гражданское дело №2-297-2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
с.Петропавловка 26 сентября 2018 года
Джидинский районный суд Республики Бурятия в составе председательствующей судьи Харагаевой Л.Ю., при секретаре Андрееве А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела по исковому заявлению Администрации муниципального образования «Джидинский район» к микрокредитной компании Фонд развития и поддержки предпринимательства Джидинского района о ликвидации микрокредитной компании, внесении сведений в Единый государственный реестр юридических лиц,
УСТАНОВИЛ:
Обращаясь в суд с иском, истец просит ликвидировать микрокредитную компанию Фонд развития и поддержки предпринимательства Джидинского района (далее - фонд), внести в единый государственный реестр юридических лиц сведения о прекращении деятельности, мотивируя следующим.
Фонд зарегистрирован и начал свою деятельность ДД.ММ.ГГГГ, его единственным учредителем является Администрация муниципального образования «Джидинский район». Основной целью деятельности фонда является аккумулирование денежных средств для поддержки малого и среднего предпринимательства, участие в финансировании региональных (межрегиональных) программ, проектов и мероприятий, направленных на поддержку и развитие малого и среднего предпринимательства Джидинского района.
В соответствии с п.2 ст.18 Федерального закона от 12.01.1996г. N7-ФЗ "О некоммерческих организациях" решение о ликвидации фонда может принять только суд по заявлению заинтересованных лиц. Фонд может быть ликвидирован: если цели фонда не могут быть достигнуты, а необходимые изменения целей фонда не могут быть произведены.
В связи с вступлением в силу Федерального закона от 29.06.2015г. №210-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» внесшим изменения в ч.9.1 ст.5 Федерального Закона №151, единственным учредителем Фонда ДД.ММ.ГГГГ принято решение об утверждении нового наименования Фонда «Микрофинансовая организация Фонд поддержки малого предпринимательства Джидинского района». Устав принят в новой редакции, в п.1.4: полное официальное наименование Фонда - Микрофинансовая организация Фонд поддержки малого предпринимательства Джидинского района.
Следующее изменение наименования Фонда произошло в соответствии с требованиями ч.15 ст.5 Федерального Закона №151, согласно ч.3 ст.5 Федерального закона от 29.12.2015 года №407-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации». В силу положений ч.16 ст.5 Федерального Закона №151 наименование микрокредитной компании должно содержать словосочетание «микрокредитная компания» и указание на ее организационно-правовую форму. В связи с чем, единственным учредителем Фонда ДД.ММ.ГГГГ принято решение о принятии нового наименования Фонда - Микрокредитная компания Фонд развития и поддержки малого предпринимательства Джидинского района, утверждении Устава в новой редакции. Кроме наименования Фонда в данную редакцию Устава внесены другие существенные изменения. Изменился высший коллегиальный орган управления Фондом. До внесения изменений высшим коллегиальным органом управления являлось Общее собрания учредителей и участников. Ввиду отсутствия участников решения принимались представителем единственного учредителя. После принятия новой редакции Устава Высшим коллегиальным органом управления Фондом является Правление Фонда.
В связи с этим дальнейшие решения по вопросам, относящимся к исключительной компетенции высшего коллегиального органа управления Фондом, принимались Правлением Фонда.
В соответствии с требованиями ч.15 ст.5 Федерального Закона №151 в случае утраты юридическим лицом, в наименовании которого содержится словосочетание «микрокредитная компания» статуса микрофинансовой организации, данное юридическое лицо обязано исключить из своего наименования словосочетание «микрокредитная компания» в течение тридцати рабочих дней со дня исключения сведений о данном юридическом лице из государственного реестра микрофинансовых организаций.
С ноября 2012 года Фонд приобрел статус микрофинансовой организации. Основным нормативно-правовым актом, регулирующим деятельность Фонда как микрофинансовой организации, является Федеральный Закон №151-ФЗ от 02.07.2010г. «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях» (далее - ФЗ№151).
В 2017 году изменениями в федеральное законодательство были введены новые требования для микрокредитных компаний, к формированию микрокредитными компаниями резервов на возможные потери по займам в соответствии с новым порядком, а также переход микрофинансовыми организациями с 01.01.2018г. на единый план счетов и отраслевые стандарты бухгалтерского учета.
Стратегия развития микрофинсовых организаций определяется нормативными документами Центрального Банка Российской Федерации (далее - ЦБ РФ) - мегарегулятора финансового рынка.
