НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Городищенского районного суда (Волгоградская область) от 01.02.2022 № 2А-1705/2021

Дело № 2а-78/2022 (№2а-1705/2021)

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

р.п. Городище Волгоградской обл. 01 февраля 2022 года

Городищенский районный суд Волгоградской области в составе:

председательствующего судьи Стрепетовой Ю.В.,

при секретаре Арутюнян Е.С.,

с участием представителя административного ответчика Лексункина А.В. по доверенности Таланина А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России № 5 по Волгоградской области к Лексункину А.В. о взыскании страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование, недоимки по единому налогу на вмененный доход, пени,

у с т а н о в и л:

Межрайонная ИФНС России № 5 по Волгоградской области обратилась в суд с административным иском к Лексункину А.В. о взыскании страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование, недоимки по единому налогу на вмененный доход, пени.

В обосновании требований указано, что Лексункин А.В. в период с 12 декабря 2016 года по 28 декабря 2020 года состоял на учете в налоговом органе в качестве индивидуального предпринимателя.

При этом Лексункиным А.В. самостоятельно обязанность по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, страховых взносов на обязательное медицинское страхование, единого налога на вмененный доход, в установленный для этого срок не исполнил, определением мирового судьи судебный приказ о взыскании с Лексункина А.В. указанной недоимки и пени за нарушение сроков уплаты страховых взносов и налога отменен, страховые взносы и налог в бюджет до настоящего времени не уплачены.

Ссылаясь на изложенное, истец просит суд взыскать с Лексункина А.В. недоимку по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с 01 января 2017 года в размере 16166 рублей и пени в размере 205 рублей 81 копейки; недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда РФ на выплату страховой пенсии, за расчетные периоды, начиная с 01 января 2017 года в размере 73449 рублей и пени в размере 1049 рублей 36 копеек; недоимку по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности в размере 1954 рублей 43 копеек, пени в размере 181 рубля 98 копеек.

Административный истец представитель МИ ФНС России № 5 по Волгоградской области, административный ответчик Лексункин А.В., в судебное заседание не явились, о рассмотрении административного дела извещены надлежащим образом, доказательств уважительности причин неявки суду не представили, в связи, с чем, суд полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Представитель административного ответчика Лексункина А.В. по доверенности Таланин А.В. в судебном заседании возражал относительно заявленных налоговым органом требований по доводам, изложенным в письменных возражениях на административный иск. Суду пояснил, что Лексункин А.В. прекратил деятельность в качестве индивидуального предпринимателя еще в октябре 2017 года, а потому не может считаться плательщиком страховых взносов и единого налога на вмененный доход.

Выслушав представителя административного ответчика, исследовав письменные материалы дела, дав им оценку, суд приходит к следующему.

В силу части 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства РФ налоговая инспекция (как контрольный орган) вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

В соответствии со статьей 57 Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Согласно положений статьи 3 Налогового кодекса РФ каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными настоящим Кодексом признаками налогов или сборов, не предусмотренные настоящим Кодексом либо установленные в ином порядке, чем это определено настоящим Кодексом.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса РФ налогоплательщик обязан уплачивать законно установленные налоги. Одновременно по смыслу статьи 45 Налогового кодекса РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.

Исходя из положений подпункта 2 пункта 1 статьи 419 и пункта 1 статьи 432 Налогового кодекса РФ, индивидуальные предприниматели признаются отдельной категорией плательщиков страховых взносов и самостоятельно производят исчисление сумм страховых взносов.

В соответствии с подпунктом 1 и 2 пункта 1 статьи 430 Налогового кодекса РФ индивидуальные предприниматели уплачивает страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и страховые взносы на обязательное медицинское страхование. При этом, учитывая положения подпункта 1 пункта 9 статьи 430 Налогового кодекса РФ, индивидуальные предприниматели, уплачивающие налог на доходы физических лиц, определяют размер страховых взносов на обязательное пенсионное страхование исходя из своего дохода от деятельности. Подпунктом 2 пункта 1 статьи 430 Налогового кодекса РФ установлено, что индивидуальные предприниматели уплачивает страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере, исходя из расчетного периода.

Согласно пункта 2 статьи 432 Налогового кодекса РФ суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование.

Суммы страховых взносов за расчетный период уплачиваются плательщиками не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

В соответствии с пунктом 5 статьи 432 Налогового кодекса РФ в случае прекращения физическим лицом деятельности индивидуального предпринимателя, уплата страховых взносов осуществляется не позднее 15 календарных дней с даты снятия с учета в налоговом органе индивидуального предпринимателя.

