Дело № 3а-109/2020
ХАБАРОВСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Хабаровск 14 августа 2020 года
Хабаровский краевой суд в составе председательствующего судьи Мороз И.Г., при секретаре Наседкиной А.С., с участием представителя административного истца Саковича Н.С., представителя административных ответчиков администрации г.Хабаровска и финансового департамента администрации г.Хабаровска Суколиной Е.А., представителя административного ответчика Управления Федеральной службы судебных приставов по Хабаровскому краю и ЕАО Севастьяновой В.А., представителя административного ответчика отдела судебных приставов по Центральному району г.Хабаровска Савинцевой Т.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Зиминой Г.В. о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок,
УСТАНОВИЛ:
Зимина Г.В. обратилась в Хабаровский краевой суд с административным исковым заявлением к администрации г.Хабаровска, финансовому департаменту администрации г.Хабаровска, УФССП России по Хабаровскому краю и ЕАО, ОСП по Центральному району г.Хабаровска о присуждении компенсации в размере 90 017,20 руб. за нарушение права на исполнение в разумный срок решения Центрального районного суда г.Хабаровска от 24.10.2017 года, которым на администрацию г.Хабаровска возложена обязанность повторно в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу рассмотреть на межведомственной комиссии вопрос о признании жилого дома <адрес> аварийным и подлежащим реконструкции или сносу, а также жилого помещения по адресу: <адрес>, жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также принять меры к переселению Зиминой Г.В. в виду аварийности дома и возможности его обрушения.
В обоснование заявленных требований указала, что 24.01.2018г. решение суда вступило в законную силу, 09.02.2018г. судебным приставом-исполнителем ОСП по Центральному району г. Хабаровска УФССП России по Хабаровскому краю и ЕАО возбуждено исполнительное производство, которое до настоящего времени не окончено. Только 18.07.2019г. было составлено заключение городской межведомственной комиссии, которое также решением Центрального районного суда г. Хабаровска от 09.09.2019г. признано незаконным, что свидетельствует о неисполнении решения суда от 21.10.2017г. Неисполнение решения суда препятствует в получении ею иного жилого помещения по договору социального найма. Решением Хабаровского краевого суда от 24.09.2019г. ей отказано в удовлетворении административного иска о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение решения суда в разумный срок за период с 09.02.2018г. по 24.04.2019г. Вместе с тем после вынесения указанного судебного акта решение Центрального районного суда г. Хабаровска так и не исполнено.
В соответствии со статьей 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) дело рассмотрено в отсутствие административного истца Зиминой Г.В., которая в судебное заседание не явилась, представила ходатайство о рассмотрении дела в ее отсутствие.
В судебном заседании представитель административного истца Сакович Н.С. заявленные требования поддержал по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении, дополнительно пояснил, что только 10.07.2020 года межведомственной комиссией вынесены заключения о признании квартиры <адрес> непригодной для проживания, а многоквартирного дома №- аварийным и подлежащим сносу.
Представитель финансового департамента администрации города Хабаровска и администрации города Хабаровска Суколина Е.А., представлявшая в соответствии с частью 9 статьи 3 Федерального закона от 30 апреля 2010 г. № 68-ФЗ «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» (далее - Закон о компенсации) интересы городского округа «Город Хабаровск», возражала против удовлетворения заявленных требований по тем основаниям, что для исполнения решения суда были приняты необходимые меры. 27.02.2018г. проведено заседание межведомственной комиссии, на котором принято решение провести обследование жилого дома <адрес> специализированными организациями и после предоставления соответствующих заключений провести процедуру оценки. 30.03.2018 и 12.11.2018 заключены муниципальные контракты на проведение обследования жилого дома специалистами Общероссийской общественной организацией «Всероссийское добровольное пожарное общество», ФГБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Хабаровском крае», ИП Третьяковым Р.А.. По результатам заключений специализированных организаций 18.07.2019 года межведомственной комиссией приняты заключения № 696 «О выявлении оснований для признания жилого помещения квартиры – № в доме <адрес> подлежащим реконструкции» и № 697 «О выявлении оснований для признания многоквартирного дома <адрес> аварийным и подлежащим реконструкции». Зиминой Г.В. неоднократно предлагались жилые помещения маневренного фонда, от вселения в которые она отказалась. Решением Центрального районного суда г.Хабаровска от 01.04.2019г. удовлетворено исковое заявление о принудительном переселении Зиминой Г.В. в жилое помещение маневренного фонда, расположенное по адресу: <адрес>. Указанное решение было отменено апелляционным определением Хабаровского краевого суда от 24.07.2019г. Во исполнение решения Центрального районного суда от 09.09.2019г. по делу № 2а-7098/2019 межведомственной комиссией приняты заключения от 10.07.2020г. о выявлении оснований для признания жилой квартиры <адрес> непригодной для проживания, а многоквартирного дома <адрес> аварийным и подлежащим сносу. 24.07.2020г. исполнительное производство окончено в связи с фактическим исполнением должником требований, содержащихся в исполнительном документе.
