НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Елецкого городского суда (Липецкая область) от 09.01.2017 № 2А-4078/2016

Дело № 2а-56/2017

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

09 января 2017 город Елец Липецкой области

Елецкий городской суд Липецкой области в составе:

председательствующего судьи Пашковой Н.И.,

при секретаре Камардиной М.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Провоторовой ФИО11 к Отделу по вопросам Миграции ОМВД по г. Ельцу Липецкой области о возложении обязанности,

у с т а н о в и л

Провоторова О.Н. обратилась в суд с административным иском к Отделу по вопросам Миграции ОМВД по г. Ельцу Липецкой области о возложении обязанности. В обоснование заявленных требований истица указала, что она является собственником 1/6 доли в праве на жилой дом и земельный участок, расположенные по адресу г. Елец, ул. Магистральная д.7. С целью заключения договора дарения указанного имущества истица через нотариуса обратилась в орган миграционного учета с заявлением о предоставлении информации в отношении лиц, состоящих на регистрационном учете в указанном жилом доме. Органом миграционного учета было письменно отказано в предоставлении испрашиваемой информации, а также в принятии заявления о восстановлении домовой книги в связи с ее утратой. Истица считает данный отказ незаконным, нарушающим ее права, поскольку в отсутствие необходимой информации она лишена возможности реализовать свое право на распоряжение принадлежащим ей имуществом. На основании изложенного, Провоторова О.Н. просит обязать отдел по вопросам Миграции ОМВД по г. Ельцу Липецкой области предоставить сведения о зарегистрированных лицах по месту жительства по адресу г. Елец, ул. Магистральная д. 7 в период со дня открытия наследства с 31 0ктября 200 6 года.

Провоторова О. Н. исковые требования поддержала по изложенным в заявлении основаниям.

Представитель административного ответчика Алисова И.Н. исковые требования не признала, ссылаясь на то, что Отдел по вопросам миграции ОМВД по г. Ельцу не ведет учет зарегистрированных лиц по домовладениям, а ведет пофамильный учет граждан согласно действующей картотеки по листкам прибытия и убытия. Согласно Административного регламента, утвержденного Приказом ФМС России №18 от 20.01.2014 адресно-справочная информация предоставляется не по адресам, а в отношении физических лиц с их согласия, однако с таким заявлением истец к ним не обращалась.

Заинтересованные лица Живалова Т.Н., Живалова Е.Н., Живалов А.Н., Челяева Л.Н., Живалов В.Н. в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещались судом надлежащим образом.

Заслушав объяснения участников процесса, исследовав письменные доказательства суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований исходя из следующего.

Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Исходя из положений статьи 227 КАС РФ, для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.

Пунктом 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Судом установлено и подтверждается материалами дела (л.д.20-21), что истица Провоторова О.Н. является собственником 1/6 доли дома и земельного участка, расположенных по адресу Липецкая область г. Елец, ул. Магистральная, 7.

Провоторова О.Н. 27.10.2016 обратилась к нотариусу Лыковой И.В. с просьбой об удостоверении договора дарения указанного недвижимого имущества, при этом ею не были предоставлены нотариусу домовая книга или справка о лицах, зарегистрированных в домовладении.

27.10.2016 года нотариус Лыкова И.В. по просьбе Провоторовой О.Н. направила в адрес отдела по вопросам миграции ОМВД по г. Ельцу Липецкой области запрос, в котором просила предоставить информацию о лицах, зарегистрированных в жилом доме по адресу Липецкая область г. Елец, ул. Магистральная, 7.

27.10.2016 Провоторовой О.Н. начальником отдела по вопросам миграции ОМВД по г. Ельцу Липецкой области был выдан письменный ответ, из которого следует, что предоставить испрашиваемую информацию не представляется возможным ввиду того, что отдел по вопросам миграции не ведет учет сведений зарегистрированных лиц. Заявителю разъяснено, что такие сведения имеются в домовых книгах, которые ведутся собственниками квартир по домовладениям и у них хранятся.

Обосновывая заявленные требования, истица сослалась на то, что административный ответчик располагает сведениями о лицах зарегистрированных в принадлежащем ей домовладении и имеет возможность предоставить ей такие сведения, а их отсутствие лишает ее возможности распорядиться принадлежащим ей имуществом.

Представитель административного ответчика возражая против иска, сослался на то, что отдел по вопросам миграции ОМВД по г. Ельцу Липецкой области ведет по фамильный учет граждан согласно действующей картотеки по листкам прибытия и убытия. Согласно действующего законодательства адресно-справочная информация предоставляется в отношении физических лиц с их согласия на основании заявления установленной формы, однако с таким заявлением истец к ним не обращалась.

Проанализировав доводы сторон, представленные по делу доказательства, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 3 Закона Российской Федерации от 25.06.1993 N 5242-1 "О праве граждан на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства в пределах Российской Федерации" (далее - Закон N 5242-1) в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом вводится регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.

