№ 2а-2361/2023 УИД 18RS0002-01-2023-000558-18Решение Именем Российской Федерации |
27 октября 2023 года г. Ижевск УР
Индустриальный районный суд г. Ижевска УР в составе судьи Чернышовой Э.Л., при секретаре судебного заседания Коробейниковой Е.Л., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Управления Федеральной налоговой службы по Удмуртской Республике к Чертковской Е.В. о взыскании задолженности,
установил:
изначально административный истец обратился в Первомайский районный суд г. Ижевска с административным исковым заявлением о взыскании с административного ответчика Чертковской Е.В. штрафа, наложенного в порядке п.1 ст. 122 НК РФ в размере 857,90 руб., в порядке п.1 ст. 119 НК РФ в размере 1 289,85 руб.
Требования мотивированы тем, что по сведениям, предоставленным в соответствии с п.4 ст. 85 НК РФ органами осуществляющими государственный кадастровый учет и государственную регистрацию права на недвижимое имущество, административным ответчиком в 2020 году реализовано недвижимое имущество по адресу: ..., размер доли 1/1, период владения с 22.08.2018 по 17.02.2020. Реализованное имущество находилось в собственности административного ответчика менее минимального предельного срока владения объектом недвижимого имущества, установленного в соответствии со ст. 217.1 НК РФ.
Налогоплательщиком налоговая декларация по форме 3 НДФЛ за 2020 год не представлена.
Размер дохода от продажи имущества за 2020 год составил 2 900 000,00 руб.
В адрес налогоплательщика направлено требование №16327 о предоставлении пояснений, документов или предоставление налоговой декларации за 2020 год. По истечении срока установленного законодательством, пояснения (документы) и налоговая декларация не представлены.
Инспекцией 30.11.2021 рассмотрены материалы по акту проверки №7334 от 14.10.2021, по результатам которого вынесено решение № 6008 от 30.11.2021 о привлечении Чертковской Е.В. к ответственности по п.1 ст. 119 НК РФ в виде штрафа в размере 18 525,00 руб. и по п. 1 ст. 122 НК РФ в виде штрафа в размере 24 700,00 руб.
В связи с неисполнением административным ответчиком обязанности по уплате налога в установленный срок ему направлено требование №1751.
Налог в полном объеме не уплачен, в связи с чем административный истец обратился с иском в суд.
В судебное заседание представитель административного истца не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
В судебное заседание административный ответчик не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Суд, исследовав доказательства, приходит к выводу, что требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Налог, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 17 декабря 1996 года N 20-П, - необходимое условие существования государства, поэтому обязанность платить налоги, закрепленная в статье 57 Конституции Российской Федерации, распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства; налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью своего имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну, и обязан регулярно перечислять эту сумму в пользу государства, так как иначе были бы нарушены права и охраняемые законом интересы других лиц, а также государства.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 44 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных названным кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах. Обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.
По общему правилу, налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога (пункт 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации). Неисполнение обязанности по уплате налогов, авансовых платежей по налогам, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, повлекшее формирование отрицательного сальдо единого налогового счета налогоплательщика, является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате задолженности. Требованием об уплате задолженности признается извещение налогоплательщика о наличии отрицательного сальдо единого налогового счета и сумме задолженности с указанием налогов, авансовых платежей по налогам, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов на момент направления требования, а также об обязанности уплатить в установленный срок сумму задолженности (п.1 ст. 69)
При этом в соответствии с пунктом 4 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации, требование об уплате задолженности может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика, а также может быть передано налогоплательщику - физическому лицу в электронной форме через личный кабинет на едином портале государственных и муниципальных услуг. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма. Форматы и порядок направления налогоплательщику требования об уплате задолженности в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
По буквальному смыслу приведенных норм, отсутствие возможности вручить налоговое требование федеральный законодатель увязывает не только с фактом уклонения налогоплательщика от его получения, - им не исключаются и иные причины неполучения указанных документов налогоплательщиком, в том числе объективного характера.
Признав направление данных документов по почте заказным письмом надлежащим способом уведомления, федеральный законодатель установил презумпцию получения его адресатом на шестой день с даты направления. Такое правовое регулирование призвано обеспечить баланс частного и публичного интересов в налоговых правоотношениях и гарантировать исполнение налогоплательщиками конституционно-правовой обязанности по уплате законно установленных налогов и сборов.
В связи с неисполнением решения №6008 от 30.11.2021, налоговый орган 04.02.2022 направил административному ответчику требование №1751 об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов по состоянию на 21.01.2022 (л.д.9).
Указанное требование направлено по адресу: ... (реестр л.д.12).
Согласно справке отдела адресно-справочной работы УМВД по УР, Чертковская Е.В. с 20.12.2021 зарегистрирована по адресу: ... (л.д.21).
При этом, из материалов дела следует, что административный истец располагал сведениями о смене места регистрации административного ответчика (л.д 11).
Таким образом, требование об уплате налога, которое направлено 04.02.2022, административным ответчиком не могло быть получено.
Поскольку требование об уплате налога, сбора Чертковской Е.В. не направлено, доказательств обратного административным истцом не представлено, следовательно, административным истцом нарушен порядок взыскания задолженности по налогам и сборам, установленный законодательством о налогах и сборах.
На основании изложенного, руководствуясь требованиями ст.ст. 138, 175-180 КАС РФ, суд
решил:
в удовлетворении административного иска Управления Федеральной налоговой службы по Удмуртской Республике к Чертковской Е.В. (ИНН №) о взыскании штрафа, наложенного в порядке п.1 ст. 122 НК РФ в размере 857,90 руб., в порядке п.1 ст. 119 НК РФ в размере 1 289,85 руб. отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Удмуртской Республики в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения, с подачей жалобы через суд, вынесший решение.
Судья Э.Л. Чернышова