Дело №
РЕШЕНИЕ
ИФИО1
29 июня 2020 года Гагаринский районный суд города Севастополя в составе:
председательствующего судьи Гавуры О.В.,
при секретаре ФИО3,
с участием:
истца ФИО9 И.Д.,
представителей истца Головнёва Д.А., ФИО4,
представителя ответчика (Севреестр) ФИО5,
рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по иску ФИО10ФИО2 к Главному управлению природных ресурсов и экологии города Севастополя, Управлению государственной регистрации права и кадастра Севастополя о признании реестровой ошибкой, исключении сведений из государственного лесного реестра и ЕГРН о местоположении границ земельного участка,
у с т а н о в и л:
В январе 2020 года истец обратился с исковым заявлением к Главному управлению природных ресурсов и экологии города Севастополя, Управлению государственной регистрации права и кадастра Севастополя о признании реестровой ошибкой, исключении сведений из государственного лесного реестра и ЕГРН о местоположении границ земельного участка. Уточнив заявленные требования в порядке ст.39 ГПК РФ, просила:
- исправить реестровую ошибку, а именно: в сведениях о местоположении границ земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: г. Севастополь, <адрес>, <адрес> Севастопольского участкового лесничества, площадью 690239 кв.м, внесенных в Государственный лесной реестр и Единый государственный реестр недвижимости, путем исключения из состава земельного участка с кадастровым номером №, контура земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу г.Севастополь, <адрес>, площадью 1000 кв.м;
- установить границы земельного участка, расположенного по адресу г.Севастополь, <адрес>, площадью 1000 кв.м, кадастровый номер № в следующих координатах:
Площадь земельного участка | ||
Обозначение характерных | Координаты, м | |
точек границ | X | Y |
- обязать Управление государственной регистрации права и кадастра города Севастополя в двухнедельный срок со дня вступления в законную силу решения суда, осуществить действия по регистрации права собственности ФИО11ФИО2 на земельный участок.
Исковые требования мотивировала тем, что на неоднократные ее обращения к ответчикам об исключении сведений из государственного лесного реестра и ЕГРН о местоположении границ земельного участка, Севреестр ДД.ММ.ГГГГ в адрес истца было направлено сообщение о том, что земельный участок с кадастровым номером №, расположенной по адресу: г. Севастополь, <адрес>, <адрес> Севастопольского участкового лесничества, поставлен на государственный кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ на основании заявления о постановке на государственный кадастровый учет объекта недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ№ и межевого плана от ДД.ММ.ГГГГ.
Сведения о земельном участке с кадастровым номером №, расположенном по адресу: г. Севастополь, <адрес>, внесены в ЕГРН на основании заявления о внесении в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтённом объекте недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ и государственного акта о праве собственности на земельный участок ЯЕ «№ от ДД.ММ.ГГГГ. Сведения о координатах характерных точек границ вышеуказанного земельного участка внесены в ЕГРН ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с Федеральной целевой программой «Развитие единой государственной системы регистрации прав и кадастрового учета недвижимости (2014-2019 годы)», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№.
Управлением ДД.ММ.ГГГГ направлено решение о необходимости устранения реестровой ошибки в сведениях о координатах характерных точек границ лесного участка с кадастровым номером № в адрес Главного управления природных ресурсов и экологии города Севастополя, с указанием на то, что для исправления реестровой ошибки в сведениях ЕГРН о местоположении границ земельного участка с кадастровым номером № собственнику данного земельного участка необходимо представить заявление об исправлении реестровой ошибки и необходимые в соответствии со статьей 14 Закона о регистрации документы, в том числе межевой план, подготовленный на основании соответствующего распоряжения о внесении изменений в Схему.
