НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Хабарского районного суда (Алтайский край) от 10.10.2023 № 2А-247/2023

Дело №2а-247/2023

УИД: 22RS0060-01-2023-000306-25

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

10 октября 2023 года с. Хабары

Хабарский районный суд Алтайского края в составе:

Председательствующего- и.о. судьи Хабарского районного суда Мягковой М.В.,

при секретаре Мастевной И.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы России № 16 по Алтайскому краю к ФИО1 о взыскании задолженности по земельному, транспортному налогу и пени по ним,

УСТАНОВИЛ:

Межрайонная инспекция федеральной налоговой службы России № 16 по Алтайскому краю обратилась с административным иском к ФИО1 о взыскании задолженности по транспортному налогу за 2019 год в размере 1350 руб. и пени по нему в размере 4,21 руб., пени по транспортному налогу за 2014 год в размере 446,40 руб., по земельному налогу за 2017 год в размере 437 руб. (346 руб. по ОКТМО 01656420, 91 руб. по ОКТМО 01656493, пени по нему в размере 2,4 руб., по земельному налогу за 2018 год в размере 488 руб. (350 руб. по ОКТМО 01656420, 138 руб. по ОКТМО 01656493, пени по нему в размере 1,72 руб., по земельному налогу за 2019 год в размере 488 руб. (350 руб. по ОКТМО 01656420, 138 руб. по ОКТМО 01656493, пени по нему в размере 1,52 руб., всего в сумме 3219,25 руб.

В обоснование заявленных требований истец указал, что ФИО1 на праве собственности принадлежало транспортное средство: Тойота Ипсум, государственный регистрационный , мощность двигателя 135 л/с., земельные участки: кадастровый <адрес> 1/3 доли в праве собственности, , <адрес>, 1/2530 доли в праве собственности; <адрес>.

Налоговым органом направлялось ответчику налоговые уведомления №50626330 от 28.08.2018, №377194 от 19.08.2019, № 8712725 от 03.08.2020, требование №44461 по состоянию на 24.12.2020, однако налог и пени в полном объеме не уплачены. Кроме того, ответчику направлялось требование №18673 состоянию на 06.11.2015 об уплате пени.

Мировым судьей судебного участка Хабарского района Алтайского края 28 декабря 2022 года был выдан судебный приказ о взыскании указанной задолженности с ФИО1 Определением мирового судьи того же судебного участка от 16 января 2023 года судебный приказ отменен в связи с поступлением возражений должника.

В судебное заседание представитель административного истца, административный ответчик, не явились, о рассмотрении дела извещены надлежащим образом.

Суд, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

Согласно статье 57 Конституции Российской Федерации, пункту 1 статьи 3, пункту 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

В силу пункта 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

В соответствии со статьей 357 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками транспортного налога (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе - транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 1 статьи 358 Налогового кодекса Российской Федерации).

В отношении транспортных средств, имеющих двигатели (за исключением транспортных средств, указанных в подпункте 1.1 настоящего пункта), налоговая база определяется как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах (подпункт 1 пункта 1 статьи 359 Налогового кодекса Российской Федерации).

Согласно пункту 1 статьи 361 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации соответственно в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортного средства в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или одну единицу транспортного средства.

В силу пунктов 1, 2 статьи 362 Налогового кодекса Российской Федерации сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.

Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Согласно пункту 3 статьи 362 Налогового кодекса Российской Федерации, если регистрация транспортного средства произошла до 15-го числа соответствующего месяца включительно или снятие транспортного средства с регистрации (снятие с учета, исключение из государственного судового реестра и так далее) произошло после 15-го числа соответствующего месяца, за полный месяц принимается месяц регистрации (снятия с регистрации) транспортного средства.

Если регистрация транспортного средства произошла после 15-го числа соответствующего месяца или снятие транспортного средства с регистрации (снятие с учета, исключение из государственного судового реестра и так далее) произошло до 15-го числа соответствующего месяца включительно, месяц регистрации (снятия с регистрации) транспортного средства не учитывается при определении коэффициента, указанного в настоящем пункте.

