НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Енисейского районного суда (Красноярский край) от 16.01.2020 № 2А-183/20

административное дело № 2а-183/2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Енисейск 16 января 2020 года

Енисейский районный суд Красноярского края в составе:

председательствующего судьи Ларионовой Н.М.

при секретаре Черноусовой О.А.

с участием административного истца Евплова А.В., заинтересованного лица Евпловой Н.П.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Евплова ФИО12 к Главе администрации МО «Карсунский район» Ульяновской области об оспаривании действий, связанных с отказом в выдаче справки о проживании (регистрации) в зоне с льготно-экономическим статусом (Чернобыльская АЭС),

УСТАНОВИЛ:

Евплов А.В. обратился в суд с административным исковым заявлением с учетом уточнений о признании незаконными действий Главы администрации МО «Карсунский район» Ульяновской области связанные с отказом в выдаче справки о проживании (регистрации) в зоне с льготно-экономическим статусом (Чернобыльская АЭС) - р.п. Карсун в период с 26.06.1977 г. по 10.06.1994 г., возложении обязанности на Главу администрации МО «Карсунский район» Ульяновской области выдать Евплову А.В. справку о проживании (регистрации) в зоне с льготно-экономическим статусом (Чернобыльская АЭС) - р.п. Карсун в период 26.06.1977 г. по 10.06.1994 г.

Требования мотивированы тем, что в июле 2019 г. истец обратился в администрацию МО «Карсунский район» Ульяновской области с заявлением о выдаче ему справки о проживании (регистрации) в зоне с льготно-экономическим статусом (Чернобыльская АЭС)- р.п. Карсун в период с 26.06.1977 г. по 10.06.1994 г.

По результатам рассмотрения данного заявления главой МО «Карсунский район» Ульяновской области в удовлетворении заявления Евплова А.В. было отказано, о чем сообщено ответом от ДД.ММ.ГГГГ исх. . Согласно ответу справка о проживании (регистрации) в зоне с льготно-экономическим статусом (Чернобыльская АЭС) не может быть выдана, поскольку административный истец, будучи несовершеннолетним не имел самостоятельной регистрации в период с 26.06.1977 г. по 10.06.1994 г., а был приписан к отцу ФИО1 по адресу: <адрес>, р.<адрес>.

Полагает действия административного ответчика являются незаконными, препятствующими реализации Евпловым А.В. прав исоциальных гарантий, предусмотренных Законом Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», в том числе, на льготное пенсионное обеспечение.

Так, согласно ст. 7 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» действие данного Закона распространяется на территории, подвергшиеся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС. Распоряжением Правительства РФ от 05.04.1993 № 557-р определен Перечень населенных пунктов, относящихся к территории радиоактивного загрязнения в который включен р.п. Карсун Карсунского района Ульяновской области.

В соответствии с Письмом Государственного комитета Российской Федерации по социальной защите граждан и реабилитации территорий, пострадавших от Чернобыльской и других радиационных катастроф от 27.04.1993 №ВД-10-2079 «О порядке подтверждения пребывания в зоне с льготным социально - экономическим статусом» разъяснено, что у граждан, выезжающих из зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом удостоверение проживающего на загрязненной радиацией территории изымается. Взамен его местными органами власти выдается справка установленного образца о проживании (работе) в данной зоне (для решения вопросов пенсионного обеспечения).

В силу ст. 20 ГК РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. Местом жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, или граждан, находящихся под опекой, признается место жительства их законных представителей - родителей, усыновителей или опекунов.

ДД.ММ.ГГГГ Евплов А.В. через интернет-приемную официального сайта прокуратуры Ульяновской области направил в прокуратуру Карсунского района обращение, обусловленное отказом Главы МО «Карсунский район» Ульяновской области в выдаче ему справки о проживании (регистрации) в зоне с льготно-экономическим статусом (Чернобыльская АЭС).

