НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Емельяновского районного суда (Красноярский край) от 20.10.2023 № 2А-3282/2023

Дело №2а-3282/2023

24RS0013-01-2022-004068-88

Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации

20 октября 2023 года п. Емельяново

Емельяновский районный суд Красноярского края в составе:

председательствующего - судьи Адиканко Л.Г.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Эндеревой И.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Бадрин А.Н. к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 17 по Красноярскому краю о признании действий по направлению налогового уведомления незаконными, обязании совершения действий,

У С Т А Н О В И Л:

Бадрин А.Н. обратился в суд с административным иском, в котором просил признать незаконными действия МИФНС России № 17 по Красноярскому краю по направлению налогового уведомления от ДД.ММ.ГГГГ с содержащимися в нем данными, не соответствующими действительности; просил обязать административного ответчика направить уточненное налоговое уведомление с учетом переплаты в сумме 9361 рублей и перерасчета по транспортному средству HINO RANGER в соответствии с отнесением административного истца к категории граждан с ДД.ММ.ГГГГ, а также с учетом даты отчуждения транспортного средства ЛЕКСУС РХ300; обязать административного ответчика привести в соответствие с действительностью сведения в личном кабинете административного истца.

Требования административного иска мотивированы тем, что ДД.ММ.ГГГГ административным истцом получено налоговое уведомление от ДД.ММ.ГГГГ, которое не соответствует справке ГИБДД от ДД.ММ.ГГГГ по отчуждению автомобиля ЛЕКСУС РХ300; уведомление не соответствует решению Управления Федеральной налоговой службы по Красноярскому краю № 2.12-17/02698С от ДД.ММ.ГГГГ, в котором содержатся сведения о дате отчуждения вышеуказанного автомобиля и сведения об отнесении административного истца с ДД.ММ.ГГГГ к категории граждан «физические лица соответствующие условиям, необходимым для назначения пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим на 31.12.2018» и перерасчета по транспортному средству HINO RANGER; на 4 странице данного решения указано о наличии переплаты по налогу на ДД.ММ.ГГГГ в сумме 9361 рубль. Попытка административного ответчика направить переплату на возможные пени, неустойки опровергаются определением Емельяновского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ на период по ДД.ММ.ГГГГ. Все иные штрафы, пени, недоимки в соответствии со ст. 48 НК РФ имеют пропущенный шестимесячный срок подачи искового заявления в суд со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога.

Административный истец Бадрин А.Н. в судебное заседание не явился, извещен о дате, месте и времени проведения судебного заседания надлежащим образом, представил возражения на отзыв административного ответчика, согласно которым, в обжалуемом налоговом уведомлении отсутствуют сведения о переплате по транспортному налогу в размере 9361 рублей, что отражено в ответе руководителя УФНС по Красноярскому краю; указанную переплату административный ответчик использует не по назначению, то есть, приносит значительный ущерб административному истцу; налоговое уведомление не содержит сведений о применении льготы в отношении административного истца, как в отношении лица, соответствующего условиям, необходимым для назначения пенсии (л.д. 21).

Представитель административного ответчика МИФНС России № 17 по Красноярскому краю в судебное заседание не явился, извещался о дате, месте и времени проведения судебного заседания надлежащим образом.

Из представленного письменного отзыва на административное исковое заявление, требования административного истца не признал, указал, что обязанность налоговых органов по направлению налоговых уведомлений и требований налогоплательщикам установлена пп. 9 п. 1 ст. 32 Налогового кодекса РФ. В адрес ФИО4 были направлены налоговые уведомления от ДД.ММ.ГГГГ о перерасчете транспортного налога по налоговому уведомлению ДД.ММ.ГГГГ год и от ДД.ММ.ГГГГ об исчислении транспортного налога за 2021 год. Поскольку истец в 2021 году являлся владельцем транспортных средств Лексус RХ300 в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и НINО RANGER в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, зарегистрированных в установленном порядке, налоговый орган правомерно направил налогоплательщику уведомление об исчислении транспортного налога. Расчет налогов осуществлен, исходя из периода владения автомобилями в налоговом периоде, налоговой ставки и мощности транспортных средств. В решении УФНС по жалобе Бадрин А.Н. от ДД.ММ.ГГГГ разъяснено, что в карточке расчетов с бюджетом проведено сторнирование начисленной суммы по транспортному налогу за 2020 год в сумме 13920 рублей, но по сроку уплаты ДД.ММ.ГГГГ, в карточке расчетов с бюджетом будет проведено начисление транспортного налога за 2020 год в сумме 13795 рублей. Тем самым, переплата в сумме 9361 рубль не направлялась на погашение задолженности по иным налогам и пени, а была учтена в карточке расчетов с бюджетом по транспортному налогу при исполнении налоговых обязательств налогоплательщика за отчетный период 2020 года.

