дело №2а-1-60/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
р.п. Карсун 22 февраля 2018 года
Карсунский районный суд Ульяновской области в составе председательствующего судьи Жучковой Ю.П.,
при секретаре Аксененко А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 4 по Ульяновской области о признании незаконными действий по применению к легковому автомобилю ставки транспортного налога, установленной для автобусов,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в суд с административным иском к Межрайонной ИФНС России № 4 по Ульяновской области о признании незаконными действий по применению к легковому автомобилю ставки транспортного налога, установленной для автобусов.
В обоснование административных исковых требований указал, что 06.03.2008 он приобрел в собственность транспортное средство ГАЗ-2217 «Баргузин», тип – автобус на 6 мест, с разрешенной максимальной массой 2800 кг., мощностью двигателя 98 л.с., категории «В». В период с 2008 года по 2016 год Межрайонная ИФНС России № 4 по Ульяновской области производила начисление транспортного налога по ставке, применяемой для легковых автомобилей, а 18.12.2017 произвела перерасчет данного налога за 2014-2016 г.г. по ставке, применяемой для автобусов. В 2013 году он обращался к административному ответчику с заявлением об освобождении его от уплаты транспортного налога как участника боевых действий. После этого налоговым органом была произведена камеральная проверка и 11.11.2013 ему был возвращен уплаченный транспортный налог за 2010-2012 г.г. в сумме 1962 рубля 40 копеек, в дальнейшем данная льгота предоставлялась ему ежегодно. После получения от административного ответчика налогового уведомления № 82911120 от 18.12.2017 о перерасчете налога, в котором ему было предписано уплатить транспортный налог в сумме 8347 рублей не позднее 14.02.2018, он обратился в адрес руководителя налогового органа с письмом о своем несогласии с перерасчетом транспортного налога, в котором просил произвести перерасчет данного налога по ставке, применяемой для легковых автомобилей, в чем ему было отказано.
Административный истец полагает, что действия налогового органа по производству перерасчета транспортного налога за период 2014-2016 г.г. по ставке, установленной для автобусов, в сумме 8347 рублей в срок до 14.02.2018, являются незаконными и необоснованными.
Ссылаясь на статью 2 Закона Ульяновской области от 06.09.2007 года № 130-ЗО «О транспортном налоге в Ульяновской области», административный истец указывает, что налоговые ставки устанавливаются в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортных средств, категории транспортных средств в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонную транспортного средства или одну единицу транспортного средства. При этом налоговая ставка для легковых автомобилей с мощностью двигателя до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно составляет 12 рублей (с каждой лошадиной силы), а налоговая ставка для автобусов с мощностью двигателя до 200 л.с. (до 147,1 кВт) включительно составляет 30 рублей (с каждой лошадиной силы).
Обращает внимание суда на то, что в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 ст. 3 вышеназванного Закона от уплаты налога освобождаются в том числе ветераны боевых действий на территории Российской Федерации и территориях других государств - в отношении мотоциклов, мотороллеров, автомобилей легковых с мощностью двигателя до 150 лошадиных сил (для владельцев двух и более транспортных средств - по выбору на одно транспортное средство).
Согласно Классификации и системе обозначения автомобильных транспортных средств, принятых в России на основании международных требований, разрабатываемых Комитетом по внутреннему транспорту Европейской экономической комиссии ООН, автомобильные транспортные средства подразделяются на пассажирские, грузовые и специальные. К пассажирскому транспорту относятся легковые автомобили и автобусы.
В соответствии с Классификацией автотранспортных средств, принятой ЕЭК ООН, к категории М1 относятся автотранспортные средства, используемые для перевозки пассажиров и имеющие не боле 8 мест (кроме места водителя), максимальная масса не регламентируется, класс и эксплуатационное назначение - легковые автомобили, в том числе повышенной проходимости. К категории М2 относятся автотранспортные средства, используемые для перевозки пассажиров и имеющие более 8 мест (кроме места водителя), максимальной массой до 5,0 тонн, класс и эксплуатационное назначение –автобусы.
