47RS0007-01-2023-001039-10
Дело № 2-828/2023
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
12 сентября 2023 года г. Кингисепп
Кингисеппский городской суд Ленинградской области в составе:
председательствующего судьи Дунькиной Е.Н.,
при секретаре Турицыной А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании с участием представителя истца Кузнецовой Е.В., Кирпичева П.В., действующего на основании доверенности № от 28 марта 2023 года сроком на три года, представителя ответчика ООО «Ультрамар» Кузнецова Н.С., действующего на основании доверенности № от 04 октября 2022 года сроком на три года,
гражданское дело по иску Кузнецовой Екатерины Владимировны к ООО «Ультрамар» о взыскании заработной платы, компенсации морального вреда,
У С Т А Н О В И Л:
12 мая 2023 года истец Кузнецова Е.В., через представителя Кирпичева П.В., действующего на основании доверенности № от 28 марта 2023 года сроком на три года, обратилась в Кингисеппский городской суд Ленинградской области с иском к ООО «Ультрамар» о взыскании задолженности по заработной плате за период с 09 августа 2021 года по 06 марта 2023 года в сумме 578 205 руб., процентов по ст. 236 ТК РФ за период с 06 марта 2023 года по 04 мая 2023 года в сумме 17 346 руб. 15 коп., компенсации морального вреда в сумме 50 000 руб. и судебных расходов в размере 69 900 руб.
В обоснование иска указав, что в период с 09 августа 2021 года по 06 марта 2023 года на основании трудового договора № Кузнецова Е.В. осуществляла трудовую деятельность в ООО «Ультрамар», трудовой договор был расторгнут по инициативе работника.
Отмечает, что в период работы в ООО «Ультрамар» работнику была установлена продолжительность рабочего времени 40 часов в неделю, место работы в обособленном подразделении Ультрамар Терминал, расположенном по адресу: Российская Федерация, Ленинградская область, Кингисеппский муниципальный район, Вистинское сельское поселение, деревня Вистино, ул. Кронштадтская, 12, то есть трудовая деятельность Кузнецовой Е.В. осуществлялась в сельской местности.
А поскольку абз. 3 части 1 статьи 263.1 ТК РФ установлено, что женщины, работающие в сельской местности, имеют право на установление сокращенной продолжительности рабочего времени не более 36 часов в неделю, если меньшая продолжительность рабочей недели не предусмотрена для них федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. При этом заработная плата выплачивается в том же размере, что и при полной рабочей неделе, то в неделю имело место переработка в 4 часа.
Положениями части 1 статьи 152 ТК РФ предусмотрена повышенная оплата сверхурочной работы, а по желанию работниками компенсироваться дополнительным временем отдыха.
Поскольку действующим трудовым законодательством предусмотрено установление для женщин, работающих в сельской местности, продолжительности рабочей недели в 36 часов, в связи с чем, работодатель при заключении трудового договора не вправе был увеличивать Кузнецовой Е.В., как женщине, работающей в сельской местности, продолжительность рабочего времени, установленную трудовым законодательством, до 40 часов, в связи с чем считает, что работодатель обязан компенсировать работнику сверхурочную работу за первые два часа в полуторном размере, за последующие часы в двойном размере.
Отмечает, что за 2021 год Кузнецовой Е.В. была выплачена заработная плата за период с 09 августа 2021 года по 31 декабря 2021 года в размере 731 909 руб. 53 коп. при отработанных 815 часах, соответственно стоимость часа работы за указанный период составляет 898 руб.
При 36 часовой рабочей неделе, работник мог бы работать лишь 734 часа в 2021 году, вместо 898 часов, что свидетельствует о переработке в 2021 году в размере 81 часа, из которых 2 часа должны быть компенсированы в полуторном размере, а 79 часов в двойном размере, в связи с чем работодатель обязан компенсировать работнику 144 578 руб. 00 коп. за 2021 год, исходя из следующего расчета: (2 часа х 898 руб. х 1,5) + (79 часов х 898 руб. х 2).
Размер выплаченной заработной платы Кузнецовой Е.В. за 2022 год за период с 01 января 2022 года по 31 декабря 2022 года в размере 1 844 236 руб. 06 коп. при отработанных 1 973 часа, соответственно стоимость одного часа работы за указанный период составила 934 руб. 74 коп.