Представитель административного ответчика ОСП по Центральному району г. Хабаровска Савинцева Т.В. просила отказать в удовлетворении административного иска по тем основаниям, что для исполнения решения судебным приставом-исполнителем принимались все меры принудительного характера, предусмотренные Федеральным законом от 02.10.2007г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве». Исполнительное производство № 20380/18/27001-ИП возбуждено 12.02.2018г. В связи с неисполнением решения суда 07.03.2018г. вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в размере 50 000 с должника администрации города Хабаровска, решением Хабаровского краевого суда должник освобожден от взыскания исполнительского сбора. На требования судебного пристава-исполнителя об исполнении решения суда поступали ответы о принятии мер для проведения процедуры оценки, предоставления взыскателю жилого помещения маневренного фонда, от переселения в которое взыскатель отказалась. 07.09.2018г. вынесено постановление о привлечении должника к административной ответственности по ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ, которое решением Хабаровского краевого суда отменено в связи с отсутствием состава административного правонарушения. Постановлениями от 11.11.2019г., 27.03.2020г. должник привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ. 24.07.2020г. исполнительное производство окончено в связи с фактическим исполнением решения суда.
Представитель административного ответчика УФССП по Хабаровскому краю и ЕАО Севастьянова В.А. против удовлетворения административного иска возражала по аналогичным основаниям.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы настоящего дела, административного дела № 2а-4094/2017, исполнительного производства № 20380/18/27001-ИП, суд приходит к следующим выводам.
Право на судебную защиту, включающее право на исполнение судебного акта, гарантировано статьей 46 Конституции Российской Федерации.
Для обеспечения действенности данных прав Федеральным законом от 30.04.2010г. № 68-ФЗ «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» (далее - Закон о компенсации) установлен специальный способ их защиты в виде присуждения компенсации.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 1 Закона о компенсации гражданские истцы при нарушении права на исполнение в разумный срок судебного акта, предусматривающего обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, либо судебного акта, возлагающего на федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих обязанность исполнить иные требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера, могут обратиться в суд, арбитражный суд с заявлением о присуждении компенсации за такое нарушение в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и процессуальным законодательством Российской Федерации.
В силу части 8 статьи 3 Закона о компенсации, заявление о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок может быть подано в суд, арбитражный суд до окончания производства по исполнению судебного акта, предусматривающего обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, или производства по принудительному исполнению судебного акта, возлагающего на федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих обязанность исполнить иные требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера, но не ранее чем через шесть месяцев со дня истечения срока, установленного федеральным законом для исполнения судебного акта, или не позднее чем через шесть месяцев со дня окончания производства по исполнению судебного акта.
Компенсация за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок присуждается в случае, если такое нарушение имело место по причинам, не зависящим от лица, обратившегося с заявлением о присуждении компенсации (далее - заявитель), за исключением чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (непреодолимой силы). При этом нарушение установленных законодательством Российской Федерации сроков рассмотрения дела или исполнения судебного акта само по себе не означает нарушения права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок.
Действия органов, организаций или должностных лиц, на которых возложены обязанности по исполнению судебного акта, признаются достаточными и эффективными, если они производятся в целях своевременного исполнения такого акта (пункт 46 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.03.2016 года № 11 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» (далее – Постановление Пленума № 11).
