Дело № 2а-2387/2021
УИД 26RS0010-01-2021-004282-24
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г.Георгиевск 01 ноября 2021 года
Георгиевский городской суд Ставропольского края в составе:
председательствующего - судьи Курбановой Ю.В.,
при секретаре - Жуковой А.Е.,
с участием представителя административного истца Тимошенко С.А., административного ответчика Бевзенко А.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Инспекции Федеральной Налоговой Службы России по г. Георгиевску Ставропольского края к Бевзенко Анатолию Петровичу о взыскании задолженности по уплате страховых взносов, пени, а также взыскании судебных расходов,
У С Т А Н О В И Л:
ИФНС России по г.Георгиевску Ставропольского края обратилась в суд с административным иском к Бевзенко А.П. о взыскании суммы задолженности по уплате взносов и налога в общем размере 22 845,26 рублей, из которых: задолженность на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в Федеральный фонд ОМС за 2020 год в размере 4 984,00 рублей и пени в размере 19,77 рублей; задолженность по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в Пенсионный Фонд РФ на выплату страховой пенсии за 2020 год в размере 17 771,00 рублей и пени в размере 70,49 рублей.
В обоснование заявленных требований истец указал, что Бевзенко А.П. состоит на налоговом учете в ИФНС России по г. Георгиевску в качестве адвоката.
Как предусмотрено ст. 419 НК РФ плательщиками страховых взносов признаются лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, в том числе индивидуальные предприниматели.
На основании ст. 432 НК РФ исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование, и уплачиваются не позднее 31 декабря текущего календарного года.
В случае неуплаты (неполной уплаты) страховых взносов плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, в срок, установленный абзацем вторым настоящего пункта, налоговый орган определяет в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчетный период такими плательщиками.
Плательщики, указанные в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, уплачивают:
1) страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, которые определяются в следующем порядке, если иное не предусмотрено настоящей статьей:
в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период не превышает 300 000 рублей, - в размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало календарного года, за который уплачиваются страховые взносы, увеличенного в 12 раз, и тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленного пунктом 2 статьи 425 настоящего Кодекса;
2) страховые взносы на обязательное медицинское страхование, фиксированный размер которых определяется как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало календарного года, за который уплачиваются страховые взносы, увеличенного в 12 раз, и тарифа страховых взносов на обязательное медицинское страхование, установленного подпунктом 3 пункта 2 статьи 425 настоящего Кодекса.
Таким образом, фиксированный размер суммы страховых взносов в 2020 году составлял:
1. на обязательное пенсионное страхование – 32 448 рублей в случае, если величина дохода плательщика не превышает 300 000 рублей за расчетный период;
2. на обязательное медицинское страхование - 8 426 рублей.
В отношении административного ответчика Бевзенко А.П. налоговым органом произведен расчет страховых взносов.
В установленные сроки, налогоплательщик сумму страховых взносов и налога на имущество с физических лиц не оплатил, в связи с чем, в соответствии со ст. 75 НК РФ налоговым органом начислена пеня.
Административному ответчику было направлено требование об уплате задолженности от 29 января 2021 года № 1013.
Административный ответчик надлежащем образом был уведомлен о необходимости уплаты задолженности, однако до настоящего времени сумма страховых взносов и налога в бюджет не уплачена.
Инспекция обратилась с заявлением о вынесении судебного приказа на взыскание задолженности по уплате налогов страховых взносов и соответствующей пени. Судебный приказ отменен на основании определения от 30 апреля 2021 года.
Задолженность по страховым взносам образовалась за 2020 год.
Задолженность по пени сложилась за период с 01 января 2021 года по 28 января 2021 года.
