НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Феодосийского городского суда (Республика Крым) от 16.06.2021 № УИД-910022-01-2021-000757-93

Дело № 2-947/2021

№УИД-91RS0022-01-2021-000757-93

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

16 июня 2021 года г. Феодосия

Феодосийский городской суд Республики Крым в составе: председательствующего судьи Тимохиной Е.В. при секретаре Воробьевой Т.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Красюн А.С. к Муниципальному казенному учреждению «Департамент труда и социальной защиты населения Администрации города Феодосии Республики Крым», Министерству труда и социальной защиты Республики Крым о признании решения незаконными, обязании совершить определенные действия, третье лицо: Красюн Д.В.,

установил:

Красюн А.С. обратилась в суд с исковым заявлением, в котором просит признать незаконным решение Муниципального казенного учреждения «Департамент труда и социальной защиты населения администрации города Феодосии Республики Крым» от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в предоставлении государственной услуги по выдаче сертификата на единовременную выплату для улучшения жилищных условий. Обязать Муниципальное казенное учреждение «Департамент труда и социальной защиты населения администрации города Феодосии Республики Крым» повторно рассмотреть заявление Красюн А.С. от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении государственной услуги по выдаче сертификата на единовременную выплату для улучшения жилищных условий, и выдать Красюн А.С. данный сертификат.

Исковые требования мотивированы тем, что в ДД.ММ.ГГГГ Красюн А.С. обратилась в МКУ «Департамент труда и социальной защиты населения администрации города Феодосии Республики Крым» с заявлением на предоставление государственной услуги по выдаче сертификата на единовременную денежную выплату для улучшения жилищных условий. К данному заявлению в соответствии с требованиями Постановления Совета Министров Республики Крым от 10 октября 2019 года N574 «Об утверждении Положения о мерах по реализации Закона Республики Крым "О предоставлении дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым" (далее Постановлением) были предоставлены все требуемые в соответствии с установленным регламентом документы, в том числе и документы подтверждающие совместное проживание всех членов моей семьи по адресу: <адрес>. Полноту и правильность предоставленных к заявлению документов проверил специалист Департамента труда и социальной защиты населения администрации города Феодосии Республики Крым, и у него не возникло ни каких дополнительных вопросов или требований по предоставлению дополнительных документов. После подачи документов она неоднократно в телефонном режиме уточняла у специалистов Департамента труда и социальной защиты населения администрации города Феодосии Республики Крым состояние и результаты рассмотрения заявления от ДД.ММ.ГГГГ. Предоставление данной государственной услуги в отношении нее не приостанавливалось, в ее адрес ни какие требования о предоставлении дополнительных документов не направлялись. В нарушение положений п.10 и п.14 Постановления расписка-уведомление в день приема документов выдана не была, Решение о выдаче (отказе в выдаче) сертификата органом труда и социальной защиты населения в установленный 20-тидневный или месячный срок принято не было. ДД.ММ.ГГГГ мной получено обычное постовое отправление - письмо, которое было отправлено согласно почтового штемпеля ДД.ММ.ГГГГ Департаментом труда и социальной защиты населения администрации города Феодосии Республики Крым в ее адрес, которым выслано Решение об отказе в предоставлении государственной услуги протокол от ДД.ММ.ГГГГ. Согласно печатного текста данного Решения по результатам рассмотрения заявления принято решение отказать в предоставлении государственной услуги. Причина отказа: отсутствуют документы, подтверждающие совместную регистрацию супругов по месту жительства. Далее рукописным способом внесена неоговоренная запись «п.4 Постановления СМ РК от 16.10.20». Других документов в данном почтовом отправлении не имеется. С Решением об отказе в предоставлении государственной услуги протокол от ДД.ММ.ГГГГ Департамента труда и социальной защиты населения администрации города Феодосии Республики Крым я не согласна. При принятии Решения об отказе в предоставлении государственной услуги протокол от ДД.ММ.ГГГГ Департамента труда и социальной защиты населения администрации города Феодосии Республики Крым, допущены существенные нарушения Закона Республики Крым от 9 августа 2019 года № 631-3PK/2019 «О предоставлении дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым», Постановления Совета Министров Республики Крым от 10 октября 2019 года N574 «Об утверждении Положения о мерах по реализации Закона Республики Крым "О предоставлении дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым", Гражданского кодекса РФ, Жилищного Кодекса РФ, Конституции Российской Федерации. Решение не основано на нормах действовавшего на момент обращения законодательства Республики Крым. Таким образом, Решение об отказе в предоставлении государственной услуги протокол от ДД.ММ.ГГГГ Департамента труда и социальной защиты населения администрации города Феодосии Республики Крым нарушает ее законные права и права членов ее семьи по выдаче сертификата на единовременную выплату для улучшения жилищных условий, в связи с чем, она вынуждена обратиться в суд.