В 2022 году общая переработка составила 195 часов, которые должны быть компенсированы в двойном размере, в связи с чем работодатель обязан компенсировать работнику 364 548 руб. 40 коп. за 2022 год, исходя из следующего расчета: 195 часов х 934 руб. 74 коп. х 2.
Размер выплаченной заработной платы Кузнецовой Е.В. за 2023 год за период с 01 января 2023 года по 06 марта 2023 года составил 358 057 руб. 67 коп. при отработанных 311 часах, стоимость одного часа работы за указанный период составила 1 151 руб. 31 коп.
В 2023 году общая переработка составила 30 часов, которые должны быть компенсированы в двойном размере, в связи с чем работодатель обязан компенсировать работнику 69 078 руб. 60 коп. за 2023 год, исходя из следующего расчета: 30 часов х 1 151 руб. 31 коп. х 2.
Общий размер компенсации составляет 578 205 руб., который просит взыскать с ответчика.
Отмечает, что ввиду нарушения сроков выплаты причитающихся денежных средств, работодатель обязан выплатить работнику проценты на основании ст. 236 ТК РФ за 60 дней, с 06 марта 2023 года по 04 мая 2023 года, в размере 17 346 руб. 15 коп. (578205 руб. х 60 х 1/150 х 7,5 %).
Также просит взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в размере 50 000 руб. на основании положений ст. 237 ТК РФ, поскольку работодатель в период работы Кузнецовой Е.В. систематически нарушал ее права, что свидетельствует о системном пренебрежении трудовыми правами работника.
Отмечает, что предприняла меры для досудебного урегулирования спора, направив 10 апреля 2023 года в адрес ответчика претензию с требованием оплатить задолженность по заработной плате, которая оставлена работодателем без внимания.
Со ссылкой на положения ст. 98 ГПК РФ просит взыскать судебные расходы на оплату услуг представителя в общей сумме 69 900 руб., понесенные на основании договора об оказании юридических услуг № от 28 марта 2023 года и квитанций к приходным кассовым ордерам (том 1 л.д. 4-10).
12 июля 2023 года истец Кузнецова Е.В. через представителя Кирпичева П.В., действующего на основании доверенности № от 28 марта 2023 года сроком на три года, в порядке ст. 39 ГПК РФ, уточнила предмет иска с учетом заявления ответчика о пропуске срока исковой давности, просила взыскать задолженность по заработной плате за период с 04 мая 2022 года по 06 марта 2023 года в сумме 300 526 руб. 65 коп., исходя из следующего расчета: за период с 04 мая 2022 года по 29 января 2023 года (последний день работы в сельской местности) Кузнецовой Е.В. было отработано 1 471 час при 40 часовой рабочей недели. При положенной для женщин, работающих в сельской местности, продолжительности рабочей недели в 36 часов переработка составила за указанный период 146,2 часа.
Один час работы за указанный период составил 1 031 руб. 32 коп. (1 517 065 руб. 37 коп./размер выплаченной заработной платы за период с 04 мая 2022 года по 06 марта 2023 года/ : 1 471 час./количество отработанных часов/). Недополученная заработная плата составляет 300 526 руб. 65 коп. ((2 часа х 1,5 х 1 031 руб. 32 коп.) + (144,2 часа х 2 х 1 031 руб. 32 коп.)), которая подлежала выплате в день увольнения в соответствии со ст. 140 ТК РФ.
Размер процентов по ст. 236 ТК РФ за период с 07 марта 2023 года по 12 июля 2023 года составил 19 233 руб. 71 коп.
Размер компенсации морального труда, заявленный на основании положений ст. 237 ТК РФ оценивает в 50 000 руб.
Ссылаясь на положения ст. 98 ГПК РФ и ст. 100 ГПК РФ просит взыскать с ответчика судебные расходы в виде расходов на представителя в общей сумме 99 900 руб., понесенных на основании договора об оказании юридических услуг № от 28 марта 2023 года и дополнительного соглашения № 1 к нему (том 1 л.д. 91-96).
В судебное заседание истец Кузнецова Е.В. не явилась, о времени и месте рассмотрения дела уведомлена надлежащим образом, воспользовалась правом ведения дела через представителя в порядке ст. 48 ГПК РФ (том 1 л.д. 196, том 2 л.д. 18).
