НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Катав-ивановского городского суда (Челябинская область) от 25.02.2021 № 2А-146/2021

Дело № 2а-146/2021

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

25 февраля 2021 года город Катав-Ивановск

Катав-Ивановский городской суд Челябинской области в составе:

председательствующего судьи Козынченко И.В.,

при секретаре Киселевой Г.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 18 по Челябинской области к Кашапову Р.Ф. о взыскании страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, страховых взносов на обязательное медицинское страхование

УСТАНОВИЛ:

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 18 по Челябинской области к обратилась с административным иском в суд к Кашапову Р.Ф. о взыскании недоимки по :

страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с ДД.ММ.ГГГГ, в размере 3 397, 58 руб. за ДД.ММ.ГГГГ;

страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды начиная с ДД.ММ.ГГГГ) в размере 8 192,74 руб. за 2020г., на общую сумму 11 590.32 рублей.

В обоснование административного иска указано, что Кашапов Р.Ф. с ДД.ММ.ГГГГ прекратил деятельность в качестве индивидуального предпринимателя, о чем в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей внесена соответствующая запись, однако не исполнил предусмотренную Налоговым кодексом Российской Федерации обязанность по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование, в связи с чем, в адрес Кашапова Р.Ф. было направлено требование об уплате страховых взносов, однако на момент обращения налогового органа в суд с данным иском требование об уплате страховых взносов ответчиком не исполнено.

В судебное заседание представитель административного истца Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 18 по Челябинской области не явился, извещен, просит рассмотреть дело без участия представителя административного истца.

Административный ответчик Кашапов Р.Ф. в суд не явился о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в телефонограмме указал на несогласие с административном иском.

Исходя из положений ст. 150 Кодекса административного судопроизводства РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие лиц, не явившихся в судебное заседание.

Исследовав представленные материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

Согласно сведениям, содержащимся в выписке из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей Кашапов Р.Ф. являлся индивидуальным предпринимателем в период с ДД.ММ.ГГГГ поДД.ММ.ГГГГ (л.д.15).

В связи с неисполнением Кашаповым Р.Ф. в добровольном порядке обязанности по уплате страховых взносов в соответствии со ст. ст. 69-70 НК РФ административному ответчику направлено требование об уплате налога от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 11590, 32 руб. со сроком уплаты до ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 10).

Требование об уплате страховых взносов налогоплательщиком не исполнено.

ДД.ММ.ГГГГ мировым судьей судебного участка № 2 г.Катав-Ивановска и Катав-Иванрвского района Челябинской области по заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 18 по Челябинской области вынесен судебный приказ о взыскании с Кашапова Р.Ф. страховых взносов на сумму 11 590,32 руб., однако в связи с поступлением от последнего возражений относительно исполнения судебного приказа, приказ отменен определением от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 16-21).

С настоящим иском налоговый орган обратился в суд ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 3).

Налоговым органом сроки, предусмотренные ст. 48 НК РФ для обращения в суд с требованиями не пропущены.

Согласно положениям части 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм, в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

В силу подпункта 2 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации, плательщиками страховых взносов признаются следующие лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой.

Согласно части 1 статьи 232 Налогового кодекса Российской Федерации исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации, производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 430 этого же Кодекса, если иное не предусмотрено статьей 232 Налогового кодекса Российской Федерации.

В соответствии с частью 2 названной статьи суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование.

В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 430 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции от 28.12.2017) плательщики, указанные в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 названного Кодекса, уплачивают:

1) страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, которые определяются в следующем порядке, если иное не предусмотрено настоящей статьей:

в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период не превышает 300 000 рублей, - в размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало календарного года, за который уплачиваются страховые взносы, увеличенного в 12 раз, и тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленного пунктом 2 статьи 425 Налогового кодекса Российской Федерации;

в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период превышает 300 000 рублей, - в размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало календарного года, за который уплачиваются страховые взносы, увеличенного в 12 раз, и тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленного пунктом 2 статьи 425 Налогового кодекса Российской Федерации плюс 1,0 процента суммы дохода плательщика, превышающего 300 000 рублей за расчетный период.

2) страховые взносы на обязательное медицинское страхование, фиксированный размер которых определяется как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало календарного года, за который уплачиваются страховые взносы, увеличенного в 12 раз, и тарифа страховых взносов на обязательное медицинское страхование, установленного подпунктом 3 пункта 2 статьи 425 Налогового кодекса Российской Федерации (подпункт 2 пункта 1 статьи 430 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции от 28.12.2017).

В соответствии с пунктом 5 статьи 430 Налогового кодекса Российской Федерации, если плательщики прекращают осуществлять предпринимательскую либо иную профессиональную деятельность в течение расчетного периода, соответствующий фиксированный размер страховых взносов, подлежащих уплате ими за этот расчетный период, определяется пропорционально количеству календарных месяцев по месяц, в котором утратила силу государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.

В соответствии с абзацем 2 пункта 2 статьи 432 Налогового кодекса Российской Федерации суммы страховых взносов за расчетный период уплачиваются плательщиками не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Частью 5 статьи 432 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случае прекращения физическим лицом деятельности индивидуального предпринимателя уплата страховых взносов такими плательщиками осуществляется не позднее 15 календарных дней с даты снятия с учета в налоговом органе индивидуального предпринимателя, в качестве плательщика страховых взносов.

