Дело № 2-315/2019
Решение
Именем Российской Федерации
05.02.2019 года г. Глазов УР
Глазовский районный суд Удмуртской Республики в составе председательствующего - судьи Самсонова И.И.,
при секретаре Максимове А.А.,
с участием представителя истца ФИО1 – ФИО2, действующего на основании письменного ходатайства о допуске представителя, доверенности от 14.01.2019 года,
представителя ответчика – Администрации МО «Город Глазов» ФИО3, действующей по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ№,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Администрации Муниципального образования «Город Глазов» о восстановлении пенсионных прав,
Установил:
ФИО1 обратилась в суд с исковым заявлением к Администрации Муниципального образования «Город Глазов» о восстановлении пенсионных прав, мотивируя свои требования тем, что с ДД.ММ.ГГГГ является получателем страховой пенсии по старости. ДД.ММ.ГГГГ она обратилась с заявлением в Администрацию МО «Город Глазов» с просьбой назначить ей пенсию за выслугу лет к страховой пенсии по старости как лицу, имеющему стаж муниципальной службы не менее 25 лет. ДД.ММ.ГГГГ Администрация сообщила ей, что стаж ее муниципальной службы составляет 18 лет 05 месяцев 05 дней, период ее работы в должности экономиста с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ заместителя руководителя аппарата-экономиста ФИО4 в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не подлежит включению в стаж муниципальной службы, дающий право на назначение пенсии за выслугу лет. ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в Администрацию МО «Город Глазов» с аналогичным заявлением, где ей был дан ответ о том, что комиссией по установлению стажа муниципальной службы лицами, замещающими муниципальные должности и должности муниципальной службы в органах местного самоуправления принято решение о невозможности включения периода ее работы в городской Думе МО «Город Глазов» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, заместителем руководителя аппарата-экономиста, так как указанная должность не внесена в Реестр муниципальных должностей муниципальной службы в УР. Она не согласна с указанным решением, так как в указанные периоды являлась муниципальной служащей, что подтверждается имеющимися документами, пользовалась и правами исполняла все обязанности, предусмотренными для муниципальных служащих, несла бремя ограничений муниципального служащего.
Истец просит отменить (признать незаконным) решение Комиссии о невозможности включения в муниципальный стаж периодов, указанных в заявлении; обязать ответчика включить в стаж муниципальной службы, дающий ей право на назначение пенсии за выслугу лет период ее работы в должности экономиста с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, также период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности заместителя руководителя аппарата-экономиста; обязать ответчика назначить ей пенсию за выслугу лет к страховой пенсии по старости с даты обращения, то есть с ДД.ММ.ГГГГ.
В судебное заседание истец ФИО1 не явилась, извещена о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, согласно поступившему в суд заявлению просит рассмотреть дело в ее отсутствие, иск поддерживает.
Суд определил в порядке ст.167 ГПК РФ дело рассмотреть в отсутствие истца ФИО1
Представитель истца ФИО2, действующий на основании письменного ходатайства о допуске представителя, доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, в судебном заседании исковые требования поддержал по доводам, изложенным в нем, дополнительно пояснил, что ФИО1 работала до 2006 года в Администрации МО «Город Глазов», получала отпуск, муниципальные разряды, по документам ее должность по категории относилась к ведущим специалистам. Закон № 749-1 от 27.03.1999 года «О муниципальной службе» действовал до 2006 года, истец работала в период действия данного закона, само по себе не включение должности ФИО1 в реестр должностей не должно влечь для нее негативных последствий, так как предшествующая ее деятельность отнесена к муниципальной службе, а равно и последующая, при этом работодатель не поставил ее в известность, о том, что замещаемая ею должность в те периоды не относится к муниципальной службе и она вполне обоснованно полагала, что является муниципальным служащим, исполняла обязанности муниципального служащего, получая квалификационный разряд, проходя аттестацию, сдавая соответствующий экзамен, оформляя отчет сведений о доходах и имущественных обязательствах, какие-либо изменения в заключенный с нею договор в части исключения ее должности из разряда муниципальных должностей не вносились. В сущности ситуация по отказу во включении данных периодов в стаж муниципальной службы обусловлена тем, что работодатель своевременно не предпринял действий по внесению соответствующих изменений в наименование должности истца в соответствии с требованиями закона, что должен был сделать, так как фактически допустил занятие лицом несуществующих в реестре должностей. В любом случае к сложившимся правоотношениям подлежит применению постановление Конституционного Суда РФ № 2-П от 29.01.2004 года, согласно которому переход к новому правовому регулированию в области пенсионных правоотношений, в том числе порядку назначения и исчисления трудовых пенсий, не может служить основанием для ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, на которое рассчитывало застрахованное лицо до введения в действие нового правового регулирования (независимо от того, выработан им общий или специальный трудовой стаж полностью либо частично). Просил иск удовлетворить.
