НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Дзержинского районного суда г. Волгограда (Волгоградская область) от 28.04.2021 № 2А-1760/2021

34RS0005-01-2020-006899-79

Дело №2а-1760/2021

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Дзержинский районный суд г. Волгограда в составе:

председательствующего судьи Абакумовой Е.А.,

при секретаре судебного заседания Перевязко М.А.,

с участием представителя административного ответчика – адвоката Патерко И.И., действующей на основании ордера 029072 от 5 апреля 2021 года

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 9 по Волгоградской области (далее - МИФНС России №9 по Волгоградской области) к ФИО1 о взыскании задолженности по обязательным платежам,

УСТАНОВИЛ:

МИФНС России №9 по Волгоградской области обратились в суд с настоящим административным иском, в обоснование указав, что ФИО1 состоит на налоговом учете в МИФНС России №9 по Волгоградской области и является плательщиком транспортного налога, поскольку в ее собственности в 2014-2016 годах находилось транспортное средство. В адрес административного ответчика направлялись уведомления об уплате налога, а также в связи с неуплатой в установленный срок налоговых платежей - требования, с начислением пени в порядке ст. 75 НК РФ. В связи с неисполнением требований ИФНС России по Дзержинскому району г.Волгограда обращались к мировому судье судебного участка №100 Волгоградской области. Поскольку задолженность по обязательным платежам не погашена административный истец просит взыскать с ФИО1 задолженность на общую сумму 732 642 руб. 66 коп, в том числе транспортный налог в размере 720 руб., пени – 12 руб. 66 коп., а также восстановить срок на подачу административного иска. В обоснование причин уважительности его пропуска административный истец указал, что применительно к положениям ст. 48 НК РФ налоговый орган ждал, когда со дня истечения срока уплаты по требованию пройдет три года либо сумма недоимки превысит 3000 рублей, а также ссылается на проводимую работу по переходу на централизованное программное обеспечение налогового администрирования.

Определением судьи Краснооктябрьского районного суда г. Волгограда 15 февраля 2021 года настоящее административное дело передано по подсудности в Дзержинский районный суд г. Волгограда для рассмотрения по существу.

В судебное заседание представитель административного истца МИФНС России №9 по Волгоградской области, административный ответчик ФИО1 не явились, о слушании дела извещены надлежащим образом, причина неявки суду неизвестна.

Представитель административного ответчика – адвокат Патерко И.И., действующей на основании ордера 029072 от 5 апреля 2021 года в судебном заседании возражала против удовлетворения требований в связи с пропуском административным истцом без уважительных причин срока для обращения в суд с настоящим административным иском.

В соответствии с ч.6 ст.226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту - КАС РФ), неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.

Согласно правилам, установленным ст. 150 и 152 КАС РФ, применительно к ч. 6 ст. 226 КАС РФ, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.

Выслушав представителя административного ответчика, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

В силу ст. 57 Конституции РФ, ст. 3, подп. 1 п. 1 ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) каждый налогоплательщик обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Согласно п. 1 ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.

Пунктом 2 статьи 45 НК РФ закреплено, что если иное не предусмотрено п. 2.1 настоящей статьи, в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.

Взыскание налога с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в порядке, предусмотренном ст. 48 названного Кодекса.

Неисполнение обязанности по уплате налога является основанием для применения мер принудительного исполнения обязанности по уплате налога, предусмотренных настоящим Кодексом (п. 6 ст. 45 НК РФ).

Транспортный налог устанавливается НК РФ и законами субъектов Российской Федерации, в рассматриваемом случае Законом Волгоградской области от 11 ноября 2002 года №750-ОД (ред. от 27 ноября 2014 года) «О транспортном налоге».

Согласно п. 1 ст. 357 НК РФ налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст. 358 НК РФ, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

В силу п. 1 ст. 358 НК РФ объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

На основании п. 3 ст. 363 НК РФ, налогоплательщики - физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.

Как следует из ст. 363 НК РФ, уплата налога и авансовых платежей по налогу производится налогоплательщиками в бюджет по месту нахождения транспортных средств.

Налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Статьей 72 НК РФ установлено, что исполнение обязанности по уплате налогов и сборов может обеспечиваться пеней.

В силу ст. 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора.

Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога. Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога или после уплаты таких сумм в полном объеме.

При рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы (ч. 6 ст. 289 КАС РФ).

