НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Ханты-мансийского районного суда (Ханты-Мансийский автономный округ-Югра) от 18.10.2018 № 2-3877/18

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

18 октября 2018 года г. Ханты-Мансийск

Ханты-Мансийский районный суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в составе: председательствующего судьи Клименко Г.А.,

при секретаре Шенбергер Л.В.,

с участием: представителей истца Управления Министерства юстиции Российской Федерации по ХМАО-Югре Сербушки Ю.Г., действующей на основании доверенности № 5 от 03.09.2018 года ; Анисимовой Е.В., действующей на основании доверенности № 8 от 10.09.2018 года ; ответчика Никифоровой Л.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Ханты-Мансийского районного суда гражданское дело № 2-3877/2018 по исковому заявлению Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре к Никифоровой Людмиле Васильевне о взыскании задолженности с работника,

установил:

Истец Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре обратился в суд с исковым заявлением к ответчику Никифоровой Людмиле Васильевне о взыскании задолженности с работника.

Требование истца мотивировано тем, что ответчик с 17.07.2014 года по 20.02.2018 года работала в должности федеральной государственной гражданской службы начальника отдела – главного бухгалтера отдела обеспечения деятельности Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре Приказом Управления от 02.02.2018 года № 7-лс (с изменениями, внесенными приказом Управления от 19 февраля 2018 года № 9/1-лс) с Никифоровой Л.В. прекращен служебный контракт, она освобождена от занимаемой должности федеральной государственной гражданской службы начальника отдела – главного бухгалтера отдела обеспечения деятельности Управления. После увольнения за работником осталась задолженность в сумме 48 078 рублей 49 копеек. В адрес ответчика было направлено предложение добровольно возместить излишне выплаченные денежные средства. Однако, 16.08.2018 года письмо было возвращено в адрес Управления. Истец просит взыскать с Никифоровой Людмилы Васильевны в пользу Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре 48078 рублей 49 копеек в погашение задолженности.

Представители истца Управления Министерства юстиции Российской Федерации по ХМАО-Югре Сербушка Ю.Г., действующая на основании доверенности № 5 от 03.09.2018 года ; Анисимова Е.В., действующая на основании доверенности № 8 от 10.09.2018 года в судебном заседании исковые требования поддержали в полном объеме, дав пояснения согласно поданного заявления.

Ответчик Никифорова Л.В. в судебном заседании исковые требования не признала, представила письменные возражения относительно исковых требований, которые приобщены к материалам данного дела.

Суд, заслушав стороны, исследовав и проанализировав письменные материалы дела, оценив собранные по делу доказательства, приходит к выводу о том, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Как установлено в судебном заседании, с 17.07.2014 года по 20.02.2018 год Никифорова Людмила Васильевна состояла в трудовых отношениях в должности федеральной государственной гражданской службы начальника отдела – главного бухгалтера отдела обеспечения деятельности Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре.

Приказом Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре от 02.02.2018 года № 7-лс, с изменениями, внесенными приказом Управления от 19.02.2018 года № 9/1-лс с Никифоровой Л.В. прекращен служебный контракт, она освобождена от занимаемой должности федеральной государственной гражданской службы начальника отдела – главного бухгалтера отдела обеспечения деятельности Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре.

После увольнении за Никифоровой Л.В. числится задолженность в сумме 48 078 рублей 49 копеек.

Так, согласно Акту комбинированной аудиторской проверки Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре в период с 14.05.2018 по 01.06.2018 года аудиторской группой Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Свердловской области было выявлено, ято в нарушение Федерального закона от 06 декабря 2011 года № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (пункт 2 части 8 статьи 7 об отражении объекта бухгалтерского учета на основании письменного распоряжения руководителя) начальником отдела по обеспечению деятельности – главным бухгалтером Никифоровой в 2018 году произведены неправомерные выплаты себе без документов – оснований и письменного распоряжения начальника Управления:

1. Излишняя выплата в размере 49 490 рублей 22 копейки за январь 2018 года. Переплата образовалась в результате следующих расчетов: начислено за январь 102 385 рублей 23 копейки, удержано НДФЛ 12 790 рублей, но выплачено 139 085 рублей 45 копеек следующими суммами: 49 953 платежным поручением от 15.01.2018 № 716248; 61 235 рублей 45 копеек платежным поручением от 17.01.2018 № 733110; 27 897 рублей платежным поручением от 26.01.2018 года № 781856.

