Р Е Ш Е Н И Е
И м е н е м Р о с с и й с к о й Ф е д е р а ц и и
14 декабря 2011 года г.Дудинка
Дудинский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего - судьи Улановой О.К.,
при секретаре Мостовой О.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску Гура Владимира Ивановича к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Таймырском Долгано-Ненецком муниципальном районе (межрайонное) Красноярского края о признании незаконными Требований от 26 мая 2011 года и 01 августа 2011 года об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование,
У С Т А Н О В И Л:
Гура В.И. обратился в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в ТДН муниципальном районе (межрайонное) Красноярского края о признании незаконным Требований от 26 мая 2011 года и 01 августа 2011 года об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, указывая на то, что согласно требованиям Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в ТДН муниципальном районе от 26 мая 2011 года №№ и от 01 августа 2011 года №№ он обязан уплатить на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации соответственно: за период с 01.01. 2011 года по 20.04. 2011 года недоимку по страховым взносам в размере 4 127 рублей 93 копейки; за период с 01.07. 2010 года по 31.12. 2010 года недоимку по страховым взносам в размере 5 196 рублей.
Данные Требования истец считает незаконными и необоснованными, нарушающими его права, свободы и законные интересы, по следующим основаниям.
С 01 апреля 1998 года он является пенсионером МВД Российской Федерации. 16 апреля 2004 года он был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя. С утверждениями ответчика о том, что Федеральным законом от 24 июля 2009 года №212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательно медицинского страхования» не предусмотрено освобождение индивидуальных предпринимателей, в том числе являющихся получателями пенсий, назначенных в соответствии с Законом РФ от 12.02. 1993 года №4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно- исполнительной системы, и их семей» от уплаты страховых вносов в Пенсионный фонд, он не согласен.
В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют. Если ответчик требует уплаты страховых взносов и с категории пенсионеров МВД Российской Федерации, то Федеральный закон от 24 июля 2009 года №212-ФЗ, по мнению истца, ухудшает его положение, как налогоплательщика, поскольку обязывает уплачивать взносы в Пенсионный Фонд Российской Федерации за себя независимо от того, ведет ли он предпринимательскую деятельность, является ли ведомственным пенсионером.
Основным видом деятельности истца было осуществление негосударственной (частной) сыскной деятельности в соответствии с лицензией, выданной 05.10.2007 года ГУВД по Красноярскому краю. 15 июня 2010 года он добровольно принял решение о досрочном прекращении указанного вида деятельности, о чем направил соответствующее заявление начальнику ГУВД по Красноярскому краю, приложил лицензию и удостоверение частного сыщика. 21 июня 2010 года он сообщил в Межрайонную инспекцию ФНС России №2 по Красноярскому краю о принятом решении, а затем - и ответчику. Начиная с 15 июня 2010 года, его источником дохода является ведомственная пенсия, финансируемая из средств федерального бюджета. В связи с этим, он не имеет возможности уплачивать взносы в Пенсионный фонд РФ, поскольку это ущемляет его материальное положение. Ответчик обязывает его вносить денежные средства, получаемые из федерального бюджета, в бюджет Пенсионного фонда, что, по мнению истца, противоречит Конституции РФ. В силу ст. 10 ГК РФ не допускаются действия граждан и юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах.
В судебном заседании истец Гура В.И. исковые требования и доводы, изложенные в исковом заявлении, поддержал, и дополнительно пояснил, что до 15 июня 2010 года страховые взносы на обязательное пенсионное страхование им были уплачены. С 15 июня 2010 года до 20 апреля 2011 года он имел статус индивидуального предпринимателя, но прекратил осуществлять предпринимательскую деятельность, вернул лицензию на осуществление негосударственной (частной) сыскной деятельности и удостоверение, о чем уведомил налоговые органы. 20 апреля 2011 года был прекращен его статус индивидуального предпринимателя. По мнению истца, прекращение индивидуальной предпринимательской деятельности, не получение в связи с этим доходов, независимо от того, исключен индивидуальный предприниматель из Единого государственного реестра юридических лиц или нет, освобождает его от уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. Кроме этого истец полагает, что в силу Федерального закона, на который ссылается ответчик, страховые взносы обязаны уплачивать индивидуальные предприниматели, имеющие наемных работников. У него наемных работников не было, а уплачивать страховые взносы за себя или нет, это его право, и закон не может его обязывать производить уплату указанных страховых взносов в Пенсионный фонд, поскольку это не налоги.
