НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Подборки

Популярные материалы

Решение Иркутского областного суда (Иркутская область) от 05.07.2019 № 3А-73/19

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

5 июля 2019 г. г. Иркутск

Иркутский областной суд в составе председательствующего судьи Папуши А.С., при секретаре судебного заседания Шеине М.С., с участием представителя административного истца Гусева А.Г. – Берест А.В., действующей на основании доверенности от 20 июля 2016 г., представителя заинтересованного лица Администрации города Иркутска Ильиной Н.А., действующей на основании доверенности от 22 января 2019 г., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-73/2019 по административному исковому заявлению Гусева А.Г. к Правительству Иркутской области об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости равной рыночной стоимости,

У С Т А Н О В И Л:

Гусев А.Г., действуя через своего представителя по нотариально удостоверенной доверенности от 7 марта 2019 г. Непокрытова Д.А., обратился в Иркутский областной суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости равной рыночной стоимости.

В обоснование административных исковых требований Гусев А.Г. указывает, что ему на праве собственности принадлежит сооружение – Берегоукрепление, общая площадь 11 944,00 кв.м., расположенное <адрес изъят>, кадастровый <номер изъят> (далее Берегоукрепление).

Согласно выпискам из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объектов недвижимости кадастровая стоимость Берегоукрепления по состоянию на 15 декабря 2015 г. составляет 1 575 386 000,00 рублей.

Кадастровая стоимость утверждена на основании Постановления Правительства Иркутской области от 14 ноября 2016 г. № 723-пп «О результатах определения кадастровой стоимости объектов недвижимости жилищного и нежилого фонда (зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства) на территории Иркутской области».

Между Гусевым А.Г. и Щедриным К.Р. заключен предварительный договор купли-продажи данного объекта недвижимого имущества, оцененного сторонами в 15 590 000,00 рублей, что ниже его кадастровой стоимости.

Оценочной организацией по заказу административного истца произведена оценка рыночной стоимости Берегоукрепления, по результатам которой составлен отчет от 12 марта 2019 г. № 80-С/19, согласно которому рыночная стоимость Берегоукрепления составляет 24 095 000,00 рублей.

Ссылаясь на положения пункта 5 статьи 217.1 Налогового кодекса Российской Федерации, статей 24.18, 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», административный истец считает, что вправе оспаривать результаты определения кадастровой стоимости Берегоукрепления, поскольку она влияет на размер налога от продажи указанного объекта недвижимого имущества.

Гусев А.Г. с учетом уточненного административного искового заявления просит суд установить кадастровую стоимость сооружения – Берегоукрепление, общая площадь 11 944,00 кв.м., расположенного <адрес изъят>, кадастровый <номер изъят>, равной его рыночной стоимости, определенной по состоянию на 15 декабря 2015 г. в размере 19 731 000,00 рублей на период с 1 января 2019 г. и до даты внесения сведений о кадастровой стоимости, определенной в рамках проведения очередной государственной кадастровой оценки, в государственный реестр недвижимости.

Административный истец Гусев А.Г., надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, направил своего представителя.

Представитель административного истца Гусева А.Г. – Берест А.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании административные исковые требования поддержала, просила их удовлетворить.

Представитель заинтересованного лица Администрации города Иркутска Ильина Н.А., действующая на основании доверенности, в судебном заседании просила в удовлетворении заявленных требований отказать, поддержала доводы отзыва на административное исковое заявление.

Административный ответчик Правительство Иркутской области, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание своего представителя не направило, представило отзыв на административное исковое заявление, в котором просит рассмотреть дело по существу в отсутствие своего представителя, принять по делу законный и обоснованный судебный акт.

Заинтересованное лицо Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание своего представителя не направило, представило отзыв на административное исковое заявление, в котором указывает, что не имеет материально-правового интереса, не заинтересовано в исходе данного административного дела, не нарушало прав, свобод и охраняемых законом интересов административного истца, просит рассмотреть дело в отсутствие своего представителя.

Заинтересованное лицо Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание своего представителя не направило, представило отзыв на административное исковое заявление, в котором просит рассмотреть дело без участия своего представителя.

Суд с учетом мнения явившихся в судебное заседание лиц, руководствуясь статьей 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определил рассматривать дело в отсутствие неявившихся лиц.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, оценив собранные по делу доказательства в соответствии с требованиями статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд приходит к выводу об удовлетворении административных исковых требований.