В ходе проведенной прокурорской проверки установлено, что согласно записи из домовой книги по адресу: <адрес>, р.<адрес>, Евплов А.В. прописан вместе со своим отцом - ФИО1, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, административный истец на территории р.п. Карсун посещал несколько образовательных учреждений, в частности, <данные изъяты> (ответ и.о. прокурора Карсунского района от ДД.ММ.ГГГГ). По результатам проведенной проверки, в связи с выявленными в деятельности должностных лиц администрации нарушениями требований законодательства о порядке рассмотрения обращений граждан РФ, ДД.ММ.ГГГГ прокурором района в адрес Главы МО «Карсунский район» Ульяновской области внесено представление об устранении нарушений закона.

Ответом прокурора Карсунского района от ДД.ММ.ГГГГ Евплову А.В. сообщено, что ДД.ММ.ГГГГ внесенное прокурором в адрес Главы МО «Карсунский район» Ульяновской области представление об устранении нарушений закона от ДД.ММ.ГГГГ рассмотрено установленным порядком уполномоченным должностным лицом администрации МО «Карсунский район» Ульяновской области, по результатам рассмотрения данного документа прокурорского реагирования принято решение о направлении в адрес административного истца мотивированного ответа. Однако, до настоящего времени администрацией МО «Карсунский район» Ульяновской области мотивированный ответ на обращение Евплова А.В. в его адрес не направлен, конкретных мер, направленных на восстановление нарушенных прав последнего не предпринято.

Таким образом, принимая во внимание, что Евплов А.В. в период с 26.06.1977 г. по 10.06.1994 г. фактически проживал по адресу регистрации своего отца, расположенного в населенном пункте (р.п. Карсун), относящемся к территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, следует прийти к выводу, что он вопреки утверждению должностных лиц администрации МО «Карсунский район» Ульяновской области, вправе претендовать на выдачу ему справки о проживании (регистрации) в зоне с льготно-экономическим статусом (Чернобыльская АЭС) в упомянутый выше период.

Просил признать незаконными действия Главы администрации МО «Карсунский район» Ульяновской области, связанные с отказом в выдаче Евплову А.В. справки о проживании (регистрации) в зоне с льготно-экономическим статусом (Чернобыльская АЭС) - р.п. Карсун в период с 26.06.1977 г. по 10.06.1994 г., обязать Главу администрации МО «Карсунский район» Ульяновской области выдать Евплову А.В. справку о проживании (регистрации) в зоне с льготно-экономическим статусом (Чернобыльская АЭС) - р.п. Карсун в период 26.06.1977 г. по 10.06.1994 г.

Представителем администрации МО «Карсунский район» Ульяновской области представлены возражения с учетом дополнений на административное исковое заявление, в котором просят отказать в удовлетворении исковых требований в полном объеме ввиду следующего. В соответствии с частью 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) если КАС РФ не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.Административный истец обратился в суд, пропустив срок обращения с административным исковым заявлением в суд на 5 дней. Ходатайства о восстановлении срока не имеется, обоснования пропуска срока не представлено, каких-либо уважительных причин пропуска срока обращения в суд административным истцом также представлено не было. Конверт с административным исковым заявлением отправлен им ДД.ММ.ГГГГ, даты в самом административном иске не проставлено, учитывая, что ответ от административного ответчика им получен ДД.ММ.ГГГГ, а срок для обращения в суд составляет 3 месяца, срок пропущен на 5 дней.Обращение в прокуратуру как обязательная ступень обжалования действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего действующим законодательством не предусмотрена и, следовательно, не является условием для обращения в суд за защитой своих интересов. Более того КАС РФ не содержит норм о том, что обращение в прокуратуру является основанием для приостановления срока для обращения в суд.В соответствии с частью 8 статьи 219 КАС РФ пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.С учетом изложенного, просит отказать административному истцу в удовлетворении исковых требований ввиду пропуска срока.