В судебное заседание истец не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщила, подала суду заявление, в котором просила рассмотреть дело в ее отсутствие, указав, что исковые требования поддерживает в полном объеме, просила удовлетворить по основаниям, изложенным в иске.

Ответчики о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, ходатайств об отложении рассмотрения дела суду не направили, ранее подали суду возражения относительно заявленных исковых требований, просили в иске отказать по основаниям, изложенным в возражении.

В соответствии с частями 1 и 2 статьи 167 ГПК РФ лица, участвующие в деле, обязаны известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин. В случае если лица, участвующие в деле, извещены о времени и месте судебного заседания, суд откладывает разбирательство дела в случае признания причин их неявки уважительными.

Частью 3 статьи 167 ГПК РФ установлено, что суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными.

То, что представитель ответчика и истец не явились в судебное заседание и не обеспечили явку своих представителей, является их волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве дела и иных процессуальных прав, поэтому не является препятствием для рассмотрения судом дела по существу.

Суд, исследовав материалы дела, всесторонне и полно выяснив все фактические обстоятельства и оценив представленные доказательства, имеющие значение для рассмотрения дела, полагает, что иск подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Частью 1 статьи 55 ГПК РФ установлено, что доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.

В силу положений статьи 56 ГПК РФ суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.

В соответствии со статьей 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями пункта 3 статьи 123 Конституции Российской Федерации и статьи 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Частью 1 статьи 57 ГПК РФ установлено, что доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле.

В силу части 1 статьи 196 ГПК РФ при принятии решения суд оценивает доказательства, определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, каковы правоотношения сторон, какой закон должен быть применен по данному делу и подлежит ли иск удовлетворению.

В соответствии с положениями статьи 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности. Результаты оценки доказательств суд обязан отразить в решении, в котором приводятся мотивы, по которым одни доказательства приняты в качестве средств обоснования выводов суда, другие доказательства отвергнуты судом, а также основания, по которым одним доказательствам отдано предпочтение перед другими.

Конституционный Суд Российской Федерации в постановлениях неоднократно указывал, что из взаимосвязанных положений статей 46 (часть 1), 52, 53 и 120 Конституции Российской Федерации вытекает предназначение судебного контроля как способа разрешения правовых споров на основе независимости и беспристрастности суда (Определения от 17 июля 2007 года № 566-О-О, от 18 декабря 2007 года № 888-О-О, от 15 июля 2008 года № 465-О-О и др.). При этом предоставление суду соответствующих полномочий по оценке доказательств вытекает из принципа самостоятельности судебной власти и является одним из проявлений дискреционных полномочий суда, необходимых для осуществления правосудия, что вместе с тем не предполагает возможность оценки судом доказательств произвольно и в противоречии с законом.

Из приведенных положений закона следует, что суд оценивает не только относимость, допустимость доказательств, но и достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

В силу присущего гражданскому судопроизводству принципа диспозитивности, эффективность правосудия по гражданским делам обуславливается в первую очередь поведением сторон как субъектов доказательственной деятельности; наделение равными процессуальными средствами защиты субъективных материальных прав в условиях состязательности. То есть, стороны должны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений, и принять на себя все последствия совершения или не совершения процессуальных действий.

Согласно материалам дела, ДД.ММ.ГГГГ Красюн А.С., через своего представителя Мягкого В.Н., обратилась в МКУ «Департамент труда и социальной защиты населения администрации города Феодосии Республики Крым» с заявлением на предоставление государственной услуги по выдаче сертификата на единовременную денежную выплату для улучшения жилищных условий.

Решением МКУ «Департамент труда и социальной защиты населения администрации города Феодосии Республики Крым» (протокол от ДД.ММ.ГГГГ) Красюн А.С. было отказано в предоставлении государственной услуги по выдаче сертификата на единовременную денежную выплату для улучшения жилищных условий, по тем основаниям, что отсутствуют документы, подтверждающие совместную регистрацию супругов по месту жительства, п. 4 Постановления СМРК от ДД.ММ.ГГГГ.

