Дело № 3а-29/2016
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
20 сентября 2016 года г. Петропавловск-Камчатский
Камчатский краевой суд в составе:
председательствующего Гончаровой Н.В.,
с участием прокурора Соловьевой О.И,
при секретаре Выстровой Л.Ю.,
с участием представителей административного истца АО «Южные электрические сети Камчатки» Мурзинцева В.Ю., Скарлатто О.В., Жуковой Е.Ю., представителей административного ответчика Региональной службы по тарифам и ценам Камчатского края Циунель Е.Н., Марценковской В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению акционерного общества «Южные электрические сети Камчатки» к Региональной службе по тарифам и ценам Камчатского края о признании недействующими: пункта 1, пункта 2 в части подпунктов 1.1 – 1.9 Приложения № 2, пункта 6 в части п. 1 Приложения № 6, пункта 7 в части п. 1 Приложения № 7 постановления Региональной службы по тарифам и ценам Камчатского края № 297 от 26 ноября 2015 года «Об утверждении тарифов в сфере теплоснабжения АО «Южные электрические сети Камчатки» на территории с. Атласово, с. Долиновка Мильковского района на 2016-2018 годы»,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество «Южные электрические сети Камчатки» (далее Общество, ЮЭСК) обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании недействующими пунктов 1, 2, 6, 7 постановления Региональной службы по тарифам и ценам Камчатского края № 297 от 26 ноября 2015 года «Об утверждении тарифов в сфере теплоснабжения АО «Южные электрические сети Камчатки» на территории с. Атласово, с. Долиновка Мильковского района на 2016-2018 годы» (далее – Постановление № 297), указывая, что Постановлением № 297 Региональной службой по тарифам и ценам Камчатского края (далее – РСТ) утверждены долгосрочные параметры регулирования для формирования тарифов в сфере теплоснабжения с применением метода индексации установленных тарифов, а также утверждены и введены в действие экономически обоснованные тарифы на тепловую энергию, льготные тарифы на тепловую энергию на нужды отопления и горячего водоснабжения для населения, тарифы на теплоноситель, тарифы на горячую воду в открытой системе теплоснабжения (горячего водоснабжения) на 2016-2018 годы потребителям с. Атласово и с. Долиновка Мильковского района Камчатского края.
В обоснование иска Общество указало, что Постановление № 297 принято с нарушением статей 7, 10 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении», пунктов 2, 42 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22 октября 2012 года № 1075 (далее – Основы ценообразования), пунктов 11, 33, 37 Методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 13 июня 2013 года № 760-э (далее – Методические указания), поскольку при формировании тарифов в необходимую валовую выручку расходов по статье затрат «Оплата труда» не были учтены прогнозируемые расходы в размере 557 тыс. руб., что в целом повлекло необоснованное занижение тарифов и не может обеспечить безубыточную деятельность ЮЭСК.
В соответствии с п. 33 Методических указаний при расчете долгосрочных тарифов методом индексации установленных тарифов необходимая валовая выручка определяется на основе долгосрочных параметров регулирования, которые определяются перед началом долгосрочного периода регулирования и в течение него не изменяются.
Базовый уровень операционных расходов – один из основных долгосрочных параметров регулирования, устанавливаемый органом регулирования в соответствии с п. 37 Методических указаний.
В силу п. 37 Методических указаний при расчете базового уровня операционных расходов учитываются расходы на оплату труда, которые определяются методом экономически обоснованных расходов.
При расчете расходов на оплату труда методом экономически обоснованных расходов регулирующие органы определяют размер фонда оплаты труда согласно отраслевым тарифным соглашениям, коллективным договорам, заключенным соответствующими организациями, и фактическому объему фонда оплаты труда за последний расчетный период регулирования, а также с учетом прогнозного индекса потребительских цен (п. 42 Основ ценообразования).
Однако экспертами РСТ расчет размера фонда оплаты труда, включаемого в необходимую валовую выручку, определен путем умножения численности персонала на среднюю заработную плату одного работника, утвержденную в тарифах на 2015 год, и плановый индекс потребительских цен Минэкономразвития РФ на 2016/2015 годы – 107,4% (без учета минимальной месячной тарифной ставки 2016 года), то есть фактически административным ответчиком применен метод индексации установленных тарифов без расчета экономически обоснованных затрат для базового тарифа и аргументации экономической необоснованности заявленных ЮЭСК расходов на оплату труда.
В экспертном заключении РСТ и выписке из протокола РСТ № 55 не указаны тарифный коэффициент, соответствующий ступени по оплате труда, минимальная месячная тарифная ставка рабочего 1 разряда (далее – ММТС), размер текущего премирования, выплаты по районному коэффициенту и северные надбавки, не учтен фактический объем фонда оплаты труда за последний расчетный период регулирования, то есть РСТ нарушен формат расчета расходов на оплату труда, установленный Методическими указаниями, поскольку в приложении к Экспертному заключению не представлен расчет расходов на оплату труда по форме согласно приложению 4.9 к Методическим указаниям, что не позволяет определить в расчете объема расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, выполнение Отраслевого тарифного соглашения в электроэнергетике Российской Федерации на 2013-2015 года, продленного на период 2016-2018 года, и Коллективного договора АО «Южные электрические сети Камчатки» на 2014-2016 года.
