НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Идринского районного суда (Красноярский край) от 15.02.2024 № 2-63/2024

Дело № 2-63/2024

24RS0020-01-2022-000463-56

2.070

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

15 февраля 2024 года с. Идринское

Идринский районный суд Красноярского края в составе председательствующего судьи Тимофеевой С.С.,

при секретаре Черкасовой А.А.,

истца Вайс Р.Ф.,

рассмотрев гражданское дело по исковому заявлению Вайс Раи Федоровны к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации, Краевому государственному казенному специализированному учреждению «Центр оценки качества образования» о возложении обязанности произвести индексацию пенсии, предоставить сведения о застрахованных лицах,

УСТАНОВИЛ:

Вайс Р.Ф. обратилась в суд с исковым заявлением, с учетом произведенных уточнений, к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации, Краевому государственному казенному специализированному учреждению «Центр оценки качества образования» о возложении обязанности произвести индексацию пенсии, предоставить сведения о застрахованных лицах, в обоснование заявленных требований, указав на то, что работала учителем химии в МКОУ «Малохабыкская ООШ» до ДД.ММ.ГГГГ, с указанной даты уволилась по собственному желанию, в связи с чем, считает, что пенсионный фонд был обязан проиндексировать ее пенсию. Однако, индексация пенсионным фондом не была произведена. При обращении в пенсионный фонд, в индексации пенсии было отказано, в связи с тем, что в июне 2022 года она числилась работником МКОУ «Малохабыкская ООШ», в июле 2022 года ей были произведены выплаты за участие в работе в качестве эксперта при проведении экзамена в форме ОГЭ по химии и ГИА. В конце августа 2022 года истец была принята на работу в школу. Выплату КГКСУ «ЦОКО» произвело без заключения трудового договора, работником данной организации она не являлась. Просит суд возложить на Отделение фонда пенсионного и социального страхования РФ обязанность произвести индексацию пенсии истца с даты увольнения – ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время, возложить на Краевое государственное казенное специализированное учреждение «Центр оценки качества образования» обязанность предоставить в Отделение фонда пенсионного и социального страхования РФ по Красноярскому краю форму СЗВ-М «отмн» за июль 2022 года в отношении истца.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: МКОУ «Малохабыская ООШ», Министерство образования Красноярского края; в качестве соответчика привлечено: КГКУСУ «ЦОКО».

Истец Вайс Р.Ф. в судебном заседании исковые требования, с учетом произведенных уточнений, поддержала по изложенным в исковом заявлении доводам.