В соответствии с пунктами 1, 3 статьи 363 Налогового кодекса Российской Федерации уплата налога и авансовых платежей по налогу производится налогоплательщиками в бюджет по месту нахождения транспортных средств.

Налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Налогоплательщики - физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.

На территории Алтайского края налоговые ставки транспортного налога установлены Законом Алтайского края от 10 октября 2002 года № 66-ЗС «О транспортном налоге Алтайского края» в следующих размерах: для легковых автомобилей с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы) свыше 100 л.с. до 150 л.с. (свыше 73,55 кВт до 110,33 кВт) включительно – 20 руб.

Согласно сведениям ОГИБДД МО МВД России «Каменский» за ФИО1 в период с 01.01.2017 по 31.12.2019 был зарегистрирован легковой автомобиль марки Тойота Ипсум, государственный регистрационный знак , мощность двигателя 135 л/с., дата регистрации права 08.07.2014г.

В налоговом уведомлении №8712725 от 03.08.2020 исчислен транспортный налог за 2019 год на указанный автомобиль в размере 2700 руб. (135?20?12/12).

Указанное налоговое уведомление сформировано и направлено в личный кабинет налогоплательщика и получено административным ответчиком 23 сентября 2020 года, что подтверждается скришотом личного кабинета ФИО1 с сайта АИС НАЛОГ-3.

Требование об уплате налога и пени №44461 по состоянию на 24 декабря 2020 года направлено ответчику и получено последним 27 декабря 2020 года, с установлением срока исполнения - до 26 января 2020 года, что подтверждается скрином с сайта АИС НАЛОГ-3.

В силу пунктов 3, 4 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеня начисляется, если иное не предусмотрено настоящей статьей и главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса, за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога по день исполнения обязанности по его уплате включительно. Сумма пеней, начисленных на недоимку, не может превышать размер этой недоимки. Пеня за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога определяется в процентах от неуплаченной суммы налога. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

Налоговым органом произведено начисление пени по правилам статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации по налогу на транспортному налогу за 2019 год за период за период с 02.12.2020 по 23.12.2020 в размере 4,21 руб.

Из представленной ответчиком квитанции серия 18/17 АА №000041 от 30.11.2020г. следует, что административный ответчик ФИО1 произвел платеж в сумме 2750 рублей, указав УИН 18202207200004491503 и ОКТМО01656493.

Согласно информации Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы России № 16 по Алтайскому краю указанный платеж был распределен следующим образом: 1350 руб. в счет уплаты транспортного налога за 2017 год, 1350 руб. в счет уплаты транспортного налога за 2019 год.

Принимая во внимание, что административный ответчик ФИО1 надлежаще исполнил обязанность по уплате транспортного налога за 2019 год, в представленных суду платежных документах имеются реквизиты для соответствующей идентификации перечисляемого платежа по периоду и сумме начисленного налоговым органом транспортного налога, в связи с чем административный истец не вправе был производить зачет перечисленных административным ответчиком денежных средств в счет уплаты транспортного налога за предыдущие периоды.

Таким, образом, требование административного истца о взыскании с ФИО1 задолженности по транспортному налогу за 2019 год в размере 1350 руб. и пени по нему в размере 4,21 руб. удовлетворению не подлежит.

Кроме того, административный истец указывает, что транспортный налог за 2014 год в размере 1350 руб. добровольно оплачен административным ответчиком 29.11.2018г., за период с 01.12.2015 по 28.11.2018 ФИО1 начислена пеня по транспортному налогу за 2014 год в размере 446,40 руб.

Из представленной ответчиком квитанции серия 18/18 АА №112753 от 31.03.2016 следует, что административный ответчик ФИО1 произвел платеж в сумме 1350 рублей, указав наименование платежа по квитанции № 228600004803.

Согласно информации Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы России № 16 по Алтайскому краю указанный платеж был распределен в счет уплаты транспортного налога за 2013 год.