Статьей 1 Закона Республики Крым от 14.08.2019 № 631-ЗРК/2019 «О предоставлении дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым» предусмотрено, что действие настоящего Закона распространяется на граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Республики Крым.

Действие настоящего Закона не распространяется на граждан Российской Федерации:

1) дети которых находятся на полном государственном обеспечении;

2) лишенных родительских прав либо ограниченных в родительских правах;

3) в случае смерти ребенка (детей), рождение которого (которых) являлось основанием для приобретения права на дополнительную меру социальной поддержки, на дату обращения за дополнительной мерой социальной поддержки, установленной настоящим Законом.

В статье 2 Закона Республики Крым от 14.08.2019 № 631-ЗРК/2019 «О предоставлении дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым» указано, что для целей настоящего Закона используются следующие понятия:

Действие настоящего Закона распространяется на граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территории Республики Крым.

1) дополнительная мера социальной поддержки семей, имеющих детей, в Республике Крым - мера, обеспечивающая возможность улучшения жилищных условий (далее - дополнительная мера социальной поддержки);

2) единовременная выплата для улучшения жилищных условий - средства бюджета Республики Крым, направленные на реализацию дополнительной меры социальной поддержки, установленной настоящим Законом (далее - единовременная выплата);

3) сертификат на единовременную выплату - именной документ, подтверждающий право на дополнительную меру социальной поддержки;

4) одинокий родитель - родитель, в случае если:

в свидетельстве о рождении ребенка отсутствует запись об отце ребенка или запись произведена в установленном порядке по указанию матери;

второй родитель умер, либо признан судом безвестно отсутствующим (умершим), либо лишен родительских прав в отношении этого ребенка;

брак со вторым родителем ребенка расторгнут, при этом заявитель не вступил в повторный брак.

Согласно статьи 3 Закона Республики Крым от 14.08.2019 № 631-ЗРК/2019 «О предоставлении дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым» (в редакции от 17.04.2020, действовавшей на момент обращения истца) право на дополнительную меру социальной поддержки имеет один из родителей (одинокий родитель) при рождении в семье после 31 декабря 2018 года ребенка, гражданина Российской Федерации, в случае регистрации его рождения в государственных органах записи актов гражданского состояния на территории Республики Крым при условии их совместного проживания.

В пункте 3 Положения о мерах по реализации закона Республики Крым «О предоставлении дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей в Республике Крым», утвержденного Постановлением Совета Министров Республики Крым от 10.10.2019 г. № 574 (в редакции, действовавшей на период подачи заявления Красюн А.С.), указано, что под членами семьи гражданина-заявителя в настоящем Положении понимаются проживающие и зарегистрированные совместно с ним супруг (супруга), их дети (в том числе дети каждого из родителей от предыдущего брака) и родители, а в случаях признания в судебном порядке членами семьи - также другие родственники и нетрудоспособные иждивенцы, проживающие и зарегистрированные совместно с гражданином-заявителем.

Факт совместного проживания супругов Красюн подтверждается паспортными данными Красюн А.С., в котором указан адрес регистрации: <адрес> свидетельством от ДД.ММ.ГГГГ о регистрации по месту пребывания Красюн Д.В. по адресу: <адрес>, кроме того, согласно паспортным данным Красюн Д.В., он зарегистрирован по адресу: <адрес>.

Согласно ч. ч. 2, 5 ст. 76 Конституции РФ по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.

В соответствии со ст. 20 Гражданского кодекса РФ, ст. 2 Закона РФ от 25.06.1993 № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» под местом жительства понимается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.

Из анализа положений ст. 2 и ст. 3 Закона РФ от 25.06.1993 № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» следует, что регистрация осуществляется в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод и исполнения обязанностей. Регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией РФ, законами РФ, конституциями и законами республик в составе Российской Федерации.

В Определении Верховного Суда Российской Федерации от 22.06.2005 № 93-Г05-7 установлено, что регистрация не входит в понятие «место жительства» и является лишь одним из обстоятельств, отражающих факт нахождения гражданина по месту жительства или пребывания.

Отсутствие регистрации не исключает возможность установления места жительства гражданина на основе других данных, не обязательно исходящих от органов регистрационного учета.

