НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Кемеровского областного суда (Кемеровская область) от 26.02.2019 № 3А-94/19

Дело № 3а-94/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Кемеровский областной суд

в составе председательствующего судьи Никулиной И.А.

при секретаре Лемешенко Е.В.,

с участием прокурора Маслаковой О.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Кемерово 26 февраля 2019 года административное дело по административному иску Драчева Павла Владимировича о признании частично не действующим нормативного правового акта,

У С Т А Н О В И Л:

постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 16 декабря 2016 года № 509 (далее – постановление № 509) на 2017 год утвержден перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество определяется как кадастровая стоимость (далее - Перечень).

Постановление опубликовано на сайте "Электронный бюллетень Коллегии Администрации Кемеровской области" http://www.zakon.kemobl.ru, 19 декабря 2016 г.

Постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 13 июня 2017 года № 287 (далее – постановление № 287) в постановление Коллегии Администрации Кемеровской области от 16 декабря 2016 года № 509 внесены изменения, Перечень дополнен пунктом 389 о включении объекта недвижимости с кадастровым номером №№, расположенного в городе Кемерово по адресу: <адрес>, действие постановления распространено на правоотношения, возникшие с 1 января 2017 г.

Постановление опубликовано на сайте "Электронный бюллетень Коллегии Администрации Кемеровской области" http://www.zakon.kemobl.ru, 21 июня 2017 г.

Драчев П.В. обратился в суд с административным иском о признании недействующим пункта 1.2 постановления № 287 в части дополнения Перечня пунктом 389 о включении объекта недвижимости с кадастровым номером №№, ссылаясь на то, что является собственником указанного здания, которое в нарушение пункта 10 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации незаконно в течение налогового периода 2017 года включено в Перечень. Дополнениям в Перечень придана обратная сила (действие их распространено с 01.01.2017), то есть они приняты в нарушение требований пункта 1 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации, следовательно, оспариваемое правовое предписание противоречит имеющему большую силу законодательству и нарушает его права, так как незаконно возлагает обязанность по уплате налога на имущество физических лиц, препятствует ему как индивидуальному предпринимателю использовать льготу в виде освобождения от уплаты налога на имущество в отношении принадлежащего ему объекта недвижимости.

Административный истец Драчев В.П. и его представитель Лякин В.Е., действующий на основании доверенности от 06.12.2018 (л.д. 42, том 1), в суд не явились. Извещены. В соответствии с требованиями статьи 150, части 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд определил рассмотреть дело в отсутствие не явившегося административного истца и его представителя.

Представитель Коллегии администрации Кемеровской области Долгушина О.В., действующая на основании доверенности от 23.01.2019 № 410-16/505, возражала против требований административного истца по доводам письменных отзывов.

Выслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, заслушав заключение прокурора отдела по обеспечению участия прокурора в гражданском и арбитражном процессе прокуратуры Кемеровской области Маслаковой О.Г., полагавшей заявленные требования подлежащими удовлетворению, суд приходит к следующему.

Согласно пункту "и" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

В силу положений подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения относится решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.

Коллегия Администрации Кемеровской области является постоянно действующим высшим исполнительным органом государственной власти Кемеровской области; свои полномочия Коллегия Администрации реализует, в том числе посредством издания нормативных правовых актов в форме постановлений (статьи 9, 49-51 Устава Кемеровской области).

Согласно подпункту 1 пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.

Постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 6 июня 2016 года № 226 утверждено Положение о реализации Закона Кемеровской области от 26.11.2003 N 60-ОЗ "О налоге на имущество организаций".

В соответствии с пунктом 3.1 Положения Администрация Кемеровской области в течение календарного года формирует перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на очередной налоговый период по налогу (далее - Перечень).

В рамках переданных полномочий Коллегией Администрации Кемеровской области от 16 декабря 2016 года № 509 утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2017 год, в который оспариваемым постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 13 июня 2017 года № 287 внесены изменения, Перечень дополнен пунктом 389 о включении в него объекта недвижимости с кадастровым номером №№, расположенного в городе Кемерово по адресу: <адрес>, действие постановления распространено на правоотношения, возникшие с 1 января 2017 г.

Нормативные правовые акты опубликованы на сайте "Электронный бюллетень Коллегии Администрации Кемеровской области" http://www.zakon.kemobl.ru.