Фактически сложившаяся минимальная месячная тарифная ставка значительно превышает учтенную в расчете тарифов на 2014-2015 годы в связи с существенным ростом фактического индекса потребительских цен над учтенным при тарифном регулировании. Плановый индекс потребительских цен Минэкономразвития РФ на 2015 год составлял 106,7%, фактический составил 115,4 %. Определенная экспертами среднегодовая ММТС на 2016 год составила 7135 руб. (112,8 % к утвержденному показателю 2015 года), тогда как рост объема всего фонда оплаты труда, учтенный при установлении тарифов на 2016 год, относительно утвержденного на 2015 год, составил только 107,4%.
Полагает, что при расчете тарифов должны быть учтены минимальная месячная тарифная ставка рабочего 1 разряда в размере 7165 руб., среднемесячная оплата труда на 1 работника на 2016 год в размере 69329 руб., в связи с чем увеличены расходы на оплату труда на 557 тыс. руб. и, соответственно, отчисления на социальные нужды на 151,5 тыс. руб.
В судебном заседании представители административного истца АО «Южные электрические сети Камчатки» Мурзинцев В.Ю., Скарлатто О.В., Жукова Е.Ю. административные исковые требования уточнили, просили признать недействующими: пункт 1, пункт 2 в части подпунктов 1.1 – 1.9 Приложения № 2, пункт 6 в части п. 1 Приложения № 6, пункт 7 в части п. 1 Приложения № 7 Постановления Региональной службы по тарифам и ценам Камчатского края № 297 от 26 ноября 2015 года «Об утверждении тарифов в сфере теплоснабжения АО «Южные электрические сети Камчатки» на территории с. Атласово, с. Долиновка Мильковского района на 2016-2018 годы».
Дополнительно суду пояснили, что при обращении к регулятору с тарифной заявкой ММТС была предложена в размере 7220 руб., утверждена РСТ - 7135 руб. исходя из полугодовой индексации. При подаче иска истец снизил заявленные при тарифном регулировании требования и указал в исковом заявлении ММТС - 7165 руб., рассчитанную исходя из ежеквартальной индексации в соответствии с п. 3.12 Коллективного договора ЮЭСК. Регулятор указывает, что п. 3.3 Отраслевого тарифного соглашения в электроэнергетике Российской Федерации на 2013 - 2015, продленного на период 2016-2018 годы (далее - Отраслевое тарифное соглашение) предусмотрено, что размер ММТС индексируется с периодичностью 1 раз в полгода в соответствии с индексом потребительских цен РФ (на основании официальных данных Федеральной службы государственной статистики) за соответствующий полугодичный период, предшествующий индексации. Между тем п. 3.3 Отраслевого тарифного соглашения носит рекомендательный характер, а в п. 1.9 Отраслевого тарифного соглашения указано, что непосредственное регулирование социально трудовых отношений в Организациях осуществляется на основании Коллективных договоров, заключенных в соответствии с настоящим Соглашением сторонами социального партнерства Организаций. В случае заключения в Организации Коллективного договора на основании настоящего Соглашения нормы Соглашения действуют в отношении сторон социального партнерства организации в полном объеме. Содержание коллективных договоров, заключаемых в Организации, не может ухудшать положение работников по сравнению с законодательством РФ, настоящим Соглашением. В случае отсутствия в Организации Коллективного договора Соглашение имеет прямое действие. Пунктом 3.5 Отраслевого тарифного соглашения предусмотрено право работодателей, в зависимости от финансового и экономического состояния Организации (то есть на усмотрение работодателей), устанавливать иной порядок индексации тарифной ставки первого разряда промышленно-производственного персонала, главное, чтобы этот порядок не ухудшал положение работников по сравнению с законодательством РФ и Отраслевым тарифным соглашением. То есть, работодатели имеют право производить индексацию ММТС не только один раз в полгода, но также ежеквартально, или предусматривать иной порядок индексации. Согласно п. 3.12 Коллективного договора АО «Южные электрические сети Камчатки», размер ММТС индексируется ежеквартально на величину фактического роста потребительских цен в РФ (по данным федеральной службы государственной статистики). Условия Коллективного договора АО «Южные электрические сети Камчатки» являются обязательными для работодателя.
Отметили, что тарифный коэффициент, соответствующий ступени по оплате труда, при обращении к Регулятору за утверждением тарифа был предложен в размере 1,84, утверждено - 1,84. В административном иске указан тарифный коэффициент 1,86, который, по мнению представителей, и должен быть применен в 2016 году.
Выразили несогласие с размером текущего премирования (44%), указанном РСТ в отзыве на иск. По мнению административного истца, процент текущего премирования должен составлять 50 %. Снижение размера премии будет являться изменением существенных условий трудового договора, ухудшающим положение работников Общества, что противоречит ст. 73 ТК РФ и локальным нормативным актам АО «Южные электрические сети Камчатки».
Представители административного ответчика Региональной службы по тарифам и ценам Камчатского края Кукиль О.Н., Циунель Е.Н. и Марценковская В.В. в судебном заседании исковые требования не признали. Пояснили, что при определении подхода к формированию расходов по отдельным статьям затрат (как экономически обоснованных) на 2016 год РСТ руководствовалась требованиями федерального законодательства в сфере теплоснабжения с учетом ограничения роста платы граждан, обеспечиваемом субсидированием из бюджетных средств субъекта РФ. Исполнение требований законодательства по ограничению роста платы граждан основано на механизме компенсирования разницы между экономически обоснованными и льготными тарифами за счет бюджетных средств субъекта. В ходе регулирования тарифов Службой соблюдены требования Распоряжения Правительства Российской Федерации от 28 октября 2015 года № 2182-р «Индексы изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в среднем по субъектам Российской Федерации на 2016 год» (соблюдение предельного индекса изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в целом по Камчатскому краю во 2-м полугодии 2016 года к декабрю 2015 года в размере 6,5%), постановления Губернатора Камчатского края от 30 апреля 2014 года № 49 «Об установлении предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях в Камчатском крае с 1 июля 2014 года по 2018 год» (соблюдение предельных индексов роста совокупной платы граждан за коммунальные услуги), п. 2.1.2.2 Соглашения между Министерством финансов РФ и Правительством Камчатского края в 2016 году о мерах по повышению эффективности использования бюджетных средств и увеличению поступлений налоговых и неналоговых доходов бюджета Камчатского края от 31 декабря 2014 года № 01-01-06/06-706 в части обеспечения фактического уровня возмещения населением затрат за предоставление жилищно-коммунальных услуг за текущий год с приростом не менее 3% к значению данного показателя за отчетный год.