Представитель истца Кузнецовой Е.В., Кирпичев П.В., действующий на основании доверенности № от 28 марта 2023 года сроком на три года, чье участие обеспечено путем использования системы видеоконференц-связи, поддержал уточненные исковые требования по основаниям, указанным в иске.
Представитель ответчика ООО «Ультрамар» представил отзыв на исковое заявление, согласно которому полагает, что истцом пропущен срок исковой давности, поскольку в силу положений пункта 2 статьи 392 ТК РФ за разрешением индивидуального трудового спора о невыплате или неполной выплате заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, он имеет право обратиться в суд в течение одного года со дня установленного срока выплаты указанных сумм, в том числе в случае невыплаты или неполной выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику при увольнении. Полагает, если иск Кузнецовой Е.В. был подан 04 мая 2023 года, то исковые требования, выпадающие до 04 мая 2022 года, не подлежат рассмотрению в связи с пропуском срока исковой давности.
Считает, что требования за 2021 года удовлетворению не подлежат, а требования за 2022 года частично попадают в годичный срок.
Также отмечает, что требования истца о взыскании задолженности по заработной плате в виде сверхурочных за период с 01 января 2023 года по 06 марта 2023 года в размере 69 078 руб. 60 коп. заявлены неправомерно, поскольку 30 января 2023 года между сторонами было заключено дополнительное соглашение к трудовому договору № от 09 августа 2021 года, согласно пункту 1 которого работник переводится в обособленное подразделение Ультрамар Санкт-Петербург, Дирекция по закупкам и сопровождению основной деятельности, отдел закупок и договорной работы, расположенное по адресу: г. Санкт-Петербург, ул. Стартовая, дом 8, на должность руководителя направления по закупкам изделий и материалов с 30 января 2023 года. Истец с 30 января 2023 года выполнял трудовые функции у работодателя в г. Санкт-Петербурге, поэтому требования о взыскании задолженности заработной платы с 30 января 2023 года за сверхурочные являются незаконными.
При этом отмечает, что работа истца в период с 09 августа 2021 года по 27 января 2023 года протекала на территории портового комплекса ООО «Ультрамар» в административно бытовом комплексе Ультрамар и административно бытовом комплексе Маяк, которые расположены на земельных участках с кадастровым номером №, расположенном по адресу: Российская Федерация, Ленинградская область, Кингисеппский муниципальный район, Вистинское сельское поселение, деревня Вистино, ул. Кронштадтская, 12, и кадастровым номером №, расположенном по адресу: Российская Федерация, Ленинградская область, Кингисеппский муниципальный район, Вистинское сельское поселение, деревня Вистино, с разрешенным видом использования под склад и деловое управление, обслуживание автотранспорта, склады, железнодорожный транспорт, автомобильный транспорт, водный транспорт, воздушный транспорт, трубопроводный транспорт. А поскольку особенности сферы деятельности ООО «Ультрамар» связаны с деятельностью МТП Усть-Луга – перевалка грузов, то расположение места работы истца не предполагает распространение на работников порта положений ст. 252, 263.1 ТК РФ, в удовлетворении иска просит отказать в полном объеме (том 1 л.д. 57, 117, 206-207).
В судебном заседании представитель ответчика ООО «Ультрамар» поддержала возражения на иск. Отметил, что деятельность ООО «Ультрамар» происходит на территории МТП Усть-Луга и связана с организацией перевозок грузов, в связи с чем положения ст. 263.1 ТК РФ на работников не распространяются.
Выслушав представителей сторон, определив в порядке статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации рассмотреть дело в отсутствие не явившегося в судебное заседание истца, исследовав материалы дела, оценив собранные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
Конституцией Российской Федерации каждому гарантировано право на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации (часть 3 статьи 37).
Работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, количеством и качеством выполненной работы (абзац пятый части 1 статьи 21 Трудового кодекса Российской Федерации).
Этому праву работника в силу абзаца седьмого части 2 статьи 22 Трудового кодекса Российской Федерации корреспондирует обязанность работодателя выплачивать в полном размере причитающуюся работнику заработную плату в установленные законом или трудовым договором сроки и соблюдать трудовое законодательство, локальные нормативные акты, условия коллективного договора и трудового договора.
