Дело № 2 – 306/2019
УИД 42RS0040-01-2019-000176-38
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г. Кемерово 27 мая 2019 года
Кемеровский районный суд Кемеровской области в составе
председательствующего судьи Колосовской Н.А.,
при секретаре Митрофановой Л.В.,
рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по иску Федерального агентства лесного хозяйства к Сухачеву Николаю Ивановичу, Администрации Кемеровского муниципального района об истребовании земельного участка из чужого незаконного владения,
установил:
Федеральное агентство лесного хозяйства обратилось в суд с иском к Сухачеву Н.И., Администрации Кемеровского муниципального района об истребовании земельного участка из чужого незаконного владения.
Требования мотивированы тем, что ответчик является собственником земельных участков с кадастровыми № Согласно ч. 3, п. 1 ч. 6 ст. 5 Закона РФ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель" в случае, если в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, земельный участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости, правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами на земельные участки этот земельный участок отнесен к иной категории земель, принадлежность земельного участка к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, либо в соответствии со сведениями, указанными в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, при отсутствии таких сведений в Едином государственном реестре недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи. Правила настоящей части применяются в случае, если права правообладателя или предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до 1 января 2016 года. В соответствии с Поручением Правительства Российской Федерации 06.07.2017 № ДК-П13-182пр, в рамках контроля за реализацией вступившего в силу с 11.08.2017 Федерального закона № 280-ФЗ, Рослесхозу совместно с МВД России и Генеральной прокуратурой Российской Федерации поручено организовать проведение сплошной проверки соблюдения законности возникновения прав на земельные участки, относящиеся в соответствии с государственным лесным реестром к лесным, а в соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости - к землям иных категорий. Создана межведомственная рабочая группа по проведению проверки соблюдения законности возникновения прав на земельные участки, относящиеся в соответствии с ГЛР к лесным, а в соответствии со сведениями ЕГРН к землям иных категорий на территории Кемеровской области (далее - Рабочая группа). В рамках деятельности указанной Рабочей группы было дано поручение ФГБУ «Рослесинфорг» осуществить графическое совмещение материалов лесоустройства с земельными участками с кадастровым №, расположенного по адресу: Кемеровская область, Кемеровский район, хоз-во АОЗТ «Луговое», позиция №, с кадастровым №, расположенного по адресу: Кемеровская область, Кемеровский район, хоз-во АОЗТ «Луговое», позиция №. По результатам указанного совмещения выявлено, что границы указанных земельных участков накладываются на земли лесного фонда Кемеровского лесничества, Елыкаевское участковое лесничество, Елыкаевское урочище, <адрес> Площадь наложения составляет по 1 500 кв.м. Факт наложения границ оспариваемых земельных участков на земли лесного фонда подтверждается заключением ФГБУ «Рослесинфорг» «Запсиблеспроект» от 30.08.2018 № 10/2007. Действующее законодательство предусматривает приоритет сведений ГЛР над ЕГРН в рассматриваемом случае. По итогам проверки соблюдения законности возникновения прав на спорные земельные участки, в рамках заседания указанной Рабочей группы, было принято решение о необходимости обращения в суд с целью защиты имущественных прав и законных интересов Российской Федерации в отношении земельных участков. Федеральное агентство лесного хозяйства считает, что спорные земельные участки, в части пересечений с землями лесного фонда, незаконно находится в собственности ответчика. Исходя из статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации, лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности. В соответствии с п. 2 ч. 5 ст. 27 ЗК РФ, земельные участки из состава земель лесного фонда, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, ограничены в обороте. Истец просит истребовать из незаконного владения ответчика в пользу Российской Федерации земельные участки площадью по 1500 кв.м, с кадастровыми №, расположенный по адресу: Кемеровская область, Кемеровский район, хоз-во АОЗТ «Луговое», позиция № и №, расположенный по адресу: Кемеровская область, Кемеровский район, хоз-во АОЗТ «Луговое», позиция №, входящие в состав земель лесного фонда: Кемеровское лесничество, Елыкаевское участковое лесничество, Елыкаевское урочище <адрес> имеющие соответствующие координаты, указать, что вынесенное решение является основанием для внесения изменений в ЕГРН об отнесении спорных земельных участков к землям лесного фонда Кемеровское лесничество, Елыкаевское участковое лесничество, Елыкаевское урочище квартал <адрес> В дополнениях указали, что положения Федерального закона № 280-ФЗ в силу п.п. 1 ст. 10 не распространяются на земельные участки, в границах особо охраняемых природных территорий, территорий объектов культурного наследия, положения о «лесной амнистии» не подлежат применению, поскольку спорные земельные участки расположены в границах государственного природного заказника «Барзасский», который располагается на территории Кемеровского лесничества, в том числе на территории Кемеровское лесничество Елыкаевское участковое лесничество, Елыкаевское урочище <адрес> что подтверждается картой-схемой особо охраняемых территорий Кемеровской области. День начала течения срока исковой давности необходимо считать с момента принятия Протокола заседания рабочей группы от 28.06.2018 № 2, т.к. именно им установлена необходимость оспаривания зарегистрированных прав на указанные земельные участки.
Представитель истца в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещены, просили о рассмотрении дела в отсутствии представителя.
Ответчик Сухачев Н.И., в лице законного представителя Сухачевой С.В., в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещались надлежащим образом, просил о рассмотрении дела в его отсутствии (л.д. 200-201 т. 2).
