Дело № 2-1348/2020
УИД: 91RS0022-01-2020-001768-51
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
04 августа 2020 года г. Феодосия
Феодосийский городской суд Республики Крым в составе:
председательствующего судьи Чибижековой Н.В.,
с участием секретаря Аблязовой Э.Р.,
представителя истца Чубко Я.В.,
представителя ответчика Груши И.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Винник ФИО10 к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Феодосии Республики Крым (межрайонное) о признании решения незаконным и обязании совершить определенные действия,-
УСТАНОВИЛ:
Винник Л.П. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Феодосии Республики Крым (межрайонное), в котором просит признать незаконным решение ответчика № от 26 февраля 2020 года об отказе в досрочном назначении страховой пенсии по старости; обязать ответчика включить в страховой стаж, дающий на досрочное назначение страховой пенсии по старости: периоды работы – с 01 сентября 1994 года по 31 августа 1998 года в Ровенском городском лицее в должности учителя химии; с 01 сентября 1998 года по 31 августа 2000 года в Ровенском городском экономико-правовом лицее в должности куратора на 0,5 ставки и учителя химии; с 01 сентября 2000 года по 28 августа 2002 года в Ровенском городском экономико-правовом лицее в должности учителя химии; с 06 сентября 2002 года по 11 ноября 2002 года в Феодосийском физико-математическом лицее при ХНУ в должности учителя химии, заместителя директора по УВР; с 12 ноября 2002 года по 01 сентября 2003 года в Феодосийском физико-математическом лицее в должности заместителя директора по УВР и учителя химии; с 02 сентября 2003 года по 20 августа 2004 года в Феодосийском физико-математическом лицее при ХНУ в должности заместителя директора по УВР, НИР и учителя химии; с 21 августа 2004 года по 13 сентября 2004 года в Феодосийском физико-математическом лицее при ХНУ в должности заместителя директора по научно-методической работе на 0,5 ставки и учителя химии; с 14 сентября 2004 года по 12 августа 2005 года в Феодосийском физико-математическом лицее при ХНУ в должности заместителя директора по УВ работе на 1 ставку и учителя химии; с 01 сентября 2008 года по 31 августа 2009 года в Феодосийской общеобразовательной школе I-III ступени № 4 им. В. Коробкова Феодосийского горсовета Республики Крым в должности учителя химии; с 01 сентября 2012 года по 26 октября 2014 года, с 30 октября 2014 года по 31 декабря 2014 года в Феодосийской общеобразовательной школе I-III ступени № 4 им. В. Коробкова Феодосийского горсовета Республики Крым (МБОУ «Школа №4 им. В. Коробкова г. Феодосии Республики Крым») в должности учителя химии; с 01 января 2015 года по 25 августа 2015 года, с 27 августа 2015 года по 31 августа 2015 года в МБОУ «Школа № 4 им. В. Коробкова г. Феодосии Республики Крым» в должности учителя химии; периоды нахождения на курсах повышения квалификации – 04 ноября 2009 года, 26 ноября 2009 года, 02 декабря 2009 года, с 27 октября 2014 года по 29 октября 2014 года, с 17 октября 2016 года по 25 октября 2016 года, с 08 ноября 2017 года по 10 ноября 2017 года, с 07 июня 2019 года по 11 июня 2019 года; периоды нахождения в командировке – 26 августа 2015 года, 26 августа 2016 года, 22 августа 2017 года; обязать Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Феодосии Республики Крым (межрайонное) назначить ей досрочную пенсию по старости в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 30 ФЗ «О страховых пенсиях» с 27 апреля 2020 года.
В обоснование требований указала, что она осуществляет педагогическую деятельность более 25 лет. В связи с наличием у нее стажа педагогической деятельности (льготного стажа) более 25 лет, 19 декабря 2019 года она обратилась в Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Феодосии Республики Крым (межрайонное) с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». Однако решением Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Феодосии Республики Крым (межрайонное) № от 26 февраля 2020 года ей было отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости ввиду того, что ее специальный стаж работы, дающий право на досрочную пенсию составляет всего 10 лет 01 месяц и 27 дня. Так, ответчиком не были включены в стаж на соответствующих видах работ следующие периоды ее работы – с 01 сентября 1994 года по 31 августа 1998 года в Ровенском городском лицее в должности учителя химии; с 01 сентября 1998 года по 31 августа 2000 года в Ровенском городском экономико-правовом лицее в должности куратора на 0,5 ставки и учителя химии; с 01 сентября 2000 года по 28 августа 2002 года в Ровенском городском экономико-правовом лицее в должности учителя химии; с 06 сентября 2002 года по 11 ноября 2002 года в Феодосийском физико-математическом лицее при ХНУ в должности учителя химии, заместителя директора по УВР; с 12 ноября 2002 года по 01 сентября 2003 года в Феодосийском физико-математическом лицее в должности заместителя директора по УВР и учителя химии; с 02 сентября 2003 года по 20 августа 2004 года в Феодосийском физико-математическом лицее при ХНУ в должности заместителя директора по УВР, НИР и учителя химии; с 21 августа 2004 года по 13 сентября 2004 года в Феодосийском физико-математическом лицее при ХНУ в должности заместителя директора по научно-методической работе на 0,5 ставки и учителя химии; с 14 сентября 2004 года по 12 августа 2005 года в Феодосийском физико-математическом лицее при ХНУ в должности заместителя директора по УВ работе на 1 ставку и учителя химии; с 01 сентября 2008 года по 31 августа 2009 года в Феодосийской общеобразовательной школе I-III ступени № 4 им. В. Коробкова Феодосийского горсовета Республики Крым в должности учителя химии; с 01 сентября 2012 года по 26 октября 2014 года, с 30 октября 2014 года по 31 декабря 2014 года в Феодосийской общеобразовательной школе I-III ступени № 4 им. В. Коробкова Феодосийского горсовета Республики Крым (МБОУ «Школа №4 им. В. Коробкова г. Феодосии Республики Крым») в должности учителя химии; с 01 января 2015 года по 25 августа 2015 года, с 27 августа 2015 года по 31 августа 2015 года в МБОУ «Школа № 4 им. В. Коробкова г. Феодосии Республики Крым» в должности учителя химии; периоды нахождения на курсах повышения квалификации – 04 ноября 2009 года, 26 ноября 2009 года, 02 декабря 2009 года, с 27 октября 2014 года по 29 октября 2014 года, с 17 октября 2016 года по 25 октября 2016 года, с 08 ноября 2017 года по 10 ноября 2017 года, с 07 июня 2019 года по 11 июня 2019 года; периоды нахождения в командировке – 26 августа 2015 года, 26 августа 2016 года, 22 августа 2017 года. Данный отказ она считает незаконным, в связи с чем, она вынуждена обратиться в суд с указанным исковым заявлением.