Представитель заинтересованного лица – УФНС России по Красноярскому краю в судебное заседание не явился, причины неявки не сообщил, о дате и месте слушания дела извещен надлежащим образом.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу статьи 57 Конституции Российской Федерации, статьи 3, подпункта 1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации каждый налогоплательщик обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Согласно п. 1 ст. 357 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

В соответствии с п. 2 ст. 52 НК РФ в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений, в случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.

При определении подлежащей уплате налогоплательщиком суммы налогов, указанных в пункте 3 статьи 13, пункте 3 статьи 14 и пунктах 1 и 2 статьи 15 настоящего Кодекса, налоговым органом учитываются имеющиеся у налогоплательщика на дату формирования налогового уведомления суммы излишне уплаченных таких налогов и (или) пеней по таким налогам путем уменьшения суммы указанных налогов, подлежащих уплате, последовательно начиная с меньшей суммы, если до наступления такой даты налоговым органом не получено заявление налогоплательщика о зачете (возврате) указанных сумм излишне уплаченных налогов.

В налоговом уведомлении должны быть указаны сумма налога, подлежащая уплате, объект налогообложения, налоговая база, срок уплаты налога, а также сведения, необходимые для перечисления налога в бюджетную систему Российской Федерации.

Форма налогового уведомления утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

В силу ст. 358 НК РФ объектом налогообложения признаются транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно пп. 1 п. 1 ст. 359 НК РФ налоговая база определяется в отношении транспортных средств, имеющих двигатели - как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах.

Пункт 1 статьи 360 НК РФ устанавливает, что налоговым периодом признается календарный год.

В силу п. 1 ст. 361 НК РФ налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации соответственно в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортного средства в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или одну единицу транспортного средства.

Для налогоплательщиков - физических лиц налоговая база определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственный кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Статьей 363 НК РФ предусмотрено, что уплата транспортного налога производится физическими лицами в бюджет по месту нахождения транспортных средств в порядке и сроки, которые установлены законами субъектов Российской Федерации на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.

В силу подпунктов «м», «н» пункта 1 статьи 4 Закона Красноярского края от 08.11.2007 № 3-676 «О транспортном налоге», от уплаты транспортного налога на одно транспортное средство с мощностью двигателя до 100 л.с. включительно освобождены физические лица, являющиеся пенсионерами в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации; физические лица, соответствующие условиям, необходимым для назначения пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим на 31 декабря 2018 года.

Пунктом 3 Закона Красноярского края от 08.11.2007 № 3-676 «О транспортном налоге» предусмотрено, что налогоплательщики, указанные в подпунктах 1, 2 пункта 1 настоящей статьи, имеющие транспортное средство с мощностью двигателя свыше 100 л.с., уплачивают сумму налога, исчисляемую как разница между суммой налога на данное транспортное средство и суммой налога на транспортное средство с мощностью двигателя 100 л.с.

Для того чтобы воспользоваться льготой, налогоплательщики, указанные в подпунктах 1, 2 пункта 1 и пункте 2 настоящей статьи, вправе представить документы, подтверждающие право на налоговую льготу.

Положениями ст. 4 названного Закона Красноярского края установлено, что в случае если налогоплательщик, являющийся физическим лицом, имеющий в соответствии с подпунктами 1, 2, 11, 12 пункта 1 и пунктом 2 настоящей статьи право более чем на одну льготу по транспортному налогу и (или) имеющий два транспортных средства и более, отвечающих условиям предоставления налоговой льготы в соответствии с подпунктами 1, 2, 12 пункта 1 и пунктом 2 настоящей статьи, не представил в налоговый орган заявление о предоставлении налоговой льготы или не сообщил об отказе от применения налоговой льготы, налоговая льгота предоставляется в соответствии с пунктом 3 статьи 361 Налогового кодекса Российской Федерации в отношении транспортного средства (транспортных средств), по которому (которым) сумма исчисленной налоговой льготы будет максимальной.

В силу п. 6 ст. 59 НК РФ, налогоплательщик обязан уплатить налог в течение одного месяца со дня получения налогового уведомления, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом налоговом уведомлении.

В случае перерасчета налоговым органом ранее исчисленного налога уплата налога осуществляется по налоговому уведомлению в срок, указанный в налоговом уведомлении. При этом налоговое уведомление должно быть направлено не позднее 30 дней до наступления срока, указанного в налоговом уведомлении.

