Дело № 2-2164/2022
УИД 22RS0065-02-2022-001838-45
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
06 июля 2022 года город Барнаул
Индустриальный районный суд города Барнаула Алтайского края в составе:
председательствующего судьи Изотовой Ю.В.,
при секретаре Наконечникове Р.С.,
с участием представителя истца - старшего помощника прокурора Индустриального района г. Барнаула - Головановой Д.Б., представителей ответчика Ивлева О.Е., Ушаковой Ю.В., Пульникова Р.Ю., представителя третьего лица Карасинцева Б.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Индустриального района г. Барнаула Алтайского края к ООО «Газпром трансгаз Томск» в лице филиала «Алтайского линейного производственного управления магистральных газопроводов» о признании актов обследования незаконными, о возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Индустриального района г. Барнаула Алтайского края обратился в суд в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к ООО «Газпром трансгаз Томск» в лице филиала «Алтайского линейного производственного управления магистральных газопроводов» о признании актов обследования незаконными, о возложении обязанности, в котором просит: признать незаконным акт категорирования объекта ГРС с. Нижняя Каяча Алтайского ЛПУМГ ООО «Газпром трансгаз Томск» по степени опасности от 16.03.2014, уч. ***; признать незаконным акт категорирования объекта ГРС с. Смоленское Алтайского ЛПУМГ ООО «Газпром трансгаз Томск» по степени опасности от 28.09.2016, уч. *** признать незаконным акт категорирования объекта ГРС-Косиха Алтайского ЛПУМГ ООО «Газпром трансгаз Томск» по степени опасности от 28.09.2016, уч. *** признать незаконным акт категорирования объекта ГРС Комсомольская Алтайского ЛПУМГ ООО «Газпром трансгаз Томск» по степени опасности от 28.09.2016, уч. ***; признать незаконным акт категорирования объекта ГРС-2 г. Бийск Алтайского ЛПУМГ ООО «Газпром трансгаз Томск» по степени опасности от 28.09.2016, уч. ***; признать незаконным акт категорирования объекта ГРС с. Алтайское Алтайского ЛПУМГ ООО «Газпром трансгаз Томск» по степени опасности от 28.09.2016, уч. ***; признать незаконным акт категорирования объекта ГРС Первомайское Алтайского ЛПУМГ ООО «Газпром трансгаз Томск» по степени опасности от 28.09.2016, уч. ***; признать незаконным акт категорирования объекта ГРС с. Усть-Иша Алтайского ЛПУМГ ООО «Газпром трансгаз Томск» по степени опасности от 28.09.2016, уч. *** признать незаконным акт категорирования объекта ГРС Сибирская Алтайского ЛПУМГ ООО «Газпром трансгаз Томск» по степени опасности от 28.09.2016, уч. ***; признать незаконным акт категорирования объекта ГРС-3 г. Бийск Алтайского ЛПУМГ ООО «Газпром трансгаз Томск» по степени опасности от 27.09.2016, уч. ***; признать незаконным акт категорирования объекта ГРС Выползово Алтайского ЛПУМГ ООО «Газпром трансгаз Томск» по степени опасности от 28.09.2016, уч. ***; признать незаконным акт категорирования объекта ГРС с. Березовка Алтайского ЛПУМГ ООО «Газпром трансгаз Томск» по степени опасности от 28.09.2016, уч. ***; признать незаконным акт категорирования объекта ГРС Тальменка Алтайского ЛПУМГ ООО «Газпром трансгаз Томск» по степени опасности от 28.09.2016, уч. ***; признать незаконным акт категорирования объекта ГРС с. Советское Алтайского ЛПУМГ ООО «Газпром трансгаз Томск» по степени опасности от 28.09.2016, уч. *** признать незаконным акт категорирования объекта ГРС Белокуриха Алтайского ЛПУМГ ООО «Газпром трансгаз Томск» по степени опасности от 28.09.2016, уч. ***; признать незаконным акт категорирования объекта ГРС Новоалтайск Алтайского ЛПУМГ ООО «Газпром трансгаз Томск» по степени опасности от 28.09.2016, уч. ***; признать незаконным акт категорирования объекта ГРС-Троицкое Алтайского ЛПУМГ ООО «Газпром трансгаз Томск» по степени опасности от 28.09.2016, уч. ***.
Обязать ООО «Газпром трансгаз Томск» создать комиссию по категорированию объекта топливно-энергетического комплекса в соответствии с требованиями Федерального закона от 21.07.2011 № 256-ФЗ «О безопасности топливно-энергетического комплекса», постановления Правительства Российской Федерации от 05.05.2012 № 459, Постановления № 304, провести категорирование 17 объектов топливно-энергетического комплекса газораспределительных станций: ГРС № 2 г. Бийска, ГРС № 3 г. Бийска, ГРС «Алтайская», ГРС «Белокурихинская», ГРС «Косихинская», ГРС «Новоалтайская», ГРС «Сибирская», ГРС «Первомайская», ГРС с. Смоленское, ГРС «Выползово», ГРС «Тальменка», ГРС «Троицкое», ГРС «Комсомольская», ГРС «Березовка», ГРС с. Советское и ГРС «Усть-Иша», ГРС с. Нижняя Каяча с составлением соответствующего акта.