Представители ответчика Жураковская Е.В., действующая на основании доверенности от 25.02.2019 (л.д. 53 т. 1), и Ганина Е.И., действующая на основании доверенности от 25.02.2019 (л.д. 204 т. 2), исковые требования не признали, представили возражения на иск, согласно которых 11.08.2017 вступил в силу Федеральный закон от 29.07.2017 года № 280-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка с определенной категории земель". Принятие данного закона направлено на устранение взаимоисключающего характера сведений государственного лесного реестра и Единого государственного реестра недвижимости путем установления в предусмотренных законом случаях приоритета сведений Единого государственного реестра недвижимости над сведениями государственного лесного реестра. Изменениями, внесенными этим законом в статью 4.6 Закона РФ "О введении в действие Лесного кодекса РФ", предусмотрено, что информация о границах лесных участков и правах на них вносится в государственный лесной реестр на основании сведений Единого государственного реестра недвижимости (п. 5 ст. 7). Кроме того, в ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 21.12.2004 № 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" внесено изменение, согласно которому в случае, если в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, земельный участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости, правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами на земельные участки этот земельный участок отнесен к иной категории земель, принадлежность земельного участка к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, либо в соответствии со сведениями, указанными в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, при отсутствии таких сведений в Едином государственном реестре недвижимости. Данные правила применяются в случае, если права правообладателя или предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до 01.01.2016 (ст. 5 Федерального закона от 29.07.2017 № 280-ФЗ). Тем самым федеральный законодатель установил приоритет сведений о категории земельных участков, содержащихся в правоустанавливающих документах и Едином государственном реестре недвижимости, и исключил возможность произвольного изъятия земельных участков у граждан, которые приобрели их на законном основании и были указаны как собственники этих участков в Едином государственном реестре недвижимости, только по формальным основаниям их расположения в границах лесных участков. Спорные земельные участки предоставлены гражданам на основании постановления органа местного самоуправления, права зарегистрированы в Управлении Росреестра по Кемеровской области первоначально до 01.01.2016, земельные участки поставлены на кадастровый учет с определением юридических границ, при этом не выявлено реестровых ошибок (пересечений с участками лесного фонда) в сведениях государственного кадастра недвижимости еще в 2013 году. Земельный участок с кадастровым № приобретен ответчиком у ФИО1 на основании договора купли-продажи от 28.11.2017, земельный участок с кадастровым № приобретен ответчиком у ФИО2 на основании договора купли-продажи от 28.11.2017. Спорные земельные участки были предоставлены ФИО1 и ФИО2 Администрацией Кемеровского муниципального района в 2013 году в аренду, как относящиеся к категории земель - земли особо охраняемых территорий и объектов, разрешенное использование - под дачное строительство, право аренды было зарегистрировано в ЕГРП, впоследствии приобретены в собственность. Поскольку первичное право предыдущих правообладателей - право долгосрочной аренды земельного участка возникло и было зарегистрировано в ЕГРН до 01.01.2016, на указанные земельные участки распространяются положения ч. 3 ст. 5 Закона РФ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установлении принадлежности земельного участка к определенной категории земель". Указанная позиция подтверждается и самим истцом, т.к. согласно п. 3.4 Протокола заседания рабочей группы № 2 от 28.06.2018, в отношении земельных участков, входящих в кадастровый квартал №, право собственности или аренды на которые возникло до 01.01.2016 принято решение об исключении площади этих земельных участков из ГЛР, при этом указанные земельные участки были образованы в результате межевания из одного земельного участка с кадастровым №, ранее учтенного в ЕГРН (21.07.2004), местоположение: Кемеровская область, Кемеровский район, х-во АОЗТ «Луговое» площадью 34 000 кв.м. Всего образовано 18 земельных участков площадью по 1500 кв.м под дачное строительство и 6 вспомогательных – дороги общего пользования. Земельные участки образованы одновременно, из одного земельного участка, предоставлены гражданам в аренду в 2013, подход к исключению всех указанных земельных участков из ГЛР должен быть однообразным. Имеются основания для применения срока исковой давности по следующим основаниям. К требованию о виндикации имущества применяется общий срок исковой давности, установленный ст. 196 ГК РФ, в три года. В результате межевания спорные земельные участки по заказу КУМИ Кемеровского муниципального района поставлены на кадастровый учет 25.02.2013 с разрешенным использованием под дачное строительство, Российской Федерации в лице уполномоченных органов стало известно об образовании спорных земельных участков с иным назначением не позднее 25.03.2013, в связи с чем срок исковой давности для предъявления требования о виндикации истек 25.03.2016г. При этом исковая давность по иску об истребовании имущества из чужого незаконного владения не начинает течь заново при смене владельца. Истечение срока исковой давности является самостоятельным основанием для отказа в иске. Сведения о земельном участке с кадастровым № в соответствии с Законом РФ "О государственном кадастре недвижимости" были внесены в государственный кадастр недвижимости из Единого государственного реестра земель, существовавшего в рамках действия положений Закона РФ "О государственном земельном кадастре". Дата постановки указанного земельного участка на кадастровый учет 21.07.2004. Таким образом, земельный участок с присвоенным ему в последствии кадастровым № уже с 21.07.2004 не относился к землям лесного фонда. В связи с отсутствием правообладателя земельный участок с кадастровым № на момент принятия решения о распоряжении им Администрацией Кемеровского муниципального района в 2013 году относился к землям, государственная собственность на которые не разграничена. В соответствии с п. 10 ст. 3 Закона РФ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности. Руководствуясь указанными положениями, а также документами градостроительного зонирования и территориального планирования, действующими на территории Кемеровского муниципального района, на основании поступивших заявлений граждан Администрацией Кемеровского муниципального района было принято решение о предоставлении земельных участков, образованных из земельного участка с кадастровым №
Кроме того, 26.06.2015 Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Кемеровской области в интересах Российской Федерации обращалось в Кемеровский районный суд с исковым заявлением об истребовании из чужого незаконного владения граждан земельных участков, в том числе с кадастровыми №. ФИО1 и ФИО2 являвшиеся арендаторами спорных земельных участков, указаны в исковом заявлении в качестве ответчиков, заявлено требование о виндикации спорных земельных участков в пользу Российской Федерации. Требование Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Кемеровской области, на тот момент уполномоченного органа по предъявлению требований о защите государственной собственности на лесные участки, было основано также на том, что указанные земельные участки относятся к лесным участкам. Определением Кемеровского районного суда от 20.07.2015 № 2-1129/2015 принят отказ Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Кемеровской области от иска и прекращено производство по делу. Определение вступило в законную силу 15.10.2015.