Из материалов дела следует, что оспариваемая кадастровая стоимость сооружения с кадастровым <номер изъят> установлена Постановлением Правительства Иркутской области от 14 ноября 2016 г. № 723-пп «О результатах определения кадастровой стоимости объектов недвижимости жилищного и нежилого фонда (зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства) на территории Иркутской области».

Учитывая положения частей 6 и 7 статьи 24 Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» оспаривание результатов государственной кадастровой оценки, утвержденных указанным выше Постановлением Правительства Иркутской области, осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее Федеральный закон от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ), а также главой 25 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Как предусмотрено частью 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, включая оспаривание решений комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, а также с административным исковым заявлением об оспаривании действий (бездействия) такой комиссии в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.

Административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены результаты определения кадастровой стоимости, полученные при проведении очередной государственной кадастровой оценки, либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости (часть 3 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

В соответствии с положениями стати 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии.

Для оспаривания физическими лицами результатов определения кадастровой стоимости в суде предварительное обращение в комиссию не является обязательным.

В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является в том числе установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Судом установлено, что Гусев А.Г. на основании договора купли-продажи от 11 августа 2017 г., акта приема-передачи от 11 августа 2017 г. является собственником сооружения – Берегоукрепление, общая площадь 11 944,00 кв.м., расположенного <адрес изъят>, кадастровый <номер изъят>, о чем 29 августа 2017 г. в Единый государственный реестр недвижимости внесена запись <номер изъят>, что подтверждается выписками из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 21 августа 2018 г. № 38/149/001/2018-2821, от 6 марта 2019 г. № КУВИ-001/2019-5197694.

Административный истец в соответствии с положениями статей 399, 400, 401 Налогового кодекса Российской Федерации является плательщиком налога на имущество физических лиц, в том числе и в отношении объекта недвижимости с кадастровым <номер изъят>.

В силу пункта 1 статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.

Указанный порядок определения налоговой базы может быть установлен нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) после утверждения субъектом Российской Федерации в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества.

Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации (за исключением городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) устанавливает в срок до 1 января 2020 г. единую дату начала применения на территории этого субъекта Российской Федерации порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения с учетом положений статьи 5 настоящего Кодекса.

Пунктом 2 указанной статьи предусмотрено, что налоговая база в отношении объектов налогообложения, за исключением объектов, указанных в пункте 3 настоящей статьи, определяется исходя из их инвентаризационной стоимости в случае, если субъектом Российской Федерации не принято решение, предусмотренное абзацем третьим пункта 1 настоящей статьи.

На момент подачи административного искового заявления и рассмотрения административного дела уплата налога на имущество физических лиц в Иркутской области осуществляется исходя из инвентаризационной стоимости.

Вместе с тем Налоговым кодексом Российской Федерации предусмотрена обязанность законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации (за исключением городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) в срок до 1 января 2020 г. установить единую дату начала применения на территории этого субъекта Российской Федерации порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения.

Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 15 февраля 2019 г. № 10-П «По делу о проверке конституционности статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданки О.Ф. Низамовой» признаны не противоречащими Конституции Российской Федерации пункты 1 и 2 статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку – по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования – они не исключают права налогоплательщика требовать в индивидуальном порядке (при разрешении налогового спора), в целях исчисления суммы налога на имущество физических лиц, использования сведений об определенной в надлежащем порядке кадастровой (рыночной) стоимости этого имущества и соответствующего размера налоговой ставки в том случае, когда сумма налога, исчисленная налоговым органом исходя из инвентаризационной стоимости этого имущества, существенно превышает сумму налога, исчисляемую исходя из его кадастровой стоимости.

Кроме того, административным истцом в подтверждение нарушения своих прав представлен предварительный договор купли-продажи от 1 марта 2019 г., заключенный между Гусевым А.Г. (продавец) и <данные изъяты> (покупатель), согласно которому стороны договорились о заключении в будущем договора купли-продажи сооружения – Берегоукрепление с кадастровым <номер изъят>. Основной договор должен быть заключен сторонами не позднее 1 марта 2020 г. Цена берегоукрепления составляет 15 590 000,00 рублей.

