РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
гор. Городец 26 сентября 2019 года
Городецкий городской суд Нижегородской области в составе председательствующего судьи Пеговой Ю.А., при секретаре судебного заседания Саковой Н.С., с участием административного истца ФИО1, представителя административного ответчика ФИО2, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску
ФИО1 к Межрайонной ИФНС России № 5 по Нижегородской области, Управлению Федеральной налоговой службы по Нижегородской области об обжаловании акта налогового органа,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в суд с административным иском к Межрайонной ИФНС России № 5 по Нижегородской области об обжаловании акта налогового органа.
В обоснование своих требований ФИО1 указал, что Межрайонной ИФНС России № 5 по Нижегородской области ему было выставлено требование * об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (для физических лиц не являющихся индивидуальными предпринимателями) по состоянию на ***. В соответствии с указанным требованием за ним числится задолженность по земельному налогу за 2016 и 2017 годы (налоговое уведомление * от ***) по земельным участкам с кадастровыми номерами *.
Основанием для доначисления стали положения пункта 15 статьи 396 Налогового кодекса РФ. С указанными доначислениями административный истец не согласен. На принадлежащих ему земельных участках предполагается именно индивидуальное жилищное строительство, как в силу предоставленных ранее в налоговый орган выписок из ПЗЗ земельных участков, так и исходя из того, что участки находятся в сельской местности, где не предполагается многоквартирное, высотное жилищное строительство, а также учитывая размеры земельных участков.
Ссылка налогового органа на указание в ранее ему выданных документов о правах собственности и кадастрового учета (на которые ссылается налоговый орган) о том, что участки предоставлены для жилищного строительства, а не индивидуального жилищного строительства необоснованны так как на 2016 и 2017 (срок за который произведены доначисления земельного налога) условия застройки территорий определяются Градостроительным кодексом РФ, в соответствии с которым были приняты Правила землепользования и застройки ......., согласно которых принадлежащие административному истцу земельные участки подпадают в зону индивидуального жилищного строительства, соответственно увеличении налоговой ставки в 2 и в 4 раза необоснованно.
Спорное требование было обжаловано в вышестоящий налоговый орган – УФНС по ......., в удовлетворении жалобы было отказано, в том числе на основании п.4 ст. 391 НК РФ, которым установлено, что налоговая база для исчисления земельного налога определяется налоговым органом на основании сведений государственного кадастрового учета и регистрации прав на недвижимое имущество. Ссылка на указанный пункт необоснованна, так как налоговой базой земельного налога является кадастровая стоимость земельного участка (по ней в данном случае разногласий нет).
В рассматриваемом случае спорным является толкование пункта 15 статьи 396 НК РФ, а именно трактовка нормы «приобретенных (предоставленных) в собственность физическими и юридическими лицами на условиях осуществления на них жилищного строительства, за исключением индивидуального жилищного строительства осуществляемого физическими лицами». Позиция налогового органа – сведения об условиях строительства содержится в сведениях Росреестра, откуда следует «жилищное строительство», соответственно есть в основаниях для применения повышенного коэффициента. Позиция административного истца – сведения об условиях строительства содержатся в документах предусмотренных Градостроительным кодексом РФ, в частности в Правилах землепользования и застройки, утверждаемых органом местного самоуправления.
По мнению административного истца в его случае он не имеет возможности вести на своих участках многоэтажную жилую застройку, а только индивидуальное жилищное строительство, а соответственно, в полном объеме подпадает под исключения применения повышенных коэффициентов, предусмотренные пунктом 15 статьи 396 Налогового кодекса РФ.
На основании изложенного, ФИО1 просит признать незаконным требование Межрайонной ИФНС России № 5 по Нижегородской области * об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) по состоянию на ***.
Определением Городецкого городского суда Нижегородской области от 19 августа 2019 года по данному административному делу в качестве заинтересованного лица привлечена Администрация городского округа Сокольский Нижегородской области.
Определением Городецкого городского суда Нижегородской области от 06.09.2019 года по данному административному делу в качестве соответчика привлечено Управление Федеральной налоговой службы по Нижегородской области.