Таким образом, Российская Федерации в лице уполномоченного органа уже обращалось в суд за защитой нарушенного права по тому же основанию и тому же предмету, в связи с чем имеются основания для прекращения производства по делу на основании ст. 220 ГПК РФ. Кроме того, с даты подачи иска 26.06.2015 Российской Федерации в лице государственного органа уполномоченного на предъявление требований о защите государственной собственности, было доподлинно известно о фактах образования спорных земельных участков и их выбытии из земель лесного фонда, а также о правообладателях земельных участков, смена правообладателя имущества не влечет перерыва в течении срока исковой давности, с указанной даты также подлежит исчислению срок исковой давности. По мнению истца спорные земельные участки располагаются в границах ГПЗ «Барзасский», однако границы государственного природного заказника «Барзасский» расположены в другой части Кемеровского района, далеко от Елыкаевского лесничества, что усматривается из представленной самим истцом карты-схемы особо охраняемых территорий Кемеровской области, также это следует из общедоступных источников – официального сайта Департамента по охране объектов животного мира Кемеровской области, к ведомственной подчиненности которого относится ГПЗ «Барзасский», согласно этим данным заказник находится в низкогорной тайге на севере области в Кемеровском районе. Территория заказника охватывает часть бассейна реки Барзас. Границы утверждены Постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 14.10.2009 № 412 «О государственных природных заказниках Кемеровской области» в следующих границах: северная – от пересечения дорог Мариинского тракта на поселок Бердовка и далее по Мариинскому тракту до поселка Юго-Александровка, восточная – от поселка Юго-Александровка по водоразделу рек Кельбес и Конюхта, далее по водоразделам притоков рек Барзас и Золотой Китат до истоков реки Камжала, южная – от истоков реки Камжала по водоразделам рек Камжала, Заломная, Грязная до истоков реки Малая Промышленка, западная – от истоков реки Малая Промышленка по водоразделу рек Талый Тайгат и Шурчак до деревни Ермаки, от деревни Ермаки по дороге через поселок Бердовка на исходную позицию. Спорные участки расположены в районе р. Томь, пос. Ляпки Елыкаевского района, значительно южнее и западнее границ заказника. Истцом выборочно предъявлены требования к гражданам, в том числе и Сухачеву Н.И. об истребовании из восемнадцати земельных участков, образованных из земельного участка № в 2013, остальные 12 земельных участков, как следует из Протокола заседания рабочей группы признаны подлежащими исключению из состава лесного фонда на основании Федерального закона № 280-ФЗ. Таким образом, самим истцом признано, что спорный земельный участок не расположен в границах особо охраняемых территорий и территорий объектов культурного наследия. Самим истцом с иском представлена информация о спорных участках в качестве лесных участков (выписки из лесного реестра), в соответствии с которой Елыкаевское участковое лесничество, урочище Елыкаевское, квартал 35, выдел 12 относится к защитным лесам, категория защищенности – нерестосохранные полосы лесов. Указания на нахождение спорных участков в границах заказника данные выписки из лесного реестра не содержат. Федеральное агентство по управлению государственным имуществом с 2008 г. являлось уполномоченным органом, действующим от имени Российской Федерации по осуществлению контроля за управлением, распоряжением, использованием по назначению и сохранностью земельных участков, находящихся в федеральной собственности, и при выявлении нарушений принимало в соответствии с законодательством РФ необходимые меры по их устранению и привлечению виновных лиц к ответственности, своими действиями приобретало и осуществляло имущественные и личные неимущественные права и обязанности, в том числе выступало в суде. Росимущество в лице территориального органа обращаясь в суд с иском 26.06.2015 об истребовании земельных участков из незаконного владения в силу своих полномочий. Постановлением Правительства РФ от 07.10.2017 № 1223 «О внесении изменений в Положение о Федеральном агентстве лесного хозяйства» Рослесхоз наделен полномочиями на осуществление от имени РФ защиты, в том числе в судебном порядке имущественных прав и законных интересов Российской Федерации в области лесных отношений, т.е. полномочия по осуществлению защиты имущественных прав и законных интересов в области лесных отношений были переданы от Федерального агентства по управлению государственным имуществом – Федеральному агентству лесного хозяйства. Однако в силу ст. 201 ГК РФ передача полномочий от одного органа публично-правового образования другому органу не влияет на момент начала течения срока исковой давности и порядок его исчисления.
В судебном заседании представитель третьего лица - Комитета по управлению муниципальным имуществом Кемеровского муниципального района Тупикова М.А., действующая на основании доверенности от 15.11.2018 № 157-д (срок до 31.12.2019) (т. 3 л.д. 18), с исковыми требованиями не согласилась, представлен отзыв на иск, согласно которого в соответствии со ст. 301 ГК РФ собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения. Предметом доказывания по иску об истребовании имущества из чужого незаконного владения является наличие у истца вещного права на спорное имущество. Пунктом 36 постановления Пленума ВС РФ № 10, ВАС РФ № 22 от 29.04.2010 предусмотрено, что лицо, обратившееся в суд с иском об истребовании своего имущества из чужого незаконного владения, должно доказать свое право собственности на имущество, находящееся во владении ответчика. Доказательством права собственности на недвижимое имущество является выписка из Единого государственного реестра недвижимости. Факт включения недвижимого имущества в реестр государственной или муниципальной собственности, а также факт нахождения имущества на балансе лица сами по себе не являются доказательствами права собственности или законного владения. В определении Конституционного суда РФ от 21.09.2017 № 1795-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Исаевой М.М. на нарушение ее конституционных прав п. 2 ст. 168, ст. 301 и 302 ГК РФ" разъяснено, что приоритет сведений о категории земельных участков, содержащихся в государственном лесном реестре, перед сведениями, указанными в правоустанавливающих документах и Едином государственном реестре недвижимости и истребование земельных участков от граждан, которые приобрели их на законном основании и были указаны как собственники этих участков в Едином государственном реестре недвижимости, только в силу отнесения государственным лесным реестром данных земельных участков к числу лесных является незаконным и приводит к необоснованному ограничению прав добросовестных приобретателей земельных участков и нарушению конституционных гарантий права собственности. Выписки из государственного лесного реестра не могут являться достаточным доказательством того, что указанный участок относится к землям лесного фонда. Представленное заключение ФГБК "Рослесинфорг" "Запсиблеспроект" от 30.08.2018 не является надлежащим доказательством, представляет собой схему пересечения границ земель лесного фонда с границами земель иных категорий и не содержит конкретных координат границ лесного участка Кемеровского лесничества, а также иных исходных данных, на основании которых можно сделать вывод о наложении земельных участков на земли лесного фонда. Также в заключении отсутствуют сведения о примененных методах определения координат характерных точек, сведения о выполненных измерениях и расчетах. В материалах кадастровых дел настоящего дела имеется согласие от 22.01.2013 о доступе к земельным участкам образуемым в результате раздела земельного участка с кадастровым № через земельный участок с кадастровым №, согласно которому Департамент лесного комплекса Кемеровской области не возражает против доступа к земельным участкам. Таким образом, Российской Федерации в лице органов, уполномоченных на управление лесными участками (ведение лесного реестра), в указанный срок стало известно, о выбытии имущества из владения Российской Федерации. Однако Департамент не предпринял мер по своевременному и надлежащему контролю за использованием указанного имущества, а Федеральное агентство лесного хозяйства, выступая органом государственной власти, на который возложены обязанности по контролю за использованием и сохранностью находящегося в государственной собственности имущества, для надлежащего осуществления этих обязанностей имело возможность в пределах срока исковой давности получить сведения о выбытии спорных участков из владения Российской Федерации. Просит применить срок исковой давности и в заявленных требованиях отказать.
