НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Фрунзенского районного суда г. Ярославля (Ярославская область) от 23.11.2021 № 2А-2890/2021

Принято в окончательной форме 23.11.2021

(УИД) 76RS0024-01-2021-003814-18

Дело № 2а – 2890/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

12 ноября 2021 года г. Ярославль

Фрунзенский районный суд г. Ярославля в составе судьи Пестеревой Е.М., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Кроваткиной Е.С., с участием

представителя административного истца Бондаренко Т.А. по доверенности,

от административного ответчика - не явились,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №5 по Ярославской области к Лищуку Родиону Степановичу о взыскании задолженности по налогу на доходы физических лиц, штрафа,

установил:

Межрайонная ИФНС России № 5 по Ярославской области обратилась в суд с административным иском к Лищуку Р.С. о взыскании задолженности в общей сумме 930277,76 руб., в том числе по налогу на доходы физических лиц (НДФЛ) за 2017 год в размере 706788,00 руб., пеней – 130891,26 руб., штрафа, предусмотренного п.1 ст. 122 Налогового кодекса РФ – 35339,40 руб., штрафа, предусмотренного п.1 ст. 119 Налогового кодекса РФ – 53009,10 руб., штрафа, предусмотренного п.1 ст. 126 Налогового кодекса РФ – 4250,00 руб.

В обоснование требований указано, что Лищук Р.С. состоит на учете в Межрайонной ИФНС России №5 по Ярославской области. Налогоплательщик не представил налоговую декларацию по налогу на доходы физических лиц (НДФЛ) по форме 3-НДФЛ за 2017 год. Налог на доходы физических лиц за 2017 год подлежал оплате до 16.07.2018. В связи с тем, что в установленные законом сроки оплата налога не была произведена, налогоплательщик в соответствии со ст.75 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) обязан оплатить пени. В соответствии с п.1 ст. 122 НК РФ неуплата (неполная уплата) сумм налога на доходы физических лиц за 2017 год в результате занижения налоговой базы влечет за собой применение штрафных санкций в размере 20% от неуплаченной суммы налога за 2017 год. В соответствии со ст. 119 НК РФ непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации (расчета по страховым взносам) в налоговый орган по месту учета влечет взыскание штрафа в размере 5 процентов не уплаченной в установленный законодательством о налогах и сборах срок суммы налога (страховых взносов), подлежащей уплате (доплате) на основании этой декларации (расчета по страховым взносам), за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30% указанной суммы и не менее 1000 рублей. Согласно п.1 статьи 126 НК РФ непредставление в установленный срок налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных Налоговым кодексом РФ и иными актами законодательства о налогах и сборах, влечет взыскание штрафа в размере 200 руб. за каждый не представленный документ. В соответствии со ст. 69 НКРФ в адрес налогоплательщика путем выгрузки в личный кабинет было направлено требование об уплате задолженности от 13.01.2021 № 120. В соответствии со ст.48 НК РФ налоговый орган обратился в судебный участок №6 Фрунзенского судебного района г. Ярославля с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании с Лищука Р.С. указанной задолженности. 28.04.2021 мировым судьей был вынесен судебный приказ №2а-1247/2021, который по заявлению должника отменен 07.07.2021, что и послужило причиной обращения в суд с административным иском.

В судебном заседании представитель административного истца по доверенности Бондаренко Т.А. исковые требования поддержала по изложенным основаниям, дополнительно сообщила, что взыскиваемая задолженность до настоящего времени не погашена. Административным ответчиком не были представлены необходимые для проведения выездной налоговой проверки и определения суммы налога документы, в связи с чем налоговым органом был установлен круг контрагентов ответчика, которым направлены соответствующие запросы. Также был произведен анализ движения денежных средств по расчетным счетам ИП Лищука Р.С., в ходе которого выяснилось поступление денежных средств на общую сумму 8 019 323,35 руб., назначение платежа «в том числе, НДС 18%». Налоговая база по НДФЛ за 2017 год административным ответчиком была занижена. Решением налогового органа Лищук Р.С. был привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения, данное решение не обжаловалось.

Административный ответчик Лищук Р.С. в судебное заседание не явился, извещен о месте и времени судебного заседания надлежаще, о чем свидетельствует почтовое уведомление, возражений по административному иску не представил.

Судом определено рассмотреть дело при данной явке.

Заслушав представителя административного истца, исследовав письменные материалы дела, оценив доказательства в совокупности и взаимной связи, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 57 Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Аналогичное положение содержится в п. 1 ст. 3 Налогового кодекса РФ.

В соответствии со ст.23 Налогового кодекса РФ налогоплательщики обязаны, в том числе, уплачивать законно установленные налоги, представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.

На основании п.1 ст. 207 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников, в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.

Согласно ст. 216 Налогового кодекса РФ налоговым периодом признается календарный год.

