НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Кинешемского городского суда (Ивановская область) от 06.04.2022 № 2-497/2022

Дело № 2 – 497/2022

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

город Кинешма 06 апреля 2022 года

Кинешемский городской суд Ивановской области в составе:

председательствующего судьи Сироткина П.Б.,

при секретаре Сорокиной О.П.,

с участием истца Цыганова И.К. и его представителя адвоката Лебедевой А.А., представителя ответчика ФКУ ИК-4 УФСИН России по Ивановской области и третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, УФСИН России по Ивановской области Зборовской О.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Цыганова Ивана Константиновича к федеральному казенному учреждению «Исправительная колония №4 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ивановской области» о взыскании задолженности по невыплате денежной компенсации за исполнение служебных обязанностей сверх установленной нормы продолжительности служебного времени,

УСТАНОВИЛ:

Цыганов И.К. обратился в суд с иском к федеральному казенному учреждению «Исправительная колония №4 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ивановской области» о взыскании задолженности по невыплате денежной компенсации за исполнение служебных обязанностей сверх установленной нормы продолжительности служебного времени. С учётом заявления об уменьшении размера исковых требований просит: взыскать с федерального казенного учреждения «Исправительная колония №4 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ивановской области» задолженность по невыплаченной денежной компенсации за исполнение служебных обязанностей сверх установленной нормы продолжительности служебного времени в выходные и нерабочие праздничные дни за период с ДД.ММ.ГГГГ по сентябрь 2021 года включительно в размере 80416 рублей 63 копейки, расходы на оплату услуг представителя в размере 15000 (пятнадцать тысяч) рублей.

Мотивирует свои исковые требования тем, что с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ он проходил службу в ФКУ ИК-4 УФСИН России по Ивановской области. ДД.ММ.ГГГГ он был уволен и с ним были произведены расчёты по заработной плате. Однако считает, что заработная плата была выплачена ему не в полном размере.

ДД.ММ.ГГГГ (перед увольнением) он обратился с рапортом к начальнику ФКУ ИК-4 УФСИН России по Ивановской области о выплате ему денежной компенсации за исполнение служебных обязанностей сверх установленной нормы продолжительности служебного времени, а также в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни, указав при этом конкретные дни и количество часов переработки с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

На данный рапорт он получил ответ только в январе 2022 года. Согласно ответа от ДД.ММ.ГГГГ он не имеет права на указанные им выплаты. Он с этим не согласен.

В обоснование заявленных исковых требований ссылается на Приказ ФСИН России от 27.05.2013 года № 269 «Об утверждении порядка обеспечения денежным довольствием сотрудников уголовно-исполнительной системы, порядка выплаты премий за добросовестное выполнение служебных обязанностей сотрудникам уголовно-исполнительной системы и порядка оказания материальной помощи сотрудникам уголовно-исполнительной системы» ст.ст. 135, 152, 392 Трудового кодекса Российской Федерации.

В судебном заседании истец Цыганов И.К. и его представитель адвокат Лебедева А.А. исковые требования поддержали с учётом заявления об уменьшении размера исковых требований. Считают, что срок обращения в суд, установленный как ст. 392 Трудового кодекса Российской Федерации, так и ст.74 Федерального закона от 19 июля 2018 года №197-ФЗ «О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» (далее Федеральный закон от 19 июля 2018 года № 197-ФЗ) истцом не пропущен.