Представитель ответчика Котляров В.В., выступающий на основании доверенности, в судебном заседании иск не признал и пояснил, что Гура В.И.,как физическое лицо, осуществлял деятельность в качестве индивидуального предпринимателя в период с 16.04.2004 по 20.04.2011 года. Согласно п. 2 ч. 1 ст. 6 Федерального закона № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» индивидуальные предприниматели являются страхователями по обязательному пенсионному страхованию.
В соответствии с ч. 2 ст. 14 Закона № 167-ФЗ страхователи обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации. Исключений из числа плательщиков страховых взносов в отношении военных пенсионеров, имеющих статус индивидуального предпринимателя, данным Законом не установлено.
Конституционный Суд РФ в Определении от 24.05.2005 № 223-0 указал, что взаимосвязанные нормативные положения пп. 2 п. 1 ст. 6, п. 1 ст. 7, п. 2 ст. 14 и п. п. 1 - 3 ст. 28 Закона № 167-ФЗ в той части, в какой они возлагают на являющихся военными пенсионерами индивидуальных предпринимателей и адвокатов обязанность уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации в виде фиксированного платежа на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии при отсутствии в действующем нормативно-правовом регулировании надлежащего правового механизма, гарантирующего предоставление им соответствующего страхового обеспечения с учетом уплаченных сумм страховых взносов и увеличения, тем самым получаемых пенсионных выплат, в силу правовых позиций, выраженных Конституционным
Судом РФ в Постановлениях от 24.02.1998 № 7-П, от 23.12.1999 N 18-11, от 03.06.2004 № 11-П и от 23.12.2004 №19-П и настоящем Определении, утрачивают силу и не могут применяться судами, другими органами и должностными лицами как не соответствующие ст. ст. 19 (ч. 1 и 2), 35 (ч. 1 и 2), 39 (ч. 1) и 55 (ч. 3) Конституции Российской Федерации.
Данные выводы Конституционного Суда РФ сформулированы в отношении Закона № 167-ФЗ до вступления в силу с 01.01.2010 г. Закона № 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования", а также Федерального закона от 22.07.2008 № 156-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам пенсионного обеспечения".
Закон №212-ФЗ регулирует отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования (далее также - фонды обязательного медицинского страхования) на обязательное медицинское страхование (далее также - страховые взносы), а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах.
В подпункте 2 пункта 1 статьи 5 Закона №212-ФЗ установлено, что плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся, в частности, индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой (плательщики страховых взносов, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам).
Данным законом исключений, в части освобождения от уплаты страховых взносов, из числа плательщиков страховых взносов в отношении военных пенсионеров, имеющих статус индивидуального предпринимателя, также не установлено.
В соответствии с пунктом 6 статьи 3 Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", введенным Федеральным законом от 22.07.2008 №156-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам пенсионного обеспечения", военнослужащие (за исключением граждан, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин) при наличии условий для назначения им трудовой пенсии по старости, предусмотренных Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", имеют право на одновременное получение пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности, предусмотренных Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно- исполнительной системы, и их семей", и страховой части трудовой пенсии по старости (за исключением фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости), устанавливаемой на условиях и в порядке, которые предусмотрены Федеральным законом №173-Ф3 "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
В части четвертой статьи 7 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 №4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", введенной Федеральным законом от 22.07.2008 № 156-ФЗ, установлено, что лица, указанные в статье 1 данного Закона (военнослужащие), при наличии условий для назначения трудовой пенсии по старости имеют право на одновременное получение пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности, предусмотренных настоящим Законом, и трудовой пенсии по старости (за исключением фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости), устанавливаемой в соответствии с Законом N 173-Ф3.
