НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Подборки

Популярные материалы

Решение Казачинского районного суда (Красноярский край) от 03.07.2020 № 2-106/20

24RS0023-01-2020-000110-51

Дело № 2-106/2020

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

03 июля 2020 г. с. Казачинское

Казачинский районный суд Красноярского края в составе:

председательствующего - судьи Кидяевой Е.С.,

при секретаре Лыткиной Н.А.,

с участием помощника прокурора Казачинского района Колобан О.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Тумгоевой Т. Х. к администрации Казачинского района о признании распоряжения о прекращении трудового договора незаконным, восстановлении на работе, взыскании компенсации за время вынужденного прогула, взыскании компенсации морального вреда,

У С Т А Н О В И Л:

Тумгоева Т.Х. обратилась в суд с исковым заявлением к администрации Казачинского района о признании незаконным распоряжения -р-л от 10.03.2020 г. о прекращении с ней трудового договора, о восстановлении на работе в должности начальника отдела культуры, спорта, туризма и молодежной политики администрации Казачинского района, о взыскании компенсации за вынужденный прогул в сумме 411 130 руб. 20 коп., о взыскании в счет компенсации морального вреда 100 000 руб.

Свои требования истец мотивировала тем, что она работала в администрации Казачинского района в должности начальника отдела культуры, спорта, туризма, молодежной политики с 07.11.2017 г. и распоряжением -р-л от 10.03.2020 г. была уволена в связи с сокращением штата. Истец полагает увольнение незаконным, поскольку работодателем были предложены не все имеющиеся у него вакантные должности. Так, работодателем были предложены только две вакантные должности, которые не соответствовали квалификационным требованиям истца, при этом распоряжением -р от 21.02.2020 г. в администрации была введена новая должность «заместитель главы района по общественно-политической работе, начальник отдела культуры, спорта, туризма и молодежной политики администрации Казачинского района», которая соответствует уровню образования истца и ее квалификации, однако данная должность работодателем не была предложена истцу. На основании изложенного истец полагает увольнение незаконным. В связи с незаконным увольнением работодатель обязан выплатить работнику средний заработок за время вынужденного прогула со дня, следующего за днем увольнения, до восстановления на работе. На момент подачи настоящего иска средний дневной заработок истца составил 2 056 руб. 51 коп. За 20 рабочих дней, прошедших со дня увольнения на момент подачи иска в суд компенсация за вынужденный прогул по расчету истца составит 411 130 руб. 20 коп. Незаконными действиями работодателя истцу был причинен моральный вред, который выразился в стрессе, бессоннице, состоянии депрессии. На иждивении истца находится несовершеннолетний ребенок. Незаконно оставив истца без работы в период самоизоляции в связи с эпидемией короновируса, а доход истца составлял значительную часть семейного бюджета, ответчик поставил под угрозу благополучие ребенка, иных источников дохода кроме работы истец не имеет. Причиненный истцу моральный вред она оценивает в 100 000 руб. На основании изложенного, истец обратился в суд с настоящим иском.

В судебное заседание истец не явился, извещен, заявил ходатайство о рассмотрении дела в ее отсутствие.

Ответчик администрация Казачинского района в судебное заседание не явился, извещен, заявил ходатайство о рассмотрении иска в отсутствие своего представителя.

В материалах дела имеется письменный отзыв на иск, в котором ответчик просит в удовлетворении иска отказать, поскольку трудовой договор с истцом был расторгнут в связи с сокращением штата по п. 2 ч. 1 ст. 81 Трудового кодекса РФ и администрацией Казачинского района были предложены истцу все имеющиеся на момент увольнения вакантные должности. До истечения 2 месячного срока предупреждения о сокращении администрацией Казачинского района могла быть предложена и иная должность, в том числе должность заместителя главы района по общественно-политической работе, начальника отдела культуры, спорта, туризма и молодежной политике, но Тумгоевой Т.Х. подано заявление о досрочном расторжении трудового договора. На основании распоряжения -р-л от 10.03.2020 г. в соответствии с ч. 3 ст. 180 ТК РФ истцу выплачена дополнительная компенсация среднего заработка, исчисленного пропорционально времени, оставшемуся до истечения срока предупреждения об увольнении за период с 11.03.2020 г. по 27.04.2020 г. На основании изложенного, ответчик просит суд отказать в иске в полном объеме.

В силу ст. 167 ГПК РФ суд полагает рассмотреть дело в отсутствие извещенных истца и ответчика.

