Решение в окончательной форме принято 28 июня 2022 г.
Дело №
УИД №
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
г. Дзержинск 21 июня 2022 г.
Дзержинский городской суд Нижегородской области в составе председательствующего судьи Бажиной Н.Г., при секретаре Волковой О.С., рассмотрев в открытом судебном заседании с участием представителя истца ФИО1, ответчика ФИО2 гражданское дело по иску Государственного учреждения – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Нижегородской области к ФИО2, о возмещении ущерба, причиненного в результате излишне выплаченной пенсии,
У С Т А Н О В И Л:
Государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Нижегородской области обратилось в суд с иском к ФИО2 о взыскании суммы незаконно полученной страховой пенсии в размере <данные изъяты> мотивируя исковые требования тем, что ДД.ММ.ГГГГ ответчик обратилась в Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе город Дзержинск Нижегородской области (межрайонное) с заявлением о назначении страховой старости в соответствии с пунктом 1.2 статьи 8 Федерального закона «О страховых пенсиях», согласно которому женщинам, имеющим страховой стаж не менее 37 лет страховая пенсия назначается на 24 месяца ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста, но не ранее достижения возраста 55 лет, с ДД.ММ.ГГГГ ей назначена пенсия.
Согласно части 9 статьи 13 Федерального закона «О страховых пенсиях» в целях определения права на страховую пенсию за длительный стаж включаются только периоды работы, предусмотренные частью 1 статьи 11 настоящего закона, а также периоды получения пособия по обязательному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности. Иные периоды, предусмотренные статьей 12 закона, в том числе отпуск по уходу за ребенком, в страховой стаж при определении права на страховую пенсию за длительный стаж работы не учитываются.
При назначении пенсии ответчику была допущена ошибка, а именно: при наличии ребенка ДД.ММ.ГГГГ рождения не установлен фактический период ухода за ним, который подлежит исключению из подсчета стажа, требуемого для приобретения права на досрочный выход на пенсию в соответствии с пунктом 1.2 статьи 8 Федерального закона «О страховых пенсиях».
Согласно справке ООО «Центральный универмаг» № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 находилась в отпуске по уходу за ребенком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (общей продолжительностью 1 год 1 месяц 4 дня). Продолжительность страхового стажа ответчика без учета периода ухода за ребенком на дату назначения пенсии при требуемом стаже 37 лет составляла 35 лет 11 месяцев 24 дня. Данная продолжительность страхового стажа не дает право на страховую пенсию в соответствии с пунктом 1.2 статьи 8 Федерального закона «О страховых пенсиях». Вместе с тем ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 достигла возраста 55 лет 6 месяцев и с указанной даты приобрела право на назначение страховой пенсии в соответствии с пунктом 1.2 статьи 8 Федерального закона «О страховых пенсиях». В результате допущенной ошибки образовалась переплата страховой пенсии за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме <данные изъяты> От возмещения излишне выплаченных сумм страховой пенсии ответчик отказалась, в настоящее время переплата ответчиком не возмещена.
В судебном заседании представитель ГУ – ОПФР по Нижегородской области по доверенности ФИО1 А.Ф. иск поддержал.
ФИО2 в судебном заседании иск не признала, указав, что при подаче заявления о назначении пенсии никаких дополнительных документов ей не предлагалось представить, намерения ввести орган пенсионного обеспечения у нее не имелось, злоупотреблений со своей стороны она не допускала. Полагает, что допущенная истцом ошибка не является счетной или арифметической, поэтому в отсутствие вины получателя излишне полученная сумма пенсии возврату не подлежит.
Выслушав явившихся лиц, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд приходит к следующему.
В соответствии с частями 1, 4 и 5 статьи 28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых ими для установления и выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), а работодатели, кроме того, - за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
В случае обнаружения органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, ошибки, допущенной при установлении и (или) выплате страховой пенсии, установлении, перерасчете размера, индексации и (или) выплате фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), производится устранение данной ошибки в соответствии с законодательством Российской Федерации. Установление указанной пенсии или выплаты в размере, предусмотренном законодательством Российской Федерации, или прекращение выплаты указанной пенсии или выплаты в связи с отсутствием права на них производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором была обнаружена соответствующая ошибка.
