Дело № 3а-30/2021 (УИД 37OS0000-01-2021-000017-04)
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
8 июля 2021 года г. Иваново
Ивановский областной суд в составе
председательствующего судьи Запятовой Н.А.
при секретаре Солдатенковой И.Ю.
с участием прокурора Родионовой О.В.,
представителей:
административного истца – Кудрявцева В.В., Даричевой М.В.,
административного ответчика Карика О.Н., Моревой Е.Н.,
заинтересованного лица Костерина И.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению открытого акционерного общества «Кинешемская городская электросеть» (ОАО «Кинешемская ГЭС») о признании недействующими постановлений Департамента энергетики и тарифов Ивановской области от 29 декабря 2020 г. № 77-э/2 «Об установлении необходимой валовой выручки и долгосрочных параметров регулирования для ОАО «Кинешемская ГЭС» на 2021-2025 годы, в отношении которого тарифы на услуги по передаче электрической энергии устанавливаются на основе долгосрочных параметров регулирования», от 30 декабря 2020 г. № 78-э/5 «Об индивидуальных тарифах на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями Ивановской области на 2021 год» в части,
установил:
постановлением Департамента энергетики и тарифов Ивановской области (далее – Департамент) от 29 декабря 2020 г. № 77-э/2 «Об установлении необходимой валовой выручки и долгосрочных параметров регулирования для ОАО «Кинешемская ГЭС» на 2021-2025 годы, в отношении которого тарифы на услуги по передаче электрической энергии устанавливаются на основе долгосрочных параметров регулирования» для указанной регулируемой организации были установлены долгосрочные параметры регулирования, в том числе базовый уровень подконтрольных расходов на 2021 г. в размере 57,39736 млн. руб. (приложение 1) и необходимая валовая выручка (без учета оплаты потерь) на указанный долгосрочный период регулирования, в том числе на 2021 г. в размере 86 461,77 тыс. руб. (приложение 2).
Постановлением Департамента от 30 декабря 2020 г. № 78-э/5 «Об индивидуальных тарифах на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями Ивановской области на 2021 год» в том числе для взаиморасчетов между сетевыми организациями ОАО «Кинешемская ГЭС» и ПАО «МРСК Центра и Приволжья» установлен индивидуальный тариф на услуги по передаче электрической энергии на 1 полугодие 2021 г. в размере 1,26488 руб./кВт·ч, на 2 полугодие в размере 1,30149 руб./кВт·ч в соответствии с приложением к указанному постановлению (строка 6).
Указанные постановления опубликованы в официальном печатном издании «Ивановская газета» №4(6389) от 26 января 2021 г.
Общество с ограниченной ответственностью «Кинешемская ГЭС» (далее – ООО «Кинешемская ГЭС», Общество), являющееся сетевой организацией, осуществляющей оказание услуг по передаче электрической энергии, обратилось в Ивановский областной суд с настоящим административным иском, в котором просит признать недействующими постановления Департамента энергетики и тарифов Ивановской области:
- от 29 декабря 2020 г. № 77-э/2 «Об установлении необходимой валовой выручки и долгосрочных параметров регулирования для ОАО «Кинешемская ГЭС» на 2021-2025 годы, в отношении которого тарифы на услуги по передаче электрической энергии устанавливаются на основе долгосрочных параметров регулирования»,
- от 30 декабря 2020 г. № 78-э/5 «Об индивидуальных тарифах на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями Ивановской области на 2021 год» (в части установления индивидуального тарифа на услуги по передаче электрической энергии для ОАО «Кинешемская ГЭС»).
Заявленные требования мотивированы несогласием с размером учтенных в составе необходимой валовой выручки Общества на содержание электрических сетей на 2021 г., принимаемой в расчет единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии, затрат на оплату труда производственного персонала, а также стоимостью потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям, учитываемой при формировании индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии, предназначенных для взаиморасчетов со смежными сетевыми организациями.
В обоснование приведенных доводов административный истец заявляет о некорректном расчете и занижении принятой Департаментом среднемесячной заработной платы на 1 работника и указывает, что расчет нормативной численности производственного персонала произведен органом регулирования без учета Нормативов численности промышленно-производственного персонала распределительных электрических сетей, разработанных ОАО «ЦОТэнерго» и утвержденных 03 декабря 2004 г. РАО «ЕЭС России» и принятой в Обществе новой системы условных единиц (4627,523 у.е.), в соответствии с которыми в составе нормативной численности было заявлено 6 единиц на оперативно-диспетчерское обслуживание с учетом организации круглосуточной работы диспетчера. Кроме того, полагает неправомерным не включение Департаментом в состав нормативной численности прочего персонала по ряду специальностей (специалист по закупкам, эколог, начальник отдела материально-технического обеспечения и транспорта, смотритель зданий и сооружений, плотник, маляр, штукатур, каменщик, слесарь-сантехник, инженер производственно-технического отдела для проведения инвентаризации сетей, диспетчер автомобильного транспорта, техник по сметно-договорным работам, инженер АИСКУЭ, корпоративный секретарь, уборщик производственных и служебных помещений).
Определение Департаментом прогнозной цены покупки потерь электрической энергии на 2021 г., по мнению административного истца, не соответствует порядку, установленному пунктом 81 Основ ценообразования и пункту 13 Методических указаний, поскольку в расчете не использованы прогнозные цены, установленные НП Советом рынка.
Учет указанных расходов в составе необходимой валовой выручки не в полном объеме ведет к нарушению прав Общества как регулируемой организации.
В судебном заседании представители административного истца Кудрявцев В.В. и Даричева М.В. поддержали заявленные исковые требования по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении и письменных пояснениях к нему.
Представители административного ответчика Морева Е.Н., Карика О.Н. в судебном заседании возражали относительно удовлетворения административного иска, сославшись на доводы письменных возражений, из которых следует, что при установлении необходимой валовой выручки для ОАО «Кинешемская ГЭС» на долгосрочный период регулирования 2021-2025 гг. Департаментом был применен метод долгосрочной индексации необходимой валовой выручки. При установлении необходимой валовой выручки для Общества на 2021 г. нормативная численность производственного персонала ОАО «Кинешемская ГЭС» была принята в количестве 106 человек с учетом объема оборудования 2483,62 у.е., в том числе численность АУП 22,93 чел., производственных рабочих – 51,79 чел., дополнительный персонал – 31,39 чел., и определена на основании Рекомендаций по нормированию труда работников энергетического хозяйства, утвержденных приказом Госстроя России от 03 апреля 2000 г. № 68; среднемесячная заработная плата на 1-го работника учтена в размере 29 897,44 руб. (что больше заявленного размера) и определена на основании фактической численности персонала Общества за 2019 г., фактических расходов на оплату труда за 2019 г. и прогнозных индексов потребительских цен на 2020 и 2021 г.г. Затраты на покупку потерь электрической энергии в сетях Общества рассчитаны по формуле пункта 13 Методических указаний, исходя из прогнозной цены покупки потерь (с учетом мощности), определенной с учетом официально опубликованных советом рынка данных о прогнозных свободных (нерегулируемых) ценах на электрическую энергию и других составляющих. При этом плановая на 2021 г. необходимая валовая выручка на компенсацию нормативных потерь электрической энергии в сетях ОАО «Кинешемская ГЭС» определена в размере больше заявленного непосредственно Обществом на 1963,28 тыс. руб.
Представитель заинтересованного лица ПАО «МРСК Центра и Приволжья» Костерин И.С. в судебном заседании полагал заявленные требования не подлежащими удовлетворению по основаниям, изложенным в письменном отзыве (т.1 л.д.241-242).
Выслушав пояснения представителей административного истца, административного ответчика, заинтересованного лица, исследовав и оценив материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего заявленные требования административного истца не подлежащими удовлетворению, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
В силу пункта 4 статьи 23.1 Федерального закона от 26 марта 2003 г. № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, а также предельные (минимальный и (или) максимальный) уровни таких цен (тарифов) подлежат государственному регулированию на оптовом и (или) розничных рынках.
На основании пункта 3 статьи 24 вышеназванного Федерального закона, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов устанавливают цены (тарифы), указанные в статье 23.1 данного Федерального закона, за исключением цен (тарифов), регулирование которых осуществляется Правительством Российской Федерации или федеральным органом исполнительной власти в области регулировании тарифов.
