НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение Дубненского городского суда (Московская область) от 08.06.2021 № 2-641/2021

Дело №2-641/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

08 июня 2021 года

Дубненский городской суд <адрес> в составе:

Председательствующего судьи Лозовых О.В.,

С участием прокурора ФИО5,

При секретаре ФИО4,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес>, действующего в интересах ФИО1, к Министерству социального развития <адрес> о признании незаконным решения об отказе в предоставлении государственной услуги "Выдача, замена и прекращение действия социальных карт жителя <адрес>", признании права на получение социальной карты жителя <адрес> и обязании предоставить социальную карту жителя <адрес>,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор <адрес>, действующий в интересах ФИО1, обратился в суд с иском к Министерству социального развития <адрес>, в котором просил: признать незаконным решение от ДД.ММ.ГГГГ об отказе ФИО1 в предоставлении государственной услуги "Выдача, замена и прекращение действия социальных карт жителя <адрес>", признать за ФИО1 право на получение социальной карты жителя <адрес> и обязать предоставить ФИО1 социальную карту жителя <адрес>.

В обоснование заявленных требований прокурор ссылается на то, что прокуратурой <адрес> проведена проверка по обращению ФИО1 об отказе Дубненского управления социальной защиты населения Министерства социального развития <адрес> в предоставлении государственной услуги по выдаче, замене и прекращении действия социальных карт жителя <адрес>. Установлено, что ДД.ММ.ГГГГФИО1 обратилась с заявлением о выпуске социальной карты жителя <адрес>. По результатам рассмотрения указанного заявления ДД.ММ.ГГГГ Дубненским УСЗН МО принято решение об отказе в предоставлении государственной услуги по выдаче, замене и прекращении действия социальных карт жителя <адрес> в связи с получением сведений об отсутствии у заявителя места жительства в <адрес>. Прокуратура <адрес> считает данное решение незаконным, поскольку установлено, что ФИО1 является гражданкой Российский Федерации, зарегистрирована по месту пребывания по адресу: <адрес>, где проживает с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время, что подтверждается соответствующей справкой ОИЯИ. Также, ФИО1 работает с ДД.ММ.ГГГГ в ОИЯИ в должности старшего лаборанта, имеющего высшее образование, Лаборатории физики высоких энергий. Регистрация по месту жительства ФИО1 в каком-либо ином субъекте Российской Федерации отсутствует. Таким образом, <адрес> является местом преимущественного проживания ФИО1, в связи с чем она имеет право на получение Государственной услуги «Выдача, замена и прекращение действия социальных карт жителя <адрес>» в соответствии с Законом -ОЗ. Следовательно, отказ Дубненского УСЗН МО, в предоставлении Государственной услуги нарушает права и законные интересы ФИО1, в связи с чем прокуратура обратилась в суд с настоящим иском.

В судебном заседании прокурор, участвующий в деле – ФИО5 исковые требования поддержала, дала объяснения аналогичные доводам иска.

Лицо, в отношении которого заявлено требование, - ФИО1 – в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, просила о рассмотрении дела в ее отсутствие, исковое заявление прокурора <адрес> поддержала в полном объеме.

Представитель ответчика Министерства социального развития <адрес> - ФИО6 в судебном заседании исковые требования не признала, ссылалась на те обстоятельства, что при вынесении оспариваемого решения истцом ответчику не были представлены документы о регистрации по месту пребывания в <адрес> за период с 2018 <адрес> была предоставлено свидетельство о регистрации по месту пребывания за предшествующие пол года до обращения с заявлением. Кроме того, согласно действующему законодательству государственная услуга "Выдача, замена и прекращение действия социальных карт жителя <адрес>", предоставляется гражданам, имеющим регистрацию по месту жительства на территории московской области. Истец к указанной категории лиц не относится.

Суд, выслушав участников процесса, изучив исковое заявление, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии с преамбулой к <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-ОЗ «О социальной поддержке отдельных категорий граждан в <адрес>», настоящий Закон в соответствии с Конституцией Российской Федерации, законодательством Российской Федерации устанавливает меры социальной поддержки для отдельных категорий граждан, имеющих место жительства в <адрес>.

Согласно п. 28.1 ст. 1 Закона -ОЗ настоящим Законом устанавливаются меры социальной поддержки для граждан отдельных категорий, к которым относятся в том числе лица, достигшие предпенсионного возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины), имеющие страховой стаж, необходимый для назначения страховой пенсии по старости в соответствии с законодательством Российской Федерации, за исключением лиц, указанных в пунктах 28 и 33 настоящей статьи.