В соответствии со статьей 17.1 Закона 173-Ф3 (в ред. Федерального закона от 24.07.2009 №213-Ф3, вступившего в силу 01.01.2010г.), федеральные государственные гражданские служащие, которым назначена пенсия за выслугу лет в соответствии с Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", имеющие не менее пяти лет страхового стажа, в который включаются периоды, указанные в пункте 2 настоящей статьи, по их заявлению (вместо перерасчета или корректировки страховой части трудовой пенсии по старости, которые предусмотрены пунктами 3 и 5 статьи 17 настоящего Федерального закона) по достижении возраста, дающего право на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную, имеют право на получение доли страховой части трудовой пенсии по старости, устанавливаемой к пенсии за выслугу лет, исходя из расчетного пенсионного капитала, сформированного за счет общей суммы страховых взносов, поступивших за застрахованное лицо в Пенсионный фонд Российской Федерации после назначения пенсии за выслугу лет за период не менее чем 12 полных месяцев работы и (или) иной деятельности.
Таким образом, законодатель установил правовой механизм, гарантирующий военным пенсионерам получение страховой части трудовой пенсии с учетом уплаченных страховых взносов, в связи с чем, обстоятельства, послужившие основанием для освобождения индивидуальных предпринимателей - военных пенсионеров от уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, устранены.
Следовательно, по мнению представителя ответчика, индивидуальные предприниматели, являющиеся военными пенсионерами, с 01.01.2010 обязаны уплачивать страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование в порядке и сроки, установленные Законом № 212-ФЗ, и оспариваемые истцом требования Управлением, вынесены в соответствии с законом.
Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 6, пункту 1 ст.7, пункту 2 ст.14, ст.28 Федерального закона от 15 декабря 2001 года №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (с последующими изменениями и дополнениями), подпункту 2 пункта 1 статьи 5, ст.18 Федерального закона Российской Федерации от 24 июля 2009 года №212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования», граждане, самостоятельно обеспечивающие себя работой, в том числе индивидуальные предприниматели, относятся к лицам, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование в соответствии с Федеральным законом №167-ФЗ; эти граждане являются страхователями по обязательному пенсионному страхованию, и они обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации
Как установлено, истец Гура В.И. с 01 апреля 1998 года, являясь пенсионером МВД Российской Федерации, получает пенсию за выслугу лет в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года №4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» (л.д.8).
С 16 апреля 2004 года по 20 апреля 2011 года истец занимался предпринимательской деятельностью, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации 16 апреля 2004 года физического лица Гура В.И. в качестве индивидуального предпринимателя (л.д.9), и свидетельством о государственной регистрации 20 апреля 2011 года прекращения физическим лицом Гура В.И. деятельности в качестве индивидуального предпринимателя (л.д.11).
За период с 01 июля 2010 года по 31 декабря 2010 года и с 01 января 2011 года по 20 апреля 2011 года предпринимателем Гура В.И. не были уплачены страховые взносы на обязательное пенсионное обеспечение. В связи с чем, Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в ТДН муниципальном районе (межрайонное) Красноярского края истцу, в соответствии со ст.22 Федерального закона от 24 июля 2009 года №212-ФЗ, были направлены 26 мая 2011 года и 01 августа 2011 года требования об уплате недоимки по страховым взносам, пени и штрафа (л.д.6,7).
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 24 мая 2005 №223-О, страхователи, являющиеся военными пенсионерами, не обязаны уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации в виде фиксированного платежа на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии при отсутствии в действующем нормативно-правовом регулировании надлежащего правового механизма, гарантирующего предоставление им помимо выплаты пенсии, полагающейся по государственному пенсионному обеспечению, соответствующего страхового обеспечения с учетом уплаченных страховых взносов.
Федеральным законом от 22 июля 2008 года №156-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам пенсионного обеспечения», внесены изменения в ряд законодательных актов, в соответствии с которыми, лица, указанные в статье 1 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года №4468-1, в том числе и пенсионеры МВД РФ, получили право на одновременное получение пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года №4468-1 и трудовой пенсии по старости (за исключением ее базовой части) при наличии условий для назначения трудовой пенсии по старости - определенного возраста и наличия не менее пяти лет страхового стажа.
Таким образом, законодателем установлен правовой механизм, гарантирующий военным пенсионерам предоставление помимо выплаты пенсии, полагающейся по государственному обеспечению, получение страховой части трудовой пенсии с учетом уплаченных страховых взносов.