В судебном заседании представитель ответчика ФКУ ИК-4 УФСИН России по Ивановской области и третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, УФСИН России по Ивановской области Зборовская О.Ю. суду пояснила, что исковые требования не признаёт в полном объёме по основаниям и доводам, изложенным в письменных возражениях на исковое заявление (том1 л.д.219-221). Не оспаривает, что на основании ч.4 ст.55 Федерального закона от 19 июля 2018 года № 197-ФЗ истец привлекался в случае служебной необходимости к работе сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни. Согласно ст. 55 Федерального закона от 19 июля 2018 года № 197-ФЗ за работу сверх установленной нормы продолжительности служебного времени сотруднику предоставляется компенсация в виде дней отдыха соответствующей продолжительности в другие дни недели. Время отдыха по желанию сотрудника присоединяется к ежегодному оплачиваемому отпуску. В случае, если невозможно присоединить эти дни к отпуску, только в этом случае можно выплатить компенсацию по просьбе сотрудника. Поскольку сотрудники аттестованы, то такая просьба должна выражаться в виде рапорта. Истцом было подано четыре рапорта о предоставлении ему компенсации в виде дней отдыха, которыми он воспользовался, отдохнул в другое время. За другие дни работы в выходные и праздничные дни он таким правом не воспользовался, с рапортом соответствующим не обращался. В соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2012 года № 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» порядок обеспечения сотрудников денежным довольствием определяется в соответствии с законодательством Российской Федерации руководителем федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники. Порядок обеспечения денежным довольствием сотрудников уголовно-исполнительной системы был утверждён приказом №269 от 27.05.2013 года. Порядком №269 установлено, что выплата сотрудникам денежного довольствия за текущий месяц производится один раз в период с 20 по 25 число. В этот же срок выплачивается денежное довольствие по перерасчётам в связи с присвоением специального звания, назначением на иную штатную должность, изменением размера ежемесячной надбавки к окладу денежного содержания за стаж службы и по другим основаниям, влекущим изменение размеров денежного довольствия. Денежная компенсация выплачивается на основании соответствующего приказа, в котором указывается количество часов, за которые выплачивается денежная компенсация для каждого сотрудника. В период действия вышеуказанного приказа №269, которым утверждён Порядок обеспечения денежным довольствием сотрудников уголовно-исполнительной системы, к руководству ФКУ ИК-4 истец с рапортами обратился только четыре раза, за другие дни с просьбой о компенсации не обращался, приказы не издавались. Приказом №704 от 16.08.2021 года Порядок, утверждённый приказом №269, утратил силу. В настоящее время действует Порядок обеспечения денежным довольствием сотрудников уголовно-исполнительной системы Российской Федерации, утверждённый приказом ФСИН от 16.08.2021 года №701. Данным приказом денежная компенсация за работу в выходные дни не предусмотрена. Предусмотрена единственная компенсация в виде предоставления дней отдыха. Согласно п.4 ст.74 Федерального закона от 19 июля 2018 года № 197-ФЗ сотрудник, ранее состоявший на службе в уголовно-исполнительной системе, для разрешения служебного спора может обратиться к руководителю федерального органа уголовно-исполнительной системы или уполномоченному руководителю, либо в суд в течение трёх месяцев со дня, когда он узнал о нарушенном праве. Заработная плата сотрудникам выплачивается один раз в месяц с 20 по 25 число каждого месяца, получая денежное довольствие, истец видел, что ему не выплачена денежная компенсация за работу сверх установленной нормы продолжительности рабочего времени. Он каждый месяц мог убедиться в том, что такая денежная компенсация не выплачивалась. В данном случае три месяца установленные ч.4 ст.74 Федерального закона от 19 июля 2018 года № 197-ФЗ будет рассчитываться ежемесячно с даты выплаты денежного довольствия сотрудникам. Получая денежное довольствие ежемесячно, истец мог обратиться в бухгалтерию, где ему могли разъяснить все вопросы по выплаченному денежному содержанию, посмотреть свою карточку выплаты денежного довольствия, задать вопрос и убедиться в том, что ему они не выплачивались. Срок исковой давности, установленный ч.4 ст. 74 Федерального закона от 19 июля 2018 года № 197-ФЗ, пропущен. Считает также, что истцом пропущен и срок, установленный ч.8 ст.74 Федерального закона от 19 июля 2018 года № 197-ФЗ. Просит применить последствия пропуска истцом срока обращения в суд и в удовлетворении иска отказать.

Заслушав истца и его представителя, представителя ответчика и третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Правоотношения, связанные с поступлением на службу в уголовно-исполнительной системе, её прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) сотрудника являются предметом регулирования Федерального закона от 19 июля 2018 года № 197-ФЗ «О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» (далее Федеральный закон от 19 июля 2018 года № 197-ФЗ) (часть 1 статьи 2 Федерального закона от 19 июля 2018 года № 197-ФЗ).

В соответствии с пунктами 1 - 7 части 1 статьи 3 Федерального закона от 19 июля 2018 года № 197-ФЗ регулирование правоотношений, связанных со службой в уголовно-исполнительной системе, осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации; данным федеральным законом; Законом Российской Федерации от 21 июля 1993 г. № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», Федеральным законом от 30 декабря 2012 года № 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и другими федеральными законами, регламентирующими правоотношения, связанные со службой в уголовно-исполнительной системе; нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации; нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации; нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний; нормативными правовыми актами федерального органа уголовно-исполнительной системы в случаях, установленных федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации.

В случаях, не урегулированных нормативными правовыми актами Российской Федерации, указанными в части 1 названной выше статьи, к правоотношениям, связанным со службой в уголовно-исполнительной системе, применяются нормы трудового законодательства Российской Федерации (часть 2 статьи 3 Федерального закона от 19 июля 2018 года № 197-ФЗ).