В Ивановской области таким органом в силу подпункта 3.1.1 Положения о Департаменте энергетики и тарифов Ивановской области, утвержденного Постановлением Правительства Ивановской области от 25 декабря 2014 г. № 577-п, является названный Департамент.
Государственное регулирование цен (тарифов) в электроэнергетике осуществляется в порядке, установленном Основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике (далее - Основы ценообразования) и Правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике (далее - Правила), утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 г. № 1178, Методическими указаниями по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации нормативной валовой выручки (далее – Методические указания), утвержденными Приказом Федеральной Службы по тарифам от 17 февраля 2012 г. № 98-э.
Согласно пункту 12 Основ ценообразования одним из методов регулирования цен (тарифов) является метод долгосрочной индексации необходимой валовой выручки.
В соответствии с пунктом 38 Основ ценообразования тарифы на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемые с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, регулирующими органами определяются в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной антимонопольной службой.
Расчет тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, осуществляется в соответствии с Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или на ином законном основании территориальным сетевым организациям, утверждаемыми в соответствии с пунктом 81 Основ ценообразования, с учетом определенной в соответствии с главами III, IV Методических указаний необходимой валовой выручки (пункт 4 Методических указаний № 98-э).
Долгосрочные тарифы определяются на основе долгосрочных параметров регулирования, которые в течение долгосрочного периода регулирования не меняются. К ним относится в том числе базовый уровень подконтрольных расходов, устанавливаемый регулирующими органами (пункт 6 Методических указаний).
Исходя из пункта 11 Методических указаний № 98-э, уровень подконтрольных расходов на первый (базовый) год долгосрочного периода регулирования (базовый уровень подконтрольных расходов) применяется для определения необходимой валовой выручки в части содержания электрических сетей и устанавливается регулирующими органами в соответствии с пунктом 12 Методических указаний методом экономически обоснованных расходов. При установлении базового уровня подконтрольных расходов учитываются результаты анализа обоснованности расходов регулируемой организации, понесенных в предыдущем периоде регулирования, и результаты проведения контрольных мероприятий.
При расчете базового уровня подконтрольных расходов, связанных с передачей электрической энергии, в базовом году долгосрочного периода регулирования учитываются, в том числе, затраты на оплату труда, определяемые на основе пункта 26 Основ ценообразования (подпункт 3 пункта 12 Методических указаний).
В соответствии с десятым абзацем подпункта 3 пункта 3 и восьмым абзацем пункта 63 Основ ценообразования в систему регулируемых цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность) входит, в числе прочих, индивидуальная цена (тариф) на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между двумя сетевыми организациями за оказываемые друг другу услуги по передаче (тариф взаиморасчетов между двумя сетевыми организациями), которую на розничном рынке на очередной финансовый год устанавливают органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно десятому абзацу пункта 63 Основ ценообразования тариф взаиморасчетов между двумя сетевыми организациями определяется исходя из разности между тарифной выручкой сетевой организации - получателя услуги по передаче электрической энергии, получаемой ею от потребителей электрической энергии на всех уровнях напряжения, и необходимой валовой выручкой (с учетом расходов на оплату потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям и средств, получаемых (оплачиваемых) от других сетевых организаций).
Регулирующий орган определяет НВВ, учитываемую при установлении тарифов, по результатам экспертизы предложений и обосновывающих материалов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность (пункты 12, 20, 22, 23 Правил регулирования цен). При этом регулирующий орган принимает меры, направленные на исключение из расчетов экономически не обоснованных расходов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность (пункт 7 Основ ценообразования).
ОАО «Кинешемская ГЭС» является сетевой организацией, владеющей на законном основании объектами электросетевого хозяйства, через которые осуществляется снабжение электрической энергией конечных потребителей, для которой период с 2021 по 2025 годы является очередным долгосрочным периодом регулирования, вследствие чего относится к субъектам спорных правоотношений.
Как следует из материалов дела, экспертной группой Департамента проведена экспертиза материалов по расчету необходимой валовой выручки (далее – НВВ), представленных Обществом письмом от 29 апреля 2020 г. и дополнительно 16 ноября 2020 г., по результатам которой 11 декабря 2020 г. составлено экспертное заключение по расчету НВВ на содержание электрических сетей на 2021 год, принимаемой в расчет единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии (мощности) по Ивановской области на 2021 год, и долгосрочных параметров регулирования, 30 декабря 2020 г. составлены экспертные заключения по расчету для ООО «Промэнергосеть-Кохма» индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии, предназначенных для взаиморасчетов со смежными сетевыми организациями, на 2021 г. и по расчету единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Ивановской области на 2021 год (т.1 л.д.161-183).
Оспариваемые в части нормативные правовые акты, которыми установлены необходимая валовая выручка и индивидуальные тарифы для взаиморасчетов между сетевыми организациями на 2021 год приняты на заседании Правления, в подтверждение чему в материалы дела представлены выписки из протоколов от 29, 30 декабря 2020 г. (т.1 л.д.191-202).
В соответствии с пунктом 1.4 Положения о Департаменте энергетики и тарифов Ивановской области, решения данного органа оформляются постановлениями и опубликовываются в «Собрании законодательства Ивановской области» и (или) «Ивановской газете» и (или) размещаются на официальном сайте Правительства Ивановской области (www.ivanovoobl.ru) (пункт 1.4 Положения), что соответствует порядку опубликования и введения в действие, установленному статьей 2 Закона Ивановской области от 23 ноября 1994 г. № 27-ОЗ «О порядке обнародования (официального опубликования) правовых актов Ивановской области, иной официальной информации».
Указанные требования нормативных правовых актов Департаментом выполнены.
Правомочность органа, принявшего оспариваемые постановления, порядок введения в действие и опубликования оспариваемых нормативных правовых актов административным истцом в ходе судебного разбирательства не оспаривались.
Таким образом, оспариваемые нормативные правовые акты приняты Департаментом энергетики и тарифов Ивановской области в пределах своих полномочий с соблюдением требований законодательства Российской Федерации и Ивановской области к его форме, порядку принятия и введения в действие.
Проверяя оспариваемые нормативные акты на предмет их соответствия нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующим выводам.
При определении расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, регулирующие органы определяют размер фонда оплаты труда с учетом отраслевых тарифных соглашений, заключенных соответствующими организациями, и фактического объема фонда оплаты труда и фактической численности работников в последнем расчетном периоде регулирования, а также с учетом прогнозного индекса потребительских цен (пункт 26 Основ ценообразования).
Согласно экспертному заключению от 11 декабря 2020 г. по расчету необходимой валовой выручки ОАО «Кинешемская ГЭС» на содержание электрических сетей на 2021 год, принимаемой в расчет единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии (мощности) по Ивановской области на 2021 год, и долгосрочных параметров регулирования на 2021-2025 г.г., экономически обоснованный плановый фонд оплаты труда на 2021 год определен Департаментом для ОАО «Кинешемская ГЭС» в размере 38 029,54 тыс. руб. (вместо заявленных ОАО «Кинешемская ГЭС» расходов на 2021 год в сумме 55870,10 тыс. руб.).
На основании документов, представленных административным истцом в материалы тарифного дела по установлению в отношении ОАО «Кинешемская ГЭС» тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2021-2025гг., а именно:
- предложения ОАО «Кинешемская ГЭС» о размере цен (тарифов), долгосрочных параметров регулирования на услуги по передаче электроэнергии на 2021-2025 гг. (ТД л.д.3-6),
- таблицы № П1.16 «Расчет расходов на оплату труда» (ТД л.д.25),
- таблицы № 1.6 «Расшифровка расходов субъекта естественных монополий, оказывающего услуги по передаче электроэнергии (мощности) по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям» приложения № 1 к Порядку ведения раздельного учета доходов и расходов субъектами естественных монополий в сфере услуг по передаче электрической энергии и оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике, утвержденному приказом Минэнерго РФ от 13.12.2011 № 585 (ТД л.д.219),
фактическая численность персонала по регулируемому виду деятельности «передача электрической энергии» за 2019 год составила 122 человека, фактические расходы на оплату труда за 2019 год по регулируемому виду деятельности «передача электрической энергии» составили 40 938,85 тыс. руб. и среднемесячная заработная плата на 1 работника по регулируемому виду деятельности «передача электрической энергии» за 2019 год составила 27 963,70 руб. (40 938,85 тыс. руб./122/12*1000).
