РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
....... 31 января 2020 года
Городецкий городской суд ....... в составе председательствующего судьи Сивохиной И.А., при секретаре судебного заседания Люлиной Н.В., с участием представителя истца Чурбановой И.В., представителя ответчика Бовырина А.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску
Администрации Городецкого муниципального района ....... к Бакиной Е. С. о взыскании денежных средств,
УСТАНОВИЛ:
Администрация Городецкого муниципального района ....... обратилась в Городецкий городской суд с исковым заявлением к Бакиной Е.С. о взыскании денежных средств. В обоснование исковых требований указано, что в 2016 году ....... получил субсидию на софинансирование муниципальной программы «Развитие малого и среднего предпринимательства .......», утвержденной постановлением администрации ....... от ****, за счет средств федерального и областного бюджетов. Согласно протоколу заседания комиссии по предоставлению субсидий на оказание муниципальной поддержки субъектами малого и среднего предпринимательства, туристкой деятельности и народных художественных промыслов Городецкого муниципального района ....... от **** для участия в конкурсном отборе субъектов малого и среднего предпринимательства для субсидирования части затрат (гаранты), связанных с началом предпринимательской деятельности в 2016 году субъектам малого и среднего предпринимательства ....... подано 11 конкурсных заявок на получение субсидии, из 9 заявок признаны соответствующими требованиям и условиям Положения о проведении конкурсного отбора субъектов малого и среднего предпринимательства для субсидирования части затрат (гранты), связанные с началом предпринимательской деятельности», утвержденного постановлением администрации Городецкого муниципального района ....... от ****, и принято решение о предоставлении 8 субъектам малого и среднего предпринимательства субсидирования части затрат (гранты), связанные с началом предпринимательской деятельности, в том числе индивидуальному предпринимателю Бакиной Е.С. в сумме субсидии 300 000 рублей.
*** между администрацией Городецкого муниципального района ....... и индивидуальным предпринимателем Бакиной Е.С. заключен договор о предоставлении субсидии *. Предметом данного договора явились отношения, возникающие при предоставлении поддержки в рамках муниципальной программы «Развитие малого и среднего предпринимательства .......», утвержденной постановлением администрации ....... от ****, в виде грантов начинающим субъектам малого предпринимательства на создание собственного бизнеса в целях возмещения части затрат по выплатам по передаче прав на франшизу и расходам на приобретение основных средств по проекту «Студия арт – декор» «Веселый праздник» в сумме 300 000 рублей (205 000 рублей средства областного бюджета и 95 000 рублей средства федерального бюджета). Средства субсидии (300 000 рублей) перечислены администрацией Городецкого муниципального района на расчетный счет ИП Бакиной Е.С. в полном объеме (платежные поручения * от *** на сумму 205 000 рублей и * от *** на сумму 95 000 рублей).
В соответствии с подп.3.3.6 пункта 3.3 Договора получатель субсидии обязуется увеличить среднесписочную численность наемных работников до 2 человек в 2017 году, со среднемесячной заработной платой не ниже 1,5 величин прожиточного минимума, установленного для трудоспособного населения ........
Главным инспектором контрольно – счетной палаты ......., согласно акту проверки законности и результативности использования грантов, предоставленных за счет средств областного бюджета в 2016 году на реализацию государственной программы «Развитие предпринимательства .......» в части софинансирования муниципальных программ поддержки малого и среднего предпринимательства от ***, установлено, что индивидуальный предприниматель Бакина Е.С. в декабре 2017 года создал одно рабочее место согласно трудовому договору * от ***, заключенному с Б.Д.В., следовательно, Бакина Е.С. не выполнила условия договора об увеличении среднесписочной численности наемных работников до 2 человек в 2017 году. Согласно пояснениям ИП Бакиной Е.С. от *** на конец 2017 года было создано 2 рабочих места, то есть, обеспечена занятость себе и наемному работнику. Однако в соответствии со ст. 20 ТК РФ сторонами трудовых отношений являются работник и работодатель. Следовательно, деятельность гражданина в качестве индивидуального предпринимателя без образования юридического лица ( с привлечением третьих лиц или нет) трудовой деятельностью по смыслу трудового законодательства не является, индивидуальный предприниматель не может выступать по отношению к себе в качестве работодателя, он вправе сам себе начислять и выплачивать заработную плату.
Согласно п.6.4 Договора получатель субсидии в случае нарушения условий предоставления субсидий, установленных Положением и настоящим договором, в том числе, не исполнивший обязательства, указанные в подпунктах 3.3.3-3.3.7 пункта 3.3. и пункта 6.2 настоящего договора, обязан в течении 30 календарных дней со дня предъявления ему уведомления о возврате Администрацией возвратить в бюджет сумму субсидии по платежным реквизитам, указанным в уведомлении о возврате субсидии.
В адрес ИП Бакиной Е.С. было направлено уведомление о возврате субсидии за * от *** заказным письмом с уведомлением о вручении. Данное уведомление ИП Бакиной Е.С. получено ***, однако ответчик денежные средства не вернул.
