Дело №
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
4 апреля 2018 года Дзержинский городской суд Нижегородской области в составе председательствующего судьи Хайдуковой О.Ю., с участием истца Ремизовой О.В., представителя ответчика ФИО3, при секретаре Гущиной М.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ремизовой О.В, к Государственному учреждению Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации по городскому округу город Дзержинск Нижегородской области о перерасчете пенсии, компенсации морального вреда,
У с т а н о в и л:
Ремизова О.В. обратилась в суд с указанным иском. В обоснование исковых требований указано, что с ДД.ММ.ГГГГ ей была установлена <данные изъяты>. С ДД.ММ.ГГГГ – установлена <данные изъяты>, назначена страховая пенсия по <данные изъяты> в сумме <данные изъяты>., что меньше прожиточного минимума, который составляет 10000 рублей.
В исковом заявлении просит обязать ответчика произвести перерасчет пенсии учитывая прожиточный минимум и компенсировать разницу в размере 3933 рубля – ежемесячно, взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в сумме 1000000 рублей.
В судебном заседании Ремизова О.В. исковые требования поддержала.
Представитель ответчика ФИО3, действующая на основании доверенности, в судебном заседании в удовлетворении исковых требований просит отказать. Возражая против заявленных исковых требований, указала, что на ДД.ММ.ГГГГ размер пенсии по <данные изъяты> составил <данные изъяты>., размер ЕДВ – <данные изъяты>. На ДД.ММ.ГГГГ размер пенсии составил <данные изъяты> размер ЕДВ <данные изъяты>. в денежном выражении и <данные изъяты>. в виде социальной услуги на пригородный железнодорожный транспорт, всего <данные изъяты>., что превышает прожиточный минимум пенсионера, установленный в <адрес>ДД.ММ.ГГГГ. - <данные изъяты>
Выслушав стороны, изучив материалы гражданского дела и оценив собранные по делу доказательства, суд приходит к следующему:
В соответствии со статьей 9 Федерального закона « О страховых пенсиях»:
1. Право на страховую пенсию по инвалидности имеют граждане из числа застрахованных лиц, признанные инвалидами I, II или III группы. Признание гражданина инвалидом и установление группы инвалидности производятся федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, предусмотренном Федеральнымзакономот 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
2. Страховая пенсия по инвалидности устанавливается независимо от причины инвалидности, продолжительности страхового стажа застрахованного лица, продолжения инвалидом трудовой и (или) иной деятельности, а также от того, наступила ли инвалидность в период работы, до поступления на работу или после прекращения работы.
3. В случае полного отсутствия у инвалида страхового стажа устанавливается социальная пенсия по инвалидности в соответствии с Федеральнымзакономот 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".
В соответствии со статьей 28.1 Федерального закона « О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»:
1.Инвалиды и дети-инвалиды имеют право на ежемесячную денежную выплату в размере и порядке, установленных настоящей статьей.
2. Ежемесячная денежная выплата устанавливается в размере:
1) инвалидам I группы - 2 162 рублей;
2) инвалидам II группы, детям-инвалидам - 1 544 рублей;
3) инвалидам III группы - 1 236 рублей.
3. Если гражданин одновременно имеет право на ежемесячную денежную выплату по настоящему Федеральному закону и по другому федеральному закону или иному нормативному правовому акту независимо от основания, по которому она устанавливается (за исключением случаев установления ежемесячной денежной выплаты в соответствии сЗакономРоссийской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в редакции Закона Российской Федерации от 18 июня 1992 года N 3061-1), Федеральнымзакономот 10 января 2002 года N 2-ФЗ "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне"), ему предоставляется одна ежемесячная денежная выплата либо по настоящему Федеральному закону, либо по другому федеральному закону или иному нормативному правовому акту по выбору гражданина.
4. Размер ежемесячной денежной выплаты подлежит индексации один раз в год с 1 февраля текущего года исходя из индекса роста потребительских цен за предыдущий год.Коэффициентиндексации определяется Правительством Российской Федерации.
5. Ежемесячная денежная выплата устанавливается и выплачивается территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации.
6. Ежемесячная денежная выплата осуществляется впорядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения.
7. Часть суммы ежемесячной денежной выплаты может направляться на финансирование предоставления инвалиду социальных услуг в соответствии с Федеральнымзакономот 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи".