В обоснование заявленных требований указано, что прокуратурой Индустриального района г. Барнаула проведена проверка исполнения законодательства при проведении категорирования 17 объектов топливно-энергетического комплекса газораспределительных станций ГРС № 2 г. Бийска, ГРС № 3 г. Бийска, ГРС «Алтайская», ГРС «Белокурихинская», ГРС «Косихинская», ГРС «Новоалтайская», ГРС «Сибирская», ГРС «Первомайская», ГРС с. Смоленское, ГРС «Выползово», ГРС «Тальменка», ГРС «Троицкое», ГРС «Комсомольская», ГРС «Березовка», ГРС с. Советское и ГРС «Усть-Иша», ГРС с. Нижняя Каяча Алтайского линейного производственного управления магистральных газопроводов ООО «Газпром трансгаз Томск».
Согласно приказу генерального директора ООО «Газпром трансгаз Томск» от 01.08.2012 № 456 «О категорировании объектов по степени опасности» создана комиссия по обследованию объектов, которая представлена в следующем составе: председатель комиссии - генеральный директор филиала; заместитель председателя комиссии - заместитель генерального директора по корпоративной защите; члены комиссии: заместитель главного инженера по охране труда и промышленной безопасности, главный инженер - первый заместитель директора Алтайского ЛПУМГ, начальник производственного отдела по эксплуатации ГРС, главный энергетик - начальник отдела, начальник специального отдела, начальник отдела ИТСО СКЗ, старший инспектор ФГКУ УВО ГУ МВД России по АК, заместитель начальника отдела инженерно-технических мероприятий, радиационной, химической, биологической и медицинской защиты - начальник службы РХБЗ, управления гражданской защиты ГУ МЧС России по Алтайскому краю, сотрудник УФСБ России по Алтайскому краю, начальник отдельной группы Омского филиала ФГУП «Ведомственная охрана» Минэнерго России, начальник сектора развития и эксплуатации отдела по эксплуатации управления АК по жилищно-коммунальному хозяйству.
Согласно приказу генерального директора ООО «Газпром трансгаз Томск» от 27.07.2015 № 558 «О создании постоянно действующей комиссии по категорированию объектов» отменен предыдущий приказ от 01.08.2012 № 456 и создана постоянно действующая комиссия по категорированию и паспортизации объектов ТЭК, которая представлена в следующем составе: председатель комиссии - генеральный директор филиала; заместитель председателя комиссии - главный инженер - первый заместитель генерального директора; члены комиссии: заместитель главного инженера по охране труда и промышленной безопасности, и.о. главного инженера - первого заместителя директора Алтайского ЛПУМГ, заместитель генерального директора по корпоративной защите, заместитель председателя комиссии, начальник производственного отдела по эксплуатации ГРС, главный энергетик - начальник отдела, начальник специального отдела, начальник отдела ИТСО СКЗ, заместитель начальника отдела инженерно-технических мероприятий, радиационной, химической, биологической и медицинской защиты - начальник службы РХБЗ, управления гражданской защиты ГУ МЧС России по Алтайскому краю, сотрудник УФСБ России по Алтайскому краю, начальник отдельной группы Омского филиала ФГУП «Ведомственная охрана» Минэнерго России, старший инспектор ФГКУ УВО ГУ МВД России по АК, консультант отдела газификации управления по жилищно-коммунальному хозяйству главного управления строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства АК.
Вышеуказанными приказами в состав комиссии не включены представители органов местного самоуправления. Вопрос об участии органа местного самоуправления в работе комиссии не рассматривался.
При этом, сведения, предусмотренные пп. «в,г» п. 2 Положения об исходных данных для проведения категорирования объекта топливно-энергетического комплекса, порядке его проведения и критериях категорирования, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 05.05.2012 № 459 должны быть представлены в том числе органами местного самоуправления.
Таким образом, состав комиссии не соответствует требованиям, установленным п. 8 Положения, не может считаться легитимным, и как следствие, решения, принимаемые комиссией, в неполном составе являются ничтожными, кроме того, решения, принятые в таком составе комиссии, будут не полными без необходимых сведений от органов местного самоуправления, необходимых для определения критериев категорирования, о возможных условиях возникновения и развития чрезвычайных ситуаций с опасными социально-экономическими последствиями; о масштабах возможных социально-экономических последствий вследствие аварий на объекте, в том числе в результате совершения акта незаконного вмешательства.