Представитель ответчика Администрации Кемеровского муниципального района, представители третьих лиц Департамента лесного комплекса, Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Кемеровской и Томской областях, Управления Росреестра по Кемеровской области в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, об отложении рассмотрения дела не ходатайствовали, в соответствии со ст. 167 ГПК РФ дело может быть рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц.
Представитель Администрации Кемеровского муниципального района представил отзыв на исковые требования, из которого следует, что ответчик с исковыми требованиями не согласен и просит отказать в связи с пропуском истцом срока исковой давности, который исчисляется с 2013 года, когда Департаменту стало известно о выбытии имущества из владения, поскольку при формировании спорных земельных участков и согласовании границ в 2013году Департамент Лесного комплекса Кемеровской области в своем письме от 22.01.2013 дал согласие на доступ к земельным участкам, образуемым из земельного участка с кадастровым № через земельный участок с кадастровым №.
Представителем Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Кемеровской и Томской областях, в материалы дела представлены возражения, где указывается, что согласно лесоустроительным материалам, спорные земельные участки полностью пересекаются с землями лесного фонда: Кемеровское лесничество, Елыкаевское участковое лесничество, Елыкаевское урочище, квартал № 35, выдел 12. Полагает, что спорные земельные участки, в нарушение требований ст. 39,45 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», образованы и поставлены на кадастровый учет без учета материалов лесоустройства, а также, в отсутствие согласия собственника указанного земельного участка - МТУ Росимущества (л.д. 67-68).
Также, в материалы дела были представлены письменные пояснения представителя Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области, из которых следует, что согласно сведениям ЕГРН, земельные участки с кадастровыми №, расположенные по адресам: Кемеровская область, Кемеровский район, х-во АОЗТ «Луговое», позиция № и позиция № соответственно, являются учтенными, поставлены на кадастровый учет 25.02.2013 на основании заявления Администрации Кемеровского муниципального района, в лице представителя Гутова А.Л. от 14.02.2013 № о постановке на государственный кадастровый учет и межевого плана от 14.02.2013, подготовленного кадастровым инженером ФИО3 в результате выполнения кадастровых работ в связи с образованием 24 земельных участков, путем раздела земельного участка с кадастровым № В настоящее время имеют следующие характеристики: категорию земель – « земли особо охраняемых территорий и объектов», разрешенное использование – «под дачное строительство», уточненную площадь по 1500 кв.м. То есть, границы установлены в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации. Также, в ЕГРН содержатся сведения о зарегистрированном праве собственности Сухачева Н.И. (регистрационная запись от 04.12.2017 и от 05.12.2017 соответственно). Координаты характерных точек границ земельных участков, содержащиеся в просительной части искового заявления идентичны координатам характерных точек земельных участков с кадастровыми № и № содержащимся в ЕГРН. Указанное подтверждается схемой расположения земельных участков с использованием программного комплекса Maplnfo. Обращаясь с указанным иском, истец по сути хочет внести в ЕГРН сведения о новой категории спорных земельных участков, указывая на то, что они относятся к землям лесного фонда, однако в соответствии с порядком перевода, установленным законодательством РФ, категория земельных участков может быть изменена во внесудебном порядке, при наличии законных оснований такого изменения. Принятие решение по настоящему делу не повлечет за собой действий со стороны органа регистрации прав без направления в орган регистрации прав документов в порядке, установленном законом о регистрации недвижимости.
Заслушав представителей ответчика, представителя Комитета по управлению муниципальным имуществом Кемеровского муниципального района, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 12 ГК РФ, защита гражданских прав осуществляется путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
В силу ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
В соответствии со ст. 301 ГК РФ собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения.
Согласно ч. 1 ст. 7 ЗК РФ земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на ряд категорий, среди которых как самостоятельные категории выделяются земли населенных пунктов и земли лесного фонда.
В соответствии с ч. 1 ст. 6 Лесного кодекса РФ леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий, границы которых определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности.
Так, согласно статье 8 Лесного кодекса РФ лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности, а формы собственности на лесные участки в составе земель иных категорий определяются в соответствии с земельным законодательством РФ.
В соответствии со ст. 35 Конституции РФ каждый вправе иметь имущество в собственности.
Согласно п. 2 ч. 1, ч. 3 ст. 6 Земельного кодекса РФ объектами земельных отношений является земельный участок; земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.
В соответствии с ч. 1 ст. 15 Земельного кодекса РФ собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 25 Земельного кодекса РФ права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости".
В соответствии со ст. 26 Земельного кодекса РФ права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, удостоверяются документами в порядке, установленном Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости".
В соответствии с ч. 3 ст. 1 Закона РФ "О государственной регистрации недвижимости" государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества.
Судом установлено, что земельный участок с кадастровым № (предыдущий кадастровый №), расположенный по адресу: Кемеровская область, Кемеровский район, х-во АОЗТ "Луговое", № имеет площадь 1500 кв.м., категория земли - земли особо охраняемых территорий и объектов; вид разрешенного использования - под дачное строительство; границы земельного участка установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства; дата присвоения кадастрового номера — 25.02.2013, право собственности зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости за Сухачевым Н.И. 04.12.2017, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 26.02.2019 (т. 1 л.д. 178-180)
Земельный участок с кадастровым № (предыдущий кадастровый №), расположенный по адресу: Кемеровская область, Кемеровский район, х-во АОЗТ "Луговое", № имеет площадь 1500 кв.м., категория земли - земли особо охраняемых территорий и объектов; вид разрешенного использования - под дачное строительство; границы земельного участка установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства; дата присвоения кадастрового номера — 25.02.2013, право собственности зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости за Сухачевым Н.И. 05.12.2017, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 26.02.2019 (т. 1 л.д. 175-177).
Основанием возникновения права собственности Сухачева Н.И. на указанные земельные участки явились договоры купли-продажи от 28.11.2017: заключенный с ФИО2 на земельный участок с кадастровым № (л.д. 102-105 т. 1), заключенный с ФИО1 на земельный участок с кадастровым № (л.д. 140-143 т. 1).