В судебном заседании помощник прокурора Казачинского района Колобан О.Н. просил в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме, поскольку 04.03.2020 г. истец написала заявление о досрочном увольнении, уволена с 10.03.2020 г., тогда как должность «заместитель главы района по общественно-политической работе, начальник отдела культуры, спорта, туризма и молодежной политики администрации Казачинского района» была введена в штатное расписание с 06.03.2020 г. Процедура увольнения в связи с сокращением штатной единицы работодателем нарушена не была. Уведомление о сокращении с 27.04.2020 г. было получено истцом 25.02.2020 г. и по истечении 8 дней истец собственноручно написала заявление об увольнении. Работодателем предложены истцу имеющиеся у него свободные вакансии на момент увольнения истца.

Суд, выслушав доводы лиц, участвующих в деле, изучив письменные материалы дела, пришел к следующим выводам.

Пункт 4 части 1 статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации в качестве одного из общих оснований прекращения трудового договора предусматривает его расторжение по инициативе работодателя.

Перечень оснований расторжения трудового договора по инициативе работодателя установлен в статье 81 Трудового кодекса Российской Федерации, согласно пункту 2 части 1 которой трудовой договор может быть расторгнут работодателем в случае сокращения численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя.

Таким образом, увольнение работника по указанному выше основанию отнесено трудовым законодательством к увольнению по инициативе работодателя.

Реализуя закрепленные Конституцией Российской Федерации (статья 34 часть 1; статья 35 часть 2) права, работодатель в целях осуществления эффективной экономической деятельности и рационального управления имуществом вправе самостоятельно, под свою ответственность принимать необходимые кадровые решения (подбор, расстановка, увольнение персонала), обеспечивая при этом в соответствии с требованиями статьи 37 Конституции Российской Федерации закрепленные трудовым законодательством гарантии трудовых прав работников.

Принятие решения об изменении структуры, штатного расписания, численного состава работников организации относится к исключительной компетенции работодателя, который вправе расторгнуть трудовой договор с работником в связи с сокращением численности или штата работников организации при условии соблюдения установленного порядка увольнения и гарантий, направленных против произвольного увольнения.

В силу части 3 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации увольнение в связи с сокращением численности или штата работников допускается, если невозможно перевести работника с его письменного согласия на другую имеющуюся у работодателя работу (как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации работника, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья.

В силу статьи 180 ТК РФ при проведении мероприятий по сокращению численности или штата работников организации работодатель обязан предложить работнику другую имеющуюся работу (вакантную должность) в соответствии с частью третьей статьи 81 настоящего Кодекса.

О предстоящем увольнении в связи с ликвидацией организации, сокращением численности или штата работников организации работники предупреждаются работодателем персонально и под роспись не менее чем за два месяца до увольнения.

В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.03.2004 года N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации" прекращение трудового договора на основании пункта 2 части 1 статьи 81 ТК РФ признается правомерным при условии, что сокращение численности или штата работников в действительности имело место.

Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 29 названного Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, увольнение работника в связи с сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя допускается, если невозможно перевести работника с его письменного согласия на другую имеющуюся у работодателя работу (как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации работника, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья. Работодатель обязан предлагать работнику все отвечающие указанным требованиям вакансии, имеющиеся у него в данной местности. При решении вопроса о переводе работника на другую работу необходимо также учитывать реальную возможность работника выполнять предлагаемую ему работу с учетом его образования, квалификации, опыта работы.

В соответствии со статьей 394 ТК РФ в случае признания увольнения незаконным работник должен быть восстановлен на прежней работе органом, рассматривающим индивидуальный трудовой спор.

Судом установлено, что согласно Уставу Отдела культуры, спорта, туризма и молодежной политики администрации Казачинского района (далее по тексту – Отдел), отдел является самостоятельным юридическим лицом, имеет фирменное наименование, обособленное имущество на праве оперативного управления, самостоятельный баланс, расчетный счет в банке, является распорядителем бюджетных средств Казачинского района, выделяемых на развитие культуры, спорта, туризма и молодежной политики.

В соответствии с п. 4.3. Устава, управление деятельностью Отела осуществляет начальник в соответствии с действующим законодательством, Уставом Казачинского района и настоящим Уставом.

Начальник Отдела является единоличным исполнительным органом, является муниципальным служащим и назначается на должность, освобождается от должности распоряжением главы администрации Казачинского района (п. 4.5 Устава).

Согласно должностной инструкции муниципального служащего - начальника отдела культуры, спорта, туризма и молодежной политики от 07.11.2017 г., назначение на должность муниципального служащего и освобождение от нее производится распоряжением главы района (п. 3 инструкции).

