НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Киреевского районного суда (Тульская область) от 26.04.2016 № 2-468/2016

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

26 апреля 2016 года город Киреевск

Киреевский районный суд Тульской области в составе

председательствующего Феоктистова Д.Н.,

при секретаре Афанасьевой Т.Г.,

с участием представителей:

истца – Лесникова Г.М., Шараповой Е.Ю.,

ответчика – Буславского В.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-468/2016 по иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тульской области к обществу с ограниченной ответственностью «Гефест-Центр» об обязании устранить нарушения санитарного законодательства,

у с т а н о в и л :

Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тульской области (Управление Роспотребнадзора по Тульской области) обратилось в суд с указанным иском по следующим основаниям.

Вышеназванным Управлением в период с 21 октября 2013 года по 15 ноября 2013 года проводилась плановая выездная проверка деятельности ООО «Гефест-Центр», расположенного по адресу: Тульская область, Киреевский район, город Болохово, улица Мира, дом 32.

По результатам данной проверки должностными лицами Управления вынесено предписание № 95/20 от 30 октября 2013 года, состоящее из двух требований сроком исполнения до 1 октября 2014 года. Требование 1 – разработать в установленном порядке проект организации единой санитарно-защитной зоны предприятия. Требование 2 – разработать комплексный план по улучшению условий труда персонала и проведению оздоровительных мероприятий с осуществлением лабораторного контроля, организация проведения периодических медицинских осмотров сотрудников, работающих в контакте с вредными производственными факторами.

23 октября 2014 года была проведена внеплановая выездная проверка по контролю исполнения требований вышеуказанного предписания. В ходе проверки установлено, что пункт 1 предписания не исполнен. По результатам проверки Управлением выдано предписание № 179/04 от 23 октября 2014 года с требованием разработать в установленном законом порядке проект санитарно-защитной зоны предприятия и обеспечить выполнение работ по оценке проекта на соответствие санитарным требованиям в срок до 1 ноября 2015 года.

Постановлением мирового судьи судебного участка № 24 Киреевского района Тульской области от 5 ноября 2014 года ООО «Гефест-Центр» привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за невыполнение предписания от 30 октября 2013 года.

6 ноября 2015 года Управлением проведена внеплановая проверка по исполнения требований предписания № 179/04, в ходе которой установлено, что предписание не исполнено.

Постановлением мирового судьи судебного участка № 24 Киреевского района Тульской области от 29 декабря 2015 года ООО «Гефест-Центр» вновь было привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за неисполнение предписания от 23 октября 2014 года.

До настоящего времени предписание не исполнено.

Основным видом производственной деятельности ООО «Гефест-Центр» является производство машин и оборудования для изготовления пищевых продуктов. Дополнительный вид деятельности – производство строительных металлических конструкций.

По результатам проведённых проверок установлено, что в ходе осуществления предприятием производственной деятельности (сварочные работы, металлообрабатывающие технологические процессы, окрасочные и др.) образуются и выбрасываются в атмосферный воздух загрязняющие вещества, выброс которых превышает предельно допустимые концентрации.

В соответствии с СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарные защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» ООО «Гефест-Центр» относится к IV классу опасности с размером ориентировочной санитарно-защитной зоны 100 м.

Предприятие-ответчик расположено в городе Болохово Киреевского района Тульской области, при этом расстояние от границы промышленной площадки до ближайшей жилой застройки, наличие которой в санитарно-защитной зоне не допускается, составляет 30 м (жилая застройка – дом под № 20 по улице Ленина, дом под № 47 по улице Мира).

По мнению истца, многократное неисполнение ООО «Гефест-Центр» пунктов предписаний, оказывающее негативное воздействие на окружающую среду обитания и здоровье человека, является неисполнением ответчиком своевременных исчерпывающих мер, направленных на соблюдение требований действующего санитарно-эпидемиологического законодательства.

