НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Истринского городского суда (Московская область) от 02.12.2021 № 12-608/2021

Дело № 12-608/2021

Р Е Ш Е Н И Е

по жалобе на постановление

по делу об административном правонарушении

02 декабря 2021 года г. Истра

Московская область

Судья Истринского городского суда Московской области
Кукушкина И.С.,

при секретаре судебного заседания Мазур А.А.,

рассмотрев жалобу представителя ООО «Савельево» на постановление заместителя начальника Звенигородского межрайонного территориального отдела лесной охраны Управления судебного обеспечения по работе с территориями Комитета лесного хозяйства Московской области от
19 октября 2021 года о назначении административного наказания
№ 07-310/2021 в отношении ООО «Савельево»,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением заместителя начальника Звенигородского межрайонного территориального отдела лесной охраны Управления судебного обеспечения по работе с территориями Комитета лесного хозяйства Московской области ООО «Савельево» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного
ч. 1 ст.8.32 Кодекса РФ об административных правонарушениях с назначением ему наказания в виде административного штрафа в размере 50000 (пятьдесят тысяч) рублей.

Не согласившись с указанным постановлением, представитель ООО «Савельево» обратился в Истринский городской суд с жалобой, в которой просит вышеуказанное постановление признать незаконным и отменить, производство по делу об административном правонарушении в отношении ООО «Савельево» прекратить.

В обоснование своей жалобы представитель ООО «Савельево» указал, что обжалуемое постановление вынесено на основании акта осмотра территории лесного участка от 09 мая 2021 года, однако в акте осмотра не указано, на основании чего произведен осмотр земельного участка, дополнительно указав, что лицо, привлекаемое к административной ответственности не был уведомлено о проведении осмотра земельного участка, не присутствовало при проведении осмотра, который состоялся в нерабочий праздничный день. Кроме того, что акт осмотра земельного участка не соответствует требованиям приказа Рослесхоза от 07.05.2018 N 405 «Об оформлении процессуальных документов при осуществлении производства по делам об административных правонарушениях и государственного контроля (надзора)».

Помимо прочего представитель ООО «Савельево» ссылается на отсутствие в материалах дела доказательств вины организации, так как из представленных материалов невозможно установить является ли земельный участок, запечатленный на фотографиях, земельным участком, принадлежащим ООО «Савельево», а также в деле об административном правонарушении не установлены границы земельного участка, и невозможно сделать вывод о том, что не произведена очистка сухой травянистой растительности на полосе шириной не менее 10 метров от стены леса и при этом лес не отделен противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра или иным противопожарным барьером на границе с территорией лесного фонда именно на земельном участке, принадлежащем заявителю.

Кроме того, представитель ООО «Савельево» полагал, что к ООО «Савельево» подлежат применению положения ст.2.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

В судебное заседание представитель ООО «Савельево»
ФИО2 не явился, надлежащим образом был извещен о времени, дате и месте проведения судебного заседания (телефонограммой) и заявил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.

Проверив доводы жалобы и дело в полном объеме, в соответствии с требованиями ч.3 ст.30.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях, суд приходит к следующим выводам:

Состав административного правонарушения, предусмотренного
ч.1 ст.8.32 Кодекса РФ об административных правонарушениях, образует нарушение правил пожарной безопасности в лесах.

Постановлением заместителя начальника Звенигородского межрайонного территориального отдела лесной охраны Управления судебного обеспечения по работе с территориями Комитета лесного хозяйства Московской области от 19 октября 2021 года, установлено, что
09 мая 2021 года в 10 часов 00 минут в ходе патрулирования лесного участка в составе земель государственного лесного фонда Савельевского участкового лесничества Истринского филиала ГКУ МО «Мособллес», вблизи <адрес> ООО «Савельево», являясь собственником земельного участка с кадастровым , граничащего с землями лесного Фонда, нарушило п. 10 «Правил пожарной безопасности в лесах», утвержденных постановлением Правительства РФ № 1614 от 07 октября 2020 года.

Действия ООО «Савельево» квалифицированы заместителем начальника Звенигородского межрайонного территориального отдела лесной охраны Управления судебного обеспечения по работе с территориями Комитета лесного хозяйства Московской области по ч.1 ст.8.32 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Из материалов дела следует, что ООО «Савельево», являясь собственником земельного участка с кадастровым , прилегающим (граничащим) к кварталу <адрес> Савельевского участкового лесничества Истринского филиала ГКУ МО «Мособллес», не произвело очистку земельного участка от сухой травянистой растительности на полосе шириной не менее 10 метров от стены леса и при этом лес не отделен противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра или иным противопожарным барьером на границе с территорией лесного фонда.