Как следует из материалов настоящего дела и административного дела № 2а-4094/2017, решением Центрального районного суда г.Хабаровска от 24.10.2017 года (вступившим в законную силу после рассмотрения в суде апелляционной инстанции 24.01.2018 года), были удовлетворены административные исковые требования Зиминой Г.В.: признано незаконным заключение межведомственной комиссии № 465 от 23.11.2016г. о признании аварийным и подлежащим реконструкции многоквартирного дома <адрес>; признано незаконным постановление администрации г. Хабаровска от 5.12.2016г. № 4540 о проведении реконструкции многоквартирного дома <адрес>; на администрацию г. Хабаровска возложена обязанность, в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу, повторно рассмотреть вопрос о признании жилого дома <адрес> аварийным и подлежащим реконструкции или сносу, а также жилого помещения – квартиры №, находящегося в этом же жилом доме, пригодным (непригодным) для проживания граждан на межведомственной комиссии, с учетом установленных судом нарушений; принять меры к переселению истца в виду аварийности дома и возможности его обрушения.
В соответствие со статьей 16 КАС РФ, вступившие в законную силу судебные акты (решения, судебные приказы, определения, постановления) по административным делам, являются обязательными для органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, избирательных комиссий, комиссий референдума, организаций, объединений, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации (ч. 1). Неисполнение судебных актов по административным делам, а также задержка их исполнения влечет за собой применение мер, предусмотренных настоящим Кодексом, или ответственность, установленную федеральными законами (ч. 2).
Одним из принципов административного судопроизводства в соответствии со статьей 6 КАС РФ является осуществление административного судопроизводства в разумный срок и исполнение судебных актов по административным делам в разумный срок.
Из материалов дела следует, что 07.02.2018г. Центральный районный суд г. Хабаровска выдал Зиминой Г.В. в отношении должника администрации города Хабаровска исполнительный лист ФС № 024655020, который в этот же день сдан взыскателем в ОСП по Центральному району г. Хабаровска.
В соответствии с частью 1 статьи 30 Федерального закона от 02.10.2007г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее - Закон об исполнительном производстве) постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП по Центральному району г. Хабаровска от 09.02.2018г. возбуждено исполнительное производство № 20380/18/27001-ИП.
Решением Хабаровского краевого суда от 29.04.2019 года Зиминой Г.В. в удовлетворении требований о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение вышеуказанного судебного акта в разумный срок отказано.
Согласно пункту 39 Постановления Пленума № 11 принятие решения по делу о компенсации не препятствует обращению вновь в суд с заявлением о компенсации, если основанием для его подачи будут являться другие фактические обстоятельства, связанные с иным периодом длительного рассмотрения дела, исполнения судебного акта, осуществления уголовного преследования. При этом обстоятельства, ранее исследованные судом по первоначальному требованию о присуждении компенсации, не доказываются и не могут оспариваться в другом аналогичном деле, в котором участвуют тот же заявитель, административный истец. Вместе с тем общая суммарная продолжительность судопроизводства по делу или исполнения судебного акта в целом может оцениваться судом в аспекте длительности судопроизводства или исполнения судебного акта и его значимости для заявителя.
На день вынесения решения об отказе в присуждении компенсации от 29.04.2019 года продолжительность исполнения судебного акта составила 1 год 2 месяца 23 дня.
Из материалов исполнительного производства № 20380/18/27001-ИП, материалов гражданского дела № 2а-4094/2017, материалов настоящего административного дела следует, что 19.02.2019г. администрация города Хабаровска обратилась в Центральный районный суд г. Хабаровска с заявлением об отсрочке исполнения решения суда на 6 месяцев, ссылаясь на необходимость получения заключения о соответствии дома <адрес>, а также жилого помещения № 2 в указанном доме санитарно-гигиеническим требованиям и нормативам.
Определением Центрального районного суда от 13.08.2019г. в удовлетворении заявления администрации города Хабаровска от 19.02.2019г. о предоставлении отсрочки исполнения решения суда отказано.
Решением Центрального районного суда г. Хабаровска от 01.04.2019г. удовлетворены исковые требования администрации города Хабаровска о переселении Зиминой Г.В., Алешинцевой (Панкрушкиной) Т.А., Феоктистовой Е.А., Феоктистовой К.А. из квартиры <адрес> общей площадью 66,4 кв.м в жилое помещение маневренного фонда по адресу <адрес>, площадью 27,6 кв.м.
