюджетов субъектов Российской Федерации на софинансирование строительства (реконструкции) объектов культуры и центров культурного развития муниципальной собственности, не включенных в федеральные целевые программы, бюджетные инвестиции в которые осуществляются из местных бюджетов, главным распорядителем в отношении которых является Министерство культуры Российской Федерации» (далее - Правила от 05.12.2013 № ) между Минкультуры России и Правительством Кировской области заключено соглашение от 08.11.2017 № о предоставлении субсидии бюджету Кировской области из федерального бюджета на софинансирование капитальных вложений в объекты государственной собственности (муниципальной собственности) (далее соглашение от 08.11.2017).

Согласно пункту 1.1. и приложениям № 1 и № 2 Соглашения от 08.11.2017 субсидия, предоставлена в целях софинансирования завершения строительства и оборудование Детского космического центра в г. Кирове (<адрес>).

Согласно подпункту «в» пункта 3 Правил от 05.12.2013 № одним из условий предоставления и расходования субсидий является наличие утвержденной проектной документации на объекты капитального строительства, имеющей положительное заключение государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий и положительное заключение о достоверности сметной стоимости объекта капитального строительства, выданные федеральным автономным учреждением «Главное управление государственной экспертизы».

На разработанную в 2012 году проектную документацию на строительство обьекта «Детский космический центр в г. Кирове», на основании заявления КОГКУ «Управление капитального строительства» от 10.02.2012 № Кировским областным государственным автономным учреждением «Управление государственной экспертизы» проведена государственная экспертиза проектной документации, включая смету и результаты инженерных изысканий, по результатам которой выдано положительное заключение государственной экспертизы от 19.03.2012 № .

В связи с корректировкой сметной документации на строительство объекта Детского космического центра в городе Кирове, на основании заявления КОГКУ «Управление капитального строительства» от 06.08.2014 № Казанским филиалом федерального автономного учреждения «Главное управление государственной экспертизы» проведена государственная экспертиза откорректированной сметной документации, по результатам которой выдано положительное заключение от 24.09.2014 № по проверке достоверности определения сметной стоимости объекта капитального строительства.

В связи с корректировкой проектной документации по строительству и оборудованию Детского космического центра в городе Кирове в части внутренней отделки помещений №№ по разработанному дизайн-проекту, на основании заявлений КОГКУ «Управление капитального строительства» от 15.12.2017 Казанским филиалом Федерального автономного учреждения «Главное управление государственной экспертизы» проведена государственная экспертиза скорректированной проектной документации, по результатам которой выданы положительное заключение от 26.12.2017 № на проектную документацию и положительное заключение от 26.12.2017 № по проверке определения достоверности сметной стоимости объекта капитального строительства.

Субсидия предоставлена на завершение строительства и оборудование объекта - Детский космический центр в г. Кирове, перечень работ по строительству и оборудованию которого определены проектно-сметной документацией, имеющей положительные заключения ФАУ «Главгосэкспертиза России».

В соответствии с государственным контрактом от 12.07.2017 № , заключенным с ООО «<данные изъяты>», КОГКУ «Управление капитального строительства» является государственным заказчиком по объекту «Детский космический центр» в г. Кирове в части завершения строительства объекта «Детский космический центр» в г. Кирове, в соответствии с проектно-сметной документацией и техническим заданием, являющимися неотъемлемыми частями государственного контракта от 12.07.2017.

Согласно акту о приемке выполненных работ (форма № КС-2) от 30.11.2017 № , справке о стоимости выполненных работ и затрат (форма КС-3) от 30.11.2017 № КОГКУ «Управление капитального строительства» приняты и оплачены за счет средств областного бюджета работы по устройству художественных конструкций колонн на сумму <данные изъяты> руб., не предусмотренные проектной документацией, имеющей положительные заключения ФАУ «Главгосэкспертиза России» от 24.09.2014 № , от 26.12.2017 № , от 26.12.2017 № .