В возражениях на исковое заявление Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Феодосии Республики Крым (межрайонное) просило в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме, ссылаясь на отсутствие права на назначение досрочной страховой пенсии по старости в связи с отсутствием необходимого документально подтвержденного льготного стажа.
Истец Винник Л.П. в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщила, направила своего представителя – Чубко Я.В., действующую на основании доверенности, которая в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме и дала суду пояснения, аналогичные изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Феодосии Республики Крым (межрайонное) – Груша И.И., действующий на основании доверенности, возражал против удовлетворения исковых требований в полном объеме.
Заслушав представителей истца и ответчика, исследовав материалы дела, всесторонне и полно выяснив все фактические обстоятельства и оценив представленные доказательства, имеющие значение для рассмотрения дела, суд полагает, что иск подлежит удовлетворению частично по следующим основаниям.
В соответствии с частью 3 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд принимает решение по заявленным истцом требованиям, на основании представленных сторонами в порядке статей 56, 57 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и оцененных судом в порядке статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации доказательствах.
В силу статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предмет и основания иска определяет истец. При этом к основаниям иска относятся не только нормы права, на которые указывает истец, но и фактические обстоятельства, на которые он ссылается в обоснование своих требований.
В соответствии с требованиями статьи 148 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации определение закона, которым следует руководствоваться при разрешении дела и установление правоотношений сторон, относится к компетенции суда.
Частью 1 статьи 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, регламентирующей право на обращение в суд, установлено, что заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
В статье 11 Гражданского кодекса Российской Федерации закреплено положение о судебной защите нарушенных или оспоренных гражданских прав.
Согласно статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется способами, перечисленными в данной статье. Предъявление требований должно иметь своей целью восстановление нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов обратившегося в суд лица. Заявитель свободен в выборе способа защиты своего нарушенного права, однако избранный способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и спорного правоотношения, характеру отношения.
Положения части 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации предусматривают каждому гарантии на судебную защиту его прав и свобод. Право на судебную защиту и доступ к правосудию относится к основным неотчуждаемым правам и свободам человека и одновременно выступает гарантией всех других прав и свобод, оно признается и гарантируется согласно общепризнанным принципам и нормам международного права (статьи 17, 18; части 1, 2 статьи 46, статья 52 Конституции Российской Федерации).
При рассмотрении дела судом установлено, что 19 декабря 2019 года Винник Л.П. обратилась в Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Феодосии Республики Крым (межрайонное) с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Решением Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Феодосии Республики Крым (межрайонное) № от 26 февраля 2020 года Винник Л.П. отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в связи с отсутствием необходимого документально подтвержденного льготного стажа не менее 25 лет. Так, в стаж Винник Л.П., дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, в частности не засчитаны периоды работы – с 01 сентября 1994 года по 31 августа 1998 года в Ровенском городском лицее в должности учителя химии; с 01 сентября 1998 года по 31 августа 2000 года в Ровенском городском экономико-правовом лицее в должности куратора на 0,5 ставки и учителя химии; с 01 сентября 2000 года по 28 августа 2002 года в Ровенском городском экономико-правовом лицее в должности учителя химии; с 06 сентября 2002 года по 11 ноября 2002 года в Феодосийском физико-математическом лицее при ХНУ в должности учителя химии, заместителя директора по УВР; с 12 ноября 2002 года по 01 сентября 2003 года в Феодосийском физико-математическом лицее в должности заместителя директора по УВР и учителя химии; с 02 сентября 2003 года по 20 августа 2004 года в Феодосийском физико-математическом лицее при ХНУ в должности заместителя директора по УВР, НИР и учителя химии; с 21 августа 2004 года по 13 сентября 2004 года в Феодосийском физико-математическом лицее при ХНУ в должности заместителя директора по научно-методической работе на 0,5 ставки и учителя химии; с 14 сентября 2004 года по 12 августа 2005 года в Феодосийском физико-математическом лицее при ХНУ в должности заместителя директора по УВР на 1 ставку и учителя химии, поскольку заявителем не представлены справки, уточняющие льготный характер труда; с 01 сентября 2008 года по 31 августа 2009 года в Феодосийской общеобразовательной школе I-III ступени № 4 им. В. Коробкова Феодосийского горсовета Республики Крым в должности учителя химии; с 01 сентября 2012 года по 26 октября 2014 года, с 30 октября 2014 года по 31 декабря 2014 года в Феодосийской общеобразовательной школе I-III ступени № 4 им. В. Коробкова Феодосийского горсовета Республики Крым (МБОУ «Школа №4 им. В. Коробкова г. Феодосии Республики Крым») в должности учителя химии; с 01 января 2015 года по 25 августа 2015 года, с 27 августа 2015 года по 31 августа 2015 года в МБОУ «Школа № 4 им. В. Коробкова г. Феодосии Республики Крым» в должности учителя химии, поскольку педагогическая нагрузка составила менее одной ставки нормы рабочего времени; периоды нахождения на курсах повышения квалификации – 04 ноября 2009 года, 26 ноября 2009 года, 02 декабря 2009 года, с 27 октября 2014 года по 29 октября 2014 года, с 17 октября 2016 года по 25 октября 2016 года, с 08 ноября 2017 года по 10 ноября 2017 года, с 07 июня 2019 года по 11 июня 2019 года и нахождения в командировках – 26 августа 2015 года, 26 августа 2016 года, 22 августа 2017 года. Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Феодосии Республики Крым (межрайонное) пришло к выводу, что стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочную пенсию, составляет 10 лет 1 месяц 27 дней, что послужило основанием для отказа Винник Л.П. в досрочном назначении страховой пенсии по старости.
