дело № 92RS0002-01-2021-004684-17 производство № 12-739/2021 РЕШЕНИЕ | ||
24 сентября 2021 года г. Севастополь
Судья Гагаринского районного суда города Севастополя Л.Л. Котешко, рассмотрев жалобу директора Общества с ограниченной ответственностью Строительная компания «Капитал Строй» Мельниченко Глеба Витальевича на постановление заместителя руководителя Управления Федеральной налоговой службы по г. Севастополю № от 24 июня 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ, в отношении директора Общества с ограниченной ответственностью «Строительная компания «Капитал-Строй» Мельниченко Глеба Витальевича,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением заместителя руководителя Управления Федеральной налоговой службы по г. Севастополю №198 от 24.06.2021 года директор ООО «СК «Капитал-Строй» Мельниченко Г.В. привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ с назначением административного штрафа в размере 20 000,00 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, представитель Общества Коршун Е.А. обратилась с жалобой, в которой просит отменить постановление должностного лица по следующим основаниям.
В валютном законодательстве Российской Федерации не содержится запрета на выдачу российским юридическим лицом заработной платы иностранным гражданам в валюте Российской Федерации. Поскольку валютная операция, совершаемая при выдаче российский юридическим лицом иностранным гражданам наличных денежных средств в валюте Российской Федерации в качестве заработной платы, разрешена законом и не ограничена безусловными требованиями о выдаче ее только через уполномоченные банки (не имеется установленного порядка осуществления такой валютной операции), она не может быть отнесена к валютным операциям, осуществленным с нарушением валютного законодательства Российской Федерации (совершение которых образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ). валютное законодательство прямо не обязывает нерезидента обращаться в уполномоченные банки и открывать счета в уполномоченных банках, в том числе для зачисления на них резидентами (работодателями) заработной платы. Заключённым 20.12.2018 трудовым договором между ФИО3 и Обществом не предусматривается выплата заработной платы путем перечисления денежных средств в валюте Российской Федерации на банковский счет работника в уполномоченном банке, а федеральным законом не установлена обязанность физического лица - нерезидента открывать такие счета для получения заработной платы от юридического лица - резидента. В связи с чем, выплата Обществом его иностранным работникам заработной платы наличными денежными средствами соответствует действующему законодательству. Поскольку порядок осуществления валютной операции по выдаче российским юридическим лицом иностранным гражданам наличных денежных средств в валюте Российской Федерации в качестве заработной платы не установлен, а также не имеется обязанности нерезидента открывать счета в уполномоченных банках, в том числе для зачисления на них заработной платы, то валютная операция по выдаче заработной платы нерезидентам наличными денежными средствами не может влечь установленную частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ ответственность. Заявитель считает возможным применить в данном случае ст. 2.9 КоАП РФ, поскольку данное нарушение, квалифицируемое по ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ, не содержит какой-либо существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, не повлекло нарушения прав и интересов граждан и государства, фактические обстоятельства дела не свидетельствуют о пренебрежительном отношении общества к нормам публичного права и исполнению своих обязанностей.
Само по себе нарушение правил осуществления валютных операций не повлекло каких-либо последствий для финансовой системы Российской Федерации; выплата денежных средств иностранному работнику оформлялась Обществом документально, заявитель не уклонялся от выплат заработной платы; обязательные платежи по факту выплаты заработной плате уплачены Обществом в бюджет установленном порядке.
Документального подтверждения того, в чем в данном конкретном случае выразилась высокая степень общественной опасности деяния, посягающего на интересы государства в области единой государственной валютной политики, обеспечения устойчивости валюты Российской Федерации и стабильности внутреннего валютного рынка, обжалуемые постановления не содержат. Также не могут быть приняты судом обстоятельства, указанные Управлением, об отсутствии у Общества внутреннего контроля за соблюдением валютного законодательства, поскольку указанные обстоятельства не влияют на квалификацию деяния в качестве малозначительного и не исключают наличие оснований для вывода о малозначительности совершенного им правонарушения. К числу исключительных обстоятельств, позволяющих применить в данном конкретном случае положения статьи 2.9 КоАП РФ, следует отнести отсутствие вредных последствий допущенного правонарушения.
В судебном заседании защитник Кувшинова О.Ю. доводы жалобы поддержала по изложенным выше обстоятельствам.
Представитель Управления Федеральной налоговой службы по г. Севастополю Моисеенкова О.И. оснований для отмены постановления в отношении Мельниченко Г.В. не усматривала.