С учетом прогнозных индексов потребительских цен на 2020 и 2021 годы (1,032 и 1,036 соответственно), принятых согласно прогнозу социально-экономического развития Российской Федерации до 2023 года, экономически обоснованная плановая на 2021 год среднемесячная заработная плата на 1 работника ОАО «Кинешемская ГЭС» по регулируемому виду деятельности «передача электрической энергии» принята Департаментом в размере 29 897,44 руб. (27 963,70 руб.*1,032*1,036), при заявленной ОАО «Кинешемская ГЭС» на 2021 год - 28303 руб.
С учетом вышеизложенного, Департамент определил плановую на 2021 год экономически обоснованную среднемесячную заработную плату на 1 работника ОАО «Кинешемская ГЭС» по регулируемому виду деятельности «передача электрической энергии» на основании фактической среднемесячной заработной платы на 1 работника ОАО «Кинешемская ГЭС» по регулируемому виду деятельности «передача электрической энергии» за 2019 год, указанной непосредственно самой регулируемой организацией.
Таким образом, доводы административного истца о некорректном расчете и занижении принятой Департаментом среднемесячной заработной платы на 1 работника, с учетом предоставленных ОАО «Кинешемская ГЭС» в материалы тарифного дела документов, являются не обоснованными.
Несогласие административного истца с определенным Департаментом размером затрат на оплату труда связано с различным подходом к определению нормативной численности персонала.
При определении расходов на оплату труда регулятором произведен расчет нормативной численности персонала.
При расчете нормативной численности персонала ОАО «Кинешемская ГЭС» Департамент руководствовался методикой расчета на основании Приказа Госстроя РФ от 03 апреля 2000 г. № 68 «Об утверждении Рекомендаций по нормированию труда работников энергетического хозяйства. Часть 3. Нормативы численности работников коммунальных электроэнергетических предприятий» (далее – Приказ №68). Согласно произведенному Департаментом расчету нормативная численность руководителей, специалистов, служащих и рабочих ОАО «Кинешемская ГЭС» составила 75 человек. В соответствии с пунктом 1.13 Приказа № 68 вышеуказанная нормативная численность определена с использованием метода интерполяции. Кроме этого, согласно пункту 1.12 Приказа № 68 Департамент учел численность работников, не предусмотренных Приказом № 68, но необходимых предприятию для обеспечения технологического процесса по передаче электрической энергии, в количестве 31 человека (с учетом штатного расписания ОАО «Кинешемская ГЭС» и доли расходов, относимых на передачу электрической энергии – 0,8926).
Общая нормативная численность персонала ОАО «Кинешемская ГЭС» по регулируемому виду деятельности «передача электрической энергии» на 2021 год составила 106 человек (против заявленной 164,5 человек).
В соответствии с пунктом 2.1.4 Приказа № 68 Департаментом в составе вышеуказанной общей нормативной численности была учтена нормативная численность персонала ОАО «Кинешемская ГЭС» на оперативно-диспетчерское обслуживание (начальник диспетчерской службы, диспетчер предприятия (района)) в количестве 0,78 человек с учетом заявленного ОАО «Кинешемская ГЭС» в материалах тарифного дела объема условных единиц обслуживаемого электросетевого хозяйства менее 3200 у.е. (2483,62 у.е.).
При этом тарифный орган применил в расчетах метод интерполяции в соответствии с пунктом 1.13 Приказа № 68, согласно которому если числовые значения значительно отличаются от предельных интервалов, нормативную численность рекомендуется определять методом интерполяции.
Административным истцом в материалах тарифного дела заявлен расчет нормативной численности персонала на оперативно-диспетчерское обслуживание по пункту 2.1.4 Приказа № 68 в количестве 6 человек, однако с учетом объема условных единиц обслуживаемого электросетевого хозяйства менее 3 200 у.е. такой расчет не соответствует установленным в приведенном пункте Приказа № 68 условиям и нормативам численности на объем условных единиц обслуживаемого электросетевого хозяйства ОАО «Кинешемская ГЭС».
Доводы административного истца об организации круглосуточного оперативно-диспетчерского обслуживания не основаны на положениях подпункта «а» пункта 2.1.4 Приказа № 68 и примечаний к нему, согласно которым организацию круглосуточной работы диспетчера предусматривает норматив в 5 человек для предприятий с объемом работы 3201 и более условных единиц, а для обслуживания электросетевого хозяйства в объеме до 3200 условных единиц определена предельная величина в количестве 1-ой единицы. С учетом заявленного ОАО «Кинешемская ГЭС» в материалах тарифного дела объема условных единиц обслуживаемого электросетевого хозяйства 2 483,62 у.е. организация круглосуточной работы диспетчера нормативами Приказа № 68 не предусмотрена.
Кроме того, в силу пункта 9 Правил оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2004 г. № 854 «Об утверждении правил оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике» (в редакции, действующей на момент принятия оспариваемых нормативно-правовых актов), на объектах электроэнергетики и энергопринимающих установках потребителей электрической энергии с управляемой нагрузкой, виды которых определяются системным оператором (в технологически изолированной территориальной электроэнергетической системе - соответствующим субъектом оперативно-диспетчерского управления), субъекты электроэнергетики и потребители электрической энергии, которым принадлежат указанные объекты и установки, организуют круглосуточное дежурство.
Вместе с тем, как следует из материалов дела, сведений о наличии у ОАО «Кинешемская ГЭС» объектов электроэнергетики с управляемой нагрузкой тарифному органу не заявлено, тем самым доказательств экономической обоснованности данных расходов административным истцом не представлено.
Указание административного истца о необходимости применения при расчете нормативной численности персонала на оперативно-диспетчерское обслуживание Нормативов численности промышленно-производственного персонала распределительных электрических сетей, разработанных ОАО «ЦОТэнерго» и утвержденных 03 декабря 2004 г. РАО «ЕЭС России», согласно положениям пункта 4.2 и таблицы 4.2.17 (с примечанием) которых «для городских РЭС, имеющих телемеханизацию или обслуживающих муниципальные сети, нормативная численность диспетчеров РЭС устанавливается в количестве 5-ти человек независимо от размера РЭС (районная эксплутационная служба)», суд признает необоснованным, поскольку основанный на такой методике расчет нормативной численности в материалы тарифного дела ОАО «Кинешемская ГЭС» не предоставлялся и не мог быть оценен Департаментом в ходе их рассмотрения, вследствие чего не может быть принято во внимание при рассмотрении данного дела.
Согласно представленным ОАО «Кинешемская ГЭС» в материалах тарифного дела расчетам нормативной численности работников коммунальных электроэнергетических предприятий, данные расчеты были выполнены административным истцом именно с применением приказа Госстроя России № 68, что подтверждается соответствующими сносками под самими расчетными таблицами.
Именно вышеуказанные расчеты и анализировались Департаментом в рамках экспертизы предложений об установлении цен (тарифов), представленных непосредственно административным истцом. С учетом вышеизложенного, доводы ОАО «Кинешемская ГЭС» о безосновательном самостоятельном применении Департаментом норм Приказа № 68 не соответствуют действительности.
При этом расчет нормативной численности персонала, выполненный в соответствии с Нормативами численности промышленно-производственного персонала распределительных электрических сетей, разработанными ОАО «ЦОТэнерго» и утвержденными 03 декабря 2004 г. РАО «ЕЭС России», в материалы тарифного дела ОАО «Кинешемская ГЭС» не представлялся.
Кроме того, не имеется в материалах тарифной заявки и доказательств организации телемеханизации и наличия у ОАО «Кинешемская ГЭС» устройств телемеханики, позволяющих собирать и передавать информацию о функционировании объектов электрической сети, а также передавать команды диспетчерского управления обозначенным объектам, либо эксплуатации муниципальных сетей.
Указание ОАО «Кинешемская ГЭС» на принятую в Обществе на основании приказа от 29 декабря 2020 г. № 145-а-х новую систему условных единиц в большем объеме (4627,523 у.е.), чем было заявлено в материалы тарифного дела (2 483,62 у.е.), суд считает необоснованным, так как данные документы: методические указания, расчет объема условных единиц, а также скорректированный расчет нормативной численности работников (приложение к административному иску т.1 л.д. 66-94) в материалы тарифного дела ОАО «Кинешемская ГЭС» в установленные законодательством сроки не предоставлялись и не могли быть оценены Департаментом в ходе их рассмотрения, вследствие чего они не могут быть приняты во внимание при рассмотрении данного дела.