На обращение Истца об устранении реестровой ошибки, Севреестр указал, что в связи с отсутствием картографической основы ЕГРН, а также принимая во внимание тот факт, что в результате исправления реестровой ошибки площадь земельного участка с кадастровым номером № изменится более чем на пять процентов, относительно площади, сведения о которой содержатся в ЕГРН, Управление не вправе внести изменения в сведения ЕГРН о местоположении границ и площади земельного участка с кадастровым номером №, в связи с чем, реестровая ошибка в сведениях ЕГРН о местоположении границ земельного участка с кадастровым номером № в части пересечения его границ с границами иных земельных участков может быть исправлена на основании заявления о государственном кадастровом учете, межевого плана и решения суда, которым на Управление будет возложена соответствующая обязанность.
Истец также обращалась неоднократно с заявлениями в Севприроднадзор, на что ей поступило сообщение от ДД.ММ.ГГГГ№/СПН/18 об отсутствии полномочий по отказу (исключению) от земельных участков, на которых расположены леса города Севастополя.
В судебном заседании истец и ее представитель заявленные исковые требования поддержали в полном объеме, настаивали на их удовлетворении, по основаниям изложенным в иске.
Представитель ответчика - Управления государственной регистрации права и кадастра Севастополя в судебном заседании пояснил, что документы, на основании которых обеспечивается устранение реестровой ошибки (заявление о государственном кадастровом учете в связи с изменением основных сведений об объекте недвижимости и межевой план) в отношении земельного участка с кадастровым номером № в Управление от Главного управления природных ресурсов и экологии г.Севастополя не поступали.
В связи с отсутствием картографической основы ЕГРН, а также принимая во внимание тот факт, что в результате исправления реестровой ошибки площадь земельного участка с кадастровым номером № изменится более чем на пять процентов, относительно площади, сведения о которой содержаться в ЕГРН, Управление не вправе было внести изменения сведений ЕГРН о местоположении границ и площади земельного участка с кадастровым номером №.
Кроме того, указал, что обязывание Управления государственной регистрации права и кадастра города Севастополя в двухнедельный срок со дня вступления в законную силу решения суда осуществить действия по регистрации права собственности ФИО12ФИО2 на земельный участок может повлечь непредставление на регистрацию документов, требуемых для проведения регистрации, и подменяет установленную процедуру проведения регистрационных действий, носящую заявительный характер.
С учетом изложенного, просил в удовлетворении исковых требований отказать.
Главное управление природных ресурсов и экологии города Севастополя, Департамент архитектуры и градостроительства города Севастополя, ГКУ «Севастопольское лесничество» о дне судебного разбирательства уведомлялись судом надлежаще, явку уполномоченного представителя не обеспечили, пояснений по сути спора не представили, что в силу положений ч. 3 ст. 167 ГПК РФ не препятствует рассмотрению дела в отсутствие их представителей.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся сторон.
Заслушав пояснения лиц, прибывших в судебное заседание, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 60 Земельного кодекса Российской Федерации, каждое лицо имеет право обратиться в суд за защитой своего нарушенного права.
Судом установлено, что решением Севастопольского городского Совета № от ДД.ММ.ГГГГ «Об изъятии из лесного фонда земельного участка по <адрес> и внесении изменений в решение и приложении к решению городского Совета от ДД.ММ.ГГГГ№, восстановлении срока его действия и передачу в аренду ОК «ЖСК «ФИО18» земельного участка по <адрес> необходимого для хозяйственных нужд и передаче в собственность членам ОК ЖСК «ФИО19» (согласно приложению), земельных участков для строительства и обслуживания жилых домов, хозяйственных построек и сооружений (приусадебные участки)», изъят из земель лесного фонда земельный участок, площадью 0,9000 га, по <адрес>.
На основании указанного решения ФИО21., как члену ОК ЖСК «ФИО20», был передан в собственность земельный участок по адресу г.Севастополь, <адрес>, площадь. 0,10 га.
В соответствии с технической документацией по землеустройству, акту согласования установленных границ земельного участка Чепурная JI.A. согласовала границы своего земельного участка, в том числе, и с государственным предприятием «Севастопольское опытное лесоохотничье хозяйство».
ДД.ММ.ГГГГФИО22. был выдан государственный акт серии ЯЕ №№ на право собственности земельным участком, площадью 0, 1000 га, расположенного по адресу г.Севастополь, <адрес>, целевое назначение земельного участка: для строительства и обслуживания жилого дом, хозяйственных строений и сооружений (приусадебный участок).