Излишне выплаченные пенсионеру суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) в случаях, предусмотренных частями 2 - 4 настоящей статьи, определяются за период, в течение которого выплата указанных сумм производилась пенсионеру неправомерно, в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере пенсионного обеспечения.
В настоящее время порядок определения излишне выплаченной суммы пенсии определен Приказом Минтруда России от ДД.ММ.ГГГГ№н «Об утверждении Правил выплаты пенсий, осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, начисления за текущий месяц сумм пенсии в случае назначения пенсии другого вида либо в случае назначения другой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, определения излишне выплаченных сумм пенсии». В 2020 г. такой порядок был установлен Приказом Минтруда России от ДД.ММ.ГГГГ№н «Об утверждении Правил выплаты пенсий, осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, начисления за текущий месяц сумм пенсии в случае назначения пенсии другого вида либо в случае назначения другой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, определения излишне выплаченных сумм пенсии». Кроме того, Приказом Минтруда России от ДД.ММ.ГГГГ№н утверждены Правила ведения пенсионной документации, закрепляющие перечень и содержание документов, подлежащих составлению при выявлении факта излишне выплаченной суммы пенсии.
В силу указанных нормативных правовых актов факт обнаружения излишне выплаченной суммы пенсии и ее размер оформляется протоколом о выявлении излишне выплаченных гражданину сумм пенсии; расчет излишне выплаченной суммы пенсии в случае обнаружения территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации ошибки, допущенной при установлении (выплате) пенсии, оформляется расчетом сумм пенсии; взыскание сумм пенсий, излишне выплаченных пенсионеру, оформляется решением о взыскании сумм пенсии.
Согласно части 1 статьи 29 Федерального закона «О страховых пенсиях» удержания из страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии производятся на основании:
1) исполнительных документов;
2) решений органов, осуществляющих пенсионное обеспечение, о взыскании сумм страховых пенсий, фиксированных выплат к страховым пенсиям (с учетом повышений фиксированных выплат к страховым пенсиям), излишне выплаченных пенсионеру в связи с нарушением положений части 5 статьи 26 настоящего Федерального закона;
3) решений судов о взыскании сумм страховых пенсий, фиксированных выплат к страховым пенсиям (с учетом повышений фиксированных выплат к страховым пенсиям) вследствие злоупотреблений со стороны пенсионера, установленных в судебном порядке.
Из приведенных положений следует, что взыскание с пенсионера излишне полученных сумм пенсии обусловлено установлением в судебном порядке факта злоупотреблений с его стороны.
По делу установлено и исследованными доказательствами подтверждается, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 обратилась в Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по городскому округу город Дзержинск Нижегородской области (в дальнейшем реорганизовано в Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе город Дзержинск Нижегородской области (межрайонное), правопреемником которого является Государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Нижегородской области), с заявлением о назначении страховой пенсии по старости и установлении федеральной социальной доплаты к пенсии.
ДД.ММ.ГГГГ на основании заявления ФИО2 Государственным учреждением – Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации по городскому округу город Дзержинск Нижегородской области принято решение о назначении пенсии №, согласно которому ей назначена страховая пенсия по старости в соответствии со статьей 8 Федерального закона «О страховых пенсиях» с ДД.ММ.ГГГГ бессрочно в размере <данные изъяты> с установлением фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости с ДД.ММ.ГГГГ бессрочно в размере <данные изъяты> что суммарно составляет <данные изъяты><данные изъяты> коп.
ДД.ММ.ГГГГ начальником Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе город Дзержинск Нижегородской области (межрайонное) принято решение об обнаружении ошибки, допущенной при установлении (выплате) пенсии №, из которого следует, что Управлением выявлена ошибка, допущенная при назначении страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 1.2 статьи 8 Федерального закона «О страховых пенсиях» с ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 А именно: с ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 установлена страховая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1.2 статьи 8 Федерального закона «О страховых пенсиях». При назначении пенсии была допущена ошибка: при наличии ребенка ДД.ММ.ГГГГ рождения не был установлен фактически период ухода за ним, который подлежит исключению из подсчета стажа, требуемого для приобретения права на досрочный выход на пенсию в соответствии с пунктом 1.2 статьи 8 Федерального закона № 400-ФЗ. Продолжительность страхового стажа ФИО2 (без учета периода ухода за ребенком) на дату назначения пенсии при требуемом стаже 37 лет составляла 35 лет 11 месяцев 24 дня. Данная продолжительность страхового стажа не дает прав на страховую пенсию в соответствии с пунктом 1.2 статьи 8 Федерального закона «О страховых пенсиях». ФИО2 имеет право на назначение страховой пенсии в соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона «О страховых пенсиях» по достижении возраста 55 лет 6 месяцев, то есть с ДД.ММ.ГГГГ Дата, с которой пенсия установлена (выплачивается с ошибкой) ДД.ММ.ГГГГ На основании этого принято решение в соответствии с частью 4 статьи 28 Федерального закона «О страховых пенсиях» устранить данную ошибку.