Не согласившись с заявленными требованиями, административный ответчик Бевзенко А.П. представил письменные возражения, согласно которых просит в административном иске отказать, поскольку налоговый орган, заявляя настоящие требования, не учитывает в своем иске указания Постановлений Конституционного Суда РФ № 5-П от 28.01.2020 г. и № 25-П от 08.11.2012 года, пунктом вторым которого постановлено: «Признать подпункт 2 пункта 1 статьи 6, пункт 2 статьи 22 и пункт 1 статьи 28 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», подпункт 2 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации, часть четвертую статьи 7 Закона Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей», части 2 и 3 статьи 8, часть 18 статьи 15 Федерального закона «О страховых пенсиях» в их взаимосвязи с абзацем третьим пункта 1 статьи 7 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» не соответствующими статьям 7 (часть 1), 8 (часть 2). 19 (части 1 и 2), 35 (часть 1), 39 (части 1 и 2) и 55 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации в той мере, в какой они характеризуются неопределенностью нормативного содержания применительно к объему и условиям формирования и реализации в системе обязательного пенсионного страхования пенсионных прав адвокатов из числа военных пенсионеров, надлежащим образом исполняющих обязанности страхователя по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. Согласно разъяснений Постановления Конституционного Суда РФ № 25-П от 08 ноября 2012 г. «... нормативные документы признанные противоречащими Основному Закону РФ - Конституции РФ - утрачивают силу с момента провозглашения Постановления КС РФ, либо со дня официального его опубликования и тем самым исключает иное, то есть неконституционное её истолкование и применение, и во всяком случае действует на будущее время, запрещая с этого момента применение законоположений признанных этим Постановлением КС РФ (№ 5-П от 28.01.2020 г.) не соответствовавшими Конституции РФ. С 18 августа 2009 года он является пенсионером по линии МДВ и получает пенсию за выслугу лет, в связи с чем, считает, что поскольку нормы НК РФ обязывавшие ранее адвокатов из числа военных пенсионеров осуществлять уплату взносов в ПФР и ФОМС признанны не соответствующими Конституции РФ и соответственно прекратили свои требования, и с 28 января 2020 года не могут быть использованы ИФНС для начисления и удержания с адвокатов из числа военных пенсионеров налога в ПФР и ФОМС, а следовательно исковые требования ФНС по этому вопросу являются незаконными и не подлежащими удовлетворению.
В судебном заседании представитель административного истца - ИФНС России по городу Георгиевску Ставропольского края Тимошенко С.А., заявленные требования поддержала, просила их удовлетворить. Относительно заявленных административным ответчиком возражений указала, что в Верховный Суд РФ в апелляционном определении от 28.09.2021 года указал, что это постановление КС РФ № 5-П от 28.01.2020 года не отменяет обязанность платить страховые взносы, оно лишь указало законодателю, что имеются некоторые пробелы, которые необходимо устранить. ФЗ № 502 этот пробел устранил, соответственно, он не запретил военным пенсионерам участвовать во взаимоотношениях по страховым взносам, в нем указано, что это будет на добровольной основе. ФЗ № 502, как указал ВС РФ, обратной силы не имеет, вступил в силу именно 10 января 2021 года. Следовательно, вопрос о сохранении данной обязанности на 2020 год разрешен непосредственно законодателем и не может быть предметом настоящего спора. Таким образом, налоговый орган считает, что он правомерно начислил страховые взносы за 2020 год и ФЗ № 502 принят в рамках исполнения Конституционного постановления 5П правомерно и действует он с 10 января 2021 года.
Административный ответчик Бевзенко А.П. в судебном заседании просил в удовлетворении заявленных требований отказать, приведя в обоснование возражений доводы, изложенные в письменных возражениях. Полагает, что ссылка отсутствие обратной силы применяется только в случаях, когда страховые взносы уже оплачены. Им оплачены страховые взносы только до 2020 года. Считает, что с 30.01.2020 года, то есть с момента опубликования постановления КС РФ № 5-П от 28.01.2020 года у него прекращена обязанность по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование как адвоката, получающего пенсию за выслугу лет по линии МВД России.
Выслушав позиции участников процесса, исследовав материалы административного дела и содержащиеся в нем письменные доказательства, оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд находит заявленные требования ИФНС России по г. Георгиевску подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:
В соответствии с ч. 1 ст. 62 КАС РФ лица участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим кодексом.