В соответствии с пунктом 12 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 г. № 1178 (далее – Правила), организации, осуществляющие регулируемую деятельность, вправе представить в регулирующий орган дополнительные материалы к предложениям об установлении цен (тарифов) по своей инициативе не позднее 30 рабочих дней до даты наступления очередного периода регулирования. Уточненные предложения подлежат опубликованию в порядке, установленном стандартами раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 21 января 2004 г. № 24 «Об утверждении стандартов раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии».
В представленных ОАО «Кинешемская ГЭС» в материалы тарифного дела от 16 ноября 2020 г. уточненных предложениях об установлении цен (тарифов) на 2021-2025 гг. объем условных единиц обслуживаемого электросетевого хозяйства также составлял 2483,62 у.е.
Кроме того, согласно пункту 1.12 Приказа № 68 Департамент при расчете нормативной численности персонала ОАО «Кинешемская ГЭС» учел численность работников, функции которых не предусмотрены Приказом № 68, но необходимых предприятию для обеспечения технологического процесса по передаче электрической энергии, в количестве 31 человека (с учетом штатного расписания ОАО «Кинешемская ГЭС» и доли расходов, относимых на передачу электрической энергии – 0,8926).
Также суд считает обоснованным отклонение органом регулирования заявленной административным истцом к учету численности прочего персонала по ряду специальностей, поскольку норматив численности по аналогичным функциям уже учитывается соответствующими нормативами Приказа № 68, кроме того, какого-либо отдельного расчета нормативной численности по заявленным должностям со ссылками на утвержденные нормативы и методические указания, как и обоснования необходимости в дополнительной численности ОАО «Кинешемская ГЭС» в материалы тарифного дела предоставлено не было.
Так, относительно заявленной ОАО «Кинешемская ГЭС» дополнительно нормативной численности специалиста по закупочной деятельности (в штатном расписании ОАО «Кинешемская ГЭС» - инженер юридической группы) в количестве 1 человека Департамент правомерно исходил из того, что норматив численности по данной функции уже учитывается соответствующими нормативами Приказа № 68 (Раздел 2, пункт 2.1. Нормативы численности руководителей, специалистов и служащих предприятий электрических сетей, наружного освещения и т.д., пп. 2.1.1., Таблица 1, строка 4 и строка 8) по функции управления «Материально-техническое снабжение и хозяйственное обслуживание», по которой предусмотрено, в том числе, составление специалистами договоров на поставку материалов и оборудования, контроль за их исполнением, а также по функции управления «Правовое обслуживание», по которой предусмотрено, в том числе, участие специалистов в работе по заключению хозяйственных договоров, подготовке заключений об их юридической обоснованности, контроль за выполнением договорных отношений.
В части заявленной ОАО «Кинешемская ГЭС» нормативной численности на эколога в размере 30% ставки Департамент обоснованно принял во внимание, что соответствии со штатном расписанием ОАО «Кинешемская ГЭС» данная должность и количество штатных единиц по ней не предусмотрены, следовательно, данный отдельный специалист в штате предприятия отсутствует и не требуется. Кроме того, положения Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» не регламентируют обязательное наличие на предприятии должности эколога, а лишь указывают о необходимости наличия руководителя или специалиста, ответственных за принятие решений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду, прошедших подготовку в области охраны окружающей среды и экологической безопасности.
Отклонение заявленной Обществом нормативной численности по должности начальник службы материально-технического обеспечения и транспорта обусловлено тем, что норматив численности по данной функции уже учитывается соответствующими нормативами Приказа № 68 (Раздел 2, пункт 2.1., пп. 2.1.1., Таблица 1, строка 4) по функции управления «Материально-техническое снабжение и хозяйственное обслуживание», по которой предусмотрено, в том числе, организация обеспечения предприятия всеми необходимыми для его производственной деятельности материальными ресурсами, контроль за движением материалов, составление договоров на поставку материалов и оборудования, контроль за их исполнением. Кроме того, так как Департаментом в составе численности основных производственных рабочих была учтена дополнительно должность слесаря по ремонту автомобилей, а численность руководителей, специалистов и служащих рассчитывается в зависимости от принятой численности рабочих, то, соответственно, нормативная численность по заявленной должности начальника службы материально-технического обеспечения и транспорта также учтена Департаментом при расчете нормативной численности руководителей, специалистов и служащих.
Кроме того, орган регулирования правомерно отметил, что ОАО «Кинешемская ГЭС» на выполнение работ по ремонту и обслуживанию автотранспорта также заключает отдельные договора подряда (договора с ООО «Инструментальный Контроль» на диагностику автотранспорта, договор абонентского обслуживания №197АО/2015 от 21 октября 2015 г. на обслуживание системы ГЛОНАСС с ФИО10, договор № 17 от 14 февраля 2019 г. с ИП ФИО11 на оказание услуг шиномонтажа и балансировки, договор № 3 от 01 января 2013 г. и № 2 от 05 апреля 2016 г. с ФИО12 на оказание услуг мойки машин и шиномонтажа, договор б/н от 01.2017 с ООО «Луидор-Сервис» на техобслуживание служебного транспорта и т.п.), которые учитывались Департаментом при расчете базового уровня подконтрольных расходов организации на 2021-2025 г.г.
Обоснованно не были учтены Департаментом отдельно при расчете нормативной численности заявленные ОАО «Кинешемская ГЭС» должности: смотритель зданий и сооружений, плотник, штукатур, маляр, каменщик и слесарь-сантехник.
Так, согласно установленным Приказом № 68 нормативам (Раздел 2, пункт 2.1., пп. 2.1.1., Таблица 1, строка 5) отдельная должность по функции управления «Контроль за капитальным ремонтом и строительством производственных объектов» предусмотрена только при штатной численности предприятия свыше 200 человек (при среднесписочной численности работников до 200 человек данная функция выполняется другими работниками предприятия). На данном основании должность смотрителя зданий и сооружений не была отдельно учтена Департаментом в расчете нормативной численности.
Норматив численности по должностям плотник, штукатур, маляр, каменщик в части их деятельности в сфере передачи электрической энергии также уже учитывается соответствующими нормативами Приказа № 68. Согласно п. 1.1. Раздела 1 Приказа № 68 данные рекомендации по нормированию трудозатрат предназначены для определения нормативной численности работников коммунальных электроэнергетических предприятий, осуществляющих выполнение всех видов ремонтно-эксплуатационных работ электроэнергетических устройств, оборудования и установок электрических сетей. Кроме того, так как нормативная численность руководителей, специалистов и служащих рассчитывается в зависимости от принятой численности рабочих, то, соответственно, нормативная численность специалистов для организации работ по ремонту строительной части зданий и сооружений и обслуживанию инженерных коммуникаций также учтена Департаментом при расчете нормативной численности руководителей, специалистов и служащих, в том числе по функции управления «Материально-техническое снабжение и хозяйственное обслуживание».
Используемые ОАО «Кинешемская ГЭС» для расчета нормативной численности персонала по вышеуказанным должностям «Рекомендации по нормированию труда работников, занятых содержанием и ремонтом жилищного фонда», утвержденные приказом Госстроя РФ от 09 декабря 1999 г. № 139, а также «Нормативы численности рабочих, занятых обслуживанием общественных зданий (зданий и управлений конструкторских и проектных организаций)», утвержденные Госкомтрудом СССР, являются специализированными нормативными документами, применяемыми при нормировании трудозатрат в организациях, осуществляющих деятельность по содержанию и ремонту жилищного фонда и общественных зданий, и не могут быть применены при нормировании трудозатрат на электросетевых предприятиях по виду деятельности «передача электрической энергии».