Согласно протоколу о выявлении излишне выплаченных сумм пенсии от ДД.ММ.ГГГГ№ Государственным учреждением – Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе город Дзержинск Нижегородской области (межрайонное) в отношении ФИО2 выявлен факт излишней выплаты суммы страховой пенсии, назначенной в соответствии со статьей 8 Федерального закона «О страховых пенсиях». В протоколе указано, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 установлена страховая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1.2 статьи 8 Федерального закона «О страховых пенсиях». При назначении пенсии была допущена ошибка: при наличии ребенка ДД.ММ.ГГГГ рождения не был установлен фактический период ухода за ним, который подлежит исключению из подсчета стажа, требуемого для приобретения права на досрочный выход на пенсию в соответствии с пунктом 1.2 статьи 8 Федерального закона № 400-ФЗ. Продолжительность страхового стажа ФИО2 (без учета периода ухода за ребенком) на дату назначения пенсии при требуемом стаже 37 лет составляла 35 лет 11 месяцев 24 дня. Данная продолжительность страхового стажа не дает право на страховую пенсию в соответствии с пунктом 1.2 статьи 8 Федерального закона «О страховых пенсиях». В результате допущенной ошибки образовалась перепала пенсии за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Сумма переполученной пенсии составила 91164 руб. 02 коп.
Исходя из справки о выплате от ДД.ММ.ГГГГ, за период с мая <данные изъяты> ответчику ФИО2 выплачена пенсия в сумме <данные изъяты>
В соответствии с решением о взыскании сумм пенсий, излишне выплаченных пенсионеру, от ДД.ММ.ГГГГ№/н, рассмотрев документы пенсионного (выплатного) дела ФИО2, Государственным учреждением – Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе город Дзержинск Нижегородской области (межрайонное) принято решение в соответствии с пунктом 4 статьи 28 Федерального закона «О страховых пенсиях» в целях восстановления излишне выплаченных сумм пенсии в размере 91164 руб. 02 коп. за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ принять меры к их взысканию: предложить ФИО2 добровольно возместить излишне выплаченные суммы пенсии, в случае несогласия с решением направить исковое заявление в суд о взыскании излишне выплаченных сумм пенсии.
Также ДД.ММ.ГГГГ начальником Государственного учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по городскому округу город Дзержинск принято решение № об отмене решения от ДД.ММ.ГГГГ о назначении ФИО2 пенсии в соответствии с пунктом 1.2 статьи 8 Федерального закона «О страховых пенсиях» и назначении страховой пенсии в соответствии с частью 1 статьи 8 того же Федерального закона с ДД.ММ.ГГГГ
ДД.ММ.ГГГГ принято № решение о прекращении выплаты ФИО2 пенсии по старости, установленной в соответствии со статьей 8 Федерального закона «О страховых пенсиях», на основании пункта 3 части 1 статьи 25 Федерального закона «О страховых пенсиях», с ДД.ММ.ГГГГ
ФИО2 добровольно возместить излишне полученную сумму пенсии отказалась, о чем ей подано соответствующее заявление от ДД.ММ.ГГГГ
Разрешая исковые требования о взыскании излишне полученной суммы страховой пенсии, суд приходит к следующим выводам.
Нормы, регулирующие обязательства вследствие неосновательного обогащения, установлены главой 60 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 данного кодекса.