В случае неуплаты (неполной уплаты) страховых взносов плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, в срок, установленный абзацем вторым настоящего пункта, налоговый орган определяет в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчетный период такими плательщиками (абзац 3 пункта 2 статьи 432 Налогового кодекса Российской Федерации).

Таким образом, наличие у физического лица статуса индивидуального предпринимателя влечет за собой обязанность уплачивать страховые взносы, в связи с чем у налоговой инспекции имелись основания для направления Кашапову Р.Ф требования об уплате страховых взносов.

Размер страховых взносов, подлежащих уплате индивидуальными предпринимателями начиная с 1 января 2017 год установлен пунктом 1 статьи 430 НК Российской Федерации, порядок определения размер страховых взносов, подлежащих уплате индивидуальным предпринимателем, прекратившим осуществлять предпринимательскую деятельность, определен положениями пункта 5 статьи 430 НК Российской Федерации, следовательно, в связи с тем, что Кашапов Р.Ф прекратил осуществление предпринимательской деятельности с 26 мая 2020 года налоговым органом обоснованно, в соответствии с требования закона, произведен расчет страховых взносов пропорционально времени осуществления Кашаповым Р.Ф предпринимательской деятельности.

При этом налоговым органом учтено, что Федеральным законом от 08.06.2020 N 172-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации") ст. 430 НК РФ дополнена пунктом 1.1 следующего содержания:

"1.1. Для индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере за расчетный период 2020 года составляют 20 318 рублей.

Так, налоговым органом представлен следующий расчет страховых взносов: взносы уплачиваются в фиксированном размере: за 2020г. за ОПС - 32448руб. и ОМС - 8426 руб.

Формула расчета суммы страховых взносов при закрытии ИП:

СВупл = ФРпфр, ФОМС / 12 х (ПМ + Дп / Д), где СВупл - сумма страховых взносов, подлежащая уплате за последний налоговый период; ФРПФР, ФОМС - фиксированный размер взносов за год в ПФ РФ и ФОМС; ПМ - количество полных месяцев, предшествующих месяцу закрытия ИП; Дпр - количество дней с начала месяца прекращения деятельности по день внесения записи в ЕГРИП о закрытии ИП; Д - количество дней в месяце закрытия ИП.

Расчет ОМС за 2020 г. (Обязательное медицинское страхование в фиксированном размере):

ОМС - 3 397,58 руб. всего за 2020г.

- 8 426.00 руб. (фиксированная) за 2020год/12мес. = 702,166666666 руб. (за месГ)

Статус ИП закрыт с 26.05.2020г. (4 полных месяцев и 26 дней).

702,166666666 *4мес. = 2 808,66666666 руб. (за 4 мес. 2020г.)

702,166666666 /31 день (поскольку в мае 2020г. 31 день) *26 (по дате закрытия ИП) = 22.6505376343*26 = 588,913978491 руб.

2 808,66666666 руб.+ 588,913978491 руб.= 3 397,58064515 руб. (3 397.58 руб.)

В связи с тем, что ИП Кашапов Р.Ф отнесён к индивидуальным предпринимателям, пострадавшим от коронавирусной инфекции в соответствие с Федеральным законом от 08.06.2020 № 172-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации", за ДД.ММ.ГГГГ фиксированный размер взносов за год в ПФ РФ рассчитан следующим образом: 32 448.00 руб.-12 130руб.(1 МРОТ) = 20 318.00 руб.

20 318,00 руб. (фиксированная) за 2020год/12мес. = 1 693,16666666 руб.

Статус ИП закрыт с 26.05.2020г. (4 полных месяцев и 26 дней).

1 693,16666666 * 4 мес.= 6 772,66666664 руб. (за 4 мес. 2020г.)

1 693,16666666 /31 дней. *26 (по дате закрытия ИП) = 54,6182795696 * 26 = 1 420,0752688 руб. за 26

дней;

6 772,66666664 руб.+ 1 420,0752688 руб.= 8 192,74193544 руб. (8 192.74 руб.)

Административным ответчиком контррачет не представил, суд проверив расчет административного истца согласился с его правильность.

На основании изложенного, суд приходит к выводу, что взысканию с Кашапову Р.Ф. подлежат недоимки по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в размере 3 397, 58 руб. за ДД.ММ.ГГГГ и страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере 8 192,74 руб. за 2020г.

Кроме того, суд считает необходимым в соответствие с ч. 1 ст. 114 КАС РФ взыскать с Кашапова Р.Ф. в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 463 руб. 61 коп.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 175 - 180 и 290 КАС РФ, суд,

РЕШИЛ:

Взыскать с Кашапова Р.Ф., ИНН , зарегистрированного по адресу: <адрес> пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 18 по Челябинской области недоимки по:

страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с ДД.ММ.ГГГГ, в размере 3 397, 58 руб. за ДД.ММ.ГГГГ

страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды начиная с ДД.ММ.ГГГГ) в размере 8 192, 74 руб. за ДД.ММ.ГГГГ, всего взыскать 11 590 (одиннадцать тысяч пятьсот девяносто) рублей 32 копейки.

Взыскать с Кашапова Р.Ф. в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 463 /четыреста шестьдесят три/ руб. 61 коп.

Решение может быть обжаловано в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме, в апелляционном порядке в Судебную коллегию по административным делам Челябинского областного суда через Катав-Ивановский городской суд Челябинской области.

Председательствующий И.В. Козынченко

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