*** Контрольно – счетной палатой ....... в адрес администрации Городецкого муниципального района направлено представление для принятии мер по устранению и дальнейшему недопущению выявленных нарушений и недостатка от ****, в котором администрации района предложено обеспечить возврат в доход бюджета субсидии в сумме 300 000 рублей, полученной ИП Бакиной Е.С.
*** данный вопрос рассмотрен на заседании комиссии по предоставлению субсидий на оказание муниципальной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства, туристской деятельности и народных художественных промыслов Городецкого муниципального района ........
Согласно Выписки из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей от ****Бакина Е.С. прекратила деятельность качестве индивидуального предпринимателя ***.
Согласно п.3.3. Положения о предоставлении субъектам малого и среднего предпринимательства субсидий на возмещение части затрат (гранты), связанных с началом предпринимательской деятельности, утвержденного постановлением администрации Городецкого муниципального района ....... от ****, получатель субсидии обязан возвратить получение средства финансовой поддержки в бюджет Городецкого муниципального района в полном объеме, в том числе в следующих случаях: при выявлении факта нецелевого использования субсидии или ненадлежащего исполнения договора о предоставлении субсидии, нарушение получателем субсидии условий, установленных при предоставлении субсидии, либо установления факта предоставления ложных, либо намеренно искаженных сведений до окончания действия договора о предоставлении субсидии.
Истец просит:
- взыскать с Бакиной Е.С. в пользу администрации Городецкого муниципального района ....... полученные по договору о предоставлении субсидии * от *** средства субсидии в виде гранта начинающим субъектам малого предпринимательства на создание собственного бизнеса в целях возмещения части затрат по выплатам по передаче прав на франшизу и расходам на приобретение основных средств по проекту «Студия арт – декор «Веселый праздник» в сумме 300 000 рублей (205 000 рублей средства областного бюджета и 95 000 рублей средства федерального бюджета);
- возложить на Бакину Е.С. обязанность в течение 30 календарных дней с момента вступления решения суда в законную силу перечислить средства субсидии в сумме 300 000 рублей на счет Администрации Городецкого муниципального района ........
Впоследствии истцом подано дополнение к исковому заявлению, согласно которому фактически Бакиной Е.С. в 2017 году создано одно рабочее место согласно трудовому договору * от ***, заключенному с Б.Д.В. Решением Городецкого городского суда от *** по гражданскому делу * года договор подряда * от ***, заключенный между Е.С.Г. и ИП Бакиной Е.С., признан трудовым, следовательно Бакина Е.С. считает, что исполнила условия договора о предоставлении субсидии * от ***, об увеличении среднесписочной численности наемных работников до 2 человек в 2017 году, так как фактически в 2017 году были приняты на работу Е.С.Г. (трудовой договор * от ***) и Б.Д.В. (трудовой договор * от ***). Администрация Городецкого муниципального района ....... не согласна с указным выводом Бакиной Е.С. в связи со следующим.
Порядок расчета среднесписочной численности подробно описан в Приказе Росстата от **** «Об утверждении Указаний по заполнению форм федерального статистического наблюдения № П-1 « Сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг», № П-2 «Сведения об инвестициях в нефинансовые активы», № П-3 «Сведения о финансовом состоянии организации», № П-4 «Сведения о численности и заработной плате работников», № П-5 (м) «Основные сведения о деятельности организации». Так, согласно п. 76 Указаний среднесписочная численность работников за месяц исчисляется путем суммирования списочной численности работников за каждый календарный день месяца, то есть с 1 по 30 или 31 число (для февраля по 28 или 29 число), включая праздничные (нерабочие) и выходные дни, и деления полученной суммы на число календарных дней месяца. Численность работников списочного состава за выходной или праздничный (нерабочий) день принимается равной списочной численности работников за предшествующий рабочий день. При наличии двух или более выходных или праздничных (нерабочих) дней подряд численность работников списочного состава за каждый из этих дней принимается равной численности работников списочного состава за рабочий день, предшествовавший выходным и праздничным (нерабочим) дням. Расчет среднесписочной численности работников производится на основании ежедневного учета списочной численности работников, которая должна уточняться на основании приказов о приеме, переводе работников на другую работу и прекращении действий трудового договора. Численность работников списочного состава за каждый день должна соответствовать данным табеля учета рабочего времени работников, на основании которого устанавливается численность работников, явившихся и не явившихся на работу. Среднесписочная численность работников рассчитывается на основании списочной численности, которая приводится на определенную дату, например, на последнее число отчетного периода. В списочную численность работников включаются наемные работники, работавшие по трудовому договору и выполнявшие постоянную, временную или сезонную работу один день и более, а также работавшие собственники организаций, получавшие заработную плату в данной организации. В списочный численности работников за каждый календарный день учитываются как фактически работающие, так и отсутствующие на работе по каким – либо причинам. Перечень работников. Не включаемых в списочную и среднесписочную численность, приведен в п.п. 78 и 79.1 Указаний. На начало 2017 года у ИП Бакиной Е.С. работало 0 человек. На основании решения Городецкого городского суда от *** договор подряда * от ***, заключенный между Е.С.Г. и ИП Бакиной Е.С. признан трудовым. Кроме того, ИП Бакиной Е.С. заключен трудовой договор * от *** с Б.Д.В. Согласно расчету среднесписочная численность работников ИП Бакиной Е.С. за 2017 год составила менее 1 человека. Таким образом, Бакиной Е.С. не исполнены условия договора о предоставлении субсидии * от ***, предусмотренные подпунктом 3.3.6 пункта 3.3 Договора.