Представитель ответчика Отделения Фонда пенсионного и социального страхования РФ Рамбургер О.А., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, ходатайствовала о рассмотрении дела без участия представителя, представила в материалы дела письменное возражение на исковое заявление, указав, что сведения о работающих застрахованных лицах предоставляются страхователями ежемесячно в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, в установленные сроки, по определенной форме, как правило, в электронном виде, на территории Российской Федерации на каждое застрахованное лицо Пенсионный фонд Российской Федерации открывает индивидуальный лицевой счет. Страхователями по обязательному пенсионному страхованию являются лица, производящие выплаты физическим лицам, в том числе: организации; индивидуальные предприниматели; физические лица. Законодательством предусмотрено, что педагогическим работникам, участвующим в проведении единого государственного экзамена, выплачивается компенсация за работу по подготовке и проведению единого государственного экзамена, размер и порядок выплаты указанной компенсации устанавливается субъектом Российской Федерации за счет бюджетных ассигнований бюджета субъекта Российской Федерации, выделяемых на проведение единого государственного экзамена. Постановлением Правительства Красноярского края от 07.08.2018 № 452-п утвержден размер и порядок выплаты компенсации педагогическим работникам, а также иным лицам, участвующим в проведении единого государственного экзамена, основного государственного экзамена, государственного выпускного экзамена. В соответствии с Порядком от ДД.ММ.ГГГГ, выплату компенсации осуществляет краевое государственное казенное специализированное учреждение «Центр оценки качества образования», основным видом деятельности которого, является деятельность по обработке данных, предоставление услуг по размещению и связанная с этим деятельность, в качестве страхователя по обязательному пенсионному страхованию КГКСУ «ЦОКО» зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ, учредителем которого выступает Министерство образования Красноярского края. Компенсация выплачивается педагогическим работникам на основании приказа министерства образования, соответствии с поданным работником заявлением и необходимыми документами. Срок подачи работником заявления и документов зависит от времени участия в проведении ЕГЭ, ОГЭ, ГВЭ, с 20 февраля по 15 мая – заявление и документы подаются в срок до 15 июня, при этом выплата осуществляется до 15 июля; с 25 мая по 15 июля – в срок до 15 августа (выплата до 15 сентября); с 01 сентября по 15 октября – в срок до 15 ноября (выплата до 15 декабря). При расчете размера компенсации учитывается фактически отработанное работником время (количество часов) на основании ведомостей (табелей) учета рабочего времени, предоставленных в КГКСУ «ЦОКО». Письмом ФНС России от ДД.ММ.ГГГГ» даны разъяснения по вопросу начисления страховых взносов на сумму компенсации, выплачиваемой педагогическим работникам образовательных организаций за работу по подготовке и проведению государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования, в котором указано, что денежная компенсация является платой за выполнение педагогическим работником работ (оказание услуг) по подготовке и проведению ГИА, а не возмещением затрат, связанных с выполнением работ (оказанием услуг) по договорам гражданско-правового характера, которые, в частности, должны быть документально подтверждены, следовательно, указанные компенсации признаются объектом обложения страховыми взносами как выплаты, производимые по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ (оказание услуг), независимо от источника финансирования данных выплат, а также от факта заключения с педагогическими работниками гражданско-правовых договоров в письменной форме. Страхователь КГКСУ «ЦОКО» обязан сдать сведения по форме «СЗВ-М» по факту работы застрахованного лица. Вайс Р.Ф. является получателем досрочной страховой пенсии в связи с осуществлением педагогической деятельности и зарегистрирована в системе обязательного пенсионного страхования с ДД.ММ.ГГГГ, согласно информации, сведения по форме «СЗВ-М» о факте работы Вайс Р.Ф. за период с мая по сентябрь 2022 года были сданы следующими страхователями: за май, июнь 2022 года МКОУ «Малохабыкская ООШ»; за июль 2022 года КГКСУ «ЦОКО»; за август 2022 года по декабрь 2022 года МКОУ «Малохабыкская ООШ», таким образом, по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета Вайс Р.Ф. являлась работающим пенсионером и права на индексацию фиксированного размера пенсии не имела. Наличие записи об увольнении в трудовой книжке не является подтверждением отсутствия факта работы (оказания услуг) у другого работодателя, а также она не обращалась в ОСФР по Красноярскому краю с заявлением о корректировке своего индивидуального лицевого счета. Считает, что оснований для удовлетворения заявленных Вайс Р.Ф. требований не имеется.

Представитель ответчика КГКСУ «Центр оценки качества образования» - директор ФИО5 в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствие представителя, направил в материалы дела пояснения, относительно исковых требований, указав, что КГКСУ «ЦОКО» не является работодателем для лиц, привлекаемых для организации и проведения ГИА в том правовом смысле, которое закреплено в нормах Трудового кодекса РФ, поскольку не принимает на работу этих лиц, не издает приказ о приеме на работу, не заключает трудовой или гражданско-правовой договор, не ведет табель учета рабочего времени. Вместе с тем, в целях обязательного пенсионного страхования, КГКСУ «ЦОКО» осуществляет передачу сведений (отчетность СЗВ-М и СЗВ-СТАЖ) о выплаченных суммах компенсации лицам, участвующим в организации и проведении ГИА, так как данные суммы в соответствии с положениями ст. 420 НК РФ подлежат обложению страховыми взносами. Направляет данных лиц в ППЭ уполномоченный Правительством Красноярского края орган исполнительной власти Красноярского края в сфере образования своим приказом. Все привлеченные к ГИА лица отражаются в отчетах СЗВ-М тех учреждений, работниками которых они являются. КГКСУ «ЦОКО» осуществляет выплаты компенсации лицам, участвующим в проведении ГИА, в соответствии с Порядком выплаты компенсации за работу по подготовке и проведению ГИА по образовательным программам, а также иным лицам, участвующим в ее проведении за счет средств краевого бюджета, выделяемых на проведение ГИА, изложенным в Приложении к Постановлению Правительства Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ-п. Для получения выплаты компенсации лица, привлеченные по решению Министерства образования Красноярского края, предоставляют в КГКСУ «ЦОКО» заявление о выплате компенсации в досрочный и дополнительный период ГИА в течение 25 дней со дня завершения периода, в основной период ГИА в течение 45 дней со дня завершения периода. КГКСУ «ЦОКО» регистрирует заявление, проверяет соблюдение условий выплаты компенсации и расчет размера компенсации, и осуществляет расчет размера компенсации, принимает решение о выплате или отказе в выплате компенсации в форме приказа. В 2022 году выплаты компенсации за вычетом НДФЛ проведены в июле, августе и сентябре 2022 года. В целях обязательного пенсионного страхования и на основании письма ПФР по Красноярскому краю от ДД.ММ.ГГГГ, а также письма ПФР по Красноярскому краю от ДД.ММ.ГГГГ, КГКСУ «ЦОКО» осуществляет передачу сведений (отчетность СЗВ-М и СЗВ-СТАЖ) о выплаченных суммах компенсации лицам, участвующим в организации и проведении ГИА, так как данные суммы в соответствии с положением ст. 420 НК РФ подлежат обложению страховыми взносами, что не свидетельствует об осуществлении данными лицами трудовой деятельности в КГКСУ «ЦОКО» и, соответственно, не лишает их права на получение доплаты к пенсии с учетом индексации. Факт работы Вайс Р.Ф. в июле в КГКСУ «ЦОКО» отсутствует, есть факт выплаты компенсации. Вайс Р.Ф. привлекалась по решению Министерства образования Красноярского края в соответствии с приказом от ДД.ММ.ГГГГ для организации и проведения ГИА по образовательным программам основного общего образования в форме основного государственного экзамена в основной период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве эксперта по химии в аудитории в ППЭ . Выплата компенсации Вайс Р.Ф. произведена на основании заявления в июле 2022 года. Имеются документы – основания для отражения Вайс Р.Ф. в отчетах СЗВ-М КГКСУ «ЦОКО» за июль 2022 года - это приказ КГКСУ «ЦОКО» -гиа от ДД.ММ.ГГГГ.

Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещались надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела путем направления извещений и размещения информации по делу на интернет-сайте Идринского районного суда Красноярского края idra.krk@sudrf.ru. В силу ч.3 ст.167 ГПК РФ неявка лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте рассмотрения дела, не является препятствием к разбирательству дела, в связи с чем, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Суд, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.

Согласно Конституции Российской Федерации в России создаются условия для взаимного доверия государства и общества.

В соответствии с частью 1 статьи 37 Конституции Российской Федерации труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.

Право на социальное обеспечение по возрасту относится к основным правам и свободам человека и гражданина и гарантируется статьей 39 Конституции Российской Федерации. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

Определение порядка индексации пенсий как одного из способов повышения их размеров является прерогативой законодателя, который вправе, как неоднократно отмечалось в решениях Конституционного Суда Российской Федерации, изменять установленное им в данной сфере регулирование, учитывая финансово-экономические возможности государства на соответствующем этапе его развития и соблюдая при этом конституционные принципы справедливости, равенства, соразмерности, а также стабильности и гарантированности прав граждан.

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее по тексту - Федеральный закон "О страховых пенсиях"), вступившим в силу с 1 января 2015 г. (далее приведены положения закона в редакции, действовавшей по состоянию на 1 июля 2022 г.).

Согласно положениям статьи 18 Федерального закона "О страховых пенсиях" размер страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) определяется на основании соответствующих данных, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, по состоянию на день, в который этим органом выносится решение об установлении страховой пенсии, установлении и о перерасчете размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с нормативными правовыми актами, действующими на этот день.

Перерасчет размера страховой пенсии производится в случае:

1) увеличения величины индивидуального пенсионного коэффициента за периоды до 1 января 2015 года; 2) увеличения суммы коэффициентов, определяемых за каждый календарный год иных засчитываемых в страховой стаж периодов, указанных в части 12 статьи 15 настоящего Федерального закона, имевших место после 1 января 2015 года до даты назначения страховой пенсии; 3) увеличения по данным индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования величины индивидуального пенсионного коэффициента, определяемой в порядке, предусмотренном частью 18 статьи 15 настоящего Федерального закона, исходя из суммы страховых взносов на страховую пенсию, не учтенных при определении величины индивидуального пенсионного коэффициента для исчисления размера страховой пенсии по старости или страховой пенсии по инвалидности, при их назначении, переводе с одного вида страховой пенсии на страховую пенсию по старости или страховую пенсию по инвалидности, предыдущем перерасчете, предусмотренном настоящим пунктом, а также при назначении страховой пенсии по случаю потери кормильца. Такой перерасчет производится без заявления пенсионера (за исключением лиц, имеющих право на установление доли страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 19 и 20 указанного Федерального закона) с 1 августа каждого года, а в случае перерасчета размера страховой пенсии по случаю потери кормильца - с 1 августа года, следующего за годом, в котором была назначена указанная страховая пенсия.

В соответствии с частью 1 статьи 26.1 Федерального закона "О страховых пенсиях" пенсионерам, осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе полученные в связи с перерасчетом, предусмотренным частями 2, 5 - 8 статьи 18 настоящего Федерального закона, выплачиваются в размере, исчисленном в соответствии с настоящим Федеральным законом, без учета индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, имеющих место в период осуществления работы и (или) иной деятельности.