Не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения, в частности: заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки (подпункт 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Из изложенного следует, что неосновательное обогащение имеет место в случае приобретения или сбережения имущества в отсутствие на то правовых оснований, то есть неосновательным обогащением является чужое имущество, включая денежные средства, которые лицо приобрело (сберегло) за счет другого лица (потерпевшего) без оснований, предусмотренных законом, иным правовым актом или сделкой. Неосновательное обогащение возникает при наличии одновременно следующих условий: имело место приобретение или сбережение имущества; приобретение или сбережение имущества одним лицом за счет другого лица произведено в отсутствие правовых оснований, то есть не основано ни на законе, ни на иных правовых актах, ни на сделке. По смыслу положений подпункта 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации не считаются неосновательным обогащением и не подлежат возврату денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средств к существованию, в частности: заработная плата, приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина и т.п., то есть суммы, которые предназначены для удовлетворения его необходимых потребностей и возвращение этих сумм поставило бы гражданина в трудное материальное положение. Закон устанавливает исключения из этого правила, а именно излишне выплаченные суммы должны быть получателем возвращены, если их выплата явилась результатом недобросовестности с его стороны или счетной ошибки.
При этом добросовестность гражданина (получателя спорных денежных средств) презюмируется, следовательно, бремя доказывания недобросовестности гражданина, получившего названные в данной норме денежные суммы, лежит на стороне, требующей возврата таких денежных сумм.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от ДД.ММ.ГГГГ№-П, содержащееся в главе 60 Гражданского кодекса Российской Федерации правовое регулирование обязательств вследствие неосновательного обогащения представляет собой, по существу, конкретизированное нормативное выражение лежащих в основе российского конституционного правопорядка общеправовых принципов равенства и справедливости в их взаимосвязи с получившим закрепление в Конституции Российской Федерации требованием о недопустимости осуществления прав и свобод человека и гражданина с нарушением прав и свобод других лиц (часть 3 статьи 17); соответственно, данное правовое регулирование, как оно осуществлено федеральным законодателем, не исключает использование института неосновательного обогащения за пределами гражданско-правовой сферы и обеспечение с его помощью баланса публичных и частных интересов, отвечающего конституционным требованиям.
Таким образом, эти нормы Гражданского кодекса Российской Федерации о неосновательном обогащении и недопустимости возврата определенных денежных сумм могут применяться, в частности, в рамках правоотношений, связанных с реализацией прав граждан на пенсионное обеспечение.
В случае установления недобросовестных действий пенсионера, направленных на получение пенсии по старости без установленных законом оснований, с него как с лица, получавшего и пользовавшегося пенсией по старости в отсутствие предусмотренных законом оснований, неосновательно полученные суммы пенсии подлежат взысканию по правилам статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации как неосновательное обогащение.
Следовательно, по данному делу юридически значимым с учетом исковых требований, возражений ответчика и регулирующих спорные отношения норм материального права является установление недобросовестности в действиях ФИО2 при получении ею сумм пенсии в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ
Поскольку добросовестность гражданина (в данном случае ФИО2) по требованиям о взыскании сумм пенсии по старости презюмируется, бремя доказывания недобросовестности ответчика при получении в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ сумм пенсии по старости возлагается на пенсионный орган, требующий их возврата, то есть на истца.
Указанные правовые позиции содержатся, в частности, в Определениях Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ от ДД.ММ.ГГГГ№
Из материалов дела следует, что ФИО2 обращалась в Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по городу Дзержинску Нижегородской области в рамках предварительного рассмотрения вопроса о дальнейшем обращении с заявлением о назначении страховой пенсии по старости.
Согласно расписке-уведомлению на документы, представленные для макета пенсионного дела, от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 представила в пенсионный орган копию паспорта, трудовую книжку, свидетельство о браке, свидетельство о рождении. Из той же расписки-уведомления следует, что ответчику предложено представить в срок до ДД.ММ.ГГГГ недостающие документы – справку о стаже, уточняющую период работы в организации Дзержинский универмаг с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по причине того, что в документе не читается печать, и разъяснено, что для оформления заявления о назначении пенсии ей необходимо обратиться к администратору за талоном за 5-10 дней до ДД.ММ.ГГГГ со следующими документами: паспорт, трудовая книжка, льготная справка, документы, запрошенные дополнительно. В расписке-уведомлении после слов о разъяснении срока обращения с заявлением о назначении пении внесен рукописный текст: «При условии отсутствия отвлечений от работы и продолжения трудовой деятельности 37 лет». При этом подпись заявителя и дата уведомления о дате обращения за пенсией в расписке-уведомлении отсутствуют.