На основании договора купли-продажи земельного участка, заключенного ДД.ММ.ГГГГ между ФИО23. и ФИО13 И.Д. продавец продал, а покупатель купил земельный участок для строительства и обслуживания жилого дом, хозяйственных строений и сооружений (приусадебный участок), площадью 0,1000 га, расположенного по адресу г.Севастополь, <адрес>, №. Данный договор зарегистрирован в Государственном реестре сделок Украины ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ спорный земельный участок поставлен на кадастровый учет, ему присвоен кадастровый номер №, разрешенное использование: для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений (приусадебный участок), сведения об объекте имеют статус ранее учтенные.
ДД.ММ.ГГГГ истец обратилась в Департамент архитектуры и градостроительства города Севастополя с заявлением о подготовке градостроительного плана земельного участка, расположенного по адресу г.Севастополь, <адрес>, площадью 1000 кв.м, кадастровый номер №.
Распоряжением Департамента архитектуры и градостроительства города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ№ был утвержден градостроительный план земельного участка по <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ Департаментом архитектуры и градостроительства города Севастополя выдано разрешение на строительство № RU№2017, согласно которому на спорном земельном участке разрешено строительство индивидуального жилого дома.
ДД.ММ.ГГГГФИО14 И.Д. направлено уведомление о соответствии построенного объекта индивидуального жилищного строительства, указанного в уведомлении и расположенного на земельном участке по адресу г.Севастополь, <адрес>, кадастровый номер № требованиям законодательства о градостроительной деятельности.
В мае 2017 года истцу стало известно, что по проекту Генерального плана развития г.Севастополя до 2035 года ее земельный участок, расположенный по адресу г.Севастополь, <адрес>, площадью 1000 кв.м, кадастровый номер № входит в территорию Лесничества города Севастополя, и категория земельного участка изменена на: земли поселений (земли населенных пунктов) "Отдых (рекреация)" (код 5.0); "Использование лесов" (код 10.0), данная информация является общедоступной и имеется на сайте публичной кадастровой карты Лесничества Севастополя https://egrp365.ru/map/?kadnum=№.
ДД.ММ.ГГГГ Гловнёва И.Д. обратилась в Правительство Севастополя, Департамент архитектуры и градостроительства города Севастополя и Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя с обращением о внесении соответствующих изменений в Генеральный план. На данные ответы истец получила ответ, что данные сведения внесены в протокол публичных слушаний, которые будут в середине июля 2017 года.
С ДД.ММ.ГГГГ истец обращалась в Управление государственной регистрации права и кадастра города Севастополя с заявлением о государственной регистрации права на недвижимое имущество, а именно на земельный участок, а в последующем и на здание, построенное на указанном земельном участке.
Рассмотрение указанных заявлений сначала приостанавливалось решением Севреестра, а затем в адрес истца направлялся отказ о проведении государственной регистрации права, на основании: границы земельного участка, о государственном кадастровом учете которого и (или) государственной регистрации прав на который представлено заявление, пересекают границы другого земельного участка, сведения о котором содержатся в Едином государственном реестре недвижимости (за исключением случая, если другой земельный участок является преобразуемым объектом недвижимости). Согласно сведениям государственного кадастра недвижимости, полученным в порядке внутриведомственного взаимодействия, граница данного земельного участка пересекает границы земельного участка с кадастровым номером №, что является препятствием для проведения государственной регистрации права собственности.
ДД.ММ.ГГГГ Севреестр в адрес истца было направлено сообщение о том, что земельный участок с кадастровым номером №, расположенной по адресу: г. Севастополь, <адрес>, <адрес> Севастопольского участкового лесничества, поставлен на государственный кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ на основании заявления о постановке на государственный кадастровый учет объекта недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ№ и межевого плана от ДД.ММ.ГГГГ.