Также обоснованно Департаментом не была учтена отдельно при расчете нормативной численности ОАО «Кинешемская ГЭС» должность слесаря-сантехника, так как данная должность согласно штатному расписанию ОАО «Кинешемская ГЭС» полностью совмещается другим работником ОАО «Кинешемская ГЭС» и расходы на оплату труда по данной должности фактически уже учтены в составе расходов на оплату труда другого сотрудника. Кроме того, Департамент верно учел, что ОАО «Кинешемская ГЭС» на выполнение строительных и сантехнических работ заключает также отдельные договора подряда (замена лежаков отопления по дог. 1 от 29 августа 2019 г., замена радиаторов отопления по дог. №2 от 03 июня 2019 г., монтаж теплового узла по дог. № 2 от 29 августа 2019 г., отделка фасада по дог. № 11 от 30 июля 2019 г., ремонт стояков отопления по дог. №1 от 03 июня 2019 г. и т.п.), которые также учитывались Департаментом при расчете базового уровня подконтрольных расходов организации на 2021-2025 г.г.
Заявленная в составе нормативной численности должность инженера производственно-технического отдела для проведения инвентаризации сетей, диспетчера автотранспорта также обоснованно не была принята органом регулирования, поскольку норматив численности по данным функциям уже учитывается соответствующими нормативами Приказа № 68 (Раздел 2, пункт 2.1., пп. 2.1.1., Таблица 1) по функции управления «Производственно-техническая деятельность». В функции производственно-технической деятельности входит, в том числе разработка мероприятий по совершенствованию оперативного планирования, текущего учета производства и механизации диспетчерской службы, внедрение современных средств вычислительной техники, коммуникаций и связи, ведение учетно-отчетной документации. Кроме того, так как в составе численности основных производственных рабочих органом регулирования были учтены дополнительно должности водителей, а численность руководителей, специалистов и служащих рассчитывается в зависимости от принятой численности рабочих, то, соответственно, численность диспетчера автотранспорта, как специалиста, также была учтена при расчете нормативной численности руководителей, специалистов и служащих.
Аналогичный подход Департаментом был применен при отклонении отдельно заявленной к учету при расчете нормативной численности ОАО «Кинешемская ГЭС» должности инженера АИСКУЭ, так как норматив численности по данной функции уже учитывается соответствующими нормативами Приказа № 68 (Раздел 2, пункт 2.1., пп. 2.1.2., Таблица 3) по функции «Организация сбыта, контроль за рациональным использованием электроэнергии». Кроме того, орган регулирования обоснованно отметил, что с возрастанием автоматизации процесса учета и контроля за использованием электроэнергии, трудозатраты по данной функции в настоящее время наоборот сокращаются.
Должности техника по сметно-договорным работам и техника – помощника экономиста не приняты к учету, поскольку норматив численности по данной функции уже учитывается соответствующими нормативами Приказа № 68 (Раздел 2, пункт 2.1., пп. 2.1.1., Таблица 1) по функциям управления «Производственно-техническая деятельность» и «Технико-экономическое планирование, организация труда и заработной платы».
Относительно заявленной ОАО «Кинешемская ГЭС» в составе нормативной численности должности корпоративного секретаря в количестве 0,3 штатной единицы действия регулятора также не противоречат тарифному законодательству, поскольку норматив численности по данной функции уже учитывается соответствующими нормативами Приказа № 68 (Раздел 2, пункт 2.1., пп. 2.1.1., Таблица 1, строка 6) по функции управления «Делопроизводство», по которой предусмотрено, в том числе организация проведения телефонных переговоров руководителя, прием информации по приемно-переговорным устройствам, выполнение работ по подготовке заседаний и совещаний, проводимых руководителем, контроль за исполнением работниками предприятия изданных приказов и распоряжений, ведение контрольно-регистрационной картотеки, что и является, по сути, основными функциями корпоративного секретаря. Необходимость в численности по должности корпоративный секретарь с учетом каких-либо дополнительных функций, сверх предусмотренных Приказом № 68, при осуществлении именно регулируемой деятельности «передача электрической энергии» не обоснована ни в материалах тарифного дела, ни рамках данного административно-искового заявления. При этом какого-либо отдельного расчета нормативной численности по данной должности со ссылками на утвержденные нормативы и методические указания, в том числе на приказ Росимущества от 27 марта 2014 г. № 94 «Об утверждении Методических рекомендаций по организации работы корпоративного секретаря в акционерных обществах с государственным участием», ОАО «Кинешемская ГЭС» в материалы тарифного дела предоставлено не было, штатным расписанием ОАО «Кинешемская ГЭС» данная должность и количество штатных единиц по ней не предусмотрены.
В части доводов ОАО «Кинешемская ГЭС» о недостаточном учете Департаментом нормативной численности уборщиков производственных и служебных помещений позиция административного истца также является необоснованной. Численность уборщиков производственных и служебных помещений принята Департаментом на основании утвержденного штатного расписания ОАО «Кинешемская ГЭС», в том числе с учетом вакантных должностей, в количестве 5,4 штатных единиц и доли расходов, относимых на передачу электрической энергии – 0,8926 (5,4*0,8926).
Согласно разъяснениям ФАС России в письме от 16 октября 2020 г. №СП/90365-ПР/20 (с. 6), направленным в органы регулирования в рамках проводимой государством тарифной политики и рекомендаций по организации тарифной кампании 2021 года, при определении экономически обоснованных расходов на оплату труда размер плановой численности персонала организации по регулируемому виду деятельности не должен превышать значений нормативной численности.
В итоге экономически обоснованный размер фонда оплаты труда для ОАО «Кинешемская ГЭС» на 2021 год определен Департаментом в соответствии с действующим законодательством:
- экономически обоснованная плановая на 2021 год среднемесячная заработная плата на 1 работника определена с учетом фактического объема фонда оплаты труда и фактической численности работников в последнем расчетном периоде регулирования с учетом прогнозного индекса потребительских цен,
- экономически обоснованная плановая численность персонала на 2021 год определена не выше значений нормативной численности.
Кроме того, как и указывает административный истец, в Отраслевом тарифном соглашении (п. 2.6.) также предусмотрено, что размер плановой численности в целом по организации не должен превышать максимальных значений нормативной численности.
Таким образом, никаких нарушений положений Отраслевого тарифного соглашения как в части определения среднемесячной заработной платы на 1 работника, так и в части плановой численности персонала Департаментом не допущено.
Вопреки доводам административного истца Департамент в данном случае не берет на себя функции по определению фактической численность персонала, который будет участвовать в осуществлении регулируемой деятельности, а лишь определяет экономически обоснованные расходы на оплату труда и размер плановой численности персонала организации, подлежащие учету в составе расходов, относимых на регулируемый вид деятельности.
Ссылка на то, что плановые затраты на оплату труда на 2021 год (установлены в меньшем размере, чем фактические расходы на оплату труда 2019 год (40 938,9 тыс. руб.) и плановые затраты 2020 г. (38 334,1 тыс. руб.), не могут быть приняты во внимание с учетом следующего.
В соответствии с пунктом 38 Основ ценообразования базовый уровень подконтрольных расходов определяется регулирующими органами с использованием метода экономически обоснованных расходов (затрат) и метода сравнения аналогов.
Базовый уровень подконтрольных расходов устанавливается как сумма доли базового уровня подконтрольных расходов, рассчитанного с применением метода экономически обоснованных расходов (затрат) в соответствии с методическими указаниями по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки (приказ ФСТ России от 17 февраля 2012 г. № 98-э), и доли базового уровня подконтрольных расходов, рассчитанного с использованием метода сравнения аналогов в соответствии с методическими указаниями по определению базового уровня операционных, подконтрольных расходов территориальных сетевых организаций, необходимых для осуществления регулируемой деятельности, и индекса эффективности операционных, подконтрольных расходов с применением метода сравнения аналогов, утверждаемыми Федеральной антимонопольной службой (приказ ФСТ России от 18 марта 2015 г. № 421-э).
При определении для ОАО «Кинешемская ГЭС» базового уровня подконтрольных расходов, рассчитанного с использованием метода сравнения аналогов, органом регулирования было выявлено превышение фактических расходов в предыдущем периоде регулирования 2016-2020 г.г. над расходами, рассчитанными с использованием данного метода на основании установленных методическими указаниями удельными подконтрольными расходами на 1 МВА установленной трансформаторной мощности, на 1 км протяженности линий электропередач и на 1 точку присоединения.
Индекс эффективности подконтрольных расходов ОАО «Кинешемская ГЭС» на 2021-2025 г.г. также определен с использованием метода сравнения аналогов в размере 4%, что является достаточно высоким показателем и означает необходимость при определении плановых подконтрольных расходов на каждый год долгосрочного периода регулирования, начиная с 2022 года, ежегодного снижения данных расходов от установленного на начало долгосрочного периода регулирования базового уровня подконтрольных расходов на 4% с целью постепенного доведения данных расходов до эффективного уровня.