Под регистрационным учётом граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации Законом Российской Федерации от 25.06.1993 N 5242-1 понимается государственная деятельность по фиксации и обобщению предусмотренных этим же Законом сведений о регистрации граждан Российской Федерации по месту пребывания, регистрации граждан Российской Федерации по месту жительства, снятии граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и снятии граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту жительства в пределах Российской Федерации.

Из приведенной нормы усматривается, что государством введен регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.

Контроль за соблюдением гражданами Российской Федерации и должностными лицами правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации возлагается на федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, его территориальные органы и органы внутренних дел.

В соответствии с пп. 2.4 п. 1 Постановления Правительства РФ от 13 июля 2012 года N 711 "О вопросах Федеральной миграционной службы" (вместе с "Положением о Федеральной миграционной службе") Федеральная миграционная служба России осуществляет регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, контроля за соблюдением гражданами и должностными лицами правил регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации.

Указанным Постановлением установлено, что основными задачами Федеральной миграционной службы являются осуществление регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, контроля за соблюдением гражданами и должностными лицами правил регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации (п. 2.4). При этом в полномочия данной службы входит организация и ведение адресно-справочной работы (п. 7.20);

Указом Президента Российской Федерации от 05 апреля 2016 года N 156 "О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции" упразднена Федеральная миграционная служба. Министерству внутренних дел РФ переданы функции и полномочия упраздняемой Федеральной миграционной службы и ее штатная численность. Действие нормативных правовых актов ФМС России в сфере миграции распространяется на МВД России впредь до издания соответствующих нормативных правовых актов министерства.

В силу вышеизложенного полномочия по осуществлению регистрационного учета граждан и снятия их с учета, организации и ведению адресно-справочной работы в г. Ельце осуществляет отдел по вопросам миграции ОМВД России по городу Ельцу Липецкой области

В своей деятельности отдел по вопросам миграции руководствуется Административным регламентом предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по предоставлению адресно-справочной информации по организации и ведению адресно-справочной работы, утвержденным Приказом ФМС России от 20.01.2014 N 18 (зарегистрирован в Минюсте России 27 марта 2014 г. N 31755) (далее по тексту - Административный регламент). Административный регламент определяет сроки и последовательность административных процедур (действий) территориальных органов ФМС России и их структурных подразделений по предоставлению адресно-справочной информации (п.1).

Согласно п. 2 Административного регламента адресно-справочной информацией является информация о регистрационном учете граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 19.3 Административного регламента в целях получения адресно-справочной информации в отношении другого лица заявитель предоставляет документ, удостоверяющий личность, а также письменное (электронное) заявление, (приложение N 4 к Регламенту).

Пунктом 49 Административного регламента определено, что письменное обращение о предоставлении адресно-справочной информации должно содержать в качестве обязательных реквизитов: полные данные на запрашиваемое лицо (фамилия, имя, отчество в именительном падеже, дата и место рождения); согласие заявителя на предоставление его персональных данных запрашиваемому им лицу (в случае получения адресно-справочной информации в отношении иного лица).

Решение о предоставлении адресно-справочной информации по заявлению, в том числе поданному в форме электронного документа, принимается при выполнении требований, предусмотренных пунктами 48-51 Регламента. Заявления, не соответствующие указанным требованиям, не подлежат рассмотрению, об этом заявителю направляется уведомление (приложение N 7 к Регламенту). По результатам проверки наличия оснований для предоставления государственной услуги начальником подразделения АСР принимается решение об отказе в предоставлении государственной услуги либо проведении проверки имеющихся адресно-справочных учетов и подготовки ответа заявителю (пункты 53-54 Административного регламента).

Пунктом 25 Административного регламента установлено, что адресно-справочная информация не предоставляется в случаях: отсутствия согласия субъекта персональных данных на предоставление запрашиваемых о нем сведений; несоответствия поступившего заявления, в том числе поданного в форме электронного документа с использованием Единого портала, требованиям пунктов 48-51 Регламента.

Согласно положениям пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 года N 152-ФЗ "О персональных данных" под персональными данными понимается любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных).

На основании статьи 7 Федерального закона от 27 июля 2006 года N 152-ФЗ операторы и иные лица, получившие доступ к персональным данным, обязаны не раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Указом Президента Российской Федерации от 6 марта 1997 года N 188 утвержден Перечень сведений конфиденциального характера, согласно пункту 1 которого к таким сведениям относятся сведения о фактах, событиях и обстоятельствах частной жизни гражданина, позволяющие идентифицировать его личность (персональные данные), за исключением сведений, подлежащих распространению в средствах массовой информации в установленных федеральными законами случаях.

Из указанного выше следует, что обращение в отдел по вопросам миграции ОМВД России по городу Ельцу Липецкой области о предоставлении адресно-справочной информации должно содержать данные на запрашиваемое лицо (лиц), а также согласие субъекта персональных данных на предоставление запрашиваемых о нем сведений.