Определением суда от *** по делу в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечено Министерство промышленности, торговли и предпринимательства ........
Определением суда от *** по делу в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечено ........
Определением суда от *** прекращено производство по делу в части исковых требований Администрации Городецкого муниципального района ....... к Бакиной Е.С. о возложении на Бакину Е.С. обязанности в течение 30 календарных дней с момента вступления решения суда в законную силу, перечислить средства субсидии в сумме 300 000 рублей на счет Администрации Городецкого муниципального района ......., в связи с отказом от исковых требований.
Ответчик Бакина Е.С. о рассмотрении дела извещена надлежащим образом, в судебном заседании отсутствовала, воспользовалась правом ведения дела через представителя по доверенности Бовырина А.Ю..
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерство промышленности, торговли и предпринимательства ....... о рассмотрении дела извещено надлежащим образом, в судебное заседание своего представителя не направило, заявлением просит рассмотреть дело в отсутствие представителя.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, ....... о рассмотрении дела извещено надлежащим образом, в судебное заседание своего представителя не направило, из представленного письменного отзыва следует, что министерство промышленности, торговли и предпринимательства ....... является органом исполнительной власти ......., уполномоченным в сфере развития предпринимательства. Государственным заказчиком – координатором государтсвенной программы «Развитие предпринимательства .......» является министерство промышленности, торговли и предпринимательства ........ Денежные средства из областного бюджета администрации Городецкого муниципального района ....... для перечисления в качестве субсидии ответчику Бакиной Е.С. были направлены на основании соглашения о предоставлении бюджетам муниципальных образований средств областного бюджета от ****, заключенного между администрацией Городецкого муниципального района ....... и Министерством промышленности, торговли и предпринимательства ........ Министерство промышленности, торговли и предпринимательства ....... является юридическим лицом и самостоятельно представляет свои интересы в суде.
В силу положений ст.167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие не явившихся ответчика Бакиной Е.С., третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерства промышленности, торговли и предпринимательства ........
В судебном заседании представитель истца Администрации Городецкого муниципального района ....... по доверенности Чурбанова И.В. настаивала на удовлетворении исковых требований, обстоятельства, изложенные в исковом заявлении подтвердила. Дополнительно пояснила, что в обоснование заявленных требований администрация ....... ссылается на неисполнение Бакиной Е.С. условий договора о предоставлении субсидии * от ***, согласно которого получатель субсидии обязуется увеличить среднесписочную численность наемных работников до 2 человек в 2017 году, со среднемесячной заработной платой не ниже 1,5 величин прожиточного минимума, установленного для трудоспособного населения ....... (подпункт 3.3.6. пункта 3.3 Договора). Порядок расчета численности работников на конкретную дату указан в Инструкции по статистике численности и заработной платы рабочих и служащих на предприятиях, в учреждениях и организациях, утвержденной Госкомстатом СССР **** (ред. от ***) (далее - Инструкция). Данный документ в настоящее время продолжает действовать на территории РФ в части, не противоречащей ТК РФ (ст. 423 ТК РФ). В п. 11 инструкции установлено, что численность работников на дату является показателем численности работников списочного состава предприятия на определенное число отчетного периода, включая принятых и исключая выбывших в этот день работников. В отчетности по труду численность работников списочного состава приводится не только на определенную дату, но в среднем за отчетный период (за месяц, квартал, с начала года, год). Численность на дату - это показатель численности работников списочного состава предприятия на определенное число отчетного периода, например, на первое или последнее число месяца, включая принятых и исключая выбывших в этот день работников. Для определения численности работников предприятия, учреждения, организации за какой-либо период (месяц, квартал, с начала года, год) недостаточно принимать численность работников на дату, например, только на начало или конец отчетного периода, так как в этих показателях не учитываются изменения, произошедшие в течение рассматриваемого периода. Для определения численности работников за отчетный период исчисляется среднесписочная численность работников, которая используется для исчисления производительности труда, средней заработной платы, коэффициентов оборота, текучести, постоянства работников и других показателей. Порядок расчета среднесписочной численности подробно описан в Приказе Росстата от **** «Об утверждении Указаний по заполнению форм федерального статистического наблюдения № П-1 «Сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг», № П-2 «Сведения об инвестициях в нефинансовые активы», № П-3 «Сведения о финансовом состоянии организации», № П-4 «Сведения о численности и заработной плате работников», № П-5(м) «Основные сведения о деятельности организации». Так, согласно п. 76 указаний среднесписочная численность работников за месяц исчисляется путем суммирования списочной численности работников за каждый календарный день месяца, т.