Из положений части 3 статьи 26.1 Федерального закона "О страховых пенсиях" следует, что пенсионерам, прекратившим осуществление работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежали обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе полученные в связи с перерасчетом, предусмотренным частями 2, 5 - 8 статьи 18 настоящего Федерального закона, выплачиваются в размере, исчисленном в соответствии с настоящим Федеральным законом, с учетом индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с частями 6 и 7 статьи 16 настоящего Федерального закона и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с частью 10 статьи 18 настоящего Федерального закона, имевших место в период осуществления работы и (или) иной деятельности.

Уточнение факта осуществления (прекращения) пенсионерами работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", в целях реализации положений частей 1 - 3 данной статьи производится органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, ежемесячно на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (часть 4 статьи 26.1 Федерального закона "О страховых пенсиях").

В силу частей 6, 7 статьи 26.1 Федерального закона "О страховых пенсиях" решение о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенных в порядке, предусмотренном частями 1 - 3 настоящей статьи, выносится в месяце, следующем за месяцем, в котором органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, получены сведения, представленные страхователем в соответствии с пунктом 22 статьи 11 Федерального закона от 01 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования". Суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенные в порядке, предусмотренном частями 1 - 3 настоящей статьи, выплачиваются с месяца, следующего за месяцем, в котором было вынесено решение, предусмотренное частью 6 настоящей статьи.

Судом установлено и из материалов дела следует, что Вайс Р.Ф. является получателем досрочной страховой пенсии по старости с ДД.ММ.ГГГГ на основании п. 19 ч. 1 ст. 30 Закона № 400-ФЗ.

Согласно трудовой книжке от ДД.ММ.ГГГГ, приказам МКОУ «Малохабыкская ООШ» от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, Вайс Р.Ф. работала в МКОУ "Малохабыкская ООШ" в должности учителя биологии и химии с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, уволена по собственному желанию. ДД.ММ.ГГГГ Вайс Р.Ф. вновь принята на работу в МКОУ "Малохабыкская ООШ" на должность учителя биологии.

Сведения о прекращении трудовой деятельности Вайс Р.Ф. по форме СЗВ-ТД предоставлены МКОУ «Малохабыкская ООШ» в ПФР, что подтверждается Протоколом проверки отчетности, сформированном ДД.ММ.ГГГГ.

В сведениях о застрахованных лицах за июль 2022 года от ДД.ММ.ГГГГ для Пенсионного фонда РФ Вайс Р.Ф. не была внесена, т.к. была уволена. Вайс Р.Ф. принята в МКОУ "Малохабыкская ООШ" на должность учителя биологии ДД.ММ.ГГГГ, сведения о трудовой деятельности работника сданы ДД.ММ.ГГГГ.

По решению Министерства образования Красноярского края в соответствии с приказом от ДД.ММ.ГГГГ Вайс Р.Ф. привлекалась для организации и проведения ГИА по образовательным программам основного общего образования в форме основного государственного экзамена в основной период в 2022 году с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве эксперта по химии в ППЭ . Выплата компенсации Вайс Р.Ф. произведена на основании заявления в июле 2022 года, и истцом не оспаривается.

Сведения по форме «СЗВ-М» о факте работы Вайс Р.Ф. за период с мая по сентябрь 2022 года были сданы следующими страхователями: за май, июнь 2022 года МКОУ «Малохабыкская ООШ»; за июль 2022 года КГКСУ «ЦОКО» (приказ КГКСУ «ЦОКО» -гиа от ДД.ММ.ГГГГ); за август 2022 года по декабрь 2022 года МКОУ «Малохабыкская ООШ».

Вайс Р.Ф. обратилась в ОПФР по Красноярскому краю с обращением о перерасчете размера пенсии.

По результатам рассмотрения обращения истца, ОПФР по Красноярскому краю письмом от ДД.ММ.ГГГГ за № сообщило, что ОПФР по Красноярскому краю ДД.ММ.ГГГГ за № № на обращение истца пояснило, что согласно сведениям, содержащимся в индивидуальном лицевом счете, в отношении Вайс Р.Ф. имеются сведения: за отчетный период «июнь 2022» предоставлена отчетность страхователя МБОУ Малохабыкская ООШ, за отчетный период «июль 2022» предоставлена отчетность страхователем КГКСУ «ЦОКО», за отчетный период «август 2022» предоставлена отчетность страхователем МБОУ Малохабыкская ООШ, истец является работающим пенсионером, в связи с чем выплата пенсии производится без учета сумм индексации.