Согласно ч. 3 ст. 53 Лесного кодекса Российской Федерации правила пожарной безопасности в лесах и требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Правила пожарной безопасности в лесах, утвержденные постановлением Правительства № 1614 от 7 октября 2020 г., устанавливают единые требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов и обеспечению пожарной безопасности в лесах при использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, осуществлении иной деятельности в лесах, а также при пребывании граждан в лесах и являются обязательными для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами и гражданами.

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках земельный участок с кадастровым номером является собственностью ООО «Савельево».

Согласно акту осмотра земельного участка от 09 мая 2021 года установлено, что ООО «Савельево» на земельном участке с кадастровым номером с кадастровым , вблизи <адрес>, граничащего с землями лесного Фонда, не произвело очистку земельного участка от сухой травянистой растительности на полосе шириной не менее 10 метров от стены леса и при этом лес не отделен противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра или иным противопожарным барьером на границе с территорией лесного фонда.

Проверяя доводы жалобы в части нарушения требований законодательства при составлении данного акта, суд учитывает, что
в соответствии с Постановлением Правительства Московской области от 26 июня 2012 года N 863/22 «Об установлении штатной численности и утверждении Положения о Комитете лесного хозяйства Московской области», Комитет лесного хозяйства Московской области является центральным исполнительным органом государственной власти Московской области специальной компетенции, проводящим государственную политику и осуществляющим межотраслевое управление, координацию, а также Функциональное регулирование деятельности в области лесных отношений, учитывая п. 12.1.9 указанного Постановления, согласно которому Комитет лесного хозяйства Московской области осуществляет федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану), федеральный государственный пожарный надзор в лесах.

Подпунктом «б» п.8 Положения об осуществлении федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), утвержденным Постановление Правительства РФ от 22.06.2007 N 394 (действующим на момент проведения проверки), установлено, что должностные лица органов исполнительной власти и государственных учреждений, указанных в абзацах первом и втором пункта 3 настоящего Положения, являющиеся государственными лесными инспекторами или лесничими, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право осуществлять патрулирование лесов в соответствии с нормативами, установленными Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.

Согласно п.12 Положения об осуществлении федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), утвержденным Постановление Правительства РФ от 22.06.2007 N 394 (действующим на момент проведения проверки), к отношениям, связанным с осуществлением федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), применяются положения законодательства Российской Федерации об охране окружающей среды, а к отношениям, связанным с организацией и проведением проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Согласно п.1 ч.1 ст.8.3 Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ (ред. от 11.06.2021) «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», к мероприятиям по контролю, при проведении которых не требуется взаимодействие органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями (далее - мероприятия по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями), относятся плановые (рейдовые) осмотры (обследования) территорий, акваторий, транспортных средств в соответствии со статьей 13.2 настоящего Федерального закона.

В соответствии с ч.1 ст.13.2 Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», к ним относятся и плановые (рейдовые) осмотры, обследования лесных участков, охотничьих угодий, земельных участков.

При этом, такие осмотры и обслуживания проводятся уполномоченными должностными лицами органов государственного контроля (надзора), муниципального контроля в пределах своей компетенции на основании плановых (рейдовых) заданий (ч.1 ст.13.2 Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»), а не в порядке, предусмотренном ст.14 Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Вышеприведенные нормы действующего законодательства, указывают на то, что уведомления ООО «Савельево» об осмотре земельного участка не требовалось.

Суд критически оценивает доводы жалобы о том, что осмотр земельного участка состоялся в нерабочий праздничный день.

В соответствии с положениями пп. 106, 107 Пприказа Рослесхоза N 888 от 23.09.2020 «Об утверждении Административного регламента по осуществлению федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), федерального государственного пожарного надзора в лесах при осуществлении федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) в лесах, расположенных на землях обороны и безопасности, и в случаях, когда полномочия, переданные Российской Федерацией органам государственной власти субъектов Российской Федерации, в соответствии с ч.1 ст.83 Лесного РФ, изъяты в установленном порядке у органов государственной власти субъектов Российской Федерации», проведение патрулирования лесов в праздничные и выходные дни должностными лицами уполномоченного органа осуществляется на основании распоряжения (приказа) руководителя (заместителя руководителя) уполномоченного органа и задания на патрулирование лесов. При выявлении в ходе патрулирования лесов нарушений требований лесного законодательства, за которые предусмотрена административная ответственность, должностным лицом уполномоченного органа возбуждается дело об административном правонарушении в соответствии с требованиямиКодексаРФ об административных правонарушениях.