2. Начислена материальная помощь в размере 43 560 рублей в феврале без документов-оснований, то есть без разрешения и приказа начальника Управления.

3. Излишняя выплата одного дня отпуска в размере 2 222 рубля 46 копеек и излишняя выплата неотработанного рабочего дня в сумме 2 296 рублей 03 копейки. При переносе дней отпуска в связи с днями временной нетрудоспособности по приказу Управления от 16.02.2018 № 21-к с 15.02.2018 по 20.02.2018 днем увольнения считается 20.02.2018.

Фактический расчет произведен с 16.02.2018 по 22.02.2018 и необоснованно начислены отпускные за 7 дней вместо 6 дней по приказу Управления, согласно расчета «Начисление отпуска госслужащим от 15.02.2018 № 18».

Всего излишне выплачено Никифоровой Л.В. 48 078 рублей 49 копеек.

Истец указывает, что на дату увольнения у ответчика образовалась задолженность на общую сумму 48 078 рублей 49 копеек.

15 июня 2018 года ответчику направлено уведомление об образовавшейся задолженности и необходимости ее возврата.

Согласно статье 50 Федерального закона от 27.07.2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, которое состоит из месячного оклада и месячного оклада в соответствии с присвоенным классным чином гражданском службы, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат.

К дополнительным выплатам относятся: ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе, ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы, ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, премии за выполнение особо важных и сложных заданий, ежемесячное денежное поощрение, единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемая за счет средств фонда оплаты труда государственных гражданских служащих.

В соответствии со ст. 3 Закона ХМАО - Югры от 04.04.2005 N 20-оз (ред. от 08.12.2017) "О денежном содержании лиц, замещающих государственные должности Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, и лиц, замещающих должности государственной гражданской службы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры" денежное содержание лиц, замещающих государственные должности автономного округа, состоит из:

1) ежемесячного денежного вознаграждения; 2) ежемесячного денежного поощрения; 3) ежемесячной выплаты за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; 4) ежемесячной (персональной) выплаты за сложность, напряженность и высокие достижения в работе; 5) ежемесячной процентной надбавки за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях; 6) ежемесячной надбавки по районному коэффициенту за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях; 7) премий за выполнение особо важных и сложных заданий; 8) премии по результатам работы за квартал, год; 9) единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи, выплачиваемых за счет средств фонда оплаты труда; 10) иных надбавок в соответствии с федеральным законодательством.

В соответствии со статьей 11 Трудового кодекса Российской Федерации на государственных гражданских служащих и муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации о государственной гражданской службе.

В силу статьи 73 Федерального закона от 27.07.2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, применяются к отношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной настоящим Федеральным законом.

В статье 137 Трудового кодекса Российской Федерации законодатель определил два понятия "удержание" и "взыскание" из заработной платы работника.

Понятие денежного содержания приравнивается к понятию заработной платы.

Согласно ч. 1 ст. 137 Трудового кодекса РФ удержания из заработной платы работника производятся только в случаях, предусмотренных ТК РФ и иными федеральными законами.

Удержания из заработной платы работника, согласно нормам ч. 2 ст. 137 ТК РФ, могут производиться работодателем:

- для возмещения неотработанного аванса, выданного работнику в счет заработной платы;

- для погашения неизрасходованного и своевременно не возвращенного аванса, выданного в связи со служебной командировкой или переводом на другую работу в другую местность, а также в других случаях;

- для возврата сумм, излишне выплаченных работнику вследствие счетных ошибок, а также сумм, излишне выплаченных работнику, в случае признания органом по рассмотрению индивидуальных трудовых споров вины работника в невыполнении норм труда (ч. 3 ст. 155 ТК РФ) или простое (ч. 3 ст. 157 ТК РФ);

- при увольнении работника до окончания того рабочего года, в счет которого он уже получил ежегодный оплачиваемый отпуск, за неотработанные дни отпуска. Удержания за эти дни не производятся, если работник увольняется по основаниям, предусмотренным п. 8 ч. 1 ст. 77 или п. п. 1, 2 или 4 ч. 1 ст. 81, п. п. 1, 2, 5, 6 и 7 ст. 83 ТК РФ.

Частью 3 ст. 137 Трудового кодекса РФ установлено, что работодатель вправе принять решение об удержании из заработной платы работника не позднее одного месяца со дня окончания срока, установленного для возвращения аванса, погашения задолженности или неправильно исчисленных выплат, и при условии, если работник не оспаривает оснований и размеров удержания.