Сведения о земельном участке с кадастровым номером №, расположенном по адресу: г. Севастополь, <адрес>, внесены в ЕГРН на основании заявления о внесении в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтённом объекте недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ и государственного акта о праве собственности на земельный участок ЯЕ № от ДД.ММ.ГГГГ. Сведения о координатах характерных точек границ вышеуказанного земельного участка внесены в ЕГРН ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с Федеральной целевой программой «Развитие единой государственной системы регистрации прав и кадастрового учета недвижимости (2014 - 2019 годы)», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№.
ДД.ММ.ГГГГ Севреестр в адрес Главного управления природных ресурсов и экологии города Севастополя направлено решение о необходимости устранения реестровой ошибки в сведениях о координатах характерных точек границ лесного участка с кадастровым номером №, с указанием на то, что для исправления реестровой ошибки в сведениях ЕГРН о местоположении границ земельного участка с кадастровым номером № собственнику данного земельного участка необходимо представить заявление об исправлении реестровой ошибки и необходимые в соответствии со статьей 14 Закона о регистрации документы, в том числе межевой план, подготовленный на основании соответствующего распоряжения о внесении изменений в Схему.
В соответствии с сообщением Управления государственной регистрации права и кадастра города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ№ на обращение истца об устранении реестровой ошибки, Севреестр указал, что в связи с отсутствием картографической основы ЕГРН, а также принимая во внимание тот факт, что в результате исправления реестровой ошибки, площадь земельного участка с кадастровым номером № изменится более чем на пять процентов, относительно площади, сведения о которой содержатся в ЕГРН, Управление не вправе внести изменения в сведения ЕГРН о местоположении границ и площади земельного участка с кадастровым номером №.
Истец неоднократно обращалась с заявлениями в Севприроднадзор, на что ей поступило сообщение от ДД.ММ.ГГГГ№/СПН/18 о проведении кадастровых работ по установлению границ земель лесного фонда в городе Севастополе в соответствии с материалами лесоустройства 2001 года, в том числе на земельный участок с кадастровым номером №.
Согласно статье 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках и об иных объектах недвижимости, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Статьей 3 Федерального закона N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» предусматривается, что государственный кадастровый учет, государственная регистрация прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, осуществляются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти и его территориальными органами (орган регистрации прав).
К компетенции органа регистрации прав при осуществлении им государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав относятся, в частности, проверка действительности поданных заявителем документов и наличия соответствующих прав у подготовившего документ лица или органа власти; проверка наличия ранее зарегистрированных й ранее заявленных прав; государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав; выдача документов, подтверждающих осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в нем.
Статьей 60.2 Федерального закона N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» установлены особенности осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на земельные участки, сведения о которых содержатся в государственном лесном реестре, земельные участки, границы которых пересекаются с границами указанных земельных участков, государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ указанных земельных участков.
В соответствии с частью 1 приведенной нормы, если при осуществлении государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка, права на который возникли до ДД.ММ.ГГГГ и до даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о местоположении границ лесного участка, было выявлено пересечение границ такого земельного участка с границами лесного участка, лесничества, лесопарка, данное обстоятельство не является препятствием для осуществления государственного кадастрового учета указанного земельного участка.
В случаях, предусмотренных частями 1 и 2 настоящей статьи, орган регистрации прав вносит в Единый государственный реестр недвижимости изменения описания местоположения границ и площади лесного участка в целях приведения их в соответствие с описанием местоположения границ, содержащимся в межевом плане земельного участка, представленном вместе с заявлением о государственном кадастровом учете в связи с уточнением границ земельного участка или о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав на земельный участок (часть 3).
Согласно части 4 статьи 60.2 Федерального закона N 218-ФЗ границы лесных участков изменяются в соответствии с описанием местоположения границ земельного участка, содержащимся в сведениях Единого государственного реестра недвижимости, в случае выявления их пересечения с границами земельного участка, права на который зарегистрированы до ДД.ММ.ГГГГ, если пересечение их границ было выявлено органом регистрации прав при осуществлении регистрации прав на данный земельный участок, обнаружении ошибки, указанной в части 3 статьи 61 настоящего Федерального закона (реестровая ошибка), в том числе выявленной по заявлению правообладателя земельного участка.