Административный истец ФИО1 в судебном заседании исковые требования об обжаловании акта налогового органа, поддержал, обстоятельства, изложенные в административном иске, подтвердил, и пояснил, что им было получено налоговое уведомление от декабря 2018 года об уплате налога, при этом налог был рассчитан с увеличением коэффициента. Исходя из правоустанавливающих документов на земельные участки, разрешенное использование земельных участков – для жилищного строительства. Однако в соответствии с Правилами землепользования участки находятся в зоне Ж1, при этом администрация городского округа Сокольский Нижегородской области дает разъяснение о зоне Ж1, которая предусматривает индивидуальное жилищное строительство, в свою очередь его земельные участки подпадают под вид разрешенного использования – для индивидуального жилищного строительства. Налоговый орган поясняет, что в Росреестре нет сведений об этом, данные земельные участки не зарегистрированы для индивидуального жилищного строительства. Полагает необходимым оценить все доказательства в совокупности, а не только руководствоваться сведениями Росреестра. В градостроительном плане земельного участка, из которого были сформированы принадлежащие ему земельные участки, указано, что земельный участок используется для индивидуального жилищного строительства. Все имеющиеся доказательства свидетельствуют, что принадлежащие ему земельные участки предоставлены для индивидуального жилищного строительства, условия строительства определены Градостроительным кодексом, а не сведениями Росреестра, актуальные сведения Росреестр не отражает. Просит иск удовлетворить в полном объеме.
Представитель административного ответчика Межрайонной ИФНС России № 5 по Нижегородской области ФИО2 административные исковые требования ФИО1 об обжаловании акта налогового органа, не признала, поддержала доводы, изложенные в отзыве на административный иск, и пояснила, что у истца имеется недоимка по оплате земельного налога, которая возникла в результате перерасчета по отдельным участкам за 2016, 2017 г.г., на основании которого в адрес ФИО1 были направлены уведомления в октябре 2018 года и в ноябре 2018 года, где содержались расчеты налога, в уведомлении от *** содержался перерасчет земельного налога, который был произведен в связи с применением налоговым органом п.15 ст. 396 НК РФ. Исходя из имеющихся документов земельные участки, находящиеся в собственности административного истца имеет разрешенное использование – для жилищного строительства. ФИО1 ссылается на Правила землепользования и застройки, однако из указанных правил следует, что земельные участки в пределах кадастрового квартала предназначены для застройки индивидуального жилищного строительства – 20 %. Максимальный размер земельного участка для жилого дома составляет 2500 кв. метров, при этом каждый участок истца составляет более 2500 кв. метров – это 4500 – 5000 кв. метров, то есть земельные участки не предназначены для индивидуального жилищного строительства. Налоговый орган отвечает за начисления налога и поскольку из Росреестра поступили сведения о земельных участках истца, где указан вид разрешенного использования – для жилищного строительства, налоговым органом сделан перерасчет с учетом повышенного коэффициента. Во всех имеющихся документах указан вид разрешенного использования земельных участков – для жилищного строительства, при этом налоговый орган не может определять вид разрешенного использования по градостроительному плану, и опирается на сведения, которые предоставлены из регистрирующего органа, налоговый орган не может изменить вид разрешенного использования земельного участка, требование об оплате налога выставлено налоговым органом правомерно. Просят в удовлетворении исковых требований отказать.
Представители административного ответчика Управления Федеральной налоговой службы по Нижегородской области, заинтересованного лица Администрации городского округа Сокольский Нижегородской области в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, причины неявки суду неизвестны, ходатайств об отложении дела в суд не поступали.