Частью первой статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что заработная плата (оплата труда работника) - это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
В соответствии со статьей 252 Трудового кодекса Российской Федерации особенности регулирования труда в связи с характером и условиями труда, психофизиологическими особенностями организма, природно-климатическими условиями, наличием семейных обязанностей, а также других оснований устанавливаются трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами. При этом особенности регулирования труда, влекущие за собой снижение уровня гарантий работникам, ограничение их прав, повышение их дисциплинарной и (или) материальной ответственности, могут устанавливаться исключительно настоящим Кодексом либо в случаях и порядке, им предусмотренных.
Постановлением Верховного Совета РСФСР от 1 ноября 1990 г. № 298/3-1 «О неотложных мерах по улучшению положения женщин, семьи, охраны материнства и детства на селе» с 1 января 1991 г. для женщин, работающих в сельской местности предусмотрено установить 36-часовую рабочую неделю, если меньшая продолжительность рабочей недели не предусмотрена иными законодательными актами. При этом заработная плата выплачивается в том же размере, что и при полной продолжительности еженедельной работы (41 час) (пункт 1.3).
Как следует из Письма Госкомэкономики РСФСР от 12 декабря 1990 г. № 19-117, Постановление Верховного Совета РСФСР от 1 ноября 1990 г. № 298/3-1 распространяется на женщин, работающих в сельской местности, независимо от места их проживания.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 13 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 января 2014 г. № 1 «О применении законодательства, регулирующего труд женщин, лиц с семейными обязанностями и несовершеннолетних», для женщин, работающих в сельской местности, в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, установлена 36-часовая рабочая неделя, если меньшая продолжительность рабочей недели не установлена трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором. При этом заработная плата выплачивается в том же размере, что и при полной рабочей неделе (статья 320 Трудового кодекса Российской Федерации, Постановление Верховного Совета РСФСР от 1 ноября 1990 г. № 298/3-I «О неотложных мерах по улучшению положения женщин, семьи, охраны материнства и детства на селе»). Если работодатель не установил сокращенную продолжительность рабочего времени для указанной категории работников, выполняемая ими работа сверх установленной продолжительности рабочего времени подлежит оплате по правилам, предусмотренным статьей 152 Трудового кодекса Российской Федерации для оплаты сверхурочной работы.
В силу статьи 263.1 Трудового кодекса Российской Федерации (введенной Федеральным законом от 12 ноября 2019 г. № 372-ФЗ) женщины, работающие в сельской местности, имеют право на установление сокращенной продолжительности рабочего времени не более 36 часов в неделю, если меньшая продолжительность рабочей недели не предусмотрена для них федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. При этом заработная плата выплачивается в том же размере, что и при полной рабочей неделе;
Частью 1 статьи 152 Трудового кодекса Российской Федерации установлена повышенная оплата сверхурочной работы (за первые два часа работы не менее чем в полуторном размере, за последующие часы - не менее чем в двойном размере). Положением данной нормы также предусмотрено, что конкретные размеры оплаты за сверхурочную работу могут определяться коллективным договором, локальным нормативным актом или трудовым договором. По желанию работника сверхурочная работа вместо повышенной оплаты может компенсироваться предоставлением дополнительного времени отдыха, но не менее времени, отработанного сверхурочно.
Согласно части 3 статьи 152 Трудового кодекса Российской Федерации работа, произведенная сверх нормы рабочего времени в выходные и нерабочие праздничные дни и оплаченная в повышенном размере либо компенсированная предоставлением другого дня отдыха в соответствии со статьей 153 настоящего Кодекса, не учитывается при определении продолжительности сверхурочной работы, подлежащей оплате в повышенном размере в соответствии с частью первой настоящей статьи.
В силу положений статьи 9 Трудового кодекса Российской Федерации трудовые договоры не могут содержать условий, ограничивающих права или снижающих уровень гарантий работников по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права; если такие условия включены в коллективный договор, соглашение или трудовой договор, то они не подлежат применению.
Таким образом, действующим трудовым законодательством предусмотрено установление для женщин, работающих в сельской местности, продолжительности рабочей недели в 36 часов, в связи с чем работодатель не вправе был увеличивать истицам (женщинам, работающим в сельской местности) продолжительность рабочего времени, установленную трудовым законодательством, до 40 часов.
В соответствии с частью первой статьи 392 Трудового кодекса Российской Федерации работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а по спорам об увольнении - в течение одного месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки.