В иске Управление Роспотребнадзора по Тульской области просит обязать ООО «Гефест-Центр» разработать проект организации санитарно-защитной зоны с проведением в установленном порядке санитарно-эпидемиологической экспертизы проекта санитарно-защитной зоны на соответствие требованиям действующих СанПиН, в срок до 1 марта 2017 года.

Представители истца Управления Роспотребнадзора по Тульской области согласно доверенностей Лесников Г.М. и Шарапова Е.Ю. в суде исковые требования поддержали по изложенным в иске основаниям.

Представитель ответчика ООО «Гефест-Центр» согласно доверенности Буславский В.М. исковые требования не признал, пояснив, что представляемое им общество не обязано разрабатывать проект санитарно-защитной зоны, поскольку относится к IV классу опасности, в то время как в соответствии с требованиям СанПиН разработка проекта санитарно-защитной зоны обязательна для предприятий I-III классов опасности. Указанный в иске размер санитарно-защитной зоны (100 м) может быть как увеличен, так и уменьшен.

По мнению представителя ответчика, истец:

не проводил расчёт рассеивания производимых ответчиком выбросов вредных веществ в атмосферный воздух;

не проводил натурных наблюдений и измерений для подтверждения расчётных параметров;

ошибочно принял за основу территорию всего завода как единый комплекс, не принимая во внимание, что ответчик арендует часть зданий и не все арендуемые здания являются источниками выбросов загрязняющих веществ;

ошибочно определил границы промышленной площадки, произвольно установив по забору территории вместо того, чтобы принять за промышленную площадку арендуемые цеха, умалчивая при этом, что границы санитарно-защитной зоны могут определяться как от границы промышленной площадки, так и от самого источника выбросов. Просит в полном объёме отказать в удовлетворении исковых требований

Выслушав объяснения представителей сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствие со статьёй 1 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор - деятельность по предупреждению, обнаружению, пресечению нарушений законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в целях охраны здоровья населения и среды обитания.

На основании пункта 3 статьи 46 данного Федерального закона организацию федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора осуществляет руководитель федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, - Главный государственный санитарный врач Российской Федерации, а также руководители его территориальных органов - главные государственные санитарные врачи по соответствующим территориям и на транспорте, главные государственные санитарные врачи федеральных органов исполнительной власти, указанных в абзаце четвертом пункта 2 настоящей статьи.

В силу подпункта 2 пункта 1 статьи 51 того же Федерального закона главные государственные санитарные врачи и их заместители наделены, в том числе полномочиями предъявлять иски в суд и арбитражный суд в случае нарушения санитарного законодательства.

Согласно пункту 1 Положения об Управлении Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тульской области, утверждённого приказом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, территориальным органом вышеназванной Федеральной службы является Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тульской области, осуществляющее функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка.

На основании пунктов 8, 8.1, 8.1.1 Положения Управление Роспотребнадзора по Тульской области осуществляет федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в том числе: организует и проводит проверки выполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями, гражданами требований санитарного законодательства, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, предписаний должностных лиц, осуществляющий федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор.

Распоряжением начальника территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тульской области в Киреевском, Богородицком и Воловском районах Шаханова В.В. от 25 сентября 2013 года № 75/20 решено в срок с 21 октября по 15 ноября 2013 года провести плановую выездную проверку соблюдения санитарного законодательства ООО «Гефест-Центр», расположенным по адресу: Тульская область, Киреевский район, город Болохово, улица Мира, дом 32.

Из акта проверки № 75/20 от 29 октября 2013 года следует, что ООО «Гефест-Центр» выполняет работы по промышленному изготовлению металлоконструкций и изделий. Общество размещено на единой промышленной площадке бывшего Болоховского машзавода в стороне от селитебной зоны города Болохово (улицы Мира, Ленина, индивидуальная частная жилая застройка). По санитарной классификации предприятие относится к IV классу. Установленный ориентировочный размер санитарно-защитной зоны для объектов такого типа по СанПиН 2.2.1/2.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» составляет 100 м. Фактически от территории завода до ближайшего жилого здания (общежития) менее 100 м.