Копия данной расписки-уведомления в материалы дела представлена ответчиком.
Из представленных истцом копий документов пенсионного дела следует, что заявление о назначении пенсии от ДД.ММ.ГГГГ подано ФИО2 в электронной форме и подписано электронной подписью, к нему никакие документы не приложены и в нем имеется отметка о согласии заявителя с принятием решения о назначении пенсии по имеющимся в распоряжении территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации сведениям индивидуального (персонифицированного) учета без представления дополнительных сведений о стаже и заработке.
Как пояснила ФИО2 в судебном заседании, для подачи заявления о назначении страховой пенсии по старости она лично явилась в Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по городскому округу город Дзержинск Нижегородской области, однако сотрудник, который вел прием документов, заполнил заявление от ее имени в электронном виде.
В соответствии со статьей 21 Федерального закона «О страховых пенсиях» (в редакции, действовавшей на дату обращения ответчика с заявлением о назначении страховой пенсии по старости) обращение за установлением страховой пенсии, выплатой и доставкой страховой пенсии может быть представлено в форме электронного документа, порядок оформления которого определяется Правительством Российской Федерации и который передается с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", включая федеральную государственную информационную систему "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" (далее - Единый портал государственных и муниципальных услуг). При этом заявление о переводе на страховую пенсию, заявление о переводе с одного вида страховой пенсии на другой, заявление о перерасчете размера страховой пенсии или заявление о выплате страховой пенсии, поданные в указанном порядке, принимается органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, в случае представления заявителем необходимых документов, подлежащих представлению с учетом положений части 7 настоящей статьи, не позднее пяти рабочих дней со дня подачи соответствующего заявления (часть 4).
Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), правила обращения за указанной пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе работодателей, их назначения (установления) и перерасчета их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, перевода с одного вида пенсии на другой, проведения проверок документов, необходимых для установления указанных пенсий и выплат, правила выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, правила ведения пенсионной документации, а также сроки хранения выплатных дел и документов о выплате и доставке страховой пенсии, в том числе в электронной форме, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Требования к формату документов выплатного дела в электронной форме устанавливаются Пенсионным фондом Российской Федерации (часть 6).
Необходимые для установления страховой пенсии и выплаты страховой пенсии документы могут быть запрошены у заявителя только в случаях, если необходимые документы не находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, за исключением случаев, если такие документы включены в определенный Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" перечень документов (часть 7).
Иные необходимые документы запрашиваются органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, в иных государственных органах, органах местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях и представляются такими органами и организациями на бумажном носителе или в электронной форме. Заявитель вправе представить указанные документы по собственной инициативе (часть 8).
Орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений (часть 9).
На момент обращения ответчика с заявлением о назначении страховой пенсии по старости Приказом Минтруда России от ДД.ММ.ГГГГ№н были утверждены и действовали Правила обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами "О страховых пенсиях", "О накопительной пенсии" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".
Названные Правила предусматривали, что при рассмотрении документов, представленных для установления пенсии, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации:
а) дает оценку содержащимся в документах сведениям, их соответствия данным индивидуального (персонифицированного) учета, а также правильности оформления документов;
б) проверяет в необходимых случаях обоснованность выдачи документов и достоверность содержащихся в документах сведений, а также их соответствие сведениям, содержащимся в индивидуальном лицевом счете застрахованного лица;
в) запрашивает документы (сведения), находящиеся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, в случае если такие документы не представлены заявителем по собственной инициативе;
г) приостанавливает срок рассмотрения заявления об установлении пенсии в случае проведения проверки документов, имеющихся в распоряжении территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации для установления пенсии, непредставления государственными органами, органами местного самоуправления либо подведомственными государственным органам или органам местного самоуправления организациями в установленный срок документов, необходимых для установления пенсии;
д) принимает меры по фактам представления документов, содержащих недостоверные сведения;
е) принимает решения и распоряжения об установлении пенсии либо об отказе в ее установлении на основании совокупности документов, имеющихся в распоряжении территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации;
ж) возвращает заявителю подлинники представленных им документов;
з) приостанавливает или прекращает выплату пенсии в установленных законом случаях.
