НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Городецкого городского суда (Нижегородская область) от 09.01.2020 № 2-1642/19

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Городец 09 января 2020 года

Городецкий городской суд Нижегородской области в лице председательствующего судьи Самариной М.Д., при секретаре Бубновой А.С., с участием истца Григорьева П.П., представителя ответчика ГКУ "Центр занятости населения Городецкого района" Мельниковой О.А., представителя ответчика ГУ Управление Пенсионного фонда РФ по Городецкому району Нижегородской области (межрайонное) Кукушкиной Н.А. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Григорьева Павла Прохоровича к ГКУ «Центр занятости населения Городецкого района», ГУ Управление Пенсионного фонда РФ по Городецкому району Нижегородской области (межрайонное) о признании права на досрочное назначение страховой пенсии по старости, признании незаконным отказа в выдаче предложения о досочном назначении страховой пенсии по старости, возложении обязанности,

УСТНОВИЛ:

Истец Григорьев П.П. обратился в суд с иском к Государственному казенному учреждению «Центр занятости населения Городецкого района» о признании права на досрочное назначение страховой пенсии по старости, признании незаконным отказа в выдаче предложения о досочном назначении страховой пенсии по старости, возложении обязанности.

Требования мотивированы тем, что истец имеет стаж трудовой деятельности * с *** по ***. *** был уволен в связи с ликвидацией организации ОАО «Нижновэлектросеть». На сегодняшний день состоит на учете в ГКУ «ЦЗН .......» и не трудоустроен.

В соответствии с п.2 ст. 32 Закона РФ от 19.04.1991 N 1032-1 (ред. от 11.12.2018) "О занятости населения в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2019) по предложению органов службы занятости при отсутствии возможности для трудоустройства безработным гражданам, не достигшим возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, и имеющим страховой стаж продолжительностью не менее 25 и 20 лет для мужчин и женщин соответственно либо имеющим указанный страховой стаж и необходимый стаж работы на соответствующих видах работ, дающие право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", уволенным в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя, с их согласия может назначаться пенсия на период до наступления возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, в том числе назначаемую досрочно, но не ранее чем за два года до наступления соответствующего возраста. Такая пенсия устанавливается в соответствии с порядком и на условиях, которые предусмотрены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".

Истец достиг возраста *.

В соответствии со ст. 7 Закона РФ О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в Закон РФ-№400-ФЗ были внесены изменения, согласно которых возраст выхода на пенсию мужчин 65 лет с учетом положений приложения 6 к настоящему закону.

В связи с отсутствием возможности трудоустроиться по состоянию на *** истец приобрел право на назначение пенсии на период до наступления возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, в том числе назначаемую досрочно, но не ранее чем за два года до наступления соответствующего возраста, с учетом приложения этот срок был увеличен на 6 месяцев, то есть данное право на пенсию истец приобрел с ***.

*** истец обратился в ГКУ ЦЗН Городецкого района и просил на основании принятого истцом решения выдать мне ему предложение о досрочном назначении пенсии безработному гражданину, уволенному в связи с ликвидацией организации для последующего обращения в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации за назначением страховой пенсии по старости.

*** в адрес истца было направлено письмо ответчика, в котором отказано в выдаче ему предложения о досрочном назначении безработному гражданину, уволенному в связи с ликвидацией организации для последующего обращения в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации за назначением страховой пенсии по старости.

В данном письме разъяснено о плановой дате выхода на пенсию ***г. Указывает, что в Федеральном законе №400 нет трактовки «плановый выход на пенсию», которые имеют иной смысл. В законе разъяснено «.. ..не ранее, чем за два года до наступления соответствующего возраста», (данный возраст у истца наступил 17.01.2019г., согласно ст. 7 Федерального закона №400 с учетом Приложения 6.

В соответствии со ст. 12 Гражданского Кодекса РФ, защита гражданских прав осуществляется путем: признания права; присуждения к исполнению обязанности в натуре. обращаюсь в суд с исковым заявлением о признании права на досрочное назначение и безработному гражданину, уволенному в связи с ликвидацией организации страховой пенсии по старости, так как в связи с неправомерными действиями ответчика я данное право не может реализовать и обратиться в ГУ Управление пенсионного Фонда РФ по Городецкому району за назначением страховой пенсии по старости.

