НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Калининского районного суда (Тверская область) от 12.08.2021 № 2А-700/2022

Дело № 2а-700/2022

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

20 апреля 2022 года г. Тверь

Калининский районный суд Тверской области в составе:

председательствующего судьи Гуляевой Е.В.,

при секретаре Лепешкиной А.И.,

с участием:

представителей истца Давыдовой Т.А. и Шункова А.В.,

ответчика Киселева А.А. и его представителя Князевой Я.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании (с перерывом с 10 на 12.08.2021) административное дело по административному иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 9 по Тверской области к Киселеву А. А.чу о взыскании задолженности по земельному налогу за 2016-2019 годы, пени,

УСТАНОВИЛ:

Межрайонная ИФНС России № 9 по Тверской области 02.03.2022 обратилась в Калининский районный суд с административным исковым заявлением к Киселеву А.А. о взыскании задолженности по земельному налогу за 2016-2019 годы в размере 1374 руб., пени в размере 25,89 руб., всего – 1399,89 руб. Представлены сведения о направлении истцом административного искового заявления ответчику и сведения об отмене мировым судьей судебного приказа.

Требования мотивированы тем, что налогоплательщику Киселеву А.А. в соответствии с главой 31 НК РФ начислен земельный налог за 2016,2017,2018 год в сумме по 335 руб., со сроками уплаты соответственно не позднее 01.12.2017, 03.12.2018, 02.12.2019 и земельный налог за 2019 год в сумме 369 руб. со срок уплаты не позднее 01.12.2020.

В связи с неисполнением обязанности по уплате налога в установленный законом срок, налогоплательщику начислены пени по земельному налогу в сумме 25 руб. 89 коп.

Ссылаясь на указанные обстоятельства, истец просил взыскать с Киселева А.А. недоимку по земельному налогу за 2016-2019 годы – 1374 руб. и пени -28,89 руб., всего 1399 руб. 89 коп.

Истец о судебном заседании извещен, в исковом заявлении содержится просьба о рассмотрении дела в отсутствие представителя истца.

Административный ответчик Киселев А.А. и его представитель Князева Я.М. в судебное заседание, о котором извещены, не явились. В предыдущем судебном заседании представитель ответчика Князева Я.М. оспаривала наличие задолженности, за земельный участок под гаражом ответчик не платил, поскольку не считал себя его собственником. Также ссылались на письмо Межрайонной ИФНС №9 по Тверской области от 03.06.2021 №13-14/07120 из которого следует, что имеется задолженность по земельному налогу в сумме 395 руб. и пени 33,17 руб. по состоянию на 28.05.2021, уплату данной суммы 16.06.2021.

Изучив доводы лиц, участвующих в деле, исследовав представленные в материалы дела доказательства, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации, ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации граждане обязаны платить законно установленные налоги. Конституционная обязанность по уплате налогов имеет публично правовой характер, распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства.

В силу п. 3 ст. 44 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по уплате налога прекращается с уплатой налога и (или) сбора налогоплательщиком или плательщиком сбора.

В силу статьи 387 Налогового кодекса Российской Федерации земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

В соответствии со статьей 388 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

Согласно статье 389 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог.

Обязанность по уплате налога возникает при наличии объекта налогообложения и принадлежности его ответчику.

Обязанность уплачивать земельный налог возникает у лица с момента регистрации за ним прав на земельный участок в ЕГРН, а прекращается эта обязанность со дня внесения в реестр записи о праве иного лица на соответствующий земельный участок.

Объектом налогообложения указан земельный участок, поименованный в налоговом уведомлении: с кадастровым номером (ОКТМО 28701000) в автокооперативе <адрес>.

Установлено, что постановлением главы администрации города Твери от 12.03.1993 № 187 земельный участок под гаражом 239 предоставлен был в пожизненное наследуемое владение Киселеву А.А. На основании его заявления право прекращено постановлением № 415 от 13.04.2021. Изложенное подтверждается копиями правоустанавливающих документов и сведениями из ЕГРН.

Правильность расчета земельного налога, содержится в налоговом уведомлении, не оспорена.

В дело представлены налоговые уведомления № 55525707 от 21.09.2017, № 55513053 от 15.08.2018, № 4504517 от 25.07.2019, № 26023151 от 03.08.2020 об уплате указанные недоимок в суммах соответственно 335 руб., 335 руб., 335 руб. и 369 руб. в сроки установленные законом.

В адрес налогоплательщика выставлены требования об уплате налога, первое из которых № 33402 содержало требование об уплате недоимки до 17.09.2018. Последующие требования также содержали требования об уплате недоимок за соответствующий налоговый период.

Таким образом, налоговым органом обоснованно предъявлено требование о взыскании с ответчика земельного налога за указанные в иске налоговые периоды в отношении названного объекта налогообложения.

Доказательств оплаты спорной недоимки ответчиком не представлено, не установлено рассмотренных судом административных дел с тождественными требованиями.

По делу № 2а-869\2021, решением по которому в иске отказано, предметом взыскания являлась недоимки по земельному налогу за 2017 год на иной объект налогообложения с кадастровым номером (ОКТМО 28620480).

Возражения Киселева А.А. на судебный приказ, также как и на иск, заключаются в том, что оплатил земельный налог, не имеет задолженности, у него отсутствует право собственности на объект налогообложения. Данные возражения объективного подтверждения не нашли.