Как установлено в судебном заседании, ДД.ММ.ГГГГ налоговым органом сформировано налоговое уведомление об исчислении транспортного налога за 2021 год по сроку уплаты ДД.ММ.ГГГГ, в сумме 22845 рублей (л.д. 3).

Согласно уведомления, сумма транспортного налога исчислена, исходя из налоговой базы - мощности транспортных средств налогоплательщика, срока нахождения автомобилей в собственности Бадрин А.Н. в налоговый период, а также налоговой ставки: автомобиль НINО RANGER - 240 л.с. х 58 рублей х 12 месяцев; автомобиль Лексус RХ300 – 223 л.с. х 51 рублей х 11 месяцев.

Правомерность действий налогового органа по исчислению транспортного налога за автомобиль Лексус RХ300 за 11 месяцев 2021 года подтверждена справкой МРЭО ГИБДД МО МВД РФ «Емельяновский», согласно которой данное транспортное средство, зарегистрированное за Бадрин А.Н., снято с учета ДД.ММ.ГГГГ в связи с продажей другому лицу (л.д. 4); из справки МРЭО ГИБДД МО МВД РФ «Емельяновский» от ДД.ММ.ГГГГ, автомобиль НINО RANGER снят с регистрационного учета ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем начисление налога на данное транспортное средство за 12 месяцев, является верным.

Данные уведомления указывают на то, что при исчислении налога, налоговым органом учтены льготы налогоплательщика Бадрин А.Н.; размер налоговых льгот составил 1500 рублей, что отвечает требованиям Закона Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ «О транспортном налоге».

Оспаривая действия административного ответчика по направлению налогового уведомления от ДД.ММ.ГГГГ, административный истец ссылается на то, что уведомление не соответствует решению Управления Федеральной налоговой службы по Красноярскому краю от ДД.ММ.ГГГГ.12-17/02698С, в котором содержатся сведения о том, что на ДД.ММ.ГГГГ у налогоплательщика имелась переплата по налогу в сумме 9361 рубль.

Из решения УФНС России по Красноярскому краю от ДД.ММ.ГГГГ.12-17/02698с (л.д. 5-6), исследованного в судебном заседании, следует, что предметом проверки налогового органа являлось налоговое уведомление от ДД.ММ.ГГГГ об исчислении транспортного налога за 2020 год.

Согласно решения, обязанность по уплате транспортного налога по сроку уплаты ДД.ММ.ГГГГБадрин А.Н. исполнена не в полном объеме; недоимка составила 19852 рублей; уплата транспортного налога за период ДД.ММ.ГГГГДД.ММ.ГГГГ производилась несвоевременно, в связи с чем было произведено начисление пени.

Из указанного решения следует, что с заявлением о предоставлении льготы по уплате транспортного налога Бадрин А.Н. в налоговый орган не обращался, информация о том, что с ДД.ММ.ГГГГ налогоплательщик относится к категории лиц «Физические лица соответствующие условиям, необходимым для назначения пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим на 31.12.2018» предоставлена Пенсионным фондом РФ, в связи с чем сумма льготы составила 125 рублей по налогу за транспортное средство НINО RANGER, и ДД.ММ.ГГГГ сформировано налоговое уведомление по транспортному налогу на указанный автомобиль в сумме 13795 рублей, установлен новый срок уплаты налога - ДД.ММ.ГГГГ; после наступления срока уплаты ДД.ММ.ГГГГ, в карточке расчетов с бюджетом по транспортному налогу будет проведено начисление транспортного налога за 2020 год по налоговому уведомлению от ДД.ММ.ГГГГ в сумме 13795 рублей.

Установив наличие оснований к перерасчету налога в виде отнесения налогоплательщика Бадрин А.Н. к категории лиц «Физические лица соответствующие условиям, необходимым для назначения пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим на 31.12.2018», налоговым органом было подготовлено налоговое уведомление от ДД.ММ.ГГГГ, которым в отношении автомобиля НINО RANGER за 2020 год исчислен транспортный налог в сумме 13795 рублей – с учетом льготы в сумме 125 рублей – и установлен срок уплаты налога – не позднее ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно решения УФНС России по Красноярскому краю от ДД.ММ.ГГГГ.12-17/02698с, на дату его вынесения, в карточке расчетов с бюджетом по транспортному налогу числится переплата в сумме 9361 рубль.

Между тем, при подготовке налогового уведомления от ДД.ММ.ГГГГ, наличие переплаты по транспортному налогу в сумме 9361 рубль не отражено, и сумма налога к уплате указана в размере исчисленного налога с учетом налоговых льгот налогоплательщика в общем размере 22845 рублей, в том числе, за автомобиль НINО RANGER – 12420 рублей, за автомобиль Лексус RХ300 – 10425 рублей (л.д. 3).

