НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Дзержинского районного суда г. Новосибирска (Новосибирская область) от 17.03.2021 № 2А-4104/20

Дело № 2а-991/2021

Поступило в суд 22.12.2020

УИД: 54RS0001-01-2020-009113-36

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

17 марта 2021г. г. Новосибирск

Дзержинский районный суд г. Новосибирска в составе:

Председательствующего судьи Сулима Р.Н.,

При секретаре Хлебниковой Д.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ИФНС по Дзержинскому району г. Новосибирска к Слюсареву Александру Викторовичу о взыскании недоимки по налогу на имущество физических лиц, пени,

у с т а н о в и л:

ИФНС России по Дзержинскому району г. Новосибирска обратилась в суд с административным иском к Слюсареву А.В. о взыскании денежной суммы в счет уплаты налога на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов за 2015-2016 год в размере 967 руб., а также пени в размере 19,94 руб.

В обоснование заявленных требований административный истец указал, что налогоплательщик Слюсарев А.В. имеет в собственности имущество, являющееся объектом налогообложения по налогу на имущество физических лиц. ИФНС по Дзержинскому району г. Новосибирска в соответствии с действующим законодательством не позднее 30 дней до наступления срока платежа направила налогоплательщику почтой налоговое уведомление о необходимости уплаты налога, однако Слюсаревым А.В. обязанность по уплате налога, пени была не исполнена.

Представитель административного истца – ИФНС по Дзержинскому району г. Новосибирска в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежаще, представил письменные пояснения, в которых отражено, что Инспекцией был рассчитан налог на имущество физических ли за 2015 од в размере 393 руб., за 2016 год – 574 руб. Льготы по налогу на имущество физических лиц устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований по месту нахождения объекта имущества. Решением Совета депутатов г. Новосибирска ... от ДД.ММ.ГГГГ льгота категории «многодетные» предоставляется 100% в отношении одного объекта (квартира или комната, жилой дом, гараж или машино-место). В соответствии с Решением Совета депутатов г. Новосибирска ... от ДД.ММ.ГГГГ Слюсареву А.В. предоставлена льгота по налогу на имущество физических лиц в размере 100% с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, льгота предоставлена на жилой дом по адресу: ..., кадастровый .... В связи с тем, то налогоплательщик обратился ДД.ММ.ГГГГ с заявлением предоставлении льготы, ДД.ММ.ГГГГ выполнен перерасчет по налогу на имущество физических лиц за 2017-2019 год.

Административный ответчик – Слюсарев А.В. в судебном заседании не согласился с административным иском, пояснил, что она и ранее обращался в налоговую инспекцию с заявлением о применении льготы для многодетной семьи, но доказательствами подтвердить это не может. Также ответчик считает, что налоговая инспекция как государственный орган и так обладает информацией о наличии у налогоплатедьщиков льгот по налогообложению.

Выслушав административного ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч.4 ст.289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца.

В судебном заседании установлено, что налогоплательщик Слюсарев А.В. состоит на учете в ИФНС России по Дзержинскому району г. Новосибирска.

Согласно копии свидетельства о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ Слюсареву А.В. на праве общей долевой собственности в виде ? доли принадлежит индивидуальный жилой дом площадью 112,2 кв.м. по адресу: ..., кадастровый ..., следовательно, является плательщиком налога на имущество физических лиц.

В соответствии со ст. 57 Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Аналогичная по своему содержанию норма закреплена и в ст. 3 Налогового кодекса РФ (далее – НК РФ), согласно которой, каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения.

В силу п. 2 ст. 44 НК РФ, обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.

По общему правилу, налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога (пункт 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации) в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.

Однако в ряде случаев (при уплате имущественных налогов налогоплательщиками - физическими лицами) обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган. В связи с этим непосредственной уплате налога предшествует направление налоговым органом налогоплательщику налогового уведомления, в котором указывается сумма налога, подлежащая уплате, объект налогообложения, налоговая база, а также срок уплаты налога (статья 52).

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) требования об уплате налога. Требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.

В соответствии с пунктом 2 статьи 69 НК РФ требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.

По правилам пункта 1 статьи 70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки.

С учетом изложенного в срок, предусмотренный пунктом 1 статьи 70 НК РФ, направляется требование об уплате суммы налога, которая была указана в налоговом уведомлении, но фактически не перечислена налогоплательщиком в бюджет. При этом под днем выявления недоимки следует понимать следующий день после наступления срока уплаты налога.

В соответствии со ст. 75 Налогового кодекса РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

Пеня начисляется, если иное не предусмотрено настоящей статьей и главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса, за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога по день исполнения обязанности по его уплате включительно. Сумма пеней, начисленных на недоимку, не может превышать размер этой недоимки.

Пеня за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога определяется в процентах от неуплаченной суммы налога.

Процентная ставка пени принимается равной для физических лиц, включая индивидуальных предпринимателей, - одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

ИФНС России по Дзержинскому району г. Новосибирска в адрес Слюсарева А.В. было направлено налоговое уведомление ... от ДД.ММ.ГГГГ об оплате налога на имущество физических лиц за 2015 год в размере 393 руб., за 2016 год – 574 руб., срок уплаты не позднее ДД.ММ.ГГГГ (л.д.13).