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.01.2018 №74 с 01.02.2018 установлен размер ЕДВ инвалидам третьей группы в размере 2073 рубля 51 коп.
Согласно статье 12.1 Федерального закона « О государственной социальной помощи»:
1.Общая сумма материального обеспечения пенсионера, проживающего на территории Российской Федерации, не осуществляющего работу и (или) иную деятельность, в период которой он подлежит обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральнымзакономот 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации"), пенсия (пенсии) которому установлена (установлены) в соответствии с законодательством Российской Федерации, не может быть меньше величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в соответствии спунктом 4 статьи 4Федерального закона "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" в субъекте Российской Федерации.
2. При подсчете общей суммы материального обеспечения пенсионера учитываются суммы следующих денежных выплат, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации:
1) пенсий, в том числе сумма полагающейся страховой пенсии по старости с учетом фиксированной выплаты к страховой пенсии, повышений фиксированной выплаты к страховой пенсии, установленной в соответствии с Федеральнымзакономот 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", и накопительной пенсии, установленной в соответствии с Федеральнымзакономот 28 декабря 2013 года N 424-ФЗ "О накопительной пенсии", в случае отказа пенсионера от получения указанных пенсий;
1.1) срочной пенсионной выплаты;
2) дополнительного материального (социального) обеспечения;
3) ежемесячной денежной выплаты (включая стоимость набора социальных услуг);
4) иных мер социальной поддержки (помощи), установленных законодательством субъектов Российской Федерации в денежном выражении (за исключением мер социальной поддержки, предоставляемых единовременно).
3. При подсчете общей суммы материального обеспечения пенсионера не учитываются меры социальной поддержки, предоставляемые ему в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в натуральной форме, за исключением денежных эквивалентов мер социальной поддержки по оплате пользования телефоном, по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, по оплате проезда на всех видах пассажирского транспорта (городского, пригородного и междугородного), а также денежных компенсаций расходов по оплате указанных услуг.
4. Федеральная социальная доплата к пенсии устанавливается пенсионеру территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации в случае, если общая сумма его материального обеспечения, определенная в соответствии счастями 2и3настоящей статьи, не достигает величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в соответствии спунктом 4 статьи 4Федерального закона "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" в субъекте Российской Федерации по месту его жительства или месту его пребывания, не превышающей величинупрожиточного минимумапенсионера в целом по Российской Федерации. Федеральная социальная доплата к пенсии устанавливается в таком размере, чтобы указанная общая сумма его материального обеспечения с учетом данной доплаты достигла величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в субъекте Российской Федерации.
5. Региональная социальная доплата к пенсии устанавливается пенсионеру уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в случае, если общая сумма его материального обеспечения, определенная в соответствии счастями 2и3настоящей статьи, не достигает величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в соответствии спунктом 4 статьи 4Федерального закона "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" в субъекте Российской Федерации по месту его жительства или по месту его пребывания, превышающей величину прожиточного минимума пенсионера в целом по Российской Федерации. Региональная социальная доплата к пенсии устанавливается в таком размере, чтобы указанная общая сумма его материального обеспечения с учетом данной доплаты достигла величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в данном субъекте Российской Федерации.
6. Социальная доплата к пенсии, предусмотренная настоящей статьей, устанавливается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем обращения за ней с соответствующим заявлением и со всеми необходимыми документами (за исключением случаев, предусмотренныхчастью 7настоящей статьи), но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную социальную доплату на срок, на который установлена соответствующая пенсия. При этом для определения денежных эквивалентов мер социальной поддержки и денежных компенсаций, перечисленных вчасти 3настоящей статьи, в целях подсчета общей суммы материального обеспечения пенсионера представление документов не требуется…
Ремезова О.В. является получателем страховой пенсии по <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ., установленной в соответствии со ст.9 Федерального закона от 28.12.2013г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в связи с установлением ей 2<данные изъяты>, и ежемесячной денежной выплаты (ЕДВ), установленной в соответствии с Федеральным законом от 24.11.1995г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов».
В ДД.ММ.ГГГГ. Ремизовой О.В. была установлена <данные изъяты>.