Заслушав пояснения участников судебного разбирательства, исследовав материалы производства по делу об административном правонарушении и доводы жалобы, следует прийти к следующим выводам.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делу об административном правонарушении являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Согласно ст. 26.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении, а также жалобы на постановление по такому делу выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а именно: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
В соответствии с ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ осуществление незаконных валютных операций, то есть валютных операций, запрещенных валютным законодательством Российской Федерации или осуществленных с нарушением валютного законодательства Российской Федерации, включая куплю-продажу иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, минуя уполномоченные банки, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены, минуя счета в уполномоченных банках или счета (вклады) в банках и иных организациях финансового рынка, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации, либо осуществление валютных операций, расчеты по которым произведены за счет средств, зачисленных на счета (вклады) в банках и иных организациях финансового рынка, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации, - влечет наложение административного штрафа на граждан, лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридических лиц в размере от 75 до 100 процентов суммы незаконной валютной операции; на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
Как усматривается из материалов производства и установлено судом, на основании Поручения заместителя руководителя Управления Федеральной налоговой службы по г. Севастополю от 11.05.2021 №, в соответствии с Федеральным законом от 10.12.2003 № 173-ФЭ «О валютном регулировании и валютном контроле» главным государственным налоговым инспектором отдела выездных налоговых проверок № 1 УФНС России по г. Севастополю ФИО8 проведена проверка соблюдения валютного законодательства Российской Федерации ООО «СК «Капитал-Строй».
Предметом проверки является: соблюдение ООО «СК «Капйтал-Строй» установленного Федеральным законом № 173-Ф3, иными актами органов валютного регулирования, порядка осуществления выплат заработной платы работникам - нерезидентам.
По результатам проведенной проверки главным государственным налоговым инспектором отдела выездных налоговых проверок № 1 УФНС России по г. Севастополю ФИО8 составлен акт проверки соблюдения валютного законодательства от 03.06.2021 №, согласно которому ООО «СК «Капитал-Строй», являясь резидентом Российской Федерации, именуемое в дальнейшем «Работодатель», в лице директора Мельниченко Глеба Витальевича (далее - работодатель), в период с 01.06.2019 по 31.12.2020 использовало труд наемного работника -нерезидента, заключив Трудовой договор № 128 от 20.12.2018 с гражданином Украины ФИО3 (ДД.ММ.ГГГГ г.р., уроженец <адрес>, паспорт гражданина Украины №, выдан ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты>) (далее - работник).
Согласно пп. 1.1 п. 1 Трудового договора № 128 от 20.12.2018, работник ФИО3 принимается на работу в ООО «СК «Капитал-Строй», по профессии (должности) электросварщик ручной сварки 2 разряда с 20.12.2018.
В соответствии с абз. а, пп. 7.1 п. 7 Трудового договора № 128 от 20.12.2018 оплата по окладу 60 000, 00 рублей (оплата производится за фактически отработанное время).
В соответствии с письмом Управления по вопросам миграции УМВД России по г. Севастополю № 33/2699 от 06.04.2021 (вх. № от 06.04.2021), иностранный гражданин ФИО3 получил вид на жительство серии №, выданный 08.12.2020 УМВД России по г. Севастополю.
В соответствии с положениями п.п. 6 и 7 ч. 1 ст. 1 Федерального закона № 173-ФЭ гражданин Украины ФИО3 являлся нерезидентом Российской Федерации до 08.12.2020.
За выполненную работу, согласно трудовому договору платежной ведомости иностранному гражданину - нерезиденту ООО «СК «Капитал-Строй» 13.09.2019 выплачена заработная плата ФИО3 в наличной форме за расчетный период с 01.09.2019 по 30.09.2019 на сумму 17 400,00 рублей.
В соответствии с подпунктом «б» пункта 9 статьи 1 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» к валютным операциям относится приобретение резидентом у нерезидента либо нерезидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу нерезидента либо нерезидентом в пользу резидента валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа.
Согласно подп. "а" п. 6 ч. 1 ст. 1 Закона N 173-ФЗ под резидентами понимаются, в частности, физические лица, являющиеся гражданами Российской Федерации, за исключением граждан Российской Федерации, признаваемых постоянно проживающими в иностранном государстве в соответствии - с законодательством этого государства. Нерезидентом признается физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и не имеющее вида на жительство в Российской Федерации (подп. "а" п. 7 ч. 1 ст. 1 Закона N 173-ФЗ).
Согласно ч. 2 ст. 14 Закона № 173-ФЗ, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, расчеты при осуществлении валютных операций производятся юридическими лицами - резидентами через банковские счета в уполномоченных банках, порядок открытия и ведения которых устанавливается Центральным банком Российской Федерации, а также переводами электронных денежных средств.
Юридические лица - резиденты могут осуществлять без использования банковских счетов в уполномоченных банках расчеты с физическими лицами - нерезидентами в наличной валюте Российской Федерации по договорам розничной купли-продажи товаров, а также расчеты при оказании физическим лицам - нерезидентам на территории Российской Федерации транспортных, гостиничных и других услуг, оказываемых населению.