Апелляционным определением Хабаровского краевого суда от 24.07.2019г. решение Центрального районного суда г. Хабаровска от 01.04.2019г. отменено, в удовлетворении административного иска администрации города Хабаровска отказано, по тем основаниям, что отсутствует заключение межведомственной комиссии о техническом состоянии многоквартирного дома по <адрес>, который мог являться основанием для переселения Зиминой Г.В. и членов ее семьи в маневренный фонд.
18.07.2019 года межведомственной комиссией принято заключение № 696 «О выявлении оснований для признания жилого помещения – квартиры <адрес>, подлежащим реконструкции» и № 697 «О выявлении оснований для признания многоквартирного дома <адрес>, аварийным и подлежащим реконструкции».
Решением Центрального районного суда г. Хабаровска от 09.09.2019г. признаны незаконными заключение городской межведомственной комиссии № 696 от 18.07.2019г. о признании жилого помещения – квартиры <адрес> подлежащим реконструкции с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик указанного жилого помещения; заключение городской межведомственной комиссии № 697 от 18.07.2019г. о признании жилого дома <адрес> подлежащим реконструкции. На администрацию г. Хабаровска возложена обязанность в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу повторно рассмотреть вопросы о признании жилого дома <адрес> подлежащим реконструкции или сносу, и о признании жилого помещения – квартиры <адрес> пригодным (непригодным) для проживания граждан, с учетом установленных судом нарушений.
Постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП по Центральному району г. Хабаровска от 09.12.2019г. на основании выданного Центральным районным судом г. Хабаровска исполнительного листа для принудительного исполнения решения суда от 09.09.2019г. возбуждено исполнительное производство № 30494/19/27001-ИП.
10.10.2019г. администрация г. Хабаровска обратилась в Центральный районный суд г. Хабаровска с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения решения суда от 24.10.2017г. сроком на 6 месяцев, ссылаясь, что решением Центрального районного суда г. Хабаровска от 09.09.2019г. заключения межведомственной комиссии № 696 и № 697 признаны незаконными, для проведения повторного обследования многоквартирного дома должнику требуется дополнительное время.
18.10.2019 года Центральным районным судом г.Хабаровска администрации г.Хабаровска отказано в предоставлении отсрочки исполнения решения суда от 24.10.2017 года по тем основаниям, с момента вступления в законную силу решения суда (24.01.2018г.) должник имел достаточно времени для исполнения судебного акта.
18.10.2019г. администрация г. Хабаровска обратилась в Центральный районный суд г. Хабаровска с заявлением о разъяснении решения суда от 24.10.2017г., ссылаясь, что неясность решения выражается в отсутствии понимания, что подразумевается под «принятием мер к переселению».
Определением Центрального районного суда г. Хабаровска от 14.11.2019г. в удовлетворении заявления отказано.
Судебный пристав-исполнитель направлял 05.08.2019 года, 03.10.2019 года, 10.02.2020 года, 08.05.2020 года в адрес администрации г.Хабаровска требования, в которых указано на необходимость исполнения решения суда (получено должником 05.08.2019, 03.10.2019, 13.02.2020 года, 13.05.2020 года).
Администрацией г.Хабаровска 09.08.2019 года, 15.10.2019 года, 28.02.2020 года в адрес судебного пристава-исполнителя направлена информация о невозможности исполнения решения суда в установленные сроки, так как работы по обследованию и оценке жилого дома и жилого помещения могут быть выполнены только на основании муниципального контракта, для заключения которого в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» необходимо подготовить и провести аукцион, на что требуется значительные временные и денежные затраты. Денежные средства, предусмотренные в бюджете города на 2019 год для проведения аукционов и закупок израсходованы в полном объеме, в связи с чем, обследование жилого дома <адрес> запланировано на 2020 год.
Из актов, представленных в суд администрацией города Хабаровска, следует, что 30.04.2020 года, 19.05.2020 года, 27.07.2020 года Зиминой Г.В. на состав семьи из 5 человек предлагались для временного проживания жилые помещения маневренного фонда в доме <адрес> - комната № 51 жилой площадью 18,7 кв.м и комната № 59 жилой площадью 15,1 кв.м, от переселения в которые Зимина Г.В. отказалась, требуя предоставления благоустроенного жилого помещения по договору социального найма.