На основании изложенного, истец просит суд признать право на досрочное назначение безработному гражданину, уволенному в связи с ликвидацией организации страховой пенсии по старости, признать незаконным отказ Государственного казенного учреждения «Центр занятости населения Городецкого района» в выдаче предложения о досрочном назначении пенсии безработному гражданину, уволенному в связи с ликвидацией организации для последующего обращения в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации за назначением страховой пенсии по старости от 19 сентября 2019года, возложить на Государственное казенное учреждение «Центр занятости населения Городецкого района» обязанность выдать предложение о досрочном назначении пенсии безработному гражданину, уволенному в связи с ликвидацией организации для последующего обращения в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации за назначением страховой пенсии по старости.

В судебном заседании истец Григорьев П.П. заявленные требования поддержал, просил удовлетворить в полном объеме. Пояснил, что он относится к категории граждан, которым страховая пенсия по старости может назначаться ранее установленного срока. Считает, что имеет право на пенсию на основании Федеральный закон от 03.10.2018 г. N 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсии".

Определением Городецкого городского суда от 02.12.2019 года Управление Пенсионного фонда РФ по Городецкому району Нижегородской области (межрайонное) привлечено к участию в деле в качестве соответчика.

Представитель ответчика ГКУ "Центр занятости населения Городецкого района" Мельникова О.А., действующая на основании приказа, возражала против удовлетворения исковых требований, представила письменные возражения на иск, в которых указала в соответствии со ст. 28 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (далее - Закон о занятости) установлен исчерпывающий перечень гарантий государства в отношении граждан, признанных в установленном порядке безработными. В указанный перечень входят: выплата пособия по безработице, в том числе в период временной нетрудоспособности; выплата стипендии в период обучения по направлению органов службы занятости, в том числе в период временной нетрудоспособности и участие в оплачиваемых, общественных работах.

В соответствии с пунктом 2 статьи 32 Закона о занятости по предложению органов службы занятости при отсутствии возможности для трудоустройства безработным гражданам, не достигшим возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, и имеющим страховой стаж продолжительностью не менее 25 и 20 лет для мужчин и женщин соответственно либо имеющим указанный страховой стаж и необходимый стаж работы на соответствующих видах работ, дающие право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», уволенным в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя, с их согласия может назначаться пенсия на период до наступления возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, в том числе назначаемую досрочно, но не ранее чем за два года до наступления соответствующего возраста. Такая пенсия устанавливается в соответствии с порядком и на условиях, которые предусмотрены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее - Закон № 400-ФЗ).

В силу требований статьи 8 Закона № 400-ФЗ, право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложение 6 к Закону № 400-ФЗ). Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа. Страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.

По информации, полученной в рамках электронного межведомственного взаимодействия по защищенному каналу VipNet о плановой дате выхода на пенсию гражданина Григорьева П,А., получен ответ из органов Пенсионного фонда России от **** о том, что плановая дата выхода на пенсию истца - приходится на ***.

Исходя из данного ответа, право на выдачу предложения на назначение страховой пенсии по старости (возрасту) у истца наступает *** при соблюдении условий, предусмотренных пунктом 2 статьи 32 Закона о занятости.

Таким образом, в настоящее время по имеющейся информации, у ответчика отсутствуют законные основания для выдачи предложения на назначение страховой пенсии по старости (возрасту) Григорьеву П.П.

Представитель ответчика ГУ Управление Пенсионного фонда РФ по Городецкому району Нижегородской области (межрайонное) по доверенности Кукушкина Н.А. возражала против удовлетворения исковых требований, представив письменный отзыв на иск, в которых указала, что согласно паспортных данных, Григорьев П.П. родился ***.

Пункт 1 статьи 8 Федерального закона 400-ФЗ «О страховых пенсиях» предусматривает, что право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону (в редакции 350-ФЗ).

Приложение № 6 данного федерального закона предусматривает поэтапное повышение пенсионного возраста, так возраст, по достижении которого возникает право на страховую пенсию у мужчин в 2019 году составляет V <**> + 12 месяцев, где V - возраст, по достижении которого возникает право на страховую пенсию в соответствии с частью 1 статьи 8, пунктами 3 и 4 части 2 статьи 10, пунктом 21 части 1 статьи 30 и пунктом 6 части 1 статьи 32 настоящего Федерального закона по состоянию на ***. То есть 60 лет + 12 месяцев.

Возраст, по достижении которого возникает право на страховую пенсию у мужчин в 2020 году составляет 60 лет + 24 месяца.

Возраст, по достижении которого возникает право на страховую пенсию у мужчин в 2021 году составляет 60 лет + 34 месяца. И.т.д.