Из справки МКОУ «Малохабыкская ООШ» от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что Вайс Р.Ф. была уволена с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно Сведениям о застрахованных лицах МКОУ Малохабыкская ООШ (по форме СЗВ-М), за отчетный период май, июнь, август 2022 года указана Вайс Р.Ф. как застрахованное лицо, за отчетный период июль (07) 2022 Вайс Р.Ф. в списке застрахованных лиц отсутствует.

При этом, в Табеле учета использования рабочего времени МКОУ «Малохабыкская ООШ» за период с 1 по ДД.ММ.ГГГГ, Вайс Р.Ф. протабелирована. В Табеле учета использования рабочего времени за период с 1 по ДД.ММ.ГГГГ, сведения на Вайс Р.Ф. отсутствуют.

Согласно сведениям КГКСУ «Центр оценки и качества образования», Вайс Р.Ф. не состоит с КГКСУ «ЦОКО» в трудовых отношениях и никогда ранее (в том числе, в мае, июне, июле 2022 года) не осуществляла трудовую деятельность.

При этом, Вайс Р.Ф. привлекалась по решению Министерства образования Красноярского края в соответствии с приказом от ДД.ММ.ГГГГ для организации и проведения ГИА по образовательным программам основного общего образования в форме основного государственного экзамена (далее ОГЭ) в основной период в 2022 году с 19 мая по ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с расписанием проведения ОГЭ в 2022 году, в качестве эксперта по химии в аудитории в пункте проведения экзамена (далее, ППЭ) . На основании личного заявления Вайс Р.Ф., приказа КГКСУ «ЦОКО» -гиа от ДД.ММ.ГГГГ Вайс Р.Ф. была назначена выплата компенсации за участие в организации и проведении ГИА 9 в форме ОГЭ. Выплата компенсации за вычетом НДФЛ проведена в июле 2022 года КГКСУ «ЦОКО» в установленные Постановлением Правительства Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ-п сроки, что подтверждается табелем учета использования рабочего времени работников ППЭ за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, постановлением Правительства Красноярского края -п от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении размера и порядка выплаты компенсации педагогическим работникам, а также иным лицам, участвующим в проведении единого государственного экзамена, основного государственного экзамена, государственного выпускного экзамена», приказом Министерства образования Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ, приказом КГКСУ «ЦОКО» «О выплате компенсации работникам, привлекаемым в проведению государственной итоговой аттестации» от ДД.ММ.ГГГГ и приложением к нему, платежным поручением от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 899 руб. 31 коп.

Страхователями по обязательному пенсионному страхованию являются лица, производящие выплаты физическим лицам, в том числе, организации, индивидуальные предприниматели, физические лица (подпункт 1 пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации").

В силу абзаца 2 части 1 статьи 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ (в редакции на момент разрешения спора) застрахованными лицами являются граждане Российской Федерации, а также проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства, работающие по трудовому договору или по договору гражданско-правового характера, предметом которого являются выполнение работ и оказание услуг (за исключением лиц, обучающихся в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования по очной форме обучения и получающих выплаты за деятельность, осуществляемую в студенческом отряде по трудовым договорам или по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ и (или) оказание услуг, лиц, применяющих специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход", получающих выплаты за деятельность по гражданско-правовым договорам и не работающих по трудовому договору, а также лиц, получающих страховые пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, являющихся опекунами или попечителями, исполняющими свои обязанности возмездно по договору об осуществлении опеки или попечительства, в том числе по договору о приемной семье), по договору авторского заказа, а также авторы произведений, получающие выплаты и иные вознаграждения по договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства (за исключением лиц, применяющих специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход").

В соответствии с Преамбулой Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования" настоящий Федеральный закон устанавливает правовую основу и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах Российской Федерации, иностранных гражданах и лицах без гражданства в целях обеспечения реализации их прав в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования, учета сведений о трудовой деятельности, а также в целях предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций (далее приведены положения закона в редакции, действовавшей по состоянию на 1 июля 2022 г.).

Исходя из абзацев 7 и 8 статьи 1 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования" индивидуальный (персонифицированный) учет представляет собой организацию и ведение учета сведений о каждом зарегистрированном лице для обеспечения реализации его прав в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования, сведений о трудовой деятельности, а также в целях предоставления государственных и муниципальных услуг и (или) исполнения государственных и муниципальных функций в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе с использованием страхового номера индивидуального лицевого счета в качестве идентификатора сведений о физическом лице. При этом индивидуальный лицевой счет - это электронный документ, содержащий предусмотренные настоящим Федеральным законом сведения о зарегистрированном лице, хранящиеся в информационных ресурсах Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации.

Органом, осуществляющим индивидуальный (персонифицированный) учет в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования, является Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации (статья 5 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования").