За разрешением индивидуального трудового спора о невыплате или неполной выплате заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, он имеет право обратиться в суд в течение одного года со дня установленного срока выплаты указанных сумм, в том числе в случае невыплаты или неполной выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику при увольнении (часть 2 статьи 392 Трудового кодекса Российской Федерации).
В силу части 5 статьи 392 Трудового кодекса Российской Федерации при пропуске по уважительным причинам сроков, установленных частями первой, второй, третьей и четвертой настоящей статьи, они могут быть восстановлены судом.
Судом установлено и материалами дела подтверждено, что истец Кузнецова Е.В. с 09 августа 2021 года была принята на работу в ООО «Ультрамар» в обособленное подразделение Ультрамар Терминал в Службу МТО, договорной работы и административной поддержки на должность специалиста по закупкам на основании трудового договора № от 09 августа 2021 года (том 1 л.д. 16-17).
Пунктом 2.5 трудового договора указан адрес обособленного подразделения Ультрамар Терминал: Российская Федерация, Ленинградская область, Кингисеппский муниципальный район, Вистинское сельское поселение, деревня Вистино, ул. Кронштадтская, 12.
Пунктом 3.1 трудового договора установлен режим рабочего времени: нормальная продолжительность рабочего времени 40 часов в неделю; пятидневная неделя с двумя выходными днями (суббота и воскресенье); продолжительность ежедневной работы – 8 часов; начало работы – 09.00, окончание работы – 18.00; перерыв для отдыха и питания – 1 час (с 13.00 до 14.00).
Приказом о приеме на работу № от 06 августа 2021 года ООО «Ультрамар» Кузнецова Е.В. принята на работу в обособленное подразделение Ультрамар Терминал в Службу МТО, договорной работы и административной поддержки на должность специалиста по закупкам по основному месту работы с полной занятостью с окладом в 95 000 руб., ежемесячной премией в 30,0 % (том 1 л.д. 59).
01 января 2022 года, 01 апреля 2022 года, 18 апреля 2022 года, 01 июля 2022 года, 01 августа 2022 года между работодателем ООО «Ультрамар» и работником Кузнецовой Е.В. были заключены дополнительные соглашения к трудовому договору № от 09 августа 2021 года, которыми увеличивался размер премии, ежемесячно компенсировались затраты на аренду жилого помещения при предоставлении договора найма до момента расторжения трудового договора, увеличивался размер оклада до 100 000 руб., 110 000 руб., с 01 августа 2022 года повысилась должность – начальник отдела МТО (том 1 л.д. 18, 19, 20, 21, 22).
Дополнительным соглашением от 30 января 2023 года к трудовому договору № от 09 августа 2021 года, стороны согласовали перевод работника Кузнецовой Е.В. в обособленное подразделение Ультрамар Санкт-Петербург, дирекция по закупкам и сопровождению основной деятельности, отдел закупок и договорной работы, расположенное по адресу: г. Санкт-Петербург, ул. Стартовая, дом 8, на должность руководителя направления по закупкам изделий и материалов с 30 января 2023 года, с окладом в размере 125 000 руб., максимальным размером премии в 30 % (том 1 л.д. 23).
Приказом о прекращении (расторжении) трудового договора с работником (увольнении) № от 06 марта 2023 года ООО «Ультрамар» трудовой договор с Кузнецовой Е.В. расторгнут по инициативе работника по п. 3 ч. 1 ст. 77 ТК РФ (том 1 л.д. 60).
Как указано выше в соответствии с пп. 1.3 п. 1 Постановления Верховного Совета РСФСР от 1 ноября 1990 года № 298/3-1 «О неотложных мерах по улучшению положения женщин, семьи, охраны материнства и детства на селе» с 1 января 1991 года для женщин, работающих в сельской местности установлена 36-часовая рабочая неделя, если меньшая продолжительность рабочей недели не предусмотрена иными законодательными актами. При этом заработная плата выплачивается в том же размере, что и при полной продолжительности еженедельной работы (41 час).
Целью принятия указанного выше постановления являлось решение проблем семьи, охраны материнства и детства, учитывая особую кризисную демографическую ситуацию в сельской местности, и во исполнение решений I Съезда народных депутатов РСФСР в качестве первого этапа комплексной программы по охране материнства и детства.