Согласно Конвенции «О дорожном движении», принятой 08.11.1968 в Вене и ратифицированной Указом Президиума ВС СССР от 29.04.1974, транспортные средства подразделяются на следующие категории: «А» - мотоциклы; «В» - автомобили, за исключением относящихся к категории «А», разрешенная максимальная масса которых не превышает 3500 кг и число сидячих мест которых, помимо сиденья водителя, не превышает восьми; «С» - автомобили, за исключением относящихся к категории «Д», разрешенная максимальная масса которых превышает 3500 кг; «Д» - автомобили, предназначенные для перевозки пассажиров и имеющие более восьми сидячих мест, помимо сиденья водителя.
Ссылаясь на п. 28 Положения о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств, утвержденного Приказом МВД РФ №496, Минпромэнерго РФ №192, Минэкономразвития РФ №134 от 23.06.2005, в строке «4. Категория ТС (А, В, С, Д, прицеп)», административный истец указывает, что в паспортах транспортных средств указывается категория, которая соответствует классификации транспортных средств, где «В» - автомобили, разрешенная максимальная масса которых не превышает 3500 кг и число сидячих мест, помимо сиденья водителя, не превышает восьми; «Д» - автомобили, предназначенные для перевозки пассажиров имеющие более 8 сидячих мест, помимо сиденья водителя.
С учетом того, что его автомобиль ГАЗ 2217 отнесен к категории «В», имеет шесть сидячих мест и максимальную разрешенную массу 2800 кг, административный истец полагает, что законных оснований для отнесения его административным ответчиком к автобусам и применении соответствующей ставки транспортного налога не имелось.
На основании изложенного, административный истец просит суд признать незаконными действия Межрайонной ИФНС России № 4 по Ульяновской области по применению к автомобилю, принадлежащему ему на праве собственности, за 2014, 2015 и 2016 годы ставки транспортного налога, установленной для автобусов.
В судебном заседании административный истец ФИО1 административные исковые требования поддержал, в обоснование их приведя вышеизложенные доводы. При этом дополнительно суду пояснил, что он изучил всю практику, в том числе и письма Министерства финансов, которые носят рекомендательный характер для определенных органов, но не являются законами. Отметил, что его автомобиль ежегодно проходит технический осмотр как автомобиль, подходящий под категорию «В». Вместе с тем, при отнесении транспортного средства к определенной категории и виду необходимо исходить и из его назначения. Грузоперевозками он не занимается, не является индивидуальным предпринимателем. Просил исковые требования удовлетворить.
Представитель административного ответчика Межрайонной ИФНС № 4 по Ульяновской области ФИО2 административные исковые требования не признал, поддержав доводы, изложенные в отзыве на исковое заявление.
Из данного отзыва следует, что Федеральным законом от 02.07.2013 №155-ФЗ устанавливается требование об обязательном досудебном порядке обжаловании всех без исключения ненормативных актов налоговых органов, действий или бездействия их должностных лиц, нарушающих права налогоплательщиков. Ссылаясь на статьи 137 НК, п.1 ст.138 НК полагают, что ФИО1 нарушен досудебный порядок обращения в суд, поскольку акты налоговых органов могут быть обжалованы в судебном порядке только после их обжалования в вышестоящий налоговый орган в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом РФ. В силу ст. 362 НК РФ сумма транспортного налога, подлежащего уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами из сведений, представляемых в них органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории РФ, по форме, утвержденной приказом ФНС России от 17.09.2017 № ММ-3-09/536@, в которой предусмотрены такие показатели, как: «Тип транспортного средства», «Назначение транспортного средства» и «Категория транспортного средства». Данные регистрационные знаки по конкретному транспортному средству определяются органами, осуществляющими их государственную регистрацию на основании сведений, указанных в паспорте транспортного средства.
В соответствии с пунктом 27 Положения о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств, утвержденного Приказом МВД России от 22.06.2005 года № 496/192/134, в строке «Наименование (тип ТС)» указывается характеристика транспортного средства, определяемая его конструктивными особенностями и назначением.
Пунктом 28 данного Положения установлено, что в строке 4 «Категория ТС (А, В, С, D, прицеп)» указывается категория, которая соответствует классификации транспортных средств, установленной Конвенцией о дорожном движении, принятой на Конференции ООН по дорожному движению в городе Вене 08.11.1968 и ратифицированной Указом Президиума Верховного Совета СССР 29.04.1974 (далее - Конвенция о дорожном движении).