е. с 1-го по 30-е или 31-е число (для февраля - по 28 или 29 число), включая праздничные (нерабочие) и выходные дни, и деления полученной суммы на число календарных дней месяца. Численность работников списочного состава за выходной или праздничный (нерабочий) день принимается равной списочной численности работников за предшествующий рабочий день. При наличии двух или более выходных или праздничных (нерабочих) дней подряд численность работников списочного состава за каждый из этих дней принимается равной численности работников списочного состава за рабочий день, предшествовавший выходным и праздничным (нерабочим) дням. Расчет среднесписочной численности работников производится на основании ежедневного учета списочной численности работников, которая должна уточняться на основании приказов о приеме, переводе работников на другую работу и прекращении действия трудового договора. Численность работников списочного состава за каждый день должна соответствовать данным табеля учета рабочего времени работников, на основании которого устанавливается численность работников, явившихся и не явившихся на работу. Среднесписочная численность работников рассчитывается на основании списочной численности, которая приводится на определенную дату, например, на последнее число отчетного периода. В списочную численность работников включаются наемные работники, работавшие по трудовому договору и выполнявшие постоянную, временную или сезонную работу один день и более, а также работавшие собственники организаций, получавшие заработную плату в данной организации. В списочной численности работников за каждый календарный день учитываются как фактически работающие, так и отсутствующие на работе по каким-либо причинам. Перечень работников, не включаемых в списочную и среднесписочную численность, приведен в п. п. 78 и 79.1 Указаний. Таким образом, для расчета среднесписочной численности работников, что в 2017 году, что на конец 2017 года (на ***), необходим отчетный период (за месяц, квартал, с начала года, год). Применительно к ИП Бакиной Е.С. рассчитаем среднесписочную численность работников за месяц - декабрь 2017 года. Сумма численности работников списочного состава за все дни декабря, подлежащих включению в среднесписочную численность, составляет 45 (с *** по ***Е.С.Г.; с *** по ***Е.С.Г.Бакин. (1+1+1+1+1+1+1+1+1+1+1+1+1+1+1+1+12+2+2+2+2+2+2+2+2+2+2+2+2+2), календарное число дней в декабре -31, среднесписочная численность работников за месяц в этом случае составила 1,45 человек (45/31), т.е. менее 2 человек. За последний квартал 2017 года (с *** по ***): Среднесписочная численность работников за квартал определяется путем суммирования среднесписочной численности работников за месяцы работы индивидуального предпринимателя в квартале и деления полученной суммы на три (п. 20 Инструкции). Среднесписочная численность работников за месяцы: Октябрь 2017 года: сумма численности работников списочного состава за все дни октября, подлежащих включению в среднесписочную численность, составляет 9 (с *** по ***Е.С.Г.) (1+1+1+1+1+1+1+1+1), календарное число дней в октябре -31, среднесписочная численность работников за месяц в этом случае составила 0,3 человек (9/31).
Ноябрь 2017 года: сумма численности работников списочного состава за все дни ноября, подлежащих включению в среднесписочную численность, составляет 30 (с *** года по *** года Е.С.Г.).
(1+1+1+1+1+1+1+1+1+1+1+1+1+1+1+1+1+1+1+1+1+1+1+1+1+1+1+1+1), календарное число дней в октябре - 30, среднесписочная численность работников за месяц в этом случае составила 1 человек (30/30). Следовательно, индивидуальный предприниматель имел среднесписочную численность работников в октябре 0,3 человека, в ноябре -1 человека, в декабре -1,45 человека. Среднесписочная численность работников за квартал составила 0,9 человека ((0,3+1+1,45)/3), то есть, менее 2 человек. Таким образом, среднесписочная численность работников ИП Бакиной Е.С., в декабре 2017 года, и в последнем квартале 2017 года, и в 2017 году составила менее 2 человек. При указанных обстоятельствах, Бакиной Е.С. не исполнены условия договора о предоставлении субсидии * от ***, согласно которого получатель субсидии обязуется увеличить среднесписочную численность наемных работников до 2 человек в 2017 году, со среднемесячной заработной платой не ниже 1,5 величин прожиточного минимума, установленного для трудоспособного населения ....... (подпункт 3.3.6. пункта 3.3 Договора).
