Дело № 3а-3/2018
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
26 марта 2018 года г. Петропавловск-Камчатский
Камчатский краевой суд в составе:
Председательствующего судьи | Гончаровой Н.В., |
с участием прокурора | ФИО1, |
при секретаре | ФИО2, |
с участием представителей административного истца ООО «Энергоресурс» ФИО3 и ФИО4, представителя административного ответчика Региональной службы по тарифам и ценам Камчатского края ФИО5,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Энергоресурс» к Региональной службе по тарифам и ценам Камчатского края о признании недействующим нормативного правового акта - постановления Региональной службы по тарифам и ценам Камчатского края от 30 ноября 2017 года № 677 «Об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям ООО «Энергоресурс» на 2018 год» в редакции постановления Региональной службы по тарифам и ценам Камчатского края № 736 от 14 декабря 2017 года,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью «Энергоресурс» (далее – ООО «Энергоресурс», Общество) обратилось в суд с административным иском к Региональной службе по тарифам и ценам Камчатского края (далее – РСТ, Регулятор, Служба по тарифам) о признании недействующим постановления Региональной службы по тарифам и ценам Камчатского края от 30 ноября 2017 года № 677 «Об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям ООО «Энергоресурс» на 2018 год» в редакции постановления Региональной службы по тарифам и ценам Камчатского края № 736 от 14 декабря 2017 года (далее - Постановление от 30 ноября 2017 года № 677).
Полагает, что оспариваемое постановление принято с нарушением ст. 6 Федерального закона от 26 марта 2003 года № 35-ФЗ «Об электроэнергетике», п. 17 (1) Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, п. 26 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2011 года № 1178, поскольку при формировании тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям ООО «Энергоресурс» на 2018 год из необходимой валовой выручки организации (далее – НВВ) необоснованно исключены экономически обоснованные расходы Общества по статьям «Затраты на оплату труда» и «Компенсация потерь» в размере 9297 тыс. руб. и 4373 тыс. руб. соответственно.
ООО «Энергоресурс» создано 17 октября 2017 года. Государственное регулирование услуг по передаче электрической ООО «Энергоресурс» в предыдущих периодах регулирования не осуществлялось. Предшествующими предприятиями, в ведение которых входили эксплуатация имущественного комплекса и оказание услуг по передаче электрической энергии, являлись ЗАО «Петропавловск-Камчатский судоремонтный завод» (далее – ЗАО «ПСРЗ») и АО «Судоремсервис», суммарные показатели которых были использованы Регулятором при расчете НВВ ООО «Энергоресурс», и неправомерно не учтены расходы на оплату труда вновь созданного общества, в том числе необходимость расширения кадров, изменение налоговой политики, заключение дополнительных договоров. Создание ООО «Энергоресурс» потребовало введение полноценной кадровой структуры юридического лица, в целях мотивации персонала планировалось повышение должностных окладов.
По мнению административного истца, утвержденные административным ответчиком тарифы нарушают принцип соблюдения баланса экономических интересов ООО «Энергоресурс» и потребителей услуг, а также не обеспечивают доходность инвестированного капитала в деятельность регулируемой организации. Занижение объема НВВ и, как следствие, занижение тарифа, привело к нарушению прав сетевой организации на получение финансовых средств, необходимых организации для осуществления регулируемой деятельности в течение расчетного периода регулирования.