Таким образом, оспариваемое постановление о включении объекта недвижимости в перечень принято уполномоченным органом – Коллегией Администрации Кемеровской области с соблюдением установленного порядка, в пределах его компетенции, установленной федеральным и региональным законодательством, и в той форме, в которой этот орган вправе принимать нормативные правовые акты, с соблюдением процедуры официального опубликования.

Указанные обстоятельства административным истцом не оспариваются.

Обоснованность включения в Перечень нежилого здания, принадлежащего Драчеву В.П. на праве собственности, им также не оспаривается.

В соответствии с пунктом 1 статьи 346.12 Кодекса налогоплательщиками налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения (далее - УСН), признаются организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на УСН и применяющие ее в порядке, установленном главой 26.2 Кодекса.

Пунктом 3 статьи 346.11 Кодекса установлено, что применение УСН индивидуальными предпринимателями предусматривает их освобождение от обязанности по уплате, в том числе налога на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого для предпринимательской деятельности, за исключением объектов налогообложения налогом на имущество физических лиц, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Кодекса с учетом особенностей, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 Кодекса).

Иные налоги, сборы и страховые взносы уплачиваются индивидуальными предпринимателями, применяющими УСН, в соответствии с законодательством о налогах и сборах.

Налог на имущество физических лиц является местным налогом, устанавливается Налоговым кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (статьи 15, 399 НК РФ).

Согласно статье 400 Кодекса налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 Кодекса.

В соответствии с пунктом 1 статьи 401 Кодекса объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: жилой дом; квартира, комната; гараж, машино-место; единый недвижимый комплекс; объект незавершенного строительства; иные здание, строение, сооружение, помещение.

Согласно пункту 3 статьи 402 Кодекса налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Кодекса, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 Кодекса, определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения.

Согласно статье 1 Закона Кемеровской области от 23 ноября 2015 года N 102-ОЗ "Об установлении единой даты начала применения на территории Кемеровской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения" единой датой начала применения на территории Кемеровской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения является 1 января 2016 года.

Решением Кемеровского городского Совета народных депутатов от 27.11.2015 № 438 «Об установлении и введении в действие на территории города Кемерово налога на имущество физических лиц» установлены и введены в действие на территории города Кемерово с 1 января 2016 года ставки налога на имущество физических лиц, а также установлено, что налоговая база по налогу в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости (пункты 1и 2). Объекты налогообложения, включенные в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, объекты налогообложения, предусмотренные абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, а также объекты налогообложения, кадастровая стоимость каждого из которых превышает 300 миллионов рублей, облагаются налогом по ставке в размере 2,0% (пункт 3.7).

Судом установлено, что Драчев П.В. является собственником используемого в целях предпринимательской деятельности объекта недвижимости – нежилого здания, расположенного по адресу: <адрес>, общей площадью 1630,7 кв.м., с кадастровым номером №№. Регистрация права собственности произведена 08.07.2005. Здание расположено на земельном участке с кадастровым номером №№ и разрешенным использованием «другие объекты торговли, ателье».

В отношении указанного нежилого здания Драчев П.В. является плательщиком налога на имущество физических лиц.

При этом административный истец является индивидуальным предпринимателем, применяющим упрощенную систему налогообложения с объектом «Доходы, уменьшенные на величину расходов», однако в использовании льготы по налогу на имущество физических лиц по спорному зданию за 2017 год налоговым органом Драчеву П.В. было отказано в связи с тем, что объект включен в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (л.д. 20), направлено налоговое уведомление № 77275682 от 03.09.2018 (л.д. 23) об уплате в срок до 03.12.2018 налога на сумму 291 902 руб.

По мнению суда, при таком положении Драчев В.П. вправе оспорить нормативный правовой акт о включении в Перечень принадлежащего ему объекта недвижимости, поскольку данный акт непосредственно затрагивает его права и законные интересы, как налогоплательщика.

Согласно пункту 1 статьи 403 Кодекса налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, указанная в Едином государственном реестре недвижимости по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных статьей 403 Кодекса.

В соответствии с пунктом 2 статьи 408 Кодекса сумма налога исчисляется на основании сведений, представленных в налоговые органы в соответствии со статьей 85 Кодекса.

Пунктом 4 статьи 85 Кодекса установлено, что органы, осуществляющие государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, органы, осуществляющие регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать сведения о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе, о транспортных средствах, зарегистрированных в этих органах (правах и сделках, зарегистрированных в этих органах), и об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения.