В силу частей 1 и 2 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
С 01 января 2015 года на территории Российской Федерации пенсии назначаются и выплачиваются в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
В соответствии с положениями статей 6 и 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», в редакции, действующей на момент обращения истца с заявлением о досрочном назначением страховой пенсии по старости, одним из видов страховых пенсий является страховая пенсия по старости; право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
Согласно пункту 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении № 11-П от 03 июня 2004 года по делу о проверке конституционности положений подпунктов 10, 11 и 12 пункта 1 статьи 28, пунктов 1 и 2 статьи 31 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» досрочное назначение трудовой пенсии по старости связано с риском утраты профессиональной трудоспособности до достижения общего пенсионного возраста из-за длительного неблагоприятного воздействия на организм человека различного рода факторов, обусловленных спецификой их профессиональной деятельности (для которой, как правило, характерна постоянная повышенная эмоциональная и психологическая, а зачастую и физическая, нагрузка, высокая степень ответственности за результаты труда), а также с особой значимостью, ценностью такой трудовой деятельности для государства и общества. Предоставление возможности уйти на пенсию в более раннем возрасте преследует цель освобождения от необходимости дальнейшего продолжения работы и является, таким образом, одной из мер, направленных на сохранение здоровья указанных лиц. Природа и предназначение такой льготы, как пенсионное обеспечение ранее достижения общего пенсионного возраста, обуславливают и особенности приобретения права на нее. Основанием для назначения досрочной трудовой пенсии по старости является стаж работы в должностях и учреждениях, предусмотренных соответствующими списками, утверждаемыми Правительством Российской Федерации, требуемой продолжительности. При этом списки формируются исходя из установленного наличия вредных факторов работы на той или иной должности в определенных учреждениях исчерпывающим образом.
Частями 2, 3, 4, 5 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
В случае изменения организационно-правовой формы и (или) наименований учреждений (организаций), предусмотренных пунктами 19 - 21 части 1 настоящей статьи, при сохранении в них прежнего характера профессиональной деятельности тождественность профессиональной деятельности, выполняемой после изменения организационно-правовой формы и (или) наименования соответствующего учреждения (организации), профессиональной деятельности, выполнявшейся до такого изменения, устанавливается в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 16 постановления от 11 декабря 2012 года № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» разъяснил, что в случае несогласия гражданина с отказом органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, включить в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (пункт 1 статьи 27 Федерального закона № 173-ФЗ), период работы, подлежащий, по мнению гражданина, зачету в данный стаж, необходимо учитывать, что вопрос о тождественности выполняемых истцом работ, занимаемой должности, имеющейся профессии тем работам, должностям, профессиям, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, решается судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и имеющимся профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.). При этом установление тождественности различных наименований работ, профессий, должностей не допускается.
Особенности реализации права на пенсионное обеспечение граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя, установлены Федеральным законом от 21 июля 2014 года № 208-ФЗ «Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя».
В соответствии с частями 1, 2 статьи 2 Федерального закона от 21 июля 2014 года № 208-ФЗ «Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя» с 1 января 2015 года пенсионное обеспечение граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации. При обращении граждан, указанных в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона, за назначением пенсий и (или) иных устанавливаемых к пенсии выплат такие пенсии и (или) выплаты назначаются с 1 января 2015 года, но не ранее чем со дня возникновения права на пенсию и (или) выплату.
Статьей 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» установлено, что в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Винник Л.П. в период с 01 сентября 1994 года по 31 августа 1998 года работала в должности учителя химии в Ровенском городском лицее в должности; в период с 01 сентября 1998 года по 31 августа 2000 года – в должности куратора на 0,5 ставки и учителя химии в Ровенском городском экономико-правовом лицее; в период с 01 сентября 2000 года по 28 августа 2002 года – в должности учителя химии в Ровенском городском экономико-правовом лицее; в период с 06 сентября 2002 года по 11 ноября 2002 года – в должности учителя химии в Феодосийском физико-математическом лицее при Херсонском национальном университете в должности учителя химии, заместителя директора по учебно-воспитательной работе; в период с 12 ноября 2002 года по 01 сентября 2003 года – в должности заместителя директора по учебно-воспитательной работе и учителя химии в Феодосийском физико-математическом лицее; в период с 02 сентября 2003 года по 20 августа 2004 года – в должности заместителя директора по учебно-воспитательной работе и научно-исследовательской работе и учителя химии в Феодосийском физико-математическом лицее при Херсонском национальном университете; в период с 21 августа 2004 года по 13 сентября 2004 года – в должности заместителя директора по научно-методической работе на 0,5 ставки и учителя химии в Феодосийском физико-математическом лицее при Херсонском национальном университете в должности; в период с 14 сентября 2004 года по 12 августа 2005 года – в должности заместителя директора по учебно-воспитательной работе на 1 ставку и учителя химии в Феодосийском физико-математическом лицее при Херсонском национальном университете; в период с 01 сентября 2008 года по 31 августа 2009 года – в должности учителя химии в Феодосийской общеобразовательной школе I-III ступени № 4 им. В. Коробкова Феодосийского горсовета Республики Крым; в период с 01 сентября 2012 года по 26 октября 2014 года, с 30 октября 2014 года по 31 декабря 2014 года – в должности учителя химии в Феодосийской общеобразовательной школе I-III ступени № 4 им. В. Коробкова Феодосийского горсовета Республики Крым; в период с 01 января 2015 года по 25 августа 2015 года и с 27 августа 2015 года по 31 августа 2015 года – в должности учителя химии в Муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Школа № 4 им. В. Коробкова г. Феодосии Республики Крым».
В целях реализации статей 30 и 31 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» Правительством Российской Федерации 16 июля 2014 года принято Постановление № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение».
В соответствии с подпунктом «м» пункта 1 указанного Постановления Правительства Российской Федерации № 665 от 16 июля 2014 года при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей:
Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»;
Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года № 1067 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей», с применением положений абзаца третьего пункта 3 указанного Постановления – для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 года по 31 декабря 2001 года включительно;
Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года № 463 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет», с применением положений пункта 2 указанного Постановления – для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 года по 31 октября 1999 года включительно;
Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к Постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства»), – для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место до 1 января 1992 года.
Постановлением Правительства Российской Федерации № 781 от 29 октября 2002 года «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» утвержден список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Указанный список применяется при исчислении периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года № 665.
В соответствии с пунктом 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на назначение трудовой пенсии по старости лица, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», периоды выполнявшейся до 1 сентября 2000 года работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а начиная с 1 сентября 2000 года – при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), за исключением случаев определенных настоящими Правилами.
