Дело №2-715/2021
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
15 ноября 2021 года г. Карасук
Карасукский районный суд Новосибирской области в составе:
председательствующего судьи Недобор С.Н.
с участием представителя ответчика ФИО1
при секретаре Кузменко Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО2 к Межрайонной ИФНС № 19 по Новосибирской области, УФНС России по Новосибирской области о признании недействительным решения от 09.07.2021 г. и возвращении излишне уплаченных налоговых и страховых сборов,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО2 обратилась в суд с иском к Межрайонной ИФНС № 14 по Новосибирской области, УФНС России по Новосибирской области о признании недействительным решения УФНС России по Новосибирской области от 09.07.2021 г. и возвращении излишне уплаченных налоговых и страховых сборов, в обоснование требований указав, что 6 мая 2021 г. она получила уведомление № 1334 о вызове в налоговый орган от МИФНС №25 по Красноярскому краю, согласно которого ее вызывали для дачи пояснений по вопросу расчета по страховым взносам за 2018 г. и 2019г. На сегодняшний день она снята с регистрационного учета в налоговом органе. Она не могла лично обратиться в налоговый орган по указанному в уведомлении адресу, так как это далеко и позвонила по телефону налоговому инспектору в Красноярск, она пояснила ей, что у нее имеется излишне уплаченные налоги и страховые взносы на общую сумму 50 583,07 и рекомендовала обратиться в налоговую по месту жительства. Она обратилась в МИФНС №14 по Новосибирской области с заявлением о возврате излишне уплаченной суммы, но получила множество не подписанных сообщений о принятом решении от 20 и 21 мая 2021 г. (3311,8905,8903,8902,8901,8900,8892,8891,3310,3309,3308, 3307,3305,3304,3303) об отказе в возвращении налогоплательщику налоговых и страховых сборов, так как нарушен срок подачи заявления о возврате излишне уплаченных сумм. С данным решением она не согласилась и написала жалобу в вышестоящий налоговый орган, так как о переплате она узнала только в мае 2021г. Срок давности начинает течь с того момента когда она узнала об этой переплате. По вине налогового органа она не знала о переплате, если бы ей своевременно налоговый орган сообщил, она бы срок не пропустила, по требованию налоговых органов она уплатила данную сумму в сое время. УФНС России по Новосибирской области вынесло 09.07.2021 г. решение по ее жалобе, которую оставили без удовлетворения.
Руководствуясь ст.ст.78,79,137,138,142 Налогового кодекса Российской Федерации истец просит признать недействительным решение УФНС России по Новосибирской области от 09.07.2021г. об оставлении жалобы в вышестоящий налоговый орган, об отмене решения налогового органа, без удовлетворения и восстановить нарушенное право путем возврата излишне уплаченных налоговых и страховых сборов в сумме 50 583,07 руб.
В процессе рассмотрения дела МИФНС №14 была заменена на правопреемника -МИФНС №19 в связи с реорганизацией.
Истец ФИО2 в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело без её участия, от участия в производстве представителя ФИО3 отказалась.
Представитель ответчика ФИО1 в судебном заседании исковые требовании не признала, суду пояснила, что с 6.02.2019 года ФИО2 состояла на налоговом учете в МИФНС №14. До 6 февраля 2019 года истец состояла на учете в МИФНС №25, а до этого она состояла на налогом учете, как глава КФХ. Общий порядок возврата излишне уплаченных сумм указан в ст.78 НК РФ. Заявление от ФИО2 о возврате излишне уплаченных сумм поступило 25.05.2021 года. Поскольку ФИО2 была ИП, сама заполняла декларацию, соответственно она знала о переплате, так как сама отслеживала перечисления. У истца имеется переплата, она образовалась более трех лет назад. Налоговый орган не вправе уже его возвратить, поскольку срок для возврата уже прошел.
Не известно направлялись ли 25 налоговой уведомления о переплате, но известно, что налогоплательщик был извещен об имеющейся переплате. Заявления частично были удовлетворены, что подтверждается решениями. 1 января 2021 года вступило в силу положение, что при определении уплаты налога, налоговым органом учитывается имеющаяся переплата и изменяется начисление налога. У ФИО2 имеется транспортное средство и земельный участок. При формировании налогового уведомления за земельный налог и транспортный налог, были автоматически зачтены суммы за 2020 год за имеющееся имущество. Налоговое уведомление не направлялось, суммы зачли из переплаты.