В судебном заседании представители административного истца ООО «Энергоресурс» ФИО3 и ФИО4 требования поддержали. Дополнительно пояснили, что Службой по тарифам были нарушены п. 26 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2011 года № 1178, приказ Министерства энергетики РФ от 30 сентября 2014 года № 674 «Об утверждении нормативов потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям территориальных сетевых организаций», приказ Министерства энергетики РФ от 26 сентября 2017 года № 887 «Об утверждении нормативов потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям территориальных сетевых организаций» и приказ Госстроя РФ от 3 апреля 2000 года № 68 «Об утверждении Рекомендаций по нормированию труда работников энергетического хозяйства. Часть 3. Нормативы численности работников коммунальных электроэнергетических предприятий». Регулятором в экспертном заключении установлены величины потерь в процентном отношении к поступлению электроэнергии в сеть на 2018 год в размере 6,32%, из них потери в сетях среднего напряжения (СН II) 0,78%, потери в сетях низкого напряжения (НН) 5,58%. При утверждении величины потерь эксперт ссылается на Приказ Министерства энергетики РФ от 30 сентября 2014 года № 674. Однако в соответствии с данным приказом потери в сетях среднего напряжения (СН II) составляют 6,12%, потери в сетях низкого напряжения (НН) – 7,27%. Минимальная величина потерь для сетей среднего напряжения (СН II) 4,85%. Данный приказ действует до 1 апреля 2018 года. С 1 апреля 2018 года вступает в силу Приказ Министерства энергетики РФ от 26 сентября 2017 года № 887 «Об утверждении нормативов потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям территориальных сетевых организаций». В соответствии с данным приказом величины потерь увеличены: потери в сетях среднего напряжения (СН II) составляют 8,49%, потери в сетях низкого напряжения (НН) – 10,49%. Таким образом, расчет величин потерь к поступлению электроэнергии в сеть до 1 апреля 2018 года должен быть произведен в соответствии с Приказом Министерства энергетики РФ от 30 сентября 2014 года № 674, а с 1 апреля 2018 года - в соответствии с Приказом Министерства энергетики РФ от 26 сентября 2017 года № 887. Соответственно потери до 1 апреля 2018 года должны составлять 13,39%, после 1 апреля 2018 года – 18,98%. Расчет фонда оплаты труда в размере 14386,37 тыс. руб. рассчитан ООО «Энергоресурс» на основе штатного расписания организации с учетом районного коэффициента и северных надбавок.
Представитель административного ответчика Региональной службы по тарифам и ценам Камчатского края ФИО5 в судебном заседании исковые требования не признал. Пояснил, что предшествующими предприятиями, эксплуатировавшими имущественный комплекс, ныне эксплуатируемый ООО «Энергоресурс», и оказывавшими услуги по передаче электрической энергии, являлись ЗАО «ПСРЗ» и АО «Судоремсервис». Соответственно, в целях утверждения экономически обоснованных расходов (затрат) по статье оплата труда для ООО «Энергоресурс» экспертами Службы по тарифам были использованы утвержденные на 2017 год показатели данных организаций. Численность принята в расчете тарифа на 2018 год в количестве 9 человек, на уровне утвержденной численности на 2017 год для ЗАО «ПСРЗ» - 1 человек и АО «Судоремсервис» - 8 человек. Расходы на компенсацию потерь электрической энергии рассчитаны на основе представленных предприятием данных о величине фактического полезного отпуска электрической энергии в сеть в соответствии с Приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 30 сентября 2014 года № 674. В связи с тем, что ООО «Энергоресурс» обратилось в Службу по тарифам впервые, а имущественный комплекс ранее эксплуатировался ЗАО «ПСРЗ» и АО «Судоремсервис», экспертами Службы по тарифам объем технических потерь на 2018 год принят в объеме 0,662 млн. кВт*ч., где объем технических потерь 0,406 млн. кВт*ч состоит из утвержденных ФАС России объемов технических потерь на 2018 год для ЗАО «ПСРЗ» и 0,256 млн. кВт*ч из утвержденных ФАС России объемов технических потерь на 2018 год для АО «Судоремсервис».
Заинтересованное лицо ПАО «Камчатскэнерго» своего представителя в суд не направило.
Выслушав лиц, участвующих в деле, заслушав заключение прокурора, полагавшего требования ООО «Энергоресурс» необоснованными и не подлежащими удовлетворению, исследовав материалы настоящего административного дела, материалы тарифного дела, суд приходит к следующему.
Государственное регулирование цен в сфере электроэнергетики осуществляется Федеральным законом от 26 марта 2003 года № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее - Закон об электроэнергетике), постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 года № 1178, которым, в том числе, утверждены Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике (далее - Основы ценообразования) и Правила государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике (далее - Правила регулирования), Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам России от 6 августа 2004 года № 20-э/2 (далее - Методические указания).
Общие принципы организации экономических отношений и основы государственной политики в сфере электроэнергетики регламентированы статьей 6 Закон об электроэнергетике.