От представителя заинтересованного лица Администрации городского округа Сокольский Нижегородской области поступило ходатайство о рассмотрении данного дела в отсутствие их представителя, также указано, что из буквального прочтения пункта 15 статьи 396 НК РФ следует, что повышающие коэффициенты 2 и 4 применяются при расчете земельного налога только по тем земельным участкам, которые на момент их приобретения были предоставлены собственнику на условиях осуществления на них жилищного строительства. Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утвержденным приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 01 сентября 2014 года № 540. При этом согласно ч.11 статьи 34 Федерального закона от 23.06.2014 года № 171-ФЗ «О внесении изменений в земельный кодекс РФ и отдельные законодательные акты Российской Федерации», разрешенное использование земельных участков, установленное до дня утверждения в соответствии с Земельным кодексом классификатора видов разрешенного использования земельных участков, признается действительным вне зависимости от его соответствия указанному классификатору. Таким образом, невозможно определить исходя из позиции налогового органа, какой вид разрешенного использования земельных участков подходит к условиям осуществления на них жилищного строительства. Из чего следует, что нет однозначного толкования пункта 15 ст. 396 НК РФ, по заявленным требованиям полагаются на усмотрение суда.
Согласно ч.2 ст. 150 КАС РФ, лица, участвующие в деле, а также их представители в случаях, если представители извещены судом и (или) ведение гражданами административного дела с участием представителя является обязательным, обязаны до начала судебного заседания известить суд о невозможности явки в судебное заседание и причинах неявки. Лица, участие которых при рассмотрении административного дела в силу закона является обязательным или признано судом обязательным, должны сообщить о причинах неявки в судебное заседание и представить суду соответствующие доказательства. Если указанные лица не сообщили суду о причинах своей неявки в судебное заседание в установленный срок, такие причины считаются неуважительными и не могут служить основанием для вывода о нарушении процессуальных прав этих лиц.
Согласно ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в судебном процессе. Распоряжение своими правами является одним из основополагающих принципов судопроизводства. Неявка лица, участвующего в деле, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве дела, и поэтому не может быть препятствием для рассмотрения дела по существу.
Поскольку представители административного ответчика Управления Федеральной налоговой службы по Нижегородской области, заинтересованного лица Администрации городского округа Сокольский Нижегородской области надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, не явились в судебное заседание, и при этом их явка не была признана судом обязательной, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей административного ответчика Управления Федеральной налоговой службы по Нижегородской области, заинтересованного лица Администрации городского округа Сокольский Нижегородской области.
Выслушав доводы административного истца, представителя административного ответчика Межрайонной ИФНС России № 5 по Нижегородской области, исследовав и оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, установив юридически значимые обстоятельства по делу, суд приходит к следующим выводам.
Согласно пп. 2, ч. 2, ст. 1 КАС РФ, суды в порядке, предусмотренным настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействий) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
Согласно ч.1 ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.
Пунктом 11 ст. 226 КАС РФ установлено, что обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
На основании ст. 138 Налогового кодекса РФ акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц могут быть обжалованы в вышестоящий налоговый орган и (или) в суд в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом и соответствующим процессуальным законодательством Российской Федерации.
Налогоплательщиками, плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги, сборы, страховые взносы (ст. 19 Налогового кодекса РФ).
В соответствии со ст. 45 Налогового кодекса РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
В судебном заседании установлено, что ФИО1 принадлежат на праве собственности земельные участки:
- земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для жилищного строительства, общая площадь 5000 кв. метров, адрес объекта: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: ......., д.Афонино, участок *, кадастровый *;
- земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для жилищного строительства, общая площадь 5000 кв. метров, адрес объекта: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: ......., д.Афонино, участок *, кадастровый *;
- земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для жилищного строительства, общая площадь 5000 кв. метров, адрес объекта: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: ......., д.Афонино, участок *, кадастровый *;
- земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для жилищного строительства, общая площадь 4500 кв. метров, адрес объекта: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: ......., д.Афонино, участок *, кадастровый *;
- земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для жилищного строительства, общая площадь 4340 кв. метров, адрес объекта: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: ......., д.Афонино, участок *, кадастровый *;
- земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для жилищного строительства, общая площадь 4340 кв. метров, адрес объекта: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: ......., д.Афонино, участок *, кадастровый *;
- земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для жилищного строительства, общая площадь 4350 кв. метров, адрес объекта: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: ......., д.Афонино, участок *, кадастровый *;
- земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для жилищного строительства, общая площадь 5000 кв. метров, адрес объекта: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: ......., д.Афонино, участок *, кадастровый *.