Что касается доводов заявителя о нарушениях Приказа Рослесхоза от 07.05.2018 N 405 «Об оформлении процессуальных документов при осуществлении производства по делам об административных правонарушениях и государственного контроля (надзора)», допущенных при составлении акта осмотра территории лесного участка, следует отметить, что утверждённые данным приказом образцы носят примерный характер (п.1 Приказа), и разработаны в целях совершенствования порядка оформления процессуальных документов должностными лицами Федерального агентства лесного хозяйства и его территориальных органов, а также обеспечения единообразного подхода к применению законодательства Российской Федерации об административных правонарушениях и осуществлении федерального государственного лесного надзора (лесной охраны).

При этом, осмотр земельного участка проводился до возбуждения дела об административном правонарушении, которое было возбуждено только результатам обнаружения признаков административного правонарушения, выявленных в ходе патрулирования Савельевского участкового лесничества от 09 мая 2021 года, то есть – после составления акта.

Установленные по настоящему делу фактические обстоятельства, подтверждаются совокупностью доказательств, которым дана надлежащая оценка на предмет их допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ, в частности: актом осмотра земельного участка от 09 мая 2021 года с приложением в виде фото-таблицы, выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц, выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных объекта недвижимости, протоколом об административном правонарушении от 08 июля 2021 года .

Доказательства получены в соответствии с требованиями КоАП РФ. Протокол об административном правонарушении составлен уполномоченным должностным лицом, с участием защитника общества и отвечает требованиям ст. 28.2 КоАП РФ, в нем отражены сведения, необходимые для разрешения дела, событие административного правонарушения должным образом описано.

Вопреки доводам жалобы, юридически значимые обстоятельства при рассмотрении настоящего дела об административном правонарушении установлены, верно. Совокупность имеющихся в деле доказательств является достаточной для рассмотрения дела об административном правонарушении по существу и принятия по нему процессуального решения. Каких-либо существенных либо неустранимых противоречий, влияющих на правильность выводов о доказанности вины ООО «Савельево» в совершении административного правонарушения и квалификацию действий юридического лица, в материалах дела не содержится.

Доводы представителя ООО «Савельево» о недоказанности того факта, что на фото-таблице отображен земельный участок с кадастровым номером , и не определены его границы, опровергаются материалами дела.

Согласно статье 7 Лесного кодекса РФ лесным участком является земельный участок, границы которого определены с учетом общих положений о лесоустройстве и в соответствии с требованиями земельного законодательства.

В соответствии со ст. 4.2 N 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» от 04 декабря 2006 года лесные участки в составе земель лесного фонда, сведения о которых внесены в государственный лесной реестр до 01 января 2017 года, признаются ранее учтенными объектами недвижимости.

Границы земель лесного фонда определяются путем отграничения земель лесного фонда от земель иных категорий в соответствии с материалами лесоустройства. Участки лесного фонда обозначены в натуре с помощью лесоустроительных, лесохозяйственных знаков и указаны в планово-картографических материалах.

Согласно п. 10 «Правил пожарной безопасности в лесах», утвержденные постановлением Правительства № 1614 от 7 октября 2020 г., со дня схода снежного покрова до установления устойчивой дождливой осенней погоды или образования снежного покрова органы государственной власти, органы местного самоуправления, учреждения, организации, иные юридические лица независимо от их организационно-­правовых форм и форм собственности, крестьянские (фермерские) хозяйства общественные объединения, индивидуальные предприниматели, должностные лица, граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, владеющие, пользующиеся и (или) распоряжающиеся территорией, прилегающей к лесу (покрытые лесной растительностью земли), обеспечивают их очистку от сухой травянистой растительности, пожнивных остатков, валежника, порубочных остатков, отходов производства и потребления и других горючих материалов на полосе шириной не менее 10 метров от границ территории и (или) леса либо отделяют противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра или иным противопожарным барьером.

