НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Дзержинского районного суда г. Волгограда (Волгоградская область) от 16.07.2019 № 2А-3661/19

дело № 2а-3661/2019

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Волгоград 16 июля 2019 года

Дзержинский районный суд г.Волгограда

в составе: председательствующего судьи Серухиной А.В.

при секретаре ФИО3,

с участием административного истца ФИО2, представителя административного ответчика ИФНС России по <адрес> г. ФИО4, представителя административного ответчика УФНС России по <адрес>ФИО5,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО2 к Инспекции Федеральной налоговой службы по <адрес> о признании требований , об уплате страховых взносов, ответов от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ недействительными, возложении обязанности,

УСТАНОВИЛ:

ФИО2 обратился в суд с административным иском к ИФНС по <адрес> о признании недействительными требований.

В обоснование заявленных требований указав, что в период с 1994 год по ДД.ММ.ГГГГ год он имел статус Индивидуального предпринимателя, осуществляя вид деятельности – оценка имущества, наемных работников не имел, в связи с чем оплачивал взнос по ОПС и ОМС только за себя в виде фиксированного платежа. Налоговый орган не оспаривает, что административный истец оплатил 27990 рублей за 2017 год как индивидуальный предприниматель. ИФНС полагает, что административный истец должен уплатить такую же сумму взносов за тот же период и в качестве оценщика. В августе 2018 года по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ год истцу было выставлено оспариваемое требование . В ответ, ДД.ММ.ГГГГ истец направил в налоговый орган заявление в котором указал, что страховые взносы за 2017 год в пенсионный фонд в сумме 23400 рублей и фонд медицинского страхования в сумме 4590 рублей истцом оплачены полностью и приложил копии платежных ордеров. В январе 2019 года истец получил от ответчика заявление о вынесении судебного приказа о взыскании с него задолженности по уплате страховых взносов в пенсионный фонд и фонд медицинского страхования. Истцом было направлено заявление ДД.ММ.ГГГГ в котором он просил исключить фактор повторного взыскания с него указанной суммы. В ответ получил письмо от ДД.ММ.ГГГГ, в котором инспекция настаивала на уплате страховых взносов истцом как оценщиком. ДД.ММ.ГГГГ истец обжаловал указанные действия в УФНС России по <адрес>, решением от ДД.ММ.ГГГГ они признаны правомерными. ДД.ММ.ГГГГ в ответ на обращение ДД.ММ.ГГГГ в ИФНС <адрес> истец получил письмо в котором ему сообщалось что за 2018 год он должен оплачивать страховые взносы на ОПС и ОМС в двойном размере. В решении УФНС от ДД.ММ.ГГГГ действия должностных лиц также признаны правомерными. Считает, что требования налогового органа основано на неверном толковании пунктов 1 и 2 ст. 419 НК РФ. Считает, что Индивидуальные предприниматели и оценщики относятся к одной категории страхователей, поэтому его регистрация в качестве индивидуального предпринимателя и оценщика не влечет обязанности уплачивать взносы в виде фиксированного платежа дважды.

В связи с чем просил признать недействительными (несоответствующими действующему законодательству) требование ИФНС России по <адрес> по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ об уплате страховых взносов за 2017 год, а также ответа ИФНС России по <адрес> на заявление об исключении факта двойного налогообложения от ДД.ММ.ГГГГ; требование по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ об уплате страховых взносов за 2018 год, а также ответа ИФНС России по <адрес> на обращение от ДД.ММ.ГГГГ. Обязать ИФНС России по <адрес> внести соответствующие исправления в карточку «Расчеты с бюджетом» за 2017 г. и 2018 г. путем аннулирования повторных начислений страховых взносов.

Административный истец ФИО2 в судебном заседании требования поддержал, просил удовлетворить административное исковое заявление в полном объеме, по обстоятельствам изложенных в заявлении.

Представитель административного ответчика ИФНС России по <адрес> г. ФИО4 в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований, поддержав письменные возражения.

Представитель административного ответчика УФНС России по <адрес>ФИО5 в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований, поддержав письменные возражения.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему.

Правовые отношения, связанные с исчислением и уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование с 2017 года, регулируются Налоговым кодексом Российской Федерации.

Глава 34 НК РФ, закрепляющая новый порядок уплаты страховых взносов, введена Федеральным законом N 243-ФЗ в июле 2016 <адрес> вступил в силу с ДД.ММ.ГГГГ

Согласно пункту 3 статьи 8 Кодекса под страховыми взносами понимаются обязательные платежи на обязательное пенсионное страхование (далее - ОПС), обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, на обязательное медицинское страхование (далее - ОМС), взимаемые с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения реализации прав застрахованных лиц на получение страхового обеспечения по соответствующему виду обязательного социального страхования.

В соответствии с положениями подпункта 2 пункта 1 статьи 419 Кодекса индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, признаются плательщиками страховых взносов.

Исходя из положений пункта 3 статьи 420 Кодекса объектом обложения страховыми взносами для плательщиков, указанных в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 Кодекса, признается осуществление предпринимательской либо иной профессиональной деятельности.

При этом пунктом 2 статьи 419 Кодекса предусмотрено, что, если плательщик относится одновременно к нескольким категориям, указанным в пункте 1 данной статьи, он исчисляет и уплачивает страховые взносы отдельно по каждому основанию.

В соответствии с положениями пункта 1 статьи 430 Кодекса указанные выше плательщики уплачивают за себя страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование.

Согласно ст. 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГN 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" оценщик может осуществлять оценочную деятельность самостоятельно, занимаясь частной практикой, а также на основании трудового договора между оценщиком и юридическим лицом, которое соответствует условиям, установленным ст. 15.1 данного Федерального закона.