Указанные обстоятельства подтверждаются свидетельствами о государственной регистрации права от ***, выписками из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о переходе прав на объект недвижимого имущества от ***.
При расчете земельного налога за 2016 год в налоговом уведомлении от **** был произведен расчет земельного налога за 2016г. в сумме 100 494,00руб.
При расчете земельного налога за 2017 год в налоговом уведомлении от **** был произведен расчет земельного налога за 2017г. в сумме 123 825,00 руб.
В дальнейшем был произведен перерасчет земельного налога по отдельным участкам за 2016, 2017г.г., на основании которого в адрес налогоплательщика было направлено уведомление от 21.12.2018г. * с суммой исчисленного земельного налога за 2016 год-34363,00 руб., с учетом ранее исчисленного налога по налоговому уведомлению от **** в размере 17182,00 руб., сумма перерасчета к доплате за 2016 год составила 17181,00 руб., за 2017 год - 51546,00 руб., с учетом ранее исчисленного налога по налоговому уведомлению от **** в размере 17182,00 руб., сумма перерасчета к доплате за 2017 год составила 34 364,00 руб.
Указанный перерасчет земельного налога был произведен в связи с применением налоговым органом п. 15 ст. 396 НК РФ.
Согласно п. 15 ст. 396 Налогового Кодекса РФ в отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) в собственность физическими и юридическими лицами на условиях осуществления на них жилищного строительства, за исключением индивидуального жилищного строительства, осуществляемого физическими лицами, исчисление суммы налога (суммы авансовых платежей по налогу) производится с учетом коэффициента 2 в течение трехлетнего срока строительства начиная с даты государственной регистрации прав на данные земельные участки вплоть до государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости. В случае завершения такого жилищного строительства и государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости до истечения трехлетнего срока строительства сумма налога, уплаченного за этот период сверх суммы налога, исчисленной с учетом коэффициента 1, признается суммой излишне уплаченного налога и подлежит зачету (возврату) налогоплательщику в общеустановленном порядке.
В отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) в собственность физическими и юридическими лицами на условиях осуществления на них жилищного строительства, за исключением индивидуального жилищного строительства, осуществляемого физическими лицами, исчисление суммы налога (суммы авансовых платежей по налогу) производится с учетом коэффициента 4 в течение периода, превышающего трехлетний срок строительства, вплоть до даты государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости.
Согласно ст. 388 Налогового Кодекса РФ плательщиками земельного налога признаются физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Пунктом 4 ст.391 НК РФ установлено, что для налогоплательщиков - физических лиц налоговая база определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, в соответствии со статьей 85 НК РФ.
Пунктом 4 ст. 85 НК РФ предусмотрено, что органы, осуществляющие государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, обязаны сообщать сведения о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе, зарегистрированных в этих органах (правах и сделках, зарегистрированных в этих органах), и об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации, а также ежегодно до 15 февраля представлять указанные сведения по состоянию на 1 января текущего года.
Таким образом, налоговый орган производит начисление земельного налога на основании сведений, представленных органом, осуществляющим государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество. Согласно поступившим в налоговый орган в порядке п. 4 ст. 85 НК РФ сведениям вышеуказанные земельные участки находящиеся в собственности ФИО1 имеют вид разрешенного использования - для жилищного строительства.
На основании поступивших в налоговый орган в порядке ст. 85 НК РФ сведений, в соответствии с п. 15 ст. 396 НК РФ, с учетом вида разрешенного использования земельных участков, а также с учетом периода нахождения в собственности, налоговым органом был произведен перерасчет земельного налога за 2016г. По сроку оплаты до ***, с учетом применения коэффициента 2, за 2017г. по сроку оплаты до *** за период с января до июля 2017 г. - с учетом применения коэффициента 2, с июля 2017г. - за 6 месяцев 2017г. с учетом применения коэффициента 4.