Главой 26.3 Налогового кодекса РФ (действующей до 02 августа 2021 года) установлено, что налогоплательщиками являются организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории муниципального района, городского округа, городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, в которых введен единый налог, предпринимательскую деятельность, облагаемую единым налогом, и перешедшие на уплату единого налога в порядке, установленном настоящей главой. Организации и индивидуальные предприниматели переходят на уплату единого налога добровольно (статья 346.28 Налогового кодекса РФ).

Объектом налогообложения для применения единого налога признается вмененный доход налогоплательщика. Налоговым периодом по единому налогу признается квартал (статьи 346.29, 346.30 Налогового кодекса РФ).

Уплата единого налога производится налогоплательщиком по итогам налогового периода не позднее 25-го числа первого месяца следующего налогового периода в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации по месту постановки на учет в налоговом органе в качестве налогоплательщика единого налога в соответствии с пунктом 2 статьи 346.28 настоящего Кодекса (пункт 1 статьи 346.32 Налогового кодекса РФ).

Неисполнение или ненадлежащее исполнение налогоплательщиком самостоятельно обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, предусмотренной пунктом 1 статьи 45 Налогового кодекса РФ, является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога в порядке статей 69, 70 Налогового кодекса РФ, которое в соответствии с пунктом 1 статьи 70 Налогового кодекса РФ должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи.

Из содержания части 6 статьи 69 Налогового кодекса РФ, требование об уплате налога считается полученным по истечении шести дней с даты его направления заказным письмом и должно быть исполнено в течение восьми дней с даты его получения (если в нем не указан более продолжительный период времени для уплаты налога).

В соответствии со статьей 23 Налогового кодекса РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги (пункт 1); за невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на него обязанностей налогоплательщик (плательщик сборов) несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 5).

В качестве одного из способов обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов Налоговой кодекс РФ называет пени (статья 72 Налогового кодекса РФ).

Пеней признается денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора в размере одной трехсотой ставки рефинансирования за каждый день просрочки, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме (статья 75 Налогового кодекса РФ).

Как следует из материалов административного дела и установлено судом, административный ответчик Лексункин А.В. в период с 12 декабря 2016 года по 28 декабря 2020 года состоял на учете в налоговом органе в качестве индивидуального предпринимателя. В период с 12 декабря 2016 года по 09 октября 2017 года являлся плательщиком единого налога на вмененный доход.

Обязанность по уплате единого налога за 2 квартал 2017 года Лексункиным А.В. исполнена не была, в связи с чем ему были выставлены требования от 16 августа 2017 года, со сроком уплаты до 05 сентября 2017 года, от 07 февраля 2018 года, со сроком уплаты до 28 февраля 2018 года, требование от 19 июня 2018 года, со сроком уплаты до 09 июля 2018 года, требование от 31 августа 2018 года, со сроком уплаты до 20 сентября 2018 года, требование от 27 ноября 2018 года, со сроком уплаты до 17 декабря 2018 года, на сумму недоимки на единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности в размере 2549 рублей и пени на общую сумму 181 рубль 98 копеек.

Не была исполнена Лексункиным А.В. и обязанность по уплате страховых взносов на обязательное медицинское и обязательное пенсионное страхование, в связи с чем ему были выставлены требования: от 14 февраля 2018 года, сроком уплаты до 07 марта 2018 года (страховые взносы на медицинское страхование – 3442 рубля, страховые взносы на пенсионное страхование – 17550 рублей); от 18 июня 2018 года, сроком уплаты до 06 июля 2018 года (страховые взносы на пенсионное страхование – 23400 рублей, пени за нарушение сроков уплаты страховых взносов на пенсионное страхование – 393 рубля 86 копеек); от 19 июня 2018 года, сроком уплаты до 09 июля 2018 года (страховые взносы на медицинское страхование – 4590 рублей, пени за нарушение сроков уплаты страховых взносов на медицинское страхование – 77 рублей 24 копейки); от 31 августа 2018 года, сроком уплаты до 20 сентября 2018 года (страховые взносы на медицинское страхование – 4590 рублей, пени за несвоевременную уплату страховых взносов на медицинское страхование – 50 рублей 74 копейки, страховые взносы на пенсионное страхование – 23400 рублей, пени за несвоевременную уплату страховых взносов на пенсионное страхование – 258 рублей 72 копейки); от 27 ноября 2018 года, сроком уплаты до 17 декабря 2018 года (страховые взносы на медицинское страхование – 4590 рублей, пени за несвоевременную уплату страховых взносов на медицинское страхование – 77 рублей 83 копейки, страховые взносы на пенсионное страхование – 23400 рублей, пени за несвоевременную уплату страховых взносов на пенсионное страхование – 396 рублей 78 копеек); от 21 января 2019 года, сроком уплаты до 08 февраля 2019 года (страховые взносы на медицинское страхование – 5840 рублей, страховые взносы на пенсионное страхование – 26545 рублей); от 14 января 2020 года, сроком уплаты до 29 января 2020 года (страховые взносы на медицинское страхование – 6884 рубля, пени за несвоевременную уплату страховых взносов на медицинское страхование – 18 рублей 64 копейки, страховые взносы на пенсионное страхование – 29354 рубля, пени за несвоевременную уплату страховых взносов на пенсионное страхование – 79 рублей 50 копеек).