Наличие переплаты по транспортному налогу в сумме 9361 рубль нашло свое отражение в карточке «Расчеты с бюджетом» налогоплательщика Бадрин А.Н., содержащей сведения о том, что указанная переплата образована ДД.ММ.ГГГГ.

Форма налогового уведомления на дату формирования оспариваемого налогового уведомления была утверждена приказом Федеральной налоговой службы от ДД.ММ.ГГГГ № ММВ-7-11/477@.

Указанная форма налогового уведомления содержит раздел «Сумма налога к уплате, с учетом переплаты».

Данный раздел содержится в налоговом уведомлении, оспариваемом Бадрин А.Н., при этом содержит указание на то, что сумма налога к уплате, с учетом переплаты 0,00 рублей, составляет 22845 рублей.

Исходя из обстоятельств, указывающих на наличие переплаты транспортного налога, суд находит, что действия налогового органа по направлению Бадрин А.Н. налогового уведомления от ДД.ММ.ГГГГ без указания сведений о существовавшей переплате данного налога, не отвечают требованиям закона, поскольку в силу ст. 52 Налогового кодекса РФ, при определении подлежащей уплате налогоплательщиком суммы налогов, в частности, транспортного налога, налоговым органом учитываются имеющиеся у налогоплательщика на дату формирования налогового уведомления суммы излишне уплаченных таких налогов путем уменьшения суммы указанных налогов, подлежащих уплате, последовательно начиная с меньшей суммы.

Данных о том, что на ДД.ММ.ГГГГ налоговым органом получено заявление налогоплательщика Бадрин А.Н. о зачете (возврате) излишне уплаченного транспортного налога в сумме 9361 рубль, не имеется.

Установив вышеприведенные обстоятельства, оценивая представленные в дело материалы в совокупности с нормами правового регулирования спорных правоотношений, суд находит требования административного истца в части признания незаконными действий МИФНС России № 17 по Красноярскому краю по направлению налогового уведомления от ДД.ММ.ГГГГ с содержащимися в нем данными, не соответствующими действительности, подлежащими удовлетворению, что является основанием для направления административным ответчиком в адрес налогоплательщика налогового уведомления, содержащего сведения об имеющейся переплате по транспортному налогу и его исчислению с учетом данных обстоятельств, а также внесения соответствующих сведений в личный кабинет налогоплательщика.

Установив, что административным ответчиком при подготовке налогового уведомления об исчислении транспортного налога за 2021 год учтен факт отнесения административного истца к категории лиц «Физические лица соответствующие условиям, необходимым для назначения пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим на 31.12.2018», и, в связи с этим налог исчислен с учетом льготы налогоплательщика; принимая во внимание, что при расчете налога за транспортное средство ЛЕКСУС РХ300 налоговым органом учтено, что данный объект находился в собственности налогоплательщика в 2021 году на протяжении 11 месяцев, и исчислил транспортный налог за данный автомобиль за 11 месяцев налогового периода, суд приходит к выводу о том, что требования административного истца о возложении на МИФНС № 17 обязанности направления налогового уведомления об исчислении транспортного налога с учетом льгот налогоплательщика и даты отчуждения транспортного средства ЛЕКСУС РХ300, удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Требования административного искового заявления Бадрин А.Н. к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 17 по Красноярскому краю о признании действий по направлению налогового уведомления незаконными, обязании совершения действий удовлетворить частично.

Признать незаконными действия Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 17 по Красноярскому краю по направлению Бадрин А.Н. налогового уведомления от ДД.ММ.ГГГГ, не содержащего сведений о переплате транспортного налога в сумме 9631 рубль.

Настоящее решение является основанием для направления МИФНС России № 17 по Красноярскому краю в адрес Бадрин А.Н. налогового уведомления об исчислении транспортного налога за 2021 год с учетом переплаты данного налога, а также внесения соответствующих сведений в личный кабинет налогоплательщика Бадрин А.Н..

Требования Бадрин А.Н. в части возложения на Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы России № 17 по Красноярскому краю обязанности направления налогоплательщику налогового уведомления об исчислении транспортного налога с учетом перерасчета по транспортному средству HINO RANGER в связи с отнесением административного истца к категории лиц «Физические лица соответствующие условиям, необходимым для назначения пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим на 31.12.2018», а также с учетом даты отчуждения транспортного средства ЛЕКСУС РХ300, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано сторонами путем подачи апелляционной жалобы в Красноярский краевой суд через Емельяновский районный суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения (23.10.2023).

Председательствующий: подпись.

КОПИЯ ВЕРНА.

Судья Емельяновского районного суда Л.Г. Адиканко