Данный перечень является исчерпывающим, и по другим основаниям излишне выплаченная работнику заработная плата взыскана быть не может.

В соответствии с абзацем 5 части 2 статьи 137 Трудового кодекса Российской Федерации удержания из заработной платы работника для погашения его задолженности работодателю могут производиться при увольнении работника до окончания того рабочего года, в счет которого он уже получил ежегодный оплачиваемый отпуск, за неотработанные дни отпуска.

Согласно части 4 статьи 137 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата, излишне выплаченная работнику (в том числе при неправильном применении трудового законодательства или иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права), не может быть с него взыскана, за исключением случаев: счетной ошибки; если органом по рассмотрению индивидуальных трудовых споров признана вина работника в невыполнении норм труда (часть третья статьи 155 настоящего Кодекса) или простое (часть третья статьи 157 настоящего Кодекса); если заработная плата была излишне выплачена работнику в связи с его неправомерными действиями, установленными судом.

Аналогичные положения предусмотрены частью 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации, ограничивающей основания для взыскания заработной платы, предоставленной гражданину в качестве средства к существованию, как неосновательного обогащения, при отсутствии его недобросовестности и счетной ошибки.

Предусмотренные статьей 137 Трудового кодекса Российской Федерации, статьей 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации правовые нормы согласуются с положениями Конвенции международной организации труда от 1 июля 1949 года № 95 «Относительно защиты заработной платы» (статья 8), статьей 1 Протокола № 1 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод, обязательных для применения в силу части 4 статьи 15 Конституции Российской Федераций, статьи 10 Трудового кодекса Российской Федерации, и содержат исчерпывающий перечень случаев, когда допускается взыскание с работника излишне выплаченной заработной платы.

В соответствии с частью 4 статьи 137 Трудового кодекса Российской Федерации излишне выплаченная работнику заработная плата (в том числе при неправильном применении трудового законодательства или иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права) не может быть с него взыскана, за исключением случаев счетной ошибки; установления судом или комиссией по трудовым спорам вины работника в невыполнении норм труда или при простое; установления судом неправомерных действий работника, в результате которых работнику была излишне выплачена заработная плата.

Из анализа положений статьи 137 Трудового кодекса Российской Федерации следует, что взыскание в судебном порядке задолженности с работника возможно лишь в предусмотренных указанной статьей исключительных случаях.

Взыскание истцом задолженности подлежит в судебном порядке, так как государственно-гражданские отношения между сторонами прекращены, в период трудовых отношений начальником отдела по обеспечению деятельности – главным бухгалтером Никифоровой Л.В. в 2018 году произведены неправомерные выплаты себе без документов-оснований и письменного распоряжения начальника Управления Министерства юстиции Российской Федерации по ХМАО-Югре.

В судебном заседании ответчик Никифорова Л.В. не отрицала того факта, что за январь было перечислено больше денежных средств, чем начислено; в феврале без документов-оснований и без разрешения и приказа начальника Управления начислила себе материальную помощь.

Таким образом, законность предъявленных исковых требований к Никифоровой Людмиле Васильевне в материалах дела нашла свое подтверждение, на стороне ответчицы возникло неосновательное обогащение в виде заработной платы в сумме 48 078 рублей 49 копеек, которая была излишне выплачена работнику в связи с его неправомерными действиями, установленными судом, суд считает необходимым взыскать с ответчика Никифоровой Л.В. в пользу истца в счет погашения образовавшейся задолженности 48 078 рублей. 49 копеек.

Согласно части 1 статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина- в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.

С учетом изложенного, принимая во внимание, что истец от уплаты государственной пошлины освобожден, на основании ч.1 ст.103 ГПК РФ, ст.333.19 НК РФ с Никифоровой Л.В. подлежит взысканию государственная пошлина в местный бюджет в размере 6 000 рублей.

Руководствуясь ст.ст.56, 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Исковые требования Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре к Никифоровой Людмиле Васильевне о взыскании задолженности с работника, удовлетворить.

Взыскать с Никифоровой Людмилы Васильевны в пользу Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре 48078 рублей 49 копеек в погашение задолженности.

Взыскать с Никифоровой Людмилы Васильевны в местный бюджет города Ханты-Мансийска государственную пошлину в размере 6000 рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы, представления в суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры через Ханты-Мансийский районный суд.

Мотивированное решение суда изготовлено и подписано составом суда 23 октября 2018 года.

Судья Ханты-Мансийского

районного суда : Г.А.Клименко