Все это означает, что деятельность ОАО «Кинешемская ГЭС» в предыдущем периоде регулирования была экономически неэффективной, фактические расходы по регулируемому виду деятельности превышали расходы, рассчитанные с использованием метода сравнения аналогов и, соответственно, средние расходы территориальных сетевых организаций на один и тот же объем эксплуатируемого оборудования и точку присоединения.
Так, например, базовый уровень подконтрольных расходов, рассчитанный с применением метода экономически обоснованных расходов (затрат), на 2021-2025 г.г. для ОАО «Кинешемская ГЭС» составил 58 868,53 тыс. руб., в том числе в составе него экономически обоснованные плановые расходы на 2021 год по фонду оплаты труда – 38 029,54 тыс. руб., а базовый (эффективный) уровень подконтрольных расходов, рассчитанный с использованием метода сравнения аналогов, всего лишь - 53 964,64 тыс. руб. (постатейная разбивка не предусмотрена), что как раз и подтверждает неэффективность регулируемой деятельности, фактически осуществляемой ОАО «Кинешемская ГЭС».
В итоге базовый уровень подконтрольных расходов на 2021-2025 г.г. для ОАО «Кинешемская ГЭС» был установлен как сумма доли (70%) базового уровня подконтрольных расходов, рассчитанного с применением метода экономически обоснованных расходов (затрат), и доли (30%) базового (эффективного) уровня подконтрольных расходов, рассчитанного с использованием метода сравнения аналогов, составил 57 397,36 тыс. руб. При этом регулируемая организация вправе самостоятельно в рамках установленного базового уровня подконтрольных расходов определять эффективный и необходимый размер каких-либо отдельных статей расходов, в том числе размер расходов на оплату труда.
При этом тот факт, что фактические расходы организации по оплате труда выше эталонных, безусловно не означает, что Департаментом допущены нарушения законодательства в области тарифного регулирования.
Доводы административного истца со ссылкой на приказ ФАС России от 25 декабря 2020 г. № 1275/20 «О внесении изменений в Методические указания по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденные приказом ФСТ России от 17 февраля 2012 г. № 98-э, и Методические указания по регулированию тарифов с применением метода доходности инвестированного капитала, утвержденные приказом ФСТ России от 30 марта 2012 г. № 228-э» о необходимости внесения Департаментом изменений в экспертное заключение от 11 декабря 2020 г. по расчету необходимой валовой выручки ОАО «Кинешемская ГЭС» на содержание электрических сетей на 2021 год, принимаемой в расчет единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии (мощности) по Ивановской области на 2021 год, и долгосрочных параметров регулирования на 2021-2025 г.г. путем исключения корректировки НВВ на 2021 год в связи с изменением (неисполнением) ОАО «Кинешемская ГЭС» инвестиционной программы за 2019 год до принятия постановления Департамента от 29 декабря 2020 г. № 77-э/2 не основаны на нормативно-правовых актах.
Приказом ФАС России от 25 декабря 2020 г. № 1275/20 предусмотрено, что при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2021 год не применяется корректировка НВВ в связи с изменением (неисполнением) инвестиционной программы только в части соответствующей составляющей суммарной корректировки, а именно, в связи с изменением (неисполнением) инвестиционной программы по факту за 9 месяцев при выявлении за этот период отклонения исполнения инвестиционной программы более чем на 10 процентов. Однако при этом сам приказ ФАС России от 25 декабря 2020 г. № 1275/20 вступил в силу только 03 марта 2021 г., т.е. уже после установления тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2021 год, и обратной силы не имеет.
Вместе с тем какие-либо корректировки НВВ ОАО «Кинешемская ГЭС» в связи с изменением (неисполнением) инвестиционной программы по факту за 9 месяцев 2019 года или за 9 месяцев 2020 года Департаментом при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии для ОАО «Кинешемская ГЭС» на 2021 год не производились, так как в соответствии с утвержденной инвестиционной программой ввод и финансирование объектов инвестиционной программы были предусмотрены в основном в 4 квартале соответствующего года, т.е. неисполнение инвестиционной программы по факту за первые три квартала выявлено быть не могло.
При установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии для ОАО «Кинешемская ГЭС» на 2021 год Департаментом была применена корректировка НВВ в связи с изменением (неисполнением) инвестиционной программы только в части соответствующей составляющей суммарной корректировки, а именно, в связи с изменением (неисполнением) инвестиционной программы по факту за 2019 год в целом, что было предусмотрено положениями действующих на момент принятия решений Методических указаний № 98-э.
Иных оснований для признания недействующими утвержденных оспариваемым постановлением № 77-э/2 долгосрочных параметров регулирования и необходимой валовой выручки на содержание электрических сетей на 2021 год Обществом не приведено и судом не установлено.
В отношении принятой Департаментом энергетики и тарифов Ивановской области (далее – Департамент) в составе утвержденных на 2021 год для ОАО «Кинешемская ГЭС» индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии суммы затрат (НВВ) на компенсацию нормативных потерь электрической энергии в сетях ОАО «Кинешемская ГЭС» на 2021 год в размере 59657,74 тыс. руб. суд также не усматривает в действиях регулятора нарушений тарифного законодательства.
В соответствии с пунктом 13 Методических указаний № 98-э (в ред. Приказа ФАС России от 31 августа 2020 г. № 801/20) необходимая валовая выручка (НВВ) в части оплаты технологического расхода (потерь) электрической энергии в i-м году долгосрочного периода регулирования определяется по формуле:
(11),
где:
ЦПi - прогнозная цена (тариф) покупки потерь электрической энергии в сетях (с учетом мощности) в году i, учитываемая при установлении тарифа на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, в соответствии с пунктом 81 Основ ценообразования;
- объем технологического расхода (потерь) электрической энергии в сетях территориальной сетевой организации, определенный на i-й год долгосрочного периода регулирования.
В соответствии с положениями пункта 81 Основ ценообразования стоимость потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям определяется на основании прогнозных рыночных цен на электрическую энергию (мощность), продаваемую на оптовом рынке, определяемых по субъектам Российской Федерации с учетом официально опубликованных советом рынка данных о прогнозных свободных (нерегулируемых) ценах на электрическую энергию, цен на электрическую энергию (мощность), установленных для квалифицированных генерирующих объектов, функционирующих на основе использования возобновляемых источников энергии, и информации об основных макроэкономических показателях прогноза социально-экономического развития Российской Федерации, одобренного Правительством Российской Федерации на расчетный период регулирования, а также с учетом сбытовой надбавки и величины платы за услуги, оказание которых неразрывно связано с процессом снабжения потребителей электрической энергией и цены (тарифы) на которые подлежат государственному регулированию.
Таким образом, в итоге прогнозная цена (тариф) покупки потерь электрической энергии в сетях (с учетом мощности) определяется (прогнозируется) регулирующим органом с учетом официально опубликованных советом рынка данных о прогнозных свободных (нерегулируемых) ценах на электрическую энергию.
При определении прогнозной цены покупки потерь электрической энергии в сетях для ОАО «Кинешемская ГЭС» на 2021 год Департамент в соответствии с требованиями пункта 81 Основ ценообразования руководствовался следующими составляющими цены покупки потерь электрической энергии в сетях ОАО «Кинешемская ГЭС» у гарантирующих поставщиков электрической энергии на территории Ивановской области (ООО «Ивановоэнергосбыт» и АО «ЭнергосбыТ Плюс»):
- прогнозной на 2021 год рыночной ценой на электрическую энергию (мощность), продаваемую на оптовом рынке, определенной с учетом официально опубликованных советом рынка данных о прогнозных свободных (нерегулируемых) ценах на электрическую энергию (https://www.np-sr.ru/ru/activity/prognozy-cen/prognozy-optovyh-cen-na-god/index.htm от 27.11.2020), и информацией об основных макроэкономических показателях прогноза социально-экономического развития Российской Федерации, одобренного Правительством Российской Федерации на расчетный период регулирования;
- установленными на 2021 год сбытовыми надбавками гарантирующих поставщиков электрической энергии на территории Ивановской области (ООО «Ивановоэнергосбыт» и АО «ЭнергосбыТ Плюс» - постановление Департамента от 30 декабря 2020 г. № 78-э/3) и величинами платы за услуги, оказание которых неразрывно связано с процессом снабжения потребителей электрической энергией и цены (тарифы) на которые подлежат государственному регулированию (плата АО «АТС» (приказ ФАС России от 16.12.2020 № 1225/20), АО «СО ЕЭС» (приказ ФАС России от 24.12.2020 г. № 1263/20) и АО «ЦФР» (плата утверждена Наблюдательным советом НП «Совет рынка» https://cfrenergo.ru/strategy/services/kompleksnaya-usluga-oao-tsfr/ )).