Работа учителем и заместителем директора в общеобразовательных учреждениях – школах всех наименований предусмотрена Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781 и применяемым с учетом подпункта 19 части 1, части 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», подпункта «м» пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение».
В период работы истца с 01 сентября 1994 года по 31 августа 1998 года работала в должности учителя химии в Ровенском городском лицее в должности; в период с 01 сентября 1998 года по 31 августа 2000 года – в должности куратора на 0,5 ставки и учителя химии в Ровенском городском экономико-правовом лицее; в период с 01 сентября 2000 года по 28 августа 2002 года – в должности учителя химии в Ровенском городском экономико-правовом лицее в период с 06 сентября 2002 года по 11 ноября 2002 года – в должности учителя химии в Феодосийском физико-математическом лицее при Херсонском национальном университете в должности учителя химии, заместителя директора по учебно-воспитательной работе; в период с 12 ноября 2002 года по 01 сентября 2003 года – в должности заместителя директора по учебно-воспитательной работе и учителя химии в Феодосийском физико-математическом лицее; в период с 02 сентября 2003 года по 20 августа 2004 года – в должности заместителя директора по учебно-воспитательной работе и научно-исследовательской работе и учителя химии в Феодосийском физико-математическом лицее при Херсонском национальном университете; в период с 21 августа 2004 года по 13 сентября 2004 года – в должности заместителя директора по научно-методической работе на 0,5 ставки и учителя химии в Феодосийском физико-математическом лицее при Херсонском национальном университете в должности; в период с 14 сентября 2004 года по 12 августа 2005 года – в должности заместителя директора по учебно-воспитательной работе на 1 ставку и учителя химии в Феодосийском физико-математическом лицее при Херсонском национальном университете; в период с 01 сентября 2008 года по 31 августа 2009 года – в должности учителя химии в Феодосийской общеобразовательной школе I-III ступени № 4 им. В. Коробкова Феодосийского горсовета Республики Крым; в период с 01 сентября 2012 года по 26 октября 2014 года, с 30 октября 2014 года по 31 декабря 2014 года – в должности учителя химии в Феодосийской общеобразовательной школе I-III ступени № 4 им. В. Коробкова Феодосийского горсовета Республики Крым, право на досрочное пенсионное обеспечение предусматривалось статьей 52 Закона Украины «О пенсионном обеспечении», действовавшим в спорный период работы истца, согласно которому право на пенсию за выслугу лет имеют, в частности, работники образования согласно пункту «е» статьи 55 указанного Закона.
Пунктом «е» статьи 55 Закона Украины «О пенсионном обеспечении» предусматривалось, что право на пенсию по выслуге лет имеют, в частности, работники образования, при наличии специального стажа работы от 25 до 30 лет по перечню, который утверждается в порядке, определяемом Кабинетом Министров Украины, независимо от возраста.
Согласно Перечню заведений и учреждений образования, охраны здоровья и социальной защиты и должностей, работа которых дает право на пенсию по выслуге лет, утвержденному постановлением Кабинета Министров Украины № 909 от 04 ноября 1993 года, учителя и заместители директоров по учебно-воспитательной работе относятся к указанной категории работников.
Положения указанного нормативного акта не содержат ограничительных условий для зачета периода выполнения данных работ (педагогической или учебной нагрузки) для категорий «учителя общеобразовательных учебных заведений» и «заместители директоров по учебно-воспитательной работе общеобразовательных учебных заведений».
18 марта 2014 года подписан и 21 марта 2014 года ратифицирован Договор между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов (далее – Договор).
С даты подписания Договора, то есть с 18 марта 2014 года, Республика Крым считается принятой в Российскую Федерацию (статья 1 Договора), и на основании статьи 6 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя» со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов и до 1 января 2015 года действует переходный период, в течение которого урегулируются вопросы интеграции новых субъектов Российской Федерации в экономическую, финансовую, кредитную и правовую системы Российской Федерации, в систему органов государственной власти Российской Федерации.
Частью 1 статьи 11 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя» граждане Украины и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, признанные гражданами Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным конституционным законом или приобретшие гражданство Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации о гражданстве, имеют право на получение пенсий, пособий и предоставление иных мер социальной поддержки, а также на охрану здоровья в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно части 6 статьи 11 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя» законодательство Российской Федерации об обязательном социальном страховании, включая обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование, применяется на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя с 1 января 2015 года.
Положения части 2 статьи 6, части 4 статьи 15, части 1 статьи 17, статей 18, 19 и части 1 статьи 55 Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основании действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 24 декабря 2013 года № 2064-О, устанавливая в Федеральном законе «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения трудовой пенсии по старости, федеральный законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятными воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда, в частности с деятельностью в общеобразовательных и внешкольных учебных заведениях, что не может рассматриваться как нарушение конституционного принципа равенства при реализации права на пенсионное обеспечение.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 15 постановления от 11 декабря 2012 года № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» разъяснил, что к допустимым доказательствам, подтверждающим особенности работы (работы в определенных условиях), определяющие ее характер и влияющие на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, не могут быть отнесены свидетельские показания. Указанные обстоятельства могут подтверждаться иными доказательствами, предусмотренными в статье 55 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (например, приказами, расчетной книжкой, нарядами и т.п.).
В соответствии с положениями статьи 66 Трудового кодекса Российской Федерации основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника является трудовая книжка установленного образца. В трудовую книжку вносятся сведения о работнике, выполняемой им работе, переводах на другую постоянную работу и об увольнении работника, а также основания прекращения трудового договора и сведения о награждениях за успехи в работе.
В соответствии с пунктом 11 раздела II «Документы, подтверждающие периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица, включаемые в страховой стаж» Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 02 октября 2014 года № 1015, документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца. При отсутствии трудовой книжки, а также в случае если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.
Как установлено пунктами 59, 60 Правил, документы, выдаваемые в целях подтверждения периодов работы, иной деятельности и иных периодов, должны содержать номер и дату выдачи, фамилию, имя, отчество (при наличии) застрахованного лица, которому выдается документ, число, месяц и год его рождения, место работы, период работы (иной деятельности, иного периода), профессию (должность), основания их выдачи (приказы, лицевые счета и другие документы). Документы, выданные работодателями застрахованному лицу при увольнении с работы, могут приниматься в подтверждение страхового стажа и в том случае, если не содержат оснований для их выдачи. Записи в трудовой книжке, учитываемые при подсчете страхового стажа, должны быть оформлены в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день их внесения в трудовую книжку.