В судебном заседании представитель ответчика – Администрации МО «Город Глазов» ФИО3, действующая по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ№, с исковыми требованиями не согласилась, дополнительно пояснила, что ФИО1 уволилась до приобретения страховой пенсии по старости, с ДД.ММ.ГГГГ она фактически замещала должности, не включенные в Реестр муниципальных должностей, определенные Законом № 749-1 «О муниципальной службе в УР». В период с 1998 года по 2003 год у ФИО1 не имелось высшего образования, необходимого для замещения должности, она была устроена с нарушениями, соответственно документы не могут быть приняты во внимание, служба не может быть засчитана. Просила в иске отказать.
Суд, выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, приходит к следующему выводу.
Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства, закрепленными в ее статье 7 (часть 1), гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту. В целях обеспечения конституционного права каждого на получение пенсии законодатель вправе, как это вытекает из статьи 39 (часть 2) Конституции Российской Федерации, определять механизм его реализации, включая закрепление в законе правовых оснований назначения пенсий, установление их размеров и порядка исчисления, особенностей приобретения права на пенсию отдельными категориями граждан.
В соответствии с ч.1 ст. 2 Федерального закона от 2 марта 2007 года № 25-ФЗ « О муниципальной службе в Российской Федерации» муниципальная служба - профессиональная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта).
Согласно ч.2 ст. 6 указанного Федерального закона должности муниципальной службы устанавливаются муниципальными правовыми актами в соответствии с реестром должностей муниципальной службы в субъекте РФ, утверждаемым законом субъекта РФ.
В соответствии со ст. 25 Федерального закона «О муниципальной службе в РФ» в стаж муниципальной службы включаются периоды работы на: 1) должностях муниципальной службы (муниципальных должностях муниципальной службы); 2) муниципальных должностях; 3) государственных должностях Российской Федерации и государственных должностях субъектов Российской Федерации; 4) должностях государственной гражданской службы, воинских должностях и должностях правоохранительной службы (государственных должностях государственной службы); 5) иных должностях в соответствии с законом субъекта Российской Федерации.
Согласно ст. ст. 23, 24 Федерального закона от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», ч. 1 ст. 21 Закона УР от 25.02.1999 года № 749-1 «О муниципальной службе в Удмуртской Республике» (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) муниципальному служащему гарантируется пенсионное обеспечение за выслугу лет.
Согласно Закону УР от 20.03.2008 года № 10-РЗ «О муниципальной службе в УР» (далее – Закон № 10-РЗ) пенсионное обеспечение муниципальных служащих за выслугу лет осуществляется в виде выплаты пенсии за выслугу лет. Пенсия за выслугу лет – ежемесячная государственная денежная выплата, порядок и условия получения которой определяются решением представительного органа муниципального образования в соответствии с условиями и нормами, установленным Законом № 10-РЗ, предоставляемая гражданам в целях компенсации им заработка (дохода) при достижении установленной законом выслуги при выходе на страховую пенсию по старости (инвалидности).
Согласно ч.4.1 Закона № 10-РЗ муниципальные служащие при наличии стажа муниципальной службы не менее 25 лет и увольнении с муниципальной службы до приобретения права на страховую пенсию по старости (инвалидности) по основанию, предусмотренному пунктом 3 части 1 статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации, имеют право на пенсию за выслугу лет, если непосредственно перед увольнением они замещали должности муниципальной службы в Удмуртской Республике не менее 7 лет. В период не менее 7 лет замещения должностей муниципальной службы в Удмуртской Республике учитываются также периоды замещения государственных должностей Удмуртской Республики, должностей государственной гражданской службы Удмуртской Республики (государственных должностей государственной службы Удмуртской Республики), муниципальных должностей в органах местного самоуправления в Удмуртской Республике, муниципальных должностей муниципальной службы в Удмуртской Республике, если муниципальный служащий замещал должности муниципальной службы не менее 12 полных месяцев перед увольнением.