Вышеуказанные работы, не предусмотренные проектно-сметной документацией, имеющей положительные заключения ФАУ «Главгосэкспертиза России» на общую сумму <данные изъяты> руб. оплачены за счет средств областного бюджета, но последующее уточнение кассового расхода подтверждает факт перечисления средств федерального бюджета на сумму выполненных и оплаченных работ в доход Кировской области.

С учетом изложенного средства, источником финансового обеспечения которых являются средства субсидии из федерального бюджета, направлены на оплату работ по объекту «Детский космический центр» в г. Кирове, не предусмотренных проектной документацией, имеющей положительные заключения ФАУ «Главгосэкспертиза России».

В силу статьи 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.

В соответствии с пунктом 6 статьи 81 Бюджетного кодекса Российской Федерации порядок использования бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Российской Федерации, резервного фонда высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, резервного фонда местной администрации, предусмотренных в составе федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета, устанавливается соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией.

В силу пункта 1 статьи 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.

Согласно распоряжению Правительства Российской Федерации от 19.08.2017 № , постановлению Правительства Российской Федерации от 05.12.2013 № , Соглашению от 08.11.2017 субсидия предоставлена в целях софинансирования завершения строительства и оборудования конкретного объекта «Детского космического центра» в г. Кирове (<адрес>), перечень мероприятий и работ по завершению строительства которого определен проектно-сметной документацией, имеющей положительные заключения ФАУ «Главгосэкспертиза России».

Условием предоставления и расходования субсидии является наличие утвержденной проектной документации на объекты капитального строительства, имеющей положительное заключение государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий и положительное заключение о достоверности сметной стоимости объекта капитального строительства, целью предоставления средств субсидии является оплата работ по завершению строительства и оборудавнию «Детского космического центра» в г. Кирове, предусмотренных проектной документацией, получившей положительные заключения ФАУ «Главгосэкспертиза России» от 26.12.2017 № и № .

Платежное поручение от 21.12.2017 № , которым подтверждается факт перечисления средств федерального бюджета в доход Кировской области за ранее оплаченные работы, не предусмотренные проектной документацией, имеющей положительные заключения государственной экспертизы, подписано директором КОГКУ «Управление капитального строительства» - Бересневым Ю.Н.

Береснев Ю.Н. на основании трудового договора от 18.03.2014 является директором КОГКУ «Управление капитального строительства». В соответствии с приказом министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Кировской области от 10.03.2017 № срок действия трудового договора от 18.03.2014 № изменен на период с 19 марта 2014 по 19 марта 2020 года.

Пунктом 3 раздела II должностной инструкции директора КОГКУ «Управление капитального строительства», утвержденной исполняющим обязанности министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Кировской области 03.10.2016, установлена обязанность директора КОГКУ «Управление капитального строительства» по обеспечению организации, в том числе административно-хозяйственной и финансовой деятельности КОГКУ «Управление капитального строительства».

Согласно пункту 7 раздела II должностной инструкции директор КОГКУ «Управление капитального строительства» обязан обеспечивать целевое и эффективное использование средств учреждения.

Пунктом 13 раздела II должностной инструкции директора КОГКУ «Управление капитального строительства» установлена обязанность директора КОГКУ «Управление капитального строительства» по обеспечению использования имущества Учреждения, в том числе недвижимого, по целевому назначению в соответствии с видами деятельности, установленными уставом Учреждения, а также использование по целевому назначению выделенных Учреждению бюджетних и внебюджетных средств.