Приказом Минэкономразвития России определены требования к ведению микрофинансовой организацией раздельного учета средств целевого финансирования, предоставленного из бюджетов всех уровней, и средств, полученных от предпринимательской деятельности, а также ведение раздельного бухгалтерского учета по денежным средствам, предоставленным за счет средств бюджетов всех уровней на осуществление основного вида деятельности, и размещение предоставленных за счет средств бюджетов всех уровней средств на отдельных счетах, в том числе, банковских.
Таким образом, микрофинансовая организация должна иметь, как минимум, три банковских счета и возможность ведения раздельного учета полученных средств автоматизировано в специальной бухгалтерской учетной программе.
В соответствии с п.5 ст.6 Федерального закона от 06.12.2011 №402-ФЗ «О бухгалтерском учете» микрофинансовые организации не могут применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность. Данное требование к бухгалтерскому учету микрофинансовых организаций означает, что обязанности главного бухгалтера микрофинансовой организации не могут быть возложены на руководителя организации либо третье лицо, действующее на основании гражданско-правого договора.
Одним из указанных требований является наличие главного бухгалтера.
В соответствии с п.7 ст.7 Федерального закона №402-ФЗ «О бухгалтерском учете», главный бухгалтер не кредитной финансовой организации должен отвечать требованиям, установленным ЦБ РФ.
Требования к ведению бухгалтерского учета на ЕПС и ОСБУ, к знанию отраслевых стандартов бухгалтерского учета, составления бухгалтерской (финансовой) отчетности, разработанных ЦБ РФ, требуют специального обучения работников бухгалтерии микрофинансовой организации. Микрофинансовые организации обязаны ежеквартально отчитываться в ЦБ РФ о проведении обучения своих сотрудников и подготовке к переходу с 2018 г. на единый план счетов и отраслевые стандарты бухгалтерского учета Центральному Банку Российской Федерации.
Переход на единый план счетов и новый формат повлекло новые проблемы - сложности в выборе поставщика программного обеспечения, высокая стоимость программного обеспечения, нехватка бухгалтеров с необходимой квалификацией, сложность в оценке качества предлагаемых учебных программ по ведению учета с использованием ЕПС.
Требования ЦБ РФ к специфике бухгалтерского учета в микрофинансовых организациях, к специфике и объему бухгалтерской (финансовой) отчетности требуют увеличения штата бухгалтерии микрофинансовой организации, наличие высокопрофессиональных сотрудников бухгалтерии микрофинансовой организации, подготовку, повышение их квалификации.
Деятельность Фонда подлежит регулированию законодательством в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. Действия Фонда в данной сфере регулируются Росфинмониторингом на основании нормативных актов.
Указанная отрасль законодательства Российской Федерации также является специфичной и узкоспециализированной, требующей в свою очередь от сотрудников Фонда высокой квалификации, в том числе в данной области права.
Требованиями указанного законодательства установлено обязательное наличие структурного подразделения либо специального должностного лица по ПОД/ФТ. Современные тенденции в сфере регулирования деятельности микрофинансовых организаций по противодействию легализации (отмыванию) доходов обязывают Фонд утверждать новые «Правила внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма», не менее 4 раз в год. Установлена обязанность по ежегодному обязательному обучению для специальных должностных лиц в аккредитованных и лицензированных организациях, для остальных сотрудников 1 раз в 2 года. Для предоставления ежеквартальной отчетности (новая ЭЦП директора) в Росфинмониторинг обязательно наличие личного кабинета, в котором ведется электронный учет посещения личного кабинета и при проведении проверок производится сверка даты посещения личного кабинета и даты проверки заявителя о причастности к экстремистской деятельности или терроризму.
С учетом вышеизложенного, ДД.ММ.ГГГГ проведено совещание представителей Администраций Муниципальных образований Республики Бурятия и руководителей всех муниципальных Фондов поддержки малого предпринимательства Республики Бурятия на уровне Министерства промышленности и торговли Республики Бурятия, на данном совещании была выработана концепция о необходимости и возможных путях реформирования Фондов.
ДД.ММ.ГГГГ дано поручение главам муниципальных районов оценить готовность муниципальных фондов осуществлять свою деятельность в соответствии с действующим законодательством. В случае невозможности осуществления деятельности, ввиду недостаточности капитализации, собственных средств для выполнения поставленных задач, рассмотреть возможность переуступки прав требований по действующим договорам Микрокредитной компании Фонд развития предпринимательства г.Улан-Удэ.
В целях сохранения инфраструктуры поддержки бизнеса в муниципальных образованиях 14 районов, включая Джидинский район, выразили готовность принять предложенную МКК Фонд развития предпринимательства г.Улан-Удэ модель реформирования муниципальных Фондов.
ДД.ММ.ГГГГ Министерством промышленности и торговли РБ дано поручение о начале реформирования фондов.