В силу пункта 31 Правил в том случае, когда к заявлению о назначении пенсии приложены не все документы, необходимые для ее назначения, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, заявитель вправе представить на основании разъяснения территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации недостающие документы.
Как установлено в пункте 34 Правил, в случае проведения проверки документов, имеющихся в распоряжении территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации для назначения пенсии, перевода с одной пенсии на другую, непредставления по запросу территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации государственными органами, органами местного самоуправления либо подведомственными государственным органам или органам местного самоуправления организациями в установленный срок документов, необходимых для назначения пенсии, перевода с одной пенсии на другую, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации вправе приостановить срок рассмотрения заявления о назначении пенсии, заявления о переводе с одной пенсии на другую до завершения проверки, представления документов, запрошенных в указанных органах и организациях, но не более чем на три месяца.
Приостановление срока рассмотрения заявления о назначении пенсии, заявления о переводе с одной пенсии на другую оформляется решением территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации.
По завершении проверки, поступлении всех документов, запрошенных территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации в государственных органах, органах местного самоуправления либо подведомственными государственным органам или органам местного самоуправления организациях, истечении трех месяцев со дня приостановления срока рассмотрения заявления о назначении пенсии, заявления о переводе с одной пенсии на другую течение срока рассмотрения соответствующего заявления восстанавливается.
Согласно пункту 38 Правил заявление о назначении пенсии, заявление о переводе с одной пенсии на другую рассматриваются территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации не позднее чем через 10 рабочих дней со дня приема соответствующего заявления территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации со всеми необходимыми для назначения пенсии, перевода с одной пенсии на другую документами, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, и документами, находящимися в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, представленными заявителем по собственной инициативе.
На основании пункта 39 Правил в том случае, если к заявлению о назначении пенсии были приложены не все необходимые для ее назначения документы из числа документов, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, и документов, находящихся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, которые заявитель вправе представить по собственной инициативе, заявление о назначении пенсии рассматривается территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации не позднее чем через 10 рабочих дней со дня представления заявителем недостающих документов для назначения пенсии в соответствии с пунктом 31 настоящих Правил, и поступления документов, запрошенных территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации в иных государственных органах, органах местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях.
В случае если до поступления документов, запрошенных территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации в иных государственных органах, органах местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, заявитель представит такие документы по собственной инициативе, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации рассматривает заявление о назначении пенсии с учетом документов, представленных заявителем по собственной инициативе, в срок, указанный в абзаце первом настоящего пункта.
Пунктом 40 Правил установлено, что в случае если заявитель на основании разъяснения территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации не представил недостающие для назначения пенсии документы, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, в срок, предусмотренный пунктом 31 настоящих Правил, и при этом в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации поступили документы, запрошенные в иных государственных органах, органах местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, заявление о назначении пенсии вместе с имеющимися в распоряжении территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации документами рассматривается не позднее чем через 10 рабочих дней со дня истечения срока, предусмотренного пунктом 31 настоящих Правил.
На основании пункта 41 Правил по результатам рассмотрения заявления о назначении пенсии, заявления о переводе с одной пенсии на другую территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации определяет право гражданина на пенсию, за которой он обратился, производит расчет размера пенсии и выносит соответствующее решение.
Таким образом, в силу действовавшего на время рассмотрения пенсионным органом заявления ответчика о назначении страховой пенсии по старости вне зависимости от формы подачи данного заявления на пенсионном органе лежала обязанность по проверке как достоверности, так и достаточности представляемых заявителем документов, проверке имеющихся в распоряжении пенсионного органа документов, а в случае их недостаточности – обязанность разъяснить заявителю о необходимости представления недостающих или дополнительных документов либо самостоятельно их запросить, при этом до получения недостающих документов, необходимых для подтверждения страхового стажа, от заявителя или из органов и организаций, в которые направлены соответствующие запросы, у пенсионного органа отсутствовало право на принятие решения о назначении страховой пенсии по старости.
При этом, вопреки доводам истца, действовавшее нормативно-правовое регулирование не предусматривало освобождение пенсионного органа от обязанности по проверке достоверности и достаточности сведений о страховом стаже в случае наличия отметки в заявлении о назначении страховой пенсии о том, что заявитель согласен с принятием решения о назначении пенсии по имеющимся в распоряжении территориального органа сведениям индивидуального (персонифицированного) учета без представления дополнительных сведений о стаже и заработке.
