Дело № 3а-43/2021
ХАБАРОВСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
город Хабаровск 26 февраля 2021 года
Хабаровский краевой суд в составе председательствующего судьи Разуваевой Т.А., при секретаре Никулиной Д.Д., с участием прокурора Криковцовой Е.Г., представителя административного истца ООО «Гамма» Анненковой А.Д., представителя административного ответчика министерства сельского хозяйства, торговли, пищевой и перерабатывающей промышленности Хабаровского края Феофилактовой В.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Гамма» о признании недействующим пункта 39 перечня недвижимого имущества – торговых центров (комплексов) и помещений в них, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год, утвержденного приказом министерства сельского хозяйства, торговли, пищевой и перерабатывающей промышленности Хабаровского края от 19 декабря 2019 года № 264,
УСТАНОВИЛ:
19 декабря 2019 года министерством сельского хозяйства, торговли, пищевой и перерабатывающей промышленности Хабаровского края издан приказ № 264 «Об определении на 2020 год перечня недвижимого имущества – торговых центров (комплексов) и помещений в них, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость». Пунктом 39 утвержденного данным приказом перечня в число объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество определяется как кадастровая стоимость, включено здание с кадастровым номером №.
ООО «Гамма» обратилось в суд с административным иском о признании недействующим с момента принятия указанного приказа в части включения в перечень пункта 39, в котором указано здание торгового центра с кадастровым номером №, назначение: нежилое, площадью 7 019,8 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, мотивируя требование тем, что общество является собственником этого здания, которое фактически не используется по причине его вывода из эксплуатации и демонтажа, 18 июня 2020 года оно снято с кадастрового учета. По мнению ООО «Гамма», указанное здание было необоснованно включено в перечень объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций исчисляется исходя из их кадастровой стоимости, что неправомерно возлагает на собственника обязанность по уплате имущественного налога в завышенном размере.
В судебном заседании представитель административного истца ООО «Гамма» Анненкова А.Д. заявленные требования поддержала по основаниям, указанным в административном исковом заявлении, а также дополнила основание административного иска указанием на то обстоятельство, что к моменту издания оспариваемого приказа здание торгового центра находилось в стадии демонтажа и не могло фактически использоваться в целях размещения торговых объектов.
Представитель министерства сельского хозяйства, торговли, пищевой и перерабатывающей промышленности Хабаровского края Феофилактова В.В., не признавая заявленное требование, пояснила, что по состоянию на 31 декабря 2019 года принадлежащее ООО «Гамма» здание с кадастровым номером № состояло на кадастровом учете, в связи с чем, оно в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год включено правомерно. Снятие в течение налогового периода объекта недвижимости с кадастрового учета не является основанием для его исключения из перечня либо признания перечня в этой части недействующим.
Заслушав объяснения лиц, участвовавших в судебном заседании, заключение прокурора, полагавшего необходимым в удовлетворении административного искового заявления отказать, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующим выводам.
ООО «Гамма» являлось собственником объекта недвижимого имущества – здания торгового центра с кадастровым номером №, назначение: нежилое, площадью 7 019,8 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, право собственности зарегистрировано 17 ноября 2016 года.
Руководствуясь частью 7 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства РФ, при рассмотрении настоящего административного дела суд не связан с основаниями и доводами, содержащимися в административном иске и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в полном объеме.
Как видно из материалов дела и установлено в ходе рассмотрения дела, 19 декабря 2019 года принят приказ министерства сельского хозяйства, торговли, пищевой и перерабатывающей промышленности Хабаровского края N 264, которым утвержден перечень недвижимого имущества – торговых центров (комплексов) и помещений в них, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год.
Проверяя полномочия министерства сельского хозяйства, торговли, пищевой и перерабатывающей промышленности Хабаровского края на принятие оспариваемого нормативного правового акта (административным истцом данные полномочия не оспариваются), суд исходит из следующего.
В соответствии с пунктом «и» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации.
Законы и иные нормативные правовые акты субъектов не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в РФ, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
В силу подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 года 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта РФ по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно, за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации относится решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов, а также установления налоговых ставок по федеральным налогам в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах.
Согласно подпунктам 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: 1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них; 2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости или документам технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости, предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания, либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Как указано в пп.1 п.7 ст.378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
Законом Хабаровского края от 10.11.2005 № 308 «О региональных налогах и налоговых льготах в Хабаровском крае» на территории Хабаровского края установлен налог на имущество организаций, налоговая база которого определяется как кадастровая стоимость имущества, в отношении объектов недвижимого имущества, в том числе торговых центров (комплексов) общей площадью свыше 2000 кв.м и помещений в них, включенных в соответствии с п.2 ст.378.2 Налогового кодекса РФ в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость. (ст.1.1 Закона).