Межрайонной ИФНС России № 5 по Нижегородской области было сформировано налоговое уведомление * от *** об уплате земельного налога в сумме 51545 рублей, в котором указан срок уплаты налога – не позднее ***.
Ввиду неуплаты налога в установленный срок ФИО1 было направлено требование N 21441 об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) по состоянию на ***.
Данное требование было обжаловано ФИО1 в вышестоящий налоговый орган – УФНС по Нижегородской области, в удовлетворении жалобы было отказано решением *г/01256с от ***.
Разрешая требования истца о признании незаконным требования об уплате налога, суд исходит из следующего.
В силу положений Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории; они могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности (статья 9); владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц; условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона (части 2 и 3 статьи 36).
Деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель устанавливается исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства, является одним из основных принципов земельного законодательства. Собственники и иные владельцы земельных участков обязаны использовать их в соответствии с целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием (статьи 1, 7, 42 Земельного кодекса Российской Федерации).
Пунктом 1 статьи 7 Земельного кодекса земли в Российской Федерации подразделены по целевому назначению на следующие категории: 1) земли сельскохозяйственного назначения; 2) земли населенных пунктов; 3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; 4) земли особо охраняемых территорий и объектов; 5) земли лесного фонда; 6) земли водного фонда; 7) земли запаса.
Градостроительное зонирование территории регламентируется Градостроительным кодексом Российской Федерации, в пункте 7 статьи 1 Градостроительного Кодекса РФ содержится понятие территориальных зон, то есть зон, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.
Согласно статье 30 Градостроительного кодекса границы территориальных зон устанавливаются на карте градостроительного зонирования, а виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства указываются в градостроительном регламенте. Карта градостроительного зонирования и градостроительные регламенты входят в состав правил землепользования и застройки. Правила землепользования и застройки, наряду с прочим, включают в себя положения об изменении видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства физическими и юридическими лицами.
Порядок установления территориальных зон, их виды и состав регулируются нормами статей 34, 35 Градостроительного кодекса.
Сведения о категории земель, к которой отнесен земельный участок, и о его разрешенном использовании в числе других сведений об объекте недвижимости вносятся в Единый государственный реестр недвижимости (кадастр недвижимости) в качестве дополнительных сведений (часть 5 статьи 8 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости").
При определении вида разрешенного использования земельных участков, в отношении которых применяется повышающий коэффициент при расчете налога, предусмотренный пунктом 15 статьи 396 Налогового кодекса, применяются положения пункта 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации, согласно которым правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политике и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. Классификатор видов разрешенного использования земельных участков утвержден приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 N 540 (зарегистрирован Минюстом России 08.09.2014, регистрационный N 33995), далее - Классификатор.
Согласно Классификатору (в редакции приказа Минэкономразвития России от 30.09.2015 N 709) вид разрешенного использования земельных участков жилая застройка включает в себя: застройку для индивидуального жилищного строительства; малоэтажная многоквартирная жилая застройка; для ведения личного подсобного хозяйства (приусадебный земельный участок); блокированная жилая застройка; передвижное жилье; среднеэтажная жилая застройка; многоэтажная жилая застройка (высотная застройка); обслуживание жилой застройки, то есть вид разрешенного использования «для жилищного строительства (жилая застройка)» не входит в вид разрешенного использования «для индивидуального жилищного строительства».
Кроме того, согласно части 13 статьи 34 Закона N 171-ФЗ, по заявлению правообладателя земельного участка об установлении соответствия разрешенного использования земельного участка классификатору видов разрешенного использования земельных участков уполномоченные на установление или изменение видов разрешенного использования земельного участка орган государственной власти или орган местного самоуправления в течение одного месяца со дня поступления такого заявления обязаны принять решение об установлении соответствия между разрешенным использованием земельного участка, указанным в заявлении, и видом разрешенного использования земельных участков, установленным классификатором видов разрешенного использования земельных участков. Данное решение является основанием для внесения изменений в сведения Единого государственного реестра недвижимости о разрешенном использовании земельного участка.
