НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Енисейского районного суда (Красноярский край) от 13.08.2010 № 2-825

                                                                                    Енисейский районный суд Красноярского края                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                               Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)                                                                   Вернуться назад                                                                                           

                                    Енисейский районный суд Красноярского края — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

Гражданское дело № 2-825/2010

Решение

  Именем Российской Федерации 13 августа 2010 года

Енисейский районный суд Красноярского края

В составе председательствующего Быстровой М.Г.

при секретаре Бондаренко Т.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО1 к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 6 по Красноярскому краю об оспаривании действий должностных лиц по непринятию налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц

установил:

Обратившись в суд с названным заявлением (иском), ФИО1 просит признать незаконным решение руководителя Межрайонной ИФНС № 6 по Красноярскому краю о непринятии его налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц и возложить на этот орган обязанность принять его налоговую декларацию и предоставить ему социальный налоговый вычет.

Свои требования мотивировал тем, что 20 апреля 2010 года он обратился в межрайонную ИФНС № 6 по Красноярскому краю с налоговой декларацией и всеми необходимыми документами для получения социального налогового вычета в связи с понесенными затратами на обучение своего сына ФИО2, который обучается в высшем учебном заведении ... на платной основе. Однако ему устно, а затем и письмом от 29 апреля 2010 года отказали в принятии документов со ссылкой на то, что он зарегистрирован по месту жительства в ... и с данными документами должен обратиться в налоговый орган по месту своего жительства (по месту регистрации). Он же считает, что хотя и зарегистрирован по месту жительства в ..., но фактически проживает и зарегистрирован по месту пребывания в ..., в связи с чем имеет право обратиться за получением социального налогового вычета в налоговый орган по месту своего фактического жительства, то есть в межрайонную ИФНС № 6 по Красноярскому краю, где ему и должны предоставить социальный налоговый вычет.

В судебном заседании ФИО1 заявленные требования поддержал по тем же основаниям, что указаны в заявлении.

Представитель ответчика ФИО3 заявленные требования не признала, указав, что заявителю законно и обоснованно было отказано в принятии налоговой декларации для предоставления социального налогового вычета, поскольку в соответствии с установленным ст. 227-229 НК РФ правилами декларация подается в налогвый орган по месту жительства гражданина, а под местом жительства гражданина применительно к налоговым правоотношениям в силу ст. 11 НК РФ понимается место, где он зарегистрирован по месту жительства, а не место его фактического проживания.

Исследовав дело, суд приходит к следующему.

Поскольку ФИО1 оспаривает законность действий должностных лиц налогового органа, то несмотря на то, что он обратился в суд с данным требованием в форме искового заявления, оно рассматривается судом не по правилам искового производства, а в порядке, установленном ст. 254- 258 ГПК РФ для рассмотрения заявлений об оспаривании решений, действий (бездействия) должностных лиц органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, так как такие требования с учетом характера возникших правоотношений подлежат разрешению по правилам производства по делам, возникающим из публичных правоотношений (на необходимость определения вида судопроизводства в зависимости от характера спорных правоотношений, а не от избранной лицом формы обращения в суд указано и п. 9 Постановления Пленума ВС РФ от 10 февраля 2009 г. № 2).

Согласно ст. 258 ГПК РФ суд принимает решение об обязанности соответствующего органа власти или должностного лица устранить в полном обьеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению им прав и свобод лишь в том случае, если признает заявление данного гражданина обоснованным. В том случае, если оспариваемое им решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа власти или должностного лица и права и свободы гражданина не были нарушенными, суд отказывает в удовлетворении заявления.

Разрешая спор, суд учитывает, что по общему правилу, установленному п. 2 ст. 80 НК РФ, налоговая декларация, представляющая собой письменное заявление налогоплательщика о полученных доходах и произведенных расходах, источниках доходов, налоговых льготах и исчисленной сумме налога и (или) другие данные, связанные с исчислением и уплатой налога, представляется в налоговый орган по месту учета налогоплательщика.

В силу п.1 ст. 83 НК РФ налогоплательщики - физические лица подлежат постановке на учет в налоговых органах по месту жительства физического лица, а также по месту нахождения принадлежащего ему недвижимого имущества и транспортных средств и по иным основаниям, предусмотренным данным кодексом.

В соответствии с п. 2 ст. 219 НК РФ налогоплательщик имеет право на получение социальных налоговых вычетов, в том числе в связи с несением расходов на обучение. Социальный налоговый вычет в этом случае предоставляется налогоплательщику на основании его письменного заявления, при подаче налоговой декларации в налоговый орган, а также предоставления налогоплательщиком документов, подтверждающих его фактические расходы за обучение.

Учитывая изложенное, а также принимая во внимание, что налогоплательщики - родители, понесшие расходы на обучение своих детей, не включены в установленный ст. 227-228 НК РФ перечень лиц, для которых предоставление налоговой декларации является обязательным, то следует считать, что подача налоговой декларации в данном случае является не обязанностью налогоплательщика, а способом реализации его права на получение социального налогового вычета.