Дополнительно указав, что Приказ МВД России от 31.12.2017 № 984 «Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации», действующий с 17.04.2018 отменил действующий ранее Приказ ФМС России от 11.09.2012 № 288 «Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации». Новый приказ исключил из своего содержания обязанность регистрационного органа по ведению и заполнению домовых (поквартирных) книг. В связи с чем у администраций муниципальных образований городских и сельских поселений Карсунского района Ульяновской области, а также у администрации муниципального образования «Карсунский район» Ульяновской области отсутствует достоверная информация о зарегистрированных и проживающих гражданах на своей территории. Таким образом, все сведения о наличии, либо отсутствии регистрации по месту жительства граждан Российской Федерации находятся в ведении МВД России. Административный ответчик в своем заявлении Главе администрации МО «Карсунский район» от ДД.ММ.ГГГГ просил выдать справку о регистрации в зоне с льготным социально-экономическим статусом (Чернобыльская АЭС). Вместе с тем в администрации имелись сведения только о регистрации отца административного истца - ФИО1. Информации о регистрации Евплова А.В., а также информации о его постоянном проживании на указанной территории с 1977 по 1994 гг. в администрации МО «Карсунский район» не имеется, а, следовательно, предоставить соответствующую справку не представляется возможным.Вместе с тем административный истец имеет право обратиться в суд за установлением факта проживания в зоне с льготно-экономическим статусом (Чернобыльская АЭС) в соответствующий период времени.К тому же согласно представлению прокурора на которое ссылается административный ответчик в действиях администрации МО «Карсунский район» были выявлены нарушения Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» в части подготовки ответа, проведения проверочных мероприятий, проверки доводов заявителя и т.д., но не по содержанию ответа, которое было направлено Евплову А.В.

В дополнительных возражениях на административное исковое заявление представитель ответчика указал, что в обоснование своих требований к администрации о выдаче справки о проживании (регистрации) в зоне с льготно-экономическим статусом административный истец ссылается только на Письмо Государственного комитета Российской Федерации от 27.04.1993 № ВД-10-2079 «О порядке подтверждения пребывания в зоне льготным социально-экономическим статусом» (далее также - письмо № ВД-10-2079). Вместе с тем действующее законодательство Российской Федерации не определяет письма как источник права в Российской Федерации и уж тем более письма не могут устанавливать права и обязанности третьих лиц, которыми в данном случае и являются органы местного самоуправления.

В подтверждение вышесказанному согласно пункту 2 постановления Правительства РФ от 13.08.1997 «Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации» нормативные правовые акты издаются федеральными органами исполнительной власти в виде постановлений, приказов, правил, инструкций и положений. Издание нормативных правовых актов в виде писем, распоряжений и телеграмм не допускается. Структурные подразделения и территориальные органы федеральных органов исполнительной власти не вправе издавать нормативные правовые акты. Таким образом, обязанности, установленной законом или иными нормативными правовыми актами выдавать справки о проживании (регистрации) в зоне с льготно-экономическим статусом у администрации не имеется. Более того письмо № ВД-10-2079 прямо оговаривает, что у заявителя должно быть удостоверение проживающего на загрязненной радиацией территории, которое впоследствии изымается и только потом выдается справка установленного образца о проживании (работе) в данной зоне. Чего административным истцом сделано не было, никаких соответствующих удостоверений в администрацию предоставлено не было. В своем заявлении о выдаче справки административный истец просил выдать справку именно о регистрации в зоне с льготным социально-экономическим статусом, а не о проживании в ней. А как уже говорилось информации о самостоятельной регистрации Евплова А.В., на указанной территории с 1977 по 1994 гг. в администрации МО «Карсунский район» не имелось.

Статья 3 Закона Российской Федерации от 25.06.1993 № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» указывает, что контроль за соблюдением гражданами Российской Федерации, нанимателями (собственниками) жилых помещений, должностными лицами и лицами, ответственными за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации возлагается на федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориальные органы.

В судебном заседании административный истец Евплов А.В. поддержал заявленные требования в полном объеме, по доводам, приведенным в административном исковом заявлении, дополнительно суду пояснил, что заявление в администрацию им было написано по образцу, представленному административным ответчиком. Кроме того, он, как военнослужащий имеет право при предъявлении данной справки на предоставление отпуска в любое время года на его усмотрение, что закреплено законом № 541, п. 4, а отсутствие справки препятствует реализации данного права.

Заинтересованное лицо Евплова Н.П. полагала необходимым административные исковые требования Евплова А.В. удовлетворить, поскольку её сын Евплов А.В. с момента рождения и по 1994 г. постоянно проживал с ней и со своим отцом Евпловым в р.п. Карсун.