Факт выплаты ООО «СК «Капитал-Строй»» заработной платы работнику-нерезиденту с нарушением требований ч. 2 ст. 14 Федерального закона № 173-Ф3 и ее получения указанным лицом подтверждается следующими документами:
- платежной ведомостью №48 от 13.09.2019 за расчетный период с 01.09.2019 по 30.09.2019; в котором стоит подпись работника-нерезидента в графе «подпись в получении денег (запись о депонировании суммы)», подтверждающая получение заработной платы в наличной форме;
- расходным кассовым ордером № 39 от 13.09.2019;
- письмом Управления по вопросам миграции УМВД России по г. Севастополю № 33/2699 от 06.04.2021 (вх. № 14525 от 06.04.2021).
По факту совершения административного правонарушения в отношении должностного лица директора ООО «СК «Капитал-Строй» Мельниченко Г.В. главным государственным налоговым инспектором отдела выездных налоговых проверок № 1 УФНС России по г. Севастополю ФИО8 составлен протокол об административном правонарушении от 17.06.2021 № 200.
По результатам рассмотрения данного протокола и иных материалов дела, заместитель руководителя Управления Федеральной налоговой службы по г. Севастополю вынес постановление №198 от 24.06.2021 года о привлечении директора ООО «СК «Капитал-Строй» Мельниченко Г.В. к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ, назначив наказание в виде штрафа в размере 20 000,00 руб.
Факт совершения административного правонарушения подтвержден собранными по делу доказательствами, которые получили оценку на предмет допустимости, достоверности и достаточности по правилам статьи 26.11 КоАП РФ.
Частью 1 ст. 2.1 КоАП РФ предусмотрено, что административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Вывод заместителя руководителя Управления Федеральной налоговой службы по г. Севастополю о наличии в деянии директора ООО «СК «Капитал-Строй» Мельниченко Г.В. объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ, соответствует фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам.
Вместе с тем должностным лицом административного органа при рассмотрении дела об административном правонарушении не учтено следующее.
В соответствии со ст.ст. 2, 22, 135, 136 Трудового кодекса Российской Федерации обязанностью работодателя является своевременная выплата в полном размере причитающейся работникам заработной платы.
Согласно ст. 136 ТК РФ заработная плата выплачивается не реже чем каждые полмесяца. Заработная плата выплачивается непосредственно работнику, за исключением случаев, когда иной способ выплаты предусматривается федеральным законом или трудовым договором.
Заработная плата выплачивается работнику, как правило, в месте выполнения им работы либо переводится в кредитную организацию, указанную в заявлении работника, на условиях, определенных коллективным договором или трудовым договором.
Статьей 236 ТК РФ установлена материальная ответственность работодателя за задержку выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику.
Кроме того административная ответственность за задержку выплаты заработной платы установлена ст. 5.27 КоАП РФ.
Факт административного правонарушения, совершенного директором ООО «СК Капитал-Строй» Мельниченко Г.В., установлен и доказан, однако с учетом конкретных обстоятельств настоящего дела, ввиду отсутствия в результате совершенного правонарушения вредных последствий и существенной угрозы причинения вреда охраняемым законом общественным отношениям, учитывая степень вины привлекаемого к административной ответственности лица, суд считает необходимым применить положения ст. 2.9 КоАП РФ, признать совершенное правонарушение малозначительным.
В соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Как разъяснено в абз. 3 п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Малозначительность правонарушения является оценочной категорией, которая устанавливается в зависимости от конкретных обстоятельств дела. Критериями для определения малозначительности правонарушения являются объект противоправного посягательства, степень выраженности признаков объективной стороны правонарушения, характер совершенных действий и другие обстоятельства, характеризующие противоправность деяния.
Принимая во внимание конкретные обстоятельства дела, при том, что работник Маркин Д.А. является гражданином Украины, валютные операции осуществлялись применительно к заработной плате, являющейся для него единственным источником средств к существованию, в отсутствие сведений о том, что с указанных сумм не оплачивались налоги либо отчисления в соответствующие фонды, в материалах дела отсутствуют, суд считает необходимым прекратить производство по делу об административном правонарушении в отношении директора ООО «СК Капитал-Строй» Мельниченко Г.В. на основании положения ст. 2.9 КоАП РФ, признав совершенное правонарушение малозначительным.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6 -30.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
РЕШИЛ:
Жалобу директора Общества с ограниченной ответственностью Строительная компания «Капитал Строй» Мельниченко Глеба Витальевича на постановление на постановление заместителя руководителя Управления Федеральной налоговой службы по г. Севастополю №198 от 24 июня 2021 года о привлечении Мельниченко Глеба Витальевича к административной ответственности по ч.1 ст. 15.25 КоАП РФ - удовлетворить частично.
Освободить Мельниченко Глеба Витальевича от административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ, в соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ за малозначительностью совершенного административного правонарушения, ограничившись устным замечанием.
Производство по делу об административном правонарушении в отношении директора Общества с ограниченной ответственностью Строительная компания «Капитал Строй» Мельниченко Глеба Витальевича о привлечении к административной ответственности по ч.1 ст. 15.25 КоАП РФ – прекратить.
Решение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в порядке, предусмотренном статьей 30.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Председательствующий –