Дело №2-275/2022 Строка №2.211
УИД 36RS0018-01-2022-000399-54
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
17 августа 2022 года с. Каширское
Каширский районный суд Воронежской области в составе:
председательствующего судьи Панявиной А.И.,
при секретаре Петросян К.М.,
с участием: представителя прокуратуры Каширского района Воронежской области – помощника прокурора Гришиной Е.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску и.о. прокурора Каширского района Воронежской области к администрации Левороссошанского сельского поселения Каширского муниципального района Воронежской области о понуждении к исполнению требований законодательства об охране труда Российской Федерации,
УСТАНОВИЛ:
И.о. прокурора Каширского района Воронежской области обратился в суд с иском к администрации Левороссошанского сельского поселения Каширского муниципального района Воронежской области о понуждении к исполнению требований законодательства об охране труда Российской Федерации.
В обоснование заявленных требований указывает, что прокуратурой района во исполнение п.12 решения коллегии прокуратуры Воронежской области от 04.02.2022 «Об итогах работы органов прокуратуры Воронежской области по укреплению законности и правопорядка в 2021 году и задачах по совершенствованию прокурорского надзора» проведена проверка соблюдения требований законодательства об охране труда в администрации Левороссошанского сельского поселения Каширского муниципального района Воронежской области, в ходе которой выявлены нарушения требований законодательства об охране труда.
В ходе проверки установлено, что в администрации поселения имеется рабочее место специалиста по земельным вопросам, которое не относится к категории муниципальных служащих. В нарушении требований ст.ст.20,21,22,211,212 Трудового кодекса РФ, ст.ст.3,7,8 ФЗ от 28.12.2013 №426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» администрацией Левороссошанского сельского поселения не проведена специальная оценка условий труда в отношении указанного рабочего места.
Непроведение специальной оценки условий труда нарушает трудовые права работника – инспектора по общим вопросам на рабочее место, соответствующее государственным нормативным требованиям охраны труда.
Прокуратурой района 11.04.2022 в адрес главы Левороссошанского сельского поселения внесено представление об устранении вышеуказанных нарушений законодательства, однако реальные меры по устранению нарушений, не приняты.
Согласно ответу главы Левороссошанского сельского поселения к дисциплинарной ответственности привлечено должностное лицо, ответственное за допущенные нарушения, однако до настоящего времени нарушения не устранены, чем нарушаются права работников администрации.
На основании изложенного, и.о. прокурора Каширского района Воронежской области обратился в суд и просит: обязать администрацию Левороссошанского сельского поселения Каширского муниципального района Воронежской области в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, провести специальную оценку условий труда рабочего места специалиста по земельным вопросам.
В судебном заседании представитель прокуратуры Каширского района Воронежской области – помощник прокурора Гришина Е.С. исковые требования поддержала, просила их удовлетворить.
Представитель ответчика администрации Левороссошанского сельского поселения Каширского муниципального района Воронежской области в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом.
С учетом мнения представителя истца, в соответствии со ст.167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика.
Выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
На основании пункта 4 статьи 27, пункта 3 статьи 35 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
Согласно ст.20 Трудового кодекса РФ сторонами трудовых отношений являются работник и работодатель. Работник - физическое лицо, вступившее в трудовые отношения с работодателем. Работодатель - физическое лицо либо юридическое лицо (организация), вступившее в трудовые отношения с работником. В случаях, предусмотренных федеральными законами, в качестве работодателя может выступать иной субъект, наделенный правом заключать трудовые договоры.
В соответствии со ст.21 Трудового кодекса РФ работник имеет право, в том числе на рабочее место, соответствующее государственным нормативным требованиям охраны труда и условиям, предусмотренным коллективным договором; полную достоверную информацию об условиях труда и требованиях охраны труда на рабочем месте, включая реализацию прав, предоставленных законодательством о специальной оценке условий труда.
Согласно ст.22 Трудового кодекса РФ работодатель обязан, в том числе, обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда; исполнять иные обязанности, предусмотренные трудовым законодательством, в том числе законодательством о специальной оценке условий труда, и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и трудовыми договорами.
Согласно ст.211 Трудового кодекса РФ государственное управление охраной труда осуществляется Правительством Российской Федерации непосредственно или по его поручению федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, а также другими федеральными органами исполнительной власти в пределах их полномочий.
Государственное управление охраной труда на территориях субъектов Российской Федерации осуществляется федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда в пределах их полномочий.
Отдельные полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда по государственному управлению охраной труда на территории субъекта Российской Федерации могут быть переданы органам местного самоуправления в порядке и на условиях, которые определяются федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст.212 Трудового кодекса РФ государственными нормативными требованиями охраны труда устанавливаются правила, процедуры, критерии и нормативы, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.