При непосредственном обнаружении выявлено, что ООО «Гефест-Центр» - действующее предприятие, располагающееся смежно с жилой застройкой города Болохово по улице Мира, являющееся источником воздействия на окружающую среду обитания (имеет производственные цеха №№ 1, 2, 5, в которых выполняются сварочные работы на стационарных сварочных постах, металлообрабатывающие технологические процессы, окрасочные и другие работы, в результате которых имеется выделение в атмосферу образующихся химических веществ как из организованных источников выделения (вентиляционные выбросы), так и из цехов непосредственно.

На момент проверки предприятие не имело разработанного и утверждённого проекта санитарно-защитной зоны, что является нарушением требований пунктов 2.1, 3.1 вышеуказанных СанПиН.

По результатам проведённой проверки заместителем начальника территориального отдела в Киреевском, Богородицком и Воловском районах Управления Роспотребнадзора по Тульской области Лесниковым Г.М. выдано предписание № 95/20 от 30 октября 2013 года об устранении выявленных нарушений, в котором ООО «Гефест-Центр» в срок до 1 октября 2014 года было предложено, в том числе в соответствии с требованиями СанПиН 2.2.1/2.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» разработать и согласовать с Управлением Роспотребнадзора по Тульской области в установленном порядке проект организации единой санитарно-защитной зоны предприятия.

Распоряжением заместителя руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тульской области Денисова А.С. от 14 октября 2014 года № 972/04 решено провести внеплановую выездную проверку в отношении ООО «Гефест-Центр» в период времени с 23 октября 2014 года по 19 ноября 2014 года. Предметом проверки являлось выполнение предписаний органов государственного контроля.

Из акта проверки от 23 октября 2014 года № 972/04 следует, что не выполнено предписание № 95/20 от 30 октября 2013 года в части разработки проекта организации санитарно-защитной зоны. В ходе проверки установлено, что фактически установленное расстояние от границы промышленной площадки предприятия до ближайшей жилой застройки, наличие которой в санитарно-защитной зоне производственного объекта не допускается санитарными правилами (улица Мира города Болохово) составляет 30 м.

23 октября 2014 года главным специалистом-экспертом отдела санитарного надзора по гигиене труда, коммунальной и радиационной гигиене Управления Роспотребнадзора по Тульской области Лесниковым Г.М. выдано предписание № 179/04 об устранении выявленных нарушений, в котором ООО «Гефест-Центр» предлагалось в срок до 1 ноября 2015 года разработать в установленном порядке проект санитарно-защитной зоны предприятие и обеспечить выполнение работ по оценке проекта на соответствие санитарным требованиям.

Постановлением мирового судьи судебного участка № 24 Киреевского района Тульской области от 5 ноября 2014 года ООО «Гефест-Центр» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, то есть за невыполнение в срок законного предписания территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тульской области в Киреевском, Богородицком и Воловском районах от 30 октября 2013 года № 95/20. За данное административное правонарушение ООО «Гефест-Центр» подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 10000 руб.

Распоряжением заместителя руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тульской области Денисова А.В. от 6 ноября 2015 года № 1016/04 решено в срок с 16 ноября по 11 декабря 2015 года провести внеплановую проверку выполнения ООО «Гефест-Центр предписаний органов государственного контроля (надзора).

Из акта проверки № 1016/04 от 25 ноября 2015 года следует, что не выполнено предписание об устранении выявленных нарушений № 179/04 от 23 октября 2014 года: не представлено санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии проектной документации по санитарно-защитной зоне санитарным правилам, не разработан и не согласован в установленном порядке с органом Роспотребнадзора проект организации санитарно-защитной зоны предприятия.

Постановлением мирового судьи судебного участка № 24 Киреевского района Тульской области от 29 декабря 2015 года ООО «Гефест-Центр» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, то есть за невыполнение в срок законного предписания территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тульской области от 23 октября 2014 года № 179/04. За данное административное правонарушение ООО «Гефест-Центр» подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 10000 руб. Дело рассматривалось с участием представителя ООО «Гефест-Центр», который в судебном заседании частично признал вину, пояснив, что в течение 2015 года на предприятии велись работы по выполнению требований предписания, однако требования предписания не выполнены.