В соответствии с действующим законодательством, НК РФ и законами субъектов РФ о налогах устанавливается исчерпывающий перечень федеральных налогов и сборов
Обязанность граждан-налогоплательщиков по уплате законно установленных налогов и сборов закреплена в статье 57 Конституции Российской Федерации, а также части 1 статьи 3, пункте 1 части 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
Обязанность платить налоги это безусловное требование государства; налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью своего имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну, и обязан регулярно перечислять эту сумму в пользу государства; взыскание налога не может расцениваться как произвольное лишение собственника его имущества; оно представляет собой законное изъятие части имущества, вытекающее из конституционной публично-правовой обязанности (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 8 февраля 2007 года N 381-О-П).
В соответствии с частью 1 статьи 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
С 01 января 2017 года вопросы исчисления и уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование, на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством регулируются главой 34 НК РФ.
Как предусмотрено подпунктом 2 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), адвокаты являются плательщиками страховых взносов, не производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.
В силу с положениями статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Согласно статье 432 НК РФ исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 данного Кодекса, производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 430 НК РФ, если иное не предусмотрено данной статьей (пункт 1).
Суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование (абзац 1 пункта 2).
Суммы страховых взносов за расчетный период уплачиваются плательщиками не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено данной статьей.
Плательщики, указанные в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, уплачивают:
1) страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, которые определяются в следующем порядке, если иное не предусмотрено настоящей статьей:
в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период не превышает 300 000 рублей, - в размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало календарного года, за который уплачиваются страховые взносы, увеличенного в 12 раз, и тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленного пунктом 2 статьи 425 настоящего Кодекса;
2) страховые взносы на обязательное медицинское страхование, фиксированный размер которых определяется как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало календарного года, за который уплачиваются страховые взносы, увеличенного в 12 раз, и тарифа страховых взносов на обязательное медицинское страхование, установленного подпунктом 3 пункта 2 статьи 425 настоящего Кодекса.
Таким образом, фиксированный размер суммы страховых взносов в 2020 году составлял:
1. на обязательное пенсионное страхование – 32 448 рублей в случае, если величина дохода плательщика не превышает 300 000 рублей за расчетный период;
2. на обязательное медицинское страхование - 8 426 рублей.
В случае неуплаты (неполной уплаты) страховых взносов плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 данного Кодекса, в срок, установленный абзацем вторым абзацем вторым данного пункта, налоговый орган определяет в соответствии со статьей 430 НК РФ сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчетный период такими плательщиками (абзац 3 пункта 2).
Пунктом 6 статьи 45 Налогового кодекса РФ установлено, что неисполнение обязанности по уплате налога является основанием для применения мер принудительного исполнения обязанности по уплате налога, предусмотренных Кодексом.
Из материалов административного дела следует, что с 22 декабря 2010 года Бевзенко А.П. зарегистрирован в качестве адвоката в реестре адвокатов Ставропольского края под №, что влечет обязанность в силу подпункта 2 пункта 1 статьи 419, статьи 23 Налогового кодекса РФ уплачивать страховые взносы на обязательное пенсионное и медицинское страхование.
Налоговым органом в отношении Бевзенко А.П. был произведен расчет страховых взносов на обязательное медицинское и пенсионное страхование за 2020 год, из которых: страховые взносы на ОМС - в фиксированном размере в федеральный Фонд ОМС в размере 4984 рублей (начислено по сроку уплаты налога 31 декабря 2020 года); страховые взносы на ОПС - в фиксированном размере в Пенсионный Фонд РФ на выплату страховой пенсии в размере 17 771 рублей (начислено по сроку уплаты налога 31 декабря 2020 года).
В установленные законом сроки – до 31 декабря 2020 года, адвокат Бевзенко А.П. страховые взносы на обязательное медицинское и пенсионное страхование за 2020 год в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования и бюджет Пенсионного фонда РФ не уплатил.
За неуплату сумм налогов в срок, установленный законодательством, в порядке статьи 75 НК РФ налогоплательщику начисляется пеня.
В соответствии со ст. 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов.
Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора.
В соответствии с ч. 5 ст. 75 НК РФ пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.
К пеням применяется порядок принудительного взыскания, который установлен законодательством о налогах и сборах применительно к недоимке (п. 6 ст. 75 НК РФ).
В соответствии со статьей 75 Налогового кодекса РФ на суммы задолженности по страховым взносам за 2020 год начислена пеня.