Государственные нормативные требования охраны труда содержатся в федеральных законах, законах субъектов Российской Федерации, постановлениях Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актах, утверждаемых федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, нормативных правовых актах органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Государственные нормативные требования охраны труда обязательны для исполнения юридическими и физическими лицами при осуществлении ими любых видов деятельности, в том числе при проектировании, строительстве (реконструкции) и эксплуатации объектов, конструировании машин, механизмов и другого производственного оборудования, разработке технологических процессов, организации производства и труда.
В силу ст.214 Трудового кодекса РФ обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя.
Работодатель обязан создать безопасные условия труда исходя из комплексной оценки технического и организационного уровня рабочего места, а также исходя из оценки факторов производственной среды и трудового процесса, которые могут привести к нанесению вреда здоровью работников.
Работодатель обязан обеспечить, в том числе проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда.
Согласно ст.3 ФЗ от 28.12.2013 №426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (далее также - вредные и (или) опасные производственные факторы) и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников.
По результатам проведения специальной оценки условий труда устанавливаются классы (подклассы) условий труда на рабочих местах.
В соответствии с ч.ч.1,4 ст.8 ФЗ от 28.12.2013 №426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» обязанности по организации и финансированию проведения специальной оценки условий труда возлагаются на работодателя.
Специальная оценка условий труда на рабочем месте проводится не реже чем один раз в пять лет, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Согласно ст. 67 ГПК РФ, суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в совокупности.
Как установлено судом и следует из материалов дела, прокуратурой района во исполнение п.12 решения коллегии прокуратуры Воронежской области от 04.02.2022 «Об итогах работы органов прокуратуры Воронежской области по укреплению законности и правопорядка в 2021 году и задачах по совершенствованию прокурорского надзора» (л.д.12-19) проведена проверка соблюдения требований законодательства об охране труда в администрации Левороссошанского сельского поселения Каширского муниципального района Воронежской области, в ходе которой выявлены нарушения требований законодательства об охране труда.
В ходе проверки установлено, что в администрации поселения имеется рабочее место специалиста по земельным вопросам, которое не относится к категории муниципальных служащих. В нарушении требований законодательства об охране труда администрацией Левороссошанского сельского поселения не проведена специальная оценка условий труда в отношении указанного рабочего места, что нарушает трудовые права работника – инспектора по общим вопросам на рабочее место, соответствующее государственным нормативным требованиям охраны труда.
Прокуратурой района 11.04.2022 в адрес главы Левороссошанского сельского поселения внесено представление об устранении вышеуказанных нарушений законодательства (л.д.8-9). Однако реальные меры по устранению нарушений, не приняты, специальная оценка условий труда в отношении рабочего места работника – инспектора по общим вопросам администрацией не проведена.
Согласно ответу главы Левороссошанского сельского поселения к дисциплинарной ответственности привлечено должностное лицо, ответственное за допущенные нарушения, однако до настоящего времени нарушения не устранены, чем нарушаются права работников администрации (л.д.10-11).
Часть 3 ст. 37 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.
В соответствии со ст. 12 ГК РФ одним из способов защиты гражданских прав является пресечение действий (бездействия), нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Согласно ч. 1 ст. 1065 ГК РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.
Закрепленное указанной нормой правило выполняет превентивную (предупредительную) функцию, обеспечивая охрану прав граждан.
Наличие выявленных прокуратурой нарушений нарушает трудовые права работника – инспектора по общим вопросам на рабочее место, соответствующее государственным нормативным требованиям охраны труда.
Сведений об исполнении требований предписания материалы дела не содержат.
На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу о том, что заявленные прокурором требования нашли свое объективное подтверждение в ходе судебного разбирательства, в связи с чем они подлежат удовлетворению.
В соответствии со ст. 206 ГПК РФ, при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов. В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
С учетом характера и объема мероприятий, необходимых для устранения допущенных нарушений требований, а также степени опасности установленных нарушений, суд полагает целесообразным установить срок совершения действий, в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, оценивая его как разумный для исполнения решения суда, и не подлежащим увеличению.
В силу п.п. 19 п.1 ст. 333.36 НК РФ ответчик от уплаты госпошлины освобожден.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Обязать администрацию Левороссошанского сельского поселения Каширского муниципального района Воронежской области в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, провести специальную оценку условий труда рабочего места специалиста по земельным вопросам.
Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд через Каширский районный суд Воронежской области в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Судья А.И. Панявина
Решение в окончательной форме изготовлено 23 августа 2022 года.