Пунктом 1 Постановления Президиума Верховного Совета РСФСР от 25 января 1991 года № 522/1 «О порядке применения постановления Верховного Совета РСФСР от 1 ноября 1990 года № 298/3 «О неотложных мерах по улучшению положения женщин, семьи, охраны материнства и детства на селе» предусматривает, что при решении вопроса в соответствии с пунктом 1 постановления Верховного Совета РСФСР об отнесении территории к сельской местности следует руководствоваться Положением о порядке решения вопросов административно-территориального устройства РСФСР, утвержденным Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 17 августа 1982 года «О порядке решения вопросов административно-территориального устройства РСФСР».
Согласно пункта 4 раздела II Положения о порядке решения вопросов административно-территориального устройства РСФСР, утвержденного указом Президиума Верховного Совета РСФСР 17 августа 1982 года, населенные пункты, находящиеся на территории РСФСР, делятся на городские и сельские. К городским населенным пунктам относятся города республиканского (РСФСР и АССР), краевого, областного, окружного и районного подчинения, рабочие, курортные и дачные поселки, к сельским - все остальные населенные пункты.
Статьей 1 Федерального закона от 18 декабря 1997 года № 152-ФЗ «О наименованиях географических объектов» определено понятие «географические объекты» - существующие или существовавшие относительно устойчивые, характеризующиеся определенным местоположением целостные образования Земли: материки, океаны, моря, заливы, проливы, острова, горы, реки, озера, ледники, пустыни и иные природные объекты; республики, края, области, города федерального значения, автономные области, автономные округа; города и другие поселения, районы, волости, железнодорожные станции, морские порты, аэропорты и подобные им объекты.
Согласно пункту 3 статьи 1 Федерального закона от 8 ноября 2007 года № 261-ФЗ «О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 8 ноября 2007 г. № 261-ФЗ), под морскими портами в настоящем Федеральном законе понимаются морские порты в том значении, как они определены в Кодексе торгового мореплавания Российской Федерации.
Под морским портом понимаются его территория и совокупность размещенных в границах этой территории объектов инфраструктуры морского порта, используемых для осуществления деятельности в целях торгового мореплавания, в том числе для оказания услуг (пункт 1 статьи 9 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации).
Пункт 1 статьи 4 Федерального закона от 8 ноября 2007 года № 261-ФЗ «О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» определяет, что к объектам инфраструктуры морского порта относятся: здания, сооружения, суда, устройства и оборудование, расположенные на территории морского порта и используемые для осуществления деятельности в целях торгового мореплавания, в том числе для оказания услуг. Перечень объектов инфраструктуры морских портов утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта (далее - федеральный орган исполнительной власти в области транспорта).
В соответствии с пунктом 6 статьи 4 Федерального закона от 8 ноября 2007 года № 261-ФЗ «О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», владельцами объектов инфраструктуры морского порта являются юридические лица или индивидуальные предприниматели, зарегистрированные в соответствии с законодательством Российской Федерации и осуществляющие эксплуатацию объектов инфраструктуры морского порта от своего имени независимо от того, являются они собственниками данных объектов или используют их на ином законном основании.
Согласно пункту 7 статьи 4 Федеральный закон от 8 ноября 2007 г. № 261-ФЗ, морской терминал представляет собой совокупность объектов инфраструктуры морского порта, технологически связанных между собой и предназначенных и (или) используемых для осуществления операций с грузами, в том числе для их перевалки, обслуживания судов, иных транспортных средств и (или) обслуживания пассажиров.
В соответствии с пунктом 8 статьи 4 Федеральный закон от 8 ноября 2007 г. № 261-ФЗ, оператором морского терминала является транспортная организация, осуществляющая эксплуатацию морского терминала, операции с грузами, в том числе их перевалку, обслуживание судов, иных транспортных средств и (или) обслуживание пассажиров.
Согласно пункту 9 статьи 4 Федеральный закон от 8 ноября 2007 г. № 261-ФЗ, перевалка грузов - комплексный вид услуг и (или) работ по перегрузке грузов и (или) багажа с одного вида транспорта на другой вид транспорта при перевозках в прямом международном сообщении и непрямом международном сообщении, прямом и непрямом смешанном сообщении, в том числе перемещение грузов в границах территории морского порта и их технологическое накопление, или по перегрузке грузов без их технологического накопления с одного вида транспорта на другой вид транспорта.