В соответствии с п.п. 2, 3, 4 ст. 228 Налогового кодекса РФ налогоплательщики, указанные в пункте 1 настоящей статьи, самостоятельно исчисляют суммы налога, подлежащие уплате в соответствующий бюджет, в порядке, установленном статьей 225 настоящего Кодекса. Налогоплательщики, указанные в пункте 1 настоящей статьи, обязаны представить в налоговый орган по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию. Общая сумма налога, подлежащая уплате в соответствующий бюджет, исчисленная исходя из налоговой декларации с учетом положений настоящей статьи, уплачивается по месту жительства налогоплательщика в срок не позднее 15 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

В силу п. 1 ст. 45 Налогового кодекса РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.

В соответствии с п. 1 ст. 75 Налогового кодекса РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса.

На основании ст. 119 Налогового кодекса РФ непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации (расчета по страховым взносам) в налоговый орган по месту учета влечет взыскание штрафа в размере 5 процентов не уплаченной в установленный законодательством о налогах и сборах срок суммы налога (страховых взносов), подлежащей уплате (доплате) на основании этой декларации (расчета по страховым взносам), за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 1 000 рублей.

Согласно п.1 ст. 122 Налогового кодекса РФ неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора, страховых взносов) в результате занижения налоговой базы (базы для исчисления страховых взносов), иного неправильного исчисления налога (сбора, страховых взносов) или других неправомерных действий (бездействия), если такое деяние не содержит признаков налоговых правонарушений, предусмотренных статьями 129.3 и 129.5 настоящего Кодекса влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от неуплаченной суммы налога (сбора, страховых взносов).

В соответствии с п. 1 ст. 126 Налогового кодекса РФ непредставление в установленный срок налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов, налоговым агентом) в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных настоящим Кодексом и иными актами законодательства о налогах и сборах, если такое деяние не содержит признаков налоговых правонарушений, предусмотренных статьями 119, 129.4, 129.6, 129.9 - 129.11 настоящего Кодекса, а также пунктами 1.1 и 1.2 настоящей статьи, влечет взыскание штрафа в размере 200 рублей за каждый непредставленный документ.

Судом установлено, что Лищук Р.С. с 23.07.2015 осуществлял деятельность в качестве индивидуального предпринимателя (ИП), 30.12.2019 в ЕГРИП внесена запись о прекращении Лищуком Р.С. деятельности в качестве ИП (л.д.23-25).

Административным ответчиком не была представлена налоговая декларация по налогу на доходы физических лиц за 2017 по форме 3-НДФЛ. В рамках выездной налоговой проверки Лищуку Р.С. было выдано уведомление о необходимости обеспечения ознакомления с документами, связанными с исчислением и уплатой налоговой, однако соответствующие документы представлены не были. Для возможности определения налоговой базы и исчисления НДФЛ Лищуку Р.С. 19.03.2020 было вручено требование о предоставлении документов, документы за 2017 год были представлены частично (по взаимоотношениям с ООО «Векрим» за 3 квартал 2017 года и ИП Михайловым И.С. за 4 квартал 2017 года), а также раздел 8,9 налоговой декларации по НДС за 3,4 квартал 2017 года.

В связи с тем, что налогоплательщиком в установленный срок не были представлены документы, необходимые для расчетов налогов, инспекцией в ходе выездной налоговой проверки в соответствии с пп.7 ст.31 Налогового кодекса РФ был выбран метод определения налоговых обязательств на основании имеющейся у налогового органа информации о налогоплательщике за период с 01.01.2017 по 31.12.2017, произведен анализ движения денежных средств по расчетным счетам ИП за период с 01.01.2017 по 31.12.2017, в ходе которого установлено поступление денежных средств в сумме 8 019 323,35 руб. В ходе проведенного анализа движения денежных средств по расчетному счету ИП Лищука Р.С. на соответствие операций, отраженных в книгах продаж, движению потоков денежных средств установлено совпадение товарных и денежных потоков. В связи с тем, что денежные средства на расчетные счета ИП Лищука Р.С. поступали с назначением платежа «в том числе, НДС 18%», для расчета налоговой базы исключена сумма НДС, общая сумма для расчета налоговой базы составила 6 796 036 руб. (8 019 323 / 118 х 100).

В соответствии с подп.1 п.1 ст.221 НК РФ при исчислении налоговой базы в соответствии с пунктом 3 статьи 210 настоящего Кодекса право на получение профессиональных налоговых вычетов имеет, в том числе, налогоплательщики, указанные в пункте 1 статьи 227 настоящего Кодекса, - в сумме фактически произведенных ими и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов, но не более суммы таких доходов от осуществления предпринимательской деятельности.

Если налогоплательщики не в состоянии документально подтвердить свои расходы, связанные с деятельностью в качестве индивидуальных предпринимателей, профессиональный налоговый вычет производится в размере 20 процентов общей суммы доходов, полученной индивидуальным предпринимателем от предпринимательской деятельности.