Установить к какому виду чрезвычайных ситуаций будет отнесена чрезвычайная ситуация будет отнесена чрезвычайная ситуация на следующих объектах: ГРС № 2 г. Бийска, ГРС № 3 г. Бийска, ГРС «Алтайская», ГРС «Белокурихинская», ГРС «Косихинская», ГРС «Новоалтайская», ГРС «Сибирская», ГРС «Первомайская», ГРС с. Смоленское, ГРС «Выползово», ГРС «Тальменка», ГРС «Троицкое», ГРС «Комсомольская», ГРС «Березовка», ГРС с. Советское и ГРС «Усть-Иша», ГРС с. Нижняя Каяча установить без участия представителей органов местного самоуправления в работе комиссии, не представляется возможным.
По результатам работы комиссии подготовлены Акты категорирования объектов ГРС № 2 г. Бийска, ГРС № 3 г. Бийска, ГРС «Алтайская», ГРС «Белокурихинская», ГРС «Косихинская», ГРС «Новоалтайская», ГРС «Сибирская», ГРС «Первомайская», ГРС с. Смоленское, ГРС «Выползово», ГРС «Тальменка», ГРС «Троицкое», ГРС «Комсомольская», ГРС «Березовка», ГРС с. Советское и ГРС «Усть-Иша», ГРС с. Нижняя Каяча, согласно которым комиссией по категорированию сделан вывод о неприсвоении категории по степени потенциальной опасности.
Согласно особому мнению представителя Управления Росгвардии по АК, им выражено несогласие с выводами комиссии о снятии ранее присвоенной низкой категории опасности с указанных объектов, указав, что в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 05.05.2012 № 460 «Об утверждении Правил актуализации паспорта безопасности объекта ТЭК» при актуализации паспорта безопасности по основаниям, прямо указанным в пункте 3 Правил, проводится категорирование объекта ТЭК, однако данных оснований для начала процедуры актуализации паспортов безопасности объектов ТЭК Алтайского ЛПУМГ ООО «Газпром трансгаз Томск» нет. Вместе с тем, согласно п. 4 Правил, категория опасности объекта подлежит подтверждению (изменению), что в свою очередь не предусматривает процедуры снятия ранее присвоенной категории опасности объекта ТЭК. Кроме того, с момента первоначального проведения категорирования объектов ТЭК Алтайского ЛПУМГ ООО «Газпром трансгаз Томск», по результатам которого объектам присвоены низкие категории опасности, исходные данные для проведения категорирования объектов, определенные в п. 2 Положения, не изменились. Вместе с тем, первоначальные акты категорирования с выводами о присвоении низкой категории опасности объектам ТЭК Алтайского ЛПУМГ ООО «Газпром трансгаз Томск» никем не оспорены (не признаны недействительными или не отменены).
Также, в актах категорирования объектов суммы указаны в млн. руб., таким образом в случае чрезвычайной ситуации, которая может возникнуть в результате совершения акта незаконного вмешательства нельзя назвать ситуацией локального характера.
В судебном заседании представитель процессуального истца - старший помощник прокурора Индустриального района г. Барнаула Голованова Д.Б. настаивала на удовлетворении заявленных требований по основаниям изложенным в исковом заявлении. Дополнительно пояснила, что состав комиссии не соответствует требованиям, установленным действующим законодательством, решения, принимаемые комиссией, в неполном составе являются ничтожными. При признании незаконными актов категорирования объектов ГРС, по всем объектам необходимо провести категорирование. В адрес прокуратуры Алтайского края поступила информация Управления Росгвардии по Алтайскому краю о необходимости принятия мер прокурорского реагирования для восстановления законности проведения процедуры категорирования 17 объектов ТЭК Алтайского ЛПУМГ ООО «Газпром трансгаз Томск», в связи с чем срок исковой давности следует исчислять с момента, когда прокурор узнал о имеющихся нарушениях.
Представители ответчика ООО «Газпром трансгаз Томск» - Ивлев О.Е., Ушакова Ю.В., Пульников Р.Ю. в судебном заседании исковые требования не признали, просили в удовлетворении требований отказать. Дополнительно пояснили, что участие представителей федеральных органов государственной власти было предварительно согласовано Антитеррористической комиссией ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ4 края. Представители органов местного самоуправления участие в комиссии не принимали, поскольку их включение в состав комиссии не является обязательным. Кроме того, земельные участки под объектами находятся в федеральной или частной собственности и возникновение чрезвычайной ситуации не затрагивает интересы, находящиеся в компетенции органов местного самоуправления. В Положении в отношении включения в число членов комиссии органов местного самоуправления указано «по согласованию». В оспариваемых актах категорирования объектов ТЭК указаны суммы ущерба в результате возникновения чрезвычайных ситуаций. Ущерб может быть причинен только владельцу объекта ТЭК и полностью застрахован. Поскольку собственный ущерб предприятия не подлежит учету при оценке экономического ущерба, причиненного в результате акта незаконного вмешательства, его размер не должен влиять на оценку характера возможных чрезвычайных ситуаций в соответствии с установленными критериями классификации. Таким образом, при оценке экономического ущерба при категорировании объектов ТЭК не подлежит учету ни собственный ущерб предприятия, ни ущерб, причиненный сторонним организациям. С учетом указанных обстоятельств комиссия по категорированию пришла к выводам об отсутствии необходимости присвоения опасности в отношении 1 объекта - ГРС с. Нижняя Каянча акт от 16.03.3014 года, в отношении 16 объектов, категорирование которых было проведено ранее в 2012 году комиссией принято решение о снятии присвоенных ранее низких категорий опасности, что оформлено актами от 28.09.2016 года. Категорирование было поведено на основании письма Службы корпоративной защиты ПАО «Газпром» от 09.10.2015 года. Процедура категорирования проведена ООО «Газпром трансгаз Томск» в полном соответствии с требованиями действующего законодательства. Кроме того, ответчик заявил о пропуске срока исковой давности по иску, который в соответствии со ст. 196 Гражданского кодекса Российской Федерации составляет 3 года с момента оформления актов категорирования объектов топливно-энергетического комплекса.