На основании п. 4 ст. 21 Закона об электроэнергетике полномочиями на государственное регулирование и контроль в электроэнергетике наделены органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Органом исполнительной власти в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетики на территории Камчатского края на основании Положения о Региональной службе по тарифам и ценам Камчатского края, утвержденного постановлением Правительства Камчатского края от 19 декабря 2008 года № 424-П, является Региональная служба по тарифам и ценам Камчатского края.
В судебном заседании установлено, что 17 октября 2017 года в Единый государственный реестр юридических лиц внесены сведения о создании юридического лица ООО «Энергоресурс», основным видом деятельности которого является «торговля электроэнергией» (т. 1 л.д. 27-30).
В связи с образованием ООО «Энергоресурс» 23 октября 2017 года ЗАО «ПСРЗ» и АО «Судоремсервис» уведомило Службу по тарифам о прекращении деятельности по покупке и передаче электроэнергии с 1 января 2018 года (т. 1 л.д. 155-156).
23 октября 2017 года ООО «Энергоресурс» обратилось в Региональную службу по тарифам и ценам Камчатского края с заявлением об установлении тарифов на электрическую энергию для ООО «Энергоресурс» на 2018 год.
30 ноября 2017 года на заседании Правления Службы по тарифам принято решение об утверждении НВВ организации и тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между ООО «Энергоресурс» и ПАО «Камчатскэнерго» на 2018 год (т. 1 л.д. 44-52).
На основании решения Правления Службы по тарифам издано постановление Региональной службы по тарифам и ценам Камчатского края от 30 ноября 2017 года № 677 «Об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям ООО «Энергоресурс» на 2018 год», которым утверждена необходимая валовая выручка электросетевой организации ООО «Энергоресурс» на 2018 год (п. 1); утверждены и введены в действие с 1 января 2018 года по 31 декабря 2018 года индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между ООО «Энергоресурс» и ПАО «Камчатскэнерго» с календарной разбивкой (п. 2) (т. 1 л.д. 37-40).
Данное постановление является нормативным правовым актом, принятым уполномоченным органом в установленной форме и порядке, официально опубликовано в печатном издании «Официальные Ведомости» от 7 декабря 2017 года, выпуск № 257-259.
Постановлением Службы по тарифам от 14 декабря 2017 года № 736 в постановление внесены изменения в тарифы (т. 1 л.д. 41-43), которые были опубликованы в установленном порядке в печатном издании «Официальные ведомости» от 20 декабря 2017 года № 5.
Как следует из протокола заседания Правления Службы по тарифам от 30 ноября 2017 года (т. 1 л.д. 44-52), экспертного заключения (т. 1 л.д. 53-59) для расчетов тарифов РСТ применен метод экономически обоснованных расходов (затрат).
В силу пунктов 2, 15, 16 Основ ценообразования при использовании метода экономически обоснованных расходов (затрат) регулируемые цены (тарифы) рассчитываются на основе размера необходимой валовой выручки организации, осуществляющей регулируемую деятельность, полученной от реализации каждого вида продукции (услуг), и расчетного объема производства соответствующего вида продукции (услуг) за расчетный период регулирования. Необходимой валовой выручкой является экономически обоснованный объем финансовых средств, необходимых организации для осуществления регулируемой деятельности в течение расчетного периода регулирования. Определение состава расходов, включаемых в необходимую валовую выручку, и оценка их экономической обоснованности производятся в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета.
Согласно пункту 17 Правил регулирования, на регулируемой организации лежит обязанность при обращении с заявлением об установлении тарифов представить обосновывающие их материалы. Орган регулирования тарифов отказывает регулируемой организации во включении в тарифы отдельных расходов, предложенных регулируемой организацией, в случае если экономическая обоснованность таких расходов в соответствии с Основами ценообразования и Методическими указаниями не подтверждена.
При установлении регулируемых цен (тарифов) регулирующие органы принимают меры, направленные на исключение из расчетов экономически необоснованных расходов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность (пункт 7 Основ ценообразования).