Инспекцией установлено, что ИП Лищуком Р.С. в 2017 году понесены расходы на общую сумму 100 721 руб., в том числе: страховые взносы на обязательное пенсионное и медицинское страхование в фиксированном размере 33 985 руб., комиссии банков 66 73,6 руб. Сумма профессионального налогового вычета ИП Лищука Р.С. составила 1 359 207 руб. (6 796 036 х 13%). Расчет налоговой базы и суммы НДФЛ за 2017 год по ставке 13% составляет 706788,00 руб. (6 796 036 – 1 359 207) х 13%).

Вышеуказанные обстоятельства также зафиксированы в решении налогового органа №15-17/02/9 от 10.11.2020, которым Лищук Р.С. был привлечен к налоговой ответственности за неуплату НДФЛ в соответствии с п.1 ст.122 Налогового кодекса РФ, непредставление в установленный срок налоговой декларации по НДФЛ за 2017 год (п.1 ст.119 Налогового кодекса РФ), непредставление в установленный срок в налоговые органы документов или иных сведений (п.1 ст.126 Налогового кодекса РФ), административному ответчику начислены штрафные санкции, сниженные налоговым органом, в размере 35339,26 руб., 53009,19 руб. и 4250 руб., соответственно (л.д.13-21). Указанное решение в установленном порядке не оспорено.

В соответствии с п.4 ст.228 Налогового кодекса Российской Федерации общая сумма налога, подлежащая оплате в соответствующий бюджет, исчисленная исходя из налоговой декларации с учетом положений настоящей статьи, уплачивается по месту жительства (месту учета по иному основанию, установленному кодексом – при отсутствии места жительства) налогоплательщика в срок не позднее 15 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Таким образом, обязанность по оплате НДФЛ за 2017 год подлежала исполнению не позднее 15.07.2018.

Исходя из положений п.2 ст.11.2 Налогового кодекса РФ налогоплательщики - физические лица, получившие доступ к личному кабинету налогоплательщика, получают от налогового органа в электронной форме через личный кабинет налогоплательщика документы, используемые налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах. Документы, используемые налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, налогоплательщикам - физическим лицам, получившим доступ к личному кабинету налогоплательщика, на бумажном носителе по почте не направляются, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

В связи с тем, что в установленный срок оплата налога не была произведена, Инспекцией в порядке ст.69 Налогового кодекса РФ Лищуку Р.С. через личный кабинет налогоплательщика было направлено требование №120 от 13.01.2021, сроком исполнения – 25.02.2021. Сумма задолженности по НДФЛ за 2017 год составляла 706788,00 руб., а также в соответствии со ст.75 Налогового кодекса РФ на сумму задолженности были начислены пени в размере 130891,26 руб., а также выставлены к оплате штрафы на общую сумму 92598,50 руб. (л.д.9-10).

Срок для добровольного исполнения требования №120 - до 25.02.2021. 21.04.2021 налоговый орган обратился к мировому судье судебного участка №6 Фрунзенского судебного района г. Ярославля с заявлением о выдаче судебного приказа. Судебный приказ был выдан мировым судьей 28.04.2021 и по заявлению должника 07.07.2021 был отменен. Административное исковое заявление направлено в суд 29.09.2021, в пределах шести месяцев с даты отмены судебного приказа.

Таким образом, срок обращения в суд, установленный ст.48 Налогового кодекса РФ, административным истцом не пропущен.

Из объяснений представителя административного истца следует, что в настоящее время взыскиваемая задолженность не погашена. Данные обстоятельства подтверждаются карточкой «расчеты с бюджетом», которая не содержит сведений об оплате задолженности (л.д.28). Административным ответчиком доказательств оплаты взыскиваемых сумм также не представлено.

Представленные административным истцом расчеты задолженности судом проверены, признаются правильными, административным ответчиком не оспорены.

При таких обстоятельствах с Лищука Р.С. в доход бюджета подлежит взысканию задолженность по НДФЛ за 2017 год в размере 706788,00 руб., пени – 130 891,26 руб. штрафы в общей сумме 92598,50 руб., а всего – 930277,76 руб.

На основании ч.1 ст.114 КАС РФ с ответчика в доход бюджета, с учетом положений п.1 ст.333.19 Налогового кодекса РФ, подлежит взысканию государственная пошлина в размере 12503 руб. (5200 руб. + 1% х (930277,76 руб. – 200 000 руб.).

Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд

решил:

Административные исковые требования Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №5 по Ярославской области удовлетворить.

Взыскать с Лищука Родиона Степановича, ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА года рождения, уроженца <адрес>, адрес места регистрации: <адрес>А <адрес> доход бюджета задолженность в общей сумме 930 277,76 руб., в том числе: налог на доходы физических лиц за 2017 год – 706 788 руб., пени – 130 891,26 руб., штрафы в общей сумме 92598,50 руб.

Взыскать с Лищука Родиона Степановича в доход местного бюджета муниципального образования городской округ <адрес> государственную пошлину 12503 руб.

Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд путем подачи жалобы через Фрунзенский районный суд <адрес> в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Е.М. Пестерева