Административный ответчик надлежащим образом извещенный о дате и времени слушания дела, в судебное заседание не явился, ходатайств об отложении слушания дела не заявлял. Ранее, участвуя в судебном заседании, представитель административного ответчика - Казаков В.Ю. возражал против удовлетворения заявленных требований по доводам, приведенным в возражениях на административное исковое заявление, дальнейшее разбирательство просил продолжить без его участия.

Заслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, доводы и возражения сторон, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований ввиду следующего.

Как следует из материалов дела и установлено в ходе рассмотрения дела, Евплов ФИО13, ДД.ММ.ГГГГ г.р., уроженец р.<адрес>, ДД.ММ.ГГГГ обратился с заявлением на имя Главы администрации МО «Карсунский район» в котором просил выдать справку о регистрации в зоне с льготно-экономическим статусом (Чернобыльская АЭС) в период с 26.06.1977 г. по 1994 г.

На данное заявление Главы администрации МО «Карсунский район» Ульяновской области дан ответ от ДД.ММ.ГГГГ, в котором сообщено, что справка о регистрации в зоне с льготно-экономическим статусом (Чернобыльская АЭС) выдается по регистрации. В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Евплов А.В. был приписан к отцу – ФИО1 по адресу: <адрес>, р.<адрес>, в связи с чем, администрация не может предоставить вышеуказанную справку.

Не согласившись с данным ответом, Евплов А.В. обратился с заявлением в прокуратуру Карсунского района, по результатам рассмотрения которого ему был дан ответ о принятых по его заявлению мерах, а именно внесения представления в адрес Главы администрации МО «Карсунский район» об устранении нарушений закона. Из содержания ответа следует, что по обращению Евплова А.В. была проведена проверка, в ходе которой установлено, что Евплов А.В. в обозначенное время на территории р.<адрес> посещал дошкольную образовательную организацию – <данные изъяты> Вместе с тем, должностные лица администрации МО «Карсунский район», в обязанности которых было поручено провести проверку по поступившему в орган местного самоуправления обращению, самоустранились от проверочных мероприятий, какую-либо проверку по доводам заявителя не проводили, запросов в образовательные организации указанного населенного пункта, учредителем которых являемся администрация МО «Карсунский район», не направляли. Заявителя по вопросу обоснованности его заявления не опрашивали, порядок восстановления нарушенных прав не разъяснили, ограничившись лишь указанием в ответе сведении о том, что заявитель был регистрирован по указанному адресу 10.06.1994, когда заявителем был получен паспорт гражданина Российской Федерации.

Ссылаясь на отсутствие каких-либо действий со стороны административного ответчика по выдаче справки, Евплов А.В. обратился с настоящим административным исковым заявлением.

Часть 1 статьи 218 КАС РФ предусматривает право гражданина обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу части 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

В соответствии с положениями статьи 220 КАС РФ в административном исковом заявлении о признании незаконными решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, должны быть указаны, в том числе: сведения о правах, свободах и законных интересах административного истца, которые, по его мнению, нарушаются оспариваемыми решением, действием (бездействием); нормативные правовые акты и их положения, на соответствие которым надлежит проверить оспариваемые решение, действие (бездействие).

В ходе рассмотрения дела представитель ответчика не оспаривал факт проживания Евплова А.В. в указанный им период в р.п. Карсун, однако, настаивал на том, что указанная справка не могла быть выдана ввиду отсутствия регистрации административного истца по месту жительства.