Как следует из материалов дела, ООО «Энергоресурс» в составе тарифной заявки НВВ предприятия была заявлена в сумме 30286,75 тыс. руб., из них НВВ на компенсацию потерь - 4372,56 тыс. руб., НВВ на содержание сетей - 25914,19 тыс. руб., в том числе средства на оплату труда заявлены в сумме 14386,37 тыс. руб. (из них фонд оплаты труда составляет 12592,01 тыс. руб., дополнительная заработная плата 1794,36 тыс. руб.). Тариф на передачу электроэнергии был предложен в размере 3,088 руб./кВт*ч (т. 1 л.д. 64).
Как следует из экспертного заключения экспертами РСТ сравнительный анализ динамики расходов и величины НВВ ООО «Энергоресурс» по отношению к предыдущему периоду регулирования сделать не представилось возможным, поскольку организация впервые обратилась в РСТ. Государственное регулирование услуг по передаче электрической энергии в отношении ООО «Энергоресурс» в предыдущих периодах регулирования не осуществлялось. Предшествующими предприятиями, в ведение, которых входили эксплуатация имущественного комплекса и оказание услуг по передаче электрической энергии, являлись ЗАО «ПСРЗ» и АО «Судоремсервис». В связи с чем в соответствии с п. 31 Основ ценообразования при отсутствии применяемых ООО «Энергоресурс» нормативов по отдельным статьям расходов в расчетах использовались экспертные оценки, основанные на отчетных данных и имеющейся информации. Затраты ООО «Энергоресурс» рассчитаны путем суммирования статей затрат ЗАО «ПСРЗ» и АО «Судоремсервис» с применением индексов-дефляторов Прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов Минэкономразвития России.
По итогам заседания Правления РСТ для ООО «Энергоресурс» на 2018 год утвержден объем необходимой валовой выручки предприятия в размере 10483 тыс. руб. (т. 1 л.д. 58).
В ходе анализа экономической обоснованности расходов Общества на 2018 год органом регулирования снижены расходы по статье «Расходы на оплату труда» до 5089 тыс. руб.
Пунктом 26 Основ ценообразования предусмотрено, что при определении расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, регулирующие органы определяют размер фонда оплаты труда с учетом отраслевых тарифных соглашений, заключенных соответствующими организациями, и фактического объема фонда оплаты труда и фактической численности работников в последнем расчетном периоде регулирования, а также с учетом прогнозного индекса потребительских цен.
Как следует из материалов дела, ООО «Энергоресурс» не присоединилось к отраслевому тарифному соглашению, также не имеет данных предыдущего периода регулирования, поскольку тариф устанавливался впервые.
Размер расходов на оплату труда на 2018 год в размере 5089 тыс.руб. рассчитан Службой по тарифам на основе анализа представленных расчетов и обосновывающих материалов ЗАО «ПСРЗ» и АО «Судоремсервис», исходя из рассчитанной численности работников в количестве 9 человек и прогнозируемой суммы среднемесячной оплаты труда на 1 работника в ООО «Энергоресурс» на 2018 года в размере 47122 руб.:
47122 руб. * 12 мес.*9 чел. = 5089 тыс. руб.
Численность принята в расчет тарифа на 2018 год в количестве 9 человек на уровне утвержденной численности на 2017 год для ЗАО «ПСРЗ» - 1 чел., АО «Судоремсервис» - 8 чел.
Размер среднемесячной оплаты труда на 1 работника в сумме 47122 руб. установлена путем вычисления среднего показателя средней месячной заработной платы двух организаций за 2017 год, с применением индекса-дефлятора прогнозного роста потребительских цен Минэкономразвития РФ 2018-2017 – 103,7% : 49562,02 руб. (средняя заработная плата, утвержденная для ЗАО «ПСРЗ» на 2017 год) + 41319,11 руб. (средняя заработная плата, утвержденная для АО «Судоремсервис» на 2017 год)/2 = 45411 руб. * 103,7% = 47122 руб.
Рассматривая доводы административного истца о необоснованности данного расчета, суд приходит к следующим выводам.