Постановлением Администрации Кемеровского муниципального района от 04.02.2013 № 197-п (т. 2 л.д. 67-70, 151-154) утверждена схема расположения по разделу земельного участка площадью 34 000 кв.м. с кадастровым №, относящегося к категории земель – земли особо охраняемых территорий и объектов, расположенного по адресу Кемеровская область, Кемеровский район, Еылкаевское сельское поселение, х-во АОЗТ «Луговое» на земельные участки в соответствии с приложением, в том числе на земельные участки, расположенные по адресам: Кемеровская область, Кемеровский район, х-во АОЗТ "Луговое", <адрес>; категория земель - земли особо охраняемых территорий и объектов, разрешенное использование – под дачное строительство. Земельные участки с присвоенными им кадастровыми № и № с установленными границами поставлены на кадастровый учет 25.02.2013, что следует из письменных пояснений представителя Управления Росреестра по КО и подтверждается сведениями ЕГРН.
Таким образом, земельные участки с кадастровыми № выделены из земельного участка с кадастровым № (т. 1 л.д. 79-80, т. 2 л.д. 89-149, т. 1 л.д. 117-118, т. 2 л.д. 6-65).
По договору аренды от 30.10.2013 № (т. 1 л.д. 72-77) Администрация Кемеровского района на основании постановления от 29.10.2013 № 3121-п (т. 1 л.д. 82) предоставила ФИО2 в аренду на срок с 30.10.2013 по 30.10.2023 земельный участок площадью 1 500 кв.м. с кадастровым №; расположенный по <адрес>; категория земли – земли особо охраняемых территорий и объектов; вид разрешенного использования – под дачное строительство. Договор аренды был зарегистрирован в Росреестре 28.11.2013. (л.д. 94 т. 1)
По договору купли-продажи № от 13.06.2017, заключенному с Администрацией Кемеровского муниципального района, Комитетом по управлению муниципальным имуществом Кемеровского района (л.д. 91-92 т. 1) ФИО2 приобрел земельный участок площадью 1 500 кв.м. с кадастровым №; расположенный по <адрес> категория земли – земли особо охраняемых территорий и объектов; вид разрешенного использования – под дачное строительство. В последующем земельный участок был продан ФИО2 Сухачеву Н.И. по указанному выше договору купли-продажи.
По договору аренды от 30.10.2013 № (т. 1 л.д. 111-115) Администрация Кемеровского района на основании постановления от 29.10.2013 № 3122-п (т. 1 л.д. 120) предоставила ФИО1 в аренду на срок с 30.10.2013 по 30.10.2023 земельный участок площадью 1 500 кв.м. с кадастровым №; расположенный по <адрес>; категория земли – земли особо охраняемых территорий и объектов; вид разрешенного использования – под дачное строительство. Договор аренды был зарегистрирован в Росреестре 28.11.2013. (л.д. 132 т. 1)
По договору купли-продажи № от 13.06.2017, заключенному с Администрацией Кемеровского муниципального района, Комитетом по управлению муниципальным имуществом Кемеровского района (л.д. 129-130 т. 1) ФИО1 приобрела земельный участок площадью 1 500 кв.м. с кадастровым №; расположенный по <адрес>; категория земли – земли особо охраняемых территорий и объектов; вид разрешенного использования – под дачное строительство. В последующем земельный участок был продан ФИО1 Сухачеву Н.И. по указанному выше договору купли-продажи.
Российская Федерация является собственником земельного участка площадью 140 705 600 кв.м. с кадастровым номером 42:04:0000000:0004, расположенного по адресу: Кемеровская область, Кемеровский район, Пригородный лесхоз, назначение - земли лесного фонда (т. 1 л.д. 28).
Приказом Федерального агентства лесного хозяйства Министерства сельского хозяйства РФ от 16.10.2008 № 300 "Об определении количества лесничеств на территории Кемеровской области и установлении их границ" определено, что на территории Кемеровской области создано 19 лесничеств, в том числе в Кемеровском лесничестве Елыкаевское участковое лесничество.
Согласно карты-схемы расположения участковых лесничеств, площадь Елыкаевского урочища Елыкаевского участкового лесничества Кемеровского лесничества составляет 1 940 га (т. 1 л.д. 14, т. 2 л.д. 187).
Из информации о лесном участке от 20.07.2018 № 55 (т. 1 л.д. 12, т. 2 л.д. 174) следует, что земельный участок с кадастровым № расположен в <адрес> Кемеровского лесничества Елыкаевского участкового лесничества урочище Елыкаевское, в защитных лесах, категория защитности - нерестоохранные полосы лесов, площадь лесного участка 0,15 га; описание участка произведено на основании материалов лесоустройства 2002 года, выполненных Западно-Сибирским государственным лесоустроительным предприятием (Запсиблеспроект); материалов Лесохозяйственного регламента Кемеровского лесничества Кемеровской области 2013 года.
Из информации о лесном участке от 20.07.2018 № 53 (т. 1 л.д. 13, т. 2 л.д. 183) земельный участок с кадастровым № расположен в квартале <адрес> Кемеровского лесничества Елыкаевского участкового лесничества урочище Елыкаевское, в защитных лесах, категория защитности - нерестоохранные полосы лесов, площадь лесного участка 0,15 га; описание участка произведено на основании материалов лесоустройства 2002 года, выполненных Западно-Сибирским государственным лесоустроительным предприятием (Запсиблеспроект); материалов Лесохозяйственного регламента Кемеровского лесничества Кемеровской области 2013 года.
Согласно протокола заседания рабочей группы Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области, Филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии” по Кемеровской области, Департамента лесного комплекса Кемеровской области, межрегионального территориального Управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Кемеровской и Томской областях от 28.06.2018 № 2 (т. 1 л.д. 25-27) принято решение об оспаривании зарегистрированных прав в отношении земельных участков с кадастровыми №
Из заключения № 7 Западно-Сибирского филиала ФГБУ "Рослесинфорг" (филиал ФГБУ "Рослесинфорг" "Запсиблеспроект”) (т. 1 л.д. 29-30) земельный участок с кадастровым № накладывается на лесной земельный участок, расположенный по адресу: Кемеровское лесничество, Елыкаевское участковое лесничество, Елыкаевское урочище, <адрес>, площадь наложения составляет 1 500 кв.м., в границах, обозначенных координатами 4 поворотных точек.