Для назначения досрочной страховой пенсии по старости истцом Винник Л.П. предоставлена трудовая книжка №, дата заполнения 01 сентября 1994 года, согласно записям в которой, с 01 сентября 1994 года по 31 августа 1998 года она работала в должности учителя химии в Ровенском городском лицее в должности; в период с 01 сентября 1998 года по 31 августа 2000 года – в должности куратора на 0,5 ставки и учителя химии в Ровенском городском экономико-правовом лицее; в период с 01 сентября 2000 года по 28 августа 2002 года – в должности учителя химии в Ровенском городском экономико-правовом лицее; в период с 06 сентября 2002 года по 11 ноября 2002 года – в должности учителя химии в Феодосийском физико-математическом лицее при Херсонском национальном университете в должности учителя химии, заместителя директора по учебно-воспитательной работе; в период с 12 ноября 2002 года по 01 сентября 2003 года – в должности заместителя директора по учебно-воспитательной работе и учителя химии в Феодосийском физико-математическом лицее; в период с 02 сентября 2003 года по 20 августа 2004 года – в должности заместителя директора по учебно-воспитательной работе и научно-исследовательской работе и учителя химии в Феодосийском физико-математическом лицее при Херсонском национальном университете; в период с 21 августа 2004 года по 13 сентября 2004 года – в должности заместителя директора по научно-методической работе на 0,5 ставки и учителя химии в Феодосийском физико-математическом лицее при Херсонском национальном университете в должности; в период с 14 сентября 2004 года по 12 августа 2005 года – в должности заместителя директора по учебно-воспитательной работе на 1 ставку и учителя химии в Феодосийском физико-математическом лицее при Херсонском национальном университете; в период с 01 сентября 2008 года по 31 августа 2009 года – в должности учителя химии в Феодосийской общеобразовательной школе I-III ступени № 4 им. В. Коробкова Феодосийского горсовета Республики Крым; в период с 01 сентября 2012 года по 26 октября 2014 года, с 30 октября 2014 года по 31 декабря 2014 года – в должности учителя химии в Феодосийской общеобразовательной школе I-III ступени № 4 им. В. Коробкова Феодосийского горсовета Республики Крым.
Учитывая необходимость стабильности в правовом регулировании и необходимости предоставления возможности гражданам адаптироваться к изменившимся условиям их пенсионного обеспечения, суд приходит к выводу, что требования истца о включении в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости периодов работы с 01 сентября 1994 года по 31 августа 1998 года работала в должности учителя химии в Ровенском городском лицее в должности; в период с 01 сентября 1998 года по 31 августа 2000 года – в должности куратора на 0,5 ставки и учителя химии в Ровенском городском экономико-правовом лицее; в период с 01 сентября 2000 года по 28 августа 2002 года – в должности учителя химии в Ровенском городском экономико-правовом лицее; в период с 06 сентября 2002 года по 11 ноября 2002 года – в должности учителя химии в Феодосийском физико-математическом лицее при Херсонском национальном университете в должности учителя химии, заместителя директора по учебно-воспитательной работе; в период с 12 ноября 2002 года по 01 сентября 2003 года – в должности заместителя директора по учебно-воспитательной работе и учителя химии в Феодосийском физико-математическом лицее; в период с 02 сентября 2003 года по 20 августа 2004 года – в должности заместителя директора по учебно-воспитательной работе и научно-исследовательской работе и учителя химии в Феодосийском физико-математическом лицее при Херсонском национальном университете; в период с 21 августа 2004 года по 13 сентября 2004 года – в должности заместителя директора по научно-методической работе на 0,5 ставки и учителя химии в Феодосийском физико-математическом лицее при Херсонском национальном университете в должности; в период с 14 сентября 2004 года по 12 августа 2005 года – в должности заместителя директора по учебно-воспитательной работе на 1 ставку и учителя химии в Феодосийском физико-математическом лицее при Херсонском национальном университете; в период с 01 сентября 2008 года по 31 августа 2009 года – в должности учителя химии в Феодосийской общеобразовательной школе I-III ступени № 4 им. В. Коробкова Феодосийского горсовета Республики Крым; в период с 01 сентября 2012 года по 26 октября 2014 года, с 30 октября 2014 года по 31 декабря 2014 года – в должности учителя химии в Феодосийской общеобразовательной школе I-III ступени № 4 им. В. Коробкова Феодосийского горсовета Республики Крым, подлежат удовлетворению, поскольку действовавшее на тот период на территории Республики Крым законодательство для определения стажа, который дает право на пенсию по выслуге лет не содержало условия относительно нормы выработки для назначения пенсии учителям и заместителям директоров по учебно-воспитательной работе общеобразовательных учебных заведений.
Иное толкование установленных фактических обстоятельств и правовых норм означало бы дискриминацию, нарушающую конституционное право истца на гарантированное ей социальное обеспечение.
В периоды с 01 января 2015 года по 25 августа 2015 года и с 27 августа 2015 года по 31 августа 2015 года истец Винник Л.П. работала в должности учителя химии в Муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Школа № 4 им. В. Коробкова г. Феодосии Республики Крым». Как следует из справки, представленной Муниципальным бюджетным общеобразовательным учреждением «Школа № 4 им. В. Коробкова г. Феодосии Республики Крым» в указанные периоды педагогическая нагрузка и ставка Винник Л.П. составляли 18 часов, в том числе 2 часа кружковой работы.
Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 03 июня 2014 года № 620 «Об установлении соответствия должностей педагогических и научно-педагогических работников, установленных Кабинетом Министров Украины, номенклатуре должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций, утвержденной в Российской Федерации» установлено соответствие должности «учитель» должности «учитель», должности «заместитель директора внешкольного учебного заведения» должности «заместителя руководителя (директора, заведующего, начальника)», должности «руководитель кружка» должности «старший педагог дополнительного образования», должности «заведующий внешкольного учебного заведения» должности «директор», должности «заведующий отдела (лаборатории, кабинета, части другого структурного подразделения) по основному направлению деятельности» должности «руководитель (директор, заведующий, начальник, управляющий) структурного подразделения».