Такими данными, исходя из положений статьи 2 Закона Российской Федерации от 25.06.1993 № 5242-1 признаются, в частности, наличие в собственности жилого помещения, договора найма или аренды жилого помещения и другие.

Сам по себе факт регистрации или отсутствие таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и согласно части второй статьи 3 Закона РФ от 25.06.1993 № 5242-1, не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией РФ, федеральными законами и законодательными актами субъектов РФ.

Кроме того, в соответствии с постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 02.02.98 № 4-П, регистрация является способом учета граждан в пределах Российской Федерации, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства, который не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией РФ, федеральными законами и законодательными актами субъектов РФ.

Данные положения законодательства были также изложены в письме Министерства труда и социальной защиты граждан Российской Федерации от 18.11.2016 № 12-1/10/В-8544 «О недопущении отказов в предоставлении и мер социальной поддержки семьям с детьми исходя из данных регистрационного учета граждан на территории Российской Федерации», в связи с участившимися обращениями граждан по вопросам отказов в предоставлении мер социальной поддержки семьям с детьми, в том числе, взявших на попечение детей, для принятия мер по недопущению нарушений указанных норм при назначении и выплате мер социальной поддержки, которое было разослано для исполнения в исполнительные органы субъектов РФ.

Красюн А.С. подала заявление ДД.ММ.ГГГГ.

Статьей 4 Закона Республики Крым от 14.08.2019 № 631-ЗРК/2019 «О предоставлении дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым» предусмотрено, что лица, указанные в статье 3 настоящего Закона, их законные представители вправе обратиться в орган труда и социальной защиты по месту жительства за получением сертификата на единовременную выплату (далее - сертификат) на бумажном носителе после возникновения права на дополнительную меру социальной поддержки, предусмотренную настоящим Законом, путем подачи соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, перечень которых устанавливается Советом министров Республики Крым, в течение 12 месяцев со дня рождения ребенка, а при рождении ребенка в 2019 году - в течение 12 месяцев со дня вступления настоящего Закона в силу.

Решение о выдаче либо об отказе в выдаче сертификата выносится органом труда и социальной защиты по месту жительства не позднее чем в месячный срок с даты приема заявления о выдаче сертификата (со всеми необходимыми документами).

В пункте 9 Положения о мерах по реализации закона Республики Крым «О предоставлении дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей в Республике Крым», утвержденного Постановлением Совета Министров Республики Крым от 10.10.2019 г. № 574, указывается, что к заявлению о выдаче сертификата прилагаются следующие документы:

1) паспорт заявителя с отметкой о регистрации по месту жительства на территории Республики Крым;

2) паспорт второго родителя с отметкой о регистрации по месту жительства на территории Республики Крым;

3) свидетельство о рождении на каждого ребенка до 14 лет (паспорт на каждого ребенка старше 14 лет).

4) документы, содержащие сведения о совместно проживающих и зарегистрированных с заявителем членах его семьи, а также подтверждающие степень родства или свойства по отношению к заявителю и место постоянного проживания таких членов семьи заявителя;

5) сведения о доходах членов семьи, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи, указанных в пункте 5 настоящего Положения (за 12 месяцев, предшествующих месяцу подачи заявления о выдаче сертификата);

6) документы, подтверждающие соблюдение заявителем условий, предусмотренных пунктом 7 настоящего Положения (в том числе паспорт гражданина Российской Федерации с отметкой о регистрации по месту жительства, свидетельство о рождении, свидетельство о регистрации по месту пребывания, решение суда, подтверждающее факт проживания на территории Республики Крым, справки из организаций жилищно-коммунального хозяйства, независимо от их организационно-правовой формы, имеющие реквизиты, подпись и печать юридических лиц, их выдавших, документы об образовании, документы о трудовой деятельности);

7) договор социального найма, правоустанавливающие документы на жилые помещения, принадлежащие заявителю и (или) членам его семьи на праве собственности и (или) занимаемые заявителем и (или) членами его семьи по договору социального найма (при наличии таких документов);

8) справка с места учебы для лиц в возрасте от 18 до 23 лет, обучающихся по очной форме по основным общеобразовательным программам, профессиональным образовательным программам и (или) по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов (для включения в состав семьи при определении среднедушевого совокупного дохода семьи);

9) документ, удостоверяющий личность и полномочия представителя заявителя, - в случае подачи заявления представителем;

10) письменное согласие на обработку персональных данных членов семьи заявителя, его представителя (в случае если заявление подается представителем) по форме согласно приложению 2 к настоящему Положению.