В судебном заседании представитель ответчика Бакиной Е.С. по доверенности Бовырин А.Ю. исковые требования не признал, пояснил, что из буквального толкования п.3.3.6 Договора о предоставлении субсидии * от *** следует, получатель субсидии обязуется увеличить среднесписочную численность наемных работников до 2 человек в 2017 году. Период за который должна быть увеличена среднесписочная численность наемных работников сторонами не согласован, в договоре о предоставлении субсидии * от *** отсутствует условие увеличения среднесписочной численности за 2017 год или по итогам 2017 года. В соответствии с вышеуказанным пунктом договора стороны договора определили обязанность получателя субсидии совершить действия по увеличению среднесписочной численности на протяжении 2017 года, то есть при буквальном толковании понимается сам факт увеличения среднесписочной численности в любой из периодов 2017 года. Отчетный период сторонами соглашения не конкретизирован, к периодам сдачи отчетности в контролирующие органы не привязан. В конкурсную заявку ИПП Бакиной Е.С., подданную до заключения договора был включен бизнес – план «Студия арт – декор» «Веселый праздник». Который содержал в себе основные показатели реализации проекта ( в том числе по персоналу), которые были положены ИП Бакиной Е.С. в основу своих обязательств при получении субсидии. В соответствии с разделом 3.3. вышеуказанного бизнес – плана ИП Бакина Е.С. указывала, что на момент подачи заявки трудоустроен один индивидуальный предприниматель, в 2017 году, с увеличением объема продаж, будет трудоустроен еще один человек на должность художника – оформителя, с планируемой заработной платой 14 500 рублей. ИП Бакиной Е.С. не было указано, что второй наемный рабочий будет трудоустроен с ***, более того момент трудоустройства второго сотрудника определен в один календарный год (в течение 2017 года). При заключении Договора о предоставлении субсидии * от *** Администрацией Городецкого муниципального района данный бизнес план был изучен, принят и утвержден путем выдачи субсидии. Факт определения условий договора о предоставлении субсидии * от *** на основании бизнес – плана ИП Бакиной Е.С. подтверждается п.2.1. Договора, в соответствии с которым предметом настоящего договора являются отношения с администрацией и получателем субсидии, возникающие при предоставлении поддержки в рамках муниципальной программы « Развитие малого и среднего предпринимательства ......., утвержденной Постановлением Администрации Городецкого муниципального района от ****, в виде грантов начинающим субъектам малого предпринимательства на создание собственного бизнеса в целях возмещения части затрат по выплатам по передаче прав на франшизу и расходам на приобретение основных средств по проекту «Студия арт – декора «Веселый праздник» в размере, предусмотренном п.3.3.3. настоящего Договора. Кроме того, из содержания п.5.4.4 Положения о проведении конкурсного отбора субъектов малого и среднего предпринимательства для субсидирования части затрат (гранты), связанных с началом предпринимательской деятельности, утвержденного Постановлением администрации Городецкого муниципального района от ****, при оценке показателей по планируемому увеличению количества наемных работников используется данные по вновь созданным рабочим местам, а не по среднесписочной численности за календарный год. При заключении договора о предоставлении субсидии * от *** с ИП Бакиной Е.С. пункт 3.3.6. был изменен и согласован сторонами в иной редакции, согласно которой период, за который должна быть изменена среднесписочная численность, сторонами четко не определен, а получатель субсидии должен показать только факт изменения среднесписочной численности в течение 2017 года. Таким образом воля сторон при заключении договора была направлена на изменение спорного пункта договора, в соответствии с данными бизнес – проекта, представленного Бакиной Е.С. и утвержденного Администрацией Городецкого муниципального района ........ Кроме того, ни в одном из нормативных актов, регулирующих порядок получения субсидии и контроля за использованием полученных денежных средств, утвержденных Постановлением администрации Городецкого муниципального района ....... от ****, не предусмотрена обязанность получателя субсидии предоставлять в контролирующий орган отчет по среднесписочной численности наемных работников за отчетный год. Совокупность вышеуказанных фактических обстоятельств подтверждает довод ответчика о том, что истец в своих дополнениях допускает ошибочное толкование спорного пункта договора, возлагаю на Бакину Е.С. обязательства, которые сторонами согласованы не были и фактически договором не предусмотрены. Данный довод также подтверждается отсутствием в условиях спорного договора обязанности получателя субсидии по предоставлению годового отчета по среднесписочной численности наемных работников за 2017 год в контролирующий орган. В соответствии с п. 11 «Инструкции по статистике численности и заработной платы рабочих и служащих на предприятиях, в учреждениях и организациях» в отчетности по труду численность работников списочного состава приводится не только на определенную дату, но и в среднем за отчетный период. По аналогии с п.12 «Инструкции по статистике численности и заработной платы рабочих и служащих на предприятиях, в учреждениях и организациях» п. 78 Приказа Росстата от **** среднесписочная численность работников за определенный период исчисляется путем суммирования численности работников списочного состава за каждый календарный день такого периода, включая праздничные (нерабочие) и выходные дни, и деления полученной суммы на число календарных дней отчетного периода. Учитывая изложенное, среднесписочная численность рассчитывается не только за календарный год, но и за иные периоды (календарный месяц, квартал и т.д.). В соответствии с трудовым договором * от *** в октябре ИП Бакиной Е.С. принят в штат дополнительный наемный работник Е.С.Г. В соответствии с трудовым договором * от *** трудоустроен Б.Д.В. Согласно Приказу о введении в действие штатного расписания * от ***, штатному расписанию от ***, решению Городецкого городского суда от ***, в период с *** по *** в штат ИП Бакиной Е.С. были оформлены два наемных работника. Согласно штатному расписанию от ***, табелю учета рабочего времени за период с *** по ***, среднесписочная численность работников за вышеуказанный период составляла: 2 рабочих единицы (14 дней*2/14). Таким образом, в 2017 году, условие п.3.3.6 договора о предоставлении субсидии * от *** об увеличении среднесписочной численности наемных работников в 2017 году до 2 человек фактически исполнено Бакиной Е.С. Расчет, представленный истцом в своем дополнении к исковому заявлению, является, по мнению ответчика, ошибочным в силу неверного толкования истцом условий договора и применению не подлежит, поскольку, как указывалось ранее, договор о предоставлении субсидии * от *** не содержит в себе положения об обязательствах получателя субсидии по увеличению среднесписочной численности наемных работников за период равный календарному году (или за иной конкретизированный период времени). Учитывая изложенные фактические обстоятельства дела с учетом указанных норм действующего законодательства следует, что пункт 3.3.6 договора о предоставлении субсидии * от ***Бакиной Е.С. не нарушен, что свидетельствует об отсутствии оснований, указанных в п.6.4. договора, для возврата Бакиной Е.С. полученной в 2016 году субсидии в размере 300 000 рублей. В удовлетворении исковых требований администрации Городецкого муниципального района к Бакиной Е.С. просит отказать в полном объеме.