Согласно п. 1 ст. 45 Налогового кодекса неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом требования об уплате налога, которое в случае направления по почте заказным письмом считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 69 Кодекса требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.Во исполнение требований закона, в адрес налогоплательщика Бевзенко А.П. было направлено требование об уплате задолженности по пени страховым взносам от 29 января 2021 года № 1013, в котором отражена задолженность налогоплательщика по страховым взноса и пени на общую сумму 22 845,26 рублей, из которых страховые взносы на ОМС за 2020 года – 4 984 рублей, пени по ОМС за период с 01 января 2021 года по 28 января 2021 года – 19,77 рублей, страховые взносы на ОПС за 2020 год – 17 771 рубль, пени по ОПС за период с 01 января 2021 года по 28 января 2021 года – 70,49 рублей, со сроком добровольного исполнения до 02 марта 2021 года.
Указанное требование направлено налоговым органом через личный кабинет налогоплательщиком Бевзенко А.П. и получено последним 30 января 2021 года.
От добровольной уплаты задолженности по страховым взносам и пени административный ответчик Бевзенко А.П. уклонился.
Возражая против удовлетворения заявленных ИФНС по г. Георгиевску требований, адвокат Бевзенко А.П. оспаривает в целом законность и обоснованность начисления страховых взносов за 2020 год, ссылаясь в обоснование своих доводов на то факт, что ранее он проходил службу в органах внутренних дел и с 18 августа 2009 года является получателем пенсии за выслугу лет по линии МВР РФ, в связи с чем, с учетом положений Постановления Конституционного Суда РФ № 5-П от 28 января 2020 года, у него как адвоката, получающего пенсию за выслугу лет с момента провозглашения либо со дня официального опубликования указанного Постановления, прекращается обязанность уплаты страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда РФ, поскольку норма признана не соответствующей Конституции РФ и утрачивает силу.
Доводы административного ответчика не могут быть приняты судом и не являются основанием для отказа в удовлетворении иска о взыскании страховых взносов в силу следующего:
Как следует из представленных материалов, Бевзенко А.П. с 18 августа 2009 года является пенсионером по линии МВД России и ему назначена пенсия за выслугу лет, что подтверждается удостоверением № 16/25211, выданным 27 октября 2009 года ГУВД по Ставропольскому краю.
Согласно части четвертой статьи 7 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно- исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей" (наименование в соответствии с Федеральным законом от 1 октября 2019 года N 328-Ф3) лица, указанные в статье 1 данного Закона, при наличии условий для назначения страховой пенсии по старости имеют право на одновременное получение пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности, предусмотренных данным Законом, и страховой пенсии по старости (за исключением фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости), устанавливаемой в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях".
Такие условия предусмотрены в ст. 432 НК РФ, согласно которой адвокаты признаются отдельной категорией плательщиков страховых взносов.
Следовательно, действующим законодательством на лиц, имеющих статус адвоката, возложена обязанность по уплате страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, а также в фонд обязательного медицинского страхования, данная обязанность возникает в силу факта приобретения ими статуса адвоката и прекращается с момента его прекращения.
Таким образом, лица, получающие пенсию за выслугу лет в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1, в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 (военные пенсионеры), обязаны встать на учет в качестве страхователей по обязательному пенсионному обеспечению и уплачивать страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, если они относятся к категории лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой (в том числе осуществляют деятельность в качестве адвоката). Это обусловлено предоставлением им права на получение одновременно с пенсией за выслугу лет страховой пенсии по старости (за исключением фиксированной выплаты к страховой пенсии) при наличии условий ее назначения, установленных Федеральным законом "О страховых пенсиях ". При этом действующее правовое регулирование не предусматривает возможности отказа таких лиц от участия в системе обязательного пенсионного страхования.
Оспаривая административные требования налогового органа, административный ответчик Бевзенко А.П. исходит из того, что на основании пункта 2 резолютивной части Постановления N 5-П во взаимосвязи с положениями статьи 79 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" его обязанность по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование как адвоката, получающего пенсию на условиях и в порядке, предусмотренных Законом N 4468-1, прекратилась со дня вступления в законную силу названного постановления (то есть с 30 января 2020 года).