На ДД.ММ.ГГГГ размер пенсии по 3 <данные изъяты> составил <данные изъяты>., размер ЕДВ- <данные изъяты>. С ДД.ММ.ГГГГ размер пенсии составил – <данные изъяты>, размер ЕДВ <данные изъяты>. Как указано выше, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 26.01.2018 № 74 размер ЕДВ <данные изъяты> с 1 февраля 2018 года составил <данные изъяты>. На ДД.ММ.ГГГГ пенсия составила <данные изъяты>., ЕДВ – <данные изъяты>. ( <данные изъяты> Ремезова О.В. получает в денежном выражении и <данные изъяты>. в виде социальной услуги на пригородный железнодорожный транспорт). Всего материальное обеспечение пенсионера Ремизовой О.В. составляет <данные изъяты> коп.
В исковом заявлении Ремизова О.В. просит произвести перерасчет пенсии и компенсировать разницу между получаемой пенсией и прожиточным минимумом пенсионера, установленного в размере 10000 рублей.
Однако, как указано, выше в соответствии со ст.12.1 Федерального закона от 17.07.1999г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» общая сумма материального обеспечения пенсионера, проживающего на территории РФ, не осуществляющего работу и (или) иную деятельность, в период которой он подлежит обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ», пенсия установленная в соответствии с законодательством РФ, не может быть меньше величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в соответствии с п.4 ст. 4 Федерального закона «О прожиточном минимуме в РФ» в субъекте РФ.
Статьей 1 Закона Нижегородской области от 5 октября 2017 года № 119-З « О величине прожиточного минимума пенсионера в Нижегородской области на 2018 год» в целях установления социальной доплаты к пенсии, предусмотренной Федеральным законом от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", установлена величинапрожиточногоминимумапенсионерав Нижегородской области на2018год в размере8100рублей.
В 2015г. в <адрес> был установлен прожиточный минимум пенсионера в размере 6470 рублей, в 2016 году - 7992 рубля, на 2017 год – 8082 рубля.
Таким образом, материальное обеспечение пенсионера Ремизовой О.В. на настоящий момент составляет <данные изъяты>., что выше прожиточного минимума пенсионера, установленного в <адрес>, в связи с чем, она не имеет права на федеральную социальную доплату.
Также суд отмечает, что назначение сумм социальной доплаты к пенсии производится в порядке, предусмотренном Федеральным законом «О страховых пенсиях», а именно на основании личного заявления гражданина. При этом, в подсчет общей суммы дохода пенсионера учитываются следующие денежные выплаты: пенсия, ЕДВ, ДЕМО, иные меры социальной поддержки, предоставляемые органом социальной защиты (льготы по квартплате, проезд, ЕДК и т.д.).
Из приведенной таблицы (л.д.16) с указанием выплат Ремизовой О.В. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, следует, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ размер пенсии и размер ЕДВ в общей сложности был менее прожиточного минимума пенсионера в <адрес> ( без учета иных мер социальной поддержки, предоставляемых органами социальной защиты).
При назначении пенсии Ремезова О.В. была уведомлена о том, что если общий доход пенсионера не достигает величины прожиточного минимума, то он может обратиться в Управление Пенсионного фонда за установлением Федеральной социальной доплаты (л.д.17-20) Однако, Ремезова О.В. с заявлением об установлении федеральной социальной доплаты к пенсии в Управление ПФР не обращалась.
В связи с изложенным оснований для перерасчета пенсии Ремизовой О.В. не имеется.
Статьей 151 ГК РФ регулирует случаи возмещения гражданину морального вреда действиями нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащее гражданину не материальные блага. В иных случаях компенсация морального вреда может иметь место при наличии указания об этом в законе.
Правоотношения Ремезовой О.В. и Управления ПФР – это правоотношения в области пенсионного обеспечения, что само по себе носит имущественный характер и исключает возможность компенсации морального вреда пенсионными органами. Кроме того, в данном случае ответчиком пенсионные права Ремизовой О.В. не нарушены. В связи с данными обстоятельствами оснований для удовлетворения исковых требований о компенсации морального вреда не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 12,56,198 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении исковых требований Ремизовой О.В, о перерасчете пенсии, компенсации морального вреда – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Нижегородском областном суде в течение одного месяца с момента принятия в окончательной форме через Дзержинский городской суд.
Судья О.Ю. Хайдукова.
Копия верна: судья секретарь