Согласно представленным в материалы в дела доказательствам, в 2019 г., а также в январе 2010 г. – феврале 2020 г. в Отделе существовал штат в количестве пяти единиц: начальник отдела, главный специалист по физической культуре и спорту, ведущий специалист по культуре, ведущий специалист по молодежным проектам, водитель (штатное расписание от 01.01.2019 г., штатное расписание от 01.10.2019 г., штатное расписание от 01.01.2020 г.).

Так же согласно имеющимся в материалах дела доказательствам, 07.11.2017 г. между администрацией Казачинского района в лице главы Казачинского района Озерских Ю.Е. (представитель нанимателя) с одной стороны и Тумгоевой Т. Х. (муниципальный служащий) с другой стороны был заключен трудовой договор, по условиям которого муниципальный служащий берет на себя обязательства, связанные с прохождением муниципальной службы, а представитель нанимателя обязуется обеспечить муниципальному служащему прохождение муниципальной службы в соответствии с трудовым законодательством, законодательством Российской Федерации и Красноярского края о муниципальной службе, муниципальными правовыми актами по вопросам муниципальной службы в Казачинском районе.

В соответствии с п. 2 указанного трудового договора, муниципальный служащий обязуется исполнять обязанности по должности начальника отдела культуры, спорта, туризма и молодежной политики администрации района в соответствии с должностной инструкцией и соблюдать Регламент и правила внутреннего трудового распорядка. Данный трудовой договор заключен на неопределенный срок (п. 13 договора).

Распоряжением Главы Казачинского района -р-л от 03.11.2017 г. Тумгоева Т.Х. принята на работу с 07.11.2017 г. в отдел культуры, спорта, туризма и молодежной политики на должность начальника отдела бессрочно.

Согласно представленному в суд диплому ВСГ от 22.12.2010 г., Тумгоева Т.Х. имеет высшее образование ГОУВПО «Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева, квалификация – социальная педагогика, специальность – социальный педагог.

Решением Казачинского районного Совета депутатов от 20.02.2020 г. была утверждена новая структура администрации Казачинского района, главе района предложено привести штатное расписание в соответствии с утвержденной структурой, решение от 25.10.2019 г. «Об утверждении структуры администрации Казачинского района» - утратило силу.

Согласно вновь утвержденной структуре администрации в структуру администрации была введена новая единица – заместитель главы района по общественно-политической работе, начальник отдела культуры, спорта, туризма и молодежной политики. Согласно вновь утвержденной структуре, заместитель главы района по общественно-политической работе, начальник отдела культуры, спорта, туризма и молодежной политики возглавляет отдел культуры, спорта, туризма и молодежной политики.

Постановлением Главы района от 21.02.2020 г. -п была произведена реорганизация администрации Казачинского района, утверждены структурные подразделения с правом юридического лица: финансовое управление, отдел образования. отдел культуры, спорта, туризма, молодежной политики.

Распоряжением администрации Казачинского района -р от 21.02.2020 г. в соответствии с ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», на основании решения Казачинского районного Совета депутатов от 20.02.2020 г. «Об утверждении структуры администрации Казачинского района», постановления администрации Казачинского района от 21.02.2020 г. -п, в штатное расписание отдела культуры, спорта, туризма и молодежной политики администрации Казачинского района введена должность муниципальной службы заместитель главы района по общественно-политической работе, начальник отдела культуры, спорта, туризма и молодежной политики; одновременно сокращена должность начальника отдела культуры, спорта, туризма и молодежной политики в штатном расписании отдела; начальнику отдела Тумгоевой Т.Х. на основании данного распоряжения необходимо было внести соответствующие изменения в штатное расписание отдела.

Кроме того, 20.02.2020 г. Главой Казачинского района Озерских Т.Х. истцу Тумгоевой Т.Х. было направлено уведомление -у о том, что в соответствии с решением Казачинского районного Совета депутатов от 20.02.2020 г. «Об утверждении структуры администрации Казачинского района», постановлениями администрации Казачинского района от 20.02.2020 г. -п «О реорганизации администрации Казачинского района», от 20.02.2020 г. -п «Об утверждении Перечня муниципальных должностей муниципальной службы и предельной численности муниципальных служащих в администрации Казачинского района» должность муниципальной службы начальник отдела культуры, спорта, туризма и молодежной политики администрации Казачинского района – сокращается с 27.04.2020 г. Данное уведомление получено истцом 25.02.2020 г.