Представителем ответчика также был представлен отзыв на иск, из которого следует, что доводы истца считает основанными на неверном толковании норм закона. 20.05.2021 г. в налоговый орган от истца поступили заявления о возврате излишне уплаченного налога № 6311, 6346, 6347,6351,6353,6354,6356,6357,6358,6362,6364,6366. По заявлениям № 6354,6356, 6357,6358,6366 налоговым органом приняты решения об отказе в возврате переплаты от 20.05.2021, № 3303 (на сумму 324,26 руб. пени по сбору), № 3304 (на сумму 11180-НДФЛ), № 3305 (на сумму16 587 руб. – НДС), № 3307 (на сумму 795,62 руб. налог на имущество, № 3310 (на сумму 6 474 руб. налог при УСН) в связи с истечением 3 летнего срока подачи заявления о зачете (возврате) излишне уплаченных сумм, поскольку согласно информационным ресурсам налоговых органов излишняя уплата произведена до 01.01.2015 г. На заявления № 6362,6364 были приняты решения № 3308,3309 об отказе по причине нарушен срок поддачи заявлений: страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в РФ, зачисляемые в пенсионный фонд на выплату, страховой пенсии накопительной пенсии ( за расчетный периоды с 2002-2009 год включительно) сумма переплаты составляет 2 844 руб. и 5220 руб. (переплата передана из ПФР на 01.01.2017г.). Надлежащим органом для обращения плательщиков с заявлением о возврате переплаты страховых взносов за период до 01.01.2017 является Пенсионный фонд РФ. По заявлению № 6353 о возврате сбора в сумме 4 954,15 руб. налоговый орган принял решение № 8905 о возврате части указанной переплаты в сумме 4 639,12 (дата уплаты 12.09.2018г.), также инспекцией приняты решения № 8892 о зачете части указанной переплаты в сумме 0,88 руб. в счет уплаты задолженности по пеням по транспортному налогу и решение № 8891 о зачете части указанной переплаты в сумме 35 руб. недоимки по транспортному налогу. В возврате оставшейся части переплаты в сумме 315,03 руб. налогоплательщику отказано решением №3311. В период осуществления предпринимательской деятельности ФИО2 самостоятельно ведущая бухгалтерский и налоговый учет контролирующая движение денежных средств по расчетному счету, должна была знать об излишне уплате налогов и имела возможность своевременно представить заявление о возврате излишне уплаченных сумм. Согласно информации поступившей из МИФНС №25 по Красноярскому краю, ФИО2 неоднократно получала справки о состоянии расчетов, которые показывают переплату по налогам и взносам. Налогоплательщик ежегодно с 2007г. по 2018 г. получал лично справки о состоянии расчетов налогоплательщиков, в которых указывается долг или переплата, следовательно, он не мог не знать об имеющейся у него переплате. Извещения по спорной переплате не направлялись в связи с истечением на 06.02.2019г. – дату постановки на учет налогоплательщика в налоговом органе-3 г. с момента уплаты. О переплате страховых взносов не сообщалось по причине их администрирования ПФ РФ. Однако, обязанность налоговых органов сообщить о факте переплаты является производной от первоначальных действий самого ИП, выразившихся в самостоятельном исчислении и уплате сумм налога.
Представитель ответчика УФСН России по Новосибирской области в судебное заседание не явился, предоставил отзыв, согласно которому по существу требования заявителя сводятся к оспариванию решений МИФНС №14 по Новосибирской области об отказе в возврате излишне уплаченных сумм налогов. Доводов и доказательств нарушения Управлением процедуры принятия решения и выхода за пределы своих полномочий при его принятии не представлено. Считает надлежащим ответчиком по делу МИФНС № 14 по Новосибирской области, поскольку именно она осуществляет возврат или зачет излишне уплаченных сумм налогов. В нарушение п.4 ч.2 ст.131 ГПК РФ заявитель в исковом заявление не указывает, в чем именно заключается либо угроза нарушения прав и свобод или законных интересов в связи с принятием Управлением оспариваемого решения по жалобе. Считает требования истца не подлежащими удовлетворению.
Суд, выслушав представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, находит иск не подлежащим удовлетворению.
В силу статьи 52 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента.
Согласно пункту 2 статьи 54 Налогового кодекса Российской Федерации индивидуальные предприниматели исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных учета доходов и расходов и хозяйственных операций в порядке, определяемом Министерством финансов Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 21 и подпунктом 5 пункта 1 статьи 32 НК РФ налогоплательщики имеют право на своевременный возврат (зачет) сумм излишне уплаченных налогов, а налоговый орган обязан осуществлять возврат (зачет) излишне уплаченных сумм налогов в порядке, предусмотренном статьей 78 НК РФ.
Согласно ст.78 Налогового кодекса Российской Федерации сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном настоящей статьей.
Сумма излишне уплаченных страховых взносов подлежит зачету по соответствующему бюджету государственного внебюджетного фонда Российской Федерации, в который эта сумма была зачислена, в счет предстоящих платежей плательщика по этому взносу, задолженности по соответствующим пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату плательщику страховых взносов в порядке, предусмотренном настоящей статьей.