Между тем, для правильного разрешения настоящего административного дела необходимо учитывать также пункт 1 резолютивной части Постановления N 5-П, согласно которому подпункт 2 пункта 1 статьи 6, пункт 2.2 статьи 22, пункт 1 статьи 28 Закона об обязательном пенсионном страховании, подпункт 2 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации, часть 4 статьи 1 Закона N 4468-1, части 2, 3 статьи 8, часть 18 статьи 15 Закона о страховых пенсиях в их взаимосвязи с абзацем третьим пункта 1 статьи 7 Закона об обязательном пенсионном страховании признаны не противоречащими Конституции Российской Федерации в той мере, в какой они, признавая адвокатов из числа военных пенсионеров страхователями по обязательному пенсионному страхованию, возлагают на них обязанность по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование с целью обеспечения их права на получение обязательного страхового обеспечения по обязательному пенсионному страхованию.
В пункте 2 резолютивной части Постановления N 5-П указанные выше нормы федерального законодательства были признаны не соответствующими части 1 статьи 7, части 2 статьи 8, частом 1, 2 статьи 19, части 1 статьи 35, частям 1, 2 статьи 39, частям 2, 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации в той мере, в какой они характеризуются неопределенностью нормативного содержания применительно к объему и условиям формирования и реализации в систёме обязательного пенсионного страхования пенсионных прав адвокатов из числа военных пенсионеров, надлежащим образом исполняющих обязанности страхователя по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
Как следует из содержания Постановления N 5-П, Конституционным Судом Российской Федерации были выявлены пробелы в перечисленных нормах законодательства в части того, что условия для возникновения права на получение страховой пенсии по старости адвокатами из числа военных пенсионеров и приравненных к ним лиц при не достижении ими индивидуального пенсионного коэффициента заданной величины (не менее 30) и не приобретении страхового стажа необходимой продолжительности (не менее 15 лет) не позволяют рассчитывать данным лицам, достигшим общеустановленного пенсионного возраста 65 и 60 лет (мужчины и женщины соответственно), на получение страховой пенсии по старости, несмотря на добросовестную уплату указанными лицами в период осуществления ими деятельности в качестве адвокатов страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. Следовательно, при не достижении названных условий адвокаты из числа военных пенсионеров и приравненных к ним лиц лишаются права на получение второго вида пенсии - страховой пенсии по старости.
Конституционный Суд Российской Федерации пришел к выводу о том, что нормативное содержание положений подпункта 2 пункта 1 статьи 6, пункта 2.2 статьи 22, пункта 1 статьи 28 Закона «Об обязательном пенсионном страховании», подпункта 2 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации, части 4 статьи 7 Закона N 4468-1, частей 2, 3 статьи 8, части 18 статьи 15 Закона о страховых пенсиях в их взаимосвязи между собой, а также с абзацем третьим пункта 1 статьи 7 Закона об обязательном пенсионном страховании допускает возможность участия адвокатов из числа военных пенсионеров в системе обязательного пенсионного страхования в отсутствие гарантий предоставления им защиты от социальных страховых рисков.
В связи с отсутствием корреляции между порядком и условиями формирования и реализации пенсионных прав адвокатов из числа военных пенсионеров (приравненных к ним лиц) и иных категорий застрахованных граждан на получение страховой пенсии по старости Конституционный Суд Российской Федерации указал, что федеральному законодателю необходимо устранить подобные пробелы действующего законодательства в целях соблюдения государством гарантий на пенсионное обеспечение всех застрахованных граждан при достижении ими общеустановленного пенсионного возраста.
В пункте 3 резолютивной части Постановления N 5-П Конституционный Суд Российской Федерации предписал федеральному законодателю незамедлительно принять меры по устранению неопределенности нормативных предписаний приведенных выше законоположений применительно к объему, а также условиям формирования и реализации в системе обязательного пенсионного страхования пенсионных прав адвокатов из числа военных пенсионеров в соответствии с правовыми позициями Конституционного Суда Российской Федерации, выраженными в названном постановлении.