Представитель третьего лица - Карасинцева Б.Е. в судебном заседании поддержал заявленные прокурором исковые требования, просил удовлетворить. Дополнительно пояснил, что участие в комиссии представителя органов местного самоуправления является обязательным исходя из четкого их упоминания в законе. Добавление «по согласованию» прописывает обязательный характер проведения процедуры согласования с подтверждением конкретного участника комиссии, указанная формулировка не свидетельствует об обязательном или не обязательном членстве в комиссии. Субъект ТЭК не выполнил в полной мере свою обязанность по созданию надлежащего состава комиссии, чем нарушил требования Положения. Антитеррористическая комиссия Алтайского края в своем письме не определяла состав комиссии по категорированию, в нем лишь раскрыты данные о известных представителях, предполагаемых для включения в состав указанной комиссии. Нарушение Положения ведет к незаконности проведения процедуры категорирования данных объектов. При применении срока исковой давности необходимо исходить из ст. 208 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которой исковая давность не распространяется на требования о защите личных неимущественных прав и другие нематериальных благ, кроме случаев предусмотренных законом.
Представитель привлеченного к участию в деле в качестве третьего лица Администрации Индустриального района г. Барнаула в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежаще, просили рассмотреть дело в отсутствии представителя. Представлен отзыв на исковое заявление, из которого следует, что в администрацию Индустриального района уведомлений о включении представителей органов местного самоуправления в состав комиссии по объектам ТЭК ООО «Газпром трансгаз Томск» в лице Алтайского линейного производственного управления магистральных газопроводов не поступало.
В соответствии со ст. 113, 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд рассмотрел дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.
Исследовав материалы дела, выслушав лиц, участвующих в деле, оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к следующему.
В соответствии с пунктами 8, 9, 13 статьи 2 Федерального закона от 21.07.2011 № 256-ФЗ «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса» (далее по тексту - Федеральный закон от 21.07.2011 № 256-ФЗ) обеспечение антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса - реализация определяемой государством системы правовых, экономических, организационных и иных мер, направленных на обеспечение безопасности объектов топливно-энергетического комплекса;
объекты топливно-энергетического комплекса - объекты электроэнергетики, нефтедобывающей, нефтеперерабатывающей, нефтехимической, газовой, угольной, сланцевой и торфяной промышленности, а также объекты нефтепродуктообеспечения, теплоснабжения и газоснабжения;
субъекты топливно-энергетического комплекса - физические и юридические лица, владеющие на праве собственности или ином законном праве объектами топливно-энергетического комплекса.
В силу ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 21.07.2011 № 256-ФЗ для установления дифференцированных требований обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса с учетом степени потенциальной опасности совершения акта незаконного вмешательства и его возможных последствий проводится категорирование объектов.
Частью 1 ст. 6 Федерального закона от 21.07.2011 № 256-ФЗ предусмотрено, что обеспечение безопасности объектов топливно-энергетического комплекса осуществляется субъектами топливно-энергетического комплекса, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 21.07.2011 № 256-ФЗ требования антитеррористической защищенности и обеспечения безопасности топливно-энергетического комплекса в зависимости от установленной категории опасности объекта определяются Правительством Российской Федерации, которые обязательны для выполнения субъектами топливно-энергетического комплекса.
В силу статьи 3 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» (далее по тексту - Федеральный закон от 06.03.2006 № 35-ФЗ) противодействие терроризму - это деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма).
В силу п. 6 ст. 3 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ антитеррористическая защищенность объекта (территории) - это состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта. При этом под местом массового пребывания людей понимается территория общего пользования поселения или городского округа, либо специально отведенная территория за их пределами, либо место общего пользования в здании, строении, сооружении, на ином объекте, на которых при определенных условиях может одновременно находиться более пятидесяти человек.
Согласно ч. 3.1 ст. 5 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ юридические лица обеспечивают выполнение указанных требований в отношении объектов, находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании.