04.03.2020 г. Тумгоева Т.Х. написала и передала работодателю заявление, в котором просила уволить ее 10.03.2020 г. – то есть до истечения срока, указанного в уведомлении о сокращении штата, и просила произвести выплату дополнительной компенсации в соответствии с ч. 3 ст. 180 ТК РФ в размере среднего заработка, рассчитанного пропорционально времени, оставшегося до завершения срока уведомления, а также всех причитающихся выплат и компенсаций.

В этот же день, то есть 04.03.2020 г. работодатель уведомил Тумгоеву Т.Х. о том, что в администрации Казачинского района на момент написания Тумгоевой Т.Х. заявления об увольнении имеются две вакантные должности: ведущий специалист отдела архитектуры, строительства и ЖКХ администрации района и ведущий специалист отдела экономики и планирования администрации района (уведомление от 04.03.2020 г. -у). Данное уведомление получено Тумгоевой Т.Х. 05.03.2020 г.

06.03.2020 г. Тумгоева Т.Х. сообщила работодателю об отказе от перевода на указанные вакантные должности.

Приказом -О от 05.03.2020 г. начальника отдела Тумгоевой Т.Х. на основании распоряжения главы района -р от 21.02.2020 г. должность муниципальной службы начальник отдела культуры, спорта, туризма и молодежной политики сокращена, в штатное расписание введена новая должность - заместитель главы района по общественно-политической работе, начальник отдела культуры, спорта, туризма и молодежной политики.

Штатное расписание, согласно имеющихся в материалах дела доказательствам было составлено начальником отдела Тумгоевой Т.Х. 06.03.2020 г. за .

Распоряжением -р-л от 10.03.2020 г. действие трудового договора от 07.11.2017 г. прекращено, Тумгоева Т.Х. уволена 10.03.2020 г. по п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ в связи с сокращением штата на основании решения Казачинского районного Совета депутатов от 20.02.2020 г. «Об утверждении структуры администрации Казачинского района», постановления администрации Казачинского района от 20.02.2020 г. -п «О реорганизации администрации Казачинского района», уведомления Тумгоевой Т.Х. о сокращении должности от 20.02.2020 г. -у, уведомления Тумгоевой Т.Х. о вакантных должностях -у от 04.03.2020 г., заявления Тумгоевой Т.Х. об увольнении от 04.03.2020 г., заявления Тумгоевой Т.Х. об отказе о переводе на вакантные должности от 06.03.2020 г.

При этом, согласно указанному распоряжению, Тумгоевой Т.Х. произведен окончательный расчет за проработанный период времени, выплачена компенсация за неиспользованный отпуск в количестве 14 календарных дней и единовременная выплата к отпуску пропорционально отработанному времени с 07.11.2019 г. по 10.03.2020 г.; выплачена дополнительная компенсация в размере среднего заработка, исчисленного пропорционально времени, оставшемуся до истечения срока предупреждения об увольнении за период с 11.03.2020 г. по 27.04.2020 г.; выплачено выходное пособие в размере среднего месячного заработка.

Согласно представленной трудовой книжке истца, ТК с датой заполнения 19.07.2005 г., последняя 07.11.2017 г. принята на муниципальную службу и назначена на должность муниципальной службы - начальник отдела культуры, спорта, туризма и молодежной политики администрации Казачинского района на основании распоряжения от 03.11.2017 г. -р-л ( записи), 10.03.2020 г. трудовой договор расторгнут в связи с сокращением штата на основании п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ – распоряжение от 10.03.2020 г. -р-л. ( записи).

Приказом и.о. начальника отдела ФИО9 от 22.05.2020 г. утверждено новое штатное расписание в отделе, изменены размеры должностных окладов пяти единиц работников.

Согласно представленной в материалы дела расшифровке по штатному расписанию по состоянию на 10.03.2020 г., то есть на день увольнения истца, должность заместителя главы района по общественно-политической работе, начальника отдела культуры, спорта, туризма и молодежной политики администрации Казачинского района являлась вакантной.

Согласно справке МУ «Централизованная бухгалтерия Учреждений культуры» при увольнении Тумгоевой Т.Х. 10.03.2020 г. осуществлены следующие выплаты: заработная плата за март; компенсация за неиспользованный отпуск при увольнении, единовременная выплата к отпуску пропорционально отработанному времени, выходное пособие в размере среднемесячного заработка, дополнительная компенсация в размере среднего заработка, исчисленного пропорционально времени, оставшемуся до истечения срока предупреждения об увольнении за период с 11.03.2020 по 27.04.2020.

В подтверждение произведенных выплаты в материалы дела ответчиком представлены платежные поручения от 10.03.2020 г., от 10.03.2020 г., от 10.03.2020 г. .