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 16 постановления от 11 декабря 2012 года № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» разъяснил, что в случае несогласия гражданина с отказом органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, включить в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, период работы, подлежащий, по мнению гражданина, зачету в данный стаж, необходимо учитывать, что вопрос о тождественности выполняемых истцом работ, занимаемой должности, имеющейся профессии тем работам, должностям, профессиям, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, решается судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и имеющимся профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.).
Как следует из разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», изложенных в пунктах 17, 18 постановления разъяснено, что при разрешении споров, возникших в связи с включением в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую или лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, периодов работы в организациях, не относящихся по своей организационно-правовой форме к учреждениям, судам следует иметь в виду, что в силу подпунктов 19 и 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона № 173-ФЗ право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической и лечебной деятельностью предоставляется исключительно работникам учреждений. Исходя из пункта 2 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное или муниципальное учреждение). При этом форма собственности (государственная, муниципальная, частная) учреждений в данном случае правового значения не имеет.
Согласно определению Конституционного суда Российской Федерации от 18 июня 2004 № 197-0, установление тождественности должностей и учреждений, с учетом работы в которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости и которые предусмотрены постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781, и аналогичных должностей и учреждений (организаций) имевших ранее иные наименования, а также тождественности выполняемой работы отнесено к компетенции судов общей юрисдикции, положение пункта 2 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» этому не препятствует.
Такой вывод вытекает и из правовой позиции, выраженной Конституционным судом Российской Федерации в постановлении от 03 июня 2004 года № 11-П по делу о проверке конституционности положений подпунктов 10, 11 и 12 пункта 1 статьи 28, пунктов 1 и 2 статьи 31 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», согласно которой различия в приобретении права на пенсию допустимы, если они объективно оправданы, обоснованы и преследуют конституционно значимые цели, а используемые для достижения этих целей правовые средства соразмерны им. В сфере пенсионного обеспечения соблюдения принципа равенства, гарантирующего защиту от всех форм дискриминации при осуществлении прав и свобод, означает, помимо прочего, запрет вводить такие различия в пенсионных правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания (запрет различного обращения с лицами, находящихся в одинаковых или сходных ситуациях).
В соответствии с пунктом 6 Правил исчисления периодов работы, дающей право на назначение трудовой пенсии по старости лица, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», работа в должности учителя начальных классов общеобразовательных учреждений, указанных в пункте 1.1 раздела «Наименование учреждений» списка, учителя расположенных в сельской местности общеобразовательных школ всех наименований (за исключением вечерних (сменных) и открытых (сменных) общеобразовательных школ) включается в стаж работы независимо от объема выполняемой учебной нагрузки.
Согласно пункту 8 Правил исчисления периодов работы, дающей право на назначение трудовой пенсии по старости лица, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в стаж работы засчитывается работа в должности директора (начальника, заведующего) учреждений, указанных в пунктах 1.1, 1.2 и 1.3 (кроме детских домов, в том числе санаторных, специальных (коррекционных) для детей с отклонениями в развитии) и пунктах 1.4 - 1.7, 1.9 и 1.10 раздела «Наименование учреждений» списка, за период до 1 сентября 2000 года независимо от ведения преподавательской работы. Указанная работа за период начиная с 1 сентября 2000 года засчитывается в стаж работы при условии ведения преподавательской работы в том же или в другом учреждении для детей в объеме не менее 6 часов в неделю (240 часов в год), а в учреждениях среднего профессионального образования, указанных в пункте 1.10 раздела «Наименование учреждений» списка, - при условии ведения преподавательской работы в объеме не менее 360 часов в год; выполнявшаяся при нормальной или сокращенной продолжительности рабочего времени, предусмотренной трудовым законодательством, работа в должностях директора (начальника, заведующего) детских домов, в том числе санаторных, специальных (коррекционных) для детей с отклонениями в развитии, а также заместителя директора (начальника, заведующего) по учебной, учебно-воспитательной, воспитательной, производственной, учебно-производственной и другой работе, непосредственно связанной с образовательным (воспитательным) процессом, учреждений, указанных в пунктах 1.1 - 1.7, 1.9 и 1.10 раздела «Наименование учреждений» списка, независимо от времени, когда выполнялась эта работа, а также ведения преподавательской работы.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 20 постановления от 11 декабря 2012 года № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» разъяснил, что разрешая споры, возникшие в случае отказа в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей на основании подпункта 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона № 173-ФЗ (введен Федеральным законом от 30 декабря 2008 года № 319-ФЗ), необходимо иметь в виду, что периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, засчитываются в стаж работы в порядке, предусмотренном Правилами исчисления периодов работы, дающей право на указанную пенсию, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781.
Согласно тарификационному списку от 2015 года должность Винник Л.П. указана как учитель химии, норма часов ее педагогической работы утверждена как 18 часов, коэффициент ее педагогической нагрузки составил 0,8889 за работу учителя химии, и 0,1111 за дополнительное образование (ведение кружковой работы по основному предмету), что в целом составляет полную ставку.
Приказом по школе № от 01сентября 2014 года ей была распределена педагогическая нагрузка на 2014/2015 годы в размере 18 часов, из которых 2 часа составило дополнительное образование в школе по основному предмету «Химия».
Согласно льготной справке № от 04 июля 2019 года, выданной Муниципальным бюджетным общеобразовательным учреждением «Школа № 4 им. В. Коробкова г. Феодосии Республики Крым», Винник Л.П. с 01 сентября 2006 года по настоящее время работает учителем химии и в период работы за 2014-2015 годы ее педагогическая нагрузка составляла 18 часов, в том числе 2 часа кружковой работы.
В период работы Винник Л.П. с 01 января 2015 года по 31 августа 2015 года в Муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Школа № 4 им. В. Коробкова г. Феодосии Республики Крым» в должности учителя химии она работала с выполнением нормы рабочего времени (учебной нагрузки), установленной на ставку заработной платы, получала зарплату в объеме полной ставки.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определениях от 16 июля 2013 года № 1143-О, от 17 февраля 2015 года № 286-О, от 23 апреля 2015 года № 827-О, выделение в особую категорию лиц, имеющих право на досрочное пенсионное обеспечение по старости, отдельных работников, фактически основанное на учете особенностей выполняемой ими работы. Такого рода профессиональная деятельность сопряжена с повышенными психофизиологическими нагрузками, связана с установлением объективных критериев оценки характера труда в той или иной должности и относится к компетенции Правительства Российской Федерации, утверждающего и корректирующего, исходя из этих критериев списки работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости, что исключает возможность их произвольного толкования.