Выслушав представителя истца, представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Согласно части 1 статьи 310 Гражданского кодекса Российской Федерации односторонний отказ от исполнения обязательств и одностороннее изменение его условий не допускаются.
В силу части 1 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором.
Согласно части 1 статьи 78 Бюджетного кодекса РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.
Постановлением ....... от **** утверждено Положение о порядке формирования, распределения и использования средств субсидий, предоставляемых из областного бюджета бюджетам муниципальных районов и городских округов ....... на софинансирование утвержденных в установленном порядке муниципальных программ поддержки малого и среднего предпринимательства.
В силу пункта 3.5 названного положения предоставление субсидий осуществляется уполномоченным органом на основании соглашений о предоставлении субсидий, заключаемых между уполномоченным органом и органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов ........
Постановлением администрации Городецкого муниципального района ....... от **** утверждена муниципальная программа «Развитие малого и среднего предпринимательства .......».
В целях реализации мероприятий указанной муниципальной программы постановлением администрации ....... от **** утверждено Положение о предоставлении субъектам малого и среднего предпринимательства субсидий на возмещение части затрат (гранты), связанных с началом предпринимательской деятельности.
В соответствии с пунктом 2.1 данного положения администрация Городецкого муниципального района ....... на основании протокола комиссии в течение 3 рабочих дней после подписания протокола заключает с заявителями, по которым принято решение о предоставлении субсидии, договоры о предоставлении субсидии.
В заключенных договорах конкретизируются условия предоставления субсидии для конкретного получателя субсидии.
Между Министерством промышленности, торговли и предпринимательства ....... и администрацией Городецкого муниципального района .......*** заключено соглашение * о предоставлении субсидии из областного бюджета бюджету ....... на софинансирование муниципальной программы поддержки малого и среднего предпринимательства, утвержденной постановлением администрации Городецкого муниципального района ....... от ****, в размере 455 000 рублей.
Протоколом комиссии администрации Городецкого муниципального района ....... от **** ИП Бакина Е.С. признана прошедшей отбор на получение субсидии в виде грантов начинающим малым предприятиям на создание собственного дела в размере 300 000 рублей.
*** между Администрацией Городецкого муниципального района ....... и индивидуальным предпринимателем Бакиной Е. С. заключен договор о предоставлении субсидии *.
Согласно пункту 2.1. предметом настоящего договора являются отношения между Администрацией Городецкого муниципального района ....... и получателем субсидии Бакиной Е. С., возникшие при предоставлении поддержки в рамках муниципальной программы «Развитие малого и среднего предпринимательства .......».
Согласно п. 3.3.1. администрация Городецкого муниципального района ....... обязуется предоставить получателю субсидии субсидию в сумме 300 000 рублей на реализацию Проекта в рамках средств, предусмотренных Программой на соответствующий финансовый год.
Согласно п.3.3.6 получатель субсидии обязан увеличить среднесписочную численность наемных работников до 2 человек в 2017 году, со среднемесячной заработной платой не ниже 1, 5 величин прожиточного минимума, установленного для трудоспособного населения ........
Средства субсидии перечислены администрацией Городецкого муниципального района ....... в полном объеме в размере 300 000 рублей, что подтверждается платежным поручениям от ****, от ****.
Таким образом, Администрацией Городецкого муниципального района ....... обязательства по договору * от *** выполнены в полном объеме.
В силу пункта 2.1 договора от **** субсидия предоставлена в целях возмещения части затрат по расходам на приобретение *».
*** ИП Бакина Е.С. использовала средства субсидии в полном объеме на приобретение *
Как следует из Выписки из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей *** ИП Бакина Е.С. прекратила деятельность в качестве индивидуального предпринимателя.
Согласно подпункту 3.3.6 пункта 3.3 договора от **** одним из условий предоставления субсидии является увеличение ИП Бакиной Е.С. среднесписочной численности наемных работников до двух человек в 2017 года со среднемесячной заработной платой не ниже 1,5 величин прожиточного минимума, установленного для трудоспособного населения ........
Согласно пункту 3 статьи 80 Налогового кодекса Российской Федерации, Приказу ФНС РФ от *** № ММ-3-25/174 «Об утверждении формы Сведений о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год» налогоплательщики, в том индивидуальные предприниматели, обязаны иметь сведения о среднесписочной численности работников... и предоставлять их в налоговый орган.