Федеральным законом от 21.07.2011 № 256-ФЗ «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса» (далее по тексту - Федеральный закон от 21.07.2011 № 256-ФЗ) предусмотрены порядок категорирования и паспортизации объектов топливно-энергетического комплекса.
В соответствии с п. 14 ст. 2 Федерального закона от 21.07.2011 № 256-ФЗ требования обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса и требования антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса - правила, которые обязательны для выполнения и соблюдение которых обеспечивает безопасность объектов топливно-энергетического комплекса и антитеррористическую защищенность объектов топливно-энергетического комплекса.
В силу ч. 4 ст. 5 Федерального закона от 21.07.2011 № 256-ФЗ перечень объектов топливно-энергетического комплекса, подлежащих категорированию, утверждается высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению коллегиального органа по противодействию терроризму, который сформирован в субъекте Российской Федерации и в состав которого входят представители федеральных органов государственной власти, органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.05.2012 № 459 утверждено Положение об исходных данных для проведения категорирования объекта топливно-энергетического комплекса, порядке его проведения и критериях категорирования (далее по тексту - Положение).
На основании пунктов 5, 6 Положения об исходных данных для проведения категорирования объекта топливно-энергетического комплекса, порядке его проведения и критериях категорирования для проведения категорирования объектов уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации формирует перечень объектов, подлежащих категорированию. Перечень объектов, подлежащих категорированию, рассматривается на заседании антитеррористической комиссии в субъекте Российской Федерации и утверждается высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).
В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 21.07.2011 № 256-ФЗ требования обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности объектов топливно-энергетического комплекса в зависимости от установленной категории опасности объектов определяются Правительством Российской Федерации и являются обязательными для выполнения субъектами топливно-энергетического комплекса.
Согласно п. 8 Положения об исходных данных для проведения категорирования объекта топливно-энергетического комплекса, порядке его проведения и критериях категорирования для проведения категорирования объекта решением субъекта топливно-энергетического комплекса создается комиссия по категорированию объекта (далее - комиссия), в состав которой включаются:
а) представители Министерства энергетики Российской Федерации, войск национальной гвардии Российской Федерации, других заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления (по согласованию);
б) руководитель субъекта топливно-энергетического комплекса;
в) работники объекта, являющиеся специалистами в области основного технологического оборудования, технологической (промышленной) и пожарной безопасности, контроля за опасными веществами и материалами, учета опасных веществ и материалов, а также в области инженерно-технических средств охраны и защиты информации;
г) представители режимно-секретного отдела и подразделения безопасности (в случае их наличия);
д) представители структурного подразделения (работники) по гражданской обороне объекта, уполномоченные на решение задач в области гражданской обороны.
Судом установлено, что объекты топливно-энергетического комплекса: ГРС № 2 г. Бийска, ГРС № 3 г. Бийска, ГРС «Алтайская», ГРС «Белокурихинская», ГРС «Косихинская», ГРС «Новоалтайская», ГРС «Сибирская», ГРС «Первомайская», ГРС с. Смоленское, ГРС «Выползово», ГРС «Тальменка», ГРС «Троицкое», ГРС «Комсомольская», ГРС «Березовка», ГРС с. Советское и ГРС «Усть-Иша», ГРС с. Нижняя Каяча включены в Перечень объектов топливно-энергетического комплекса Алтайского края, подлежащих категорированию, что подтверждается представленной выпиской из решения заседания антитеррористической комиссии Алтайского края п (т. 2 л.д. 49-53)
Согласно приказу генерального директора ООО «Газпром трансгаз Томск» от 01.08.2012 № 456 «О категорировании объектов по степени опасности» создана комиссия по обследованию объектов, которая представлена в следующем составе: председатель комиссии - генеральный директор филиала; заместитель председателя комиссии - заместитель генерального директора по корпоративной защите; члены комиссии: заместитель главного инженера по охране труда и промышленной безопасности, главный инженер - первый заместитель директора Алтайского ЛПУМГ, начальник производственного отдела по эксплуатации ГРС, главный энергетик - начальник отдела, начальник специального отдела, начальник отдела ИТСО СКЗ, старший инспектор ФГКУ УВО ГУ МВД России по АК, заместитель начальника отдела инженерно-технических мероприятий, радиационной, химической, биологической и медицинской защиты - начальник службы РХБЗ, управления гражданской защиты ГУ МЧС России по Алтайскому краю, сотрудник УФСБ России по Алтайскому краю, начальник отдельной группы Омского филиала ФГУП «Ведомственная охрана» Минэнерго России, начальник сектора развития и эксплуатации отдела по эксплуатации управления АК по жилищно-коммунальному хозяйству. (т. 1 л.д. 13-19)
Согласно приказу генерального директора ООО «Газпром трансгаз Томск» от 27.07.2015 № 558 «О создании постоянно действующей комиссии по категорированию объектов» отменен предыдущий приказ от 01.08.2012 № 456 и создана постоянно действующая комиссия по категорированию и паспортизации объектов ТЭК, которая представлена в следующем составе: председатель комиссии - генеральный директор филиала; заместитель председателя комиссии - главный инженер - первый заместитель генерального директора; члены комиссии: заместитель главного инженера по охране труда и промышленной безопасности, и.о. главного инженера - первого заместителя директора Алтайского ЛПУМГ, заместитель генерального директора по корпоративной защите, заместитель председателя комиссии, начальник производственного отдела по эксплуатации ГРС, главный энергетик - начальник отдела, начальник специального отдела, начальник отдела ИТСО СКЗ, заместитель начальника отдела инженерно-технических мероприятий, радиационной, химической, биологической и медицинской защиты - начальник службы РХБЗ, управления гражданской защиты ГУ МЧС России по Алтайскому краю, сотрудник УФСБ России по Алтайскому краю, начальник отдельной группы Омского филиала ФГУП «Ведомственная охрана» Минэнерго России, старший инспектор ФГКУ УВО ГУ МВД России по АК, консультант отдела газификации управления по жилищно-коммунальному хозяйству главного управления строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства АК. (т. 1 л.д. 20-21)
При этом, в состав комиссии не включены представители органов местного самоуправления, не поставлен вопрос о согласовании участия представителей органов местного самоуправления, что не соответствует п. 8 Положения.