Понятие и содержание индивидуального лицевого счета дано в статье 6 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования", согласно подпункту 10 пункта 2 которой в общей части индивидуального лицевого счета указываются периоды трудовой и (или) иной деятельности, включаемые в страховой стаж для назначения страховой пенсии.

Согласно статье 8.1 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования", Фонд осуществляет прием и учет сведений о зарегистрированных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета, а также внесение указанных сведений в индивидуальные лицевые счета в порядке и сроки, которые определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии с пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования" (в редакции, действовавшей в спорный период), страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет в пенсионный фонд о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) сведения (по форме СЗВ-М), где указываются: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилия, имя и отчество; идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).

Согласно пункту 2.4 статьи 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования" (в редакции, действовавшей в спорный период) страхователь представляет о работающих у него зарегистрированных лицах в случаях приема на работу, переводов на другую постоянную работу, приостановления и возобновления действия трудового договора и увольнения, подачи зарегистрированными лицами заявлений о продолжении ведения страхователем трудовых книжек в соответствии со статьей 66 Трудового кодекса Российской Федерации либо о предоставлении страхователем зарегистрированным лицам сведений о трудовой деятельности в соответствии со статьей 66.1 Трудового кодекса Российской Федерации следующие сведения: 1) страховой номер индивидуального лицевого счета; 2) фамилию, имя, отчество; 3) сведения о трудовой деятельности, предусмотренные пунктом 2.1 статьи 6 настоящего Федерального закона.

Указанные в пункте 2.4 настоящей статьи сведения, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, представляются: с 1 января 2020 года - не позднее 15-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором имели место случаи, указанные в пункте 2.4 настоящей статьи. При представлении указанных сведений впервые в отношении зарегистрированного лица страхователь одновременно представляет сведения о его трудовой деятельности по состоянию на 1 января 2020 года у данного страхователя (подпункт 1 пункта 2.5 статьи 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования").

В соответствии с пунктом 25 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22 апреля 2020 г. N 211н (действовала до 1 июня 2023 г.), индивидуальные сведения, сведения о трудовой деятельности представляются на основании приказов, других документов по учету кадров и иных документов, подтверждающих условия трудовой деятельности застрахованного (зарегистрированного) лица.

Как следует из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 28 июня 2018 г. N 1488-О, реализуя предоставленные ему полномочия, законодатель определил порядок индексации размера фиксированной выплаты к страховой пенсии и корректировки размера страховой пенсии для пенсионеров, прекративших осуществление работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежали обязательному пенсионному страхованию, предусмотрев, что уточнение факта осуществления либо прекращения пенсионерами работы и указанной деятельности производится органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, ежемесячно на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (часть 4 статьи 26.1 Федерального закона "О страховых пенсиях").

В силу пункта 100 Правил выплаты пенсий, осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, начисления за текущий месяц сумм пенсии в случае назначения пенсии другого вида либо в случае назначения другой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, определения излишне выплаченных сумм пенсии, утвержденных Приказом Минтруда России от 5 августа 2021 г. N 545н, при прекращении осуществления работы и (или) иной деятельности суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенные в соответствии с частью 3 статьи 26.1 Федерального закона "О страховых пенсиях", выплачиваются с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором было вынесено решение о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), за период, начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем прекращения работы и (или) иной деятельности.

Из указанных положений пенсионного законодательства следует, что в случае осуществления пенсионером трудовой деятельности назначенная страховая пенсия с учетом фиксированной выплаты к страховой пенсии выплачивается без учета индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, имевших место в период осуществления работы и (или) иной деятельности. Соответствующий перерасчет пенсии с учетом индексации (увеличения) и корректировки производится в связи с увольнением пенсионера с 1-го числа месяца, следующего за месяцем прекращения работы и (или) иной деятельности. Сведения об осуществлении (прекращении) пенсионером работы и (или) иной деятельности пенсионный орган ежемесячно получает от работодателей в сроки и по форме, предусмотренным Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования", на основании которых выносит решение о выплате пенсии, определенной в порядке, предусмотренном частями 1 - 3 данной статьи, в месяце, следующем за месяцем получения указанных сведений от работодателей (часть 6 статьи 26.1 Федерального закона "О страховых пенсиях"). Выплата пенсии в новом размере производится начиная с месяца, следующего за месяцем вынесения решения о перерасчете пенсии (часть 7 статьи 26.1 Федерального закона "О страховых пенсиях").