При таких обстоятельствах, у ответчика отсутствовали правовые основания для исключения из специального стажа истца, дающего право на досрочное назначение пенсии по старости, периода работы Винник Л.П. с 01 января 2015 года по 25 августа 2015 года и с 27 августа 2015 года по 31 августа 2015 года – в должности учителя химии в Муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Школа № 4 им. В. Коробкова г. Феодосии Республики Крым», поскольку в указанный период истец суммарно выполняла норму рабочего времени при исполнении обязанностей в учебном заведении.
Доводы ответчика, что спорные периоды не были засчитаны в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, поскольку в данные периоды истец не выполняла норму педагогической нагрузки, так как кружковая работа в нее не включается, суд не принимает во внимание, как несостоятельные, противоречащие вышеуказанным нормам действующего законодательства.
Кроме того, при рассмотрении дела судом установлено, что 04 ноября 2009 года, 26 ноября 2009 года, 02 декабря 2009 года, и в периоды с 27 октября 2014 года по 29 октября 2014 года, с 17 октября 2016 года по 25 октября 2016 года, с 08 ноября 2017 года по 10 ноября 2017 года, с 07 июня 2019 года по 11 июня 2019 года Винник Л.П. находилась на курсах повышения квалификации, а 26 августа 2015 года, 26 августа 2016 года и 22 августа 2017 года – в командировках, указанные периоды также не были включены ответчиком в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости.
Согласно пункту 21 Рекомендаций Международной Организации Труда от 24 июня 1974 года № 148 «Об оплачиваемых учебных отпусках» период оплачиваемого учебного отпуска должен приравниваться к периоду фактической работы в целях установления прав на социальные пособия и других, вытекающих из трудовых отношений прав на основе национального законодательства или правил, коллективных договоров, арбитражных решений или других положений, которые соответствуют национальной практике. При этом в данных Рекомендациях термин «оплачиваемый учебный отпуск» означает отпуск предоставляемый трудящемуся для целей образования на определенный период в рабочее время с выплатой соответствующих денежных пособий.
Кодексом законов о труде РСФСР, Трудовым кодексом Российской Федерации работникам, совмещающим труд с обучением, работавшим на условиях неполного рабочего времени, гарантировались такие же трудовые права, что и лицам, которые трудились полное рабочее время.
В соответствии со статьей 196 Трудового кодекса Российской Федерации необходимость подготовки работников (профессиональное образование и профессиональное обучение) и дополнительного профессионального образования, а также направления работников на прохождение независимой оценки квалификации для собственных нужд определяет работодатель. Подготовка работников и дополнительное профессиональное образование работников, направление работников (с их письменного согласия) на прохождение независимой оценки квалификации осуществляются работодателем на условиях и в порядке, которые определяются коллективным договором, соглашениями, трудовым договором. Формы подготовки и дополнительного профессионального образования работников, перечень необходимых профессий и специальностей, в том числе для направления работников на прохождение независимой оценки квалификации, определяются работодателем с учетом мнения представительного органа работников в порядке, установленном статьей 372 настоящего Кодекса для принятия локальных нормативных актов.
Согласно ранее действовавшей статье 122 Кодекса законов о труде РСФСР и статье 187 Трудового кодекса Российской Федерации, действующей в настоящее время, при направлении работодателем работника на профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование, на прохождение независимой оценки квалификации на соответствие положениям профессионального стандарта или квалификационным требованиям, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской, с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы.
Помимо общих гарантий и компенсаций, предусмотренных настоящим Кодексом (гарантии при приеме на работу, переводе на другую работу, по оплате труда и другие), работникам предоставляются гарантии и компенсации в том числе, при направлении в служебные командировки (статья 165 Трудового кодекса Российской Федерации)
В силу статьи 167 Трудового кодекса Российской Федерации при направлении работника в служебную командировку ему гарантируются сохранение места работы (должности) и среднего заработка, а также возмещение расходов, связанных со служебной командировкой.
Таким образом, периоды нахождения на курсах повышения квалификации, в учебном отпуске и в командировках являются периодами с сохранением заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисления страховых взносов в Пенсионный Фонд Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 4 и 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года № 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. Также в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, кроме периодов работы включаются периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.
Поскольку в периоды нахождения Винник Л.П. на курсах повышения квалификации за ней сохранялось рабочее место, выплачивалась заработная плата, и производились отчисления в пенсионный фонд, у ответчика отсутствовали правовые основания не включать периоды нахождения истца на курсах повышения квалификации, в учебном отпуске и в командировках в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости.
Кроме того, для отдельных категорий работников в силу специальных нормативных актов повышение квалификации является обязательным условием выполнения работы.
Учитывая вышеприведенное, суд приходит к выводу, что нахождение Винник Л.П. 04 ноября 2009 года, 26 ноября 2009 года, 02 декабря 2009 года, и в период с 27 октября 2014 года по 29 октября 2014 года на курсах повышения квалификации подлежат включению в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости.
Аналогичная позиция изложена в Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2006 года, утвержденном Постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 07 и 14 июня 2006 года.
Что касается требований истца обязать Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Феодосии Республики Крым (межрайонное) включить в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, прохождение ею курсов повышения квалификации с 17 октября 2016 года по 25 октября 2016 года, с 08 ноября 2017 года по 10 ноября 2017 года, с 07 июня 2019 года по 11 июня 2019 года Винник Л.П. находилась на курсах повышения квалификации, а также нахождение в командировках – 26 августа 2015 года, 26 августа 2016 года и 22 августа 2017 года, то суд не находит правовых оснований для удовлетворения указанных требований, поскольку, как следует из выписки из индивидуального лицевого счета застрахованного лица (для назначения страховой пенсии) условия для включения в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, указанных периодов отсутствуют, и доказательств, свидетельствующих об обратном суду не представлено и по делу не добыто.
Частью 1 статьи 55 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.
В силу положений статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.
В соответствии со статьей 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями пункта 3 статьи 123 Конституции Российской Федерации и статьи 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Частью 1 статьи 57 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле.
В силу части 1 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суд оценивает доказательства, определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, каковы правоотношения сторон, какой закон должен быть применен по данному делу и подлежит ли иск удовлетворению.