Таким образом, положения Постановления Конституционного Суда Российской Федерации N 5-П не определяют отсутствие обязанности адвокатов из числа военных пенсионеров по уплате страховых взносов, а указывают на неопределенность нормативного содержания оспариваемых законоположений применительно к объему, а также условиям формирования и реализации в системе обязательного пенсионного страхования пенсионных прав адвокатов из числа военных пенсионеров в соответствии с правовыми позициями Конституционного Суда Российской Федерации, вместе с тем, обязанность по устранению данной неопределенности возлагается на Федерального законодателя.
Постановлением N 5-П в соответствии со статьей 79 Федерального конституционной закона от 21 июля 1994 г. N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации", исполнение обязанности по уплате страховых взносов, возложенной Федеральным законом N 167-ФЗ, вопреки мнению административного ответчика, не приостанавливается и не прекращается с даты вступления Постановления N 5-П в законную силу, то есть с 30 января 2020 года.
В целях исполнения Постановления N 5-П в качестве одной из мер по устранению выявленных Конституционным Судом Российской Федерации пробелов в законодательстве 30 декабря 2020 г. был принят Закон N 502-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».
Указанным законом внесены изменения в Закон об обязательном пенсионном страховании (статьи 6, 7 и 29), согласно которым адвокаты, получающие пенсию за выслугу лет или по инвалидности в соответствии с Законом N 4468-1, исключены из числа страхователей и застрахованных лиц с предоставлением им права добровольного вступления в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, общим (основным) принципом действия закона во времени является распространение его на отношения, возникшие после введения его в действие, и только законодатель вправе распространить новые нормы на факты и порожденные ими правовые последствия, которые возникли до введения соответствующих норм в действие, т.е. придать закону обратную силу (определения от 18.01.2005 N 7-0, от 01.12.2009 N 1549-О-П, от 13.05.2010 N 828-0-0, от 24.09.2012 N 1747-0, от 29.01.2015 N 211-0).Таким образом, действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случае, когда это прямо предусмотрено законом.
Статьей 6 Федерального закона от 14 июня 1994 г. N 5-ФЗ "О порядке опубликования и вступления в саду федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания" определено, что федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении десяти дней после дня их официального опубликования, если самими законами или актами палат не установлен другой порядок вступления их в силу.
Закон N 502-ФЗ опубликован 30 декабря 2020 г. на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru). С учетом того, что данный закон не содержит нормы об ином порядке его вступления в силу, он вступил в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования, то есть 10 января 2021 г. Тем самым адвокаты из числа военных пенсионеров и приравненных к ним лиц, получающие пенсию в соответствии с Законом N 4468-1, освобождены от обязанности по уплате за себя страховых взносов на обязательное пенсионное страхование с названной даты.
Таким образом, Законом N 502-ФЗ, принятым во исполнение Постановления N 5-П, категория адвокатов, к которой относится административный ответчик Бевзенко А.П., освобождена от обязанности по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование с 10 января 2021 года. При этом каких-либо положений, придающих ему обратную силу, названный закон не содержит.
Следовательно, вопрос о сохранении данной обязанности на 2020 года разрешен непосредственно законодателем, в связи с чем, доводы административного ответчика не основаны на законе.
Таким образом, учитывая, что адвокаты, получающие пенсии за выслугу лет или по инвалидности в соответствии с Законом N 4468-1, не являются страхователями по обязательному пенсионному страхованию, они не признаются плательщиками страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за себя с момента вступления в силу Федерального закона N 502-ФЗ - с 10.01.2021 и, соответственно, обязаны уплатить за себя страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за расчетный период 2020 года в фиксированном размере 32 448 рублей в случае, если величина дохода плательщика не превышает 300 000 рублей за расчетный период 2020 года.
Согласно представленным истцом сведениям за административным ответчиком Бевзенко А.П. числится задолженность по уплате взносов и налога в общем размере 22 845,26 рублей, из которых: задолженность на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в Федеральный фонд ОМС за 2020 год в размере 4 984,00 рублей и пени в размере 19,77 рублей; задолженность по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в Пенсионный Фонд РФ на выплату страховой пенсии за 2020 год в размере 17 771,00 рублей и пени в размере 70,49 рублей.