Названные требования, направленные в адрес Лексункина А.В., им в полном объеме исполнены не были. Общий размер задолженности Лексункина А.В. составил 93006 рублей 58 копеек, из них: недоимка по единому налогу на вмененный доход за 2 квартал 2017 года - 1954 рубля 43 копейки, пени - 181 рубль 98 копеек; задолженность по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за 2017, 2018, 2019 годы - 16166 рублей, пени - 205 рублей 81 копейка; задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование за 2017, 2018, 2019 годы – 73449 рублей, пени – 1049 рублей 36 копеек.

14 мая 2021 года мировым судьей судебного участка № 3 Волгоградской области вынесен судебный приказ о взыскании с Лексункина А.В в пользу МИФНС России № 5 по Волгоградской области вышеуказанной недоимки по уплате страховых взносов на обязательное медицинское страхование и обязательное пенсионное страхование, недоимки по единому налогу на вмененный доход, пени.

Определением мирового судьи судебного участка № 3 Волгоградской области от 07 июня 2021 года судебный приказ от 14 мая 2021 года о взыскании с Лексункина А.В. вышеуказанной недоимки и пени, отменен.

Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения посредством почтовой связи 29 октября 2021 года МИФНС России № 5 по Волгоградской области в суд с настоящим административным исковым заявлением, о взыскании с Лексункина А.В. вышеуказанной недоимки, пени.

Таким образом, исследовав и оценив представленные сторонами доказательства по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства РФ, учитывая, что Лексункин А.В., являясь плательщиком страховых взносов на обязательное медицинское страхование и страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, являлся плательщиком единого налога на вмененный доход, не исполнил свою обязанность по их уплате в установленные законом сроки, суд полагает, что заявленные налоговым органом требования, подлежат удовлетворению.

При этом суд исходит из правильности представленного административным истцом расчета недоимки и пени, а также соблюдения налоговым органом порядка и сроков обращения в суд, и процедуры уведомления налогоплательщика о необходимости погашения задолженности.

Суд отклоняет доводы административного ответчика о том, что он прекратил деятельность в качестве индивидуального предпринимателя еще в октябре 2017 года, а потому не может считаться плательщиком страховых взносов и единого налога на вмененный доход.

Так, из материалов дела следует, что 12 декабря 2016 года Лексункин А.В. был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя.

14 декабря 2016 года Лексункин А.В. обратился в налоговый орган с заявлением о постановке на учет индивидуального предпринимателя в качестве налогоплательщика единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности.

13 октября 2017 года Лексункин А.В. обратился в налоговый орган с заявлением о снятии с учета индивидуального предпринимателя в качестве налогоплательщика единого налога на вменённый доход для отдельных видов деятельности.

В соответствии с уведомлением о снятии с учета физического лица в налоговом органе от 13 октября 2017 года Лексункин А.В. снят с учета в качестве налогоплательщика единого налога на вменённый доход для отдельных видов деятельности 09 октября 2017 года.

С указанного времени единый налог на вмененный доход Лексункину А.В., не начислялся. Ко взысканию в данном административном иске предъявлена недоимка по уплате единого налога на вмененный доход за 2 квартал 2017 года.

Что касается недоимки по уплате страховых взносов на обязательное медицинское и пенсионное страхование за 2017-2019 годы, то обязанность по уплате страховых взносов обусловлена не фактическим осуществлением предпринимательской деятельности, а государственной регистрацией физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.

Так, календарным месяцем начала деятельности для индивидуального предпринимателя признается календарный месяц, в котором произведена его государственная регистрация. Если плательщики начинают осуществлять предпринимательскую деятельность в течение расчетного периода, фиксированный размер страховых взносов, подлежащих уплате ими за этот расчетный период, определяется пропорционально количеству календарных месяцев, начиная с календарного месяца начала деятельности. Аналогично решается вопрос об уплате страховых взносов в случае прекращения осуществления предпринимательской деятельности в течение расчетного периода (пункт 3, подпункт 1 пункта 4 и пункт 5 статьи 430 Налогового кодекса РФ).