Согласно ч.3 ст.78 Налогового кодекса Российской Федерации налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику о каждом ставшем известным налоговому органу факте излишней уплаты налога и сумме излишне уплаченного налога в течение 10 дней со дня обнаружения такого факта.
В случае обнаружения фактов, свидетельствующих о возможной излишней уплате налога, по предложению налогового органа или налогоплательщика может быть проведена совместная сверка расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням и штрафам.
В силу ч.5 ст.78 Налогового кодекса Российской Федерации зачет суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и (или) штрафам, подлежащим уплате или взысканию в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, производится налоговыми органами самостоятельно не более чем за три года со дня уплаты указанной суммы налога.
Согласно ч. 7 ст.78 Налогового кодекса Российской Федерации заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации о налогах и сборах или по результатам взаимосогласительной процедуры в соответствии с международным договором Российской Федерации по вопросам налогообложения.
Заявление о зачете или возврате суммы излишне уплаченного налога представляется в налоговый орган по месту учета налогоплательщика.
В соответствии с Федеральным законом от 03.07.2016г. № 250-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» (далее – Федеральный закон № 250-ФЗ) с 01.01.2017 налоговым органам переданы полномочия по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, медицинское страхование.
В соответствии со ст.20 Федерального закона № 250-ФЗ, контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, подлежащих уплате за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, осуществляется соответствующими органами Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации в порядке, действовавшем до дня вступления в силу настоящего Федерального закона. Статьей 21 Федерального закона № 250-ФЗ определен порядок возврата сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов, за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017г.
В силу п. 1 ст. 21 Федерального закона № 250-ФЗ решение о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, принимается соответствующими органами Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации в течение 10 рабочих дней со дня получения письменного заявления (заявления, представленного в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи) страхователя о возврате излишне уплаченных (взысканных) сумм страховых взносов, пеней и штрафов. Решение о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, принимается при отсутствии у плательщика страховых взносов задолженности, возникшей за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года (п. 3 ст. 21 Федерального закона № 250-ФЗ). На следующий день после принятия решения о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов орган Пенсионного фонда Российской Федерации, орган Фонда социального страхования Российской Федерации направляют его в соответствующий налоговый орган (п. 4 ст. 21 Федерального закона № 250-ФЗ). На основании указаных норм в случае наличия факта излишней уплаты (взыскания) страховых взносов Управление принимает от плательщика страховых взносов, состоящего на учете в Управлении, заявление о возврате излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов, регистрирует его и не позднее одного рабочего дня после приема направляет в Отделение Пенсионного фонда по Курской области для рассмотрения и принятия решения о возврате излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование либо об отказе в возврате.
Судом установлено, что ФИО2 с 24.08.1998 г. по 06.02.2021 г. состояла на учете в качестве индивидуального предпринимателя в налоговом органе Красноярского края, с 06.02.2021г. по 09.02.2021г. в Межрайонной ИФНС № 14 по Новосибирской области. 20.05.2021 г. ФИО2 обратилась в Межрайонной ИФНС № 14 по Новосибирской области с заявлениями о возврате излишне уплаченного налога (страховых взносов).
Согласно решениям МИФНС №14 по Новосибирской области от 21.05.2021г. полежит зачету сумма 35 руб. по налогу сбор за пользование объектами водных биоресурсов в счет уплаты транспортного налога, сумма 0,88 руб. в счет уплаты пени. Подлежит возврату сумма 840 руб. штрафа страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФ РФ на выплату страховой пенсии за период с 01.01.2017г., сумма 946,56 руб. налога на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФ РФ на выплату страховой пенсии за период с 01.01.2017г., сумма 160 руб. штрафа страховые взносы на обязательное медицинское страховании е в фиксированном размере в бюджет Федерального фонда ОМС за период с 01.01.2017г., 221,60 руб. налога страховые взносы на обязательное медицинское страховании е в фиксированном размере в бюджет Федерального фонда ОМС за период с 01.01.2017г., сумма 4 639,12 руб. налога «сбор за пользование объектами водных биоресурсов».
Решением № 3303 от 20.05.2021г. отказано в зачете (возврате) налога на сумму 324,26 руб. по пене «сбор за пользование объектами водных биоресурсов».
Решением № 3304 от 20.05.2021г. отказано в зачете (возврате) налога на сумму 11 180 руб. по налогу (сбору) «НДФЛ с доходов, источником к-х является налог. агент.
Решением № 3305 от 20.05.2021г. отказано в зачете (возврате) налога на сумму 16 587 руб. по налогу «налог на добавленную стоимость на товары (работы, услуги)».
Решением № 3307 от 20.05.2021г. отказано в зачете (возврате) налога на сумму 795,62 руб. по налогу «налог на имущество ФЛ».