Согласно п. 2 ст. 229 НК лица, на которых не возложена обязанность представлять налоговую декларацию, т. е. для которых предоставление налоговой декларации является не обязанностью, а правом, в том числе для получения налоговых вычетов, установленных ст. 219 НК РФ, представляют такую декларацию в налоговый орган по месту жительства..

В соответствии с п. 2 ст. 11 НК РФ для целей настоящего кодекса и иных актов законодательства о налогах и сборах под местом жительства физического лица понимается адрес (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома, квартиры), по которому физическое лицо зарегистрировано по месту жительства в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Такой порядок установлен Правилами регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 N 713, в соответствии с которыми гражданам, зарегистрированным по месту жительства, производится отметка в паспортах о регистрации по месту жительства, а гражданам, регистрация которых по месту жительства производится по иным документам, удостоверяющим личность, выдается свидетельство о регистрации по месту жительства; гражданам, зарегистрированным по месту пребывания в жилых помещениях, не являющихся их местом жительства, выдается свидетельство о регистрации по месту пребывания.

Как установлено в судебном заседании, в паспорте, выданном ФИО1, имеется отметка о том, что с 30 октября 2009 года он зарегистрирован по месту жительства в ... ... ..., ... ... ....

Согласно свидетельству о регистрации по месту пребывания он зарегистрирован временно, на период пребывания с 31 октября 2009 года по 15 января 2012 года в ....

Таким образом, его постоянным местом жительства является ..., а ... является его местом пребывания

При таких обстоятельствах, с учетом вышеприведенного законодательства, с заявлением и налоговой декларацией для предоставления социального налогового вычета ФИО1 должен обратиться не в налоговый орган по месту своего пребывания, а в налоговые органы ... по месту своего жительства.

Следовательно, решение межрайонной ИФНС № 6 по Красноярскому краю, расположенной в месте пребывания ФИО1, ему законно и обоснованно было отказано в принятии налоговой декларации для предоставления социального налогового вычета и правильно разьяснено право на обращение за разрешением этого вопроса в налоговые органы ... по месту его жительства.

Ссылки заявителя на то, что в соответствии со ст. 20 ГК РФ, местом его жительства следует признать ... где он в настоящее время преимущественно пребывает, не состоятельны, поскольку в силу ч.1 ст. 11 НК РФ институты, понятия и термины гражданского и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в НК РФ применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства только в том случае, если иное не предусмотрено самим НК РФ. В данном случае специальной нормой- ч.1 ст. 11 НК РФ для целей настоящего кодекса и иных актов законодательства о налогах и сборах введено иное понятие места жительства.

Не состоятельны и ссылки заявителя на ст. 3 Закона Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", согласно которой регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан.

Порядок предоставления социального налогового вычета именно путем обращения в налоговые органы по месту жительства гражданина установлен Федеральным законом, а именно п. 2 ст. 229 НК РФ, что не противоречит Конституции РФ, поскольку ч.2 ст. 55 Конституции РФ установлено, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Суд не может согласиться с доводами заявителя о том, что он вправе по своему выбору обращаться за получением социального налогового вычета в налоговый орган по месту жительства (месту регистрации) либо в налоговый орган по месту пребывания или фактического места жительства, поскольку вышеприведенным действующим законодательством право такого выбора ему не предоставлено.

Кроме того, по мнению суда, предоставление гражданам права на получение социального налогового вычета в налоговом органе не по месту жительства ( месту регистрации), а по месту фактического проживания или по месту пребывания гражданина без внесения соответствующих изменений в установленный действующим законодательством порядок реализации этого права могло бы привести к созданию условий для злоупотребления гражданами своими правами.

Так, учетом того, что сведения о месте пребывания или месте фактического жительства гражданина в паспорт не вносятся, то в том случае, если гражданин, место жительства которого не совпадает с местом его регистрации, путем умолчания не сообщит налоговому органу об этих обстоятельствах, то при обращении его налоговый орган по месту своего жительства этот налоговый орган, не располагая сведениями о фактическом месте жительства или месте пребывания гражданина, будет лишен возможности проверить, не обращался ли данный гражданин с таким же заявлением по месту своего фактического жительства или месту пребывания, что может привести к неоднократному получению гражданином одного и того же социального налогового вычета путем обращения в налоговые органы как по месту своего жительства (месту регистрации), так и по месту фактического проживания или месту своего пребывания.

С учетом изложенного, суд приходит в выводу, что в удовлетворении заявленных требований следует отказать.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил :

В удовлетворении требований ФИО1 к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 6 по Красноярскому краю об оспаривании действий должностных лиц по непринятию налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц отказать

Решение может быть обжаловано в 10-дневный срок в Красноярский краевой суд с подачей жалобы через Енисейский райсуд.

Председательствующий М.Г. Быстрова