Таким образом, независимо от того, когда индивидуальный предприниматель фактически приступил к осуществлению деятельности (сразу после государственной регистрации либо спустя продолжительное время после нее) или прекратил свою деятельность (задолго до прекращения статуса индивидуального предпринимателя либо одновременно с ним), страховые взносы уплачиваются за весь период, в течение которого он обладал соответствующим статусом.

Как неоднократно отмечал Конституционный Суд Российской Федерации, предусмотренная законом государственная регистрация гражданина в качестве индивидуального предпринимателя не только дает ему возможность пользоваться правами и гарантиями, связанными с указанным статусом, но и предполагает принятие им на себя соответствующих обязанностей и рисков, в том числе обязанностей по соблюдению правил ведения такой деятельности, налогообложению, уплате страховых взносов на обязательное пенсионное и обязательное медицинское страхование и др. Процедура государственной регистрации носит заявительный характер, т.е. не регистрирующий орган, а сам гражданин решает вопросы о целесообразности выбора данного вида деятельности, готовности к ее осуществлению, наличии необходимого имущества, денежных средств, образования, навыков и т.п., равно как и о том, способен ли он нести обременения, вытекающие из правового статуса индивидуального предпринимателя. Заявительной является и процедура прекращения этого статуса. Гражданин, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя, но фактически не осуществляющий предпринимательскую деятельность, имеет законодательно закрепленную возможность в любой момент обратиться в регистрирующий орган с заявлением о государственной регистрации прекращения данной деятельности и, следовательно, связанных с нею прав и обязанностей (определения от 29 мая 2014 года № 1116-О, от 23 апреля 2015 года № 795-О, от 29 мая 2019 года № 1440-О, от 25 ноября 2020 года № 2735-О и др.).

Таким образом, обязанность по уплате страховых взносов в виде фиксированного платежа возникает у индивидуального предпринимателя с момента приобретения им указанного статуса и не связана с фактическим осуществлением предпринимательской деятельности и получением доходов.

Только с момента аннулирования свидетельства о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя гражданин перестает быть страхователем.

Утрата статуса индивидуального предпринимателя – это прекращение любой предпринимательской деятельности, а не только той, в отношении которой применялся специальный налоговый режим. Тогда как прекращение статуса индивидуального предпринимателя является заявительной процедурой.

В соответствии с уведомлением о снятии с учета физического лица в налоговом органе от 13 октября 2017 года Лексункин А.В. снят с учета в качестве налогоплательщика единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности в связи с прекращением им предпринимательской деятельности, подлежащей налогообложению единым налогом, по пункту 3 статьи 346.28 Налогового кодекса РФ.

При этом изменение специального режима налогообложения не свидетельствует о прекращении предпринимательской деятельности, а является основанием для перехода на иной режим налогообложения.

Подача в налоговый орган заявления о снятии с учета в качестве плательщика единого налога на вмененный доход, не свидетельствует о подаче заявления о прекращении предпринимательской деятельности.

С заявлением о прекращении статуса индивидуального предпринимателя Лексункин А.В. в налоговый орган не обращался.

Только 28 декабря 2020 года Лексункин А.В. по инициативе налогового органа снят с учета ввиду прекращения индивидуального предпринимателя и исключен из реестра предпринимателей как недействующий.

В связи с изложенным только с 28 декабря 2020 года Лексункин А.В. перестал быть страхователем, и страховые взносы подлежат уплате им за весь период, в течение которого он обладал соответствующим статусом.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

р е ш и л:

административное исковое заявление Межрайонной ИФНС России № 5 по Волгоградской области к Лексункину А.В. о взыскании страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование, недоимки по единому налогу на вмененный доход, пени - удовлетворить.

Взыскать с Лексункину А.В. в пользу Межрайонной ИФНС России № 5 по Волгоградской области недоимку по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с 01 января 2017 года, за период 2017, 2018, 2019 год, в размере 16166 рублей и пени в размере 205 рублей 81 копейки; недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда РФ на выплату страховой пенсии, за расчетные периоды, начиная с 01 января 2017 года, за период 2017, 2018, 2019 год, в размере 73449 рублей и пени в размере 1049 рублей 36 копеек; недоимку по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности за 2 квартал 2017 года в размере 1954 рублей 43 копеек, пени в размере 181 рубля 98 копеек.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Волгоградский областной суд через Городищенский районный суд Волгоградской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья: подпись Ю.В. Стрепетова

Справка: мотивированное решение составлено 04 февраля 2022 года.

Судья: подпись Ю.В. Стрепетова