Данные обстоятельства, послужили основанием для составления в отношении ООО «Савельево» должностным лицом протокола об административном правонарушении №07-310/2021 от 08 июля 2021 года и вынесения 19 октября 2021 года в отношении общества постановления о назначении административного наказания по ч. 1 ст. 8.32 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Таким образом, оценивая представленные доказательства, суд приходит к выводу, что в действиях ООО «Савельево» имеется состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.32 Кодекса РФ об административных правонарушениях, поскольку в течение более, чем двух недель после схода снежного покрова лицо, привлекаемое к административной ответственности, не произвело очистку земельного участка с кадастровым номером , <адрес>, граничащего с землями лесного Фонда, от сухой травянистой растительности на полосе шириной не менее 10 метров от стены леса и при этом лес не отделен противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра или иным противопожарным барьером на границе с территорией лесного фонда.

При этом, исходя из имеющегося в материалах дела письма генерального директора <данные изъяты> - управляющего ООО «Савельево» на имя директора Истринского филиала ГКУ МО «Мособллес», первоначально, общество, не отрицало нарушение сроков по очистке земельного участка от сухой травянистой растительности.

В силу ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В соответствии с ч. 1 ст. 3.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

В соответствии с общими правилами назначения административных наказаний административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение в соответствии с ч. 1 ст. 4.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях. При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Оснований для назначения административного наказания в соответствии с чч. 3.2 - 3.3 ст. 4.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, не имеется, так как по делу не установлено каких-либо исключительных обстоятельств, влияющих на назначенное административное наказание в виде административного штрафа, фактических и законных оснований для назначения административного штрафа ниже низшего предела, с учетом санкции статьи и установленных по делу конкретных обстоятельств, также не имеется. Заместитель начальника Звенигородского межрайонного территориального отдела лесной охраны Управления судебного обеспечения по работе с территориями Комитета лесного хозяйства Московской области также правильно не усмотрел оснований для применения положений ст. 4.1.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Оценивая доводы заявителя о малозначительности совершенного ООО «Савельево» правонарушения, суд учитывает, что согласно правовой позиции, изложенной в п.21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

При этом необходимо иметь в виду, что с учетом признаков объективной стороны некоторых административных правонарушений, они ни при каких обстоятельствах не могут быть признаны малозначительными, поскольку существенно нарушают охраняемые общественные отношения.

Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, характеризующими малозначительность правонарушения. Они в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях учитываются при назначении административного наказания.

Судом установлено, что правонарушение, совершенное ООО «Савельево» посягает на правоотношения в области охраны окружающей среды и природопользования.

Правонарушение, предусмотренное ч.1 ст.8.32 Кодекса РФ об административных правонарушениях, имеет формальный состав, то есть для того, чтобы данное правонарушение являлось оконченным, не требуется наступления вредных последствий, да и возникновение таких последствий могло быть только в случае возникновения пожара на территории земельного участка, принадлежащего ООО «Савельево».

Тем не менее, данное правонарушение существенно нарушает охраняемые общественные отношения, учитывая, что лесные пожары имеют повышенную сложность пожаротушения из-за труднодоступности и необходимости привлечения авиационной пожарной техники.

При таких обстоятельствах, правовых оснований для применения положений ст.2.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях не имеется.

Оснований для признания наказания чрезмерно суровым у суда также не имеется, поскольку оно назначено в минимальном размере, предусмотренном санкцией ч.1 ст.8.32 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и в соответствии с требованиями ст. ст. 3.1, 3.5, 4.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, даже не смотря на то, что ООО «Савельево» повторно привлекается к административной ответственности за совершение однородного административного правонарушения, в соответствии со ст. 4.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

При рассмотрении дела нарушений Кодекса РФ об административных правонарушениях, влекущих отмену принятого постановления о назначении административного наказания, заместителем начальника Звенигородского межрайонного территориального отдела Комитета лесного хозяйства Московской области допущено не было.

Других доводов, которые могли послужить основанием к отмене постановлении о назначении административного наказания, в жалобе не содержится.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, постановление заместителя начальника Звенигородского межрайонного территориального отдела лесной охраны Управления судебного обеспечения по работе с территориями Комитета лесного хозяйства Московской области вынесено в соответствии с требованиями действующего законодательства, и оснований для его отмены либо изменения не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь ст.30.6-30.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья

Р Е Ш И Л:

Постановление заместителя начальника Звенигородского межрайонного территориального отдела лесной охраны Управления судебного обеспечения по работе с территориями Комитета лесного хозяйства Московской области о назначении административного наказания №07-310/2021 в отношении ООО «Савельево» от 19 октября 2021 года,
в отношении ООО «Савельево» – оставить без изменения, жалобу ООО «Савельево» – без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Истринский городской суд Московской области в течение десяти суток с момента вручения или получения копии решения.

Судья: И.С. Кукушкина