Статьей 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

На основании изложенного должностным лицом сделан вывод о том, что в нарушение требований статьи 38, пункта 6 статьи 81 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункта 1, подпункта «в» пункта 3 Правил от 05.12.2013 № , пункта 1.1 Соглашения от 08.11.2017, пункта 1 «Перечень мероприятий, в целях софинансирования которых предоставляется Субсидия» к Соглашению от 08.11.2017, пункта 8.3 государственного контракта от 17.04.2017 № в результате ненадлежащего исполнения своих должностных обязанностей директором КОГКУ «Управление капитального строительства» - Бересневым Ю.Н. за счет средств, источником финансового обеспечения которых являются средства субсидии из федерального бюджета, оплачены работы, не предусмотренные проектной документацией, имеющей положительные заключения ФАУ «Главгосэкспертиза России» от 26.12.2017 № и № , в сумме <данные изъяты>., что в соответствии с пунктом 1 статьи 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации является нецелевым использованием средств федерального бюджета и образует состав административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Выявленные нарушения послужили основанием для составления 03.12.2018 старшим контролером – ревизором Контрольно-ревизионного отдела в социально-экономической сфере Управления Федерального казначейства по Кировской области Ворониным Е.Н. в отношении директора КОГКУ «Управление капитального строительства» Береснева Ю.Н. протокола об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесения постановления № от 20.12.2018 о назначении директору КОГКУ «Управление капитального строительства» Бересневу Ю.Н. административного наказания в виде административного штрафа в размере 20000 рублей.

Проверка законности и обоснованности постановления о назначении административного наказания и решения судьи показала, что изложенные в них выводы основываются на достоверных доказательствах, которые всесторонне и полно исследованы и оценены в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Действия Береснева Ю.Н. квалифицированы правильно по статье 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в соответствии с установленными по делу обстоятельствами и представленными доказательствами.

Вывод о наличии вины Береснева Ю.Н. в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, сделан в соответствии с требованиями статей 2.1, 2.2, 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Доводам Береснева Ю.Н. об отсутствии события и состава вмененного ему административного правонарушения дана надлежащая правовая оценка в обжалуемом судебном акте.

Вопреки доводам заявителя жалобы расходование средств субсидии на оплату дополнительных работ, выполненных при завершении строительства Детского космического центра в г. Кирове, но не предусмотренных проектно-сметной документацией, получившей положительные заключения ФАУ «Главгосэкспертиза России» от 24.09.2014 № , от 26.12.2017 № , от 26.12.2017 № , не соответствует целям предоставления субсидии, поскольку стоимость дополнительных работ не учтена в сметной стоимости, определенной в связи с заключением Соглашения от 08.11.2017.

Отсутствие обязанности по прохождению повторной государственной экспертизы изменений, внесенных в проектную документацию после начала строительства, не свидетельствует о законности и обоснованности оплаты спорных дополнительных работ за счет средств субсидии, источником финансового обеспечения которой являлись средства федерального бюджета, и не свидетельствует об отсутствии события вменяемого административного правонарушения.

В целом в жалобе не содержится каких-либо новых данных, не учтенных должностным лицом при рассмотрении дела об административном правонарушении и судьей при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении. Доводы жалобы основаны на ошибочном толкований норм действующего законодательства, направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств, которые были исследованы судом при рассмотрении дела об административном правонарушении и оценены по правилам, установленным в статье 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Правильность оценки доказательств сомнений не вызывает.

Постановление о назначении административного наказания вынесено уполномоченным должностным лицом, в пределах срока давности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.

Административное наказание назначено директору КОГКУ «Управление капитального строительства» Бересневу Ю.Н. в пределах санкции статьи 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

При назначении наказания должностным лицом учтено наличие обстоятельства, смягчающего административную ответственность – совершение административного правонарушения впервые, отсутствие обстоятельств, отягчающих административную ответственность.

Нарушений норм процессуального закона при производстве по делу об административном правонарушении допущено не было, нормы материального права применены правильно.

При таких обстоятельствах, прихожу к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения доводов жалобы и отмены постановления должностного лица и решения судьи районного суда.

Руководствуясь статьями 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

Р Е Ш И Л:

постановление заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Кировской области Макарова Э.И. № от 20 декабря 2018 года, решение судьи Октябрьского районного суда г. Кирова от 4 марта 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении директора Кировского областного государственного казенного учреждения «Управление капитального строительства» Береснева Ю.Н. оставить без изменения, а жалобу Береснева Ю.Н. – без удовлетворения.

Судья

Кировского областного суда Е.А. Степанова