Частью 9 статьи 47 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" предусмотрено, что педагогическим работникам образовательных организаций, участвующим по решению уполномоченных органов исполнительной власти в проведении ГИА в рабочее время и освобожденным от основной работы на период проведения указанной государственной итоговой аттестации, предоставляются гарантии и компенсации, установленные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права. Педагогическим работникам, участвующим в проведении ГИА, выплачивается компенсация за работу по подготовке и проведению ГИА. Размер и порядок выплаты такой компенсации устанавливаются субъектом Российской Федерации за счет бюджетных ассигнований бюджета субъекта Российской Федерации, выделяемых на проведение ГИА.

В соответствии со статьей 170 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан освобождать работника от работы с сохранением за ним места работы (должности) на время исполнения им государственных или общественных обязанностей в случаях, если в соответствии с настоящим Кодексом и иными федеральными законами эти обязанности должны исполняться в рабочее время.

Государственный орган или общественное объединение, которые привлекли работника к исполнению государственных или общественных обязанностей, в случаях, предусмотренных частью первой настоящей статьи, выплачивают работнику за время исполнения этих обязанностей компенсацию в размере, определенном настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации либо решением соответствующего общественного объединения.

Согласно пункту 1 Порядка выплаты компенсации за работу по подготовке и проведению государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования педагогическим работникам, а также иным лицам, участвующим в ее проведении, за счет средств краевого бюджета, выделяемых на проведение указанной государственной итоговой аттестации, установленного постановлением Правительства Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ N 452-п (далее по тексту - Порядок), Порядок выплаты компенсации за работу по подготовке и проведению государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования педагогическим работникам, а также иным лицам, участвующим в ее проведении, за счет средств краевого бюджета, выделяемых на проведение указанной государственной итоговой аттестации (далее - Порядок), устанавливает механизм выплаты компенсации за работу по подготовке и проведению государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования (далее соответственно - компенсация, ГИА) педагогическим работникам, а также иным лицам, участвующим по решению уполномоченного Правительством Красноярского края органа исполнительной власти Красноярского края в сфере образования (далее - министерство образования Красноярского края) в ее проведении, за счет средств краевого бюджета, выделяемых на проведение указанной ГИА (далее соответственно - педагогические работники, иные лица, совместно именуемые - работники).

В соответствии с пунктом 2 Порядка компенсация выплачивается работникам, участвующим по решению министерства образования Красноярского края в проведении ГИА на основании приказа министерства образования Красноярского края.

Работник или представитель работника представляет в КГКСУ "ЦОКО" или КГБУ "МФЦ" заявление и документы, указанные в пункте 3 Порядка, для получения компенсации за участие в проведении ГИА: в досрочный и дополнительный периоды - в течение 25 дней со дня завершения каждого из них; в основной период - в течение 45 дней со дня его завершения (пункт 5 Порядка).

Согласно пункту 13 Порядка при расчете размера компенсации КГКСУ "Центр оценки качества образования" учитывает:

а) фактически отработанное работниками время (количество часов) на основании ведомостей (табелей) учета рабочего времени, представленных в КГКСУ "Центр оценки качества образования";

б) количество проверенных, перепроверенных педагогическими работниками экзаменационных работ с развернутыми ответами на основании ведомостей (табелей) учета количества проверенных, перепроверенных экзаменационных работ с развернутыми ответами, представленных председателями, заместителями председателей предметных комиссий Красноярского края лично не позднее одного рабочего дня, следующего за днем завершения проверки, перепроверки экзаменационных работ с развернутыми ответами;

в) фактически отработанное в региональном центре обработки информации (далее - РЦОИ) членами государственной экзаменационной комиссии для проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования, уполномоченными представителями государственной экзаменационной комиссии Красноярского края для проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования время на основании ведомостей (табелей) учета рабочего времени, представляемых в КГКСУ "Центр оценки качества образования" руководителем РЦОИ лично не реже одного раза в неделю.

В силу пункта 16 Порядка КГКСУ "Центр оценки качества образования" в течение 10 дней со дня завершения проверки соблюдения работником условий выплаты компенсации и осуществления расчета размера компенсации принимает решение о выплате или отказе в выплате работнику компенсации.

О принятом решении о выплате или об отказе в выплате работнику компенсации КГКСУ "Центр оценки качества образования" уведомляет работников и (или) представителей работников в течение 7 дней со дня принятия соответствующих решений путем размещения информации на своем официальном сайте (www.coko24.ru) в информационно-телекоммуникационной сети Интернет о выплате или об отказе в выплате работникам компенсации с указанием оснований для отказа и порядка обжалования принятых решений.

Решение КГКСУ "Центр оценки качества образования" о выплате или об отказе в выплате работнику компенсации оформляется в форме приказа. В приказе КГКСУ "Центр оценки качества образования" о выплате работнику компенсации указывается ее размер.