В соответствии с положениями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности. Результаты оценки доказательств суд обязан отразить в решении, в котором приводятся мотивы, по которым одни доказательства приняты в качестве средств обоснования выводов суда, другие доказательства отвергнуты судом, а также основания, по которым одним доказательствам отдано предпочтение перед другими.
Конституционный Суд Российской Федерации в постановлениях неоднократно указывал, что из взаимосвязанных положений статей 46 (часть 1), 52, 53 и 120 Конституции Российской Федерации вытекает предназначение судебного контроля как способа разрешения правовых споров на основе независимости и беспристрастности суда (Определения от 17 июля 2007 года № 566-О-О, от 18 декабря 2007 года № 888-О-О, от 15 июля 2008 года № 465-О-О и др.). При этом предоставление суду соответствующих полномочий по оценке доказательств вытекает из принципа самостоятельности судебной власти и является одним из проявлений дискреционных полномочий суда, необходимых для осуществления правосудия, что вместе с тем не предполагает возможность оценки судом доказательств произвольно и в противоречии с законом.
Из приведенных положений закона следует, что суд оценивает не только относимость, допустимость доказательств, но и достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
В силу присущего гражданскому судопроизводству принципа диспозитивности, эффективность правосудия по гражданским делам обуславливается в первую очередь поведением сторон как субъектов доказательственной деятельности; наделение равными процессуальными средствами защиты субъективных материальных прав в условиях состязательности. То есть, стороны должны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений, и принять на себя все последствия совершения или не совершения процессуальных действий.
В силу частей 1 и 2 статьи 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию. Днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона.
Частями 1, 2 статьи 2 Федерального закона от 21 июля 2014 года № 208-ФЗ «Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя» установлено, что с 1 января 2015 года пенсионное обеспечение граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации. При обращении граждан, указанных в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона, за назначением пенсий и (или) иных устанавливаемых к пенсии выплат такие пенсии и (или) выплаты назначаются с 1 января 2015 года, но не ранее чем со дня возникновения права на пенсию и (или) выплату.
В соответствии с частью 2 статьи 10 Федерального закона от 03 октября 2018 года № 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» за гражданами, достигшими до 1 января 2019 года возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение), на социальную пенсию, и (или) имевшими право на получение пенсии, но не обратившимися за ее назначением либо не реализовавшими право на назначение пенсии в связи с несоблюдением условий назначения страховой пенсии по старости, предусмотренных Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», сохраняется право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение), на социальную пенсию без учета изменений, внесенных настоящим Федеральным законом.
Поскольку судом установлено, что Винник Л.П. до 01 января 2019 года имела специальный стаж более 25 лет, она в соответствии с частями 1, 2 статьи 2 Федерального закона от 21 июля 2014 года № 208-ФЗ «Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя» и частью 2 статьи 10 Федерального закона от 03 октября 2018 года № 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» имеет право на досрочное назначение пенсии по старости в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» со дня обращения с соответствующим заявлением о назначении пенсии, то есть с 19 декабря 2019 года.
Таким образом, установив фактические обстоятельства дела, дав надлежащую юридическую оценку правоотношениям по настоящему гражданскому делу, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для частичного удовлетворения исковых требований Винник Л.П.
Мотивированное решение изготовлено 09 августа 2020 года.
Руководствуясь статьями 194 – 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд –
РЕШИЛ:
Иск Винник ФИО11 – удовлетворить частично.
Признать незаконным решение Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Феодосии Республики Крым (межрайонное) № от 26 февраля 2020 года об отказе в досрочном назначении страховой пенсии по старости Винник ФИО14.
Обязать Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Феодосии Республики Крым (межрайонное) включить Винник ФИО15 в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, следующие периоды: работы – с 01 сентября 1994 года по 31 августа 1998 года в должности учителя химии в Ровенском городском лицее; с 01 сентября 1998 года по 31 августа 2000 года в должности куратора на 0,5 ставки и учителя химии в Ровенском городском экономико-правовом лицее; с 01 сентября 2000 года по 28 августа 2002 года в должности учителя химии в Ровенском городском экономико-правовом лицее; с 06 сентября 2002 года по 11 ноября 2002 года в должности учителя химии и заместителя директора по учебно-воспитательной работе в Феодосийском физико-математическом лицее при Херсонском национальном университете; с 12 ноября 2002 года по 01 сентября 2003 года в должности заместителя директора по учебно-воспитательной работе и учителя химии в Феодосийском физико-математическом лицее; с 02 сентября 2003 года по 20 августа 2004 года в должности заместителя директора по учебно-воспитательной работе и научно-исследовательской работе и учителя химии в Феодосийском физико-математическом лицее при Херсонском национальном университете; с 21 августа 2004 года по 13 сентября 2004 года в должности заместителя директора по научно-методической работе на 0,5 ставки и учителя химии в Феодосийском физико-математическом лицее при Херсонском национальном университете; с 14 сентября 2004 года по 12 августа 2005 года в должности заместителя директора по учебно-воспитательной работе на 1 ставку и учителя химии в Феодосийском физико-математическом лицее при Херсонском национальном университете; с 01 сентября 2008 года по 31 августа 2009 года в должности учителя химии в Феодосийской общеобразовательной школе I-III ступени № 4 им. В. Коробкова Феодосийского горсовета Республики Крым; с 01 сентября 2012 года по 26 октября 2014 года и с 30 октября 2014 года по 31 декабря 2014 года в должности учителя химии в Феодосийской общеобразовательной школе I-III ступени № 4 им. В. Коробкова Феодосийского горсовета Республики Крым; с 01 января 2015 года по 25 августа 2015 года и с 27 августа 2015 года по 31 августа 2015 года в должности учителя химии в Муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Школа № 4 им. В. Коробкова г. Феодосии Республики Крым»; прохождение курсов повышения квалификации – 04 ноября 2009 года, 26 ноября 2009 года, 02 декабря 2009 года, с 27 октября 2014 года по 29 октября 2014 года.
Обязать Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Феодосии Республики Крым (межрайонное) назначить Винник ФИО12 досрочно страховую пенсию по старости в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с 19 декабря 2019 года.
В удовлетворении остальных требований Винник ФИО13 – отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым через Феодосийский городской суд Республики Крым в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий судья: подпись Чибижекова Н.В.