В процессе осуществления полномочий по государственному регулированию цен (тарифов) были откорректированы заявленные ЮЭСК величины затрат по статье «Оплата труда» и рассчитаны в размере 10336 тыс. руб., отклонено 3432 тыс. руб., как необоснованные. Фонд оплаты труда (далее – ФОТ) на 2016 год определен без детализации порядка формирования и составляющих расчета среднемесячной заработной платы персонала (тарифный коэффициент, размер доплат за режим и условия труда, выплаты за выслугу лет, размер текущего премирования) для дальнейшей конкретизации в соответствии с внутренней политикой ресурсоснабжающей организации. В расчет тарифов на 2016 год численность принята в количестве 13 человек с учетом предложения ресурсоснабжающей организации и фактически сложившейся за 2014 год по данным статистической отчетности ЮЭСК. Расчет ММТС произведен в соответствии с требованиями п. 3.3 Отраслевого тарифного соглашения в размере 7135 руб., среднемесячная заработная плата на 1 работника рассчитана экспертами РСТ исходя из утвержденной среднемесячной заработной платы на 2015 год (61233 руб.) с учетом роста потребительских цен Минэкономразвития РФ на 2016 год - 107,4% и принята в размере 65759 руб. Величина утвержденной среднемесячной заработной платы 2015 года была сформирована с учетом фактического уровня тарифных коэффициентов, выплат, связанных с режимом работы и условиями труда и премирования по итогам 2013 года. Рост относительно фактической среднемесячной заработной платы 2014 года (58212 руб.) составил 112,96%, относительно утвержденной среднемесячной заработной платы 2015 года (61233 руб.) - 107,4%. При этом в составе тарифной заявки на 2016 год ЮЭСК была заявлена величина среднемесячной заработной платы в размере 87758 руб. на одного работающего, что составляет 143,32% от утвержденного РСТ на 2015 год и 150,76% от фактической среднемесячной заработной платы 2014 года. Таким образом исходя из среднемесячной заработной платы на 1 работника в размере 65759 руб., численности персонала в количестве 13 человек и льготного проезда к месту отдыха в сумме 77 тыс. руб. РСТ рассчитала затраты на оплату труда и на 2016 год, установив ФОТ в размере 10336 тыс. руб.
Указали, что ЮЭСК в последние годы за счет иных статей затрат, включаемых в расчет экономически обоснованных тарифов, не меняя итоговую сумму, значительно увеличило затраты на оплату труда, однако документов, подтверждающих обоснованность такого повышения ФОТ, ЮЭСК регулятору не представил ни в 2014 году, ни позднее, в связи с чем РСТ не принимала при расчетах тарифов фактический ФОТ за предыдущие расчетные периоды.
Расчет отчислений на социальные нужды на 2016 год был произведен РСТ с учетом откорректированного экономически обоснованного размера ФОТ и принят в сумме 2790 тыс. руб. Процент отчислений страховых взносов был сохранен регулирующим органом на уровне предложения ресурсоснабжающей организации в тарифной заявке в размере 27,2% от ФОТ.
Полагали, что при установлении тарифов на тепловую энергию АО «Южные электрические сети Камчатки» потребителям с. Атласово, с. Долиновка Мильковского муниципального района на 2016-2018 годы РСТ были соблюдены требования действующего законодательства РФ.
Заинтересованное лицо Министерство финансов Камчатского края своего представителя в суд не направило. Представило возражения, в которых полагало требования административного истца не подлежащими удовлетворению, поскольку иное приведет к существенному увеличению расходной части краевого бюджета, нарушению условий Соглашения о мерах по повышению эффективности использования бюджетных средств и увеличению поступлений налоговых и неналоговых доходов бюджета Камчатского края от 31 декабря 2014 года № 01-01-06/06-706 и невозможности покрытия расходов краевого бюджета ввиду отсутствия дополнительных источников покрытия дефицита краевого бюджета.
Выслушав лиц, участвующих в деле, заслушав заключение прокурора, полагавшего требования АО «Южные электрические сети Камчатки» необоснованными и не подлежащими удовлетворению, исследовав материалы настоящего административного дела, материалы тарифного дела, суд приходит к следующему.
Правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, созданием, функционированием и развитием таких систем, а также полномочия органов государственной власти, органов местного самоуправления по регулированию и контролю в сфере теплоснабжения, права и обязанности потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций определены Федеральным законом от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее - Закон о теплоснабжении).
В силу ч. 1 ст. 10 Закона о теплоснабжении государственное регулирование цен (тарифов) на тепловую энергию (мощность) осуществляется на основе принципов, установленных настоящим Федеральным законом, в соответствии с основами ценообразования в сфере теплоснабжения, правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами и методическими указаниями, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения, с учетом особенностей, указанных в частях 2.1 - 2.3 статьи 8 настоящего Федерального закона.