Выплата работнику компенсации осуществляется КГКСУ "Центр оценки качества образования" за счет средств краевого бюджета, предусмотренных на его финансовое обеспечение в соответствии с бюджетной сметой, в пределах средств, выделенных на проведение ГИА (пункт 17).

Согласно пункту 19 Порядка КГКСУ "ЦОКО" осуществляет выплату работникам компенсации за участие в проведении ГИА: в досрочный период - в срок до 5 августа; в основной период - в срок до 5 декабря; в дополнительный период - в срок до 25 декабря.

Как разъяснил Минфин России в Письме от 10 октября 2019 г. N 03-15-07/77728, выплата денежной компенсации педагогу является оплатой за выполнение им работ (оказание услуг) по подготовке и проведению ГИА, а не возмещением затрат.

Даже если письменный договор не заключен, факт выполнения педагогами работ по подготовке и проведению ГИА по решению уполномоченных органов исполнительной власти соответствует признакам договора подряда либо договора возмездного оказания услуг, предусмотренным соответственно статьями 702 и 779 Гражданского кодекса Российской Федерации, которые могут быть заключены, в том числе, и в устной форме с учетом положений статей 432 и 434 Гражданского кодекса Российской Федерации.

На основании вышеизложенного выплаты компенсации педагогам облагаются страховыми взносами как выплаты, производимые по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, независимо от источника финансирования данных выплат, а также от факта заключения с педагогическими работниками гражданско-правовых договоров в письменной форме.

Таким образом, по смыслу приведенных выше нормативных положений, выплата индексации (увеличения) к страховой пенсии и фиксированной выплаты к страховой пенсии поставлена в зависимость от осуществления пенсионером работы и (или) иной деятельности, подлежащей обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ, поскольку право на получение индексации имеет только неработающий пенсионер.

Из материалов дела следует, что периодом осуществления функций по подготовке и проведению ГИА лицами, привлеченными к ГИА, являются май, июнь, июль 2022 года. При этом, Вайс Р.Ф., на основании приказа Министерства образования Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ привлекалась для организации и проведения ГИА по образовательным программам основного общего образования в форме основного государственного экзамена (далее ОГЭ) в качестве эксперта по химии в аудитории в пункте проведения экзамена (далее, ППЭ) , в связи с чем истцу приказом КГКСУ «ЦОКО» -гиа от ДД.ММ.ГГГГ назначена выплата компенсации за участие в организации и проведении ГИА 9 в форме ОГЭ с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 899 руб. 31 коп.

Страхователем КГКСУ «ЦОКО» по электронным каналам связи в пенсионный орган были направлены сведения по форме СЗВ-М о лицах, в том числе в отношении Вайс Р.Ф., за отчетный период 7 (июль) 2022 года в июле 2022 года и уплачены страховые взносы в Пенсионный Фонд РФ, что подтверждается сведениями о застрахованных лицах по форме СЗВ-М и СЗВ-стаж, выпиской из индивидуального лицевого счета Вайс Р.Ф. по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно выписке из индивидуального лицевого счета сведения о работе истца в МКОУ «Малохабыкская ООШ» переданы в пенсионный орган с указанием периода работы по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ сведения о работе истца переданы КГКСУ «ЦОКО».

При таких обстоятельствах, периодом осуществления функций по подготовке и проведению государственной итоговой аттестации лицами, привлекаемыми к государственной итоговой аттестации в пункте проведения экзамена являются май, июнь и июль 2022 года, истец привлекалась по решению Министерства образования Красноярского края для организации и проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования в форме основного государственного экзамена в основной период 2022 года - с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, выплата компенсации истцу за участие в организации и проведении государственной итоговой аттестации произведена КГКСУ "Центр оценки качества образования" в июле 2022 г., КГКСУ "Центр оценки качества образования" были предоставлены в пенсионный орган сведения об истце по форме "СЗВ-М" за июль 2022 года и уплачены страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, в связи с чем данный период подлежит включению в страховой стаж истца в соответствии с положениями п. 2 ст. 3, ч. 1 ст. 11 Федерального закона "О страховых пенсиях".

При указанных обстоятельствах, суд пришел к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований Вайс Р.Ф. к ОСФР, КГКСУ «ЦОКО» о возложении обязанностей.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Вайс Раи Федоровны к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации, Краевому государственному казенному специализированному учреждению «Центр оценки качества образования» о возложении обязанности произвести индексацию пенсии, предоставить сведения о застрахованных лицах, отказать.

Решение может быть обжаловано сторонами и другими лицами, участвующими в деле, в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд с подачей жалобы через Идринский районный суд Красноярского края в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий судья С.С. Тимофеева

Мотивированное решение изготовлено 20 февраля 2024 года.

Верно

Судья С.С. Тимофеева