Согласно заключению № 10 Западно-Сибирского филиала ФГБУ "Рослесинфорг" (филиал ФГБУ "Рослесинфорг" "Запсиблеспроект") (т. 1 л.д. 30 обор.-31) земельный участок с кадастровым № накладывается на лесной земельный участок, расположенный по адресу: Кемеровское лесничество, Елыкаевское участковое лесничество, Елыкаевское урочище, <адрес> площадь наложения составляет 1 500 кв.м., в границах, обозначенных координатами 4 поворотных точек.
В статью 4.6 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" Федеральным законом от 29.07.2017 N 280-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель" внесены изменения.
Согласно п. 5 ст. 7 Федерального закона от 29.07.2017 N 280-ФЗ (начало действия документа - 11.08.2017) информация о границах лесных участков и правах на них вносится в государственный лесной реестр на основании сведений Единого государственного реестра недвижимости.
В ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 21.12.2004 № 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" также были внесены изменения, согласно которым в случае, если в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, земельный участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости, правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами на земельные участки этот земельный участок отнесен к иной категории земель, принадлежность земельного участка к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, либо в соответствии со сведениями, указанными в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, при отсутствии таких сведений в Едином государственном реестре недвижимости; данные правила применяются в случае, если права правообладателя или предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до 01.01.2016 (п. 3 ст. 5 Федерального закона от 29.07.2017 № 280-ФЗ).
Таким образом, установлен приоритет сведений о категории земельных участков, содержащихся в правоустанавливающих документах и Едином государственном реестре недвижимости, исключена возможность произвольного толкования оспариваемого законоположения и, соответственно, изъятия земельных участков у граждан, которые приобрели их на законном основании и были указаны как собственники этих участков в Едином государственном реестре недвижимости, только по формальным основаниям их расположения в границах лесничеств и лесопарков в соответствии с данными государственного лесного реестра.
Такое толкование Федеральному закону от 29.07.2017 N 280-ФЗ дано Конституционным Судом РФ в определении от 21.09.2017 N 1795-0, в котором указано на необходимость соблюдения баланса частных и публичных интересов при разрешении дел об изъятии у добросовестных собственников земельных участков, относящихся согласно данным государственного лесного реестра к землям лесного фонда.
Толкование положений действующего законодательства, исходя из приоритета сведений о категории земельных участков, содержащихся в государственном лесном реестре, перед сведениями, указанными в правоустанавливающих документах и Едином государственном реестре недвижимости, при котором допускается возможность истребования земельных участков от граждан, которые приобрели их на законном основании и были указаны как собственники этих участков в Едином государственном реестре недвижимости, только в силу отнесения государственным лесным реестром данных земельных участков к числу лесных, как указано в определении Конституционного Суда РФ от 21.09.2017 N 1795-0, приведет к неправомерному ограничению прав добросовестных приобретателей земельных участков и тем самым - к нарушению конституционных гарантий права собственности.
Таким образом, внесенные в закон изменения в части установления приоритета сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, приняты в целях сохранения соответствующих земельных участков за их добросовестными владельцами, права которых зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости до 01.01.2016.
Судом установлено, что спорные земельные участки образованы в результате раздела земельного участка с кадастровым № и 25.02.2013 им были присвоены кадастровые №
Таким образом, сведения в ЕГРН о спорных земельных участках и о праве аренды внесены до 01.01.2016, категория спорных земельных участков - земли особо охраняемых территорий и объектов.
Хотя право собственности Сухачева Н.И. на спорные земельные участки возникло после 01.01.2016, однако при определении категории земельных участков необходимо исходить из сведений применительно к предыдущим правообладателям на эти земельные участки, а по состоянию на 25.02.2013 это были земли особо охраняемых территорий и объектов, именно с такой категорией земли перешли по праву аренды к предыдущим правообладателям – ФИО1, ФИО2, право собственности которых позднее на спорные земельные участки было зарегистрировано, а затем от предыдущих правообладателей к ответчику по возмездным сделкам.
Установленный Федеральным законом от 29.07.2017 N 280-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель" приоритет записей в Едином государственном реестре недвижимости, определяющий категорию земельных участков, и которому придана обратная сила, исключает в данном случае возможность удовлетворения виндикационного иска.
Сухачев Н.И. в силу закона признается надлежащим и добросовестным правообладателем спорных земельных участков (лесная амнистия), которые не подлежат возврату в лесной фонд путем их истребования из чужого незаконного владения.
Согласно письменных пояснений Федерального агентства лесного хозяйства (л.д. 5-6 т. 3) истец полагает, что на спорные земельные участки положения о лесной амнистии не распространяется, поскольку они расположены в границах особо охраняемых природных территорий, территорий объектов культурного наследия. На территории Кемеровского муниципального района располагается государственный природный заказник «Барзасский», который располагается на территории Кемеровского лесничества, в том числе на территории Елыкаевского участкового лесничества, Елыкаевское урочище, <адрес>
Оценив данные пояснения суд приходит к следующему:
Согласно п. 1 ч. 6 ст. 5 Федерального закона от 29.07.2017 N 280-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель" положения части 3 настоящей статьи не распространяются на земельные участки, расположенные в границах особо охраняемых природных территорий.
Согласно п.п. 4 п. 1 ст. 7 Земельного кодекса РФ земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются, в том числе, на земли особо охраняемых территорий и объектов.
Согласно п. 1 п. 2 ст. 94 Земельного кодекса РФ к землям особо охраняемых территорий относятся земли, которые имеют особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, которые изъяты в соответствии с постановлениями федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации или решениями органов местного самоуправления полностью или частично из хозяйственного использования и оборота и для которых установлен особый правовой режим. К землям особо охраняемых территорий относятся земли: особо охраняемых природных территорий; 2) природоохранного назначения; 3) рекреационного назначения; 4) историко-культурного назначения; 5) особо ценные земли.
Согласно преамбулы к Федеральному закону от 14.03.1995 N ЗЗ-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" особо охраняемые природные территории - участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны. Особо охраняемые природные территории относятся к объектам общенационального достояния. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения в области организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий в целях сохранения уникальных и типичных природных комплексов и объектов, достопримечательных природных образований, объектов растительного и животного мира, их генетического фонда, изучения естественных процессов в биосфере и контроля за изменением ее состояния, экологического воспитания населения.