Как следует из материалов дела, в ФИО1 в период с 23 ноября 2006 года по 8 августа 2012 года являлась собственником транспортного средства: Шевроле Нива, 2004 года выпуска, государственный регистрационный знак , что подтверждено карточкой учета транспортного средства и сведениями федеральной информационной системы Госавтоинспекции, представленными по запросу суда отделом ГИБДД ТН и РАМТС УМВД России по г. Волгограду.

Вместе с тем МИФНС России №9 по Волгоградской области ФИО1 исчислен налог за 2014 год в размере 600 руб., за 2015 год в размере 720 руб., и за 2016 год в размере 720 руб., что отражено в налоговом уведомлении от 29 июля 2017 года, со сроком оплаты до 01 декабря 2017 года.

Кроме того административному ответчику ФИО1 выставлялись требования по состоянию на 19 декабря 2014 года об уплате транспортного налога за 2013 год в размере 600 руб. пени в размере 253 руб. 23 коп., сроком исполнения 10 февраля 2015 года; по состоянию на 25 мая 2015 года об уплате пени по транспортному налогу в размере 108 руб. 75 коп., в связи с неисполнением обязательств по уплате указанного налога за 2011-2013 годы, сроком исполнения 7 июля 2015 года; по состоянию на 10 ноября 2015 года об уплате транспортного налога за 2014 год в размере 600 руб. и пени в размере 166 руб. 51 коп., сроком исполнения 27 января 2016 года; по состоянию на 7 февраля 2018 года об уплате транспортного налога без указания налогового периода в размере 1440 руб. и пени в размере 25 руб. 32 коп., сроком исполнения 21 марта 2018 года.

Сведения о направлении приведенных выше налогового уведомления и требований материалы дела не содержат, равно как и не содержат сведений о подаче ФИО1 заявления о получении пароля доступа к личному кабинету, применительно к Приказом ФНС России от (ред. от 06.11.2018) "Об утверждении порядка ведения личного кабинета налогоплательщика".

Указывая на то, что задолженность по обязательным платежам налогоплательщиком в установленный законом срок в добровольном порядке не уплачена, МИФНС России №9 по Волгоградской области 10 июля 2020 года обратились к мировому судье судебного участка №100 Волгоградской области с заявлением о вынесении судебного приказа, что подтверждается копией заявления со штампом входящей корреспонденции мирового судьи.

Определением мирового судьи судебного участка №100 Волгоградской области от 15 июля 2020 года России по Волгоградской области отказано в выдаче судебного приказа о взыскании с ФИО1 недоимки по налогу, поскольку ввиду пропуска срока свидетельствует о наличии спора о праве.

Как следует из представленной административным ответчиком копии сопроводительного письма МИФНС России №9 по Волгоградской области получена копия приведенного выше определения 23 июля 2020 года.

С настоящим административным иском в суд налоговый орган обратился 24 декабря 2020 года, при этом в административном исковом заявлении содержится ходатайство о восстановлении срока на подачу административного иска. В обоснование причин уважительности его пропуска административный истец указал, что применительно к положениям ст. 48 НК РФ налоговый орган ждал когда со дня истечения срока уплаты по требованию пройдет три года либо сумма недоимки превысит 3000 рублей, а также ссылается на проводимую работу по переходу на централизованное программное обеспечение налогового администрирования.

Разрешая заявленные налоговым органом требования о взыскании с ФИО1 задолженности по транспортному налогу, пени, а также ходатайство о восстановлении срока, суд исходит из следующего.

В соответствии с ч. 1 ст. 48 НК РФ (в редакции действовавшей на момент образования задолженности) НК РФ В случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, драгоценных металлов на счетах (во вкладах) в банке, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

В силу ч. 2 ст. 48 НК РФ, заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.

Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.

Часть. 3 ст. 48 НК РФ предусматривает, что рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.

Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 243-ФЗ)

Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.

В силу ч. 2 ст. 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

Согласно правовой позиции Конституционного суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 26 октября 2017 года -О об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина ФИО2 на нарушение его конституционных прав пунктом 3 статьи 48 НК РФ, указанный пункт не предполагает возможности обращения налогового органа в суд за пределами срока, установленного НК РФ, за исключением случаев, когда такой срок восстановлен судом по ходатайству налогового органа.

При этом при принудительном взыскании суммы налога с налогоплательщика налоговым органом должны быть соблюдены все последовательные сроки, установленные статьей 48 НК РФ как для обращения с заявлением о выдаче судебного приказа, так и для последующего обращения в суд в случае его отмены.