Согласно Приложению 3 к Положению о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств к транспортным средствам категории «В» (по классификаций Конвенции о дорожном движении) относятся как механические транспортные средства для перевозки пассажиров, имеющие не менее четырех колес и не более восьми мест для сидения (кроме места водителя) (легковые), так и механические транспортные средства для перевозки грузов, максимальная масса которых не более 3,5 тонны (грузовые).
Следовательно, указание в паспорте транспортного средства категории «В» не свидетельствует о том, что транспортное средство относится к легковым, либо к грузовым транспортным средствам.
В 4 строке «Наименование (тип ТС)» паспорта транспортного средства согласно вышеназванному Положению указывается характеристика транспортного средства, определяемая его конструктивными особенностями, назначением и приведенная в Одобрении типа транспортного средства, например, «Легковой», «Автобус», «Грузовой - самосвал, фургон, цементовоз, кран» и т.п..
Аналогично в соответствии с Отраслевой нормалью ОН 025 270-66 «Классификация и система обозначения автомобильного подвижного состава, а также его агрегатов и узлов, выпускаемых специализированными предприятиями» и п. 26 Положения о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств в строке 2 паспорта транспортного средства «Марка, модель ТС» указывается условное обозначение транспортного средства, состоящее из буквенного, цифрового или смешанного обозначения. Вторая цифра цифрового обозначения модели транспортного средства указывает на его тип (вид автомобиля), например, «1» - легковой автомобиль; «7» - фургоны; «9» - специальные.
Тип транспортного средства определяется совокупностью одинаковых конструктивных признаков, зафиксированных в технических описаниях, и установленным производителем назначением транспортного средства.
Из приведенных норм в их совокупности и взаимосвязи следует, что при выборе налоговой ставки, по которой следует исчислять транспортный налог для конкретного транспортного средства, необходимо руководствоваться типом объекта налогообложения, сведения о котором переданы регистрирующими органами.
По данным регистрирующего органа тип транспортного средства административного истца ГАЗ 2217 «Автобусы» прочие, ранее налог в отношении данного транспортного средства исчислялся по ставке, относящейся к легковым автомобилям.
Расчет либо перерасчет налогов может быть произведен по разным причинам, например, предоставление регистрирующим органом сведений о характеристиках объекта и (или) зарегистрированных правах, заявление налогоплательщиком права на налоговую льготу, изменением законодательства, выявлением ошибки в ранее произведенном расчете. В связи с этим 18.12.2017 налоговым органом был произведен перерасчет транспортного налога ФИО1, а именно, его доначисление за 2014- 2016 г.г. по сроку оплаты 14.02.2018 до суммы 8347 рублей.
На основании изложенного, административный ответчик просит оставить заявление ФИО1 без рассмотрения.
Свидетель Л**А*В* пояснил суду, что перерасчет был сделан в декабре 2017 года на основании анализа типа транспортного средства, были устранены нарушения. В соответствии со ст.52 НК РФ был сделан перерасчет за три года-2014, 2015, 2016. Согласно данным, поступившим из регистрирующего органа и ПТС, транспортное средство ФИО1 является автобусом, поэтому на основании закона Ульяновской области была применена ставка транспортного налога как для автобусов. Выборки проводятся регулярно, в результате чего была обнаружена ошибка. Ранее для данного автомобиля применялась ставка как для легкового автомобиля, кто внес данные в программу, пояснить не мог.
Выслушав стороны, допросив свидетеля, исследовав представленные материалы административного дела, суд приходит к следующему.
Статья 57 Конституции Российской Федерации и пункт 1 статьи 23 НК РФ обязывают каждого платить законно установленные налоги и сборы.
Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.
Статьёй 356 НК РФ предусмотрено, что транспортный налог устанавливается Налоговым кодексом РФ и законами субъектов РФ о налоге.
В соответствии со ст. 358 Налогового кодекса РФ объектом налогообложения по транспортному налогу признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы другие самоходные машины, и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 357 НК РФ налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствие со статьей 358 Налогового кодекса РФ, если иное не предусмотрено статьей 357 Налогового кодекса РФ.
Исходя из положений п. 4 ст. 85, п. 4 ст. 362 НК РФ, транспортный налог исчисляется на основании сведений, которые представляются органами, осуществляющими государственную регистрацию.