В соответствии с постановлением Правительства Хабаровского края от 05.11.2015 № 372-пр «Об определении уполномоченного органа исполнительной власти Хабаровского края по определению на очередной налоговый период перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость», уполномоченным органом на определение перечня является комитет потребительского рынка, пищевой и перерабатывающей промышленности Правительства Хабаровского края, реорганизованный распоряжением Губернатора Хабаровского края от 06.05.2019 № 219-р в форме присоединения к министерству сельского хозяйства, торговли, пищевой и перерабатывающей промышленности Хабаровского края.
Таким образом, суд приходит к выводу, что административный ответчик по делу министерство сельского хозяйства, торговли, пищевой и перерабатывающей промышленности Хабаровского края является в Хабаровском крае уполномоченным государственным органом, утверждающим перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
Во исполнение пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ, пункта 5 Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений в них, расположенных на территории Хабаровского края, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, для целей налогообложения, утвержденного Постановлением Правительства Хабаровского края от 31 декабря 2015 г. N 502-пр, приказ министерства сельского хозяйства, торговли, пищевой и перерабатывающей промышленности Хабаровского края от 19.12.2019 № 264 опубликован на официальном интернет-портале нормативных правовых актов Хабаровского края http://laws.khv.gov.ru. Указанный способ опубликования приказа позволил обеспечить населению Хабаровского края и иным лицам, чьи права и свободы затрагивает данный нормативный правовой акт, в том числе и административному истцу, возможность ознакомиться с его содержанием.
Таким образом, оспариваемый приказ принят уполномоченным органом в пределах его компетенции с соблюдением процедуры принятия и порядка опубликования.
Судом установлено, что оспариваемый приказ является нормативным правовым актом, поскольку он принят органом государственной власти субъекта Российской Федерации, содержит в себе правовые нормы, обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение, направленное на изменение существующих правоотношений.
Учитывая вышеуказанные обстоятельства, суд приходит к выводу, что оспариваемый приказ министерства сельского хозяйства, торговли, пищевой и перерабатывающей промышленности Хабаровского края является нормативным правовым актом, изданными уполномоченным органом государственной власти, принятым с соблюдением порядка принятия таких актов и опубликованным в установленном порядке.
Проверяя доводы административного истца о несоответствии оспариваемых нормативно-правовых актов нормативно-правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и нарушении его прав, суд установил следующие обстоятельства.
Налог на имущество организаций, являющийся региональным налогом, устанавливается и вводится в действие законами субъектов Российской Федерации и с момента введения его в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (статьи 12, 14, 372 Налогового кодекса РФ).
В силу пункта 1 статьи 373 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками налога признаются организации, имеющие имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 374 настоящего Кодекса.
В силу пункта 2 статьи 375 Налогового кодекса РФ налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года налогового периода, с учетом особенностей, предусмотренных статьей 378.2 настоящего Кодекса.
Согласно пункта 1.1 статьи 380 Налогового кодекса РФ в отношении объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, за исключением объектов, указанных в пунктах 3.1 и 3.2 настоящей статьи, налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации и не могут превышать 2 процента.
В соответствии с пунктом 4 статьи 378.2 НК РФ торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий: здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
- здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
При этом здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии с кадастровыми паспортами соответствующих объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Таким образом, законодатель предусмотрел, что объект недвижимости может быть отнесен к объектам недвижимости в целях статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации при условии его соответствия любому из приведенных в пункте 4 указанной статьи критериев: вид разрешенного использования земельного участка; разрешенное использование или наименование помещений этого здания (строения, сооружения); фактическое использование здания (строения, сооружения).
Как следует из отзыва на исковое заявление и пояснений представителя административного ответчика в судебном заседании, спорный объект недвижимости включен в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определена как кадастровая стоимость на 2020 год, как торговый центр по критерию его назначения для использования на основании кадастрового паспорта, составленного филиалом ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Хабаровскому краю по состоянию на 2015 год. С указанного времени здание торгового центра включалось в перечни ежегодно, а том числе на 2020 год, поскольку по состоянию на 31.12.2019 года сведений о снятии здания с кадастрового учета не поступило.
Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела, нежилое здание торгового центра с кадастровым номером № принадлежало на праве собственности ООО «Гамма», объект поставлен на кадастровый учет 28.06.2012, снят с кадастрового учета 18.06.2020, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 18.06.2020.