Территория морского порта, в соответствии с частью 1 статьи 5 Федерального закона от 8 ноября 2007 года № 261-ФЗ «О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», включает в себя земли, земельные участки, акваторию морского порта, используемые в целях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, либо предназначенные для использования в указанных целях.
В силу части 2 статьи 5 Закона № 261-ФЗ решение об установлении или изменении границ территории морского порта принимается Правительством Российской Федерации. Приложением к такому решению является текстовое описание местоположения границ территории морского порта, включающее перечень географических координат характерных точек границ этой территории и (или) перечень координат этих точек в системе координат, установленной для ведения ЕГРН.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2018 № 1775 утверждены Правила установления или изменения границ территории морского порта, а также расширения территории морского порта.
Распоряжением Росморречфлота от 14.04.2010 № АД-67-р
(ред. от 30.09.2022) «О внесении сведений о морском порте Усть-Луга в реестр морских портов Российской Федерации» внесены сведения о морском порте Усть-Луга в Реестр морских портов Российской Федерации, которому присвоен порядковый регистрационный номер Б-6.
Так, согласно приложению к названному распоряжению Росморречфлота от 14.04.2010 № АД-67-р, местонахождение морского порта: Россия, Ленинградская область, Кингисеппский район, Финский залив, устье реки Луга (59° 43" С.Ш 28° 24" В.Д), площадь территории морского порта (га) - 1188,1997, площадь крытых складов (тыс. м2): 52,57, площадь открытых складов (тыс. м2): 1 036,03, наименование и адрес администрации морского порта: Филиал Федерального государственного бюджетного учреждения «Администрация морских портов Балтийского моря» в морском порту Усть-Луга»; п/о Краколье, Усть-Луга п, Кингисеппский р-н, Ленинградская область, Россия, 188471.
В числе перечня операторов морских терминалов, а также услуг, оказание которых осуществляется операторами морских терминалов под номером 17 включен ООО «Ультрамар», с указанием местонахождения морского терминала и почтовый адрес оператора морского терминала: Российская Федерация, Ленинградская область, Кингисеппский муниципальный район, Вистинское сельское поселение, Морской порт Усть-Луга; 188480, Россия, Ленинградская обл., Кингисеппский район, г. Кингисепп, проспект Карла Маркса, д. 43, пом. 5, а также информации об услугах, оказываемых оператором морских терминалов, согласно уставу организации, в том числе: организация перевозок грузов; деятельность автомобильного грузового транспорта; транспортная обработка прочих грузов; транспортная обработка контейнеров; хранение и складирование.
Основная техническая характеристика морского терминала: универсальный терминал, с площадью территории морского терминала (га): 6,27 га, в том числе: ИЗУ - 4,13 га; земельный участок - 0,40 га; причал № 1 - 1,24 га; пирс. причалы № 2 и № 3 - 0,50 га.; с круглогодичным периодом навигации.
Под сельской местностью понимается совокупность сельских населенных пунктов, таких как поселки, села, деревни, станицы, кишлаки, аулы, хутора и другие сельские населенные пункты, что следует из ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 02 февраля 2015 года № 151-р «Об утверждении Стратегии устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2030 года» установлено, что сельская местность - совокупность сельских населенных пунктов.
Как следует из пп. «г, д» п. 47 Постановления Правительства Российской Федерации от 19 ноября 2014 года № 1221 «Об утверждении правил присвоения, изменения и аннулирования адресов» обязательными адресообразующими элементами для всех видов объектов адресации являются:
г) городское или сельское поселение в составе муниципального района (для муниципального района) (за исключением объектов адресации, расположенных на межселенных территориях);
д) населенный пункт (за исключением объектов адресации, расположенных вне границ населенных пунктов).
Морской порт Усть-Луга является морским портом Российской Федерации, с порядковым номером Б-6, на территории которого осуществляет деятельность оператор морского терминала ООО «Ультрамар» с местонахождением, согласно реестру операторов морского терминала, Российская Федерация, Ленинградская область, Кингисеппский муниципальный район, Вистинское сельское поселение, Морской порт Усть-Луга; 188480, Россия, Ленинградская обл., Кингисеппский район, г. Кингисепп, проспект Карла Маркса, д. 43, пом. 5. В сведениях Единого государственного реестра юридических лиц об адресе регистрации юридического лица ООО «Ультрамар» ИНН 7810565869, имеет почтовый адрес: 188480, Ленинградская обл., Кингисеппский район, г. Кингисепп, проспект Карла Маркса, д. 43, пом. 5.