Пунктом 5 статьи 217.1 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случае, если доходы налогоплательщика от продажи объекта недвижимого имущества меньше, чем кадастровая стоимость этого объекта по состоянию на 1 января года, в котором осуществлена государственная регистрация перехода права собственности на продаваемый объект недвижимого имущества, умноженная на понижающий коэффициент 0,7, в целях налогообложения налогом доходы налогоплательщика от продажи указанного объекта принимаются равными кадастровой стоимости этого объекта по состоянию на 1 января года, в котором осуществлена государственная регистрация перехода права собственности на соответствующий объект недвижимого имущества, умноженной на понижающий коэффициент 0,7.

Таким образом, результаты определения кадастровой стоимости принадлежащего Гусеву А.Г. сооружения с кадастровым <номер изъят> могут повлиять на его права и обязанности как налогоплательщика, в связи с чем суд приходит к выводу о наличии у него права на обращение в суд с административным иском об установлении кадастровой стоимости указанного объекта недвижимости равной его рыночной стоимости.

В соответствии с Постановлением Правительства Иркутской области от 30 сентября 2015 г. № 500-пп в редакции Постановления Правительства Иркутской области от 19 февраля 2016 г. № 94-пп проведение государственной кадастровой оценки объектов недвижимости, учтенных в государственном кадастре недвижимости и расположенных на территории Иркутской области, обеспечивает в установленном законодательством порядке Министерство имущественных отношений Иркутской области.

На основании Государственного контракта от 19 апреля 2016 г. № 28/2016, заключенного между Министерством имущественных отношений Иркутской области и обществом с ограниченной ответственностью «Оценка и Консалтинг» по результатам определения исполнителя путем проведения конкурса с ограниченным участием протокол № 8-КОУ/16 от 5 апреля 2016 г., обществом с ограниченной ответственностью «Оценка и Консалтинг» проведена работа по государственной кадастровой оценке объектов недвижимости жилищного и нежилого фонда (зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства) на территории Иркутской области.

По результатам проведенных работ составлен отчет № 04-КО-16 об определении кадастровой стоимости объектов недвижимости жилищного и нежилого фонда (зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства) на территории Иркутской области по состоянию на 15 декабря 2015 г.

Экспертным советом Некоммерческого партнерства саморегулируемая организация «Деловой Союз Оценщиков» подготовлено положительное экспертное заключение от 10 августа 2016 г. № 5758 о соответствии отчета Федеральному закону от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ, федеральным стандартам оценки, другим актам уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, стандартам и правилам оценочной деятельности.

По завершению на территории Иркутской области работ по государственной кадастровой оценке объектов недвижимости жилищного и нежилого фонда по состоянию на 15 декабря 2015 г. результаты государственной кадастровой оценки утверждены Постановлением Правительства Иркутской области от 14 ноября 2016 г. № 723-пп «О результатах определения кадастровой стоимости объектов недвижимости жилищного и нежилого фонда (зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства) на территории Иркутской области» в редакции Постановления Правительства Иркутской области от 13 августа 2018 г. № 572-пп.

Сооружение с кадастровым <номер изъят> поставлено на кадастровый учет 19 декабря 2013 г.

Таким образом, датой определения кадастровой стоимости данного сооружения является 15 декабря 2015 г.

В соответствии с Постановлением Правительства Иркутской области от 14 ноября 2016 г. № 723-пп кадастровая стоимость сооружения с кадастровым <номер изъят> составляет 1 575 386 000,00 рублей, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 6 марта 2019 г. № КУВИ-001/2019-5117572.

Кадастровый номер, адрес места нахождения, площадь сооружения с кадастровым <номер изъят> подтверждены собранными по делу доказательствами, лицами, участвующими в деле, не оспариваются.

С целью определения рыночной стоимости сооружения административный истец обратился в О.

В соответствии с отчетом от 12 марта 2019 г. № 80-С/19 об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости, расположенного <адрес изъят>, кадастровый <номер изъят>, выполненным оценщиком О., рыночная стоимость данного сооружения по состоянию на 15 декабря 2015 г. составляет 24 095 000,00 рублей.

Считая, что разница между кадастровой и рыночной стоимостью сооружения является значительной, Гусев А.Г. обратился в Иркутский областной суд с настоящим административным исковым заявлением.

Административным истцом соблюдены сроки обращения в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, установленной в отношении сооружения с кадастровым <номер изъят>, поскольку с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости пятилетний срок не истек.