Постановлением Правительства РФ от 22 октября 2012 года № 1075 «О ценообразовании в сфере теплоснабжения» утверждены Основы ценообразования в сфере теплоснабжения (далее – Основы ценообразования) и Правила регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (далее – Правила регулирования цен (тарифов)).
В соответствии с ч. 1 ст. 9 Закона о теплоснабжении, пунктов 16 и 19 Основ ценообразования при регулировании тарифов применяются: метод экономически обоснованных расходов (затрат); метод обеспечения доходности инвестированного капитала; метод индексации установленных тарифов; метод сравнения аналогов. Выбор метода регулирования тарифов осуществляется органом регулирования с учетом предложения регулируемой организации.
Из положений пунктов 14, 15, 16, 20, 28, 33 Правил регулирования цен (тарифов) следует, что установление тарифов производится органом регулирования посредством анализа, проверки и экспертизы предложений регулируемой организации об установлении цен (тарифов) и материалов, представленных данной организацией в обоснование этих предложений, в том числе копий бухгалтерской и статистической отчетности за предшествующий расчетный период регулирования и на последнюю дату расчета расходов и необходимой валовой выручки от регулируемой деятельности в сфере теплоснабжения с приложением экономического обоснования исходных данных, а также расчета цен (тарифов).
В соответствием с Положением о Региональной службе по тарифам и ценам Камчатского края, утвержденным Постановлением Правительства Камчатского края от 19 декабря 2008 года № 424-П (далее – Положение), РСТ является исполнительным органом государственной власти Камчатского края, осуществляющим деятельность в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги), а также региональный государственный контроль (надзор) в области их регулирования на территории Камчатского края.
Руководитель РСТ издает постановления, приказы по вопросам установленной сферы деятельности РСТ (п. 8 ч. 3.2 Положения).
Частью 3.4 Положения установлено, что для определения основных направлений деятельности РСТ и принятия решений об утверждении цен (тарифов) и их предельных уровней образуется коллегиальный орган - Правление (далее – Правление РСТ) общей численностью не более 9 человек. В состав Правления РСТ входят работники РСТ числом не более 7 человек. Руководитель РСТ является председателем Правления РСТ. Заседание Правления РСТ считается правомочным, если на нем присутствуют более половины его членов, уполномоченных рассматривать соответствующие вопросы. Решение принимается большинством голосов членов Правления РСТ, присутствующих на заседании. На основании решения Правления РСТ издается постановление, которое подписывается руководителем РСТ.
Согласно пункту 22 Основ ценообразования тарифы устанавливаются на основании необходимой валовой выручки, определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчетного объема полезного отпуска соответствующего вида продукции (услуг) на расчетный период регулирования. Расчет цен (тарифов) осуществляется органом регулирования в соответствии с методическими указаниями.
Приказом Федеральной службы по тарифам от 13 июня 2013 года № 760-э утверждены Методические указания по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, которыми определена методология расчета регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (далее – Методические указания).
В соответствии с положениями пунктов 28, 29 Правил регулирования цен (тарифов), пунктов 15, 16 Регламента открытия дел об установлении регулируемых цен (тарифов) и отмене регулирования тарифов в сфере теплоснабжения, утвержденного Приказом ФСТ России от 7 июня 2013 года № 163, орган регулирования проводит экспертизу предложений об установлении цен (тарифов), которое должно содержать общие мотивированные выводы и рекомендации, анализ экономической обоснованности расходов по статьям затрат и обоснование объемов полезного отпуска тепловой энергии (мощности), анализ экономической обоснованности величины прибыли, необходимой для эффективного функционирования регулируемых организаций, сравнительный анализ динамики расходов и величины необходимой прибыли по отношению к предыдущему периоду регулирования.
В судебном заседании установлено, что 30 апреля 2015 года АО «Южные электрические сети Камчатки» обратилось в РСТ с заявлениями об открытии дела об установлении тарифов на тепловую энергию, отпускаемую ЮЭСК потребителям с. Атласово, с. Долиновка Мильковского района на 2016-2018 годы (т. 2 л.д. 44).
Приказами руководителя РСТ от 7 мая 2015 года № 72-ОД, № 73-ОД, № 79-ОД были открыты тарифные дела об установлении тарифов в сфере теплоснабжения ЮЭСК на территории с. Атласово, с. Долиновка Мильковского района на 2016-2018 годы, проведена экспертиза представленных ЮЭСК материалов, расчетов статей затрат, статей балансовой прибыли и формирования тарифов в сфере теплоснабжения на 2016-2018 годы.
26 ноября 2015 года с учетом экспертного заключения на заседании Правления РСТ принято решение об утверждении тарифов в сфере теплоснабжения для ЮЭСК потребителям с. Атласово, с. Долиновка Мильковского района на 2016-2018 годы (т. 1 л.д. 57-133).
На основании решения Правления РСТ издано Постановление Региональной службы по тарифам и ценам Камчатского края от 26 ноября 2015 года № 297 «Об утверждении тарифов в сфере теплоснабжения АО «Южные электрические сети Камчатки» на территории с. Атласово, с. Долиновка Мильковского района, на 2016-2018 годы» (т. 1 л.д. 14-25), которое было официально опубликовано 8 декабря 2015 года в печатном издании «Официальные ведомости» № 3.
Постановлениями Региональной службы по тарифам и ценам Камчатского края от 15 марта 2016 года № 40, от 14 апреля 2016 года № 128, от 10 июня 2016 года № 193, от 28 июня 2016 года № 201 в оспариваемое постановление внесены изменения (т. 1 л.д. 26-37), которые не затрагивали размер тарифа.