В случае, если в соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости земельный участок предназначен для ведения садоводства, огородничества, дачного хозяйства, личного подсобного хозяйства, строительства и (или) эксплуатации жилого дома, но относится к категории земель лесного фонда и это было выявлено органом регистрации прав при осуществлении регистрации прав на такой земельный участок, обнаружении реестровой ошибки, в том числе выявленной по заявлению правообладателя такого земельного участка, орган регистрации прав вносит в сведения Единого государственного реестра недвижимости изменения в части отнесения такого земельного участка к категории земель сельскохозяйственного назначения либо к категории Земель населенных пунктов (в случае, если такой земельный участок расположен в границах населенного пункта) в соответствии со статьей 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» (часть 5).
Согласно части 1 статьи 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» отнесение земель или земельных участков в составе таких земель к одной из установленных Земельным кодексом Российской Федерации категорий земель является обязательным.
В случае, если категория земель указана не в Едином государственном реестре недвижимости, а в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, внесение изменений в соответствии со статьей 5 настоящего Федерального закона в сведения Единого государственного реестра недвижимости осуществляется на основании правоустанавливающих или правоудостоверяющих документов на земельные участки по заявлениям правообладателей земельных участков (часть 2 приведенной нормы).
В случае, если в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, земельный участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости, правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами на земельные участки этот земельный участок отнесен к иной категории земель, принадлежность земельного участка к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, либо в соответствии со сведениями, указанными в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, при отсутствии таких сведений в Едином государственном реестре недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи. Правила настоящей части применяются в случае, если права правообладателя или предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно части 4 статьи 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» земельный участок подлежит отнесению к землям населенных пунктов, если он находится в границах населенного пункта, или к категории земель сельскохозяйственного назначения в иных случаях, если в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, а также сведениями Единого государственного реестра недвижимости, правоустанавливающими и (или) правоудостоверяющими документами на земельные участки земельный участок относится к категории земель лесного фонда, но до ДД.ММ.ГГГГ предоставлен для ведения огородничества, садоводства или дачного хозяйства гражданину, садоводческому, огородническому или дачному некоммерческому объединению граждан, иной организации, при которой было создано или организовано указанное объединение, либо образован из указанного земельного участка.
Кроме того, в действующем законодательстве закреплен приоритет сведений, содержащихся в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРН), над сведениями государственного лесного реестра (ГЛР).
Так, в силу ч. 5 ст. 4.6. Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации", указывается, что информация о границах лесных участков и правах на них вносится в государственный лесной реестр на основании сведений Единого государственного реестра недвижимости.
Аналогичные положения о преимущественном значении для целей единого кадастрового учета сведений из ЕГРН по сравнению со сведениями из ГЛР содержатся в ст. 60.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую».
Главой 7 Федерального закона N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» регламентируется порядок исправления ошибок, в том числе реестровых, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости.
Частью 7 ст. 61 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости№ предусмотрено, что по истечении трех месяцев со дня направления указанным в части 6 настоящей статьи лицам решения о необходимости устранения реестровой ошибки в сведениях Единого государственного реестра недвижимости о местоположении границ земельного участка и при непоступлении документов, на основании которых обеспечивается устранение данной реестровой ошибки (заявление о государственном кадастровом учете в связи с изменением основных сведений об объекте недвижимости и межевого плана), орган регистрации прав вносит изменения в сведения Единого государственного реестра недвижимости о местоположении границ и площади такого земельного участка без согласия его правообладателя при наличии в органе регистрации прав необходимых для этого документов, материалов и соблюдении установленных настоящей статьей условий. На основании поступившего в орган регистрации прав до истечения указанного в настоящей части срока заявления собственника земельного участка данный срок продевается на срок, указанный в таком заявлении, но не более чем на три месяца. Изменение в Едином государственном реестре недвижимости сведений о местоположении границ земельного участка при исправлении реестровой ошибки в случае, указанном в настоящей части, осуществляется органом регистрации прав с учетом сведений, содержащихся в правоудостоверяющих документах, с использованием картографической основы и (или) иных документов (материалов) в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования. При этом площадь земельного участка после изменения сведений о местоположении границ земельного участка в связи с исправлением реестровой ошибки в случае, указанном в настоящей части, может отличаться от площади земельного участка, сведения о которой содержатся в Едином государственном реестре недвижимости, не более чем на пять процентов.