Согласно информации Администрации г. Барнаула и Администрации Индустриального района г. Барнаула запросов о выделении представителей органа местного самоуправления для проведения обследования объектов ТЭК от ООО «Газпром трансгаз Томск» не поступало, вопрос об участии представителя в работе комиссии не рассматривался. (т. 1 л.д. 22, т. 2 л.д. 44)
Доводы представителей о том, что не включение в состав комиссии представителей соответствующих органов местного самоуправления не является нарушением процедуры категорирования объектов ТЭК, не могут быть приняты судом, поскольку указание в п. 8 Положения не включение этих лиц по согласованию само по себе не означает необязательность их участия в комиссии по категорированию.
Кроме того, суд не принимает во внимание довод представителей ответчика о том, что Антитеррористической комиссией Алтайского края (письмо от 13.12.2012 № АТК-10) комиссия по категорированию была согласована, поскольку в полномочия Антитеррористической комиссии Алтайского края в соответствии с Положением не входит обязанность по согласованию членов комиссии по категорированию, комиссия по категорированию объекта создается решением субъекта топливно-энергетического комплекса. В указанном письме не определен состав комиссии по категорированию, а лишь направлены данные о представителях территориальных органов федеральных органов государственной власти, предлагаемых для включения в состав комиссии по категорированию объектов. (т. 2 л.д. 18)
В 2016 году акты проведения категорирования объектов ГРС № 2 г. Бийска, ГРС № 3 г. Бийска, ГРС «Алтайская», ГРС «Белокурихинская», ГРС «Косихинская», ГРС «Новоалтайская», ГРС «Сибирская», ГРС «Первомайская», ГРС с. Смоленское, ГРС «Выползово», ГРС «Тальменка», ГРС «Троицкое», ГРС «Комсомольская», ГРС «Березовка», ГРС с. Советское и ГРС «Усть-Иша», ГРС с. Нижняя Каяча были утверждены руководителем субъекта ТЭК, при этом мнение орган местного самоуправления и требования нормативно правовых актов в области обеспечения безопасности объектов ТЭК было проигнорировано, представитель органа местного самоуправления в соответствующую комиссию по категорированию объекта не был включен.
Согласно данным актам категории опасности объектам ТЭК не присвоены, паспорта безопасности не составлялись.
В соответствии с п. 2 Положения, исходными данными для проведения категорирования объекта являются:
а) информация об отнесении объекта к критически важным объектам для инфраструктуры и жизнеобеспечения топливно-энергетического комплекса и о наличии на объекте опасных производственных объектов;
б) общие сведения об объекте (размещение объекта, общая численность работающих на объекте, максимальная численность работающих на объекте в одной смене в дневное и ночное время, режим работы объекта, наличие вокруг объекта других производств, населенных пунктов, жилых зданий и иных объектов массового скопления людей, их характеристика и размещение по отношению к объекту, размещение объекта по отношению к транспортным коммуникациям, сведения об опасных веществах и материалах, используемых на объекте);
в) возможные условия возникновения и развития чрезвычайных ситуаций с опасными социально-экономическими последствиями;
г) масштабы возможных социально-экономических последствий вследствие аварий на объекте, в том числе в результате совершения акта незаконного вмешательства;
д) наличие критических элементов объекта и их характеристика;
е) наличие потенциально опасных участков объекта и их характеристика;
ж) наличие уязвимых мест объекта;
з) категории опасности, ранее присвоенные объекту;
и) виды угроз и модели нарушителей в отношении объекта;
к) ситуационные планы и схемы объекта, его коммуникаций, планы и экспликации отдельных зданий и сооружений и их частей, план мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на объекте, проектная документация на объект, декларация промышленной безопасности объекта, документация на технологические процессы, используемые на объекте.