Судом установлено, что в материалах пенсионного дела ФИО2 отсутствуют сведения о том, что территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации в адрес ФИО2 направлялись какие-либо разъяснения о необходимости представления дополнительных или недостающих документов, отсутствуют какие-либо решения пенсионного органа о приостановлении рассмотрения заявления ответчика о назначении страховой пенсии по старости.
Напротив, материалы пенсионного дела ответчика свидетельствуют о том, что пенсионным органом проведена проверка документов, имеющихся в его распоряжении, оценены пенсионные права ответчика и на основании имеющихся в распоряжении документов принято решение о назначении ответчику страховой пенсии с ДД.ММ.ГГГГ
ФИО2 в ходе судебного разбирательства отрицала наличие у нее умысла получить неосновательное обогащение, ссылаясь на то, что при предварительном обращении в январе 2019 г. она представляла в распоряжение пенсионного органа свидетельство о рождении ребенка, данный факт не скрывала, тогда как при обращении с заявлением о назначении страховой пенсии в апреле 2019 г. дополнительно те же документы у нее не истребовали.
Как следует из буквального содержания заявления о назначении страховой пенсии по старости от ДД.ММ.ГГГГ, в нем ответчик предупреждена о необходимости извещать территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации о наступлении обстоятельств, влекущих за собой изменение размера пенсии или прекращение, приостановление, продление их выплаты, в том числе изменение места жительства, поскольку соответствующая обязанность заявителя установлена Федеральным законом «О страховых пенсиях» (часть 5 статьи 26, части 1-3, 5 статьи 28).
При отсутствии недобросовестности и злоупотребления со стороны заявителя наличие указанной расписки само по себе не свидетельствует о том, что он должен нести ответственность за неисполнение возложенной на пенсионный орган обязанности по проверке полноты и достоверности имеющихся у него в распоряжении сведений, в том числе посредством разъяснения заявителю о необходимости представления дополнительных документов и истребования соответствующих документов, для определения его пенсионных прав.
Материалы пенсионного дела ФИО2 свидетельствуют о том, что проверка документов, необходимых для установления пенсии, проведена истцом в 2020 г., то есть после назначения страховой пенсии по старости.
Справка от ДД.ММ.ГГГГ№, выданная ООО «Центральный универмаг», содержащая сведения о том, что ФИО2, находилась в отпуске по уходу за ребенком до 1,5 лет с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, согласно регистрационной отметке поступила в Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе город Дзержинск Нижегородской области (межрайонное) ДД.ММ.ГГГГ и зарегистрирована за входящим №.
ДД.ММ.ГГГГ соответствующие сведения внесены в индивидуальный лицевой счет застрахованного лица ФИО2, после чего ДД.ММ.ГГГГ принято решение об отмене решения от ДД.ММ.ГГГГ о назначении ответчику пенсии в соответствии с пунктом 1.2 статьи 8 Федерального закона «О страховых пенсиях» и назначении ей страховой пенсии в соответствии с частью 1 статьи 8 того же Федерального закона, а также решения об обнаружении ошибки, допущенной при установлении (выплате) пенсии и взыскании излишне уплаченной суммы пенсии.
Принятие пенсионным органом решения о назначении ответчику пенсии по старости с ДД.ММ.ГГГГ на основании имеющихся у него в распоряжении документов, без истребования дополнительных документов как у заявителя, так и у других органов и организаций, не свидетельствует ни о недобросовестности или злоупотреблении в действиях ответчика, ни счетной ошибки.
Принимая во внимание отсутствие доказательств недобросовестности в действиях ФИО2 при получении ею сумм пенсии в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с учетом установленных фактических обстоятельств дела суд приходит к выводу о том, что полученные ею в указанный период суммы пенсии не подлежат возврату истцу в качестве неосновательного обогащения, в связи с чем в удовлетворении исковых требований надлежит отказать полностью.
Руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований Государственного учреждения – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Нижегородской области к ФИО2, о взыскании суммы незаконно полученной страховой пенсии в размере <данные изъяты> отказать.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Нижегородского областного суда в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Дзержинский городской суд Нижегородской области.
Судья Н.Г. Бажина