В материалы тарифного дела ООО «Энергоресурс» в обоснование заявленного фонда оплаты труда (далее – ФОТ) в сумме 12592,01 тыс. руб. представило проект штатного расписания с численностью персонала в количестве 21 человек (т. 2 л.д. 145). ФОТ рассчитан из окладов работников с применением районного коэффициента (80%) и северных надбавок (80%) и умноженный на 12 месяцев. Такой расчет очевидно является некорректным, поскольку не отражает выплат, связанных с режимом работы и условиями труда работников производственного персонала. При этом при обращении в суд ООО «Энергоресурс» представило штатное расписание с иными окладами работников, исходя из которого ФОТ составил 10168 тыс. руб., а среднемесячная заработная плата - 40350,5 руб. (т. 1 л.д. 65).
Причем, исходя из пояснений истца, средства на оплату труда, которые ООО «Энергоресурс» просило включить в НВВ, состоят из непосредственно ФОТ в размере 12592 тыс. руб. и дополнительной зарплаты в размере 1794 тыс. руб. (средства для оплаты очередных отпусков работников), а всего 14386 тыс. руб. (т. 1 л.д. 227). При этом пояснить в судебном заседании обоснованность такого расчета со ссылкой на нормативно-правовые акты представители истца не смогли.
Из пункта 17 Правил регулирования следует, что регулируемая организация представляет расчет расходов и необходимой валовой выручки от осуществления регулируемой деятельности с приложением экономического обоснования исходных данных.
Согласно пункту 18 Правил регулирования для организаций, в отношении которых ранее не осуществлялось государственное регулирование тарифов, цены (тарифы) на очередной и (или) текущий периоды регулирования рассчитываются независимо от срока подачи материалов, предусмотренного пунктом 12 данных Правил. Цены (тарифы) в отношении указанных организаций устанавливаются в течение 30 дней с даты поступления обосновывающих материалов в регулирующий орган в полном объеме. По решению регулирующего органа данный срок может быть продлен не более чем на 30 дней.
Пунктом 57 Методических указаний предусмотрен перечень документов, которые используются для расчета соответствующего тарифа.
Следовательно, предоставление полного комплекта документов является обязанностью сетевой организации.
Для расчета расходов на оплату труда предусмотрена таблица П1.16, которая ООО «Энергоресурс» в Службу по тарифам не предоставлялась.
По требованию суда истец составил расчет ФОТ по установленной форме П1.16 (т. 2 л.д. 153). Из данного расчета невозможно установить, на основании каких расчетных данных он сформирован, никаких пояснений к примененным коэффициентам ООО «Энергоресурс» не дал, расчет содержит очевидные ошибки (процент выплат по районному коэффициенту и северным надбавкам должен составлять 160%, а не 8,3), поэтому, изучив данный расчет, суд не может признать указанные в нем показатели обоснованными.
Поскольку ООО «Энергоресурс» не были представлены документы, расчеты и обоснования, подтверждающие необходимость включения в НВВ расходов на оплату труда в размере 14386 тыс. руб., то Служба по тарифам обоснованно самостоятельно определила фонд оплаты труда организации с учетом экспертных оценок, основанных на отчетных данных и имеющейся информации (пункт 31 Основ ценообразования). Иных вариантов рассчитать фонд оплаты труда ООО «Энергоресурс» у Службы по тарифам не имелось.
Довод ООО «Энергоресурс» о том, что РСТ не запрашивала дополнительные материалы у Общества, не может быть принят во внимание, поскольку не соответствует п. 19 Правил регулирования, из которого следует, что возможность запроса дополнительных материалов является реализацией дискреционных полномочий регулирующего органа и не может рассматриваться как его обязанность, следовательно, не является нарушением процедуры принятия оспариваемого нормативного правового акта.
При этом представленные в суд при рассмотрении данного дела дополнительные материалы, а именно: штатное расписание, утвержденное 25 декабря 2017 года, сведения о численности и заработной плате работников за январь 2018 года по форме № П-4, трудовые договора на работников, принятых в ООО «Энергоресурс» в 2018 году, в том числе уволенных из ЗАО «ПСРЗ» и АО «Судоремсервис» в связи с переводом в ООО «Энергоресурс», приказы о приеме в 2018 году работников на работу, Положение об оплате труда и Правила внутреннего трудового распорядка ООО «Энергоресурс», утвержденные 9 января 2018 года, не представлялись в орган регулирования и не были предметом исследования экспертов, в связи с чем не свидетельствуют о незаконности решения об установлении тарифов.