Таким образом, по смыслу статьи 61 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости», исправление реестровой ошибки имеет целью обеспечения достоверности сведений, содержащихся в государственном кадастре недвижимости, имеющем публичный характер. Исправление реестровой ошибки возможно как в судебном, так и в административном порядке, в тех случаях, когда ошибка выявлена в документах, послуживших основанием для внесения таких сведений. В административном порядке исправление реестровой ошибки допускается при условии, если изменение сведений о местоположении границ земельного участка не будет превышать 5 процентов площади земельного участка, сведения о которой содержатся в Едином государственном реестре недвижимости.
Таким образом, как следует из ответа Управления государственной регистрации права и кадастра города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ№ в результате исправления реестровой ошибки площадь земельного участка с кадастровым номером № изменится более чем на пять процентов, относительно площади, сведения о которой содержатся в ЕГРН, Управление не вправе внести изменения в сведения ЕГРН о местоположении границ и площади земельного участка с кадастровым номером №.
По смыслу норм статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на одну и ту же часть недвижимого имущества не может принадлежать одновременно двум разным лицам.
Надлежащим способом считается такой способ защиты прав и законных интересов, который способен привести к восстановлению нарушенных прав, отвечает конституционным и общеправовым принципам законности, соразмерности и справедливости.
В пункте 52 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» указано, что в случаях, когда запись в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП) нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились), оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими.
Согласно пункту 36 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», в соответствии со статьей 301 ГК РФ лицо, обратившееся в суд с иском об истребовании своего имущества из чужого незаконного владения, должно доказать свое право собственности на имущество, находящееся во владении Ответчика.
Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 280-ФЗ внесены изменения в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель.
Принятие названного Федерального закона направлено на устранение взаимоисключающего характера сведений Государственного лесного реестра и Единого государственного реестра недвижимости путем установления в предусмотренных законом случаях приоритета сведений ЕГРН над сведениями ГЛР.
Сведения о лесных участках, внесенных в государственный лесной реестр, исключаются из ГЛР органом исполнительной власти субъекта ФИО1 Федерации, уполномоченным в области лесных отношений, в том числе на основании заявления заинтересованного лица, если указанные сведения соответствуют одновременно следующим условиям:
сведения об этих лесных участках не внесены в ЕГРН;
границы этих лесных участков пересекают границы иных лесных и (или) земельных участков (за исключением случаев пересечения с границами лесного участка, образованного для использования лесов в целях геологического изучения недр, разработки месторождений полезных ископаемых, строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов и сооружений, являющихся их неотъемлемой технологической частью), а также границы лесничеств, лесопарков, за исключением случаев, если такое пересечение допускается федеральным законом;
договоры аренды этих лесных участков прекращены или расторгнуты ко дню исключения сведений об этих лесных участках из государственного лесного реестра (в случае, если эти лесные участки были образованы в целях заключения указанных договоров аренды).
Документированная информация о составе земель лесного фонда, о лесных участках, о количественных, качественных, об экономических характеристиках лесов и лесных ресурсов содержится в государственном лесном реестре (часть 2 статьи 91 Лесного кодекса Российской Федерации). При этом в соответствии с требованиями приказа Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ N 496 «Об утверждении Перечня, форм и порядка подготовки документов, на основании которых осуществляется внесение документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменение» основанием для внесения документированной информации в государственный лесной реестр являются судебные акты (пункт ДД.ММ.ГГГГ).
На основании статьи 12 ГК РФ осуществление защиты гражданских прав возможно лишь способами, предусмотренными законом, при этом избранный способ защиты в случае удовлетворения требований должен непосредственно привести к восстановлению нарушенных или оспариваемых прав.