Таким образом юридически значимыми в целях разрешения возникшего спора является совокупность следующих условий: 1) наличия стажа муниципальной службы не менее 25 лет, а также 2) замещение непосредственно перед увольнением должности муниципальной службы в Удмуртской Республике не менее 7 лет.
Согласно свидетельству о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц (государственной регистрации юридического лица) серия 18 №, выданного Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № по Удмуртской Республике ДД.ММ.ГГГГ, свидетельству о постановке на учет российской организации в налоговом органе по месту ее нахождения 18 №, выданного Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № по Удмуртской Республике ДД.ММ.ГГГГ, Администрация МО «Город Глазов» зарегистрировано в качестве юридического лица (л.д. 27-28), полномочия органа местного самоуправления и его правовое положение закреплены в Уставе, принятом решением Городской Думы г.Глазова от ДД.ММ.ГГГГ№ (л.д. 29-44).
В силу ст. 48 ГК РФ юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
Таким образом, в судебном заседании установлен правовой статус ответчика.
Решением ФИО4 пятого созыва от ДД.ММ.ГГГГ№ утверждены Правила назначения, перерасчета размера и выплаты пенсии за выслугу лет муниципальным служащим МО «Город Глазов», последующими решениями в данные Правила вносились изменения (л.д. 45-63).
Как следует из справки ГУ - УПФР г.Глазова УР (межрайонное) № ФИО1 является получателем страховой пенсии по старости с ДД.ММ.ГГГГ бессрочно (л.д. 6).
Изначально ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ обратилась с заявлением к Главе города Глазова о назначении ей пенсии за выслугу лет к страховой пенсии по старости (л.д. 19).
Согласно ответу Главы города Глазова от ДД.ММ.ГГГГ№ следует, что ФИО1 не имеет право на получение пенсии за выслугу лет, так как в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ она замещала должности, не предусмотренные Реестром муниципальных должностей муниципальной службы, поэтому указанный период работы в должности «экономиста», «заместителя руководителя аппарата-экономиста» не подлежит включению в стаж муниципальной службы, дающий право на назначение пенсии за выслугу лет (л.д. 15-16, 105). Фактически данным решением заявителю отказано в назначении требуемой пенсии. Данный ответ как подтвердила представитель ответчика, в сущности является решением об отказе в назначении ФИО1 страховой пенсии за выслугу лет к страховой пенсии по старости.
Далее ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ обратилась в Глазовскую городскую Думу с заявлением о внесении изменения в трудовую книжку, указав наименования должностей соответствующие должностям, указанным в Реестре (л.д. 18).
Председатель ФИО4 в ответе от ДД.ММ.ГГГГ№ указывает, что внесение изменений в части переименования должностей и включение периода работы с ДД.ММ.ГГГГ по 31..10.2005 года в стаж работы для назначения пенсии за выслугу лет к страховой пенсии по старости в трудовую книжку не представляется возможным (л.д. 13-14).
Из трудовой книжки ФИО1 серии АТ-III № следует, что ДД.ММ.ГГГГ принята на должность экономиста ФИО4 на основании Распоряжения № от ДД.ММ.ГГГГ; ДД.ММ.ГГГГ назначена на ведущую муниципальную должность муниципальной службы – заместителем руководителя аппарата – экономиста (распоряжение № от ДД.ММ.ГГГГ), ДД.ММ.ГГГГ присвоен квалификационный разряд – советник УР 2 класса; ДД.ММ.ГГГГ переведена на старшую муниципальную должность муниципальной службы – главным специалистом – экономистом, ДД.ММ.ГГГГ уволена по инициативе работника. В сведениях о поощрениях указано, что ДД.ММ.ГГГГ награждена Почетной грамотой Городской Думы и Главы Администрации г. Глазова за добросовестное отношение к работе и в связи с 10-летием со дня образования органов местного самоуправления г. Глазова решением Городской Думы г. Глазова от ДД.ММ.ГГГГ№ (л.д. 7-12).