Судом установлено и не отрицается сторонами, что принадлежащий административному истцу объект недвижимости впервые включен в Перечень в течение налогового периода 2017 года оспариваемым постановлением.

Ранее в Перечень на основании постановления Коллегии Администрации Кемеровской области от 16 декабря 2016 года № 509 входил иной объект – здание с кадастровым номером №№, расположенное по адресу: <адрес>, которое в соответствии с данными ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной государственной службы государственной регистрации, кадастра и картографии в Кемеровской области» и кадастровым паспортом от 15.06.2016 (л.д. 73-74), было включено в Перечень после проведенных в установленном порядке мероприятий по определению вида фактического использования.

22 февраля 2017 года в Комитет по легализации объектов налогообложения Кемеровской области поступило обращение директора филиала ОАО «Ростелеком» (л.д. 94-95) об исключении принадлежащей Обществу части здания с кадастровым номером №№, а именно – объекта недвижимости с кадастровым номером №№, площадью 1106,7 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, поскольку помещение используется для размещения и эксплуатации АТС-73 и не отвечает критериям отнесения к числу объектов, по которым налоговая база для целей налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости.

Оспариваемым постановлением № 287 нежилое здание с кадастровым номером №№, расположенное по адресу: <адрес>, было исключено из Перечня с одновременным включением в него принадлежащего административному истцу нежилого здания с кадастровым номером №№ площадью 1630,7 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>.

В обоснование принятого решения административный ответчик ссылается на пункт 10 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, указывая, что поскольку объект недвижимости с кадастровым номером №№ является частью нежилого здания с кадастровым номером №№, соответственно, при разделе данного здания и исключении из Перечня одной его части, включению в подлежала другая его часть, объект с кадастровым номером №№, принадлежащий административному истцу, и отвечающий критериям, указанным в ст. 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, что подтверждается результатами проведенных мероприятий по определению вида его фактического использования (л.д. 80-82).

Однако суд находит ошибочной подобную позицию административного ответчика.

Согласно пункту 10 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации выявленные в течение налогового периода объекты недвижимого имущества, указанные в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Кодекса, не включенные в перечень по состоянию на 1 января года налогового периода, подлежат включению в перечень, определяемый уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации на очередной налоговый период.

Абзацем вторым указанной нормы установлено, что в случае, если объект недвижимого имущества образован в результате раздела объекта недвижимого имущества или иного соответствующего законодательству Российской Федерации действия с объектами недвижимого имущества, включенными в перечень по состоянию на 1 января года налогового периода, указанный вновь образованный объект недвижимого имущества при условии соответствия его критериям, предусмотренным настоящей статьей, до включения его в перечень подлежит налогообложению по кадастровой стоимости, определенной на день внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений, являющихся основанием для определения кадастровой стоимости такого объекта.

Вместе с тем доказательства того, что принадлежащий Драчеву В.П. объект недвижимости образован в результате раздела включенного в перечень по состоянию на 1 января года налогового периода 2017 года объекта недвижимого имущества с кадастровым номером №№, расположенного по адресу: <адрес>, отсутствуют, иных соответствующих законодательству Российской Федерации действий с объектом недвижимого имущества, включенным в перечень по состоянию на 1 января года налогового периода, также не производилось. Принадлежащий административному истцу объект недвижимости не является вновь образованным, на кадастровом учете состоит с 5 декабря 2013 г. (л.д. 169).

Допрошенные судом свидетели ФИО11. подтвердили свое участие в июне 2016 года в проведении обследования здания, расположенного <адрес>, для целей включения его в Перечень на 2017 год (л.д. 78-79); в обследовании здания, принадлежащего Драчеву В.П. в марте 2017 года (свидетель ФИО12., л.д. 80-82), а также то обстоятельство, что визуально здание с кадастровым номером №№ является единым объектом недвижимости, часть которого занимает ОАО «Ростелеком», а в другой его части расположены магазин и ателье, принадлежащие Драчеву В.П. Впервые принадлежащее Драчеву В.П. здание как самостоятельный объект недвижимости для целей включения его в Перечень было обследовано в марте 2017 года.

По информации, поступившей на запрос суда из ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной государственной службы государственной регистрации, кадастра и картографии в Кемеровской области» (л.д.186-205), в Едином государственном реестре недвижимости содержатся сведения о трех самостоятельных объектах недвижимости с кадастровыми номерами №№ (не имеющее собственника), (собственник ОАО «Ростелеком»), (собственник Драчев В.П.), расположенных соответственно по адресам: <адрес>. Все объекты недвижимости поставлены на кадастровый учет задолго до принятия оспариваемого постановления и порядок их образования не связан с разделом объекта недвижимого имущества с кадастровым номером №№ либо иными соответствующими законодательству Российской Федерации действиями с данным объектом недвижимого имущества.