По состоянию на *** истцу исполнилось * лет.

60 лет истцу исполнится ***.

Поэтому, с учетом повышения возраста для выхода на пенсию, право для выхода на пенсию у истца будет исчисляться по формуле 17.01.2021 год (60 лет) +36 месяцев, то есть истец достигнет права выхода на пенсию ***.

Соответственно, пенсия Григорьеву П.П. может быть назначена по предложению органов службы занятости при отсутствии возможности для трудоустройства не ранее ***. (2024 год - право истца для выхода на пенсию с учетом переходного положения минус 2 года).

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, суд полагает заявленные требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 123 Конституции Российской Федерации, ст. 56 ГПК РФ гражданское судопроизводство осуществляется на основе равенства и состязательности сторон. Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которых она основывает свои требования и возражения.

В силу ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

Согласно статье 8 ФЗ "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины)

В соответствии с пунктом 2 статьи 32 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" по предложению органов службы занятости при отсутствии возможности для трудоустройства безработным гражданам, не достигшим возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, и имеющим страховой стаж продолжительностью не менее 25 и 20 лет для мужчин и женщин соответственно либо имеющим указанный страховой стаж и необходимый стаж работы на соответствующих видах работ, дающие право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", уволенным в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя, с их согласия может назначаться пенсия на период до наступления возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, в том числе назначаемую досрочно, но не ранее чем за два года до наступления соответствующего возраста. Такая пенсия устанавливается в соответствии с порядком и на условиях, которые предусмотрены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".

Таким образом, указанное предложение органов службы занятости оформляется при одновременном соблюдении следующих условий: гражданин должен быть признан безработным в установленном порядке; у органов службы занятости должна отсутствовать возможность для его трудоустройства; у безработного гражданина должен быть выработан стаж работы, дающий право выхода на полную пенсию по старости (по возрасту), включая пенсию на льготных условиях; безработный гражданин должен достичь определенного возраста; причиной увольнения гражданина является ликвидация организации, сокращение численности или штата; безработный гражданин должен быть согласен с направлением его на досрочную пенсию по старости.

По смыслу положений статьи 32 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации", выдача предложения о назначении страховой пенсии по старости органом занятости возможна при совокупности условий, а именно при увольнении гражданина в связи с сокращением штата или ликвидации организации, признания гражданина безработным, наличия у него страхового стажа определенной продолжительности, достижения гражданином определенного возраста и отсутствии возможности в трудоустройстве такого гражданина. При отсутствии одного из условий оформление пенсии по старости (по возрасту), включая пенсию на льготных условиях, досрочно не производится.

Как следует из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 18.11.2004 г. N 400-О, содержащаяся в п. 2 ст. 32 Закона Российской Федерации "О занятости населения Российской Федерации" норма, наделяя органы службы занятости правом при определенных обстоятельствах предлагать соответствующим категориям безработных граждан досрочное назначение трудовой пенсии, направлена на повышение их социальной защищенности. Из содержания указанной нормы не следует, что органы службы занятости, осуществляя полномочия, могут действовать произвольно, а законность и обоснованность их действий и решений не подлежит судебному контролю.

Таким образом, основной целью службы занятости населения является оказание гражданам государственных услуг в сфере содействия занятости населения. Оформление досрочной пенсии является одной из мер дополнительной государственной поддержки некоторых категорий безработных граждан при условии невозможности их дальнейшего трудоустройства.

Судом установлено, что Григорьев П.П. была уволен ***. с должности начальника участка в ООО «Нижновэлектросетьремонт» в связи с сокращением штата в соответствии с п. 2 ст. 81 ТК РФ.

Приказом и.о. директора ГКУ «Центр занятости населения Городецкого района» от *** он признан безработным с назначением пособия по безработице с *** по ***.

В период с октября 2018 г. по октябрь 2019 г. центром занятости Григорьеву П.П. было выданы направления на работу, по которым истцу отказано по результатам собеседования, трудоустроен истец не был.

Решение об отсутствии возможности для трудоустройства гражданина принимается органом трудоустройства населения, однако ГКУ «Центр занятости населения Городецкого района» такого решения не принято. Кроме того, истец не снят с учета в ГКУ «Центр занятости населения Городецкого района» и состоит в качестве безработного.

***Григорьев П.П. обратилась в ГКУ «Центр занятости населения Городецкого района» с заявлением о выдаче предложения для назначения ему досрочной трудовой пенсии по старости.