Таким образом, сведения о категории земель, к которой отнесены земельные участки, и о разрешенном использовании этих участков в числе других сведений об объекте недвижимости внесены в Единый государственный реестр недвижимости (кадастр недвижимости) в качестве дополнительных сведений (часть 5 статьи 8 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости"), т.е. вид разрешенного использования земельных участков - для жилищного строительства (жилая застройка) внесены в Единый государственный реестр недвижимости на основании правоустанавливающих документов, что означает достоверность указанной информации.
В представленных в материалы дела выписках из ЕГРН по всем 8 спорным участкам указан вид разрешенного использования «Для жилищного строительства».
Согласно части 11 статьи 34 Федерального закона от 23 июня 2014 года № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», разрешенное использование земельных участков, установленное до дня утверждения в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации классификатора видов разрешенного использования земельных участков, признается действительным вне зависимости от его соответствия указанному классификатору.
На момент приобретения истцом земельных участков в д.Афонино Сокольского муниципального района на указанной территории действовали Правила землепользования и застройки в Лойминском сельсовете Сокольского муниципального района Нижегородской области, утвержденные решением Лойминского сельского Совета Сокольского муниципального района от 15.02.2013 года № 5, которые находятся в общем доступе на сайте Администрации городского округа Сокольский Нижегородской области.
В соответствии с пунктом 2.4.1 вышеуказанных Правил Жилые зоны включают: застройку секционную малоэтажную (2-3 этажа), застройку индивидуальными домами с приусадебными участками, застройку смешанного типа, резервы жилой застройки, коллективные сады, зоны активного преобразования территории, регенерация.
Довод ФИО1 о том, что он согласно правил землепользования и застройки (ПЗЗ) не может осуществлять никакое строительство кроме индивидуального, суд признает несостоятельным на основании вышеизложенного. Кроме того, из представленных в материалы дела ФИО1 копий выписок из ПЗЗ *, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24 от ***, выданных ему администрацией Сокольского района Нижегородской области в редакции более поздней, а именно в пункте 4 указано, что земельные участки в пределах кадастрового квартала предназначены для застройки: -20% для индивидуального жилого дома; -50% блокированной жилой застройки, - 30% для иных объектов капитального строительства.
Суд также учитывает, что из копий выписок из ПЗЗ *, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24 от ***, представленных ФИО1, максимальный размер земельного участка для размещения индивидуального жилого дома составляет 2500 кв. метров, в свою очередь ФИО1 является собственником земельных участков, площадь которых составляет более 2500 кв. метров, в связи с чем суд приходит к выводу, что земельные участки не предназначены для индивидуального жилищного строительства.
Довод ФИО1 о том, что в градостроительном плане земельного участка из которого были сформированы принадлежащие ему земельные участки, указано что земельный участок используется для индивидуального жилищного строительства, судом во внимание не принимается, поскольку в градостроительном плане вид разрешенного использования носит рекомендательный характер, а именно земельный участок использовать для индивидуального жилищного строительства, при этом кадастровая выписка о земельном участке и исходя из свидетельства о государственной регистрации права от *** на прежнего собственника ФИО3 содержат сведения о разрешенном использовании – для жилищного строительства. В свою очередь площадь земельного участка (кадастровый *) из которого были образованы земельные участки, принадлежащие истцу, составляет 14,2958 га, что значительно превышает площадь всех земельных участков, принадлежащих истцу, при этом земельный участок (кадастровый *) мог охватывать и иные виды разрешенного использования жилой застройки.
В силу положений п. 4 ст.391 НК РФ для налогоплательщиков - физических лиц налоговая база определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, в соответствии со статьей 85 НК РФ. В соответствии с классификатором видов разрешенного использования земельных участков, Правилами землепользования и застройки, вид разрешенного использования земельного участка «жилая застройка» и «Для индивидуального жилищного строительства» имеют разное описание и содержание понятия «вида разрешенного использования земельного участка». На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу, что налоговый орган действовал в соответствии с налоговым законодательством и производил начисление земельного налога на основании сведений, поступивших в порядке статьи 85 НК РФ.