Согласно п. 1 Постановления № 297 в действующей редакции, им утверждены долгосрочные параметры регулирования для ЮЭСК, устанавливаемые на 2016-2018 годы для формирования тарифов в сфере теплоснабжения на территории с. Атласово, с. Долиновка Мильковского района с применением метода индексации установленных тарифов, согласно приложению № 1.
Пунктом 2 Постановления № 297 утверждены и введены в действие с 1 января 2016 года по 31 декабря 2018 года экономически обоснованные тарифы на тепловую энергию поставляемую ЮЭСК потребителям с. Атласово, с. Долиновка Мильковского района, с календарной разбивкой согласно приложению № 2. Подпунктами 1.1 – 1.9 приложения № 2 установлены тарифы для потребителей в случае отсутствия дифференциации тарифов по схеме подключения.
Пунктом 6 Постановления № 297 утверждены и введены с 1 января 2016 года по 31 декабря 2018 года тарифы на горячую воду в открытой системе теплоснабжения (горячего водоснабжения), поставляемую ЮЭСК потребителям с. Атласово Мильковского района с календарной разбивкой согласно приложению № 6. Пунктом 1 приложения № 6 установлены тарифы кроме населения и исполнителей коммунальных услуг для населения.
Пунктом 7 Постановления № 297 утверждены и введены в действие с 1 января 2016 года по 31 декабря 2018 года тарифы на горячую воду в открытой системе теплоснабжения (горячего водоснабжения), поставляемую ЮЭСК потребителям с. Долиновка Мильковского района с календарной разбивкой согласно приложению № 7. Пунктом 1 приложения № 7 установлены тарифы кроме населения и исполнителей коммунальных услуг для населения.
Как следует из экспертного заключения по результатам проверки обоснованности расчетов для утверждения тарифов в сфере теплоснабжения ЮЭСК потребителям с. Атласово, с. Долиновка Мильковского района на 2016-2018 годы, выполненного РСТ, при регулировании тарифов в сфере теплоснабжения для ЮЭСК на долгосрочный период 2016-2018 года применен метод индексации установленных тарифов. При расчете долгосрочных тарифов необходимая валовая выручка ЮЭСК определена на основе базового уровня операционных расходов, нормативного уровня прибыли, показателей энергосбережения и энергетической эффективности, результатов деятельности Общества до перехода к регулированию цен (тарифов) на основе долгосрочных параметров регулирования.
При утверждении тарифов РСТ расходы теплоснабжающей организации по ряду показателей были снижены, в том числе не включены в необходимую валовую выручку в заявленном истцом объеме расходы по статьям затрат «Оплата труда» и «Отчисления на социальные нужды», с чем административный истец не согласился.
Из п. 33 Методических указаний следует, что базовый уровень операционных расходов - один из долгосрочных параметров регулирования, который определяется перед началом долгосрочного периода регулирования и в течение него не изменяется, и устанавливается органом регулирования в соответствии с пунктом 37 Методических указаний, то есть затраты определяются методом экономически обоснованных расходов.
Расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг) по регулируемым видам деятельности, включаемые в необходимую валовую выручку, состоят из следующих групп расходов: топливо; прочие покупаемые энергетические ресурсы, холодная вода, теплоноситель; оплата услуг, оказываемых организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации; сырье и материалы; ремонт основных средств; оплата труда и отчисления на социальные нужды; амортизация основных средств и нематериальных активов; прочие расходы в соответствии с пунктом 44 настоящих Основ.
В силу п. 42 Основ ценообразования при определении расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, регулирующие органы определяют в соответствии с методическими указаниями размер фонда оплаты труда согласно отраслевым тарифным соглашениям, коллективным договорам, заключенным соответствующими организациями, и фактическому объему фонда оплаты труда (далее – ФОТ) за последний расчетный период регулирования, а также с учетом прогнозного индекса потребительских цен.
Как следует из материалов тарифного дела (т. 1 л.д. 39-56, 57-133) при расчете ФОТ на 2016 год РСТ принята численность персонала на уровне предложения ЮЭСК и фактически сложившейся за 2014 год в количестве 13 единиц.Минимальная месячная тарифная ставка рабочего первого разряда сформирована экспертами РСТ в размере 7135 руб. На уровне утвержденных на 2015 год показателей РСТ приняты вознаграждение за выслугу лет и выплаты, связанные с режимом работы. Среднемесячная заработная плата на 1 работника рассчитана экспертами РСТ относительно утвержденной среднемесячной заработной платы на 2015 год с учетом роста потребительских цен 107,4% и принята в размере 65759 руб. (т. 1 л.д. 41, 68). ФОТ утвержден в размере 10336 тыс. руб. без детализации составляющих расчета (тарифный коэффициент, размер доплат за режим и условия труда, выплаты за выслугу лет, размер текущего премирования и т.д.) (т. 2 л.д. 76).
Проверяя доводы административного истца о неверном определении регулирующим органом расходов на оплату труда, подлежащих включению в необходимую валовую выручку ЮЭСК, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для признания установленных РСТ тарифов экономически необоснованными.
18 марта 2013 года Общероссийским отраслевым объединением работодателей электроэнергетики, Общественным объединением «Всероссийский Электропрофсоюз» утверждено Отраслевое тарифное соглашение в электроэнергетике Российской Федерации на 2013 - 2015 годы, срок действия которого продлен на 2016-2018 годы (т. 1 л.д. 134-176).