Таким образом, физическое лицо, одновременно являющееся индивидуальным предпринимателем и оценщиком, исчисляет и уплачивает страховые взносы по каждому основанию.

Данная позиция согласована с Минфином России.

(Письмо Минфина России от ДД.ММ.ГГГГN 03-15-05/18330).

Правомерность уплаты страховых взносов одним налогоплательщиком по двум основаниям в качестве индивидуального предпринимателя и в качестве оценщика подтверждена Решением ФНС России от ДД.ММ.ГГГГN КЧ-4-9/14909@.

Так как физическое лицо относится одновременно к двум категориям плательщиков, оно должно исчислять и платить взносы по каждому основанию (Письмо ФНС России от ДД.ММ.ГГГГN БС-3-11/3092@).

В судебном заседании установлено, что ФИО2 с ДД.ММ.ГГГГ по 11.07.1\2018 год состоял на учете в ИФНС России по <адрес> в качестве Индивидуального предпринимателя, применяя упрощенную систему налогообложения, основной вид деятельности «Деятельность по представлению прочих вспомогательных услуг для бизнеса, не включенная в другие группировки».

С ДД.ММ.ГГГГФИО2 является членом саморегулируемой организации оценщиков, внесен в сводный реестр членов саморегулируемых оценщиков ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем ДД.ММ.ГГГГ осуществлена постановка налогоплательщика на учет в качестве оценщика.

ФИО2, как налогоплательщику по статусу «Индивидуальный предприниматель» начислены6 страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФ РФ на выплату страховой пенсии за 2017 год в размере 23400 рублей, за 2018 год 14057,43 рублей; страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в бюджет Федерального Фонда ОМС за 2017 год в размере 4590 рублей, за 2018 год-3092,69 рубля.

ФИО2, как налогоплательщику, по статусу «оценщик» начислены страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФ РФ на выплату страховой пенсии за 2017 год в размере 23400 рублей, за 2018 год 26545 рублей; страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в бюджет Федерального Фонда ОМС за 2017 год в размере 4590 рублей, за 2018 год -5840 рублей.

В соответствии со статьей 57 Конституции РФ каждый гражданин обязан платить установленные законом налоги и сборы.

Согласно части 1 статьи 45 НК РФ обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.

В силу пункта 2 статьи 44 НК РФ обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.

В соответствии с п. 1 ст. 69 НК РФ требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.

В связи с наличием у ФИО2, как налогоплательщика по уплате страховых взносов за 2017 год ИФНС России по <адрес> сформировано требование по уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ год на общую сумму 27990 рублей: страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФ РФ на выплату страховой пенсии 23400 рублей, страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в бюджет Федерального Фонда ОМС 4590 рублей.

Поскольку ДД.ММ.ГГГГ год в ИФНС поступили сведения о снятии ФИО2 с учета в качестве оценщика с ДД.ММ.ГГГГ год, Инспекцией произведен перерасчет страховых взносов исходя из периода его регистрации в качестве оценщика: страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФ РФ на выплату страховой пенсии за 6 месяцев 11 дней 2018 года составили 14128,79 рублей; страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в бюджет Федерального Фонда ОМС за 6 месяцев 11 дней 2018 года составили 3108,39 рублей.

В связи с чем было сформировано требование по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями).

Таким образом, одновременно являясь оценщиком и Индивидуальным предпринимателем, не производящим выплат и вознаграждений физическим лицам, ФИО2 обязан исчислять и уплачивать страховые взносы за себя по двум основаниям, как оценщик, и как Индивидуальный предприниматель.

Указанный вывод согласуется с правовой позицией, выраженной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГN 1440-О. По результатам рассмотрения обращения гражданина ФИО6, где он оспаривает конституционность Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГN212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (утратил силу с ДД.ММ.ГГГГ в связи с принятием Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГN 250-ФЗ), а также статей 34, 45, 46, 47, 69, 149, 419, 425, 430 и 432 Налогового кодекса Российской Федерации, установлено, что оспариваемые законоположения, в том числе возлагающие на индивидуальных предпринимателей обязанность уплачивать страховые взносы, не могут расцениваться как нарушающие конституционные права заявителя в указанном в жалобе аспекте.

ФИО2 обращался ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ в налоговый орган с заявлением о неправомерности действий должностных лиц Инспекции по начислению страховых взносов налогоплательщику отдельно по каждому основанию.

В ответ на указанные обращения был дан ответ от ДД.ММ.ГГГГ, а также ответ от ДД.ММ.ГГГГ.

Решением УФНС России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ жалоба ФИО2 оставлена без удовлетворения.

Поскольку суд пришел к выводу о том, что действия должностных лиц Инспекции, связанные со взысканием задолженности по страховым взносам отдельно по каждому основанию, являются правомерными, суд не находит оснований для удовлетворения требований административного истца в части признания недействительными ответов ИФНС России по <адрес> и возложении на них обязанности внести исправления в карточку «Расчеты с бюджетом» за 2017 г. и 2018 г..

На основании изложенного и руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ :

В удовлетворении административного искового заявления ФИО2 к Инспекции Федеральной налоговой службы по <адрес> о признании недействительными требований об уплате страховых взносов за 2017 год, об уплате страховых взносов за 2018 года, ответов от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, возложении обязанности внести исправления в карточку «Расчеты с бюджетом» за 2017 г. и 2018 г. путем аннулирования повторных начислении страховых взносов, - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Волгоградский областной суд через Дзержинский районный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Справка: мотивированное решение суда изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Судья А.В. Серухина