В ходе рассмотрения дела в качестве свидетеля был допрошен ФИО3, который суду пояснил, что в настоящее время он замещает должность начальника управления по работе с административным центром администрации муниципального образования «Карсунский район». От административного истца Евплова А.В. поступало заявление о выдаче справки о регистрации в зоне Чернобыльской АЭС, специалистами администрации было отказано в выдаче такой справки, поскольку по домовой книге факт регистрации Евплова А.В. в спорный период не установлен, при этом Евплову А.В. было дано разъяснение о том что он имеет право обратиться в суд за подтверждением факта проживания в зоне Чернобыльской АЭС. Также пояснил, что ранее администрацией выдавались гражданам р.п. Карсун такие справки при наличии факта регистрации в домовых книгах, при этом администрация руководствуется письмом, утвержденным Постановлением Правительства РФ, справка выдается по установленному образцу, для выдачи необходимо наличие регистрации и удостоверения. Справка выдается с момента катастрофы с апреля 1986 по 1998 г. В справке указывается дата катастрофы – апрель 1986 г. Евплову А.В. было отказано в выдаче данной справки, потому что согласно домовой книги регистрация у него была с 1994 по 2000 г. В домовой книге указан отец - Евплов В.М. и внизу приписано Евплов А.В., дальше никакой отметки, штампа паспортного стола нет. Регламент по выдаче таких справок на сегодняшний день не разработан. Свидетелю неизвестно, существует ли какой-либо нормативно-правовой акт, регулирующий и обязывающий администрацию предоставлять справку о проживании.

Установив, что Евплов А.В. обратился к административному ответчику с заявлением о предоставлении ему справки о регистрации с момента своего рождения по ДД.ММ.ГГГГ в зоне с льготным социально-экономическим статусом, при этом данные сведения у административного ответчика отсутствовали, в домовой книге имеются сведения о регистрации истца только с ДД.ММ.ГГГГ, при этом внесение записи под в домовую книгу с указанием ФИО и даты рождения истца, не свидетельствует о постановке его на регистрационный учет, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований Евплова А.В.

Доводы административного истца о наличии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований со ссылкой на Письмо Государственного комитета Российской Федерации по социальной защите граждан и реабилитации территорий, пострадавших от Чернобыльской и других радиационных катастроф от 27.04.1993 №ВД-10-2079 «О порядке подтверждения пребывания в зоне с льготным социально - экономическим статусом» отклоняются судом. Как следует из содержания письма в связи с поступающими запросами Госкомчернобыль России и Минсоцзащиты России разъясняют, что у граждан, выезжающих из зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом (в контексте Закона Российской Федерации от 18.06.92 N 3061-1 "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС"), удостоверение проживающего (ей) на загрязненной радиацией территории изымается. Взамен его местными органами власти выдается справка установленного образца о проживании (работе) в данной зоне (для решения вопросов пенсионного обеспечения). Справка выдается для предъявления в органы, назначающие пенсии, по новому месту жительства для решения вопроса пенсионного обеспечения (при наступлении права на пенсию). Данная справка не дает права на получение льгот и компенсаций (кроме п. 6 ст. 19) по Закону Российской Федерации от 18 июня 1992 г. "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".

Кроме того, суд считает необходимым обратить внимание, что подлежащий указанию в справке период не может быть датирован ране даты аварии на Чернобыльской АЭС – 26.04.1986 г., а также, что в заявлении истец просил выдать справку о регистрации.

Из пояснений административного истца, данных в судебном заседании, следует, что данная справка необходима ему не для оформления пенсионных прав, а для предъявления по месту прохождения службы с целью реализации права на выбор времени года для предоставления отпуска, однако не представлено доказательств, как наличия данного права, так и отказа работодателя на предоставление отпуска в обозначенное истцом время со ссылкой на отсутствие справки о регистрации в указанный истцом период.

Поскольку в ходе рассмотрения дела не установлен факт нарушения прав и законных интересов административного истца оспариваемым бездействием административного ответчика, оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.

Фактически требования истца направлены на установление факта его проживания в спорный период времени в р.п. Карсун, которые могут быть разрешены в порядке, предусмотренном гл. 27 ГПК РФ.

Руководствуясь положениями ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворенииадминистративного искового заявления Евплова ФИО14 к Главе администрации МО «Карсунский район» Ульяновской области об оспаривании действий, связанных с отказом в выдаче справки о проживании (регистрации) в зоне с льготно-экономическим статусом (Чернобыльская АЭС), отказать.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Красноярского краевого суда в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Енисейский районный суд Красноярского края.

Председательствующий Н.М. Ларионова

мотивированное решение составлено 27 января 2020 г.

Судья Н.М. Ларионова