УИД 05RS0№-49
Р Е Ш Е Н И Е
И м е н е м Р о с с и й с к о й Ф е д е р а ц и и
(о к о н ч а т е л ь н о й ф о р м у л и р о в к е)
Дело №а-2433/2023
ДД.ММ.ГГГГ<адрес>
Каспийский городской суд Республики Дагестан в составе:
председательствующего судьи Курбанова Р.Д.,
при ведении протокола судебного заседания Аскеровой Н.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело №а-2433/2023 по административному иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № по <адрес> к Халиковой З. А. о взыскании недоимки по налогам,
У С Т А Н О В И Л :
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № по <адрес> (далее – налоговый орган) обратилась в суд с требованиями, которые в ходе рассмотрения дела были уточнены, в обоснование указав, что административный ответчик состоит на налоговом учете и зарегистрирована в качестве нотариуса. Возложенную на нее законом обязанность по оплате налогов надлежащим образом ответчик не исполнила, несмотря на то, что в ее адрес направлялось соответствующее требование, в результате чего у нее образовалась задолженность, которую просят взыскать с ответчика, с учетом уточненных требований в размере 5 219,25 рублей, которая состоит из пени по НДФЛ на сумму 4 831,01 рублей и пени по страховым взносам в размере 388,24 рублей.
Представитель Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № по <адрес>Исмаилова Д.Э., в направленном в адрес суда заявлении исковые требования в уточненной части просила удовлетворить по аналогичным основаниям, что изложены были в административном иске и просила взыскать с ответчика недоимку в размере 5 219,25 рублей.
Административный ответчик Халикова З.А. в судебном заседании административный иск не признала, просила в удовлетворении требований отказать, ссылаясь на то, что возложенную на нее законом обязанность по оплате налоговых платежей она исполнила надлежащим образом.
Выслушав явившихся лиц, исследовав письменные материалы административного дела, суд приходит к следующим выводам.
Статьей 57 Конституции Российской Федерации предусмотрена обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы.
Налог, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от ДД.ММ.ГГГГ N 20-П, - необходимое условие существования государства, поэтому обязанность платить налоги, закрепленная в статье 57 Конституции Российской Федерации, распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства; налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью своего имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну, и обязан регулярно перечислять эту сумму в пользу государства, так как иначе были бы нарушены права и охраняемые законом интересы других лиц, а также государства.
В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
В силу с положениями статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Статьей 72 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что исполнение обязанности по уплате налогов и сборов может обеспечиваться пеней.
Как следует из материалов дела, административный ответчик состоит на налоговом учете и зарегистрирована в качестве нотариуса, с ДД.ММ.ГГГГ
Поскольку ответчик налог не уплатил, налогоплательщику инспекцией было выставлены требования об уплате налога №, в котором содержалось требование по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ с предоставлением срока для уплаты задолженности до ДД.ММ.ГГГГ.
До ДД.ММ.ГГГГ взыскание страховых взносов осуществлялось в сроки и порядке, установленные статьей 21 Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" пенсионным фондом и его территориальными органам, после ДД.ММ.ГГГГ - в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации - налоговыми органами.
Согласно пункту 3 статьи 8 Налогового кодекса Российской Федерации под страховыми взносами понимаются обязательные платежи на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, на обязательное медицинское страхование, взимаемые с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения реализации прав застрахованных лиц на получение страхового обеспечения по соответствующему виду обязательного социального страхования.
В соответствии с положениями подпункта 2 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации плательщиками страховых взносов признаются, в том числе индивидуальные предприниматели.
Исходя из положений пункта 3 статьи 420 Налогового кодекса Российской Федерации объектом обложения страховыми взносами для плательщиков, указанных в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 Кодекса, признается осуществление предпринимательской либо иной профессиональной деятельности.
В силу статьи 432 Налогового кодекса Российской Федерации исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период индивидуальными предпринимателями производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 430 данного Кодекса, если иное не предусмотрено этой статьей. Суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование.
Статьей 72 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что исполнение обязанности по уплате налогов и сборов может обеспечиваться пеней.
В соответствии с пунктом 1 статьи 45, пунктом 2 статьи 52 и пунктом 4 статьи 397, статей 399, 356 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по уплате земельного налога, налога на имущество и транспортного налога должна быть выполнена налогоплательщиком - физическим лицом в срок, установленный законодательством о налогах и сборах на основании налогового уведомления налогового органа.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Согласно пунктам 1 - 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации установлен шестимесячный срок на подачу заявления о взыскании обязательных платежей и санкций в порядке приказного производства, который исчисляется по общему правилу со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога. Аналогичный срок для реализации налоговым органом права на взыскание недоимки в порядке искового производства, который подлежит исчислению со дня вынесения определения об отмене судебного приказа.
Административный истец обратился к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа, которым судебный приказ выдан – ДД.ММ.ГГГГ, при этом, не усмотрев правовых оснований к отказу в принятии заявления налогового органа, предусмотренных статьей 123.4 КАС РФ, а в суд с административным иском налоговый орган обратился в течение шести месяцев после отмены судебного приказа (отменен судебный приказ ДД.ММ.ГГГГ, обращение в суд после отмены последовало – ДД.ММ.ГГГГ).
В этой связи доводы ответчика о пропуске налоговым органом срока для взыскания недоимки суд находит несостоятельными и основанными на неправильном применении норм материального права, поэтому подлежат отклонению.
Юридическое значение для исчисления сроков для обращения в суд с иском о взыскании недоимки, после того, как судебный приказ был отменен, имеет дата обращения с иском в суд после отмены судебного приказа.
Применительно к данному случаю срок для обращения с иском в суд налоговым органом пропущен не был, поскольку отменен судебный приказ ДД.ММ.ГГГГ, обращение в суд после отмены последовало – ДД.ММ.ГГГГ, т.е. в пределах сроков установленных ст. 46 НК РФ.
Как следует из материалов дела, первоначально административным истцом были заявлены требования о взыскании задолженности в размере 15 393,4 рублей, в последующем уточнены и просят взыскать задолженность в размере 5 219,25 рублей, которая состоит из задолженности по пеням по НДФЛ на сумму 4 831,01 рублей и по страховым взносам в размере 388,24 рублей.
Между тем, как следует из представленных Халиковой З.А. письменных доказательств, ею обязанность по уплате налога (НДФЛ) за 2020 г. и по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за 2017 г. исполнена своевременно и в полном объеме.
Так, из платежного поручения от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Халикова З.А. НДФЛ за 2020 уплатила в размере 212 910 рублей и по требованию № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ ею уплачены страховые взносы на медицинское страхование и пени на сумму 5 753,87 рублей, что подтверждается соответствующим подтверждением платежа ПАО Сбербанк.
В связи с изложенным, при наличии данных свидетельствующих об исполнении ответчиком возложенных на него обязанностей по уплате налогов, правовых оснований для взыскании повторно указанной задолженности суд не усматривает, в связи с чем суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований налогового органа.
Руководствуясь статьями 175-180, 286-290 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд,
Р Е Ш И Л :
Административный иск Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № по <адрес> к Халиковой З. А. о взыскании пени по НДФЛ на 4 831,01 рублей и пени по страховым взносам на 388,24 рублей, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в течение одного месяца со дня изготовления в окончательной формулировке в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Республики Дагестан, путем подачи апелляционной жалобы, через Каспийский городской суд Республики Дагестан.
Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ
Председательствующий: Р.Д. Курбанов