В соответствии с положениями статьи 55 Федерального закона от 19 июля 2018 года № 197-ФЗ служебным временем признается время, в течение которого сотрудник в соответствии с правилами внутреннего служебного распорядка учреждения или органа уголовно-исполнительной системы, должностной инструкцией и условиями контракта должен исполнять свои служебные обязанности, а также иные периоды, которые в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации относятся к служебному времени.

Как следует из положений части 2 статьи 55 вышеуказанного Закона, нормальная продолжительность служебного времени для сотрудника не может превышать 40 часов в неделю, а для сотрудника женского пола, проходящего службу в уголовно-исполнительной системе в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных местностях, высокогорных районах, пустынных и безводных местностях, - 36 часов в неделю. Для сотрудника устанавливается пятидневная служебная неделя.

Сотрудник в случае необходимости может привлекаться к исполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний. В этом случае сотруднику предоставляется компенсация в виде отдыха соответствующей продолжительности в другие дни недели. В случае, если предоставление такого отдыха в данный период невозможно, время исполнения служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни суммируется и сотруднику предоставляются дополнительные дни отдыха соответствующей продолжительности, которые по его желанию могут быть присоединены к ежегодному оплачиваемому отпуску. По просьбе сотрудника вместо предоставления дополнительных дней отдыха ему может быть выплачена денежная компенсация (часть 6 статьи 55 Федерального закона от 19 июля 2018 года № 197-ФЗ).

Согласно части 1, 2 статьи 56 Федерального закона от 19 июля 2018 года № 197-ФЗ режим служебного времени сотрудника устанавливается правилами внутреннего служебного распорядка учреждения или органа уголовно-исполнительной системы. Особенности режима служебного времени сотрудника могут определяться законодательством Российской Федерации, должностной инструкцией и контрактом.

Режим служебного времени сотрудника должен предусматривать определенное количество служебных и выходных дней в неделю, продолжительность служебного дня и перерыва в течение служебного дня.

Отношения, связанные с денежным довольствием сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу, в том числе в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, урегулированы Федеральным законом от 30 декабря 2012 года № 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 30 декабря 2012 года № 283-ФЗ).

Порядок обеспечения сотрудников денежным довольствием определяется руководителем федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники (п. 18 ст. 2 Федерального закона от 30 декабря 2012 года № 283-ФЗ).

Во исполнение требований Федерального закона от 30 декабря 2012 года № 283-ФЗ ФСИН России принят приказ от 27.05.2013 № 269, которым утверждён, в том числе Порядок обеспечения денежным довольствием сотрудников уголовно-исполнительной системы (далее - Порядок от 27.05.2013 № 269).

Согласно п. 2 Порядка от 27.05.2013 № 269 денежное довольствие сотрудников состоит из месячного оклада в соответствии с замещаемой должностью (далее - должностной оклад) и месячного оклада в соответствии с присвоенным специальным званием (далее - оклад по специальному званию), которые составляют оклад месячного денежного содержания (далее - оклад денежного содержания), ежемесячных и иных дополнительных выплат.

В соответствии с п. п. 8, 9, 16, 17, 18 Порядка от 27.05.2013 № 269 выплата сотрудникам денежного довольствия за текущий месяц производится один раз в период с 20 по 25 число; в этот же срок выплачивается денежное довольствие по перерасчетам в связи с присвоением специального звания, назначением на иную штатную должность, изменением размера ежемесячной надбавки к окладу денежного содержания за стаж службы (выслугу лет) и по другим основаниям, влекущим изменение размеров денежного довольствия; сотрудникам за выполнение служебных обязанностей в ночное время (с 22 до 6 часов) производится доплата из расчета 20 процентов должностного оклада, рассчитанного за час работы (далее - часовая ставка) в ночное время, которая определяется путем деления должностного оклада сотрудника на среднемесячное количество рабочих часов, устанавливаемое по производственному календарю на данный календарный год, с учетом продолжительности рабочего времени соответствующей категории сотрудников; за выполнение служебных обязанностей в выходные и нерабочие праздничные дни, сверх установленной законом продолжительности рабочего времени (далее - сверхурочная работа), выплачиваются денежные компенсации в следующих размерах: 1) оплата за работу в выходные и нерабочие праздничные дни производится в размере одинарной часовой ставки сверх должностного оклада, если работа в выходной, нерабочий праздничный день производилась в пределах месячной нормы рабочего времени, и в размере двойной часовой ставки сверх должностного оклада, если работа производилась сверх месячной нормы рабочего времени. Исчисление часовой ставки осуществляется в соответствии с пунктом 16 Порядка; 2) сверхурочная работа оплачивается за первые два часа в полуторном размере, а за последующие часы - в двойном размере часовой ставки, исчисленной в соответствии с пунктом 16 Порядка.