10.07.2020 года межведомственной комиссией вынесены заключения № 905 «О выявлении оснований для признания жилого помещения – квартиры <адрес> непригодным для проживания», № 906 «о выявлении оснований для признания многоквартирного дома <адрес> аварийным и подлежащим сносу.
Таким образом, за период с 24.04.2019г. (со дня вынесения решения об отказе в присуждении компенсации) администрацией города Хабаровска во исполнение решения суда произведены следующие действия: 20.05.2019г. с ИП Третьяков Р.А. заключен муниципальный контракт № на обследование технического состояния жилого дома по пер. Доступному в г. Хабаровске; после получения Отчета по результатам обследования межведомственной комиссией 18.07.2019г. вынесено заключение № 696 о выявлении оснований для признания квартиры <адрес> подлежащей реконструкции, и заключение № 697 о выявлении оснований для признания многоквартирного дома <адрес> аварийным и подлежащим реконструкции (указанные заключения признаны незаконными); 16.03.2020г. с Хабаровским краевым отделением Всероссийского добровольного пожарного общества заключен муниципальный контракт на обследование и оценку степени огнестойкости жилого дома <адрес>, квартир в жилом доме, условий обеспечения эвакуации проживающих граждан в случае пожара (из отчета следует, что работы по обследованию проводились в апреле 2020 года, дата составления отчета отсутствует); 08.04.2020г. с ФГБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Хабаровском крае» заключен муниципальный контракт по оценке соответствия жилых помещений санитарным нормам (26.06.2020г. получено экспертное заключение); 28.05.2020г. заключен муниципальный контракт с ООО «Волна» на обследование технического состояния дома (работы по обследованию выполнены в июне 2020 года, дата составления отчета отсутствует);10.07.2020г. межведомственной комиссией приняты заключения.
24.07.2020 года судебным приставом-исполнителем ОСП по Центральному району г.Хабаровска исполнительное производство № 20380/18/27001-ИП окончено по основанию п. 1 ч. 1 ст. 47 Федерального закона «Об исполнительном производстве», в связи с фактическим исполнением.
Вместе с тем в материалах административного дела и исполнительного производства отсутствуют доказательства об исполнении решения суда от 24.10.2017г. в части принятия мер к переселению Зиминой Г.В. ввиду аварийности дома и возможности его обрушения.
В соответствии с пунктом 3 статьи 2 Федерального закона от 21.07.2007г. № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» переселение граждан из аварийного жилищного фонда - это принятие решений и проведение мероприятий в соответствии со статьями 32, 86, частями 2 и 3 статьи 88 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно статье 86 Жилищного кодекса РФ, если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.
В соответствии с положениями статьи 88 Жилищного кодекса РФ жилые помещения маневренного фонда предоставляются на период проведения капитального ремонта дома и его реконструкции. Взамен предоставления жилого помещения маневренного фонда наймодатель с согласия нанимателя и членов его семьи может предоставить им в пользование другое благоустроенное жилое помещение с заключением договора социального найма. Договор социального найма жилого помещения в доме, подлежащем капитальному ремонту или реконструкции, подлежит расторжению.
Таким образом, основанием для переселения административного истца в жилое помещение маневренного фонда могло являться решение о признании многоквартирного дома <адрес> подлежащим капитальному ремонту и реконструкции.
Вместе с тем, заключения межведомственной комиссии о признании многоквартирного дома подлежащим реконструкции были признаны незаконными.
После принятия заключения межведомственной комиссии о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу в силу статьи 86 Жилищного кодекса РФ надлежащим исполнением решения суда в части переселения административного истца является предоставление ей другого жилого помещения по договору социального найма. В указанной части решение суда не исполнено.
Таким образом, продолжительность исполнения судебного акта в части повторного рассмотрения вопроса на межведомственной комиссии составила 2 года 5 месяцев 3 дня (с 07.02.2018г. по 10.07.2020г.), после вынесения решения об отказе в присуждении компенсации от 29.04.2019г. - 1 год 2 месяца 11 дней (с 29.04.2019г. по 10.07.2020г.).
Решение суда в части переселения административного истца на день вынесения настоящего решения не исполнено, срок исполнения составил 2 года 6 месяцев 7 дней (с 07.02.2018г. по 14.08.2020г.), после вынесении решения об отказе в присуждении компенсации - 1 год 3 месяца 15 дней.