АО «Южные электрические сети Камчатки» включено в перечень работодателей на которых распространяется действие Отраслевого тарифного соглашения (т. 1 л.д. 177).
В соответствии с п. 3.3 Отраслевого тарифного соглашениянастоящее Соглашение определяет размер Минимальной месячной тарифной ставки рабочих первого разряда промышленно-производственного персонала, работающих в Организациях, полностью отработавших норму рабочего времени и выполнивших свои трудовые обязанности (нормы труда), определенные работодателем (далее - ММТС), и динамику ее изменения - в целях содействия повышению уровня реального содержания заработной платы работников электроэнергетики в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги.
Размер ММТС индексируется с периодичностью один раз в полгода в соответствии с индексом потребительских цен в Российской Федерации (на основании официальных данных Федеральной службы государственной статистики) за соответствующий полугодичный период, предшествующий индексации.
На период 2016 года в состав тарифов на тепловую энергию, поставляемую АО «Южные электрические сети Камчатки» потребителям с. Атласово, с. Долиновка Мильковского района минимальная месячная тарифная ставка рабочего 1 разряда для расчета фонда оплаты труда сформирована экспертами РСТ в размере 7135 руб. исходя из среднего показателя минимальных месячных тарифных ставок за 1 и 2 полугодие 2015 года, рассчитанных Общероссийским отраслевым объединением работодателей электроэнергетики (т. 2 л.д. 133-140), с учетом прогнозируемого индекса роста потребительских цен 107,4 % (6372 руб. + 6914 руб.)/2 = 6643 руб. * 107,4% = 7135 руб.).
Суд полагает данный расчет правильным, соответствующим п. 42 Основ ценообразования, поскольку в соответствии с п. 3.3 Отраслевого тарифного соглашения размер ММТС индексируется с периодичностью один раз в полгода в соответствии с индексом потребительских цен в Российской Федерации (на основании официальных данных Федеральной службы государственной статистики) за соответствующий полугодичный период, предшествующий индексации.
Довод АО «Южные электрические сети Камчатки» о том, что РСТ минимальная месячная тарифная ставка рассчитана без учета положений п. 3.12 Коллективного договора АО «Южные электрические сети Камчатки» на 2014-2016 годы, предусматривающего ежеквартальную индексацию, приказов АО «Южные электрические сети Камчатки» от 27 января 2015 года 186-Л «Об изменении месячной тарифной ставки 1-й ступени с 1 января 2015 года», от 5 мая 2015 года № 1016-Л «Об изменении месячной тарифной ставки 1-й ступени с 1 апреля 2015 года», от 30 июля 2015 года № 1919-Л «Об изменении месячной тарифной ставки 1-й ступени с 1 июля 2015 года» (т. 1 л.д. 201-298, т. 2 л.д. 48-49, 51-52, 54-55) и должна составлять 7165 руб., несостоятелен.
В п. 3.5 Отраслевого тарифного соглашения установлено, что в зависимости от финансового и экономического состояния Организации, а также социальных, экономических и производственных факторов работодатель вправе: а) устанавливать тарифную ставку рабочих первого разряда промышленно-производственного персонала в размере, превышающем ММТС; б) устанавливать в Организации другой порядок индексации тарифной ставки первого разряда промышленно-производственного персонала (ежеквартальный и иной).
Учитывая, что Отраслевым тарифным соглашением проведение индексации предусмотрено только 1 раз в полгода, то улучшение положения своих работников ЮЭСК вправе производить при наличии для этого свободных финансовых средств, то есть за счет своих внутренних резервов без закладывания этих расходов в экономически обоснованный тариф.
При таких обстоятельствах суд соглашается с утвержденным РСТ размером минимальной месячной тарифной ставки в сумме 7135 руб., как экономически обоснованным.
В составе тарифной заявки на 2016 год ЮЭСК была заявлена величина среднемесячной заработной платы на 1 работника в размере 87758 руб., исходя из ММТС в размере 7220 руб. с применением: тарифного коэффициента 1,84; доплаты, связанной с режимом работы и условиями труда, в размере 29%; выплат на текущее премирование в размере 75%; вознаграждения за выслугу лет в размере 9%; выплат по районному коэффициенту и северным надбавкам в размере 160% (тарифное дело - л.д. 59).
В административном исковом заявлении истец полагает, что величина среднемесячной заработной платы на 1 работника на 2016 год должна составлять 69329 руб. исходя из минимальной месячной тарифной ставки рабочего 1 разряда – 7165 руб. с применением: тарифного коэффициента 1,86; доплаты, связанной с режимом работы и условиями труда, в размере 26%; выплат на текущее премирование в размере 50%; вознаграждения за выслугу лет в размере 9%; выплат по районному коэффициенту и северным надбавкам в размере 160% (т. 1 л.д. 38).
Экспертами РСТ на регулируемый период 2016 года среднемесячная заработная плата на 1 работника рассчитана относительно утвержденной среднемесячной заработной платы на 2015 год (61233 руб.) с учетом роста прогнозируемого индекса роста потребительских цен Минэкономразвития РФ 2016 год - 107,4% и составила 65759 руб. без детализации расчета ФОТ по его составляющим – размера тарифного коэффициента, размера доплат за режим и условия труда, выплат за выслугу лет, размера текущего премирования и т.д.
РСТ полагает данный расчет правильным, соответствующим п. 42 Основ ценообразования, согласно которому при определении расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, регулирующий орган определяет в соответствии с методическими указаниями размер фонда оплаты труда исходя из фактического объема ФОТ за последний расчетный период регулирования с учетом прогнозного индекса потребительских цен.