Денежная компенсация выплачивается на основании соответствующего приказа, в котором указывается количество часов, за которые выплачивается денежная компенсация для каждого сотрудника (пункт 19 Порядка).

В пункте 12 Правил внутреннего трудового распорядка для сотрудников и работников ФКУ ИК-4 УФСИН России по Ивановской области (том 1 л.д.51-82) продублирована норма, установленная ч. 6 ст. 55 Федерального закона от 19 июля 2018 года № 197-ФЗ.

Судом установлено, что приказом УФСИН России по Ивановской области от ДД.ММ.ГГГГ-лс истец Цыганов И.К. был освобожден от должности инспектора Родниковского межмуниципального филиала ФКУ УИИ УФСИН России по Ивановской области и назначен на должность оперуполномоченного оперативного отдела ФКУ ИК-4 УФСИН России по Ивановской области (том 1 л.д.99).

Приказом УФСИН России по Ивановской области от ДД.ММ.ГГГГ-лс контракт с Цыгановым И.К. был расторгнут и он был уволен со службы в уголовно-исполнительной системе (том 1 л.д. 100).

В спорный период, то есть с 03 мая 2020 года по сентябрь 2021 года, истец Цыганов И.К. на основании соответствующих приказов (том 1 л.д. 122- 227) многократно привлекался к исполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни, что подтверждается табелями учёта использования рабочего времени (том1 л.д.101-121) и не оспаривается представителем ответчика и третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, в судебном заседании.

Реализуя свое право на предоставление компенсации в виде дней отдыха за отработанное время сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни истец обращался к руководству ФКУ ИК-4 УФСИН России по Ивановской области с рапортами о предоставлении дополнительных дней отдыха и такая компенсация ему была предоставлена:

ДД.ММ.ГГГГ за ранее отработанное время ДД.ММ.ГГГГ (8 часов) (приказ ФКУ ИК-4 от ДД.ММ.ГГГГк, основание - рапорт Цыганова И.К. от ДД.ММ.ГГГГ); ДД.ММ.ГГГГ за ранее отработанное время ДД.ММ.ГГГГ (8 часов) (приказ ФКУ ИК-4 от ДД.ММ.ГГГГк, основание - рапорт Цыганова И.К. от ДД.ММ.ГГГГ); ДД.ММ.ГГГГ за ранее отработанное время ДД.ММ.ГГГГ (8 часов) (приказ ФКУ ИК-4 от ДД.ММ.ГГГГк); ДД.ММ.ГГГГ за ранее отработанное время ДД.ММ.ГГГГ (8 часов) (приказ ФКУ ИК-4 ДД.ММ.ГГГГк, что не оспаривается стороной истца в судебном заседании.

За остальное время отработанное истцом в спорный период сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни истец ни компенсации в виде отдыха соответствующей продолжительности, ни денежной компенсации не получал, что не оспаривается сторонами в судебном заседании.

Возражая против удовлетворения исковых требований истца, представитель ответчика и третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, ссылается на то обстоятельство, что в период действия Порядка от 27.05.2013 № 269 истец к руководству ФКУ ИК-4 УФСИН России по Ивановской области с рапортами о предоставлении компенсации за работу в выходные и праздничные дни не обращался, приказы о выплате ему такой компенсации не издавались. Порядок от 27.05.2013 № 269 утратил силу в связи с изданием Приказа ФСИН России от 16.08.2021 № 704. В настоящее время Порядком обеспечения денежным довольствием сотрудников уголовно-исполнительной системы Российской Федерации, утверждённым Приказом ФСИН России от 16.08.2021 № 701 денежная компенсация за работу в выходные и праздничные нерабочие дни не предусмотрена. Кроме того, согласно п. 5 приложения 11 к приказу Министерства юстиции Российской Федерации от 05.08.2021 № 132 «Об организации прохождения службы в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации», сотрудникам с установленной пятидневной служебной неделей за выполнение служебных обязанностей в выходные и нерабочие праздничные дни предоставляется компенсация в виде дополнительных дней отдыха продолжительностью, соответствующей времени выполнения служебных обязанностей в выходные и нерабочие праздничные дни. Денежная компенсация за такую работу не предусмотрена.