Реестр муниципальных должностей муниципальных служащих в Удмуртской Республике определен в статье 10 Закона УР от ДД.ММ.ГГГГ№ «О муниципальной службе в Удмуртской Республике» (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений).
Трудовым договором (контрактом) от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 принята на работу в городскую Думу на должность экономиста с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 71-74). Указанное также подтверждено распоряжением и.о. председателя ФИО4 № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 70).
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 назначается на муниципальную службу в Городскую Думу города Глазова на ведущую муниципальную должность муниципальной службы – заместителем руководителем аппарата – экономистом, что следует из договора от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 75-77).
Согласно личной карточке государственного (муниципального) служащего ФИО1 находилась в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ как в очередных, так и в дополнительных отпусках (л.д. 64-69).
Согласно штатным расписаниям на ДД.ММ.ГГГГ- ДД.ММ.ГГГГ в аппарате ФИО4 значится экономист городской Думы. С января 2001 года в штатном расписании значится заместитель руководителя аппарата – экономист, а в штатном расписании, начиная с ДД.ММ.ГГГГ, указано ФИО1 – заместитель руководителя аппарата – экономист (л.д. 80-94).
Распоряжением Председателя Городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ№ ведущая муниципальная должность муниципальной службы – заместитель руководителя аппарата – экономист отнесена к муниципальным должностям муниципальной службы согласно реестру муниципальных должностей с 2000 года (л.д. 95).
Должностная инструкция заместителя руководителя аппарата – экономиста Городской Думы г. Глазова утверждалась ежегодно председателем Городской Думы (л.д. 96-102).
Как следует из распоряжения председателя городской думы г.Глазова № от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1 – заместителю руководителя аппарата – экономисту присвоен квалификационный разряд – советник УР 2 класса (л.д. 69).
Из распоряжения председателя городской думы г.Глазова № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что должность ФИО1 – заместитель руководителя аппарата – экономист отнесена к муниципальным должностям муниципальной службы согласно Реестру муниципальных должностей (л.д. 95).
Согласно распоряжению № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 переведена на постоянную работу главным специалистом-экономистом (л.д.103), а ДД.ММ.ГГГГ трудовой договор с нею был расторгнут по инициативе работника (л.д. 104).
Согласно справкам о соблюдении гражданином ограничений, связанных с замещением муниципальной должности муниципальной службы Удмуртской Республики, ФИО1 на всем протяжении замещения должностей в Глазовской городской думе подавала сведения о счетах в банках и иных кредитных организациях, ценных бумагах, акциях, участии в коммерческих организациях, находящихся в пользовании объектах недвижимого имущества, прочих обязательствах(л.д. 106-113).
Из находящегося в материалах личного дела муниципального служащего аттестационного листа следует, что ФИО1 проходила соответствующую аттестацию, ей были заданы вопросы в области законодательства о местном самоуправлении, бюджетном, налоговом законодательстве, по итогам получения ответов на которые аттестационной комиссией принято решение о рекомендации для присвоения ФИО1 советника УР 2 класса. Из подписанного ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ обязательства следует, что поступая на службу, она обязуется обеспечивать поддержку конституционного строя и соблюдение законности в Удмуртской Республике, Устава муниципального образования, нормативно-правовых актов органов государственной власти, местного самоуправления МО «Город Глазов» в интересах граждан РФ, УР, МО «Город Глазов». Факт прохождения ФИО1 именно муниципальной службы также подтвержден находящейся в личном деле служащего характеристикой, в которой стаж муниципальной службы ей определен в размере 24 года 02 месяца 29 дней.
Сопоставив установленные по делу обстоятельства с подлежащими применению законами суд приходит к следующему.