Право на благоприятную окружающую среду закреплено в статье 42 Конституции Российской Федерации и статье 11 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации № 74 от 25 сентября 2007 года введены в действие СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов».

Как следует из экспертного заключения № 05/1769-14-30 от 29 мая 2014 года, выполненного Федеральным бюджетным учреждением здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Тульской области», ООО «Гефест-Центр» расположено по адресу: Тульская область, Киреевский район, город Болохово. Улица Мира, дом 32. Основной вид деятельности предприятия – производство металлических конструкций, покраска рулонной стали и производство сэндвич-панелей. Территория предприятия граничит: с юго-востока и юга на расстоянии 30-35 м с жилыми домами; с севера, северо-востока и юго-запада с землями, свободными от застройки; с запада на расстоянии 170 м располагается деревня Вьевка. Ближайшая жилая застройка находится в 30 м к юго-востоку от предприятия.

На территории промышленной площадки расположены: заводоуправление; производственные цеха №№ 1, 2, 5; покрасочный участок; деревообрабатывающий участок; встроенная котельная; открытая стоянка автомобилей; склады комплектующих материалов; электроподстанция.

На предприятии имеется 15 действующих источников выбросов, в том числе 7 – организованных и 8 неорганизованных. В атмосферу выбрасывается 30 видов загрязняющих веществ, из них 20 жидких и газообразных и 10 твёрдых.

Таким образом, ООО «Гефест-Центр», как машиностроительное предприятие с металлообработкой, покраской без литья в соответствии с пунктом 7.1.2 данных СанПиН относится к IV классу опасности, для которого предусмотрена санитарно-защитная зона 100 м.

Абзацем вторым пункта 3.1 раздела III СанПиН установлено, что размеры и границы санитарно-защитной зоны определяются в проекте санитарно-защитной зоны. Разработка проекта санитарно-защитной зоны для объектов I - III класса опасности является обязательной.

Как в предыдущей редакции СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», так и в новой редакции закреплено обязательное установление вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, специальной территории с особым режимом использования (санитарно-защитной зоны).

Нормами статьи 34 Федерального закона «Об охране окружающей среды» установлено, что эксплуатация объектов должна осуществляться в соответствии с требованиями по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.

Пунктом 3 статьи 44 данного Закона предусмотрено, что в целях охраны окружающей среды городских и сельских поселений создаются защитные и охранные зоны, в том числе санитарно-защитные зоны с ограниченным режимом природопользования.

В пункте 2 статьи 52 этого Закона содержится требование, согласно которому в целях охраны условий жизнедеятельности человека, среды обитания растений, животных и других организмов вокруг промышленных зон и объектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, создаются защитные и охранные зоны, в том числе санитарно-защитные зоны.

Согласно статье 16, пункту 1 статьи 20, 30 Федерального закона от 4 мая 1999 года № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» атмосферный воздух в городских и сельских поселениях, на территориях промышленных организаций, а также воздух в рабочих зонах производственных помещений, жилых и других помещениях (далее - места постоянного или временного пребывания человека) не должен оказывать вредное воздействие на человека.

В целях охраны атмосферного воздуха в местах проживания населения устанавливаются санитарно-защитные зоны организаций. Размеры таких санитарно-защитных зон определяются на основе расчетов рассеивания выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе и в соответствии с санитарной классификацией организаций.

Указанные положения Закона не изменились, то есть обязанность установления санитарно-защитных зон возложена на организации, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду.

Согласно положениям пунктов 2.1, 2.2, 2.3 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, устанавливается специальная территория с особым режимом использования (далее - санитарно-защитная зона (СЗЗ)), размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами, а для предприятий I и II класса опасности - как до значений, установленных гигиеническими нормативами, так и до величин приемлемого риска для здоровья населения. По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме.