В письме Межрайонной ИФНС №9 по Тверской области от 03.06.2021 №13-14/07120 Киселев А.А. информирован, что по состоянию на 28.05.2021 за ним числится недоимка по земельному налогу в сумме 395 руб. и пени. Поскольку суду не представлен запрос, на который дан ответ, относимость письма к делу не определяется. Содержание письма само по себе факт иной недоимки по земельному налогу не опровергает.

Представленные ответчиком в подтверждение уплаты земельного налога квитанции относятся к ОКТМО 28620480, в то время как предметом взыскания по делу является недоимка по земельному налогу, начисленному на объект с другим ОКТМО.

Исходя из положений ст.44 ч.3 НК РФ обязанность по уплате налога прекращается в связи с его уплатой. В то же время, согласно положениям ст. 48, 70 НК РФ несвоевременная уплата налога предусматривает возможность применения налоговым органом такой обеспечительной меры как взыскание пени.

В соответствии со ст. 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

Указанной статьей предусмотрен порядок взыскания соответствующих пеней. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

Исходя из положений ст.44 ч.3 НК РФ обязанность по уплате налога прекращается в связи с его уплатой. В то же время, согласно положениям ст. 48, 70 НК РФ несвоевременная уплата налога предусматривает возможность применения налоговым органом такой обеспечительной меры как взыскание пени.

В постановлении от 17 декабря 1996 года N 20-П и определении от 4 июля 2002 года N 202-О Конституционный Суд Российской Федерации указал, что налоговое обязательство состоит в обязанности налогоплательщика уплатить определенный налог, установленный законом. Неуплата налога в срок должна быть компенсирована погашением задолженности по налоговому обязательству, полным возмещением ущерба, понесенного государством в результате несвоевременного внесения налога. Поэтому к сумме собственно не внесенного в срок налога законодатель вправе добавить дополнительный платеж-пеню как компенсацию потерь государственной казны в результате недополучения налоговых сумм в срок. Данная мера носит восстановительный характер.

В соответствии со ст. 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

Указанной статьей предусмотрен порядок взыскания соответствующих пеней. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

В связи с несвоевременной уплатой в установленный законом срок налоговых платежей, налогоплательщику Киселеву А.А. на основании ст. 75 НК РФ налоговым органом начислены пени на недоимку 2016 года за период с 02.12.2017 по 29.07.2018 в сумме 20,04 руб.; на недоимку 2017 года за период с 04.12.2018 по 19.01.2019 – в размере 3 руб. 60 коп., на недоимку 2018 года за период с 03.12.2019 по 24.12.2019 в размере 1 руб. 57 коп., на недоимку 2019 года за период с 02.12.2020 по 14.12.2020 в размере 0 руб.68 коп., всего25 руб. 89 коп. Размер пени подтвержден расчетом.

Поскольку ответчиком не представлено доказательств уплаты земельного налога за 2016-2019 годы за земельный участок с кадастровым номером (ОКТМО 28701000), пени, наряду с основной недоимкой, подлежат взысканию с ответчика в бюджет.

В соответствии со ст. 48 НК РФ заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Установлено, что налоговый орган обращался к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании с Киселева А.А. той же задолженности. 10.12.2021 вынесен судебный приказ, но 30.12.2021 определением мирового судьи судебного участка № 17 Тверской области, чьи обязанности исполнял мировой судья судебного участка № 19 Тверской области, он отменен в связи с поступившими возражениями должника.

Срок обращения в суд с административным иском о взыскании недоимки после отмены судебного приказа административным истцом не пропущен.

Согласно ст. 114 КАС РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от которой административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, поэтому с ответчика следует взыскать в соответствующий бюджет государственную пошлину – 400 руб., исчисленную в порядке п.1 ч.1 ст. 333.19 НК РФ.

Руководствуясь ст.175-180, 290 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования удовлетворить.

Взыскать с Киселева А. А.ча, ДД.ММ.ГГГГ г.рождения, уроженца <данные изъяты>, зарегистрированного по месту жительства по адресу: <адрес>, в соответствующий бюджет через Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы Российской Федерации № 9 по Тверской области недоимку по земельному налогу за 2016-2019 годы в размере 1374 руб., пени в сумме 25 руб.89 коп. (в том числе на недоимку 2016 года за период с 02.12.2017 по 29.07.2018 в сумме 20,04 руб.; на недоимку 2017 года за период с 04.12.2018 по 19.01.2019 – в размере 3 руб. 60 коп., на недоимку 2018 года за период с 03.12.2019 по 24.12.2019 в размере 1 руб. 57 коп., на недоимку 2019 года за период с 02.12.2020 по 14.12.2020 в размере 0 руб.68 коп.), всего – 1399,89 руб.

Взыскать с Киселева А. А.ча, ДД.ММ.ГГГГ г.рождения, уроженца <данные изъяты>, зарегистрированного по месту жительства по адресу: <адрес>, государственную пошлину в доход бюджета Калининского района Тверской области в сумме 400 руб.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд через Калининский районный суд в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме.

Судья Е.В. Гуляева

Мотивированное решение составлено 06 мая 2022 (в течение 10 рабочих дней).

Дело № 2а-700/2022