Как усматривается из материалов дела, 27.10.2016 нотариус в интересах Провоторовой О.Н. обратилась в отдел по вопросам миграции ОМВД России по городу Ельцу Липецкой области с запросом о предоставлении сведений о лицах, зарегистрированных по адресу: г. Елец, ул. Магистральная, д. 7. При этом запрос не содержал указания на данные о запрашиваемых лицах, предусмотренные Административным регламентом, а также к нему не был приложено согласие этих лиц на предоставление такой информации.

В связи с этим произвести выборку по адресу указанному нотариусом, отделу по вопросам миграции не представлялось возможным.

При таких обстоятельствах, поскольку систематизация в административно-справочной работы по адресу регистрации в определенный период времени отсутствует, а обращение административного истца о предоставлении адресно-справочной информации не содержало полных данных, отказ административного ответчика в предоставлении информации о количестве зарегистрированных в жилом помещении граждан в связи с невозможностью ее представления, является правомерным.

Исходя из изложенного довод административного истца о том, что предоставление сведений о количестве зарегистрированных в жилом помещении граждан отделом по вопросам миграции ОМВД России по городу Ельцу Липецкой области возможно, является необоснованным.

С учетом изложенного нельзя признать, что оспариваемое истцом решение, действие (бездействия) не соответствует нормативным правовым актам.

Также не нашел своего подтверждения и тот факт, что оспариваемым решением, действием (бездействием) нарушены права и законные интересы административного истца.

Так, согласно п. 85 Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденного приказом Федеральной миграционной службы (ФМС России) от 11 сентября 2012 г. N 288 при регистрации граждан в жилых помещениях частного жилищного фонда, принадлежащих физическим или юридическим лицам на праве собственности, в случае отсутствия соглашения собственника (собственников) жилого помещения с управляющей жилищным фондом организацией на ведение данной работы, осуществляется оформление и хранение владельцами домов (квартир) домовых (поквартирных) книг по форме N 11 (приложение N 8 к Регламенту). Домовые (поквартирные) книги ведутся на каждое изолированное жилое помещение: домовладение (квартиру), часть домовладения (часть квартиры), комнату. В случае утраты (порчи) домовой (поквартирной) книги выдача новой домовой (поквартирной) книги производится по заявлению собственника жилого помещения, поданного в письменной форме. О выдаче домовой (поквартирной) книги впервые и выданного по утрате (порче) производится соответствующая отметка в журнале выдачи домовых (поквартирных) книг произвольной формы, который регистрируется в установленном порядке и хранится в структурном подразделении территориального органа, оказывающем государственную услугу.

Таким образом, сведения о лицах зарегистрированных в жилых помещениях частного жилищного фонда вносятся в домовую книгу, которая хранится у владельцев домов. В случае утраты домовой книги собственник домовладения вправе обратиться в регистрирующий орган с заявлением о выдаче новой домовой книги. При этом, информация о количестве зарегистрированных граждан в данном жилом помещении, содержащаяся в поквартирных карточках и домовых книгах, является достоверной. Ни в каких других документах она не фиксируется. Данная информация, предоставленная из других источников, является производной от сведений, которые содержатся в поквартирных карточках и домовых книгах.

Как следует из содержания искового заявления и объяснений административного истца домовая книга на домовладение №7 по ул. Магистральная г. Ельца утрачена, однако административный истец в отдел по вопросам миграции ОМВД по г. Ельцу Липецкой области с заявлением о выдаче новой домовой книги не обращалась. Следовательно, у административного истца не исчерпаны возможности получения сведений о лицах зарегистрированных в указанном домовладении путем получения новой домовой книги.

Довод административного истца о том, что все сособственники домовладения не намерены обращаться с таким заявлением о выдаче новой домовой книги, основан лишь на его предположениях и принят во внимание судом быть не может.

Кроме того, ни "Основами законодательства Российской Федерации о нотариате" от 11 февраля 1993 года N 4462-1, ни Методическими рекомендациями по совершению отдельных видов нотариальных действий от 15.03.2000 года, ни Федеральным законном от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (действовавшим на момент обращения истца к нотариусу), ни законом « государственной регистрации недвижимости» от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ, вступившим в действие с 01.01.2017 года не предусмотрено обязательное предоставление сведений о лицах, зарегистрированных в отчуждаемом жилом помещении для удостоверения и государственной регистрации сделок с таким имуществом.

С учетом установленных по делу обстоятельств суд не находит правовых оснований для удовлетворения исковых требований.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ

р е ш и л

Провоторовой ФИО12 в удовлетворении исковых требований к Отделу по вопросам Миграции ОМВД по г. Ельцу Липецкой области о возложении обязанности отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба или принесено апелляционное представление в Липецкий областной суд через Елецкий городской суд Липецкой области в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий: Н.И. Пашкова

Решение в окончательной форме принято 16.01.2017 года.