Принимая во внимание, что ФИО1 надлежаще исполнил обязанность по уплате транспортного налога за 2014 год, в представленных суду платежных документах имеются реквизиты для соответствующей идентификации перечисляемого платежа по периоду и сумме начисленного налоговым органом транспортного налога, в связи с чем административный истец не вправе был производить зачет перечисленных административным ответчиком денежных средств в счет уплаты транспортного налога за предыдущие периоды.

Таким, образом, требование административного истца о взыскании с ФИО1 пени по транспортному налогу за 2014 год в размере 446,40 руб. удовлетворению не подлежит.

В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 387 Кодекса земельный налог (далее в настоящей главе - налог) устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований. Устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) определяют налоговые ставки в пределах, установленных настоящей главой.

Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен налог (пункт 1 статьи 389 Кодекса).

Согласно пункту 1 статьи 391 Кодекса налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

Как предусмотрено пунктом 1 статьи 394 Кодекса, налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) и не могут превышать: 1) 0,3 процента в отношении земельных участков: отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства; занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства; приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства; ограниченных в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд.

Решением Хабарского сельского совета депутатов Хабарского района Алтайского края №37 от 06.11.2014г. (с учетом изменений, внесённых решениями №39 от 18.11.2014, №132 от 29.05.2017, №20 от 20.11.2017), решением Хабарского сельского совета депутатов Хабарского района Алтайского края №122 от 01.11.2019 на территории муниципального образования Хабарский сельсовет Хабарского района Алтайского края установлены аналогичные налоговые ставки земельного налога.

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости ответчику на праве собственности принадлежат земельные участки: кадастровый , расположенный по адресу: <адрес>, 1/3 доли в праве собственности, кадастровый , расположенный по адресу: <адрес>, 1/2530 доли в праве собственности; кадастровый , расположенный по адресу: <адрес>.

В налоговом уведомлении № 50626330 от 28.08.2018 исчислен земельный налог за 2017 год в отношении земельных участков с кадастровым , в размере 138 руб. (96979-51042=45937) х 0,3% х 12/12), с кадастровым в размере 260 руб. (219311105х 1/2530 х 0,3 % х 12/12), с кадастровым в размере 90 руб. (89859х 1/3 х 0,3 % х 12/12).

Указанное налоговое уведомление направлено ответчику по почте по адресу регистрации.

Налоговым органом произведено начисление пеней по правилам статьи 75 Кодекса по земельному налогу за 2017 год за период с 04.12.2019 по 25.12.2019 в размере 2,4 руб.

В налоговом уведомлении № 377194 от 19.08.2019 исчислен земельный налог за 2018 год в отношении земельных участков с кадастровым 118, в размере 138 руб. (96979-51042=45937) х 0,3% х 12/12), с кадастровым в размере 260 руб. (219311105х 1/2530 х 0,3 % х 12/12), с кадастровым в размере 90 руб. (89859х 1/3 х 0,3 % х 12/12).

Указанное налоговое уведомление направлено ответчику по почте по адресу регистрации.

Налоговым органом произведено начисление пеней по правилам статьи 75 Кодекса по земельному налогу за 2018 год за период с 02.12.2020 по 23.12.2020 в размере 1,72 руб.

В налоговом уведомлении №8712725 от 03.08.2020 исчислен земельный налог за 2019 год в отношении земельных участков с кадастровым , в размере 138 руб. (96979-51042=45937) х 0,3% х 12/12), с кадастровым в размере 260 руб. (219311105х 1/2530 х 0,3 % х 12/12), с кадастровым в размере 90 руб. (89859х 1/3 х 0,3 % х 12/12).

Указанное налоговое уведомление сформировано и направлено в личный кабинет налогоплательщика и получено административным ответчиком 23 сентября 2020 года, что подтверждается скришотом личного кабинета ФИО1 с сайта АИС НАЛОГ-3.