Согласно п. 3 Положения категорирование объектов осуществляется на основании критериев категорирования, которые определяются исходя из значений показателей зоны чрезвычайной ситуации, которая может возникнуть в результате совершения акта незаконного вмешательства, возможного количества пострадавших и размера материального ущерба.
В качестве значений показателей критериев категорирования объектов используются значения, определенные в постановлении Правительства Российской Федерации от 21.05.2007 № 304 «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».
Согласно п. а ч. 1 постановления Правительства Российской Федерации от 21.05.2007 № 304 «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» под чрезвычайной ситуацией локального характера подразумевается ситуация в результате которой территория, на которой сложилась чрезвычайная ситуация и нарушены условия жизнедеятельности людей (далее - зона чрезвычайной ситуации), не выходит за пределы территории объекта, при этом количество людей, погибших или получивших ущерб здоровью (далее - количество пострадавших), составляет не более 10 человек либо размер ущерба окружающей природной среде и материальных потерь (далее - размер материального ущерба) составляет не более 100 тыс. рублей.
Вместе с тем, в актах категорирования объектов ГРС № 2 г. Бийска, ГРС № 3 г. Бийска, ГРС «Алтайская», ГРС «Белокурихинская», ГРС «Косихинская», ГРС «Новоалтайская», ГРС «Сибирская», ГРС «Первомайская», ГРС с. Смоленское, ГРС «Выползово», ГРС «Тальменка», ГРС «Троицкое», ГРС «Комсомольская», ГРС «Березовка», ГРС с. Советское и ГРС «Усть-Иша», ГРС с. Нижняя Каяча суммы указаны в млн. руб., таким образом в случае чрезвычайной ситуации, которая может возникнуть в результате акта незаконного вмешательства нельзя назвать ситуацией локального характера.
Пункт 11 Положения указывает, что анализ информации об объекте проводится комиссией на основании изучения исходных данных об объекте, указанных в пункте 2 настоящего Положения, опроса специалистов и обследования объекта.
Факт нарушений ответчиком требований законодательства к формированию состава комиссии по проведению категорирования объектов установлен в судебном заседании, что свидетельствует о ее не легитимности (незаконности).
Учитывая вышеизложенное, оценив все представленные доказательства в совокупности в соответствии с положениями ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд полагает, что акты категорирования указанных объектов ТЭК следует признать незаконными, как принятых по результатам работы нелегитимной комиссии, а также возложить на ответчика обязанность создать комиссию по категорированию объекта топливно-энергетического комплекса в соответствии с требованиями Федерального закона от 21.07.2011 № 256-ФЗ постановления Правительства Российской Федерации от 05.05.2012 № 459 и Постановления Правительства Российской Федерации от 21.05.2007 № 304.
Разрешая заявленные требования в части проведения категорирования 17 объектов ТЭК газораспределительных станций: ГРС № 2 г. Бийска, ГРС № 3 г. Бийска, ГРС «Алтайская», ГРС «Белокурихинская», ГРС «Косихинская», ГРС «Новоалтайская», ГРС «Сибирская», ГРС «Первомайская», ГРС с. Смоленское, ГРС «Выползово», ГРС «Тальменка», ГРС «Троицкое», ГРС «Комсомольская», ГРС «Березовка», ГРС с. Советское и ГРС «Усть-Иша», ГРС с. Нижняя Каяча, суд учитывает следующее.
В соответствии с п. 3 постановления Правительства Российской Федерации от 05.05.2012 № 460 «Об утверждении Правил актуализации паспорта безопасности объекта ТЭК» (далее по тексту - постановление Правительства Российской Федерации от 05.05.2012 № 460) актуализация паспорта субъектами топливно-энергетического комплекса осуществляется при изменении: а) основного вида деятельности объекта; б) общей площади и периметра территории объекта; в) количества потенциально опасных участков и критических элементов на объекте; г) моделей нарушителей в отношении объекта; д) базовых угроз для критических элементов объекта; е) компонентов организации охраны и защиты объекта (в том числе пропускного и внутриобъектового режимов) и инженерно-технических средств его охраны (в соответствии с требованиями обеспечения безопасности объектов и требованиями антитеррористической защищенности объектов), оказывающих влияние на эффективность системы физической защиты объекта.
Согласно п. 4 постановления Правительства Российской Федерации от 05.05.2012 № 460 в случае актуализации паспорта по основаниям, предусмотренным пунктом 3 настоящих Правил, категория опасности объекта подлежит подтверждению (изменению) в порядке, установленном Положением.
В силу п. 8 постановления Правительства Российской Федерации от 05.05.2012 № 460 решение о замене паспорта объекта принимается субъектом топливно-энергетического комплекса по результатам актуализации паспорта.