Довод ООО «Энергоресурс» о несоответствии утвержденной Регулятором численности работников предприятия в количестве 9 человек, против испрашиваемых 21, заслуживает внимания, вместе с тем не может повлечь признание оспариваемого постановления Службы по тарифам недействующим в силу непредоставления Регулятору обосновывающих материалов.
Кроме того приказ Госстроя РФ от 3 апреля 2000 года № 68 «Об утверждении Рекомендаций по нормированию труда работников энергетического хозяйства. Часть 3. Нормативы численности работников коммунальных электроэнергетических предприятий», на основе которого ООО «Энергоресурс» сделало представленные в суд расчеты численности персонала, в силу п. 1.3 носит рекомендательный характер, а из статистического отчета по форме П-4 следует, что среднесписочная численность работников ООО «Энергоресурс» за январь 2018 года составила только 5 человек, из них: 4 человека – основной состав, 1 человек – внешний совместитель. Заработная плата в январе составила 346,8 тыс. руб. (т. 1 л.д. 209-211).
При таких обстоятельствах суд не усматривает нарушений требований Основ ценообразования и Правил регулирования при корректировке Службой по тарифам расходов на оплату труда.
Вместе с тем исключение Регулятором расходов ООО «Энергоресурс», на которых настаивает Общество, не лишает возможности их возмещения впоследствии в соответствии с пунктом 7 Основ ценообразования при установлении тарифов на следующий период регулирования.
Рассматривая довод ООО «Энергоресурс» о признании оспариваемого нормативного акта незаконным в связи с необоснованным исключением из НВВ заявленной Обществом компенсации потерь, суд также приходит к выводу о правомерности действий Регулятора.
В соответствии с пунктом 14 Основ ценообразования расчетный объем производства продукции и (или) оказываемых услуг определяется исходя из формируемого Федеральной антимонопольной службой сводного прогнозного баланса производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках Единой энергетической системы России по субъектам Российской Федерации (далее - прогнозный баланс).
Формирование прогнозного баланса, а также внесение в него изменений и уточнений осуществляются в соответствии с разделом V Основ ценообразования и порядком, определяемым Федеральной антимонопольной службой (в предыдущей редакции - Федеральной службой по тарифам).
До настоящего времени порядок формирования сводного прогнозного баланса производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках Единой энергетической системы России по субъектам Российской Федерации установлен Приказом ФСТ России от 12 апреля 2012 года № 53-э/1, согласно которому при формировании сводного прогнозного баланса в целом по ЕЭС России учитываются объемы нормативных потерь электрической энергии, отраженные по всем сетевым организациям. Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации ежегодно направляет в Федеральную службу по тарифам (в настоящее время в Федеральную антимонопольную службу) сводные по субъекту Российской Федерации предложения по сводным прогнозным балансам.
В 2018 году технические потери электроэнергии в сети для АО «Судоремсервис» Службой по тарифам, приняты в размере, включенном в предложение по Сводному прогнозному балансу электрической энергии и мощности по Камчатскому краю на 2018, в размере 0,256 млн.кВт*ч (т. 1 л.д. 137-164, т. 2 л.д. 87).
Технические потери электроэнергии в сети для ЗАО «ПСРЗ» на 2018 год Службой по тарифам, приняты в размере, включенном в предложение по Сводному прогнозному балансу электрической энергии и мощности по Камчатскому краю на 2018, в размере 0,406 млн.кВт*ч (т. 1 л.д. 165-172, т. 2 л.д. 87).
В соответствии с пунктом 40 (1) Основ ценообразования уровень потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям территориальной сетевой организации в процентах от величины суммарного отпуска электрической энергии в сеть территориальной сетевой организации органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов определяется по формуле.
Одним из показателей этой формулы является уровень фактических потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям территориальной сетевой организации на соответствующем уровне напряжения за последний истекший год.
Величина потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям территориальных сетевых организаций определяется как произведение уровня потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям и величины планового отпуска электрической энергии в сеть, рассчитанной в соответствии с методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденными Федеральной антимонопольной службой.