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 09 августа 2010 г. № 609 «О внесении изменений в стандарты раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии» Ассоциация «НП Совет рынка» официально на своем сайте (https://www.np-sr.ru) публикует информацию о прогнозных свободных (нерегулируемых) ценах на электрическую энергию (мощность) на следующий период регулирования по субъектам Российской Федерации. В соответствии с данным прогнозом отдельно публикуются:
- прогноз свободных (нерегулируемых) цен на электрическую энергию на оптовом рынке по субъектам Российской Федерации на соответствующий год (руб./МВт·ч);
- прогноз свободных (нерегулируемых) цен на мощность на оптовом рынке за 1 МВт пикового потребления по субъектам Российской Федерации на соответствующий год (руб./МВт).
Указанные сведения приобщены к материалам настоящего дела (т.2 л.д.211-222).
В соответствии с пунктом 13 Приказа ФСТ России от 17 февраля 2012 г. N 98-э орган регулирования должен определить прогнозную цену на покупку потерь электрической энергии с учетом мощности, то есть за 1 МВтч (руб./МВтч). Таким образом, на основании прогнозных показателей, опубликованных советом рынка, органу регулирования требуется определить средневзвешенную (с учетом цены на электрическую энергию и цены на мощность) прогнозную нерегулируемую цену на электрическую энергию.
Принимая во внимание то, что какие-либо нормативно-правовые акты, определяющие конкретную методику прогнозирования органами регулирования средневзвешенной цены (тарифа) покупки потерь электрической энергии в сетях (с учетом мощности) на следующий период регулирования отсутствуют, Департамент счел возможным воспользоваться формулой определения фактической средневзвешенной нерегулируемой цены на электрическую энергию (мощность), установленной пунктом 4(1) Правил определения и применения гарантирующими поставщиками нерегулируемых цен на электрическую энергию (мощность), утвержденных постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2011 г. № 1179, в соответствии с которым средневзвешенная нерегулируемая цена на электрическую энергию (мощность), используемая для расчета предельного уровня нерегулируемых цен для первой ценовой категории за расчетный период (m), рассчитывается гарантирующим поставщиком, рублей/МВт·ч по формуле:
, (3)
где:
- средневзвешенная нерегулируемая цена на электрическую энергию на оптовом рынке, определенная коммерческим оператором для соответствующего гарантирующего поставщика по результатам конкурентных отборов на сутки вперед и для балансирования системы в соответствии с настоящими Правилами в отношении расчетного периода (m), рублей/МВт·ч;
- коэффициент оплаты мощности потребителями (покупателями), осуществляющими расчеты по первой ценовой категории, определяемый гарантирующим поставщиком за расчетный период (m) по формуле (4), 1/час;
- средневзвешенная нерегулируемая цена на мощность на оптовом рынке, определенная коммерческим оператором оптового рынка для соответствующего гарантирующего поставщика в соответствии с настоящими Правилами в отношении расчетного периода (m), рублей/МВт;
- величина изменения средневзвешенной нерегулируемой цены на электрическую энергию (мощность) за расчетный период (m), используемая в расчете средневзвешенной нерегулируемой цены на электрическую энергию (мощность) по формуле (3), связанная с учетом данных за предыдущие расчетные периоды в случаях, предусмотренных Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии, определяемая гарантирующим поставщиком по формуле (6), рублей/МВт·ч.
Подробный расчет прогнозной цены покупки потерь электроэнергии в сетях ОАО «Кинешемская ГЭС» у ООО «Ивановоэнергосбыт», выполненный Департаментом, представлен в материалы дела (т.2 л.д.150 оборот).
Для прогнозирования цены покупки потерь с учетом мощности, как это предусмотрено законодателем, Департаментом был использован прогнозный коэффициент оплаты мощности потребителями, осуществляющими расчеты по первой ценовой категории, определенный гарантирующим поставщиком ООО «Ивановоэнергосбыт», сведения о размере которого на 2021 год (с разбивкой по полугодиям) были предоставлены Департаменту на основании направленного в указанных целях запроса (т.2 л.д.223-224).
Не оспаривая в целом необходимость применения в расчетах прогнозной цены указанного коэффициента, представитель административного истца заявил о некорректности использования Департаментом прогнозного коэффициента оплаты мощности потребителями, осуществляющими расчеты по первой ценовой категории, определенного гарантирующим поставщиком ООО «Ивановоэнергосбыт», со ссылкой на письмо ООО «Ивановоэнергосбыт» от 29 июня 2021 г. о том, что фактические данные за 2020 год, используемые для расчета прогнозного на 2021 год предельного уровня нерегулируемых цен для первой ценовой категории, в адрес Департамента не направлялись (т.2 л.д.207). Вместе с тем это письмо не опровергает факт направления в адрес Департамента со стороны гарантирующего поставщика указанных выше сведений о спорном коэффициенте, поскольку запрос ОАО «Кинешемской ГЭС» в ООО «Ивановоэнергосбыт» касался иных поставленных в нем вопросов (т.2 л.д.206).
При этом право осуществлять расчет указанного коэффициента оплаты мощности потребителями (покупателями), осуществляющими расчеты по первой ценовой категории, принадлежит гарантирующим поставщикам на основании пункта 4(2) Правил от 29 декабря 2011 г. № 1179.
Определение указанного прогнозного коэффициента советом рынка невозможно, поскольку его определение зависит от конкретного состава потребителей каждого гарантирующего поставщика и от соотношения потребления электрической энергии и мощности.
Ссылка представителей административного истца на информацию НП Совета рынка о прогнозных значениях предельных уровней нерегулируемых цен на электрическую энергию (мощность) для первой ценовой категории по состоянию на 20 ноября 2020 г. (т.2 л.д.156-163) не может быть принята во внимание, поскольку указанные цены установлены только на декабрь 2020 года, а не на плановый период 2021 года.
Приведенные административным истцом данные с официального сайта гарантирующего поставщика ООО «Ивановоэнергосбыт» (т.2 л.д.164-192) содержат сведения о фактической средневзвешенной нерегулируемой цене на электрическую энергию (мощность) и фактически сложившемся в 2021 году, а также в 2019-2020 годах размере коэффициента оплаты мощности потребителями первой ценовой категории, что также не исключает обоснованности определения Департаментом в декабре 2020 года прогнозной рыночной цены на электрическую энергию (мощность), продаваемую на оптовом рынке, на 2021 год.
Таким образом, суд считает, что прогнозная цена (тариф) покупки потерь электрической энергии в сетях (с учетом мощности) для ОАО «Кинешемская ГЭС» была определена (спрогнозирована) Департаментом на 2021 год без нарушений положений действующего законодательства, с учетом официально опубликованных советом рынка данных о прогнозных свободных (нерегулируемых) ценах на электрическую энергию на 2021 год и по аналогии с методикой определения гарантирующими поставщиками фактической средневзвешенной нерегулируемой цены на электрическую энергию (мощность).
В соответствии с экспертным заключением Департамента от 30 декабря 2020 г. по расчету для ОАО «Кинешемская ГЭС» индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии, предназначенных для взаиморасчетов со смежными сетевыми организациями, на 2021 год НВВ на компенсацию нормативных потерь электрической энергии в сетях ОАО «Кинешемская ГЭС» принята в сумме 59657,74 тыс. руб., исходя из прогнозной цены покупки потерь электрической энергии в сетях (с учетом мощности) в среднем на 2021 год - 3,70525 руб./кВтч и объема технологического расхода (потерь) электрической энергии в сетях территориальной сетевой организации на 2021 год – 16100,86 тыс. кВтч.