Установлено, что по 16 объектам ТЭК газораспределительных станций: ГРС № 2 г. Бийска, ГРС № 3 г. Бийска, ГРС «Алтайская», ГРС «Белокурихинская», ГРС «Косихинская», ГРС «Новоалтайская», ГРС «Сибирская», ГРС «Первомайская», ГРС с. Смоленское, ГРС «Выползово», ГРС «Тальменка», ГРС «Троицкое», ГРС «Комсомольская», ГРС «Березовка», ГРС с. Советское и ГРС «Усть-Иша» в 2016 году составлены акты категорирования по степени опасности из которых следует, что с объектов снята ранее присвоенная «Низкая» категория опасности по актам категорирования от 2012 года, категория по степени потенциальной опасности не присвоена, что подтверждается актами и пояснениями сторон (т. 1 л.д. 23-131).
Актуализации паспортов была проведена субъектом ТЭК на основании письма Службы корпоративной защиты ПАО «Газпром» от 09.10.2015 № СКЗ-437/кт, из которого следует, что необходимо представить в Службу корпоративной защиты ПАО «Газпром» план мероприятий по приведению систем безопасности объектов с присвоенной категорией опасности, находящихся на балансе дочернего общества в соответствие с федеральными требованиями. В рамках повторного обследования объектов с присвоенной категорией опасности провести актуализацию паспортов безопасности объектов, копии которых представить в Службу корпоративной защиты ПАО «Газпром» (т. 2 л.д. 74-75).
По объекту ТЭК ГРС с. Нижняя Каянча категорирование было проведено впервые, в результате работы комиссии по категорированию категория опасности не присвоена. (т. 1 л.д. 36-42)
В связи с чем, суд приходит к выводу, что оснований для возложения обязанности на ООО «Газпром трансгаз Томск» провести категорирование в отношении 16 объектов ТЭК газораспределительных станций: ГРС № 2 г. Бийска, ГРС № 3 г. Бийска, ГРС «Алтайская», ГРС «Белокурихинская», ГРС «Косихинская», ГРС «Новоалтайская», ГРС «Сибирская», ГРС «Первомайская», ГРС с. Смоленское, ГРС «Выползово», ГРС «Тальменка», ГРС «Троицкое», ГРС «Комсомольская», ГРС «Березовка», ГРС с. Советское и ГРС «Усть-Иша» не имеется, поскольку в силу п. 8 постановления Правительства Российской Федерации от 05.05.2012 № 460 решение о замене паспорта объекта принимается субъектом топливно-энергетического комплекса по результатам актуализации паспорта, кроме того, при признании актов категорирования указанных объектов от 2016 года незаконными, действующими будут являться акты категорирования объектов от 2012 года, согласно которым объектам присвоена «Низкая» категория опасности.
Кроме того, поскольку по объекту ТЭК ГРС с. Нижняя Каянча категорирование было проведено впервые, а акт категорирования объекта от 16.03.2014 года признан незаконным, как принятый по результатам работы нелегитимной комиссии, суд пришел к выводу о необходимости проведения категорирование указанного объекта с составлением соответствующего акта.
Также стороной ответчика заявлено ходатайство о пропуске истцом срока исковой давности по заявленным требованиям в силу положений ст. 196 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Между тем, истец узнал о нарушениях при категорировании объектов ТЭК из обращения начальника Управления Росгвардии по Алтайскому краю, направленного в адрес прокурора Алтайского края 08.02.2022 № 717/9-315. Кроме того, в соответствии с положениями ст. 208 Гражданского кодекса Российской Федерации на данного рода требования исковая давность не распространяется, поскольку правоотношение носит длящийся характер и в иске прокурора ставился вопрос о защите неимущественных прав неопределенного круга лиц, которое нарушено путем создания угрозы безопасности граждан.
При таких обстоятельства заявленные исковые требования подлежат частичному удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Индустриального района г. Барнаула Алтайского края к ООО «Газпром трансгаз Томск» в лице филиала «Алтайского линейного производственного управления магистральных газопроводов» о признании актов обследования незаконными, о возложении обязанности удовлетворить частично.
Обязать ООО «Газпром трансгаз Томск» создать комиссию по категорированию объекта топливно-энергетического комплекса в соответствии с требованиями Федерального закона от 21.07.2011 № 256-ФЗ «О безопасности топливно-энергетического комплекса», постановления Правительства Российской Федерации от 05.05.2012 № 459, Постановления № 304, провести категорирование объекта топливно-энергетического комплекса газораспределительной станции с. Нижняя Каяча Алтайского ЛПУМГ ООО «Газпром трансгаз Томск» по степени опасности с составлением соответствующего акта.
Отказать в удовлетворении остальной части заявленных требований.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Алтайский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Индустриальный районный суд города Барнаула.
Судья: Ю.В. Изотова
Решение в окончательной форме изготовлено 07.07.2022
Верно, судья Ю.В. Изотова
Секретарь судебного заседания Р.С. Наконечников
Подлинный документ находится в гражданском деле
№ 2-2164/2022 Индустриального районного суда города Барнаула
Решение не вступило в законную силу 07.07.2022
Верно, секретарь судебного заседания Р.С. Наконечников