Учитывая, что при определении рыночной стоимости объектов недвижимости требуются специальные познания в области оценочной деятельности, определением Иркутского областного суда от 1 апреля 2019 г. по ходатайству представителя Гусева А.Г. – Непокрытова Д.А. назначена судебная экспертиза в целях определения соответствия отчета об оценке требованиям законодательства об оценочной деятельности, в случае его несоответствия определения рыночной стоимости сооружения с кадастровым <номер изъят>, проведение которой поручено эксперту Р.

Согласно заключению эксперта от 31 мая 2019 г. № 142/19, выполненному экспертом Р., предупрежденным об ответственности за дачу заведомо ложного заключения в соответствии со статьей 307 Уголовного кодекса Российской Федерации, отчет от 12 марта 2019 г. № 80-С/19 об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости, расположенного <адрес изъят>, кадастровый <номер изъят>, выполненный О., не соответствует требованиям Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ и федеральным стандартам оценки. Рыночная стоимость сооружения – Берегоукрепление, общей площадью 11 944,00 кв.м., расположенного <адрес изъят>, кадастровый <номер изъят>, по состоянию на 15 декабря 2015 г. составляет 19 731 000,00 рублей.

Суд, оценивая заключение судебной экспертизы, учитывая, что эксперт Р. предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения в соответствии со статьей 307 Уголовного кодекса Российской Федерации, принимает его как относимое, допустимое и достоверное доказательство по делу, поскольку рыночная стоимость принадлежащего административному истцу сооружения установлена экспертом в соответствии с требованиями Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ, федеральных стандартов оценки с учетом его индивидуализирующих признаков, с использованием метода прямого сравнительного анализа продаж объектов оценки с объектами-аналогами с сопоставимыми характеристиками с использованием выравнивающих корректировок.

Оценивая собранные по делу доказательства, в том числе заключение судебной экспертизы, в соответствии с требованиями статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения административных исковых требований Гусева А.Г. об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым <номер изъят> равной рыночной стоимости по состоянию на 15 декабря 2015 г. в размере 19 731 000,00 рублей.

Как предусмотрено статьей 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ, в течение десяти рабочих дней с даты завершения рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, направляет сведения о кадастровой стоимости в орган регистрации прав.

В течение десяти рабочих дней с даты получения сведений о кадастровой стоимости орган регистрации прав осуществляет их внесение в Единый государственный реестр недвижимости, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с даты их внесения в Единый государственный реестр недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.

В случае исправления технической ошибки в сведениях Единого государственного реестра недвижимости о величине кадастровой стоимости сведения о кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений, содержавших техническую ошибку.

В случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.

Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

Таким образом, в резолютивной части решения суда следует указать дату обращения Гусева А.Г. в Иркутский областной суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости сооружения с кадастровым <номер изъят> равной рыночной стоимости – 14 марта 2019 г.

Поскольку Правительство Иркутской области является органом государственной власти субъекта Российской Федерации, принявшим в рамках своих полномочий решение о государственной кадастровой оценке в том числе сооружения с кадастровым <номер изъят>, выступившим заказчиком проведения работ по кадастровой оценке и утвердившим ее результаты, принимая во внимание разъяснения, изложенные в пункте 7 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», суд приходит к выводу, что надлежащим административным ответчиком по данному административному делу является Правительство Иркутской области.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 178-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

административное исковое заявление Гусева А.Г. к Правительству Иркутской области об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости равной рыночной стоимости – удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость сооружения – Берегоукрепление, общей площадью 11 944,00 кв.м., расположенного <адрес изъят>, кадастровый <номер изъят>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 15 декабря 2015 г. в размере 19 731 000,00 (девятнадцать миллионов семьсот тридцать одна тысяча) рублей на период с 1 января 2019 г. и до даты внесения сведений о кадастровой стоимости, определенной в рамках проведения очередной государственной кадастровой оценки, в государственный реестр недвижимости.

Установить, что датой обращения Гусева А.Г. в Иркутский областной суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым <номер изъят> равной рыночной стоимости является 14 марта 2019 г.

Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня принятия решения суда в окончательной форме в судебную коллегию по административным делам Иркутского областного суда путем подачи апелляционной жалобы.

Председательствующий А.С. Папуша

Мотивированное решение изготовлено 9 июля 2019 г.