Следовательно, с учетом положений пп. «г, д» п. 47 Постановления Правительства Российской Федерации от 19 ноября 2014 года № 1221 «Об утверждении правил присвоения, изменения и аннулирования адресов», поскольку земельный участок расположен на территории морского порта Усть-Луга, структура адреса не может включать наименование населенного пункта фактического расположения терминала.
Как указано выше Морской порт Усть-Луга и его операторы морских терминалов не находятся на землях сельских населенных пунктов Кингисеппского района Ленинградской области, используемых и предназначенных для застройки и развития сельских населенных пунктов, что также следует из представленных ответчиком выписок из ЕГРН в отношении земельных участок с кадастровым номером №, с кадастровым номером № и с кадастровым номером № (том 1 л.д. 118-136, 137-147, 247-250), на которых оператором морского терминала ООО «Ультрамар» производится перевалка грузов, а также расположено здание АБК. При этом как следует из выписки из ЕГРН в отношении земельного участка с кадастровым номером №, земельный участок относится к категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, с разрешенным видом использования – водный транспорт, для данного земельного участка обеспечен доступ посредством вышеуказанных земельных участков, что свидетельствует об их едином землепользовании в целях деятельности оператора морского терминала ООО «Ультрамар» (том 1 л.д. 247-250).
Оценив собранные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что особенность сферы деятельности ответчика ООО «Ультрамар», являющегося оператором морского терминала морского порта Усть-Луга, его местоположение не предполагает распространение на работников оператора морского терминала морского порта Усть-Луга ООО «Ультрамар» положений ст. ст. 152, 263.1 Трудового кодекса Российской Федерации. Материалами дела не подтверждено, что территория, на которой расположен оператор морского терминала морского порта Усть-Луга, отнесена законодателем к сельской территории либо местности нормами, определяющими административно-территориальное деление Ленинградской области.
При таких обстоятельствах, когда трудовые права работника Кузнецовой Е.В. в период ее трудовой деятельности в ООО «Ультрамар» с 09 августа 2021 года до 30 января 2023 года в должности специалиста по закупкам и начальника службы МТО в обособленном подразделении Ультрамар Терминал в Службе МТО, договорной работы и административной поддержки нарушены не были, трудовой договор сторонами расторгнут по инициативе работника, то правовых оснований для удовлетворения требований истца о взыскании невыплаченной заработной платы в размере 300 526 руб. 65 коп. и процентов за нарушение сроков выплаты заработной платы по ст. 236 ТК РФ в сумме 19 233 руб. 17 коп. не имеется.
Разрешая требования истца о взыскании компенсации морального вреда, суд учитывает следующее.
В силу абзаца первого статьи 237 ТК РФ моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора.
Принимая во внимание, что судом не установлено нарушения трудовых прав Кузнецовой Е.В. в период ее трудовой деятельности в ООО «Ультрамар», в связи с чем в удовлетворении исковых требований о взыскании невыплаченной заработной платы отказано, то производные требования о компенсации морального вреда в сумме 50 000 рублей также не подлежат удовлетворению.
Согласно части 1 статьи 98 ГПК РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса.
А поскольку истцу в удовлетворении иска отказано в полном объеме, то оснований для взыскания судебных расходов в сумме 99 900 руб. не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 12, 56, 67, 194-198 ГПК РФ, судья
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении иска Кузнецовой Екатерины Владимировны к ООО «Ультрамар» о взыскании задолженности по заработной плате в сумме 300 526 руб. 65 коп., процентов по ст. 236 ТК РФ в сумме 19 233 руб. 71 коп., компенсации морального вреда в сумме 50 000 руб. и судебных расходов в размере 99 900 руб. отказать.
Решение может быть обжаловано в Ленинградский областной суд в течение месяца, путем подачи апелляционной жалобы через Кингисеппский городской суд Ленинградской области.
Судья Дунькина Е.Н.
Мотивированное решение составлено 13 сентября 2023 года.