На основании документов, представленных ОАО «Кинешемская ГЭС» дополнительно 16 ноября 2020 г. в материалы тарифного дела по установлению тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2021-2025 г.г., а именно:
- уточненного предложения ОАО «Кинешемская ГЭС» о размере цен (тарифов), долгосрочных параметров регулирования на услуги по передаче электроэнергии на 2021-2025 гг. (стр. 1.1. – стр. 4),
- таблицы «Смета расходов» ОАО «Кинешемская ГЭС» (стр. 5.1., ст. 9),
- таблицы «Прогнозный баланс электрической энергии и мощности на 2021 год по сетям ОАО «Кинешемская ГЭС» (стр. 2, ст. 3),
НВВ на компенсацию нормативных потерь электрической энергии в сетях ОАО «Кинешемская ГЭС» заявлена в сумме 57694,46 тыс. руб., исходя из объема технологического расхода (потерь) электрической энергии в сетях территориальной сетевой организации на 2021 год – 15824,545 тыс. кВтч и, соответственно, прогнозной цены покупки потерь электрической энергии в сетях (с учетом мощности) в среднем на 2021 год - 3,64588 руб./кВтч (57694,46 тыс. руб. / 15824,545 тыс. кВтч), что ниже показателей, учтенных Департаментом.
Таким образом, Департамент определил плановую на 2021 год НВВ на компенсацию нормативных потерь электрической энергии в сетях ОАО «Кинешемская ГЭС» на 1963,28 тыс. руб. больше НВВ, прогнозируемой и заявленной непосредственно самой регулируемой организацией. В связи с этим доводы административного истца о занижении принятой Департаментом НВВ на компенсацию нормативных потерь электрической энергии в сетях ОАО «Кинешемская ГЭС» с учетом заявленных административным истцом в материалы тарифного дела расходов по данной статье на 2021 год суд считает не обоснованными.
При этом действующими Методическими указаниями № 98-э также предусмотрена соответствующая корректировка ранее установленной необходимой валовой выручки в части оплаты технологического расхода (потерь) электрической энергии с учетом изменения полезного отпуска и цен на электрическую энергию в соответствии с формулой 8, где учитывается, в том числе, фактический объем отпуска электрической энергии в сеть территориальной сетевой организации, величина фактических потерь электрической энергии в сетях, средневзвешенная фактическая цена покупки потерь электрической энергии в сетях (с учетом мощности).
Дополнительные доводы представителей административного истца о том, что подход Департамента к определению стоимости потерь на регулируемый период 2020 год отличался от примененного на 2021 год, притом, что методика определения стоимости потерь в 2019 году (на 2020 год) и в 2020 году (на 2021 год) законодательно не изменялась, являются ошибочными.
Порядок расчета плановой НВВ на компенсацию нормативных потерь электрической энергии в сетях территориальных сетевых организаций, в отношении которых тарифы на услуги по передаче электрической энергии устанавливаются с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, на 2020 год и на 2021 год с учетом внесенных в 2020 году изменений в Методические указания № 98-э в действительности различен.
Так, стоимость потерь электрической энергии в сетях ОАО «Кинешемская ГЭС» на 2020 год была рассчитана Департаментом в соответствии с действующими на момент установления тарифов (по состоянию на 30 декабря 2019 г.) редакцией пункта 13 и формулами 11 и 12 Методических указаний № 98-э, согласно которым необходимая валовая выручка в части оплаты технологического расхода (потерь) электрической энергии в i-м году долгосрочного периода регулирования определялась по формуле, предусматривающей использование в расчете прогнозной цены (тарифа) покупки потерь электрической энергии в сетях (с учетом мощности) фактической цены (тарифа) покупки потерь электрической энергии в сетях (с учетом мощности) в году i-1, определяемой регулирующими органами, и индекса роста цен на электрическую энергию, определенного в соответствии с прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации на i-й год долгосрочного периода регулирования.
Стоимость потерь электрической энергии в сетях ОАО «Кинешемская ГЭС» на 2021 год рассчитана Департаментом также в соответствии с положениями пункта 38 Основ ценообразования и пункта 13 Методических указаний № 98-э, но с учетом изменений, внесенных приказом ФАС России от 31 августа 2020 г. № 801/20, вступивших в силу 22 сентября 2020 г., порядок применения которых приведен выше.
При этом необходимо отметить, что в рамках данного административного дела с учетом заявленных ОАО «Кинешемская ГЭС» требований порядок формирования НВВ на компенсацию нормативных потерь электрической энергии в сетях ОАО «Кинешемская ГЭС» и индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии на 2020 год административным истцом не оспариваются.
Ссылка административного истца на нарушение Департаментом положений Правил регулирования тарифов в части не истребования у Общества дополнительных материалов не принимается судом.
В соответствии с пунктом 19 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2011 г. № 1178, в случае если в ходе анализа представленных организациями, осуществляющими регулируемую деятельность, предложений об установлении цен (тарифов) возникнет необходимость уточнений предложений либо их обоснований, регулирующий орган запрашивает дополнительные материалы, указав форму их представления и требования к ним, а организации, осуществляющие регулируемую деятельность, представляют их в течение 7 рабочих дней со дня поступления запроса.
При этом запрос у регулируемых организаций дополнительных материалов со стороны регулирующего органа является его правом, а не обязанностью.
В соответствии с положениями приведенных Правил обязанность представления обосновывающих материалов в регулирующий орган в полном объеме закреплена за организацией, обратившейся за установлением соответствующих цен (тарифов). При этом регулируемая организация, как профессиональный участник правоотношений в сфере государственного регулирования тарифов, самостоятельно определяет перечень и объем документов, предоставляемых в регулирующий орган в качестве обоснований заявленных статей расходов по регулируемым видам деятельности.
В соответствии с пунктом 25 Правил организация, осуществляющая регулируемую деятельность, за 10 дней до рассмотрения вопроса об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней должна быть извещена (с подтверждением получения извещения) о дате, времени и месте заседания коллегиального органа регулирующего органа и не позднее чем за 1 день до заседания ознакомлена с его материалами, включая проект решения.
Заседание правления Департамента по вопросу установления необходимой валовой выручки и долгосрочных параметров регулирования для ОАО «Кинешемская ГЭС» на 2021-2025 г.г. состоялось 29 декабря 2020 г. с участием представителя регулируемой организации. Таким образом, материалы к вышеуказанному заседанию были направлены в адрес ОАО «Кинешемская ГЭС» в установленные законодательством сроки.
В свете изложенного суд находит действия Департамента по формированию необходимой валовой выручки и индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии в отношении ОАО «Кинешемская ГЭС» на 2021-2025 г.г. не противоречащими Основам ценообразования и не нарушающими права и экономические интересы заявителя.
Таким образом, установленное оспариваемыми постановлениями Департамента нормативное регулирование соответствует требованиям вышеприведенных нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу, тарифы установлены с учетом принципа экономической обоснованности, экономические интересы административного истца не нарушены, в связи с чем в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 215 КАС РФ оснований для удовлетворения административного искового заявления не имеется.
Доводы административного истца о том, что установленные тарифы не позволяют обеспечить финансовые потребности предприятия, не подтверждаются соответствующими расчетами.
Вместе с тем одним из основных принципов тарифного регулирования является принцип экономической обоснованности расходов. На потребителей услуг не могут быть возложены завышенные тарифы с целью компенсации всех затрат регулируемой организации, иное противоречило бы основному принципу государственного регулирования тарифов, определяющему обязательность достижения баланса интересов потребителей товаров и услуг и интересов регулируемых организаций, обеспечивающего доступность этих товаров и услуг для потребителей и эффективное функционирование организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении административного искового заявления открытого акционерного общества «Кинешемская городская электросеть» (ОАО «Кинешемская ГЭС») о признании недействующими в части постановлений Департамента энергетики и тарифов Ивановской области от 29 декабря 2020 г. № 77-э/2 «Об установлении необходимой валовой выручки и долгосрочных параметров регулирования для ОАО «Кинешемская ГЭС» на 2021-2025 годы, в отношении которого тарифы на услуги по передаче электрической энергии устанавливаются на основе долгосрочных параметров регулирования», и от 30 декабря 2020 г. № 78-э/5 «Об индивидуальных тарифах на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями Ивановской области на 2021 год» отказать.
Настоящее решение может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Ивановский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Запятова Н.А.
В окончательной форме решение суда принято 29 июля 2021 г.