Решением № 3308 от 20.05.2021г. отказано в зачете (возврате) налога на сумму 2 844 руб. по страховым взносам «Страховые обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФ РФ на выплату страховой пенсии за период с2002 по 2009г.».
Решением № 3309 от 20.05.2021г. отказано в зачете (возврате) налога на сумму 5 220 руб. по страховым взносам «Страховые обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФ РФ на выплату страховой пенсии за период с 2002 по 2009г.».
Решением № 3310 от 20.05.2021г. отказано в зачете (возврате) налога на сумму 6 474 руб. по налогу (сбору) «налог взимаемый с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогоб. доходы».
Решением № 3311 от 20.05.2021г. отказано в зачете (возврате) налога на сумму 315,03 руб. по налогу (сбору) «сбор за пользование объектами водных биоресурсов».
Причина отказа по всем решениям: нарушен срок подачи заявления (по истечении 3-х лет со дня уплаты).
Не согласившись с указанными решениями налогового органа, ФИО2 обратилась с жалобой в УФНС России по Новосибирской области.
В обоснование довода об осведомленности ФИО2 о наличии излишней оплаты налога и пропуске срока представлена информация. Из которой следует, что ФИО2 регулярно с 2007 года обращалась в налоговый орган с заявлениями о выдаче справки о состоянии расчетов налогоплательщика, причем не один раз за некоторые годы. Справки получались Белетковой лично. Последнее обращение за справкой о состоянии расчетов имело место 13 декабря 2018 года. Также ФИО2 проводилась сверка с налоговым органом в периоды с 1 января 2007 года по 1 января 2008 года, с 1 января 2006 года по 1 января 2007 года, с 1 января 2005 года по 12 сентября 2005 года, с 1 января 2005 года по 30 июня 2005 года.
Как следует из представленных документов, ФИО2 обратилась с заявлениями 20 мая 2021 года о возврате переплаты за периоды уплаты налогов по 2018 год. По тем платежам, заявление в отношении которых было подано в течение 3-хлетнего срока, налоговым органом произведен возврат, либо принято решение о зачете переплаты в счет налоговых текущих платежей, что подтверждается копиями решений и не оспаривается истцом. По платежам, по которым на момент обращения ФИО2 в налоговый орган, 3-хлетний срок истек, ФИО2 было отказано в возврате.
В соответствии с пунктом 2 статьи 45 НК РФ обязанность по уплате считается исполненной налогоплательщиком с момента предъявления в банк платежного поручения на уплату соответствующего налога при наличии достаточного денежного остатка на счете налогоплательщика.
Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 22.01.2004 N 41-О указал, что положения пунктов 1 и 2 статьи 45 НК РФ в их взаимосвязи свидетельствуют о том, что в целях надлежащего исполнения обязанности по уплате налога налогоплательщик обязан самостоятельно, то есть от своего имени и за счет своих собственных средств, уплатить соответствующую сумму налога в бюджет.
При этом на факт признания обязанности налогоплательщика по уплате налога исполненной не влияет то, в какой форме - безналичной или наличной - происходит уплата денежных средств; важно, чтобы из представленных платежных документов можно было четко установить, что соответствующая сумма налога уплачена именно этим налогоплательщиком и именно за счет его собственных денежных средств.
Иное толкование понятия "самостоятельное исполнение налогоплательщиком своей обязанности по уплате налога" приводило бы к невозможности четко персонифицировать денежные средства, за счет которых производится уплата налога, и к недопустимому вмешательству третьих лиц в процесс уплаты налога налогоплательщиком, что не только препятствовало бы результативному налоговому контролю за исполнением каждым налогоплательщиком своей обязанности по уплате налога, но и создавало бы выгодную ситуацию для уклонения недобросовестных налогоплательщиков от законной обязанности уплачивать налоги путем неотражения на своем банковском счете поступающих доходов.
Таким образом, налогоплательщику предоставлено право самостоятельно решать, какие конкретно налоги и в какой очередности платить.
Поскольку на налогоплательщика возложена обязанность по самостоятельному исчислению и уплате налога, то ФИО2 располагала сведениями о том, что уплатила налог в большей сумме.
Таким образом, ФИО2 заявления №6354,6356,6357,6358,6366,6362,6364 поданы за пределами трехлетнего срока, установленного ст.78 Налогового кодекса российской Федерации, в связи с чем налоговый орган обоснованно отказал в удовлетворении заявлений. Оснований для удовлетворения иска ФИО2 не имеется, требования истца ФИО2 не подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст.194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований ФИО2 отказать.
Решение может быть обжаловано в Новосибирский облсуд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи жалобы через Карасукский районный суд.
Решение в окончательной форме принято 18 декабря 2021 года.
СУДЬЯ: подпись
Решение не вступило в законную силу.
Подлинное решение вшито в материалы гражданского дела №2- 715/2021, которое находится в производстве Карасукского районного суда Новосибирской области.