*** ГКУ «Центр занятости населения Городецкого района» в удовлетворении указанного заявления ему было отказано, со ссылкой на то, что он не достиг пенсионного возраста.

В обоснование требований, истец ссылается на достижение возраста 58 лет и то, что в связи с отсутствием возможности трудоустроиться по состоянию на *** он приобрел право на назначение пенсии на период до наступления возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, в том числе назначаемую досрочно, но не ранее чем за два года до наступления соответствующего возраста, с учетом приложения этот срок был увеличен на 6 месяцев, то есть данное право на пенсию он приобрел с ***.

Доводы истца, о том, что он имеет право на назначение страховой пенсии по старости не нашли своего подтверждения в виду следующего.

В соответствии с Федеральным законом "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий", установлено, что повышение пенсионного возраста будет происходить поэтапно, начиная с 2019 года. В течение каждого календарного года предусмотрено увеличение на 12 месяцев пенсионного возраста, равно как и периода ожидания назначения досрочной страховой пенсии по старости со дня возникновения права на нее для тех категорий граждан, которым эта пенсия назначается независимо от возраста.

В соответствии с п. 3 ст. 10 Федеральный закон от 03.10.2018 г. N 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсии", гражданам, которые указаны в ч. 1 ст. 8, п. 19 - 21 ч. 1 ст. 30, п. 6 ч. 1 ст. 32 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" и которые в период с 01.01.2019 г. по 31.12.2020 г. достигнут возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение) в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до 01.01.2019 г., либо приобретут стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии, страховая пенсия по старости может назначаться ранее достижения возраста либо наступления сроков, предусмотренных соответственно приложениями 6 и 7 к указанному Федеральному закону, но не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста либо наступления таких сроков.

При этом на начальном этапе переходного периода гражданам, которые с *** по *** достигнут возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение) в соответствии с законодательством, действовавшим до ***.(а именно, право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет), либо приобретут стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии, страховая пенсия по старости может назначаться ранее достижения возраста либо наступления сроков, предусмотренных соответственно приложениями 6 и 7 к Федеральному закону "О страховых пенсиях", но не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста либо наступления таких сроков.

Как следует из материалов дела, 60 летнего возраста истец достигнет ***, с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к ФЗ от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", а именно +36 месяцев, то истец получит право на страховую пенсию по старости в 2024 году.

Между тем Григорьев П.П., 1961 года рождения, право на получение пенсии достигнет только в 2024 году, а потому на момент принятия решения от 19 сентября 2019 года, по поводу которого возник спор, ответчик не вправе был предлагать назначить ему пенсию более чем за два года до предполагаемого пенсионного возраста.

С учетом приведенных положений, право на пенсию по старости с учетом положений п. 2 ст. 32 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации", у Григорьева П.П. наступит ***.

Кроме того, других доказательств о наличии права на страховую пенсию по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, истцом не представлено.

При таких обстоятельствах оснований для назначения Григорьеву П.П. пенсии на период до наступления возраста, дающего право на пенсию по старости не имеется. В связи с изложенным и не имеется предусмотренных законом оснований для признания незаконным отказа в выдаче предложения о досочном назначении страховой пенсии по старости и возложении обязанности на центр занятости по выдаче истицу предложения на досрочную трудовую пенсию по старости.

Кроме того, согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации содержащаяся в части 2 статьи 32 Закона Российской Федерации "О занятости населения Российской Федерации" норма, наделяя органы службы занятости правом при определенных обстоятельствах предлагать соответствующим категориям безработных граждан досрочное назначение трудовой пенсии, направлена на повышение их социальной защищенности. При этом направление граждан на пенсию по старости досрочно не относится к числу гарантированных государством мер социальной защиты поддержки граждан, и право принимать решения о выдаче предложения на пенсию по старости досрочно предоставляется органам службы занятости населения, выдача предложения о досрочном назначении пенсии, в соответствии с указанной выше нормой Закона РФ "О занятости населения в Российской Федерации" от 19 апреля 1991 года N 1032-1 является правом, а не обязанностью службы занятости.

Таким образом, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Григорьева П.П. к ГКУ «Центр занятости населения Городецкого района», ГУ Управление Пенсионного фонда РФ по Городецкому району Нижегородской области (межрайонное) о признании права на досрочное назначение страховой пенсии по старости, признании незаконным отказа в выдаче предложения о досочном назначении страховой пенсии по старости, возложении обязанности, отказать.

Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Городецкий городской суд Нижегородской области.

Судья М.Д. Самарина