Таким образом, на момент издания министерством приказа от 19 декабря 2019 года № 264 здание состояло на кадастровом учете в качестве торгового центра, то есть предназначалось для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания с использованием для этих целей 100 % площади помещений, или 7019,8 кв.м площади здания. Отнесение принадлежащего административному истцу здания к торговым центрам суд считает правомерным, поскольку это следует из выписки из ЕГРН от 18.06.2020, стороны указанное обстоятельство не оспаривали. Как указано выше, законодателем предусмотрен ряд критериев для определения объектов недвижимости в целях применения положений статьи 378.2 Налогового кодекса РФ, одним из которых является предназначение здания (строения, сооружения) для использования в целях размещения торговых объектов. В данном случае указанный критерий для включения спорного здания в перечень имеет место, в связи с чем, оно в силу подпункта 1 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ административным ответчиком обоснованно включено в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость. Снятие же этого здания в течение налогового периода (2020 года) с кадастрового учета не свидетельствует о неправомерности его включения в перечень.
Довод административного истца о том, что в 2018 году здание торгового центра было частично демонтировано, в связи с чем, не могло использоваться по назначению, следовательно, необоснованно включено в оспариваемый перечень объектов недвижимости, не является основанием для признания нормативного правового акта недействующим, поскольку, как установлено судом, здание на момент издания нормативного правового акта состояло на кадастровом учете, действия административного истца по снятию его с кадастрового учета в июне 2020 года подтверждают это обстоятельство. Допустимых доказательств того, что здание торгового центра вследствие его разрушения перестало быть объектом гражданского оборота, как на то сослалось в административном исковом заявлении ООО «Гамма», в нарушение требований статьи 62 КАС РФ не представлено.
Представленные в обоснование данных доводов копии заключенных между ООО «Гамма» и ООО «Транссервис» договоров подряда от 16 мая 2018 года, 01 февраля 2019 года, 01 апреля 2019 года, 01 мая 2019 года, 01 декабря 2020 года с приложенными к ним локальными сметными расчетами и актами приемки выполненных работ свидетельствуют лишь о том, что стороны пришли к соглашению о проведении работ о сносе, демонтаже здания торгового центра с кадастровым номером №, а также о том, что указанные работы выполнялись в течение указанного времени вплоть до конца 2020 года. Указанные доказательства не позволяют сделать вывод о демонтаже здания торгового центра к моменту издания оспариваемого перечня. Более того, в своем обращении на имя министра сельского хозяйства, торговли, пищевой и перерабатывающей промышленности Хабаровского края директор ООО «Гамма» Бойчук А.Г. 30 апреля 2020 года подтверждает, что здание было частично демонтировано, а по состоянию на текущую дату (20.04.2020) демонтировано в полном объеме. Факт демонтажа подтверждается актом обследования здания с кадастровым номером № от 27.04.2020, явившимся основанием для снятия здания с кадастрового учета. Доказательств того, что здание торгового центра, учтенное на балансе ООО «Гамма» в качестве объекта основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, снято с баланса до 2020 года, суду не представлено.
Анализ представленных суду доказательств позволяет сделать вывод о том, что административным истцом не доказан факт прекращения существования объекта недвижимости – здания торгового центра по состоянию на момент издания оспариваемого нормативного правового акта.
В силу ч.9 ст.213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административный ответчик обязан доказать законность включения объекта в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.
При изложенных обстоятельствах министерством сельского хозяйства, торговли, пищевой и перерабатывающей промышленности Хабаровского края представлены доказательства, с достоверностью подтверждающие соответствие спорного здания условиям, установленным Налоговым кодексом РФ для включения его в перечень на 2020 год.
Имевшиеся в распоряжении административного ответчика сведения на дату формирования перечня позволяли с достоверностью определить спорное здание как торговый центр, в связи с чем, основания для включения его в перечень у административного ответчика имелись.
Так как оспариваемый в части приказ от 19.12.2019 № 264 принят в пределах полномочий субъекта Российской Федерации, уполномоченным на то органом, не противоречит федеральному законодательству, права административного истца не нарушает, то исходя из положений пункта 2 части 2 статьи 215 КАС РФ приведенные обстоятельства являются основанием для отказа административному истцу в удовлетворении заявленных им требований.
В соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 215 КАС РФ сообщение о принятии данного решения подлежит опубликовано в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу на официальном сайте министерства сельского хозяйства, торговли, пищевой и перерабатывающей промышленности Хабаровского края.
Руководствуясь ст.ст.175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью «Гамма» о признании недействующим пункта 39 перечня недвижимого имущества – торговых центров (комплексов) и помещений в них, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год, утвержденного приказом министерства сельского хозяйства, торговли, пищевой и перерабатывающей промышленности Хабаровского края от 19 декабря 2019 года № 264, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции через Хабаровский краевой суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Хабаровского краевого суда Т.А. Разуваева
Мотивированное решение составлено 05 марта 2021 года