Исходя из правового анализа приведенных норм закона, установленные по делу фактические обстоятельства, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных исковых требований в части обязывания исправить реестровую ошибку в сведениях о местоположении границ земельного участка и установления границы земельного участка, поскольку они нашли свое подтверждение в ходе судебного разбирательства и истец как собственник земельного участка, границы которого установлены в соответствии с земельным законодательством и сведения, о котором содержатся в Едином государственном реестре недвижимости, в случае наложения границ принадлежащего ему участка на участок лесного фонда, границы и площадь которого не установлены в силу требований кадастрового законодательства (ранее учтенные), вправе предъявить требования об устранении реестровой ошибки, путем исключения из Государственного лесного реестра и Единого государственного реестра недвижимости сведений о земельном участке с кадастровым номером №, расположенной по адресу: г. Севастополь, <адрес>, <адрес> Севастопольского участкового лесничества, площадью 689 346 кв.м.
В соответствии с частью 1 статьи 14 Федерального закона N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
В силу п. 5 ч. 2 ст. 14 Закона о регистрации вступивший в законную силу судебный акт может являться основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав в отношении недвижимого имущества, при этом, согласно правовой позиции, изложенной в пункте 53 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», наличие судебного акта, являющегося основанием для внесения записи в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП) (с ДД.ММ.ГГГГ - ЕГРН), не освобождает лицо от представления иных документов, не являющихся правоустанавливающими, которые необходимы для внесения записи в ЕГРП.
Основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав в отношении земельного участка, в числе прочих обязательных документов, является межевой план (ч.2 ст. 14 Закона о регистрации).
В соответствии со ст. 37 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» межевой план является результатом кадастровых работ кадастрового инженера.
В соответствии с ч. 4 ст. 8 Закона о регистрации описание местоположения объекта недвижимости относится к числу основных сведений об объекте недвижимости.
Согласно ч.8 ст. 22 Закона о регистрации местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.
В соответствии с ч. 4.2 ст.1 Закона о кадастре, именно кадастровым инженером, в том числе:
определяются координаты характерных точек границ земельного участка (части земельного участка);
осуществляется обработка результатов определения таких координат, в ходе которой определяется площадь объектов недвижимости и осуществляется описание местоположения объектов недвижимости;
проводится согласование местоположения границ земельного участка.
Таким образом, заявленные исковые требования об обязании Управления государственной регистрации права и кадастра города Севастополя в двухнедельный срок со дня вступления в законную силу решения суда, осуществить действия по регистрации права собственности на земельный участок ФИО15 И.Д., не основаны на требованиях норм действующего законодательства.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд –
р е ш и л :
Исковое заявление ФИО16ФИО2 о признании реестровой ошибкой, исключении сведений из государственного лесного реестра и ЕГРН о местоположении границ земельного участка – удовлетворить частично.
Исправить реестровую ошибку, а именно: в сведениях о местоположении границ земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: г. Севастополь, <адрес>, <адрес> Севастопольского участкового лесничества, площадью 690239 кв.м. внесенных в Государственный лесной реестр и Единый государственный реестр недвижимости, путем исключения из состава земельного участка с кадастровым номером №, контура земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу г.Севастополь, <адрес>, площадью 1000 кв.м.
Установить границы земельного участка, расположенного по адресу г.Севастополь, <адрес>, площадью 1000 кв.м, кадастровый номер № в следующих координатах:
Площадь земельного участка | ||
Обозначение характерных | Координаты, м | |
точек границ | X | Y |
Настоящее Решение суда является основанием для произведения регистрационных действий по осуществлению государственного кадастрового учета правообладателя земельного участка с кадастровым номером 9.1:02:006001:252 ФИО17ФИО2.
В остальной части заявленных требований - отказать.
Решение может быть обжаловано в Севастопольский городской суд в течении месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Гагаринский районный суд города Севастополя.
Полный текст решения изготовлен ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий по делу
судья /подпись/ О.В. Гавура
Копия верна:
Решение не вступило в законную силу.
Судья Гагаринского районного
суда г. Севастополя О.В. Гавура