При таком положении включение в Перечень принадлежащего административного истцу объекта недвижимости с кадастровым номером 42№№ в середине налогового периода 2017 года по основанию раздела иного объекта недвижимого имущества, включенного в перечень по состоянию на 1 января года налогового периода, не соответствует установленным по делу обстоятельствам и требованиям пункта 10 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

Распространение действия нормативного правового акта в оспариваемой части на период с 1 января 2017 года также противоречит требованиям налогового законодательства, поскольку ухудшает положение налогоплательщика Драчева В.П.

Законодательство субъектов Российской Федерации о налогах и сборах состоит из законов субъектов Российской Федерации о налогах, принятых в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации, которые вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением случаев, предусмотренных статьей 5 того же кодекса (пункт 4 статьи 1 и пункт 1 статьи 5).

Согласно пункту 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации и размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

Таким образом, федеральный законодатель исключительно для названного вида нормативного правового акта установил конкретную дату (1 января очередного года, поскольку налоговым периодом по данному виду налога признается календарный год, как это предусмотрено статьей 379 упомянутого кодекса), до наступления которой уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации обязан определить Перечень.

Приведенные законоположения в их системном единстве свидетельствуют о несоответствии Перечня предписаниям статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации в оспариваемой части.

О нормативном характере оспариваемого правового акта свидетельствует анализ его содержания, из которого следует, что он издан в установленном порядке управомоченным органом местного самоуправления; рассчитан для применения в отношении неопределенного круга лиц, направлен на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений в сфере налогообложения.

В приведенной связи суд отклоняет как основанные на неправильном толковании закона доводы административного ответчика о том, что Перечень объектов недвижимого имущества носит технический характер, необходим для информирования налоговых органов и налогоплательщиков о применении порядка определения налоговой базы в отношении отдельных объектов недвижимого имущества, не является нормативным правовым актом и положения статьи 5 Налогового кодекса к нему не применяются.

Поскольку оспариваемые административным истцом положения содержат противоречия названному выше федеральному законодательству, имеющему большую юридическую силу, они признаются судом недействующими.

По общему правилу, обязанность доказывать соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, возлагается на орган, принявший оспариваемый нормативный правовой акт (часть 9 статьи 213 КАС РФ).

Между тем каких-либо доказательств, достоверно подтверждающих правомерность включения в перечень принадлежащего административному истцу нежилого здания, административным ответчиком не представлено.

Определяя момент, с которого оспариваемый нормативный правовой акт должен быть признан недействующим в его оспариваемой части, суд принимает во внимание, что административный истец является плательщиком налога на имущество физических лиц в 2017 году и оспариваемый нормативный акт имеет ограниченный срок действия (на 2017 год), признание отдельных его положений с момента вступления в силу решения суда не достигнет цели восстановления нарушенных прав и законных интересов административного истца, предусмотренных статьей 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Следовательно, оспариваемую административным истцом часть нормативного правового акта следует признать недействующей с момента ее принятия.

На основании пункта 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации сообщение о принятии решения суда подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании "Электронном бюллетене Коллегии Администрации Кемеровской области".

Руководствуясь ст. ст. 175-179, 215 КАС РФ, суд

решил:

признать недействующим со дня принятия пункт 1.2 постановления Коллегии Администрации Кемеровской области от 13 июня 2017 года № 287 «О внесении изменений в постановление Коллегии Администрации Кемеровской области от 16 декабря 2016 года № 509 «Об определении на 2017 год перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость» в части пункта 389, дополняющего с 1 января 2017 года перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как кадастровая стоимость, объектом недвижимости с кадастровым номером №№, расположенным по адресу: <адрес>.

Сообщение о данном решении опубликовать на официальном сайте «Электронный бюллетень Коллегии Администрации Кемеровской области» http://www.zakon.kemobl.ru в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

На решение лицами, участвующими в деле, может быть подана апелляционная жалоба, а прокурором принесено апелляционное представление в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Кемеровский областной суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения.

Мотивированное решение составлено 4 марта 2019 года.

Председательствующий - И.А. Никулина