Общая суммарная продолжительность исполнения судебного акта в целом оценивается судом в аспекте длительности исполнения судебного акта и его значимости для заявителя.
Доводы о необходимости соблюдения процедуры, предшествующей вынесению заключения межведомственной комиссии, не оправдывают приведенный срок исполнения решения суда. Как следует из материалов дела, после повторной отмены заключения межведомственной комиссии, с момента принятия межведомственной комиссией решения от 22.10.2019г. № 10 о проведения повторного обследования жилого помещения – квартиры <адрес> и жилого дома в целом, до вынесения заключения межведомственной комиссией 10.07.2020г., та же процедура была соблюдена за 9 месяцев.
Ссылка административного ответчика на недостаточность в бюджете денежных средств на соответствующие цели не может служить основанием для отказа в присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок, поскольку присуждение компенсации не зависит от наличия либо отсутствия вины органов, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, иных государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц (часть 3 статьи 1 Закона о компенсации).
Оценив установленные по делу обстоятельства, комплекс мер, принятых администрацией города Хабаровска, на который возложена обязанность по исполнению судебного акта, и причины, по которым задерживается исполнение судебного акта, с учетом предмета исполнения решения суда, степени сложности исполнительного производства, суд приходит к выводу, что общий срок исполнения судебного акта не отвечает требованию разумности, установленному статьей 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, а действия должника являются неэффективными, не направлены на исполнение решения суда в разумные сроки и на восстановление жилищных прав административного истца.
Установленные в ходе судебного разбирательства обстоятельства дают суду основания для присуждения административному истцу компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумные сроки.
Статьей 2 Закона о компенсации установлено, что компенсация за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок присуждается судом, арбитражным судом в денежной форме. При этом размер компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок определяется судом, арбитражным судом исходя из требований заявителя, обстоятельств дела, по которому было допущено нарушение, продолжительности нарушения и значимости его последствий для заявителя, а также с учетом принципов разумности, справедливости и практики Европейского Суда по правам человека.
Учитывая действия должника по исполнению решения суда, продолжительность нарушения сроков исполнения судебного акта, наступившие для взыскателя последствия в виде необеспеченности нормальных условий проживания, принимая во внимание практику Европейского Суда по правам человека, а также исходя из принципа разумности и справедливости, суд полагает, что требуемая сумма в размере 96 017,20 руб. является завышенной и определяет размер компенсации в сумме 50 000 руб.
В соответствие с пунктом 3 части 2 статьи 5 Закона о компенсации, судебное решение о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение в разумный срок судебного акта, возлагающего на органы местного самоуправления, обязанность исполнить требования имущественного характера и (или) требования неимущественного характера, исполняется соответствующим финансовым органом.
В силу приведенной нормы решение суда по данному делу подлежит исполнению финансовым департаментом администрации города Хабаровска за счет средств бюджета городского округа «Город Хабаровск».
В соответствии с пунктом 4 статьи 4 Закона о компенсации, судебное решение о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок подлежит немедленному исполнению.
Согласно части 1 статьи 111 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 настоящего Кодекса.
Судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела (часть 1 статьи 103 КАС РФ).
В соответствии с положениями части 2 статьи 103 КАС РФ, при обращении в суд с административным иском административный истец произвела уплату государственной пошлины в размере 300 руб., что подтверждается чек-ордером от 07.07.2020г.
Указанные судебные расходы подлежат возмещению административному истцу.
Руководствуясь ст. ст. 111, 175 - 180, 259 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд,
РЕШИЛ:
Административный иск Зиминой Г.В. удовлетворить частично.
Присудить Зиминой Г.В. компенсацию за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере 50 000 рублей, взыскать судебные расходы по уплате госпошлины в сумме 300 рублей.
Решение суда в части присуждения компенсации подлежит немедленному исполнению.
Решение суда подлежит исполнению финансовым департаментом администрации г.Хабаровска за счет средств бюджета городского округа «Город Хабаровск.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Хабаровский краевой суд.
Судья Хабаровского краевого суда И.Г. Мороз
Решение суда в окончательной форме принято 21.08.2020г.