ИФНС в адрес ответчика было направлено требование ... об уплате налога на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в размере 967 руб., пени в размере 19.94 руб. (срок исполнения до ДД.ММ.ГГГГ) (л.д.22).

В соответствии с положениями п. 1 ст. 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) – физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом заявления о взыскании в суд.

Согласно п. 1 ст. 48 НК РФ заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.

В соответствии с п. 2 ст. 48 НК РФ заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.

Как следует из материалов дела, требование об уплате налога на имущество физических лиц и пени ... от ДД.ММ.ГГГГ устанавливает срок для его добровольного исполнения до ДД.ММ.ГГГГ.

Положениями ч. 1 ст. 286 Кодекса административного судопроизводства РФ предусмотрено право налоговой инспекции (как контрольного органа) обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа (абзац 2 п. 3 ст. 48 НК РФ).

Определением мирового судьи 3-го судебного участка Дзержинского судебного района г. Новосибирска от ДД.ММ.ГГГГ отменен судебный приказ ...а-1965/2020-3 от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенный по заявлению ИФНС России по Дзержинскому району г. Новосибирска (л.д.39-41) о взыскании с Слюсарева А.В. в доход соответствующего бюджета задолженности по транспортному налогу за 2017-2018 год в размере 765 руб., пеня в размере 11.05 руб, по налогу на имущество физических лиц за 2016-2018 год в размере 2 292 руб., пеня в размере 39.05 руб., а также государственной пошлины в размере 200 руб. (л.д. 33-34).

Таким образом, административным истцом срок обращения в суд не пропущен. До настоящего времени недоимка не погашена.

Довод ответчика о том, что ему не был применен налоговый вычет, поскольку у него семья является многодетной, судом отклоняется.

Согласно решению Совета Депутатов города Новосибирска ... от ДД.ММ.ГГГГ право на налоговые льготы, не предусмотрены налоговым кодексом Российской Федерации имеют лица, имеющие на своем иждивении трех и более несовершеннолетних детей, детей старше 18 лет, обучающихся по очной форме обучения до получения образования, но не более чем до 23 лет.

Слюсарев Александр Викторович и ФИО4 являются родителями ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (л.д.54), ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (л.д.55), ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (л.д.56)

Удостоверением ..., выданной на имя ФИО4, подтверждается, что семья является многодетной (л.д.52-53)

Согласно справке от ДД.ММ.ГГГГ выданной ГКУ НСО «Центр социальной поддержки населения Дзержинского района г. Новосибирска ФИО4 состоит на учете по категории «Многодетная семья» с ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с Решением Совета депутатов г. Новосибирска ... от ДД.ММ.ГГГГ многодетным семьям предоставлена льгота по налогу на имущество физических лиц в размере 100%. Из пояснений административного истца следует, что с заявлением о наличии льготы Слюсарев А.В. обратился в 2020г., поэтому ему сделан перерасчет за предыдущие три года, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, льгота предоставлена на жилой дом по адресу: ..., кадастровый ....

Административный ответчик не представил суду доказательства того, что он обращался в налоговый орган с заявлением о применении ему налоговой льготы ранее 2020г.

Также суд не принимает во внимание довод ответчика о том, что налоговый орган должен самостоятельно, без заявления налогоплательщика, применить льготу при исчислении налога.

В соответствии с ч. 6 ст. 407 Налогового кодекса РФ физические лица, имеющие право на налоговые льготы, установленные законодательством о налогах и сборах, представляют в налоговый орган по своему выбору заявление о предоставлении налоговой льготы, а также вправе представить документы, подтверждающие право налогоплательщика на налоговую льготу.

В случае, если налогоплательщик, имеющий право на налоговую льготу, не представил в налоговый орган заявление о предоставлении налоговой льготы или не сообщил об отказе от применения налоговой льготы, налоговая льгота предоставляется на основании сведений, полученных налоговым органом в соответствии с настоящим Кодексом и другими федеральными законами, начиная с налогового периода, в котором у налогоплательщика возникло право на налоговую льготу.

Таким образом, применение льготы зависит от обращения налогоплательщика с заявлением в налоговый орган. Законом не установлено обязательное направление в налоговый орган сведений о наличии у семьи налогоплательщика статуса многодетной семьи, поэтому налоговому органу не могло быть известно о наличии у ответчика такой льготы.

На основании ст. 75 Налогового кодекса РФ Слюсареву А.В. начислена пени в размере 19 руб. 94 коп. Расчет пени судом проверен, подтверждается материалами дела, ответчиком не оспорен.

На основании изложенного суд приходит к выводу, что требования административного истца о взыскании недоимки по налогу на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов за 2015-2016 год и пени 19.94 руб., подлежат удовлетворению.

В силу ч. 1 ст. 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.

Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

р е ш и л:

Исковые требования удовлетворить.

Взыскать с Слюсарева Александра Викторовича недоимку по налогу на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов за 2015-2016 год в размере 967 руб., пени 19.94 руб., всего 986 руб. 94 коп.

Взыскать с Слюсарева Александра Викторовича государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 400 руб.

Решение суда может быть обжаловано в Новосибирский областной суд в течение месяца через Дзержинский районный суд г. Новосибирска.

Судья подпись Р.Н. Сулима

Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.