В соответствии с частью 3 статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности.
В силу части 1 статьи 61 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, регламентирующей допустимость доказательств, обстоятельства административного дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими иными доказательствами.
В соответствии с ч. 1 ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим кодексом.
Предъявленная ИФНС России по г. Георгиевску задолженность налогоплательщика по уплате страховых взносов и пени нашла свое подтверждение в судебном заседании.
В ходе рассмотрения административного дела ни административным ответчиком Бевзенко А.П. в нарушение требований ст. 62 КАС РФ, доказательств в опровержение доводов истца суду не представлено.
В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном НК РФ.
В соответствии с пп.9 п.1 ст.31 НК РФ налоговые органы вправе взыскивать недоимку по налогам и сборам, а также взыскивать пени в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах.
Процедура и сроки взимания с налогоплательщика - физического лица задолженности и пени по уплате налогов в судебном порядке регламентированы статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации, главой 32 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
В соответствии с п.1 ст.48 НК РФ, заявление о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика - физического лица может быть подано в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога.
Заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.
В силу пункта 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.
13 апреля 2021 года мировым судьей судебного участка № 2 города Георгиевска и Георгиевского района Ставропольского края исполняющий обязанности мирового судьи судебного участка № 8 города Георгиевска и Георгиевского района Ставропольского края был выдан судебный приказ № 2А-104-07-562/2021 о взыскании с Бевзенко А.П. задолженности по страховым взносам, налогам и пени на общую сумму 22 845,26 рублей.
30 апреля 2021 года указанный приказ отменен по заявлению должника Бевзенко А.П.
В соответствии с абзацем 2 пункта 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Административное исковое заявление ИФНС России по г. Георгиевску Ставропольского края о взыскании с Бевзенко А.П. задолженности по уплате страховых взносов поступило в Георгиевский городской суд Ставропольского края 05 августа 2021 года, то есть в установленный ст. 48 НК РФ срок.
Удовлетворяя заявленные ИФНС по г. Георгиевску Ставропольского края требования, суд исходит из того, что Бевзенко А.П., имея статус адвоката, является плательщиком страховых взносов, изменения внесенный ФЗ № 502 вступили в законную силу 10 января 2021 года, до настоящего времени задолженность по страховым взносам за 2020 год не погашена, налоговый орган обратился в суд в сроки, установленные законом, и приходит к однозначному выводу о необходимости взыскании в судебном порядке с Бевзенко А.П. задолженности по уплате страховых взносов и пени в общей сумме 22 845,26 рублей.
В соответствии с ч. 1 ст. 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.
Согласно п. 19 ч. 1 ст. 333.36 НК РФ административный истец освобожден от уплаты государственной пошлины в размере 885,36 рублей при обращении в суд, на основании ч. 1 ст. 114 КАС РФ она подлежит взысканию с административного ответчика Бевзенко А.П. в бюджет Георгиевского городского суда Ставропольского края, не освобожденной от ее уплаты.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180, 286- 290 КАС РФ,
Р Е Ш И Л:
Административные исковые требования Инспекции Федеральной Налоговой Службы России по г. Георгиевску Ставропольского края к Бевзенко Анатолию Петровичу о взыскании задолженности по уплате страховых взносов, пени, а также взыскании судебных расходов, - удовлетворить.
Взыскать с Бевзенко Анатолия Петровича, ИНН № в доход государства задолженность по уплате страховых взносов в общем размере 22 845,26 рублей, из которых:
- задолженность на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в Федеральный фонд ОМС за период с 01.01.2017 в размере 4 984,00 рублей и пени в размере 19,77 рублей;
- задолженность по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в Пенсионный Фонд РФ на выплату страховой пенсии за период с 01.01.2017 в размере 17 771,00 рублей и пени в размере 70,49 рублей.
Взыскать с Бевзенко Анатолия Петровича, ИНН № в бюджет Георгиевского городского округа Ставропольского края государственную пошлину в размере 885,36 рублей.
Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Георгиевский городской суд.
(Мотивированное решение изготовлено 17 ноября 2021 года)
Судья Ю.В. Курбанова