Согласно ст.2 Закона Ульяновской области от 06.09.2007 N 130-ЗО "О транспортном налоге в Ульяновской области" налоговые ставки устанавливаются соответственно в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортных средств, категории транспортных средств в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или одну единицу транспортного средства в следующих размерах: в том числе автомобили легковые с мощностью двигателя ( с каждой лошадиной силы) до 100 л.с. ( до 73,55 кВт включительно) 12 руб.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин может обратиться в суд с требованием об оспаривании действий органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия для осуществления их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу ч. 1 ст. 219 КАС РФ если данным Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину стало известно о нарушении его прав, свобод и законных интересов.
Как следует из извещения о вручении ФИО1 налогового уведомления о перерасчете транспортного налога, таковое он получил 21.12.2017, в суд он обратился с административным исковым заявлением 24.01.2018 года, соответственно, трехмесячный срок для обращения с заявлением в суд им соблюден.
Судом установлено, что ФИО1 является собственником транспортного средства ГАЗ 2217, государственный регистрационный знак <***>, 2004 года выпуска.
По налоговому уведомлению Межрайонной ИФНС России № 4 по Ульяновской области № 82911120 ФИО1 обязан был доплатить в срок не позднее 14 февраля 2018 года транспортный налог на указанный автомобиль за 2014-2016 г.г. в сумме 8347 рублей.
В паспорте транспортного средства административного истца ГАЗ-2217 в графе 3 «Наименование (тип ТС)» указано: «Автобус на 6 мест».
При этом в графе 4 паспорта указанного транспортного средства указана его категория как «В».
Согласно графе 13 паспорта транспортного средства его разрешенная максимальная масса составляет 2800 кг.
В свидетельстве о регистрации транспортного средства, карточке учета транспортного средства содержатся аналогичные сведения, за исключением типа транспортного средства, который обозначен как «Автобусы прочие».
Как следует из материалов административного дела, 27.12.2017 ФИО1 обратился в адрес руководителя налогового органа с письмом о своем несогласии с перерасчетом транспортного налога, в котором просил произвести перерасчет данного налога по ставке, применяемой для легковых автомобилей.
Письмом заместителя начальника Межрайонной ИФНС России № 4 по Ульяновской области от 16.01.2018 № 09-18/00455 ФИО1 в перерасчете транспортного налога по ставке, применяемой для легковых автомобилей, было отказано.
Согласно Классификации и системе обозначения автомобильных транспортных средств, принятых в России на основании международных требований, разрабатываемых Комитетом по внутреннему транспорту Европейской экономической комиссии ООН, автомобильные транспортные средства подразделяются на пассажирские, грузовые и специальные. К пассажирскому транспорту относятся легковые автомобили и автобусы.
В соответствии с Классификацией автотранспортных средств, принятой ЕЭК ООН, к категории М1 относятся автотранспортные средства, используемые для перевозки пассажиров и имеющие не боле 8 мест (кроме места водителя), максимальная масса не регламентируется, класс и эксплуатационное назначение - легковые автомобили, в том числе повышенной проходимости. К категории М2 относятся автотранспортные средства, используемые для перевозки пассажиров и имеющие более 8 мест (кроме места водителя), максимальной массой до 5,0 тонн, класс и эксплуатационное назначение –автобусы.
Согласно Конвенции «О дорожном движении», принятой 08.11.1968 в Вене и ратифицированной Указом Президиума ВС СССР от 29.04.1974, транспортные средства подразделяются на следующие категории: «А» - мотоциклы; «В» - автомобили, за исключением относящихся к категории «А», разрешенная максимальная масса которых не превышает 3500 кг и число сидячих мест которых, помимо сиденья водителя, не превышает восьми; «С» - автомобили, за исключением относящихся к категории «Д», разрешенная максимальная масса которых превышает 3500 кг; «Д» - автомобили, предназначенные для перевозки пассажиров и имеющие более восьми сидячих мест, помимо сиденья водителя.
В соответствии с пунктом 28 Положения о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств, утвержденного Приказом МВД РФ № 496, Минпромэнерго РФ N 192, Минэкономразвития РФ N 134 от 23.06.2005, в строке «4. Категория ТС (А, В, С, D, прицеп)» паспорта транспортных средств указывается категория, которая соответствует классификации транспортных средств, где В - автомобили, разрешенная максимальная масса которых не превышает 3500 кг и число сидячих мест которых, помимо сиденья водителя, не превышает восьми; D - автомобили, предназначенные для перевозки пассажиров и имеющие более 8 сидячих мест, помимо сиденья водителя.