Одинокий родитель дополнительно к вышеуказанным документам представляет копию документа, с предъявлением оригинала для обозрения, подтверждающего, что:

- запись об отце ребенка произведена в установленном порядке по указанию матери;

- второй родитель умер, либо признан судом безвестно отсутствующим (умершим), либо лишен родительских прав в отношении этого ребенка;

- брак со вторым родителем ребенка расторгнут, - в случае если заявитель не вступил в повторный брак.

Документы, указанные в подпунктах 1 - 7, 9, 10 настоящего пункта, представляются в копиях с одновременным предъявлением оригиналов для обозрения.

Копии представленных документов заверяются специалистом органа труда и социальной защиты населения, осуществляющим прием документов.

Согласно пункту 11 Положения о мерах по реализации закона Республики Крым «О предоставлении дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей в Республике Крым», утвержденного Постановлением Совета Министров Республики Крым от 10.10.2019 г. № 574, орган труда и социальной защиты населения в течение 3 рабочих дней со дня получения заявления о выдаче сертификата и прилагаемых к нему документов, в рамках межведомственного информационного взаимодействия, в порядке, установленном Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (далее - Федеральный закон N 210-ФЗ), запрашивает документы и сведения, необходимые для принятия решения, в том числе:

1) подтверждающие совместное проживание детей с родителями (одиноким родителем);

2) о регистрации по месту жительства граждан, указанных заявителем в представленном заявлении в качестве членов его семьи (совместно с ним проживающих);

3) сведения о доходах членов семьи при определении среднедушевого дохода семьи в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации N 512;

4) о неполучении сертификата по месту жительства второго родителя;

5) о страховом номере индивидуального лицевого счета в системе обязательного пенсионного страхования (СНИЛС) заявителя и членов семьи, совместно проживающих с ним;

6) о наличии в собственности семьи жилых помещений.

В случае необходимости орган труда и социальной защиты населения также запрашивает сведения о лишении родительских прав, об ограничении в родительских правах в отношении ребенка, в связи с рождением которого возникло право на дополнительную меру социальной поддержки.

Заявитель вправе по собственной инициативе представить в орган труда и социальной защиты населения документы и сведения, указанные в настоящем пункте.

Согласно пункту 16 Положения о мерах по реализации закона Республики Крым «О предоставлении дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей в Республике Крым», утвержденного Постановлением Совета Министров Республики Крым от 10.10.2019 г. № 574, решение об отказе в выдаче сертификата принимается органом труда и социальной защиты населения в случаях:

1) отсутствия права на меру социальной поддержки в соответствии с Законом N 631-ЗРК/2019;

2) представления неполного пакета документов, необходимых для предоставления дополнительной меры социальной поддержки.

В соответствии с п. 14 Положения № 574 Решение о выдаче (отказе в выдаче) сертификата принимается органом труда и социальной защиты населения в течение 20 рабочих дней со дня регистрации заявления о выдаче сертификата со всеми необходимыми документами, а в случае направления межведомственных запросов - в течение 10 рабочих дней со дня поступления документов, указанных в пункте 11 настоящего Положения, но не позднее чем в месячный срок со дня регистрации заявления.

Решение об отказе в предоставлении государственной услуги (без даты) было принято на основании протокола от ДД.ММ.ГГГГ и, согласно штемпелю на конверте, было направлено истцу ДД.ММ.ГГГГ, т.е. по истечении более 2,5 месяца с момента обращения истца с заявлением о предоставлении меры социальной поддержки.

Изменения в ст. 3 Закона Республики Крым от 14.08.2019 № 631-ЗРК/2019 «О предоставлении дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым» от 14.08.2020 года (редакция №3), относительно требований о регистрации родителей по месту жительства (за исключением одиноких родителей) по одному адресу вступили в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, т.е. после подачи истцом заявления.

Вместе с тем, как следует из п. 1 ст. 4 ГК РФ, акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом. Отношения сторон по договору, заключенному до введения в действие акта гражданского законодательства, регулируются в соответствии со ст. 422 ГК РФ (п. 2 ст. 4 ГК РФ).

В силу ст. 422 ГК РФ к договору применяются нормы, действовавшие в момент его заключения.