Поскольку совокупная задолженность по требованиям по состоянию на 19 декабря 2014 года (600 руб. + 253 руб. 23 коп.); по состоянию на 25 мая 2015 года (108 руб. 75 коп.), (600 руб. + 166 руб. 51 коп.) по состоянию на 7 февраля 2018 года (1440 руб. + 25 руб. 32 коп.) превысила 3000 рублей при выставлении требования по состоянию на 7 февраля 2018 года, МИФНС России по Волгоградской области имело возможность обратиться с требованиями о взыскании недоимки, применительно к положениям п. 2,3 ст. 48 НК РФ по налогам не позднее 7 августа 2018 года.

На основании изложенного суд приходит к выводу о том, что МИФНС России по Волгоградской области пропущен шестимесячный срок установленный положениями п. 2 ст. 48 НК РФ.

Закон не предусматривает возможности перерыва, приостановления течения срока исковой давности, указывая лишь на возможность восстановления судом пропущенного по уважительной причине срока подачи заявления, при этом суд обязан по собственной инициативе проверить факт своевременного обращения государственного органа с иском данного характера.

В соответствии с ч. 1 ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

Статья 95 КАС РФ указывает, что лицам, пропустившим установленный настоящим Кодексом процессуальный срок по причинам, признанным судом уважительными, пропущенный срок может быть восстановлен. В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, пропущенный процессуальный срок не подлежит восстановлению независимо от причин его пропуска.

Заявление о восстановлении пропущенного процессуального срока подается в суд, в котором надлежало совершить процессуальное действие, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. В заявлении должны быть указаны причины пропуска процессуального срока. К заявлению прилагаются документы, подтверждающие уважительность этих причин.

МИФНС России №9 по Волгоградской области заявляя ходатайство о восстановлении установленного п. 2 ст. 48 НК РФ шестимесячного срока не представлено доказательств уважительности его пропуска.

Возможность восстановления пропущенного процессуального срока подачи административного иска закон ставит в зависимость от наличия уважительных причин его пропуска.

Ссылки административного истца на ожидание истечения трехлетнего срока уплаты по требованию либо превышения суммы недоимки 3000 рублей, а также проводимую работу по переходу на централизованное программное обеспечение налогового администрирования в обоснование уважительности причины пропуска срока для обращения в суд несостоятельны.

К уважительным причинам пропуска срока для обращения в суд относятся обстоятельства объективного характера, которые не зависят от налогового органа и находятся вне его контроля, при соблюдении им такой степени внимательности и предусмотрительности, какая требовалась в целях соблюдения установленного законом порядка для обращения в суд.

Поскольку административный истец является профессиональным участником налоговых правоотношений, он обязан соблюдать сроки и правила обращения в суд с заявлением о взыскании обязательных платежей.

Нормативное установление срока уплаты налога предполагает его обязательность для обеих сторон налогового правоотношения (публично-правового образования и налогоплательщика) и направлено на обеспечение справедливого баланса публичных и частных интересов. Поэтому допущение не ограниченного временными рамками принудительного погашения задолженности по налогам и сборам противоречит конституционным принципам, лежащим в основе правового регулирования отношений в области государственного принуждения и исполнения имущественных обязанностей (Определение Конституционного Суда РФ от 08.02.2007 N 381-О-П).

Каких-либо доказательств, подтверждающих объективную невозможность своевременного обращения в суд с иском материалы дела не содержат и административным истцом не приведено.

В соответствии с ч. 8 ст. 219 КАС РФ пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

При таких данных, принимая во внимание прекращение владения ФИО1 транспортным средством, являвшимся объектом налогообложения 8 августа 2012 года, а также пропуск МИФНС России №9 по Волгоградской области установленного законом срока для обращения в суд за взысканием недоимки по обязательным платежам и санкциям со ФИО1 суд отказывает в удовлетворении требований в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 175-180, 290 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении административного иска Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 9 по Волгоградской области к ФИО1 о восстановлении срока на подачу административного искового заявления, взыскании с ФИО1 недоимки по транспортному налогу в размере 720 руб., пени – 12 руб. 66 коп., на общую сумму 732 руб. 66 коп. - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Волгоградский областной суд через Дзержинский районный суд г. Волгограда в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Справка: мотивированное решение с учетом положений ч. 2 ст. 177, ч. 2 ст. 92 КАС РФ составлено 13 мая 2021 года.

Судья подпись Е.А. Абакумова

Копия верна:

Судья Е.А. Абакумова