Согласно п. 2 ст. 1 указанного Закона отношения, возникающие при пользовании землями, водными, лесными и иными природными ресурсами особо охраняемых природных территорий, регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно п. 2, п. 3 ст. 2 указанного Закона с учетом особенностей режима особо охраняемых природных территорий различаются следующие категории указанных территорий: а) государственные природные заповедники, в том числе биосферные заповедники; б) национальные парки; в) природные парки; г) государственные природные заказники; д) памятники природы; е) дендрологические парки и ботанические сады. Законами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться и иные категории особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения.
Согласно ст. 1, п. 2, п. 4 ст. 2, ст. 3 Закона Кемеровской области от 04.01.2001 N 1-03 "Об особо охраняемых природных территориях в Кемеровской области" особо охраняемая природная территория регионального или местного значения - участок земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, имеющие особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, который изъят решением органа государственной власти или решением органа местного самоуправления частично или полностью из хозяйственного использования и оборота и для которого установлен режим особой охраны.
Отнесение земель Кемеровской области к землям особо охраняемых природных территорий осуществляется в соответствии с действующим законодательством.
Установление на местности границ особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения и их охранных зон (округов) производится в порядке, определенном законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Особо охраняемые природные территории регионального и местного значения и их охранные зоны (округа) обозначаются на местности специальными информационными знаками.
С учетом категории особо охраняемой природной территории, режима особой охраны в границах особо охраняемых природных территорий регионального или местного значения могут устанавливаться различные функциональные зоны, сведения о которых указываются в положении об особо охраняемой природной территории.
С учетом особенностей режима особо охраняемых природных территорий различаются следующие категории указанных территорий: природные парки; государственные природные заказники; дендрологические парки и ботанические сады; памятники природы; водно-болотные угодья.
В Кемеровской области могут образовываться следующие категории особо охраняемых природных территорий местного значения: лесопарки; природные комплексы; памятники природы; природный рекреационный комплекс.
Из карты-схемы особо охраняемых природных территорий Кемеровской области на 2008г. (л.д. 7-8 т. 3) усматривается, что на территории Кемеровской области к землям особо охраняемых природных территорий отнесены природные зоологические заказники в том числе Барзасский.
Из проекта по отнесению лесов к эксплуатационным, защитным и резервным лесам по Кемеровскому лесничеству Кемеровской области лесоустройство 2008г. (л.д. 9-10 т. 3) усматривается, что в Елыкаевском участковом лесничестве располагаются леса с целевым назначением защитные, в том числе: защитные полосы лесов, расположенные вдоль железнодорожных путей, общего пользования, федеральных автомобильных дорог общего пользования, находящихся в собственности Российской Федерации, а также зеленые зоны, лесополосы. В зеленые зоны, лесопарки входят в том числе кварталы № Кемеровский лесхоз Тебеньковское лесничество и квартал № Пригородный лесхоз Воскресенское лесничество, часть кварта № Пригородного лесхоза Елыкаевское лесничество.
Однако из представленных истцом доказательств с достоверностью не следует, что спорные земельные участки расположены в границах государственного природного заказника «Барзасский».
Более того, из представленной истцом карты-схемы особо охраняемых территорий Кемеровской области (л.д. 7-8 т. 3) усматривается расположение заказника «Барзасский» и спорных земельных участков в разных частях Кемеровского района.
А также из информации о лесном участке и карт-схем расположения лесного участка Елыкаевское участковое лесничество, урочище Елыкаевское представленных истцом квартал <адрес> (л.д. 12-13 т. 1) также следует, что данный лесной участок расположен в защитных лесах, категория защитности – нерестоохранные полосы лесов, какой-либо информации о расположении данного лесного участка в границах заказника «Барзасский» не содержится.
Так из представленных представителем ответчика, полученных из общедоступных источников – официального сайта Департамента по охране объектов животного мира Кемеровской области (http://depoozm.ru) заказник «Барзасский» площадью 62 500, 0 га, располагается на севере Кемеровской области у реки Барзас, находится в низкогорной тайге на севере области в Кемеровском районе. Территория заказника охватывает часть бассейна реки Барзас.
Границы заказника «Барзасский» утверждены Постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 14.10.2009 № 412 «О государственных природных заказниках Кемеровской области»: северная – от пересечения дорог Мариинского тракта на поселок Бердовка и далее по Мариинскому тракту до поселка Юго-Александровка, восточная – от поселка Юго-Александровка по водоразделу рек Кельбес и Конюхта, далее по водоразделам притоков рек Барзас и Золотой Китат до истоков реки Камжала, южная – от истоков реки Камжала по водоразделам рек Камжала, Заломная, Грязная до истоков реки Малая Промышленка, западная – от истоков реки Малая Промышленка по водоразделу рек Талый Тайгат и Шурчак до деревни Ермаки, от деревни Ермаки по дороге через поселок Бердовка на исходную позицию.
Из публичной кадастровой карты Кемеровской области следует, что спорные участки расположены в районе р. Томь, северо-западнее д. Ляпки Елыкаевского сельского поселения Кемеровского муниципального района.
Таким образом, каких-либо допустимых и достоверных доказательств того, что земли, расположенные в границах земельных участков с кадастровыми № в установленном законом порядке были отнесены к землям особо охраняемых природных территорий не добыто, в связи с чем положения п. 1 ч. 6 ст. 5 Федерального закона от 29.07.2017 N 280-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель" на данные правоотношения не распространяются.
Поскольку судом установлено, что в соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости и правоустанавливающими и правоудостоверяющими документами земельные участки с кадастровыми № не относятся к категории земель лесного фонда, и данное обстоятельство было закреплено до 01.01.2016, то имеются основания для отказа в удовлетворении исковых требований об истребовании земельных участков из чужого незаконного владения.
В судебном заседании представители ответчиков заявили о пропуске срока исковой давности.
Согласно ст. 195 ГК РФ исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.
Согласно п. 1 ст. 196 ГК РФ общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 настоящего Кодекса.