Согласно п. 2 ст. 422 ГК РФ закон, принятый после заключения договора и устанавливающий обязательные для сторон правила, иные, чем те, которые действовали при заключении договора, распространяет свое действие на отношения сторон по такому договору лишь в случае, когда в законе прямо установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров. Согласно п. 2 ст. 4 ГК РФ это правило применяется как к императивным, так и к диспозитивным нормам (п. 6 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14 марта 2014 г. N 16 "О свободе договора и ее пределах", п. 83 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2016 г. N 7 "О применении судами некоторых положении Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств").

Соответственно, действующее право в качестве основного критерия применения той или иной нормы к договорным отношениям сторон устанавливает действие нормы, а не отсутствие знания о будущих изменениях закона, возможность полагаться на действующее регулирование или наличие (отсутствие) разумных ожидании, основанных на том, что закон не будет изменен в будущем.

Как положения ст. 4 ГК РФ, так и положения ст. 422 ГК РФ допускают в качестве исключения из общего правила, применимого к договорным отношениям, прямое указание законодателя на немедленное применение закона или применение закона с обратной силой к уже существующим отношениям. При этом даже в случае прямого указания закона на его немедленное применение или применение с обратной силой необходимо учитывать правовую позицию о недопустимости лишения прав в результате такого применения, высказанную в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 15 февраля 2016 г. N 3-П.

Однако, изменения в Закон Республики Крым от 14.08.2019 № 631-ЗРК/2019 «О предоставлении дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым» от 14.08.2020 года (редакция №3) вступили в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, прямого указания на немедленное применение закона или применение закона с обратной силой к уже существующим отношениям не содержат.

Проанализировав вышеизложенное, приняв во внимание вышеприведенные правовые нормы и их системное толкование, дав надлежащую юридическую оценку правоотношениям по настоящему гражданскому делу, исследовав имеющиеся в деле доказательства, оценив их относимость, допустимость, достоверность, а также достаточность и взаимосвязь в их совокупности, установив фактические обстоятельства дела, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для защиты гражданских прав Красюн А.С., следовательно, у суда имеются правовые основания признать незаконным решение Муниципального казенного учреждения «Департамент труда и социальной защиты населения администрации города Феодосии Республики Крым» (протокол от ДД.ММ.ГГГГ) об отказе в предоставлении государственной услуги по выдаче сертификата на единовременную выплату для улучшения жилищных условий, и как следствие возложение на МКУ «Департамент труда и социальной защиты населения администрации города Феодосии Республики Крым» обязательства повторно рассмотреть заявление Красюн А.С. от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении государственной услуги по выдаче сертификата на единовременную выплату для улучшения жилищных условий, с учетом положений Закона Республики Крым от 14.08.2019 года № 631-ЗРК/2019 «О предоставлении дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым» в редакции от ДД.ММ.ГГГГ, действовавшей на период подачи заявления Красюн А.С., а также имеются основания для удовлетворения исковых требований в части возложения на МКУ «Департамент труда и социальной защиты населения администрации города Феодосии Республики Крым» обязательства выдать истцу сертификат на единовременную выплату для улучшения жилищных условий

Полный текст решения изготовлен 23.06.2021 года.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Красюн А.С. удовлетворить.

Признать незаконным решение Муниципального казенного учреждения «Департамент труда и социальной защиты населения администрации города Феодосии Республики Крым» (протокол от ДД.ММ.ГГГГ) об отказе в предоставлении государственной услуги по выдаче сертификата на единовременную выплату для улучшения жилищных условий.

Обязать Муниципальное казенное учреждение «Департамент труда и социальной защиты населения администрации города Феодосии Республики Крым» повторно рассмотреть заявление Красюн А.С. от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении государственной услуги по выдаче сертификата на единовременную выплату для улучшения жилищных условий, с учетом положений Закона Республики Крым от 14.08.2019 года № 631-ЗРК/2019 «О предоставлении дополнительной меры социальной поддержки для улучшения жилищных условий семьям, имеющим детей, в Республике Крым», в редакции от 17.04.2020 года.

Обязать Муниципальное казенное учреждение «Департамент труда и социальной защиты населения администрации города Феодосии Республики Крым» принять решение о выдаче Красюн А.С. сертификата на единовременную выплату для улучшения жилищных условий.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Крым через Феодосийский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий: Е.В. Тимохина