Порядок расчета среднесписочной численности в период возникновения спорных правоотношений регламентировался Приказом Росстата от **** «Об утверждении Указаний по заполнению форм федерального статистического наблюдения, № П-4 «Сведения о численности и заработной плате работников». Так, согласно п. 78 указаний среднесписочная численность работников за месяц исчисляется путем суммирования списочной численности работников за каждый календарный день месяца, т.е. с 1-го по 30-е или 31-е число (для февраля - по 28 или 29 число), включая праздничные (нерабочие) и выходные дни, и деления полученной суммы на число календарных дней месяца. Численность работников списочного состава за выходной или праздничный (нерабочий) день принимается равной списочной численности работников за предшествующий рабочий день. При наличии двух или более выходных или праздничных (нерабочих) дней подряд численность работников списочного состава за каждый из этих дней принимается равной численности работников списочного состава за рабочий день, предшествовавший выходным и праздничным (нерабочим) дням. Расчет среднесписочной численности работников производится на основании ежедневного учета списочной численности работников, которая должна уточняться на основании приказов о приеме, переводе работников на другую работу и прекращении действия трудового договора. Численность работников списочного состава за каждый день должна соответствовать данным табеля учета рабочего времени работников, на основании которого устанавливается численность работников, явившихся и не явившихся на работу. Согласно п. 79 среднесписочная численность работников рассчитывается на основании списочной численности, которая приводится на определенную дату, например, на последнее число отчетного периода. В списочную численность работников включаются наемные работники, работавшие по трудовому договору и выполнявшие постоянную, временную или сезонную работу один день и более, а также работавшие собственники организаций, получавшие заработную плату в данной организации. В списочной численности работников за каждый календарный день учитываются как фактически работающие, так и отсутствующие на работе по каким-либо причинам. Перечень работников, не включаемых в списочную и среднесписочную численность, приведен в п. п. 81 и 81.3 Указаний.
Как установлено в судебном заседании на начало 2017 года у ИП Бакиной Е.С. работало 0 человек. *** ИП Бакиной Е.С. заключен трудовой договор с Б.Д.В., решением Городецкого городского суда ....... от *** заключенный между ИП Бакиной Е.С. и Е.С.Г. договор подряда * от *** признан трудовым.
С учетом установленных решением суда трудовых отношений ИП Бакиной Е.С. с Е.С.Г. за период с *** по *** и имеющегося трудового договора ИП Бакиной Е.С. с Б.Д.В., среднесписочная численность работников индивидуального предпринимателя Бакиной Е.С. за 2017 год подлежит исчислению следующим образом:
- январь: списочная численность работников -0, среднесписочная численность работников -0; февраль: списочная численность работников -0, среднесписочная численность работников -0, март: списочная численность работников -0, среднесписочная численность работников -0, апрель: списочная численность работников -0, среднесписочная численность работников -0, май списочная численность работников -0, среднесписочная численность работников -0, июнь списочная численность работников -0, среднесписочная численность работников -0, июль: списочная численность работников -0, среднесписочная численность работников -0, август: списочная численность работников -0, среднесписочная численность работников -0, сентябрь: списочная численность работников -0, среднесписочная численность работников -0, октябрь: списочная численность работников -1 (Е.С.Г.), среднесписочная численность работников – 0,29 ( с *** (9 дней/31 день), ноябрь: списочная численность работников – 1 (Е.С.Г.), среднесписочная численность работников 1 ( 30 дней/30 дней), декабрь: списочная численность работников -2 (Е.С.Г.,Бакин), среднесписочная численность работников -1,45 (31+14 (с ***)/31.
Таким образом, среднесписочная численность работников ИП Бакиной Е.С. за 2017 год составляет 0,3 (0,29+1+1,45)/12), за конец 2017 года – декабрь 2017 года среднесписочная численность составила 1,45, что менее 2х человек.
Исследуя в совокупности все обстоятельства суд приходит выводу о том, что индивидуальным предпринимателем Бакиной Е.С. не выполнено условие подпункта 3.3.6 пункта 3.3 договора от **** об увеличении среднесписочной численности наемных работников до двух человек в 2017 году.
В обосновании возражений ответчик Бакина Е.С. ссылается на то, что на конец 2017 года среднесписочная численность работников ИП Бакиной Е.С. составляла 2 человека. Так, в соответствии с трудовым договором * от *** в ИП Бакина Е.С. на должность художника – оформителя принят Б.Д.В., в соответствии с трудовым договором * от *** (согласно решению Городецкого городского суда от ***) ИП Бакиной Е.С. в штат принят дополнительный наемный работник Е.С.Г.. В качестве доказательств указанных доводов ответчик представил Приказ о введение в действие штатного расписания * от ***, штатное расписание от ***, табель учета рабочего времени, указанные документы, по мнению ИП Бакиной Е.С. подтверждают, что на конец 2017 года в штате индивидуального предпринимателя числилось 2 наемных работника, в связи, с чем условия договора * от *** о предоставлении субсидии, получателем субсидии выполнены в полном объеме.