В судебном заседании совокупностью исследованных доказательств достоверно установлено, что ФИО1 работала на муниципальной службе, что следует также из обязательства при поступлении на муниципальную службу от ДД.ММ.ГГГГ, аттестационных листов муниципального служащего Городской Думы города Глазова УР, характеристики на муниципального служащего, замещающего ведущую муниципальную должность муниципальной службы, заместителя руководителя аппарата – экономиста Городской Думы г. Глазова, изменения в трудовой договор с муниципальным служащим Городской Думы г. Глазова от ДД.ММ.ГГГГ, сомнений в том, что ФИО1 выполняла обязанности муниципального служащего, несла бремя всех ограничений не имеется. Само по себе отсутствие в Реестре должностей муниципальной службы занимаемой ею должности (должностей), которую сам работодатель определял как муниципальную и сопровождал ее соответствующей документацией и знакомил служащего с этими документами, подтверждающими исполнение и замещение ФИО1 должности именно муниципальной службы, не может явиться основанием для отказа во включении соответствующих периодов в стаж муниципальной службы.
В своем постановлении Конституционный Суд Российской Федерации от 29 января 2004 года за № 2-П указал на необходимость сохранения за гражданами, приобретшим пенсионные права до введения нового правового регулирования, ранее приобретенных прав на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права. Иной подход очевидно свидетельствовал бы о нарушении права муниципального служащего на социальную гарантию со стороны субъекта правового государства.
В связи с чем исковые требования в части возложения обязанности по включению обозначенных периодов в стаж муниципальной службы подлежат удовлетворению. В свою очередь включение обозначенных периодов в муниципальный стаж свидетельствует о выполнении муниципальным служащим обоих условий, поименованных в п.4.1 ст.14 Закона Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ№-РЗ «О муниципальной службе в Удмуртской Республике», начиная с ДД.ММ.ГГГГ – 1) наличие стажа муниципальной службы не менее 25 лет (18 лет 05 месяцев 05 дней + 06 лет 07 месяцев 04 дня = 25 лет 00 месяцев 09 дней), а также 2) замещение непосредственно перед увольнением должности муниципальной службы в Удмуртской Республике не менее 7 лет (2006 09 22 – 1999 03 27 = 07 лет 05 месяцев 25 дней). Изложенное указывает на необоснованность отказа в назначении пенсии за выслугу лет к страховой пенсии по старости ФИО1 и как следствие об обоснованности иска, в связи с чем его надлежит удовлетворить, восстановив в порядке ст.12 ГК РФ права муниципального служащего.
В соответствии со ст.98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.
Согласно ч.1 ст.103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
При этом, как следует из п.19 ч.1 ст.333.36 НК РФ государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков также освобождаются от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции.
При подаче искового заявления в суд общей юрисдикции истцом государственная пошлина оплачена в размере ДД.ММ.ГГГГ в размере 300 рублей.
Согласно ст.333.19 Налогового Кодекса Российской Федерации надлежит возвратить ФИО1 государственную пошлину в размере 300 (триста) рублей, уплаченную ею по чеку-ордеру № от ДД.ММ.ГГГГ.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Решил:
Исковые требования ФИО1 к Администрации Муниципального образования «Город Глазов» о восстановлении пенсионных прав, удовлетворить.
Признать незаконным решение Администрации Муниципального образования «Город Глазов» № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в назначении страховой пенсии за выслугу лет к страховой пенсии по старости ФИО1.
Обязать Администрацию Муниципального образования «Город Глазов» включить ФИО1 в стаж муниципальной службы, дающий право на назначение пенсии за выслугу лет период ее работы в должности экономиста ФИО4 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; период ее работы в должности заместителя руководителя аппарата-экономиста ФИО4 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Обязать Администрацию Муниципального образования «Город Глазов» назначить ФИО1 пенсию за выслугу лет к страховой пенсии по старости в соответствии с п.4.1 ст.14 Закона Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ№-РЗ «О муниципальной службе в Удмуртской Республике», начиная с ДД.ММ.ГГГГ.
Возвратить ФИО1 государственную пошлину в размере 300 (триста) рублей, уплаченную ею по чеку-ордеру № от ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Удмуртской Республики в течение 1 (одного) месяца со дня его составления в окончательной форме путем подачи жалобы через Глазовский районный суд Удмуртской Республики.
В окончательной форме решение суда составлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья: И.И. Самсонов