Однако РСТ определила ФОТ не из фактического фонда оплаты труда за последний расчетный период - 2014 год, а исходя из плановых показателей на 2015 год, что противоречит п. 42 Основ ценообразования и п. 29 Правил регулирования тарифов.
Вместе с тем данное обстоятельство не свидетельствует о необоснованном отклонении РСТ затрат ЮЭСК по оплате труда в силу следующего.
Как пояснили в судебном заседании представители РСТ, Общество в последние годы за счет иных статей затрат, включаемых в расчет экономически обоснованных тарифов, не изменяя общую сумму затрат, значительно увеличило затраты на оплату труда.
Согласно смете расходов за 2013 год, представленной ЮЭСК, расходы на оплату труда по отношению к утвержденным РСТ выросли на 159% с 5478 тыс. руб. до 8727 тыс. руб., тогда как расходы на сырье и материалы уменьшились на 98% - с 1288 тыс. руб. до 25 тыс. руб.; расходы на топливо - на 27% с 5821 руб. до 4248 руб., расходы на холодную воду - на 100% со 104 тыс. руб. до 0 руб. и т.д. (т. 3 л.д. 102).
Аналогичная ситуация в 2014 году: расходы на оплату труда по отношению к утвержденным РСТ выросли на 153% с 6464 тыс. руб. до 9883 тыс. руб., тогда как расходы на сырье и материалы уменьшились на 91% - с 1390 тыс. руб. до 124 тыс. руб.; расходы на топливо - на 18% с 5187 руб. до 4229 руб., расходы на оплату иных услуг - на 35% с 1275 тыс. руб. до 809 руб. и т.д. (материалы тарифной заявки - л.д. 51-53).
При этом документов, подтверждающих обоснованность такого повышения ФОТ, ЮЭСК регулятору не представил ни в 2014 году, ни позднее, в связи с чем РСТ не принимала при расчетах тарифов фактический ФОТ за предыдущие расчетные периоды.
Документы, обосновывающие увеличение ФОТ за счет иных статей затрат, не представлены и суду.
Согласно данным Росстата утвержденный индекс потребительских цен в 2013 году составил 106,5%, в 2014 году – 111,4%, в 2015 году – 112,9%, в связи с чем рост ФОТ мог составить (даже с учетом индекса потребительских цен за 2013 года уже учтенного в ФОТ на 2013 год): 5478 тыс. руб. (утвержденный ФОТ на 2013 год) * 106,5% (2013 год) * 111,4% (2014 год) * 112,9% (2015 год) * 107,4 (прогноз на 2016 год) = 7881 тыс. руб., тогда как РСТ утвердила ЮЭСК размер ФОТ в сумме 10258 руб. (без расходов на оплату проезда в отпуск в размере 77 тыс. руб.) (т. 2 л.д. 76).
ФОТ на 2016 год определен РСТ без детализации порядка формирования и составляющих расчета среднемесячной заработной платы (тарифный коэффициент, размер доплат за режим и условия труда, выплаты за выслугу лет, размер текущего премирования), указав на самостоятельную конкретизацию расчета в соответствии с внутренней политикой ресурсоснабжающей организации.
Административный истец полагает, что отсутствие расчета расходов на оплату труда в соответствии с приложением 4.9 к Методическим указаниям является нарушением, которое служит основанием для признания оспариваемого нормативного правового акта недействующим. Данный довод заслуживает внимания, вместе с тем само по себе отсутствие расчета ФОТ в соответствии с приложением 4.9 к Методическим указаниям не может являться основанием для признания оспариваемых положений нормативного акта недействующими.
В ходе рассмотрения дела административным ответчиком была представлена сводная таблица Расходов на оплату труда (приложение 4.9 Методических указаний), согласно которой при установлении тарифов расчет среднемесячной оплаты труда произведен регулятором исходя из минимальной месячной тарифной ставки рабочего 1 разряда с учетом дефлятора 7135 руб., с применением: тарифного коэффициента 1,84; доплаты, связанной с режимом работы и условиями труда, в размере 26%; процента выплат на текущее премирование в размере 44%; вознаграждения за выслугу лет в размере 9%; выплат по районному коэффициенту и северным надбавкам в размере 160 % (т. 3 л.д. 111).
Экспертами РСТ обоснованно применен тарифный коэффициент, соответствующий ступени по оплате труда, в размере 1,84, поскольку при расчете затрат по статье «Оплата труда», применяя указанный тарифный коэффициент, РСТ исходила из предложения ЮЭСК и его расчетов.
Довод административного истца о том, что для расчета ФОТ подлежит применению тарифный коэффициент 1,86, сложившийся за 2015 год, является несостоятельным, поскольку при формировании тарифов данные сведения не анализировались РСТ и не могли быть ей известны.
Истец указал на необоснованность снижения органом регулирования размера текущего премирования при формировании тарифов до 44%, поскольку локальным нормативным актом - Положением о премировании работников ОАО «ЮЭСК» за основные результаты производственной и финансово-экономической деятельности по итогам работы за месяц, утвержденным приказом ОАО «ЮЭКС» № 859-л от 13 апреля 2012 года и действующим на дату подачи тарифной заявки (далее – Положение о премировании), в Обществе установлен размер премии в размере 50%, она входят в систему оплаты труда и ее выплата является обязательной (т. 2 л.д. 24-43).
Вместе с тем данное утверждение не основано на нормах локальных нормативных актов, действующих в Обществе.