В связи с чем, с 01 января 2010 года утратили силу Правила уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа в минимальном размере, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 сентября 2005 года №582, предусматривавшие, что страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа не уплачиваются получателями пенсий, установленных Законом Российской Федерации №4468-1 и не может быть применима позиция Конституционного Суда Российской Федерации, изложенная в Определении от 24 мая 2005 №223-О, поскольку устранены обстоятельства, послужившие формированию данной позиции.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что в спорный период с 01 июля 2010 года по 31 декабря 2010 года и с 01 января 2011 года по 20 апреля 2011 года уплата страховых взносов на обязательное пенсионное страхование была обязательной для истца, который является военным пенсионером, и в указанный период осуществлял предпринимательскую деятельность; и у ответчика имелись основания для направления истцу, как плательщику страховых взносов требований об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафа.
Доводы истца о том, что возложение на него обязанности по уплате страховых взносов противоречит Конституции Российской Федерации, что уплата указанных страховых взносов является его правом, а не обязанностью являются не состоятельными.
В соответствии со ст.28 Федерального закона от 15 декабря 2001 года №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» индивидуальные предприниматели уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа, что также предусмотрено подпунктом 2 пункта 1 статьи 5 Федерального закона Российской Федерации от 24 июля 2009 года №212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования».
Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях применительно к лицам, проходившим военную службу и являющимся индивидуальными предпринимателями, получающими пенсию по государственному пенсионному обеспечению, указал, что, учитывая цели обязательного пенсионного страхования и социально-правовую природу страховых взносов, их предназначение, отнесение индивидуальных предпринимателей к числу лиц, которые подлежат обязательному пенсионному страхованию, и возложение на них в связи с этим обязанности по уплате страховых взносов само по себе не может расцениваться как не согласующееся с требованиями Конституции Российской Федерации. Напротив, это направлено на реализацию принципа всеобщности пенсионного обеспечения, вытекающего из ее статьи 39 (часть 1), тем более что индивидуальные предприниматели подвержены, по существу, такому же социальному страховому риску в связи с наступлением предусмотренного законом страхового случая, как и лица, работающие по трудовому договору. Уплата страховых взносов обеспечивает формирование их пенсионных прав, приобретение права на получение трудовой пенсии (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 15 июля 2010 года № 1009-О-О, от 23 сентября 2010 года № 1189-О-О, от 29 сентября 2011 года № 1179-О-О).
Не обоснованны и доводы истца о том, что он не обязан уплачивать страховые взносы после 15 июня 2010 года, поскольку прекратил деятельность в качестве индивидуального предпринимателя, не получал дохода от этой деятельности, и не производил выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, по следующим основаниям.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 5 и ст.14 Федерального закона Российской Федерации от 24 июля 2009 года №212-ФЗ плательщики страховых взносов, в том числе индивидуальные предприниматели, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, уплачивают соответствующие страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года. Началом предпринимательской деятельности для исчисления размера страховых взносов признается календарный месяц, в котором произведена его государственная регистрация в качестве индивидуального предпринимателя. Если плательщики страховых взносов прекращают осуществлять предпринимательскую деятельность размер страховых взносов, подлежащих уплате ими за расчетный период, определяется исходя из стоимости страхового года пропорционально количеству календарных месяцев по месяц, в котором утратила силу государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.
Таким образом, окончанием срока уплаты страховых взносов, в силу закона, является конец месяца, в котором утратила силу государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.
Согласно свидетельству о государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя (л.д.11) запись о прекращении деятельности Гура В.И. в качестве индивидуального предпринимателя внесена в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей 20 апреля 2011 года, и с этого момента утратила силу государственная регистрация Гура В.И. в качестве индивидуального предпринимателя.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194, 196-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В иске Гура Владимиру Ивановичу к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Таймырском Долгано-Ненецком муниципальном районе (межрайонное) Красноярского края о признании незаконными Требований от 26 мая 2011 года и 01 августа 2011 года об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, отказать.
Решение может быть обжаловано в коллегию по гражданским делам Красноярского краевого суда в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме, с подачей жалобы через Дудинский районный суд.
Председательствующий О.К.Уланова
Решение принято судом в окончательной форме 19 декабря 2011 года.