Размер санитарно-защитной зоны и рекомендуемые минимальные разрывы устанавливаются в соответствии с главой VII и приложениями 1 - 6 к настоящим санитарным правилам. Для объектов, являющихся источниками воздействия на среду обитания, для которых настоящими санитарными правилами не установлены размеры санитарно-защитной зоны и рекомендуемые разрывы, а также для объектов I - III классов опасности разрабатывается проект ориентировочного размера санитарно-защитной зоны.

Ориентировочный размер санитарно-защитной зоны должен быть обоснован проектом санитарно-защитной зоны с расчетами ожидаемого загрязнения атмосферного воздуха (с учетом фона) и уровней физического воздействия на атмосферный воздух и подтвержден результатами натурных исследований и измерений.

Ориентировочный размер санитарно-защитной зоны промышленных производств и объектов разрабатывается последовательно: расчётная (предварительная) санитарно-защитная зона, выполненная на основании проекта с расчётами рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физического воздействия на атмосферный воздух (шум, вибрация, ЭМП и др.); установленная (окончательная) - на основании результатов натурных наблюдений и измерений для подтверждения расчетных параметров.

Критерием для определения размера санитарно-защитной зоны является непревышение на ее внешней границе и за ее пределами ПДК (предельно допустимых концентраций) загрязняющих веществ для атмосферного воздуха населенных мест, ПДУ (предельно допустимых уровней) физического воздействия на атмосферный воздух.

В соответствии с пунктом 4.3 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 для промышленных объектов и производств III, IV и V классов опасности размеры санитарно-защитной зоны могут быть установлены, изменены на основании решения и санитарно-эпидемиологического заключения Главного государственного санитарного врача субъекта Российской Федерации или его заместителя на основании: действующих санитарно-эпидемиологических правил и нормативов.

Решение об изменении (уменьшении) санитарно-защитной зоны в отношении ООО «Гефест-Центр» по настоящее время не принималось.

Таким образом, судом установлен факт нарушения ответчиком прав граждан, на благоприятную окружающую среду, поскольку жилая застройка находится в пределах санитарно-защитной зоны ООО «Гефест-Центр» (30 м).

По мнению суда, ответчик осуществляет деятельность, относящуюся к IV классу опасности в соответствии с пунктом 7.1.11 СанПиН, которая предусматривает санитарно-защитную зону 100 метров.

Из буквального толкования абзаца второго пункта 3.1 вышеназванных СанПиН разработка проекта санитарно-защитной зоны для объектов IV класса опасности не является обязательной при условии, если расстояние от границы промышленной площадки до нормируемых территорий составляет не менее 100 метров.

В данном случае расстояние от промышленной площадки до жилой застройки составляет всего 30 м.

Из приведённых положений СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» следует, что установление санитарно-защитной зоны к конкретному промышленному объекту III, IV и V классов опасности относится к компетенции Главного государственного санитарного врача субъекта Российской Федерации или его заместителя. При этом подготовка соответствующей документации, необходимой для установления санитарно-защитной зоны конкретного промышленного объекта, является обязанностью юридического или физического лица, осуществляющего на данном промышленном объекте деятельность, которая является источником негативного воздействия на среду обитания и здоровье человека.

С учётом изложенного суд находит исковые требования Управления Роспотребнадзора по Тульской области подлежащими удовлетворению как основанные на законе.

По приведённым выше мотивам суд находит неправильными доводы стороны ответчика в обоснование возражений относительно иска.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

исковые требования Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тульской области удовлетворить.

Обязать общество с ограниченной ответственностью «Гефест-Центр» в срок до 1 марта 2017 года разработать проект организации санитарно-защитной зоны с проведением в установленном порядке санитарно-эпидемиологической экспертизы проекта санитарно-защитной зоны на соответствие требованиям действующих СанПиН 2.2.1/2.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов».

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путём подачи апелляционной жалобы в Киреевский районный суд Тульской области в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Председательствующий