В силу пункта 2 части 2 статьи 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если они соответствуют нормативным правовым актам и не нарушат права, свободы и законные интересы административного истца.
Данных свидетельствующих о том, что оспариваемый ненормативный акт налогового органа не соответствует нормативным правовым актам, создает препятствия к осуществлению ФИО1 прав и свобод, нарушает его права и свободы, не предоставлено.
На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении административных исковых требований ФИО1 к Межрайонной ИФНС России № 5 по Нижегородской области, Управлению Федеральной налоговой службы по Нижегородской области о признании незаконным требования Межрайонной ИФНС России № 5 по Нижегородской области * об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) по состоянию на ***.
Доводы административного истца о том, что перерасчет земельного налога произведен неверно в связи с отсутствием на то правовых оснований и о незаконности требования * на общую сумму 51798 рублей является необоснованным. Направленное в адрес налогоплательщика требование соответствует нормам налогового законодательства, сформировано и направлено в адрес налогоплательщика в рамках ст.ст. 69. 70 НК РФ. Расчет налога судом проверен и является верным.
В свою очередь ФИО1 может обратиться в соответствующий орган государственной власти с заявлением об изменении видов разрешенного использования спорных земельных участков, в свою очередь налоговый орган не наделён полномочиями по внесению изменений о видах разрешенного использования земельных участков.
В соответствии с ч. 2 ст. 138 Налогового кодекса РФ акты налоговых органов ненормативного характера, могут быть обжалованы в судебном порядке только после их обжалования в вышестоящий налоговый орган в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.
В соответствии с ч. 3 ст. 138 Налогового кодекса РФ, в случае обжалования в судебном порядке актов налоговых органов ненормативного характера, действий или бездействия их должностных лиц (за исключением актов ненормативного характера, принятых по итогам рассмотрения жалоб, апелляционных жалоб, актов ненормативного характера федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, действий или бездействия его должностных лиц) срок для обращения в суд исчисляется со дня, когда лицу стало известно о принятом вышестоящим налоговым органом решении по соответствующей жалобе, или со дня истечения срока принятия решения по жалобе (апелляционной жалобе), установленного пунктом 6 статьи 140 настоящего Кодекса.
В соответствии с п. 4. ст. 318 Налогового кодекса РФ обжалование в судебном порядке актов (в том числе нормативных) налоговых органов, действий или бездействия их должностных лиц производится в порядке, предусмотренном соответствующим процессуальным законодательством Российской Федерации.
В ч. 1 ст. 219 КАС РФ установлено, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Из смысла приведенных норм следует, что судебному контролю подлежат, лишь акты налоговых органов ненормативного характера, по которым вышестоящим налоговым органом принималось решение по итогам рассмотрения жалобы по существу.
Налогоплательщик вправе реализовать свое право на обращение в суд в течении трех месяцев со для получения решения вышестоящего налогового органа, принятого по существу жалобы.
Учитывая, что решение по жалобе ФИО1 Управлением Федеральной налоговой службы по Нижегородской области имеет исходящий * от ***, исходя из времени необходимого для пересылки документов, учитывая, что иск поступил в Городецкий городской суд ***, суд полагает, что ФИО1 административный иск подан в срок предусмотренный для обжалования оспариваемого ненормативного акта и не является пропущенным. Доказательств обратного суду не предоставлено.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ,
РЕШИЛ:
В удовлетворении административных исковых требований ФИО1 к Межрайонной ИФНС России № 5 по Нижегородской области, Управлению Федеральной налоговой службы по Нижегородской области о признании незаконным требования Межрайонной ИФНС России № 5 по Нижегородской области * об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) по состоянию на ***, отказать.
Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд через Городецкий городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Городецкого городского суда Ю.А.Пегова
Мотивированное решение изготовлено 01 октября 2019 года
Судья Городецкого городского суда Ю.А.Пегова