Уровень потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям территориальной сетевой организации в процентах от величины суммарного отпуска электрической энергии в сеть территориальной сетевой организации и минимальное значение из норматива потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям для соответствующей группы территориальных сетевых организаций на соответствующем уровне напряжения, утвержденного Министерством энергетики РФ, и уровня фактических потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям территориальной сетевой организации на соответствующем уровне напряжения за последний истекший год определены экспертами Службы по тарифам по формулам, предусмотренным пунктом 40 (1) Основ ценообразования.
В связи с тем, что ООО «Энергоресурс» обратилось в Службу по тарифам впервые, а имущественный комплекс ранее эксплуатировался ЗАО «ПСРЗ» и АО «Судоремсервис», экспертами Службы по тарифам объем технических потерь на 2018 год принят в объеме – 0,662 млн. кВт*ч (или 6,32%), где объем технических потерь 0,662 млн. кВт*ч состоит из утвержденных ФАС России объемов технических потерь на 2018 год для ЗАО «ПСРЗ» в объеме 0,406 млн.кВт*ч и АО «Судоремсервис» - 0,256 млн.кВт*ч. (т. 2 л.д. 87).
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что примененный Службой по тарифам порядок расчета величины потерь электрической энергии является обоснованным и не противоречит Основам ценообразования.
Доводы представителя административного истца о необходимости применения для определения уровня потерь электрической энергии норматива потерь, установленного приказом Министерства энергетики РФ от 30 сентября 2014 года № 674 «Об утверждении нормативов потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям территориальных сетевых организаций», суд находит несостоятельными, поскольку утвержденные названным приказом нормативы потерь электрической энергии приняты по форме, установленной приказом Минэнерго России от 7 августа 2014 года № 506, с учетом разграничения полномочий, установленного пунктами 4, 5 постановления Правительства РФ от 31 июля 2014 года № 750, и не определяют величин технологического расхода (потерь) электрической энергии по сетям конкретных территориальных сетевых организаций, сохраняя данное право за органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Основы ценообразования не содержат указания к утверждению уровня потерь равного установленным нормативам.
Учитывая, что произведенный регулятором расчет расходов на оплату труда и компенсацию потерь произведен в соответствии с Основами ценообразования и Правилами регулирования, с соблюдением основных принципов, закрепленных в Законе об электроэнергетике, в связи с чем является экономически обоснованным, то оспариваемое постановление Региональной службы по тарифам и ценам Камчатского края от 30 ноября 2017 года № 677 «Об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям ООО «Энергоресурс» на 2018 год» в редакции постановления Региональной службы по тарифам и ценам Камчатского края № 736 от 14 декабря 2017 года соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, в том числе: статье 6 Закона об электроэнергетике, пункту 17 (1) Правил регулирования, пункту 26 Основ ценообразования, приказу Министерства энергетики РФ от 30 сентября 2014 года № 674 «Об утверждении нормативов потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям территориальных сетевых организаций», приказу Министерства энергетики РФ от 26 сентября 2017 года № 887 «Об утверждении нормативов потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям территориальных сетевых организаций», нарушение которых положено ООО «Энергоресурс» в основание административного иска.
В силу п. 2 ч. 2 ст. 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
При указанных обстоятельствах административный иск ООО «Энергоресурс» о признании недействующим постановления Региональной службы по тарифам и ценам Камчатского края от 30 ноября 2017 года № 677 «Об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям ООО «Энергоресурс» на 2018 год» в редакции постановления Региональной службы по тарифам и ценам Камчатского края № 736 от 14 декабря 2017 года удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью «Энергоресурс» к Региональной службе по тарифам и ценам Камчатского края о признании недействующим нормативного правового акта - постановления Региональной службы по тарифам и ценам Камчатского края от 30 ноября 2017 года № 677 «Об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям ООО «Энергоресурс» на 2018 год» в редакции постановления Региональной службы по тарифам и ценам Камчатского края № 736 от 14 декабря 2017 года оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Камчатский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
В окончательной форме решение изготовлено 30 марта 2018 года.
Председательствующий (подпись) Н.В. Гончарова
Верно:
Судья Камчатского краевого суда Н.В. Гончарова