Согласно ч. 6 ст. 14.2 Закона -ОЗ лицам, указанным в пункте 28.1 статьи 1 настоящего Закона, предоставляется бесплатный проезд на автомобильном и городском наземном электрическом транспорте <адрес> (автобус, троллейбус, трамвай) по маршрутам регулярных перевозок по регулируемым тарифам по социальной карте жителя <адрес>.

Отнесение ФИО1 к категории граждан предпенсионного возраста подтверждается справкой ГУ-ПФР по <адрес> и <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 14).

Документом, подтверждающим право на бесплатный проезд на автомобильном и городском наземном электрическом транспорте <адрес> (автобус, троллейбус, трамвай) по маршрутам регулярных перевозок по регулируемым тарифам и на железнодорожном транспорте пригородного сообщения, служит социальная карта жителя <адрес>, являющаяся социальным проездным билетом в случае открытия на ней транспортного приложения (далее - социальная карта жителя <адрес>) (ч. 4 ст. 2 Закона -ОЗ).

В соответствии с абз. 1 ст. 11 Закона -ОЗ, его действие распространяется на граждан Российской Федерации, имеющих место жительства в <адрес>, а также на иностранных граждан и лиц без гражданства, имеющих место жительства в <адрес>, социальная поддержка которым установлена законодательством Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Постановление Правительства МО от ДД.ММ.ГГГГ N 600/31 "Об утверждении Положения о социальной карте жителя <адрес>" предусмотрено, что получатель социальной поддержки - гражданин, имеющий место жительства в <адрес> и обладающий правом на получение социальной поддержки в соответствии с законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами <адрес> или муниципального образования <адрес>.

Социальная карта жителя <адрес> - многофункциональная именная пластиковая карта, которая выдается получателю социальной поддержки, зарегистрированному в региональном регистре социальных карт.

Стандарт предоставления государственной услуги «Выдача, замена и прекращение действия социальных карт жителя <адрес>» (далее по тексту – Государственная услуга) установлен Административным регламентом по предоставлению Министерством социального развития <адрес> государственной услуги по выдаче, замене и прекращению действия социальных карт жителя <адрес>, утвержденным Распоряжением Министерства социального развития <адрес> от ДД.ММ.ГГГГРВ-107 (далее по тексту – Административный регламент).

В соответствии с п. 13.1.2 одним из оснований для отказа в предоставлении Государственной услуги является несоответствие категории Заявителя кругу лиц, указанных в пункте 2 Административного регламента.

Согласно п. 2.1. Административного регламента лицами, имеющими право на получение Государственной услуги, являются граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, в том числе беженцы, зарегистрированные по месту жительства на территории <адрес>.

Судом установлено, что согласно анкете-заявке на выпуск социальной карты жителя <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-ФИО1 обратилась с заявлением о выпуске социальной карты жителя <адрес> (л.д. 12-13) с предоставлением соответствующих документов.

Решением Министерства Социального развития <адрес> в лице Дубненского управления социальной защиты населения от ДД.ММ.ГГГГФИО1 отказано в предоставлении государственной услуги "Выдача, замена и прекращение действия социальных карт жителя <адрес>", поскольку заявитель не соответствует кругу лиц, имеющих право на получение государственной услуги с разъяснением заявителю, что социальная карта жителя московской области предоставляется гражданам РФ, имеющим место жительства в московской области (л.д. 11).

Вместе с тем, суд не может согласиться с указанными доводами по следующим основаниям.

Как следует из представленных материалов дела ФИО1 является гражданкой Российский Федерации, что подтверждается копией паспорта (л.д. 7-8).

Как следует из представленных копий свидетельств о регистрации по месту пребывания от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 15) и от ДД.ММ.ГГГГФИО1 зарегистрирована по месту пребывания по адресу: <адрес>ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, что, в том числе, подтверждается ответом на запрос, представленным ОМВД России по г.о. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 21).

Как следует из справки о трудовой деятельности , выданной Объединенным институтом ядерных исследований, от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работает на основании трудового договора в ОИЯИ. В настоящее время занимает должность старшего лаборанта в Лаборатории физики высоких энергий, имеет высшее образование.

Из справки от ДД.ММ.ГГГГ, выданной старшим инспектором УГРК ОИЯИ следует, что ФИО1 проживает в <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время.

В материалы гражданского дела, также, представлены договоры найма жилого помещения по адресу: <адрес>, заключенные на период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ

В соответствии со ст. 20 ГК РФ и ст. 2 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства в пределах Российской Федерации" под местом жительства понимается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.

В силу статьи 2 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 5242-I "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" место пребывания - гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, туристская база, медицинская организация или другое подобное учреждение, а также жилое помещение, не являющееся местом жительства гражданина, - в которых он проживает временно. Место жительства - жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и другие), а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Согласно статье 3 Закона Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом вводится регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, Конституциями и законами республик в составе Российской Федерации.