Суд вышеуказанную позицию признаёт несостоятельной, основанной на неверном толковании норм права.

Порядок от 27.05.2013 № 269 действовал до 02.10.2021, то есть в спорный период с мая по сентябрь 2021 года действовал именно Порядок от 27.05.2013 № 269, правовые нормы которого и должны применяться при разрешении настоящего спора, поскольку как указал Конституционный Суд Российской Федерации, общим (основным) принципом действия закона во времени является распространение его на отношения, возникшие после введения его в действие. Вместе с тем законодатель вправе распространить новые нормы на факты и порожденные ими правовые последствия, которые возникли до введения соответствующих норм в действие, т.е. придать закону обратную силу (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 18.01.2005 № 7-О).

Согласно ст. 4 Гражданского кодекса Российской Федерации акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом. По отношениям, возникшим до введения в действие акта гражданского законодательства, он применяется к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие.

В соответствии со ст.12 Трудового кодекса Российской Федерации Закон или иной нормативный правовой акт, содержащий нормы трудового права, вступает в силу со дня, указанного в этом законе или ином нормативном правовом акте либо в законе или ином нормативном правовом акте, определяющем порядок введения в действие акта данного вида.

Закон или иной нормативный правовой акт, содержащий нормы трудового права, либо отдельные их положения прекращают свое действие в связи с: истечением срока действия; вступлением в силу другого акта равной или высшей юридической силы; отменой (признанием утратившими силу) данного акта либо отдельных его положений актом равной или высшей юридической силы.

Закон или иной нормативный правовой акт, содержащий нормы трудового права, не имеет обратной силы и применяется к отношениям, возникшим после введения его в действие.

Действие закона или иного нормативного правового акта, содержащего нормы трудового права, распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, лишь в случаях, прямо предусмотренных этим актом.

В отношениях, возникших до введения в действие закона или иного нормативного правового акта, содержащего нормы трудового права, указанный закон или акт применяется к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие.

Таким образом, суд приходит к однозначному выводу, что при вышеуказанных обстоятельствах истец имеет право на денежную компенсацию за выполнение служебных обязанностей в выходные и нерабочие праздничные дни за период с ДД.ММ.ГГГГ по сентябрь ДД.ММ.ГГГГ года в размере 80416 рублей 63 копейки, поскольку фактически такой размер денежной компенсации подлежал начислению истцу в соответствии с требованиями пунктов 16 и 17 Порядка от 27.05.2013 № 269 (том 1 л.д.235, 236).

Представителем ответчика и третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, заявлено о применении последствий пропуска истцом срока обращения в суд за разрешением служебного спора, установленного ст. 74 Федерального закона от 19 июля 2018 года № 197-ФЗ.

Сторона истца считает, что истец не пропустил срок обращения в суд, а если пропустил, то просит восстановить срок обращения в суд с настоящим иском, так как пропущен он по уважительным причинам. Изначально также сторона истца ссылалась на то обстоятельство, что к данным правоотношениям должна применяться норма ч.2 ст. 392 Трудового кодекса Российской Федерации, согласно которой за разрешением индивидуального трудового спора о невыплате или неполной выплате заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, он имеет право обратиться в суд в течение одного года со дня установленного срока выплаты указанных сумм, в том числе в случае невыплаты или неполной выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику при увольнении.

19 июля 2018 года принят Федеральный закон № 197-ФЗ «О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», который вступил в силу с 01 августа 2018 года. Указанным Федеральным законом от 19 июля 2018 года № 197-ФЗ установлены сроки разрешения служебного спора. Таким образом, проверяя довод представителя ответчика и третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, о пропуске истцом срока обращения в суд за разрешением служебного спора, суд руководствуется ст. 74 Федерального закона от 19 июля 2018 года № 197-ФЗ.

Согласно части 1 статьи 74 Федерального закона от 19 июля 2018 года № 197-ФЗ служебный спор в уголовно-исполнительной системе - неурегулированные разногласия по вопросам, касающимся применения федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации в сфере деятельности уголовно-исполнительной системы и контракта, между руководителем федерального органа уголовно-исполнительной системы или уполномоченным руководителем и сотрудником или гражданином, поступающим на службу в уголовно-исполнительной системе либо ранее состоявшим на службе в уголовно-исполнительной системе, а также между прямым руководителем (начальником) или непосредственным руководителем (начальником) и сотрудником.