Так пунктом 3.17 Коллективного договора ЮЭСК на 2014-2016 гг. установлено, что базовая величина премии (текущей) за основные результаты хозяйственной деятельности работникам Общества устанавливается в размере от 35% до 75% от тарифных ставок (должностных окладов), при наличии средств. Пункт 3.18 Коллективного договора отсылает к Положению о премировании (т. 1 л.д. 213).
Положение о премировании также не устанавливает обязательности выплаты премии в размере 50%. В п. 1.4 Положения о премировании имеется только указание на показатели премирования, приведенные в приложениях 1 и 2, общий размер которых составляет 50%. При этом пунктом 2.1 Положения о премировании предусмотрено начисление премии за счет и в пределах средств на оплату труда ОАО «ЮЭСК». Окончательное решение по утверждению конкретного размера премии принимается исполнительным директором на основании его приказа (п. 3.7 и п. 3.8 Положения о премировании).
Таким образом из анализа действующих в Обществе локальных нормативных актов следует, что выплата текущих премий производится в размере от 35% до 75% на основании приказа исполнительного директора ЮЭСК при наличии на это средств.
Представленные суду копии трудовых договоров с работниками также не подтверждают факт включение премии в состав системы оплаты труда, поскольку пунктом 4.1.1. трудового договора установлена оплата за выполнение обязанностей, предусмотренных договором, куда входит: а) оклад, б) надбавки за работу в районах Крайнего Севера, в) районный коэффициент, г) доплата за высокую интенсивность и напряженность труда. Выплата премии предусмотрена отдельным пунктом трудового договора и не является обязательной составляющей платы за выполнение работником условий трудового договора (т. 3 л.д. 77-84).
При таких обстоятельствах расчет ФОТ, выполненный РСТ для суда, не противоречит п. 42 Основ ценообразования и п. 33 Правил регулирования цен (тарифов).
Кроме того, исходя из минимальной месячной тарифной ставки рабочего 1 разряда в размере 7135 руб., применяя к нему расчетный тарифный коэффициент 1,84 (7135 руб. * 1,84 = 13128,4 руб.) и фактически сложившиеся показатели за 2014 год: доплата, связанная с режимом работы и условиями труда, в размере 19% (13128,4 руб. * 19% = 2494,4 руб.); выплата на текущее премирование в размере 49% (13128,4 руб. + 2494,4 руб. = 15622,8 * 49% = 7655,2 руб.); вознаграждение за выслугу лет в размере 9% (13128,4 руб. + 2494,4 руб. = 15622,8 * 9% = 1406,1 руб.); выплаты по районному коэффициенту и северным надбавкам в размере 160% (13128,4 руб. + 2494,4 руб. + 7655,2 руб. + 1406,1 руб. = 24684,1 руб. * 160% = 39494,5 руб.), размер среднемесячной оплаты труда на 1 работника составит сумму 64178,6 руб. (24684,1 руб. + 39494,5 руб.), что не превышает размера, утвержденного РСТ – 65759 руб.
Отчисления на социальные нужды произведены РСТ в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», и в связи с уменьшением фонда оплаты труда на 2016 год приняты регулирующим органом в размере 2790 тыс. руб. против заявленных АО «Южные электрические сети Камчатки» 4135 тыс. руб. Процент отчислений страховых взносов был сохранен регулирующим органом на уровне предложения ресурсоснабжающей организации в тарифной заявке в размере 27,2% от ФОТ и является экономически обоснованным.
Учитывая, что произведенный регулятором расчет расходов на оплату труда и социальные нужды произведен в соответствии с Основами ценообразования и Методическими указаниями, с соблюдением основных принципов, закрепленных в Федеральном законе «О теплоснабжении», в связи с чем является экономически обоснованным, то оспариваемые положения постановления Региональной службы по тарифам и ценам Камчатского края № 297 от 26 ноября 2015 года «Об утверждении тарифов в сфере теплоснабжения АО «Южные электрические сети Камчатки» на территории с. Атласово, с. Долиновка Мильковского района на 2016- 2018 годы» соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, в том числе: ст. 7, 10 Закона о теплоснабжении, пунктам 2, 33, 42 Основ ценообразования, пунктам 29, 33 Правил регулирования цен (тарифов), п. 11, 33, 37 Методических указаний, нарушение которых положено ЮЭСК в основание административного иска.
В силу п. 2 ч. 2 ст. 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
При указанных обстоятельствах административное исковое заявление АО «Южные электрические сети Камчатки» о признании недействующими п. 1, п. 2 в части пп.1.1-1.9 приложения № 2, п. 6 в части п. 1 Приложения № 6, п. 7 в части п. 1 Приложения № 7 постановления Региональной службы по тарифам и ценам Камчатского края № 297 от 26 ноября 2015 года «Об утверждении тарифов в сфере теплоснабжения АО «Южные электрические сети Камчатки» на территории с. Атласово, с. Долиновка Мильковского района на 2016-2018 годы» удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
административное исковое заявление акционерного общества «Южные электрические сети Камчатки» о признании недействующими п. 1, п. 2 в части пп.1.1-1.9 приложения № 2, п. 6 в части п. 1 Приложения № 6, п. 7 в части п. 1 Приложения № 7 постановления Региональной службы по тарифам и ценам Камчатского края № 297 от 26 ноября 2015 года «Об утверждении тарифов в сфере теплоснабжения АО «Южные электрические сети Камчатки» на территории с. Атласово, с. Долиновка Мильковского района на 2016-2018 годы» оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации через Камчатский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
В окончательной форме решение изготовлено 23 сентября 2016 года.
Председательствующий (подпись) Н.В. Гончарова
Копия верна:
Судья Камчатского краевого суда Н.В. Гончарова