Согласно п. 1 ст. 200 ГК РФ если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
Согласно п. 4, 6, 7 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29.09.2015 N 43 (ред. от 07.02.2017) "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности" в силу п.1 ст. 200 ГК РФ срок исковой давности по требованиям публично-правовых образований в лице уполномоченных органов исчисляется со дня, когда публично-правовое образование в лице таких органов узнало или должно было узнать о нарушении его прав, в частности, о передаче имущества другому лицу, совершении действий, свидетельствующих об использовании другим лицом спорного имущества, например, земельного участка, и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права. По смыслу статьи 201 ГК РФ переход прав в порядке универсального или сингулярного правопреемства (наследование, реорганизация юридического лица, переход права собственности на вещь, уступка права требования и пр.), а также передача полномочий одного органа публично-правового образования другому органу не влияют на начало течения срока исковой давности и порядок его исчисления. В этом случае срок исковой давности начинает течь в порядке, установленном статьей 200 ГК РФ, со дня, когда первоначальный обладатель права узнал или должен был узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права. Исковая давность не распространяется на требования, прямо предусмотренные статьей 208 ГК РФ. К их числу относятся требования собственника или иного владельца об устранении всяких нарушений его права, если эти нарушения не были соединены с лишением владения, в том числе требования о признании права (обременения) отсутствующим. Положения, предусмотренные абз. 5 с. 208 ГК РФ, не применяются к искам, не являющимся негаторными (например, к искам об истребовании имущества из чужого незаконного владения). В этом случае срок исковой давности начинает течь в порядке, установленном статьей 200 ГК РФ, со дня, когда первоначальный обладатель права узнал или должен был узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Кемеровской области 26.06.2015 (т. 1 л.д. 153-163) обратилось в суд с иском к Администрации Кемеровского района, Комитету по управлению муниципальным имуществом Кемеровского муниципального района, ФИО4, ФИО5, ФИО6,, ФИО7, ФИО8, ФИО4, ФИО1, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО2 о признании недействительными результатов межевания, истребовании из чужого незаконного владения земельных участков, в том числе с кадастровым № и с кадастровым №, расположенные в хозяйстве АОЗТ "Луговое" Кемеровского района Кемеровской области.
Определением Кемеровского районного суда от 20.07.2015 № 2- 1129/2015 (т. 1 л.д. 164) принят отказ Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Кемеровской области от иска к Администрации Кемеровского муниципального района, Комитету по управлению муниципальным имуществом Кемеровского муниципального района, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО1, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО2 о признании недействительными результатов межевания, истребовании из чужого незаконного владения земельных участков и исключении сведений из государственного кадастра недвижимости; производство по делу прекращено.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 15.10.2015 года № 33-10752 определение Кемеровского районного суда от 20.07.2015 № 2-1129/2015 оставлено без изменений, апелляционная жалоба Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Кемеровской области без удовлетворения (т. 1 л.д. 165-167).
В силу статьи 17 Земельного кодекса РФ в федеральной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами.
В соответствии со статьей 7 Лесного кодекса РФ лесным участком является земельный участок, который расположен в границах лесничеств, лесопарков и образован в соответствии с требованиями земельного законодательства и настоящего Кодекса.
В соответствии со статьей 8 Лесного кодекса РФ лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
Таким образом, право собственности Российской Федерации на земли лесного фонда признано в силу закона.
Согласно п. 1, п. 3 ст. 214 ГК РФ государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность).
От имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации права собственника осуществляют органы и лица, указанные в статье 125 настоящего Кодекса.
Согласно п. 1 ст. 125 ГК РФ от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Согласно п. 1, п. 6.8 положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом (утв. Постановлением Правительства РФ от 05.06.2008 N 432), п. 1 ст. 78 Конституции РФ федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом (за исключением случаев, когда указанные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляют иные федеральные органы исполнительной власти), функции по организации продажи приватизируемого федерального имущества, реализации имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, функции по реализации конфискованного, движимого бесхозяйного, изъятого и иного имущества, обращенного в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации, функции по оказанию государственных услуг и правоприменительные функции в сфере имущественных и земельных отношений.
Федеральное агентство по управлению государственным имуществом с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право создавать, реорганизовывать и ликвидировать в установленном порядке территориальные органы Агентства.
Федеральным агентством по управлению государственным имуществом было создано Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Кемеровской области (реорганизовано в форме присоединения к нему Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Томской области согласно Приказу Росимущества от 19.12.2016 N 472 "О реорганизации территориальных управлений Федерального агентства по управлению государственным имуществом").
В силу пункта 1 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, Росимущество является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом.
Указом Президента РФ от 27.08.2010 N 1074 "О Федеральном агентстве лесного хозяйства" функции по контролю и надзору в области лесных отношений (за исключением лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях) также переданы Федеральному агентству лесного хозяйства.
Согласно п. 1, п. 5.20(3) Положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства (утв. Постановлением Правительства РФ от 23.09.2010 N 736 (ред. от 14.12.2018) Федеральное агентство лесного хозяйства (Рослесхоз) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области лесных отношений (за исключением лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях), а также по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в области лесных отношений; осуществляет от имени Российской Федерации защиту, в том числе в судебном порядке, имущественных прав и законных интересов Российской Федерации в области лесных отношений.
Таким образом, правом на обращение в суд с исковыми требованиями об истребовании земельного участка из чужого незаконного владения обладает как Росимущество (непосредственно, так и через свои территориальные органы), так и органы Рослесхоза.
Как следует из материалов дела, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом в лице его территориального органа - Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Кемеровской области в рамках предоставленных полномочий в 2015 году уже осуществляло защиту интересов Российской Федерации путем подачи 26.06.2015 виндикационного иска в отношении земельных участков с кадастровыми № расположенных в хозяйстве АОЗТ "Луговое" Кемеровского района Кемеровской области, и именно с этой даты уполномоченному от имени Российской Федерации органу стало известно о нарушенном праве, в связи с чем срок исковой давности по рассматриваемым в настоящем деле требованиям к моменту обращения в суд с иском истек.
Передача полномочий одного органа публично-правового образования другому органу не влияют на начало течения срока исковой давности и порядок его исчисления.
Согласно п. 2 ст. 199 ГК РФ исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения. Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.
При указанных обстоятельствах имеются основания к отказу в удовлетворении иска об истребовании земельных участков из чужого незаконного владения.
Руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд
решил:
В удовлетворении исковых требований Федерального агентства лесного хозяйства к Сухачеву Николаю Ивановичу, Администрации Кемеровского муниципального района об истребовании земельного участка из чужого незаконного владения отказать.
Решение может быть обжаловано сторонами и другими лицами, участвующими в деле, в апелляционном порядке в Кемеровском областном суде в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме (мотивированное решение).
Председательствующий:
Справка: мотивированное решение составлено 31.05.2019.
Судья Н.А. Колосовская