Согласно сведениям ЦЗН Казачинского района, Тумгоева Т.Х. зарегистрирована в целях подходящей работы с 23.03.2020 г., по состоянию на 10.06.2020 г. состоит на регистрационном учете в качестве безработной.

Таким образом, имеющимися в материалах дела доказательствами подтверждается, что сокращение штатной единицы, занимаемой истцом, действительно имело место быть. И при этом процедура увольнения истца по сокращению ответчиком соблюдена.

При этом, суд учитывает, что согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в определении от 18.12.2007 г. -О-О, принятие решения об изменении штатного расписания, численного состава работников организации относится к исключительной компетенции работодателя. Трудовое законодательство не содержит норм, запрещающих работодателю производить сокращение штата, руководствуясь определенными им критериями. Поэтому суд не вправе входить в обсуждение вопроса целесообразности либо нецелесообразности сокращения штата. Не входит в компетенцию суда и оценка обоснованности сокращения численности или штата. Иное свидетельствовало бы о неправомерном ограничении права работодателя самостоятельно под свою ответственность принимать необходимые кадровые решения по вопросу подбора и расстановки кадров.

Довод истца о незаконности увольнения в связи с тем, что до ее досрочного увольнения работодатель не предложил ей имеющуюся вакантную должность – заместитель главы района по общественно-политической работе, начальник отдела культуры, спорта, моложенной политики – суд признает необоснованным, поскольку истец 04.03.2020 г. написала заявление о досрочном увольнении с 10.03.2020 г., а право работодателя предлагать истцу вакантные должности сохранялось до дня увольнения по сокращению штата, то есть до 27.04.2020 г.

Наличие согласия работника на увольнение до истечения срока предупреждения об увольнении (ст. 180 ТК РФ), по существу освобождает работодателя от обязанности по трудоустройству работника и предложения ему вакантных должностей. При наличии письменного согласия работника на досрочное расторжение трудового договора по п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ, до истечения срока, предусмотренного п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ, законодатель возлагает на работодателя лишь обязанность по выплате работнику дополнительной компенсации в размере среднего заработка работника, исчисленного пропорционально времени, оставшемуся до истечения срока предупреждения об увольнении, и не обязывает работодателя предлагать вакантные должности.

Кроме того, суд отмечает, что должность заместителя главы района по общественно-политической работе, начальника отдела культуры, спорта, моложенной политики была введена в штатное расписание лишь 06.03.2020 г., то есть после написания истцом заявления на увольнение.

Таким образом, распоряжение -р-л от 10.03.2020 г. о прекращении трудового договора с Тумгоевой Т.Х. было издано работодателем, имеющего на то законные основания, процедура увольнения Тумгоевой Т.Х. была соблюдена в полном объеме, истица своевременно была уведомлена о предстоящем сокращении, и с учетом ее заявления от 04.03.2020 г. о досрочном прекращении трудового договора, была уволена 10.03.2020 г. до истечения срока предупреждения, в порядке ст. 180 ТК РФ, с предоставлением всех гарантий установленных законом.

Проверив представленные документы, суд установил, что работодателем произведены все причитающиеся истцу выплаты при увольнении по сокращению штата (платежное поручение от 10.03.2020 г. на сумму 60 831 руб. 34 коп. о выплате дополнительной компенсации в размере среднего заработка, исчисленного пропорционально времени, оставшемуся до истечения срока предупреждения об увольнении, согласно ч. 3 ст. 180 ТК РФ; платежное поручение от 10.03.2020 г. на сумму 36 608 руб. 78 коп. – окончательный расчет при увольнении; платежное поручение от 10.03.2020 г. на сумму 47 299 руб. 73 коп. – перечисление выходного пособия по сокращению штатов из фонда оплаты труда).

Каких-либо доказательств того, что заявление о досрочном прекращении трудового договора было написано под давлением работодателя, в материалы дела не представлено, равно как не представлено доказательств того, что фактического сокращения должности истца не произошло, а увольнение истца по основаниям сокращения штата носило фиктивный или дискриминационный характер.

На основании изложенного, требования истца о признании распоряжения о прекращении трудового договора, восстановлении на работе удовлетворению не подлежат. Следовательно, также не подлежат удовлетворению производные требования о взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула и компенсации морального вреда.

На основании изложенного, суд полагает в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении иска Тумгоевой Т. Х. к администрации Казачинского района о признании незаконным распоряжения о прекращении трудового договора, восстановлении на работе, взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула и взыскании компенсации морального вреда – отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи жалобы через Казачинский районный суд Красноярского края.

Председательствующий судья: Е.С. Кидяева

Решение изготовлено в полном объеме 08 июля 2020 года.