Вместе с тем, как установлено в судебном заседании и подтверждается письменными материалами дела, а именно, письменными пояснениями ответчика Бакиной Е.С. от ***, представленными в материалы дела, согласно которым трудоустроен один человек Б.Д.В. на дату ***, актом проверки законности и результативности грантов от ***, представлением для принятия мер по устранению и дальнейшему недопущению выявленных нарушения и недостатка от ****, анкетами получателя субсидии, являющихся приложением к Договору, на конец 2017 года индивидуальным предпринимателем Бакиной Е. С. заключен 1 трудовой договор с Б.Д.В..
Представленное ответчиком решение Городецкого городского суда от ***, согласно которому договор подряда * от ***, заключенный между Е.С.Г. и Индивидуальным предпринимателем Бакиной Е. С. признан трудовым договором, так же не может расцениваться судом как доказательство, подтверждающее, надлежащее выполнение ответчиком условий, предусмотренных подпунктом 3.3.6 пункта 3.3 договора от **** об увеличении среднесписочной численности наемных работников до двух человек в 2017 году, поскольку отношения, возникшие на основании договора подряда * от ***, заключенного между Е.С.Г. и индивидуальным предпринимателем Бакиной Е. С. признаны трудовыми только решением суда, что исключает факт добровольного заключения трудового договора ответчиком и достоверно указывает, что Бакина Е. С. добровольно не исполнила условия соглашения о предоставлении субсидии об увеличении среднесписочной численности работников в 2017 году до 2 человек.
ИП Бакиной Е.С. были поданы сведения в МРИ ФНС России * по ....... о среднесписочной численности работников за 2017 год, дата предоставления сведений ***, согласно которым среднесписочная численность работников в ИП Бакина Е.С. составляет 1 человек.
При указных обстоятельствах предположения ответчика о выполнении с её стороны договора о предоставлении субсидии являются ошибочными. Представленный ответчиком расчет среднесписочной численности работников за 2017 год, является неверным, противоречащим порядку расчета среднесписочной численности регламентированным в Приказе Росстата, а также опровергается установленными по делу обстоятельствами.
В связи с вышеизложенным суд приходит к выводу о том, что доводы ответчика не могут быть положены в основу решения суда об отказе в удовлетворении исковых требований, поскольку основаны на неверном толковании норм права.
В соответствии с пунктом 6.4 договора * от *** о предоставлении субсидии, получатель субсидии в случае нарушения условий предоставления Субсидий, установленных положением и настоящим договором, в том числе, не исполнивший обязательства, указанные в под.3.3.3 -3.3.7 пункта 3.3 и пункте 6.2 настоящего договора, обязан в течение 30 календарных дней со дня предъявления ему уведомления о возврате Администрацией возвратить в бюджет сумму субсидии по платежным реквизитам, указанным в уведомлении.
В соответствии с пунктом 6.5. договора * от *** о предоставлении субсидии в случае не возврата субсидии в течение 30 календарных дней со дня получения уведомления о возврате субсидии взыскание средств производится в судебном порядке в соответствии с законодательством РФ.
Как установлено в судебном заседании *** в адрес ИП Бакиной Е.С. Администрацией Городецкого муниципального района ....... направлено уведомление * о возврате субсидии, содержащее срок и реквизиты для перечисления денежных средств, полученных ответчиком.
Однако в указанный в уведомлении срок денежные средства ответчиком перечислены не были.
Разрешая исковые требования, суд приходит к выводу о том, что в судебном заседании с достоверностью установлено, что индивидуальным предпринимателем Бакиной Е. С. не выполнены требования пункта 3.3. подпункта 3.3.6 Договора об увеличении среднесписочной численности наемных работников до 2 человек в 2017 году, со среднемесячной заработной платой не ниже 1, 5 прожиточного минимума, установленного для трудоспособного населения ........
С учетом установленных по делу обстоятельств и приведенных выше норм права, поскольку судом установлен факт нарушения ответчиком условий Договора * от ***, суд приходит к выводу о том, что исковые требования Администрации Городецкого муниципального района ....... являются обоснованными, доказанными и подлежат удовлетворению в полном объеме.
В соответствии со ст. 103 ГПК РФ с ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 6 200 рублей, рассчитанной в соответствии со ст. 333.19 НК РФ.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 193-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Администрации Городецкого муниципального района ....... к Бакиной Е. С. о взыскании денежных средств -удовлетворить.
Взыскать с Бакиной Е. С., *** года рождения, место рождения: ......., в пользу администрации Городецкого муниципального района ....... (ОГРН 1025201678920, ИНН 5248008396) денежные средства в счет возврата субсидии в виде гранта начинающим субъектам малого предпринимательства на создание собственного бизнеса в целях возмещения затрат по выплатам по передаче прав на франшизу и расходам на приобретение основных средств по проекту «Студия арт-декор «Веселый праздник» в сумме 300 000 (триста тысяч) рублей, полученные по договору о предоставлении субсидии * от ***, взыскать с Бакиной Е. С., *** года рождения, место рождения: ....... в бюджет Городецкого муниципального района ....... государственную пошлину в сумме 6 200 (шесть тысяч двести) рублей.
Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд через Городецкий городской суд ....... в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Городецкого городского суда И.А. Сивохина
Мотивированное решение изготовлено ***
Судья Городецкого городского суда И.А.Сивохина