В соответствии с частью 3 статьи 74 Федерального закона от 19 июля 2018 года № 197-ФЗ сотрудник для разрешения служебного спора вправе обратиться в письменной форме к непосредственному руководителю (начальнику), а при несогласии с его решением или при невозможности рассмотрения непосредственным руководителем (начальником) служебного спора по существу - к прямому руководителю (начальнику) или в суд.

Частью 4 статьи 74 Федерального закона от 19 июля 2018 года № 197-ФЗ предусмотрено, что сотрудник или гражданин, поступающий на службу в уголовно-исполнительной системе либо ранее состоявший на службе в уголовно-исполнительной системе, для разрешения служебного спора может обратиться к руководителю федерального органа уголовно-исполнительной системы или уполномоченному руководителю либо в суд в течение трёх месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а для разрешения служебного спора, связанного с увольнением со службы в уголовно-исполнительной системе, - в течение одного месяца со дня ознакомления с приказом об увольнении.

В соответствии с частью 5 статьи 74 Федерального закона от 19 июля 2018 года № 197-ФЗ в случае пропуска по уважительным причинам сроков, установленных частью 4 настоящей статьи, руководитель федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченный руководитель вправе продлить соответствующий срок и рассмотреть служебный спор по существу.

Служебный спор рассматривается руководителем федерального органа уголовно-исполнительной системы или уполномоченным руководителем в течение одного месяца со дня подачи рапорта сотрудником или со дня подачи письменного заявления гражданином, поступающим на службу в уголовно-исполнительной системе либо ранее состоявшим на службе в уголовно-исполнительной системе, в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний (часть 7 статьи 74 Федерального закона от 19 июля 2018 года № 197-ФЗ).

Решение руководителя федерального органа уголовно-исполнительной системы или уполномоченного руководителя по служебному спору может быть обжаловано в суд в течение 10 дней со дня вручения копии соответствующего решения сотруднику или гражданину, поступающему на службу в уголовно-исполнительной системе либо ранее состоявшему на службе в уголовно-исполнительной системе, обратившимся для разрешения служебного спора (часть 8 статьи 74 Федерального закона от 19 июля 2018 года № 197-ФЗ).

Приказом Минюста России от 11.09.2019 № 200 утверждён Порядок рассмотрения служебного спора в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации (далее Порядок рассмотрения служебного спора).

Согласно п.4 Порядка рассмотрения служебного спора служебный спор по рапорту сотрудника рассматривается непосредственным руководителем (начальником), а при несогласии сотрудника с его решением или при невозможности рассмотрения непосредственным руководителем (начальником) служебного спора по существу - вышестоящим руководителем (начальником) (вплоть до директора).

Сотрудник или гражданин, поступающий на службу в УИС либо ранее состоявший на службе в УИС, для разрешения служебного спора может обратиться к лицам, указанным в пункте 4 настоящего Порядка, либо в суд в течение трёх месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а для разрешения служебного спора, связанного с увольнением со службы в УИС, - в течение одного месяца со дня ознакомления с приказом об увольнении (п.5 Порядка рассмотрения служебного спора).

В случае пропуска по уважительным причинам сроков, указанных в пункте 5 настоящего Порядка, директор, уполномоченный руководитель вправе продлить соответствующий срок и рассмотреть служебный спор по существу (п.7 Порядка рассмотрения служебного спора).

Служебный спор рассматривается в течение одного месяца со дня подачи рапорта сотрудника или письменного заявления гражданина, поступающего на службу в УИС либо ранее состоявшего на службе в УИС, директором, уполномоченным руководителем или руководителем (начальником) на основании документов, представленных сотрудником или гражданином, поступающим на службу в УИС либо ранее состоявшим на службе в УИС, а также документов, находящихся в распоряжении учреждения или органа УИС.

По результатам рассмотрения служебного спора директор, уполномоченный руководитель или руководитель (начальник) назначает сотрудника, ответственного за подготовку проекта решения по итогам рассмотрения служебного спора.

Решение по итогам рассмотрения служебного спора утверждается директором, уполномоченным руководителем или руководителем (начальником).

Копия решения по итогам рассмотрения служебного спора в течение трех рабочих дней со дня его принятия вручается сотрудником кадрового подразделения учреждения или органа УИС сотруднику или гражданину, поступающему на службу в УИС либо ранее состоявшему на службе в УИС, под подпись, а в случае невозможности вручения лично - направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении. (п.п. 8,11,12 Порядка рассмотрения служебного спора).