ДД.ММ.ГГГГ на заседании Правления Фонда принято решение об уступке прав требования принадлежащих Микрокредитной компании Фонд развития и поддержки предпринимательства Джидинского района на основании заключенных договоров о предоставлении микрозаймов, а также прав, по договорам, обеспечивающим исполнение этих обязательств, и других, связанных с указанными требованиями, в том числе: право на неуплаченные проценты, штрафные санкции, право на истребование документов, подтверждающих целевое использование средств займа в пользу Микрокредитной компании Фонд развития предпринимательства г.Улан-Удэ.
ДД.ММ.ГГГГ договор уступки прав требований (цессии) подписан, передано 29 договоров, перечислены свободные целевые денежные средства, согласно решения Правления Фонда от ДД.ММ.ГГГГ.
В ноябре 2017 года подано заявление о выходе Фонда из государственного реестра микрофинансовых организаций, на основании которого ДД.ММ.ГГГГ Центральным Банком Российской Федерации принят приказ об исключении микрокредитной компании Фонд поддержки и развития предпринимательства Джидинского района из государственного реестра.
Из-за отсутствия директора и бухгалтера в Микрокредитной компании до настоящего времени не приведены в соответствие с действующим законодательством.
С выходом из реестра микрофинансовых организаций Микрокредитная компания Фонд развития и поддержки предпринимательства потеряла право заниматься микрофинансовой деятельностью (выдавать микрозаймы субъектам малого предпринимательства). С ноября 2017 года по настоящее время Фонд не занимается деятельностью.
ДД.ММ.ГГГГ между Микрокредитной компанией Фонд развития предпринимательства г.Улан-Удэ и Администрацией МО «<адрес>» заключено соглашение о сотрудничестве, предметом которого является сотрудничество и взаимодействие сторон в области поддержки и развития малого и среднего предпринимательства в <адрес>, с использованием всех имеющихся у сторон правовых, информационно-аналитических, методических и организационных ресурсов.
Реализация мероприятий, предусмотренных Муниципальной программой «Развитие малого и среднего предпринимательства в муниципальном образовании «<адрес>» на 2015 - 2017 годы и на период 2020 года», продолжена.
С учетом того, что на счетах микрокредитной компании Фонд развития и поддержки предпринимательства отсутствуют целевые денежные средства, необходимые для выполнения уставных целей и задач, ДД.ММ.ГГГГ Правлением МКК Фонд развития и поддержки предпринимательства Джидинского района принято решение о ликвидации микрокредитной компании.
В судебном заседании представитель истца администрации муниципального образования «Джидинский район» по доверенности Мантыков С.М. поддержал доводы иска в полном объеме, дав аналогичные пояснения.
Представитель ответчика Дашпылов В.В. признал иск в полном объеме. Положения ст.173 ГПК РФ, последствия признания иска ему разъяснены и понятны, о чем представил заявление.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, руководствуясь ст.ст.39, 173 ГПК РФ, а также вышеизложенными нормами Закона, суд принимает признание иска ответчиком, считает, что иск подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст.39 ГПК РФ, ответчик вправе признать иск. Поскольку признание иска ответчиком не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц, судом признание иска принято. В силу требований ст.173 ГПК РФ при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.
В соответствии со ст.123.20 ч.2 Гражданского Кодекса РФ фонд может быть ликвидирован только на основании решения суда, принятого по заявлению заинтересованных лиц, в случае, если: имущества фонда недостаточно для осуществления его целей и вероятность получения необходимого имущества нереальна; цели фонда не могут быть достигнуты, а необходимые изменения целей фонда не могут быть произведены; фонд в своей деятельности уклоняется от целей, предусмотренных уставом; в других случаях, предусмотренных законом.
Судом установлено, что ликвидация фонда обусловлена объективной невозможностью продолжения его деятельности по основаниям, не связанным с нарушением закона, цели Фонда, для которых он был создан, не могут быть достигнуты.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.173, 194, 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление администрации муниципального образования «Джидинский район» к микрокредитной компании Фонд развития и поддержки предпринимательства Джидинского района о ликвидации микрокредитной компании, внесении сведений в Единый государственный реестр юридических лиц - удовлетворить.
Ликвидировать микрокредитную компанию Фонд развития и поддержки предпринимательства Джидинского района с внесением в Единый государственный реестр юридических лиц сведений о прекращении деятельности Фонда, в связи с невозможностью достижения целей Фонда.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Бурятия через Джидинский районный суд РБ в течение месяца со дня принятия его судом в окончательной форме.
Председательствующая судья Л.Ю. Харагаева