Как указывалось выше и установлено судом, разрешенная максимальная масса транспортного средства-автомобиля ГАЗ-2217 не превышает 3500 кг и число пассажирских мест, помимо места водителя, не превышает восьми, т.е. его классификация по категории "B" соответствует наименованию этой категории по Венской Конвенции по типу "М1" - механические ТС для перевозки пассажиров, имеющие не менее четырех колес и не более восьми мест для сидения, кроме места водителя.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что отнесение принадлежащего истцу транспортного средства к категории "B" и соответствие его типу "М1" по Венской Конвенции с учетом сведений, предоставляемых органами ГИБДД в отношении ГАЗ-2217 как о легковом автомобиле, дает право применять ставки, установленные Законом Ульяновской области для легковых автомобилей, поскольку как заводом-изготовителем, так и регистрирующим органом данный автомобиль был классифицирован именно по этой категории и не был отнесен ни к автомобилям, разрешенная максимальная масса которых превышает 3500 килограммов - категория "C", ни к автомобилям, предназначенным для перевозки пассажиров и имеющим более 8 сидячих мест, помимо сиденья водителя, в том числе автобусы, - категория "D".
С учетом изложенного, принимая во внимание положения части 7 статьи 3 НК РФ, согласно которой все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика, суд приходит к выводу о неправомерности действий Межрайонной ИФНС России № 4 по Ульяновской области по отнесению автомобиля административного истца к автобусам и применении соответствующей ставки транспортного налога.
Как следует из статьи 5 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется посредством, в том числе, осуществления обязательной сертификации или декларирования соответствия транспортных средств, а также составных частей конструкций, предметов дополнительного оборудования, запасных частей и принадлежностей транспортных средств.
Согласно Конвенции о международных автомобильных перевозках пассажиров и багажа, принятой 09.10.1997 в г.Бишкеке (Федеральный закон от 01.02.2010 N 2-ФЗ "О ратификации Конвенции о международных автомобильных перевозках пассажиров и багажа"), автобус - это автомобиль, предназначенный для перевозки пассажиров и багажа, имеющий не менее 7 мест для сидения, не считая места водителя.
Поэтому довод представителя административного ответчика о том, что к автомобилю административного истца должна применяться ставка транспортного налога для автобусов, так как в паспорте транспортного средства он указан как автобус, является необоснованным.
Довод представителя административного ответчика, полагавшего оставить административное исковое заявление ФИО1 без рассмотрения, поскольку последним не соблюден досудебный порядок является несостоятельным.
Согласно абзацу 1 пункта 2 статьи 138 НК РФ акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц (за исключением актов ненормативного характера, принятых по итогам рассмотрения жалоб, апелляционных жалоб, актов ненормативного характера федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, действий или бездействия его должностных лиц) могут быть обжалованы в судебном порядке только после их обжалования в вышестоящий налоговый орган в порядке, предусмотренном указанным Кодексом.
Как следует из материалов дела, ФИО1 направил обращение в МИФНС России №4, в котором выразил свое несогласие с расчетом транспортного средства. В данном обращении имеется указание на обжалуемый акт налогового органа (уведомление № 82911120 от 18.12.2017), имеются требования. Представленный ответ из Межрайонной ИФНС ФИО1 содержит обязательное предписание, возлагает на последнего обязанность- оплатить транспортный налог в размере 8347 руб.
В силу абз. 3 п. 2 ст. 138 НК РФ, акты налоговых органов ненормативного характера, принятые по итогам рассмотрения жалоб (апелляционных жалоб), могут быть обжалованы в вышестоящий налоговый орган и (или) в судебном порядке. На основании п. 1, абз. 3 п. 2 ст. 138 НК РФ суд полагает, что у истца возникло право на подачу административного искового заявления в суд.
На основании вышеизложенного суд считает, что исковые требования ФИО1 подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 157, 175-180, 290 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Признать незаконными действия Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 4 по Ульяновской области по применению к автомобилю ГАЗ 2217, государственный регистрационный знак <***>, принадлежащему ФИО1, за 2014, 2015 и 2016 годы ставки транспортного налога, установленной для автобусов.
Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд в апелляционном порядке через Карсунский районный суд в течение одного месяца со дня изготовления его в окончательной форме.
Судья Ю.П. Жучкова