Из приведённых нормативных положений следует, что сотрудник уголовно-исполнительной системы Российской Федерации для разрешения служебного спора вправе обратиться в письменной форме к непосредственному руководителю (начальнику) в течение трёх месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права; заявление сотрудника (бывшего сотрудника) подлежит рассмотрению непосредственным руководителем (начальником) в течение одного месяца со дня его подачи; решение по служебному спору оформляется в письменном виде; его копия в течение трёх рабочих дней со дня его принятия вручается сотруднику либо гражданину ранее состоявшему на службе в УИС, под подпись, а в случае невозможности вручения лично - направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении.

При несогласии сотрудника с решением непосредственного руководителя (начальника) или при невозможности рассмотрения непосредственным руководителем (начальником) служебного спора по существу, служебный спор рассматривается вышестоящим руководителем (начальником) (вплоть до директора).

Вышестоящим руководителем заявление подлежит рассмотрению также в течение одного месяца со дня его подачи; решение по служебному спору оформляется в письменном виде; его копия в течение трёх рабочих дней со дня его принятия вручается сотруднику либо гражданину, ранее состоявшему на службе в УИС, под подпись, а в случае невозможности вручения лично - направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении.

Исходя из норм, закреплённых в части 5 статьи 74 Федерального закона от 19 июля 2018 года № 197-ФЗ, пункте 7 Порядка рассмотрения служебного спора, следует, что если уполномоченным руководителем служебный спор рассмотрен по существу, соответственно им продлён соответствующий срок, установленный частью 4 статьи 74 Федерального закона от 19 июля 2018 года № 197-ФЗ.

В связи с этим обстоятельствами, имеющими значение для разрешения вопроса о пропуске срока обращения в суд, если от ответчика поступило заявление о пропуске такого срока истцом, являются: обращение сотрудника с рапортом к руководителю для разрешения служебного спора; принятие (непринятие) соответствующим начальником решения в письменном виде по рапорту сотрудника о разрешении служебного спора; получение (неполучение) этим сотрудником копии данного решения; обращение сотрудника с рапортом к вышестоящему руководителю в случае несогласия с решением принятым непосредственным руководителем или неполучении от него ответа; принятие (непринятие) вышестоящим руководителем решения в письменном виде по рапорту сотрудника о разрешении служебного спора; получение (неполучение) этим сотрудником копии данного решения и обращение в суд с соответствующим иском в случае несогласия с решением руководителя по служебному спору.

Истец воспользовался предоставленным ему правом разрешить служебный спор в порядке, установленном ст. 74 Федерального закона от 19 июля 2018 года № 197-ФЗ, подав ДД.ММ.ГГГГ соответствующий рапорт от ДД.ММ.ГГГГ на имя начальника ФКУ ИК-4 УФСИН России по Ивановской области (том 1 л.д.7,8, 241). Сторона истца утверждает, что на вышеуказанный рапорт истец ответа не получал. Сторона ответчика утверждает, что ответ истцу был направлен почтой ДД.ММ.ГГГГ (том 2 л.д.1-3). Вместе с тем, стороной ответчика не представлено суду доказательств, подтверждающих, что по рапорту истца о рассмотрении служебного спора от ДД.ММ.ГГГГ начальником ФКУ ИК-4 УФСИН России по Ивановской области в течение одного месяца со дня подачи рапорта было принято решение. Из представленных документов следует, что по существу служебный спор был рассмотрен в более поздний срок и рассмотрен он по существу, соответственно срок, установленный частью 4 статьи 74 Федерального закона от 19 июля 2018 года № 197-ФЗ был продлён.

Из материалов дела следует, что истец дважды ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ на электронную почту УФСИН России по Ивановской области обращался с заявлением на имя начальника УФСИН России по Ивановской области о рассмотрении служебного спора о выплате денежной компенсации за выполнение служебных обязанностей в выходные и нерабочие праздничные дни за период с апреля 2020 года по сентябрь 2021 года (том 2 л.д.11-14). Письменные ответы, то есть решения по служебному спору в адрес истца были направлены на электронную почту (том 1 л.д.248-251). В нарушение требований Порядка рассмотрения служебного спора копия решения по итогам рассмотрения служебного спора в течение трёх рабочих дней со дня его принятия не была вручена истцу под подпись, и не направлена заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении.

Как было указано судом выше, исходя из норм, закреплённых в части 5 статьи 74 Федерального закона от 19 июля 2018 года № 197-ФЗ, пункте 7 Порядка рассмотрения служебного спора, следует, что если уполномоченным руководителем служебный спор рассмотрен по существу, соответственно им продлён соответствующий срок, установленный частью 4 статьи 74 Федерального закона от 19 июля 2018 года № 197-ФЗ.