На основании указанных положений Гражданского кодекса Российской Федерации и ФЗ "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства в пределах Российской Федерации" регистрация не входит в понятие "место жительства", а является лишь одним из доказательств, подтверждающих факт нахождения гражданина по месту пребывания или по месту жительства. Таким образом, отсутствие регистрации по месту жительства не исключает возможность установления судом места жительства гражданина на основе других доказательств, не обязательно исходящих от органа регистрационного учета.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от ДД.ММ.ГГГГ N 619-О-П, на основании ранее высказанных в его постановлениях позиций, регистрация, в том смысле, в каком это не противоречит Конституции Российской Федерации, является лишь предусмотренным федеральным законом способом учета граждан в пределах Российской Федерации, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства, при отсутствии регистрации место жительства гражданина может устанавливаться судом общей юрисдикции на основе различных юридических фактов.

В соответствии с частью 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами (статья 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

В силу части 3 статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

Принимая во внимание то обстоятельство, что ФИО1 является гражданкой Российской Федерации, регистрации по месту жительства у ФИО1 в каком-либо ином субъекте Российской Федерации не имеется, фактическим местом жительства является жилое помещение, расположенное в <адрес>) с правом регистрации по месту пребывания, в другом регионе ФИО1 не получает льготы, отказ Министерства социального развития <адрес>ФИО1 в предоставлении Государственной услуги «Выдача, замена и прекращение действия социальных карт жителя <адрес>» в соответствии с Законом -ОЗ нарушает права и законные интересы ФИО1

Таким образом, постоянное проживание ФИО1 на территории <адрес> подтверждается материалами дела и установлен судом, в связи с чем, довод представителя ответчика о том, что у истца – ФИО1 отсутствует регистрация по месту жительства на территории <адрес> суд считает несостоятельным.

Вместе с тем, суд считает, что не имеется оснований для удовлетворения исковых требований о признании незаконным решения об отказе в предоставлении государственной услуги "Выдача, замена и прекращение действия социальных карт жителя <адрес>" по следующим основаниям.

Как указано выше, Министерство социального развития <адрес>, как орган исполнительной власти, обязывает предоставить заявителя документы, в том числе, сведения, подтверждающие место жительства на территории <адрес>.

Право оценивать доказательства на их допустимость и относимость предоставлено в соответствии с нормами ГПК РФ только суду.

Из документов, которые представила истец ДД.ММ.ГГГГ ответчику для получения услуги, усматривается, что она не представила сведения о месте жительства на территории <адрес>, а представила документ о регистрации по месту пребывания на территории <адрес>.

Таким образом, поскольку на дату подачи заявления о предоставлении услуги "Выдача, замена и прекращение действия социальных карт жителя <адрес>" истец не представила документы о проживании на территории <адрес>, то Министерством социального развития <адрес> было принято обоснованное решение от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в предоставлении государственной услуги "Выдача, замена и прекращение действия социальных карт жителя <адрес>".

Однако, поскольку в ходе рассмотрения дела установлено, что истец фактически проживает в <адрес>, то суд приходит к выводу, что истец имеет право на получение социальной карты жителя <адрес>.

С учетом изложенного, суд отказывает в удовлетворении исковых требований о признания незаконным решения Министерства социального развития <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ об отказе ФИО1 в предоставлении государственной услуги "Выдача, замена и прекращение действия социальных карт жителя <адрес>".

Вместе с тем, суд считает надлежащим признать за ФИО1 право на получение социальной карты жителя <адрес> и обязать Министерство социального развития <адрес> предоставить ФИО1 социальную карту жителя <адрес>.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора <адрес>, действующего в интересах ФИО1, к Министерству социального развития <адрес> о признании незаконным решения об отказе в предоставлении государственной услуги "Выдача, замена и прекращение действия социальных карт жителя <адрес>", признании права на получение социальной карты жителя <адрес> и обязании предоставить социальную карту жителя <адрес> – удовлетворить частично.

Признать за ФИО2 право на получение социальной карты жителя <адрес>.

Обязать Министерство социального развития <адрес> предоставить ФИО1 социальную карту жителя <адрес>.

В удовлетворении исковых требований прокурора <адрес>, действующего в интересах ФИО1, к Министерству социального развития <адрес> о признании незаконным решения об отказе в предоставлении государственной услуги "Выдача, замена и прекращение действия социальных карт жителя <адрес>" от ДД.ММ.ГГГГ- отказать.

Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Дубненский городской суд в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме.

Судья: подпись

Решение суда изготовлено в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ.

Судья: подпись