Налоговым органом произведено начисление пеней по правилам статьи 75 Кодекса по земельному налогу за 2019 год за период в размере 1,52 руб.

Из представленной ответчиком квитанций от 28.11.2018 следует, что административный ответчик ФИО1 произвел платеж в сумме 350 рублей, указав УИН 18202207186002996543 и ОКТМО 01656420.

Согласно информации Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы России № 16 по Алтайскому краю указанный платеж был распределен в счет уплаты земельного налога за 2015 год.

Из представленной ответчиком квитанции от 28.11.2018 следует, что административный ответчик ФИО1 произвел платеж в сумме в сумме 138 рублей, указав УИН 18202207186002996659 и ОКТМО 01656493.

Согласно информации Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы России № 16 по Алтайскому краю указанный платеж был распределен в счет уплаты земельного налога за 2015 год.

Из представленной ответчиком квитанции №4937 от 25.11.2019 следует, что административный ответчик ФИО1 произвел платеж в сумме 350 рублей, указав УИН 18202207186002996543 и ОКТМО 01656420.

Согласно информации Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы России № 16 по Алтайскому краю указанный платеж был распределен в счет уплаты земельного налога за 2012 год в размере 103,4 руб., и земельного налога за 2013 год в сумме 246,6 руб.

Из представленной ответчиком квитанции №4939 от 25.11.2019 следует, что административный ответчик ФИО1 произвел платеж в сумме в сумме 138 рублей, указав УИН 18202207186002996659 и ОКТМО 01656493.

Согласно информации Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы России № 16 по Алтайскому краю указанный платеж был распределен в счет уплаты земельного налога за 2015 год в размере 91 руб., земельного налога за 2018 год в сумме 47 руб.

Из представленной ответчиком квитанции №43 от 30.11.2020 следует, что административный ответчик ФИО1 произвел платеж в сумме 138 рублей, указав УИН 18202207200004491511 и ОКТМО 01656493.

Согласно информации Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы России № 16 по Алтайскому краю указанный платеж был распределен в счет уплаты земельного налога за 2017 год в размере 47 руб., и земельного налога за 2018 год в сумме 91 руб.

Из представленной ответчиком квитанции №42 от 30.11.2020 следует, что административный ответчик ФИО1 произвел платеж в сумме в сумме 350 рублей, указав УИН 18202207200004491522 и ОКТМО 01656420.

Согласно информации Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы России № 16 по Алтайскому краю указанный платеж был распределен в счет уплаты земельного налога за 2014 год в размере 303 руб., земельного налога за 2015 год в сумме 47 руб.

Принимая во внимание, что административный ответчик ФИО1 надлежаще исполнил обязанность по уплате земельного налога за 2017, 2018, 2019 год, в представленных суду платежных документах имеются реквизиты для соответствующей идентификации перечисляемого платежа по периоду и сумме начисленного налоговым органом транспортного налога, в связи с чем административный истец не вправе был производить зачет перечисленных административным ответчиком денежных средств в счет уплаты транспортного налога за предыдущие периоды.

Таким, образом, требование административного истца о взыскании с ФИО1 задолженности по земельному налогу за 2017,2018, 2019г.г. и пени по ним удовлетворению не подлежит.

28 декабря 2022 года мировым судьей судебного участка Хабарского района Алтайского края выдан судебный приказ о взыскании указанной задолженности с ФИО1, который впоследствии отменен определением от 16 января 2023 года.

В этой связи административный иск 14 июля 2023 года подан в предусмотренный законодательством срок - в течение шести месяцев после отмены судебного приказа.

Руководствуясь ст.ст.175-180 Кодекса административного судопроизводства РФ суд,

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы России № 16 к ФИО1 о взыскании задолженности налогам и пени оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Хабарский районный суд Алтайского края в течение месяца со дня изготовления в окончательной форме.

Председательствующий М.В. Мягкова

Мотивированное решение составлено 24 октября 2023 года.

Копия верна

Решение не вступило в законную силу.

Судья М.В. Мягкова