УФСИН России по Ивановской области служебный спор был рассмотрен по существу, при этом факт пропуска истцом Цыгановым И.К. предусмотренного законом срока для разрешения служебного спора должностным лицом не установлен.

С учётом отсутствия доказательств получения истцом ответов УФСИН России по Ивановской области от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ ранее, чем указываемая стороной истца дата ДД.ММ.ГГГГ, исходя из того, что истец обратился в суд ДД.ММ.ГГГГ (почтовый штамп на конверте, в котором поступило исковое заявление том 1 л.д.27), соответственно суд приходит к выводу, что предусмотренные ст. 74 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 197-ФЗ сроки истцом были соблюдены.

Таким образом, анализируя и оценивая все представленные суду доказательства, их относимость, допустимость и достоверность, как в отдельности каждого доказательства, так и всех их в совокупности и взаимной связи, по правилам ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд приходит к однозначному выводу о том, что при вышеуказанных обстоятельствах требования истца о взыскании компенсации за выполнение служебных обязанностей в выходные и нерабочие праздничные дни за период с ДД.ММ.ГГГГ по сентябрь 2021 года в размере 80416 рублей 63 копейки подлежат удовлетворению.

В соответствии со ст. 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесённые по делу судебные расходы.

Порядок возмещения расходов на оплату услуг представителя установлен ст.100 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которой стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по её письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.

Общим принципом распределения судебных расходов выступает возмещение судебных расходов лицу, которое их понесло, за счёт лица, не в пользу которого принят итоговый судебный акт по делу, что следует из содержания гл. 7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и разъясняется в п. 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21.01.2016 № 1 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела».

В пункте 10 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21 января 2016 года № 1 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела» разъяснено, что лицо, заявляющее о взыскании судебных издержек, должно доказать факт их несения, а также связь между понесёнными указанным лицом издержками и делом, рассматриваемым в суде с его участием.

В подтверждение несения расходов стороной истца представлен договор об оказании юридической помощи по гражданскому делу от ДД.ММ.ГГГГ и квитанции к приходным кассовым ордерам от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ об оплате истцом Цыгановым И.К. адвокату Лебедевой А.А. в общей сложности суммы 15000 рублей.

Право определения размера судебных расходов на оплату услуг представителя, подлежащих взысканию, принадлежит суду. Разумные пределы расходов являются оценочным понятием, четкие критерии их определения законом не предусмотрены. Размер подлежащих взысканию расходов на оплату услуг представителя суд определяет в каждом конкретном случае с учётом характера спорных правоотношений, степени сложности дела, рыночной стоимости оказанных услуг, затраченного представителем на ведение дела времени, соразмерности защищаемого права и суммы вознаграждения, а также иных факторов и обстоятельств дела. При этом в соответствии с указанными выше нормами процессуального права основным критерием определения размера подлежащих взысканию расходов на оплату услуг представителя является разумность данной суммы, которая предполагает, что размер возмещения стороне расходов должен быть соотносим с объёмом защищаемого права.

При разрешении вопроса о размере расходов на оплату услуг представителя, суд учитывает требования закона, фактический объём и характер оказанных представителем услуг, занятость представителя в судебных заседаниях, степень сложности настоящего гражданского дела, ценность защищаемого права, процессуальную активность представителя и качество оказанных услуг, принцип разумности расходов, конкретные обстоятельства дела, с целью соблюдения баланса между правами лиц, участвующих в деле, суд считает, что в данном конкретном деле расходы на оплату услуг представителя по представлению интересов истца в суде подлежат взысканию с ответчика в размере 15000 рублей.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Цыганова Ивана Константиновича к федеральному казенному учреждению «Исправительная колония №4 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ивановской области» удовлетворить.

Взыскать с федерального казенного учреждения «Исправительная колония №4 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ивановской области» в пользу Цыганова Ивана Константиновича компенсацию за выполнение служебных обязанностей в выходные и нерабочие праздничные дни за период с 03 мая 2020 года по сентябрь 2021 года в размере 80416 рублей 63 копейки (восемьдесят тысяч четыреста шестнадцать рублей 63 копейки).

Взыскать с федерального казенного учреждения «Исправительная колония №4 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ивановской области» в пользу Цыганова Ивана Константиновича расходы на оплату услуг представителя в размере 15000 (пятнадцать тысяч) рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ивановский областной суд в течение месяца с момента принятия решения в окончательной форме через Кинешемский городской суд Ивановской области.

Председательствующий П.Б. Сироткин

Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